Разряды местоимений в русском языке. Личные местоимения Урок по теме личные местоимения

Й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания. Спишите текст. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.

Родная земля

Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.

Й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания.

Родная земля

Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

Грамматические задания.

1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.

2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.



Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте местоимения.

2. Спишите. Определите лицо, число, падеж местоимений, запишите их в скобках.

Переехать её (...), встречаться с тобой (...), поклониться вам (...), говорить обо мне (...).

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.

С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте все местоимения.

2. Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.

Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).

У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.

3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.

С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).

4. Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений.

1) Юрий занимается коньками. Юрий приходит на стадион два раза в неделю.

2) Валя с подругой занимаются гимнастикой. Она нравится ей.

Задания по теме «Глагол»

Й уровень

Спишите текст.

Грамматическое задания. В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»

Жизнь под снегом

Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее.

Й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания.

1. В третьем предложении подчеркните глагол.

2. Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.

Жизнь (...?) сохраняется, весна (...?) наступит, морозы (...?) погубили, ты (...?) увидишь.

Жизнь под снегом

Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег - плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.

Й уровень

Диктант (текст тот лее).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глаголы в первом предложении.

наступает, снегом.

3. Определите лицо и спряжение глаголов, выделите их окончания. Ходит, сохраняют, сходишь, замерзаем, начнёте.

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.

2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число. Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху,

наступает, снегом.

3. Запишите глаголы, вставляя пропущенные гласные. Определите лицо и число глаголов.

Тревожите, скаж.шь, ката...мся, крут..тся.

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.

2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число и, если можно, лицо и род.

Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху, наступает, снегом, раскопаю, зимовала, раскопка.

3. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Запишите глаголы парами, вставляя пропущенные буквы.

Образец: смотрим - смотреть. Тревож./ге, скаж..шь, ката...мся, крут..тся.

4. Спишите, вставляя пропущенные окончания.

Тепло сохранил..сь. Ростки пробивал..сь. Температура поднимал..сь.

Задания по темам «Имя числительное. Наречие»

Й уровень

Спишите текст. Грамматическое задание. Во втором предложении подчеркните слова, которые можно записать числами.

Весенние приметы

В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля.

Й уровень

Диктант

Грамматические задания.

Весенние приметы

В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля. На отдельных кочках робко показалась первая травка. Вот и озеро. Мы идем к берегу. Справа у берега лед уже тонкий. Наступать на него опасно. Весело прочирикала маленькая птичка. Она радуется теплому солнцу, приходу весны.

И нам хорошо теплым весенним днем!

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте числительные.

2. В последнем предложении найдите наречие, поставьте к нему вопрос и запишите его сверху.

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

3. Подберите к существительным числительные, а к глаголам - наречия, запишите.

Лет, ... года, ...берегов, ...берега.

Строить..., писать..., свернуть..., шагать....

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте числительные прямой линией, а наречия - волнистой.

2. Выберите из перечисленных слов числительные и запишите их в левый столбик, наречия - в правый.

Пять, новый, быстро, триста, снова, девятнадцатый, далеко, количественный, счёт, часто, взошло, миллион, сзади, первый, две седьмых, вчера.

Подпишите количественные числительные буквой «к.», порядковые - буквой «п.». Определите, что обозначают наречия - время, место или способ действия, подпишите: «вр.», «м.», «сп.д.».

3. Составьте и запишите одно предложение с числительным, другое - с наречием.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Занов.., наскор.., издавн.., досух.. .

5. Запишите числа словами: 400, 950, 87, 220, 368.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Конспект урока по русскому языку

на тему:

«Личные местоимения»

Подготовила студентка 3 курса

факультета дошкольного и начального образования

Мирошниченко Алина Андреевна

Армавир, 2017

Тема : «Личные местоимения (общее представление)»

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Цель урока : познакомить с новым языковым понятием - местоимение

Задачи урока :

Ознакомление учащихся с новой частью речи - местоимение.

Формирование представления о роли местоимений в речи.

Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи - имени существительном.

Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

Ожидаемые результаты :

Предметные:

Распознавать местоимения среди других слов в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные:

Познавательные : обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией в учебнике;

работать с моделями;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные : обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные :

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

формирование положительного отношения к предмету - русский язык.

