Методика обучения музыке. Пальчиковые игры с потешками Первый палец боковой называется большой

Учителем-логопедом работаю много лет, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры с пальчиками. Они увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности ребёнка.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Эти игры, как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр с пальчиками дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Вашему вниманию предлагаются игры с пальчиками, подобранные в соответствии с определённой лексической темой, изучаемой с детьми. Надеюсь, что это значительно облегчит работу логопеда, так как поиски такого рода речевого материала требуют много сил и времени.

Пальцы ловкими хотят
Быть у всех моих ребят,
Пальцам мы сейчас поможем,
Упражнения предложим:

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.

Поочерёдно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом.

Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик
старательный,
Не зря называют его
указательным.
Третий твой палец как раз
посредине,
Поэтому средний дано ему
имя.
Палец четвёртый зовут
безымянный,
Неповоротливый он и
упрямый.
Совсем как в семье, братец
младший – любимец,
По счёту он пятый,
Зовётся мизинец.

У девочки Зиночки

Дети делают ладошки «корзиночкой»

Овощи в корзиночке;
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Ягоды – это крыжовник, Ук. пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке.
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец. Поднимают плечи, удивляются.
Что это значит?
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперёд.

Я корзину в лес беру, Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»
Там грибы я соберу. Разводят ладошки в стороны и снова соединяют.
Удивляется мой друг: Показывают удивление, поднимая плечи вверх.
«Сколько здесь грибов
вокруг!»
Разводят руки в стороны.
Подосиновик, маслёнок Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
Подберёзовик, опёнок,
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу, Большой палец левой руки оставляют, грозят им.
Пусть останется в лесу!
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца.
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот.
Солнышко греет уже еле-еле; Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы обеих рук (на каждую примету).
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – Руки сжимают в замок.
Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.
Тили-тили, тили-тили – Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют»
Есть у курицы цыплёнок,
Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши Показывают пальчики, играя ими.
Все красивы, хороши!
Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем.
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Довольна корова своими телятами, Показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших
Овечка довольна своими
ягнятами,
Кошка довольна своими
котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими
козлятами,
А я довольна своими ребятами! Показывают на себя и разводят ладони в стороны.
За мамой слонихой шагает слонёнок, Поочерёдно из кулачков разжимают пальцы то
левой, то правой руки, начиная с большого пальца.
За крокодилихой – крокодилёнок,
За львицей шагает маленький львёнок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебрёнок.
За кем же торопится каждый ребёнок? Показывают обе ладошки и указывают на себя.

ПОДСКАЖИТЕ, пожалуйста, ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С НАЗВАНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ РУК. Спасибо.

Олеся

Пять пальцев на руке твоей, назвать по имени сумей:

Первый палец - боковой. называется большой;

Палец второй - указчик старательный, не даром называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ/;

Третий твой палец, как раз,посредине поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя;

Четвёртый твой палец зовут безымянный, неповоротливый он и упрямый;

Совсем, как в семье/, братец младший любимец, по счёту он пятый, зовётся....


˜”*° Ольга

Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить

Вот большой, а это среднийй, безымянный и последнии-

Наш мизинчик- малышок, У -У -У! Указательный забыли!!!(грозим указательным),

Чтобы пальцы дружно жили, надо их соединять, и движенья выполнять (здороваются одноименные пальцы обеих рук)


Ирина

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Ну, а этот - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.


Светлана

В ГОСТИ К ПАЛЬКУ БОЛЬШОМУ,

ПРИХОДИЛИ ПРЯМО К ДОМУ,

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ И СРЕДНИЙ, БЕЗЫМЯННЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ (поощередное соединение пальцев с большим)

САМ МИЗИНЧИК- МАЛЫШОК ПОСТУЧАЛСЯ НА ПОРОГ (по тексту)

ВМЕСТЕ ПАЛЬЧИКИ- ДРУЗЬЯ! (сжимаем в кулачок- разжимаем) ДРУГ БЕЗ ДРУГА ИМ НЕЛЬЗЯ! (указательным пальцем)


Наталья

Пальчиковая гимнастика из "Речецветика" Ванюхиной

Идут четыре братца (поднять четыре пальца вверх)

навстречу старшему (поднять большой палец).

