Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Веселая ярмарка. Конспект комплексной НОД «Русская Ярмарка Занятие ярмарка

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск

Наименование материала: Конспект занятия

Тема: "Путешествие по городам Урала"

Описание:

Материалы занятия помогут уточнить и расширить знания детей о родном крае - Южном Урале, его богатствах, уральских городах.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=408

Опубликовано 09.09.2015

Текстовая часть публикации

Познавательное занятие в старшей группе

«Путешествие по городам Урала»
Подготовила и провела воспитатель Блинова Е.Ю.
Цель:
Ознакомление детей с родным краем.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о родном крае (об уральском лесе, об уральских горах, об уральских озёрах и реках) 2. Познакомить с природой родного края, его богатствами - полезными ископаемыми. 3. Развивать интерес к изучению родного края, любознательность. 4. Формировать навыки связного речевого высказывания. 5. Активизировать память, внимание. 6. Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережное отношение к ней.
Словарная работа:
Урал, уральские (горы, хребты, озера), Снежинск, Екатеринбург, Касли, Коркино, герб, карьер, каменный уголь, мрамор, малахит, «каслинское литьё», полезные ископаемые, украшения.
Материалы к занятию
: карта России, Челябинской области, коллекция уральских камней, кукла «Хозяйка Медной горы», пейзажные картины Уральских гор, леса, озера, деревни, города; выставка изделий и украшений из поделочных камней; наборы открыток – «Каслинское литье», «Уральский пейзаж».
Предварительная работа:
1. «Урал – наш край» – рассказы воспитателя о родном крае. 2. Чтение сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» 3. Экскурсия в библиотеку 4. Просмотр слайдов на компьютере: «Край родной и любимый», «Народные промыслы Урала», 5. Рассматривание коллекции уральских камней.
6. Обобщающая беседа об Урале. 7. Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»)
Организационный момент:
-Ребята, эта карта нашей большой страны, которая называется… Ответы детей: Россия -Среди просторов нашей страны есть чудесный край, который называется Урал. Урал – это часть России, он находится почти в самом центре. (показываю Урал на карте, затем дети. Вызываю 2-3 детей. Они показывают Урал на карте). -Урал - это наш край, где мы живём, наша малая Родина. Велики просторы Уральской земли. Наш огромный каменный пояс, горный хребет протянулся на тысячи километров от холодного Красного моря до тёплых степей Казахстана. «Каменный пояс», «Урал – батюшка» - называл народ Уральские горы. - А народ, живущий на Урале, называют уральцами, а вас - уральскими ребятишками. (Дети повторяют. Сначала мальчики, потом девочки.)
Ход занятия:
-Ребята, наш край удивительной красоты, сказочных природных богатств. Разнообразен уральский пейзаж: то мягкие, пологие склоны, то высокие скалистые горы. В горах люди добывают природные богатства, в горах люди отдыхают от городского шума и любуются красотами нашей земли. Озёра с чистой родниковой водой, бурные каменистые речушки. Урал называют краем голубых озёр. Богат Урал лесами густыми, хвойными, смешанными. Водится там и зверьё и птица.
(Читаю легенду о медведе.) -В давние времена рассказывали люди такую сказку. Живёт в чащобе золотой медведь, лесной хозяин. Если начнут люди без нужды деревья рубить, реки, озёра портить, дичь без пощады бить, то нападёт на них золотой медведь, изранит, а то и убьёт. Но если станут люди лес беречь, если будут с умом и благодарностью пользоваться лесными дарами, то им золотой медведь не помешает, а самым трудолюбивым и верным друзьям леса может и подарок сделать – ларец с драгоценностями принести. Спрашиваю детей, чем богата уральская природа? Ответы детей: Высокими горами, озёрами, реками, густыми лесами. -А ещё, ребята, города нашей земли славятся заводами, шахтами, карьерами, приисками (добыча золота). (Показываю на карте города Челябинской области и называю их) Еманжелинск, Троицк, Коркино, Кыштым, Челябинск, Озёрск и т.д. -Я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым из них. Садимся в «автобус» и отправляемся в путешествие по Уралу. (Дети садятся в «автобус». Звучит музыка.) Мы с вами подъезжаем к городу Мастеров-Касли. Касли на весь мир знаменит. Начался город с завода, на котором чугун и железо делали. Работают на заводе удивительные мастера, которые научились выплавлять из чугуна скульптуры невиданной красоты: и огромный памятник, и красивую игрушку, и узорчатую ограду, и целый чугунный дворец. Ребята, вспомните, где в нашем посёлке встречается «каслинское литьё». Ответы детей: Забор в сквере возле Дома культуры. -А особенной славы заслужили мастера из Касли за чудесную красоту коней, которых выплавляли больше ста лет назад. Поэтому и стал гербом Касли чёрный вздыбленный конь. -Так что же изготавливают каслинские мастера?