Основные понятия : местоимение, имя существительное.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Л.Ф. Климанова, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну тайн попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Тайну нашу отгадай.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой.

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Слайд 1 .

Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель : познакомить учащихся с новым понятием и его признаками

1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового ЯП

1.1. Ребята, посмотрите на доску.

Перед вами словарные слова, вставьте пропущенную букву и выделите орфограммы. Определите часть речи.

Громный, г..зета, ..сина, г..лубой, в..лшебный, р..исун..к, ..рех, д..рога

Теперь возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его.

Хорошо, молодцы! Среди словарных слов спряталось новое слово, узнать вы его сможете, соединив первые буквы имен существительных.

Какое получилось слово?

Запишем его с комментированием.

Подумайте над лексическим значением этого слова.

Давайте назовем грамматические признаки слова город

Что такое имя существительное?

Как вы определили род слова город?

Молодцы!

Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли. Каждый из вас о себе будет говорить - .. ; если вас много, скажите .. .., а к взрослому человеку- .. . .. или...; если их много - ... А пока прощайте!

- Вам понравился рассказ?

записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму, определяют часть речи.

Проверяют друг друга.

Получилось слово город.

Записывают слово и комментируют.

- Город - населенный пункт, место жительства людей.

- Город (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч., И.п.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Чтобы определить род, нужно использовать слова помощники: он мой, она моя, оно мое.

В данном случае мы подставляли он мой - город м.р.

Слушают рассказ

Нет, было не понятно, какие имена дал мудрец людям.

Слайд 2

1.2. Коллективное решение поставленной УЗ путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков

1.2 . - Давайте прочитаем еще раз, ту часть, где мудрец раздавал имена и отредактируем.

Что получилось?

Скажите, теперь вам нравится рассказ?

Какие слова дал людям мудрец?

Что это за слова?

Давайте начертим схему-правило.

Ребята, скажите, что объединяет, все новые слова?

Догадались, как они называются?

Хорошо, впишите название в схему.

А что за особенность у них?

Запишите под первой стрелкой.

Если они указывают на лицо, которое участвует в речи, то как можно назвать такие местоимения?

Скажите, они указывают только на людей, которые участвуют в речи?

А если я укажу на цветок и скажу: «Он очень красивый»

Какой признак мы должны записать?

Хорошо, запишите его.

Читают отрывок

Каждый из вас о себе будет говорить - Я ; если вас много, скажите МЫ . Обращаясь к своему товарищу, говорите ТЫ, а к взрослому человеку - ВЫ . Рассказывая о своем друге или подруге, говорите ОН или ОНА; если их много - ОНИ. А пока прощайте!

Да, теперь понятно

Я, мы, ты, вы, она, она, они.

Мы не знаем/ мы не знаем

Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного

Местоимение

Они указывают на людей, которые участвуют в речи, но не называют их имени.

Личные местоимения

Еще они указывают на предметы.

Слайд 3

К доске выходит ученик и рисует модель нового языкового понятия: поясняя, что прямоугольник - это новое неизвестное понятие, а стрелочки-признаки.

Заполняется схема

Местоимение

Слова,которые

указывают на

лицо или предмет,

не называя его

1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

1.3. Давайте обратимся к нашей схеме и составим правило.

Кто сможет его составить?

Все согласны с определением?

Кто еще хочет рассказать его?

А теперь, давайте все вместе проговорим определение.

Местоимение - это слова,которые указывают на

лицо или предмет, не называя его

Да

(говорят все вместе)

1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

1.4. Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 47 и прочитаем определение.

Кто прочитаем его?

Сравните его с нашим определение.

Давайте добавим это к нашей схеме.

Составьте, опираясь на схему определение.

Кто еще может рассказать?

Какие вы молодцы!

Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило. Я приготовила небольшой тест. Откройте свои блокноты и записывайте ответы. Внимание на доску.

1.С какой частью речи мы познакомились?

2. Перечислите местоимения

3. .Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

А) вместо глаголов

В) вместо имён прилагательных

4. На что указывают местоимения?

А) на падеж

Б) на род

В) на предмет или лицо

5. Что не является местоимением?

А) они Б) мы В) от

6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода?

А) она Б) оно В) он

Ответы:

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки - не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Читают определение:

Слова я, ты, вы, он, она, они называются местоимениями. Эти слова указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение - самостоятельная часть речи.

Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще говорится что « Местоимение - самостоятельная часть речи».

(Учащиеся рассказывают правило)

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Работа в учебнике на стр.47 (чтение правила)

Слайд 4

Слайд 5-7

На слайдах викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов.

II .Первичное закрепление

Цель : проверка усвоения полученных знаний

2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Физминутка:

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

2.1. Выпишите из стихотворения местоимения.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-Давайте проверим.
2. Запишите предложения, употребляя местоимения в скобках в нужном падеже.
1)Я приготовил подарки для (ты, вы, он,она,они).
2)Мы собрались в гости к (ты, вы, он,она,они).
3)Мы учимся с (ты, вы, он,она,они).
4)Я побежал за (ты, вы, он,она,они).
5)Мы заботимся о (тебе,вас, он,она,они).

3. Добавьте недостающие местоимения.

1 вариант. Сделаем вместе, а второй сделаете сами.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Обменяйтесь с соседом по партии и проверьте.

4. И последнее задание, вам нужно разделиться на группы и составить рассказ по картинке. Используя вместо существительных местоимения.

Давайте проверим, что получилось?

Выполняют физкультминутку

Читают стихотворение и выписывают местоимения.

Я, ты, он, я, мы, я, ты, мы

Я приготовил подарки для (кого?) тебя, вас, него, нее, них

Мы собирались в гости к (Кому?) тебе, вам, ней, нему, ним

И т.д. (по очереди проверяем)

1 Вариант

Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?

Проверяют друг друга.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

2.2. Подведение итогов и рефлексия

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями. За урок вы стали мудрее и ответите на вопросы.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Почему эта часть речи получила такое название?

Посмотрите на слайд и оцените свою работу по плану.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями.

Домашнее задание будет на страничке 48, упр.85. Дан текст, вы должны его прочитать, найти недостатки и изменить.

А так же взять какую-нибудь небольшую сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку.

Вам понятно домашнее задание?

Тогда наш урок подошел к концу. я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ!

Знакомились с понятием - местоимение.

Потому что она заменяет существительное и становится на его место.

Записывают домашнее задание

Да.

Слайд 13

Слайд 14



2.Написать слова по началу: 1.Гал Ку Гос Кон Нац


3.Угадать слово по данному концу тория кация станция дром граф.



Закрепление. Прочитать стихотворение. 1.Вставить пропущенные буквы. 2.Найти местоимения 2 лица,указать падеж. И в самом обычном наряде Мила ты,Отчизна, до слё-. К лицу тебе русые пряди Твоих ненаглядных берё-. К лицу тебе сне- твой алмазный, Твой каждый р-машковый лог. А как м-л-дит тебя красный Октябрьского знамени шёлк. (Л. Татьяничева).





























Вопросы и задания: Какие два местоимения мешают движению на дорогах? Какие два местоимения мешают движению на дорогах? Сколько личных местоимений в слове семья? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. - Чем отличаются местоимения от существительных? - Чем отличаются местоимения от существительных? - Почему называются личными? - Почему называются личными?


Ответы: Ямы Ямы Семь Семь Тыква Тыква ящик ящик (не называют предмет, а только указывают на него). (не называют предмет, а только указывают на него). (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи). (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи).



\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Личные местоимения"

(образ. сист. "Школа 2100", учебник "Русский язык для 3 кл.", часть 2, стр.56; авт.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В)

Материал разработала и прислала: Цицилина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ Лицей № 90 город Краснодар E-mail автора: [email protected]

Тема: Личные местоимения.

Цели:

  • - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • - познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
  • - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
  • - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование: выставка мини-сочинений с портретами "Мой друг и я" под названием "Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут"; иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны; демонстрационные и индивидуальные карточки-задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона, открытки, сделанные ребятами, - подарок гостям.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Эпиграф к уроку (на доске).

Учитель. Год 2007 объявлен годом русского языка, не только в России, а ещё в 45 странах мира, где интересуются русским языком. Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

2.Повторение изученного материала.

1) Запись даты урока.

Второе февраля.(Вторник, вторит, февраль). Классная работа.

2) Уч-ся рассказывает стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

(Для учителя: Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Отдельную группу составляют междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Они имеют различные морфологические признаки. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.)