Здорово, большак,- говорят.

Здорово, Васька - указка;

Мишка - серёдка,

Гришка - сиротка,

Да крошка Тимошка!

(Попеременно соединять большой палец с остальными).


Настена

На работу.

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все - "Ура!"

На работу им пора.

(Сжать все пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов "Встали братцы все..." - широко расставить пальцы в стороны).


Настена

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что все это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил: -

Может, хочешь кушать?

А Большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

(Перевод И. Токмаковой)

(Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга).


Ирина

не совсем названия пальцев, но суть отражает (взято из пальчиковых игр по методике Железновых):

Этот пальчик самый толстый у меня

Это самый ловкий пальчик у меня

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня

Вместе с ним танцуют все его друзья.

А вот этот пальчик лодырь у меня

Вместе с ним танцуют все его друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев - дружная семья

И когда они танцуют, танцую с ними я!


ДИНА

«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.Строим стенку,

Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой
(мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх,
внутренняя поверхность ладоней обращена к груди),
поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю»,
имитируя кирпичную кладку.

2.Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз.
Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев,
скаты – ладони и предплечья.


ДИНА

Ручки сжаты в кулачки. Поочередно поднимать пальчики, полностью раскрывая в итоге ладошку.

Этот пальчик - дедушка (большой)

Этот пальчик - бабушка (указательный)

Этот пальчик - папочка (средний)

Этот пальчик - мамочка (безымянный)

Этот пальчик - я (мизинчик)

Вот и вся моя семья (Хлопать в ладоши)


Татьяна

ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК НЕПОСЕДА (руки лежат на столе, вверх поднимается большой палец правой руки 4 раза.) -ГДЕ ТЫ БЕГАЛ, ГДЕ ОБЕДАЛ? (...палец левой руки). Я С МИЗИНЦЕМ ЕЛ КАЛИНКУ.(соед-ть большой палец с мизинцем) С БЕЗЫМЯННЫМ ЕЛ МАЛИНКУ. ЕЛ СО СРЕДНИМ ЗЕМЛЯНИКУ, С УКАЗАТЕЛЬНЫМ КЛУБНИКУ! МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?(большой палец левой руки 4 раза сгибается) -ДОЛГО ПО ЛЕСУ БРОДИЛ! (большой палец правой руки 4 раза сгибается).


Татьяна

Знакомство с пальчиками

(ладошки с растопыренными пальчиками лежат на столе).

По ходу диалога постукивать названными пальчиками.

Пальчик, пальчик, как тебя зовут?

Большой. и т.д.

ответы с разной интонацией: большой - низким голосом, указательный - строго, средний - добрый, безымянный - печально, мизинчик - весело и задорно.


Наталья

ЗА СЛИВАМИ.

Толстый палец,БОЛЬШОЙ в сад за сливами пошёл,

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога указал ему дорогу.

СРЕДНИЙ палец -самый меткий,он сбивает сливы с ветки,

БЕЗЫМЯННЫЙ -собирает,

А МИЗИНЧИК-господинчик в землю косточки бросает.


**

Ладони с плотно сжатыми пальчиками соеденены вместе.

УТРО НАСТАЛО. СОЛНЫШКО ВСТАЛО (ладони сжаты, раздвинуть пальчики-лучики). Далее поочередно массируя кончик каждого пальца на левой руке приговариваем - ВСТАВАЙ БОЛЬШАК, ВСТАВАЙ УКАЗКА, ВСТАВАЙ СЕРЕДКА, ВСТАВАЙ БЕЗЫМЯННЫЙ, ВСТАВАЙ МИЗИНЧИК.

Затем повторяем для правой руки.


При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в ходе физкульт-минуток.

Сорока
1 вариант
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала - Он еще маленький.

2 вариант
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор - кашу на стол.
Этому дала на тарелочке, этому на блюдечке,
Этому в чашке, этому в мисочке.
А этому не дала. Ты дров не таскал,
Ты воды не носил, ты каши не варил.
Вот тебе ложечка - свари себе кашку.

Пальчики
(сгибать пальчики по очереди, начиная с большого)
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький - шалун
Все, все, все съедает.