Ответы детей: Скульптуры, памятники, красивые игрушки. Фигурки, сделанные из чугуна, называются «каслинским литьём». Горячий чугун заливают в форму, а когда остывает, вынимают из формы готовое изделие. -Как называются фигурки, сделанные из чугуна. Ответы детей: Каслинское литьё. -Давайте, ребята, рассмотрим фигурки из чугуна. (дети рассматривают, трогают руками, сравнивают. Подвожу детей к ответу: чёрные, тяжёлые, красивые.) -Ребята, садитесь в «автобус», поедем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) - Мы приехали в город Коркино. Богатство этого города – уголь. Уголь – этот камень не простой, а горючий. Если бросить уголь в огонь, запылает он ярким пламенем. А самое главное, что пламя от угля жаркое и долгое. По всей Челябинской земле стоят бесчисленные заводы (Как наша ТЭЦ), и всем им для работы нужен огонь. Огню нужно топливо, а чем топить? Углём! Уголь – камень, но горит. Чудо? И правда, чудо. Сколько на свете разных камней, но никакие камни не горят, а уголь горит. Как уголь добывается? Выкапывают в земле огромную яму – карьер. По краям карьера прокладывают дорогу. Идёт она витками всё ниже и ниже. И приводит на дно карьера, где огромные экскаваторы уголь собирают и в железнодорожные вагоны грузят. Локомотивы с углём по спиральной дороге, по краям карьера наверх вытягивают и потом ведут по всей нашей стране, чтобы дарить людям свет и тепло. Посмотрите на герб города Коркино, он похож на дорогу, которая подымается из карьера, доставляя людям уголь, а золотой цвет обозначает свет, тепло, который даёт уголь.
- Ребята, вспомните, какие большие составы с углём доставляют на нашу ТЭЦ. В больших котлах топят уголь, благодаря этому, в наших квартирах есть свет и тепло. (Показываю детям уголь. Дети рассматривают.) -Что вы узнали интересного об этом камне? Ответы детей: Добывают уголь на дне карьера. Он чёрного цвета, он горит. Наша ТЭЦ тоже работает на угле, вырабатывая свет и тепло. -Молодцы! А теперь садимся в «автобус» и едем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) -Мы прибыли в хорошо знакомый вам город Озёрск. Не зря он Озёрском называется - этот город лежит среди озёр, со всех сторон его вода озёрная омывает. На гербе золотая ящерица из старых времён, из давних легенд. Ящерица золотая символом уральских гор служит, потому что с давних пор рассказывают на Урале сказание о хозяйке медной горы – волшебнице, то прекрасной девицей, то юркой ящерицей обращается и бережёт в глубине Уральских гор заветные сокровища. Но сегодня Хозяйка горы нам принесла волшебный ларец, чтобы мы полюбовались драгоценными камнями. (В группу вносится кукла со шкатулкой украшений. Дети рассматривают украшения из драгоценных камней: шкатулки, ювелирные украшения, подставки.) Хозяйка горы: Уральские мастера издавна прославились своим искусством обработки камня (точат, шлифуют). При производстве различных коробочек, шкатулок умело используют мастера природную красоту камней. Из каменной крошки делают вот такие красивые картины с изображением Уральских пейзажей. (Кукла показывает картины из крошки) Хозяйка горы: Понравились вам богатства?
-Что интересного вы узнали о камнях? -Почему их называют драгоценными? Ответы детей: Да, понравились. Чтобы получилось украшение, камень обрабатывают Уральские мастера. Благодаря большому труду мастеров, из камня получается украшения. Ребята, а у Хозяйки горы для вас ещё есть волшебная шкатулочка. (Хозяйка горы открывает и угощает детей конфетами-драже, разноцветными камешками) -Ребята, а теперь пора прощаться с Хозяйкой горы. (Дети прощаются, говорят спасибо за угощенье. Хозяйка горы уходит.)
Итог занятия:
Спрашиваю у детей, что интересного они узнали из нашего путешествия по Уралу? Ответы детей: Дети перечисляют то, что запомнили. Кто затрудняется в ответе, помогаю наводящими вопросами. Мы счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев. А прославили эти города наши Уральские мастера.