Учитель. Обобщите, пожалуйста, сказанное - расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник стр.55, 56) .

3) Сообщение предварительной темы урока.

Учитель. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись"…местоимения").

3. Изучение нового материала.

1) Проблемная ситуация.

Учитель. Послушайте диалог.

Уч-ся (разыгрывают сценку).

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь? - Да, хорошо. - Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома? - Нет, её нет. - А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

Учитель. Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо" ). Юля, а как бы ты назвала себя и Адама одним словом? (Мы) .

("1-е лицо") .Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты) . На Адама указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо ).

Юля, а как бы ты обратилась к Адаму, Вове, Кате, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо" ).

А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы ). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Юля и Адам говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя - она, Вова - он ("3-е лицо ").

Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Адама одним словом-местоимением? (Они ) ("3-е лицо ")

А каким словом назвать окно? (Оно ) ("3-е лицо ").

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Уч-ся читает стихотворение:

Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

2) Сообщение темы урока.

Учитель. Тема нашего урока: "Личные местоимения". (Открывается на доске).

3) Закрепление новой темы.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

  • 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
  • 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике (стр.57).

Уч-ль вешает таблицу "Личные местоимения", убирает наборное полотно с карточками.

Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?

Уч-ся.

Он, Она, Оно. Моё стихотворение - Про местоимения… Утром - Так заведено - Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар - птицей… А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, - Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл - плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Уч-ся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску).

4) Работа в тетрадях.

Массаж кистей рук.

  • 1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
  • 2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.
  • 3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
  • 4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

Словарная работа.

Учитель. Запишите слова-отгадки, вместо каких местоимений 3-го лица единственного числа они употребляются.

он она оно месяц луна солнце … … …

Учитель. Какие из этих слов являются словарными? (Месяц).

Учитель. Запишите ещё по два словарных слова - существительных в каждый столбик. Можно, по желанию, больше слов.

Укажите род слов в каждом столбике.

Учитель. А к какому столбику относятся слова: кофе, туфля, шампунь, какао, кенгуру, мозоль, тюль, мозоль; брюки, каникулы, санки?

Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Учитель (показывает иллюстрацию с цветами) . Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы - они, ромашка - она, лютик - он и т.д) .

Учитель: запишите как можно больше пар - существительных и местоимений, их заменяющих.

"Четвёртое - лишнее".

Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог) Но, оно, она, они (союз) Я, Яна, ты, вы (существительное, имя) Он, она, они, оно (мн.ч.) Мы, я, вы, они (ед.ч.) Он, она, они, мы (1-е лицо)

Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три Я пою и ты поёшь Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Самостоятельная работа.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка.

Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.

Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

Шарады.

Первый слог - личное местоимение, Второй - детская болезнь. А целое - тот предмет, который Выбрасывают, когда он нужен И поднимают, когда он не нужен. Что это? (Я - корь). (Картинка с подписью)

Хитрые вопросы.

  • 1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
  • 2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
  • 3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

Ребус. 7 я (семья)

Итог урока.

Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

А на следующем уроке мы будем учиться правильно изменять - склонять личные местоимения: "Я горжусь им или ним? Мы с ними или ими дружим?"

Отметки за урок.

Учитель. Ребята, вы меня порадовали своими домашними сочинениями на тему "Мой друг и я", ставя местоимение я на второй план по значимости и частоте употребления.

Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"

Подарки гостям (вручаются под запись песни "Вместе весело шагать") - открытки - солнышки с сердечками, с надписью "Я+Я= МЫ

Использована литература:

  • 1.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004, стр.118.
  • 2.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО "Издательство Астрель" : ООО "Издательство АСТ", 2002, стр.178.
  • 3.Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995, стр.205.

>>Русский язык: Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

Теория А

МЕСТОИМЕНИЕ -- самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте: существительные, прилагательные или числительные.

Разряды местоимений

Практика А

Местоимения помогают объединять простые предложения в сложные, соединять предложения в связный текст, избегать нежелательных повторов.

1. Определите, какие слова в тексте «замещают» выделенные местоимения. Какова роль местоимений в тексте (в речи)?

Похитив огонь с неба, легендарный герой Прометей принёс его людям. Затем он научил их счету, чтению, письму, ремёслам и искусствам ... Так утверждают древнегреческие мифы и легенды.