(Пальцы левой руки - человечки. Накаждый палец надевается шляпка, склееная из бумаги. Указательным паьцем правой руки показывают на каждый палец левой руки, начиная с большого)
Пять человечков
Человечки в лес пошли, .
Всего их было пять,
Пасхального зайца они
Хотели там поймать.
Первый - толстяк, ворчливый был,
На бочку очень похож.
Он недовольно говорил:
«Где зайца тут найдешь?»
Второй: «Вот он, вот он!» - кричал,
А третий - длинный, рыжий,
Трусливо плача, отвечал:
«Нигде его не вижу!»
Четвертый так сказал: «Друзья,
Мне кажется все глупым.
Обратно возвращаюсь я,
Не быть бы мне надутым».
А самый маленький, чудной,
Ну кто бы мог подумать,
Поймал он зайца и домой
Принес на зависть людям!

Дружные пальчики
(Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медделнно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху)
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот - средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот - указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.

Пять маленьких братьев
(Выполнять движение пальцами по кругу соласно тексту)
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой -
Называется большой.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий твой палец - как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший - любимец.
По счету он пятый
Зовется мизинец.

В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя!

Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот все глядел.

Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!

Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.

Гусь
- Где ладошки? Тут? (Спрятать руки за спину)
- Тут!
- На ладошках пруд? (Протянуть руки вперед ладонями вверх)
- Пруд!
- Палец большой - это гусь молодой (Протянуть руки вперед ладонями вверх)
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Этот палец печь топил,
Этот палец суп варил.
Полетел гусь в рот, (Разжать кулаки, поднять руки вверх)
А оттуда - в живот! (Встряхнуть кистями

Первые аппликатурные навыки

Для того чтобы перейти к следующему этапу обучения, необходимо познакомить детей с цифрами. Как я это делаю? Можно положить ручки малыша на чистый лист бумаги и обвести карандашом. Потом поставить около контура каждого пальца пластмассовую цифру: левая рука - черные цифры, правая - розовые (нужно выбрать те цвета, которые не задействованы в обозначении нот). Тогда изучение цифр от единицы до пятерки станет одновременно и обучением первым аппликатурным навыкам. Ребенок разглядывает нарисованные руки, смотрит на цифры, а я читаю ему стишок «Про пять пальцев» из сборника Л.Хереско: Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. ПЕРВЫЙ палец - боковой -Называется БОЛЬШОЙ.

Палец ВТОРОЙ -Указчик старательный, Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

ТРЕТИЙ твой палец -Как раз посредине. Поэтому СРЕДНИЙ Дано ему имя.

Палец ЧЕТВЕРТЫЙ Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ, Неповоротливый он И упрямый.

Совсем как в семье, Братец младший - любимец. По счету он ПЯТЫЙ, Зовется МИЗИНЕЦ.

Читая стихотворение, перекладываю пластмассовые цифры с рисунка на пальчики малыша. А потом следует множество различных комбинаций, сочетаний этих пяти цифр. Ребенок довольно скоро усваивает и изображение цифры, и то, какая цифра какому пальцу принадлежит. Многие дети зрительно легко запоминают порядок расположения цифр и безошибочно расставляют цифры в правильном порядке: каждому пальчику - нужная цифра. Но для того чтобы узнавание стало сознательным, нужно еще тренироваться, играя в специальные игры.

Вот, например, одна из таких игр - «Волшебная коробочка». Прошу найти среди множества пластмассовых цифр какую-либо определенную. Ученик находит ее и бросает в коробочку. Если не угадал и взял не ту цифру - коробочка «сама» захлопывается. Тогда ему приходится еще раз искать.

Ребенок сам часто подсказывает новый путь изучения цифр и знакомства с аппликатурой. Например, один из учеников попросил нарисовать фломастером цифры на его пальчиках. Другой повесил над своей кроватью рисунок - свои ручки с цветными цифрами около каждого пальца. Третий стал сам класть цифры на свои пальчики. Четвертый пришел на урок в перчатках с нарисованными на них цифрами.

Очень живо все реагируют на такой вариант игры. Я «нечаянно» располагаю цифры на рисунке неправильно. Дети мгновенно видят это и требуют расставить их как надо, помогая мне в этом. Теперь можно быть уверенной, что цифры им запомнились.

Приблизительно в три месяца ребенок делает важное открытие - он замечает свои руки. Он начинает их рассматривать, наблюдает, как они двигаются, обнаруживает, что ручками можно хватать предметы и пытается проделывать это снова и снова.

Простые игры с пальчиками и ладошками ребенка помогают ему в этом исследовании, раскрывают для него новые возможности. Они не только доставляют ему огромное удовольствие, дарят нежность и заботу, но и способствуют развитию интеллекта и речи. Наши прабабушки этого не знали, но, видимо, интуитивно чувствовали.

Пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой.

Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в такие игры не играют.

(большим и указательным пальцами
изобразить очки)

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

***

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.



А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
(Большой палец выскакивает из кулака)
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

***


Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

***

(держим руку вертикально
и как бы шагаем по пальцам)

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

***

(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)

Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

***

- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
(При последних словах
машут ручками и ребенка.)

***

Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом
(«позвенели» у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
(руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
("бежим" пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
(спрятали руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
(погрозить пальчиком)
Динь-бом, динь-бом.

***

(изобразить ёлку как сказано в потешке)
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

***

(Ладошки соприкасаются,
при слове "открыл" раскрываются как книга)

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.

***

Ивану-большому - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

***

(указательным пальцем
водим по ладошке)

Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

***

Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.
(стучим кулачками друг о друга)

***

(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)

Курочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

***

Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени).

***

(Пальцы сжаты в кулачок)
- Пальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

***

(кисти рук трясем перед собой)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

***

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки "ложатся спать" под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

***

Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание
подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)

***

(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)

Ай, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

***

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик - самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

***

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут"
по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены,
выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены,
качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

***

Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец -
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший-любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.

***

Загибают пальчики ребенка
и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
И на другой руке:
Раз, два, три, четыре, пять.

***

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным
и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной,
то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
(З. Александрова)

***

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!

***

Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж уснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!

***

(Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями -
отрицательный жест).

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены.
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

***

(зажимаем пальчики)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

***

(Напеваем во время массажика пальчиков)
Солнышко встало,
"Здравствуй!" - сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Здравствуй, ладошка!

***

Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла -
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу - полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

***

У белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки!
(Поглаживаем пальчики, перебирая.
Затем попеременно гладим то мягкой кисточкой,
то жесткой щеткой).

***

Утро настало. Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
- Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

***

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

***

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

***

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели
Шу! На голову сели.

***

(Идём по столу на выпрямленных
указательном и среднем пальцах,
при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами
– летящие мухи. Количество
разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

***

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

***

Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

***

Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

***

Пальчик указательный -
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

***

Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

***

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

***

(перебираем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

***

(делаем легкий массаж)
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

***

(загибаем пальчики)
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!

***

Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал,
Зато ловок и удал!

***

(загибаем пальчики по очереди)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(разгибаем пальчики)

***

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора

***

(все пальцы прижаты друг к другу,
большой палец опущен вниз.
Тыльная сторона ладони от себя.

Помахать «флажком»)
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

***

Ручки на столе лежат,
И пока что крепко спят
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).

***

Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).
Теперь две руки проснулись -
Сильно-сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).

***

Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).
Тук-тук-тук,тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.

***

А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко-
Поцарапаем немножко-
Не ребята мы, а кошки.
(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

***

К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
(Постучать пальцами ладоней по столу.)
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)
Осторожны и легки
Приползали паучки.
(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)
А лягушки проскакали -
И в болотце убежали.
(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)
Солнышко пригревало -
Червячки уползали.
Солнышко убежало -
Червячки выползали.
(Пальцы медленно сжимаются в кулачки, потои медленно разжимаются.)
Светят солнышка лучи -
Они очень горячи.
А как тучка набежала -
Видно солнышка не стало.
(Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)

***

Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.
(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)
А еще купили дыню -
Сразу съели половину.
(Соединить кончики пальцев, образуя овал.)

***

С утра пальчики старались -
в своем доме убирались.
(Пальцы по очереди сближаются с большим, скребя по столу, ладошки боком лежат на столе.)
По веселой по дорожке
Быстро пробегут две ножки.
(Пальцы по парам «бегут» по столу.)
А теперь те же ножки
Проскакали по дорожке.
(Пальцы по парам отталкиваются от стола.)

***

(пальчиками показываем)
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.