(Подготовительная к школе группа)

Цель:

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании;

Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использования характерных для них элементов узора и цветовую гамму.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки; заготовки (блюда, миски, доски, вазы); кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, карточки с элементами росписи, трафареты цветов, ягод, листиков, штампики.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Ход занятия

Зал украшен предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель (гостям). – Добрый день, гости знатные и желанные;

Люди добрые и молодые,

Замужние и холостые!

Милости просим к нам на веселье,

Сегодня принимаем гостей со всем волостей!

В. (к детям). – Заходите, заходите,

(дети входят в зал)

Открывайте ворота,

К нам на ярмарку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

(Звучит мелодия «Ярмарка».)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

В. – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (Дети подходят к 1-му прилавку.)

В. – Подходите, подходите,

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

Не кольца, не брошки,

А веселые……………

Д. – Матрешки!

В. – Здравствуй, милая матрешка,

Символ русской красоты!

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске, и в Майдане,

У умельцев-мастеров

Появилась ты, матрешка,

Что достойна лучших слов!

В. – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Д. – Это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

В. – Правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).

А из какого материала изготавливают матрешку?

Д. – Из липы и березы.

В. – В какой наряд одевают мастера матрешек?

Д. – Сарафан, блузка, платок, передник.

В. – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрела, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с воспитателем идут ко 2-му прилавку).

В. – Подходите, посмотрите!

Здесь платки разные:

И зеленые, и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

В. – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?

Д. – Из Павлова-Посада!

В. – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Д. – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.

В. – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (Девочки идут по кругу, демонстрируя платки.)

В. – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!

А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (Дети вместе с воспитателем подходят к 3-му прилавку.)

В. – Подходите, не спешите,

Это чудо посмотрите!

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …………………

Д. – Хохломой!

В. – Ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!

Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?

Д. – Хохломская!

В. – А из чего изготавливалась посуда для росписи?

Д. – Из дерева.

В. – Скажите, какие цвета для росписи используют мастера?

Д. – Красный, зеленый, черный, желтый.

В. – А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны?

Д. – Да!

(Проводится дидактическая игра «Угадай-ка». По окончании игры звучит сказ. мелодия; воспитатель достает из-за ширмы Жар-птицу).

В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.

(Ответы детей.)

Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (Дети выполняют движения вместе с воспитателем.)

Птица хохломская крыльями махала,

Крыльями махала, злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала,

(наклоны головы)

Да с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол – собираем)

Травы собирала, чаши украшала.

(наклоны, руки вверх, вниз)

Мастерство с любовью нам передавала.

(руки к сердцу, руки вперед)

В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?

(Ответы детей.)

Тогда пройдем в нашу мастерскую.

(Дети переходят в рабочую зону.)

В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?

Д. – Сначала завиток, потому что на нем рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.

В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?

Д. – Трафареты, губку, тычки.

В. – Как нужно рисовать травку и завитки?

Д. – Концом кисти.

(Во время работы звучит мелодия.)

В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

А народ говорил: «Всякое уменье трудом дается».

С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.

(Дети заканчивают свои работы.)

В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Богата и привольна Родина моя,

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль,

И павловский посад,

Загорская матрешка

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят!

В. – Ребята, ярмарка закрывается. Скажем нашим гостям «До свидания!»

(Дети под музыку выходят из группы.)

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, здоровье, труд, физическая культура.

Оборудование: технические средства: музыкальный центр, аудиозапись музыкального сопровождения, детские музыкальные инструменты, красочные художественные книги, русские народные платки, корзина с яблоками, ленты, заколки, гребешки.

Предварительная работа: рассказ о древней культуре России, рассматривание различных предметов из старины, иллюстраций, заучивание стихов, исполнение русских народных песен, танцев, хороводов, драматизация сказок.

Цель:

  • формировать праздничную культуру; уточнить и активизировать словарь по теме «Русская ярмарка»;
  • развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, создавать праздничное настроение;
  • воспитывать уважение к старшим, любовь к Родине.

Группа: средняя и подготовительная.

Звучит колокольный звон.(выходят дети)

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

2 ребёнок. Россия мать — тебе хвала

В веках ты видела не мало

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

(под музыку заходят дети: кто садится на стульчики, кто становиться к столам.)

Ведущий: Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

Но приданья старины

Все: Забывать мы не должны!

(под музыку вбегает скоморох)

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие

Здравствуйте, гости

Милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем.

Песня «Ярмарка»

Ведущий: Вот мы и попали с вами на весеннею ярмарку!

Покупатель: А на ярмарке товары,

Продаются самовары,

Есть лопаты, вилы, санки.

И конфеты и баранки.

Покупатель: Покупают люди сушки

И красивые игрушки.

Продавец: Вот игрушки для души.

Ох, матрёшки хороши!

Ведущий: Эй, матрёшки выходные

Друг на друга поглядите

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь!

Танец «Матрёшек».

Продавец: Кому ленты, заколки, гребешок?

Есть у меня золотой петушок

Чудо птица, сидит на высокой спице,

Охраняет границы.

Добрым поможет, а вредным в темечко клюнуть может.

Покупатель: Петушка я покупаю,

Небылицу вам читаю.

(небылица «Мы с тобою шли).

1 ребёнок: Мы с тобою шли

2 ребёнок: Шли

1 ребёнок:Пирожок нашли

2 ребёнок: Нашли

1 ребёнок:Я тебе его отдал

2 ребёнок: Отдал

1. ребёнок:Ты его взял

2 ребёнок: Взял

1 ребёнок: А где пирожок?

2 ребёнок: Какой пирожок?

(повторяется 2 раза)

Скоморох: Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая.

Плясовая, жаркая.

Глянешь на право — лавки с товаром

Глянешь налево — веселье даром.

Солнце красное встаёт

А не пригласить ли нам гостей?

Чтобы было веселей!

(Заходят дети средней группы)

1 ребёнок: Ярмарка в полном разгаре,

Слышится шум и гам

Много товаров разных, видим мы тут и там.

2 ребёнок: Ваша ярмарка – краса,

Голубые небеса, яркие сапожки,

Расписные ложки!

3 ребёнок: Деревянной ложкой есть

Просто наслаждение.

Славим прадеда Семёна

За изобретение.

4 ребёнок: Расписная, лёгкая,

Нет её нужней!

С ней и борщ отменный, и кисель вкусней.

(дарят нарисованную ложку)

Скоморох: А у нас на ярмарке

есть тоже ложки, музыкальные!

Продавец: Музыканты, налетайте.

Инструменты покупайте!

Покупайте для гостей,

Чтобы было веселей.

Дудки, хлопушки, бубны, погремушки

Налетайте, выбирай, выбирай – забирай.

5 ребёнок: Скажем мы спасибо славным ложкарям

Дарят настроение и здоровье нам.

Игра на инструментах.

6 ребёнок: (Средняя группа) А у вас сапожки есть?

Продавец: Да, у нас сапожки есть,

Что не можно глаз отвесть.

Подходите, выбирайте, и на ножки примеряйте.

Песня «Красные сапожки». (средняя группа)

Продавец: А у меня книжный базар – самый ходовой товар.

В руки книжицу берёшь

Всех на свете узнаёшь.

Покупатель:(средняя группа) А мы книжку на ярмарке покупаем, и живо все вместе её разыграем.

Драматизация сказки «Репка».

Вед: Гостей мы провожаем и их мы угощаем.

(дарят корзину с яблоками)

Скоморох: (загадывает загадки)

1)Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать!

2) Эту обувь не забыли,

Хоть давним – давно носили

Влезут дети на палате

У печи оставят – (лапти)

3) Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит вёдра – (коромысла)

4)Он, как круглая кастрюля

Он чугунный, не чистюля,

Где там в печке уголёк?

Кашу сварит – (чугунок)

5)Выпускает жаркий пар

Древний чайник – (самовар)

Ребёнок: Самовар — подарок главный

Он красивый – расписной

Ароматный чай отведать

Не откажется любой.

Песня «Самовар».

6)Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный – (платок)

Продавец: Подходите не зевайте,

И платки все разбирайте.

Девочки: (берут платки, говорят)

1 девочка: Я купила шаль с каймой,

Бархатистой, расписной.

За такую шаль – золота не жаль.

2 девочка: А у меня платок, на всю

Голову цветок.

3 девочка: А на моём платочке,

Мелкие цветочки.

4 девочка: А вот теплый полушалок –

Прекрасный подарок.

5 девочка: Весело попляшем,

Всем на ярмарке платки покажем.

Танец с платками.

Продавец: Держи ушки на макушке

Продаются здесь частушки.

Покупатель: Очень здорово хвалю

Я частушечки люблю.

Продавец: Торговались, торговались

Так положено у нас

Чтоб на нас полюбовались

Начинаем перепляс.

Танец «Мотаня».

Продавец: Подходите не стесняйтесь,

А у нас вот семечки,

Семечки калёны, семечки калёны

Раздают Алёны!

Всем, всем, всем, раздаём и всем сдачи даём!

Песня «Семечки».

Продавец: Кому пирожки?

Горячие пирожки?

Мальчик: С пылу с жару, гривенник за пару!

Спишите, торопитесь!

Девочка: Не бойтесь, не объедитесь!

Мальчик: Попробуйте — ну-ка! По пятаку штука!

Все они в печи сидели.

На вас глядели и в рот захотели.

Скоморох: А наших гостей дорогих пирогами,

Мы задаром угостим.

(обносит гостей).

Скоморох: Мы на ярмарке весёлой с вами побывали.

Тары – бары — растабары

Раскупили все товары!

Ведущий: Вот и завершился наш праздник

Подошла пора проститься с вами

Только светлой будет в сердце грусть

Пусть всегда гордиться мастерами

Все: Щедрая и песенная Русь!

1 ребёнок: Россия, Россия, просторы какие!

Земля, на которой ты с детства живёшь

И дом хлебосольный такой, как в России,

На свете нигде никогда не найдёшь.

2 ребёнок: Скажи, где на свете могу быть счастливой,

Где встречу ещё я такие края?

Земли нет на свете родней и красивеё.

Все: Тебе, моя Родина, кланяюсь я!

Песня «Росиночка – Россия».

Авторы: Кодинцева Любовь Ивановна, Бакаева Елена Васильевна, воспитатели; Масленкова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка», г. Короча, Белгородской области, Россия.

Аликова Самиха Хасановна

Программные задачи: Продолжать активно вводить детей в мир народной культуры, путем игрового проживания в атмосфере народного быта (ярмарки). Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, закреплять знания детей о предметах декоративно-прикладного творчества. Обогащать внутренний мир детей музыкальными впечатлениями. Включать детей в разнообразные художественно-творческие деятельности совместно с родителями.

Предварительная работа: Рассматривание изделий народно-прикладного искусства, роспись тарелок, досок декоративной росписью (гжель, хохлома). Чтение произведений фольклора (сказки, загадки, пословицы, потешки, поговорки и т. д.). Слушание русских народных песен.

Материал: на столах предметы народного декоративно-прикладного искусства, предметы, изготовленные детьми, платки для хоровода, платок, балалайка для медведя, угощение на подносе.

"Ярмарка"

Зал празднично оформлен, выставлены лотки со всевозможными ярмарочными товарами: предметами народного декоративно-прикладного искусства, посудой, игрушками. Некоторые изделия расписаны детьми.

В дверях ведущий говорит:

Заходи честной народ

В гости ярмарка идёт.

Вы на шутки не скупитесь:

Улыбнитесь, веселитесь.

Силу, ловкость и сноровку

Покажите нам, друзья!

Кто мрачен, кто не улыбается,

Тот на праздник не допускается!

На середину зала выходят Фома и Ерёма (дети группы).

Фома: Здравствуй, брат Ерёма!

Ерёма: Здравствуй, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерёма: На ярмарку иду.

Фома: На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперёд первых.

Ерёма: А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал.

Ерёма: Велика?

Фома: Не мерял.

Ерёма: Сильна?

Фома: Не боролся.

Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.

Ерёма: Это ведь медведь был.

Фома: Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерёма: Да это же волк!

Фома: Всё ты брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знавал. Волк маленький, глаза косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ерёма: Это заяц. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань. Давай-ка, лучше на ярмарку пойдём.

Дети-продавцы проходят к столам. Остальные дети с ведущим, Фомой и Еремой медленно проходят у ярмарочных рядов.

Фома: Внимание, внимание

Открывается весёлое гуляние.

Торопись, честной народ

Тебя ярмарка ждёт!

Ерёма: на ярмарку, на ярмарку

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

А ну честной народ

Подходи смелей,

Покупать товар не робей.

Ребятишки, не зевайте

Кто что хочет, покупайте.

У Дядюшки Якова товару хватит всякого

Тары-бары-растабары, расторгуем все товары.

Пироги горячи, только что из печи

С пылу, с жару, за копейку пару

Сладкие, на меду, давай в шапку накладу!

А у меня товар лучше всех!

Называется грецкий орех.

Твёрже столетних дубов

Избавляет от лишних зубов.

Шарики, шарики! Летают как комарики!

За копейку одну улетите на луну!

Вот товары хороши – что угодно для души:

Ленточки в косички, шарфы, рукавички!

На мой товар полюбуйтесь:

Только не торгуйтесь.

Ложки золочёные,

Узоры кручёные,

Налетайте, налетайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Синяя птица, глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса:

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Фома: Такой товар за так не отдам!

Ерёма: Распотешьте народ, становитесь в хоровод!

Дети приглашают родителей в хоровод.

Хоровод "На горе-то калина".

Ведущий: Вдоль улицы да во конец

Шёл удалый молодец.

Звучит музыка – выходит Ваня (один из родителей). Выбегают девочки.

1 девочка: Ваня, Ваня, где ты был?

Ваня: Я на ярмарку ходил!

Инсценировка песни "Где был Иванушка"

Ваня: Делу время, а потехе час. Кто будет играть со мной сейчас?

Дети образуют круг вокруг Вани.

Игра под потешку "Барашеньки-крутороженьки".

Под музыку появляется коробейник (ребёнок). Подходит к родителям, начинает предлагать свой товар:

Эй, народ, и млад, и стар!

Подивись на мой товар.

Бусы, нитки, кружева,

А для девок красных

Ленты есть атласные.

(показывает свой товар)

Девки красны, не зевайте

Полушалки разбирайте

И вставайте в хоровод

Пусть потешится народ!

Мамы водят "хоровод с платками".

Ведущий: А сейчас наши папы померяются силой.

Игра – соревнование.

(поставить стол, два стула)

Ведущий: А какая ярмарка без шуток-прибауток. Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить.

Шла торговка мимо рынка

Споткнулась о корзинку

И упала в яму бух

Раздавила сорок мух.

Ой, качи, качи, качи!

Приехали торгачи,

Продавали калачи,

Прибежал мальчишка,

Схватил калачишко.

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын.

Я на ёлке рос,

Меня ветер снёс,

Я упал на пенёк –

Стал кудрявый паренёк.

Инсценировка потешки "Дунюшка".

Мама: Дунюшка, вставай, уже день занимается.

Дочка: Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.

Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать.

Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова.

Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу.

Ведущий: Была бы охота – заладится любая работа. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде, трудолюбии.

Пословицы, поговорки о труде.

Ведущий: Видно солнце с небосвода

Дети водят хороводы.

Хоровод "Вы позвольте, прикажите…".

Внезапно появился поводырь с медведем.

Поводырь: Расступись, народ честной,

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Много знает он потех

Будет шутка, будет смех!

Покажи медведюшка, как ты петь умеешь.

Поводырь даёт "медведю" балалайку. Медведь играет на балалайке. Открывает рот, что поёт – не слышно.

Поводырь: Как-то тихо ты поёшь ничего не слышно. А вам, гости дорогие, слышно? Попросите медведюшку, пусть громко споёт.

Все просят медведя петь громче. Тот начинает громко реветь. Поводырь отступает, закрывая своими руками уши.

Поводырь забирает у "медведя" балалайку.

Медведь кланяется.

Покажи всем, как Дуняша пляшет.

"Медведь" надевает на голову платок и берет его за концы. Пляшет под русскую народную мелодию. С окончанием музыки садится на пол.

Ведущий: Уморился? Отдохни да немного вздремни.

Дети тихонько подходят. Убегают.

Ведущий: Благодарит гостей.

Появляется молодица.

Молодица: А вот и ребятишки, здравствуйте парнишки! Здравствуйте и вы – славные девчушки – быстроглазые вострушки. Поклон и вам, гости дорогие! Подъезжаю к ярмарке и слышу: ложки трещат, бубны звенят, смех, веселье! ну думаю, Бог миловал, вовремя поспела! Чай не закрылась ярмарка ещё? Нет? Пойду и я свой товар на прилавок пристрою.

(подходит к прилавку, ставит принесенную корзину).

Молодица: А товару-то здесь сколько! И ложки хохломские, и посуда гжельская да дощечки городецкие! Красота-то какая! Неужели вы всё это своими руками изготовили.

А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?

Ведущий: Наши гости – мастера скороговорить.

Выходят 3-4 пары (дети с родителями).

Скороговорки.

Сачок зацепился за сучок.

Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

Осип охрип. Архип осип.

Молодица: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Взрослые и дети вместе пляшут "Калинку".

Молодица: После такой пляски чаю хочется.

Ведущий: наши дети споют шуточную песню "Барыня".

Фома и Ерёма: Ох, живот подвело!

Родителям и детям предлагается вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

Выходит Молодица:

А вот и ярмарочные калачи

Подоспели из печи!

Верные были ваши слова,

Для нас хлеб – всему голова!

Хлеб – угощенье вкусное,

Хлеб – угощенье славное.

На любом из праздников

Угощенье главное!

Кушайте, угощайтесь,

Берите не стесняйтесь!

Фома и Ерёма: делу время – потехе час! Гуляй, гуляй, да не загуливайся.

Ведущий приглашает родителей на чаепитие.




Ольга Яблонская

Цель : приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

Задачи : развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей России, учить различать народные промыслы : дымковские, городецкие изделия, их характерные особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру .

Предварительная работа : беседы о русском народном искусстве, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками , разучивание русских народных игр, потешек, песен, знакомство с дымковской и городецкой росписью.

Материалы и оборудование : на большом экране картинка ярмарки ; столы-прилавки с ярмарочным товаром : предметами народного быта и народно-прикладного искусства – керамические, дымковские, городецкие изделия, матрешки; лоток с разрезными картинками народных изделий (6шт., картинки такие же не разрезные; материалы для рисования – рисунки дымковских игрушек для дорисовывания, краски, вода, кисти; фланелеграф, цветы и листья для фланелеграфа; карусель.

1. Вводная часть. Психоэмоциональный настрой. Воспитатель входит в зал, дети в русских народных костюмах, некоторые девочки с корзинками, останавливаются у входа в зал. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель входит на середину зала. – Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается ! (входят дети под музыку) – Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки . А вы знаете, что такое ярмарка ? (ответы детей : это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные

товары, сладости, хорошо повеселиться )

2. Игровая мотивация. – А вы хотите сегодня посетить одну из таких ярмарок ? (на экране видеоролик про ярмарку ) Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. – А почему мы сегодня тоже нарядно одеты? (собираемся побывать на ярмарке ) – Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар : и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке ! У нас в городе тоже устраивают ярмарки сельскохозяйственной продукции : мед, мясо, овощи. Она проводится в день города. На ней также привозят свои изделия народные мастера.

3. Основная часть. Организационный момент. – Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями. А что нужно, чтобы быть продавцом? (иметь товар, стол-прилавок, уметь продавать) . А чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить, зазывая покупателей. Кто у нас мастер товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей? Пойдемте, погуляем по ярмарке , на людей посмотрим, себя покажем. 1 ребенок : Ярмарка , ярмарка ! У нас сегодня ярмарка ! 2 ребенок : Собирайтесь, наряжайтесь! На ярмарку отправляйтесь !

4. Игра «Ворота» . Два ребенка делают ворота из рук, остальные парами проходят друг за другом в ворота и говорят : Как у наших, у ворот, стоит ряженый народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы вам несут.

5. Знакомство с коробейником. – Посмотри, честной народ, коробейник к нам идет. На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть! Посмотрите, оцените, как назвать их нам скажите. Ребенок в роли коробейника : – Везем на базар расписной товар. Покупайте дружно, что кому нужно! – Ребята, а кто такой коробейник? (ответы детей : это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него на лотке) – Посмотрите, чего здесь только нет! Но кто-то разбил все изделия! Давайте поможем их собрать!

6. Игра «Собери предмет» . (фон музыки) Воспитатель подает с лотка детям разрезные картинки. Дети попарно собирают картинки предметов народных промыслов. – Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали изделия. Расскажите о них. (дети называют то изделие, которое они собрали) – Молодцы! Помогли коробейнику. Желает кто-нибудь что-то купить у коробейника (одна девочка берет изделие, кладет себе в корзинку) А теперь прогуляемся по ярмарке .

7. Встреча с матрешками. – Но вначале отгадайте загадку : Эти яркие сестрички Дружно спрятали косички. И живут семьей одной. Только старшую открой В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая, Доберешься ты до крошки. Эти девицы (матрешки) – Посмотрите, да вот матрешки! (подходят к столу с матрешками) Ребенок-продавец : Дуйте в дудки, бейте в ложки В гости к вам пришли матрешки Ложки деревянные, Матрешечки румяные. (три девочки встают в ряд, поют частушки под музыкальное сопровождение) 1 девочка : Матрешки друг в дружке Не поют частушки, А поставишь их в ряд – Запоют все в лад. 2 девочка : Весь народ глядит в окошки Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет. 3 девочка : Очень любим мы матрешки Разноцветные одежки. Сами ткем их и прядем, Сами в гости к вам придем. (кланяются) – Ай, да матрешки, молодцы! Купит кто-нибудь себе матрешку? (одна девочка берет матрешку, кладет в корзинку) . Пойдемте, матрешки, с нами по ярмарке . (подходят к карусели) – А это что за красота такая? (воспитатель берет карусель) Хотите поиграть?

8. Игра «Карусель» . (2 раза) Дети берут в руки по ленте и начинают движение, проговаривая слова. – Тихо-тихо, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! (воспитатель кладет карусель)

9. Беседа о глиняных изделиях. – Идем дальше по ярмарке (подходят к столу с глиняными изделиями) . – Что мы здесь видим? (дети называют изделия) – Из чего сделаны все эти изделия? (из глины) (на экране : картинки поэтапного изготовления глиняных изделий) – Назовите, в каком порядке изготавливают глиняные изделия. (глина-песок-вода, делается изделие на гончарном круге, высыхает на полках, обжигается в специальных печах, готовые изделия, разрисовывают их, готовое расписное изделие) – А как после обжига будут называться эти изделия? (керамика) – Посмотрите, что за игрушки здесь стоят? (это дымковские игрушки, сделаны в селе Дымково) – Там любили песни, пляски. И в селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. – Кто расскажет, как расписывают эти игрушки? (это точки, кружочки, кольца, линии прямые и волнистые) – А что обозначают цвета , которые используют дымковские мастера? (голубой – реки, зеленый – траву, желтый – солнце, красный – цветы, черный – земля). Воспитатель показывает поднос с глиняными игрушками. – Посмотрите, а здесь есть дымковские игрушка? Возьмите и поставьте на стол-прилавок. (дети выбирают дымковские) . – Давайте и мы с вами сейчас будем в роли дымковских мастеров и раскрасим разные рисунки дымковских изделий. (дети подходят к столам, где лежат бумажные заготовки дымковских изделий, садятся)

10. Художественное творчество. Дети дорисовывают заготовки дымковских изделий, звучит тихая музыка. – Молодцы! Красивые получились изделия. Назовите их. (дети называют каждый свое изделие) . А купить на ярмарке что-нибудь хотите ? (одна девочка берет со стола дымковскую игрушку и кладет в свою корзинку)

11. Физминутка. Сегодня Дымку рисовали и немного мы устали. (дети выходят из-за столов и встают в круг) Руки в кулачки сожмем (сжимают, разжимают руки в кулачки) Кружочки рисовать начнем (руками, сжатыми в кулачки крутят кружочки) Кисти наши разожмем (разжимают сжатые в кулачок кисти рук) Краску лишнюю стряхнем (потряхивают кистями рук) Плечи шире разведем (выполняют движения плечами) Спинки крепкие прогнем (выпрямляют спины) Ладошки солнышку покажем (вытягивают вперед руки) Весело ему помашем (движения руками влево, вправо) .

12. Рассказ о Городце. – Продолжим ярмарку рассматривать ? (подходят к столу с городецкими изделиями) Ребенок-продавец : Есть у нас в стране местечко Где расписывают дощечки! Вот на них растут цветы Небывалой красоты. Гирлянды птицы собирают, Кони гривами играют! Вы по Волге вниз спуститесь, На другой берег поднимитесь, Вас встретит, как родной отец, Славный город Городец!

– Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются! – Что украшают городецкие мастера своей росписью? (солонки, разделочные доски, хлебницы, шкатулки, сундуки, прялки, игрушки) – Чем украшают свои изделия, какими узорами? (Цветами, бутонами; волшебными птицами, конями, сценками из жизни людей.) – Почему городецкая роспись такая праздничная? (в росписи используются разные цвета) – Городецкая роспись вся символична : конь – символ богатства, птица – символ семейного счастья, гирлянда из цветов – символ здоровья. Цветы необыкновенные, сказочные. Главный элемент городецкой росписи – круг. С круга начинают рисовать цветы, весь рисунок на разных изделиях расположен как бы в круге. Городецкие цветы мы с вами тоже рисовали, а давайте попробуем создать из городецких цветов гирлянду.

13. Выкладывание на фланелеграфе. Дети из готовых цветов и листиков выкладывают на фланелеграфе городецкую цветочную гирлянду (фон музыки) . – Что выкладываете? Чего еще не хватает? Что теперь будете выкладывать?

14. Заключительная часть. Рефлексия. – Вот и закончилось наше необычное путешествие. А где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? (ответы детей) – Мы сегодня чудеса видали, мы на ярмарке весёлой побывали ! К прилавкам своим подойдите, на товары поглядите! Все вместе : Тары-бары-растабары, раскупили все товары! – А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод! (хоровод с каруселью на русскую мелодию) – Посмотрите, у меня на подносе есть разные цветы (берет поднос с цветами) . Здесь есть яркие цветы, красочные, и белые, не раскрашенные. Кому понравилось наше путешествие на ярмарку возьмите себе яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно возьмите не раскрашенный (дети выбирают) – Уходя с ярмарки , я хочу купить вот эту шкатулку (беру шкатулку с одного стола, открываю) – Да она не простая, а с подарками! Настоящими ярмарочными петушками ! Угощайтесь! (включается музыка, дети берут петушки, уходят из зала) .