2. Ребята, вы, конечно же, отметили интересную закономерность: все предыдущие части речи, изученные вами, длиннее местоимений. Представьте, как длинна была бы наша речь, если бы не было местоимений. Перед вами текст с недочётами. Устраните их.

Ваня любит, когда шумят деревья. Ваня идёт и слушает, как деревья переговариваются. Разговор деревьев понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся. Это значит - будет погожий день. А в другой раз деревья как загудят, заволнуются - жди ненастья. Деревьям сверху видней, что на небе делается.

3. Определите, какую часть речи могут заменить данные местоимения. Свою мысль обоснуйте.

A. Он, что, кто, некто, ничто.
Б. Мой, твой, сам, весь, любой, никакой, некий.
B. Столько, сколько?

Теория Б

ЛИЧНЫЕ местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи: я, мы - местоимения первого лица, указывают на говорящего; ты, вы - второго лица, указывают на собеседника; он, она, оно, они - третьего лица, указывают на того, о ком или о чём говорят. Личные местоимения изменяются по падежам и числам. Местоимение он , кроме того, изменяется по родам.

Обратите внимание!

При официальном, вежливом обращении к старшему или малознакомому человеку вместо местоимения ты используют местоимение вы (Вы): Сообщите, пожалуйста, когда я могу с Вами встретиться .

Склонение личных местоимений

Практика Б

4. Найдите в тексте личные местоимения. Свой выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы.
На что указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?

Береста защищает берёзу от множества невзгод. Её верхний белый слой отражает в знойные дни палящие лучи солнца, не позволяя перегреваться стволу. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от проникновения в него влаги и микробов, а в зимнюю пору - от лютых морозов. Летом стволу необходим для дыхания кислород. Как же он проникнет через прочную, казалось бы, непроницаемую бересту? Обратите внимание на узкие чёрточки, идущие поперёк ствола. Это так называемые чечевички - своеобразные форточки, через которые дышит ствол. Летом форточки открыты, и через рыхлую ткань свободно проходит кислород. На зиму они закрываются - рыхлая ткань чечевичек заполняется особым веществом, делающим их непроницаемыми. Поэтому более прочной береста бывает в весеннюю пору, когда её чечевички ещё закрыты.
(Г. Федотов )

5. Поставьте местоимения в нужной падежной форме.

Это (я, ты, он) - Андрей.
У (я, ты, он) есть разные виды кактусов.
Оля подарила (я, ты, он) новый вид кактуса.
Дима ждёт (я, ты, он) в парке.
Дима гуляет с(о) (я, ты, он) по лесу.
Петя вспоминает о(бо) (я, ты, он).

6. Ответьте на вопросы, употребляя личные местоимения в заданной форме.

Для кого ты купил эту книгу? За кем он идёт? К кому мы идём? С кем ты занимаешься? О ком они говорят? Есть ли у Вас документы? Кого ты благодаришь за подарок?

Теория В

ВОЗВРАТНОЕ местоимение себя указывает на отношение к действующему лицу (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение получило название возвратное ).

Обратите внимание на склонение возвратного местоимения.
И. - В. себя
Р. себя Т. собой (-ою)
Д. себе П. (о) себе

Практика В

7. Вместо пропусков вставьте возвратное местоимение в нужной падежной форме.

Эгоист всегда думает о... . Он работает у... дома. Он снял с... пальто. Я покупаю... тетради. Мы выбираем... ж место для отдыха. Я чувствую... хорошо. Сегодня они довольны.... Возьмите нас с... . Он часто рассказывал о... .

8. Прочитайте фразеологизмы с местоимением себя . Придумайте с ними предложения.

Себе на уме, ничего себе, само собой, не в себе, про себя.

9. Переведите на русский язык.

Bін завжди впевнений у coбi. Мати купила coбi туфлі. Він поставив валізу біля себе. Ми купуємо coбi телевізор. Як ви себе почуваєте? Оля поклала книгу перед собою. Вони взяли дітей із собою. Мати часто забуває про себе.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Книги, учебники, конспекты на помощь учителю и ученику, русский язык тесты , календарно-тематическое планирование, сборник сочинений по русскому языку, всё для подготовки к открытомы уроку, домашняя работа, вопросы и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей