Классный час "хлеб всему голова". Классный час на тему "хлеб - всему голова" Классный час тему хлеб голова

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект открытого занятия с 7 классом.

Цель урока: показать детям, что во все времена, у всех народов, во всех странах - хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Наглядные пособия:

Пластинка Я.Френкеля "Русское поле" картина И.И.Шишкина "Рожь". - плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки.

Ход занятия

I. Сегодня мы проводим очередной урок культуры поведения. Но прежде чем говорить о новом материале, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

1. Кого мы называем культурным человеком? 2. Что такое культура внешняя и внутренняя? 3. Назовите, пожалуйста, хорошие манеры.

В наше время мы уделяем большое внимание развитию духовной культуры, потому что человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный. Сегодня мы затронем ряд вопросов, определяющих культуру человека. Я не буду называть тему урока, вы сами сформулируете ее и сделаете это в конце урока.

А сейчас послушаем песню "Русское поле" Френкеля. Какую картину вы мысленно себе представили?

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник

Рожь, рожь, дорога полевая Ведет неведомо куда. Рожь, рожь до свода голубого Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наша богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.

На наш урок пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас,

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро от души, с уважением большим. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук. П. Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка Хлеб с горбушкой золоченой К нам пришел издалека. III. Дороже золота и соболя Он всем и всему голова У хлеба значенье особое И так повелось это исстари -Изба пирогами красна Хлеб - самая главная исповедь Перед жизнью во все времена.

Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой

С мякиной, с трухой, со жмыхом Он все же казался желанней всего И матери тяжко и тайно вздыхали, Когда на частицы делили его.

Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:

Руки, что вывели борозды эти Высохли в щепки, повисли как плети. Очи потухли, и голос пропал, Что заунывную песню певал. Как на соху налегая рукою Пахарь задумчиво шел полосою.

Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

Писатель Н.Чернышевский в своем романе "Что делать" нарисовал картину свободного труда.

Чтение отрывка (4-ый сон В.П.). Вы понимаете, ребята, что это была мечта. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

Послушайте что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же для нас с вами хлеб будет святым. В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день. Показать кусок в 125 г. И все же они делились этими крохами с голодающими рабочими Германии. В Москве, в музее Революции хранятся эти маленькие черные сухари. В этом поступке - величие настоящего человека. Именно хлебом, отношением к хлебу, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту - не имеет равного по вкусу.

Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась В.О.В. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем Им были детства дни полны Особо помнил мы, что счастью Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо, Но горше.смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. Блокадный хлеб со слезой пополам. Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в С.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас в интернате 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

Знаменитый хлебороб Александр Гиталов так сказал: "Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому, что бережливость-мать богатства. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, что не изведали голодного лиха, не ценят хлеба».

Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли И если заметить кусок в небрежной В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье Поднять и спасти это чудо земли.

Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.

Не сама собой природа Хлеб на блюде подает Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает. Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ!

Для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

И труд, и хлеб - не случайные встречные. Их судьбы сплетает единый узор. Ведь труд без хлеба - трагедия вечная. А хлеб без труда - это вечный позор.

Помните, ребята, я говорила вам о том, как в трудные минуты московские рабочие помогали голодающим рабочим Германии? Сейчас, когда нам приходится трудно, на нашу беду, нашу боль откликнулись наши немецкие друзья, да и не только немецкие. Нам шлют помощь, с нами делятся люди из других стран.

Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери - "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий.

Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем". Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею, 2. Приготовить панировочные сухари. 3. Посушить гренки для супа. 4. Поджарить гренки к чаю. 5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

1. Хлеб - всей жизни голова 2. Худ обед, коли хлеба нет. 3. Хлеб в закромах - счастье в домах. 4. Не красна изба углами, красна пирогами. 5. Сердить, бранись за хлебом - солью сходись. 6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах 7. Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы. Хлеб не ешъ - откуда сила? Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?"

Не мечтаем мы о чуде К нам полей живая речь! Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь. Зерна наших дней светить Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной.

IY. А теперь вернемся к началу нашего урока. Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.

1. Хлеб - наше богатство 2. Берегите хлеб 3. Хлеб - всей жизни голова.

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается 2. Не оставляй недоеденных кусков 3. Никогда не бросай хлеб. 4. Продли жизнь хлебу. 5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете, Чем теплый хлеб, лежащей на столе.

Урок окончен. Спасибо вам за то, что были активны, спасибо гостям, за то, что пришли к нам на урок.

Приглашаем всех разделить с нами хлеб-соль.

Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Классный час на тему "Хлеб - всему голова" разработан для учеников 2-3 классов. В сценарии содержится кроссворд о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; история слова "Хлеб"; пословицы и поговорки о хлебе; традиции и приметы; видеоролик "Как пекут хлеб"

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цель: Создать условия для формирования знаний о хлебе.

Задачи: Образовательная: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

Развивающая: расширять кругозор учащихся, их словарный запас;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия:

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

О чем это стихотворение?

Почему так нельзя обращаться с хлебом?

Как вы поступаете с недоеденным хлебом?

Что вы знаете о хлебе?

Как вы думаете о чем будет наш урок?

Давайте сегодня наш урок посвятим хлебу и узнаем почему люди так берегут и ценят хлеб? А в народе говорят «Хлеб - всему голова »

А поможет нам в этом герой русской народной сказки, которую вы угадаете сами

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? …. (Колобок)

Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет разговаривать, поэтому он будет направлять нас и помогать.

Ребята, а вы знаете Как появился хлеб?

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но однажды человек принес в корзинке несколько зернышек. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет,

Почему хлеб стал называться именно так

Слово «хлеб» произошло от старонемецкого языка и сохранилось слово «хлайб», специальный посуд для выпечки (Работа со словарем)

1 задание Совтавьте цепочку как делали хлеб на Руси в более поздние времена

Пахали землю

Сеяли зерно

Косили косой

Молотили цепами

Мелят на мельнице муку

Пекут хлеб

Заметьте, что все делалось руками, без помощи различной техники.

Так как в изготовление хлеба было вложено много труда, в народе сложились разные традиции, связанные с хлебом Сегодня было д/з на опережение. И о традициях нам расскажет 1 группа

Традиции

Хлебом- солью встречали самых дорогих гостей

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель,чтобы малыш рос здоровым и счастливым. брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути,

Хлеб выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы.

Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях.

Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее.

В день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зернами, чтобы жизнь их была богата..

С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны.

Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

Наше поколение живет в мирное время. Но еще живы те люди, кто испытал ужасы войны. что в голодающем городе люди в поисках хотя бы крошки хлеба вскрывали дощатые полы. Между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В музее Ленинграда сохранился тоненький ломтик блокадного хлеба. Посмотрите на такой же ломтик. Его выдавали людям на весь день. это был не просто хлеб – это была сама жизнь

В годы войны Муки не хватало, в тесто добавляли отруби, жмых, солод и даже обойная мука. кора деревьев семян лебеды в целях экономии.. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда даже маленький кусочек не выбрасывают.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Видео О. Воронец Хлеб всему голова.

знаете как хлеб называется у разных народов и об этом нам расскажет 2 группа Хала -Израиль, Симит (Турция) , Лаваш (Армения), Фокачча (Италия),Бриош багет(Франция), Пумперникель (Германия), Калач (Россия)

Физкультминутка

А вы знаете, как хлеб приходит к нам на стол?

Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом. Мы каждый день его видим на столе. Без него мы даже не представляем обед или завтрак. А ведь и в наше время непросто приходит он к нам на стол.

Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

ИЗ каких злаков делают хлеб: пшеница Рожь, овес, ячмень, кукуруза. просо

Как вы думаете сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба? Правильно, 120 профессий.

Изготовление хлебе в наст время а основные профессии вы назовете сами. На столах у вас кроссворд. Разгадайте его самостоятельно.

Ключевое слово хлебороб

Кто такой хлебороб - крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб

Как пекут хлеб (видео)

В настоящее время очень много споров

Вреден или полезен хлеб? В мире очень много полных людей и считается, что от хлеба полнеют. Он вреден в больших количествах, и при малоподвижном образе жизни. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место.

Так, белки нам дают иммунитет, отвечают за рост организма;

углеводы – энергию,

а минеральные вещества берегут здоровье.

Он еще содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В

хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

Хлеб воспевали многие поэты писатели музыканты, художники и об этом нам расскажет 3 группа

 Картины:

Сказки и рассказы : Паустовский «Тяжелый хлеб»

Сказка колобок

К.Д.Ушинский «Хлеб»

Белорусская сказка « Легкий хлеб»

Стихи о хлебе

Пословицы и поговорки про хлеб. Кроме традиций придуманных людьми есть очень много пословиц о хлебе. У вас на столах есть карточки надо собрать пословицу

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и

взаимовыручке. Вот несколько из них.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Будет хлеб, будет и песня!

Без хлеба куска везде тоска.

Давайте вернемся к теме урока

Объясните смысл пословицы Хлеб - всему голова Хлеб главный на столе, ни один стол, ни богатый ни бедный не обходится без хлеба. Люди выживали ради хлеба

Что нового узнали на уроке?

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Давайте вспомним стихотворение, которое я прочитала в начале урока. А теперь скажите, чтобы вы сказали такому мальчику?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку

Если не очень- мордочку без эмоций

Если было не интересно – грустный ротик

Отправим наших колобков на полянку

Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование представления о хлебе как основе жизни человека.
Задачи:
1. Образовательная : расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему.
Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей

Классный час «Хлебу – почтение вечное»



Булочная Филиппова
Париж издавна славился магазинами сыров, Рим – обувными магазинами, а Москва в 19 – начале 20 века – своими булочными, и одним из самых знаменитых были булочные Филиппова. Публика сюда приходила самая разномастная – от учащейся молодёжи до старых чиновников в дорогих шинелях, от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин.


Сюда приходили москвичи, чтобы «вдохнуть хлебный дух». А детвора особенно любила отделение, где продавали булки, калачи, пряники. «Просунешь свой пятиалтынный продавцу, - вспоминали современники, и говоришь громко: «Фунт мятных пряников». Продавец непременно пошутит с тобой и быстро – быстро всыплет пряники в бумажный мешочек…». В той же Филипповской в продаже всегда были десять – двенадцать сортов пшеничной выпечки, пять – восемь – из ржаной муки. А еще около дюжины, в особинку и на радость покупателю, - свои фирменные калачи и калачики (три разновидности), песочная с творогом и повидлом квадратная ватрушка, обварные бублики, царские баранки, сушки, витушки, венская сдоба, ватрушки, бриоши…
Сам основатель династии Филипповых, Максим Филиппов, приехал в Москву из Калужской губернии в 1803 году. Вначале подрабатывал пекарем, затем, собрав денег, стал владельцем собственной пекарни на углу Бульварного кольца и ул. Мясницкой. Максим Филиппов вместе со своей семьей выпекал и продавал калачи и пироги с разной начинкой в торговых рядах города.


Иван Максимович Филиппов
После смерти отца его дело продолжил сын – Иван Максимович (1824 – 1878). К концу 1860-х годов в семье Филипповых было три хлебопекарных заведения: калачное, булочное и бараночное – на Тверской, в доме Манухина, на Сретенке, в доме Спаса, и на Пятницкой, в собственном доме. Именно Филиппов впервые в России организовал хлебный магазин при пекарне. В пекарне на Сретенской также впервые появились получившие вскоре известность во всём городе пирожки с требухой, кашей, капустой, визигой и др. Ассортимент хлеба был разнообразный: из ржаной муки (мелко смолотой и просеянной) выпекали бородинский, стародубский, рижский; а уж из пшеничной муки – неисчислимое количество сортов: французские булочки простые, с поджаристым загибом, обсыпанные мукой маленькие копеечные французские хлебцы, именовавшиеся «жуликами», витушки из перевитых жгутов крутого теста, саечки, обсыпанные маком или крупной солью, сайки простые, выпекавшиеся на соломе с золотыми соломинками, приставшими к исподу, калачи крупные и мелкие, ситники. Отправлял свой знаменитый хлеб Филиппов и в Сибирь. Калачи и сайки горячими, прямо из печи, каким – то особым способом замораживали, везли за тысячи вёрст, а уже перед самой подачей на стол оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах. Порченая же буханка или каравай, сайка или крендель не могли попасть на основной прилавок – по заведенному правилу скособоченный крендель продавали вдвое дешевле.
С 1855 года И.М. Филиппов состоял поставщиком двора его императорского величества. Звание это он получил за отличное качество и широкий ассортимент продукции. После смерти Ивана Максимовича была создана фирма «Филиппов Иван наследники», которую возглавила его вдова Татьяна Ивановна, а с 1881 года – сын Дмитрий.


Дмитрий Иванович Филиппов

По мере взросления свои булочные получили и другие сыновья Филиппова. Главной булочной оставался магазин на Тверской. После смерти братьев (конец 1890-х годов) все булочные вновь были сосредоточены в руках Дмитрия Ивановича.

Хлеб – соль


Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.

И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.

Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.

Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.

На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.

Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.

Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносят дорогим гостям.
Надежда Павловская

Хлеб – не только основа русского национального стола, но нечто большее. Он – символ народного благополучия. При этом хлеб всегда был главным кушаньем на любом пиршестве: хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям вместе с солью – а как же иначе? «Хлеб с солью не бранится!» - так гласила народная присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех давних пор и вошло в обиход выражение «хлебосольный хозяин». Отсюда, видимо, и пошли на Руси обычаи, связанные с хлебом – солью, пережившие многие столетия и в почти неизменном виде дошедшие до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодожёнов, новосёлов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая с солонкой. Хлеб в таком сочетании означает полный стол, а соль является древним, уже позабытым символом охраны, оберега дома. Позднее она стала ещё и высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба – соли как высший, и торжественный знак расположения сохранился и до сих пор. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб – соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


«Сяду на пенёк, съем пирожок», говаривал Медведь в известной сказке про Машеньку; Красная Шапочка с риском для жизни несла больной бабушке пирожки через лес…. Быть может, с пирожками из сказок вы, ребята, познакомились даже раньше, чем с настоящими, ведь далеко не в каждой современной семье пекут пирожки.
Но если углубиться в историю, то мы узнаём, что изначально пирогом называли ситный хлеб, то есть хлеб, испечённый из лучшей просеянной пшеничной муки тонкого помола. Безусловно, в 12 веке такой пирог можно было только на знатных пирах увидеть да попробовать. Но на пиры тогда не каждого звали. В 14 – 15 веках в летописях рассказывается уже о пирогах с разными начинками. Вообще пирог – это и есть блюдо из теста с начинкой, которое выпекается или жарится, варится или даже коптится. Рецептов пирогов множество, различаются они по виду теста (дрожжевое, бисквитное или слоёное), по разнообразию начинок (с капустой, грибами, ягодами, вареньем и т.д. и т.п.), а ещё пироги могут быть открытые, закрытые и слоёные (не тесто слоёное, а пирог слоями укладывается, чтобы так потом и в печку попасть). В русской кухне для пирогов обычно используется несладкое тесто. Все пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, а маленькие – пирожками.
На Руси пирог испокон веков считался символом домовитости. Отсюда и поговорки: «Пироги ешь – хозяйку тешь!», «Без блина не Масленица, без пирога не именинник». Некоторые пироги использовались в обрядах (сватовство, поминки). Ни один русский свадебный стол не обходился без курника – закрытого пирога, по форме напоминающего купол. Именно с курником связан ритуал размалывания хлеба. Пирог разламывали над головами новобрачных, и от того, сколько пшеничных зёрен упадёт на голову молодым, зависело, насколько богатой и сытой будет их совместная жизнь. На следующий день после свадьбы молодая жена должна была испечь пирог. Этим пирогом она потчевала гостей, и по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки.
Как свидетельствует историк Н.И. Костомаров, «по способу печения пироги были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупитчатая или толчёная, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Сладкие пироги… с изюмом и другими разными ягодами… пеклись и не в пост вместо пирожных».
В знаменитом «Домострое», составленном во времена Ивана Грозного священником Сильвестром, перечисляются всякие пироги и пирожки: жареные с горошком, пироги подовые квашеные с горошком, пироги маковые большие жаренные в конопляном масле с горошком, большой пирог с маковым соком да сочнями, пирог с сочнями, внутри переложенный блинчиками…. Так что, как видим, в способах изготовления пирогов и пирожков, как и в начинках, нехватки фантазии не наблюдалось. Традиционно «фирменным» московским кушаньем были кулебяки, расстегаи, курники, рыбники (закрытые пироги с начинкой из рыбы) и прочие замысловатые выпечки.

Испеки нам бабушка пироги с капустой,
Чтобы теста мало, а начинки густо!
Мы тебе поможем, всю муку просеем
И капусту с огорода принести сумеем.

Мелко крошится вилок, в миске дышит тесто
Быстро растолстело, стало ему тесно.
Дружно лепим пироги, печка пышет жаром,
Там они покроются корочкой с загаром.

Из духовки старенькой пахнет очень вкусно!
Скоро будут каждому пироги с капустой.
Пышные, румяные просто загляденье!
Горкою на блюде всем на удивленье.

Закипает самовар на столе в беседке,
Сосчитали пироги воробьи на ветке.
Удался обед в саду, бабушка довольна,
Заходите к нам друзья, встретим хлебосольно!


Тайна записной книжки:
Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб присуща всем славянским народам. На русских свадьбах – это каравай, у белорусов и украинцев также существуют каравайные традиции. Свадебные караваи украшались сложными тестяными узорами, иногда живыми колосьями и веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток, листья или гроздь калины – любовь, прибавление в семье. У татар готовят на свадьбу пирог из слоёного теста – губадию. Название иное, а обрядовое значение такое же.

Коврижки


Случалось ли вам, ребята, прося у родителей купить что – нибудь, в ответ услышать: «Да ни за какие коврижки!». По их суровому тону вы понимаете, что это значит «ни за что на свете». И вы наверняка задавали вопрос: «А это что за коврижки такие?».
Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый, как каравай, а трёх – или четырёхугольный. В некоторых областях России ковригой иногда называют круглый толстый ломоть хлеба, отрезанный «во всю ковригу», то есть по диаметру. «Погнался за ломтём, да ковригу потерял», - наставительно говорили в народе. А вот когда речь заходила о коврижке…. Казалось бы, чем коврижка может отличаться от ковриги? Размерами, да и только. Но тем и удивителен русский язык, что коврижкой уже величали битый пряник с узорами, то есть сладкую выпечку из пряничного теста: с мёдом, сахаром, орехами, изюмом.
Широко известны были вяземские и владимирские коврижки. «Большая, круглая и узорная коврижка почётно преподносится на свадьбах и других обрядах», - уточняет В. Даль. А охотника до коврижек, как и мастера по выпеканию сих сладостей, прозывали коврижником. Вот такие коврижки.


Взлетает пламя в высоту
И озаряет чайхану.
Но не пугайтесь, не пожар,
Тандыру нужен сильный жар.
И алый хвост, как из вулкана,
Как танец вечного канкана –
Огонь поет нам песнь свою,
Сжигая всю гузапаю.
Ушла стихия наконец,
И к делу приступил творец.
Как гнезда ласточки висят,
Самсы в тандыре, прямо в ряд.
Немного времени пройдет,
Дразнящий дух от них пойдет.
Самса, пронизанная жаром,
Сверкает бронзовым загаром.
С пылу с жару пирожок-
Укуси скорей дружок.
Очень остро? Не беда!
Этим славится самса.
Александр Ястребов

Во всех городах и населённых пунктах Узбекистана, Таджикистана, а теперь и в России, как и пирожками, торгуют на улицах и на базарах, её предлагают в небольших кафе и придорожных закусочных. Подаётся она даже в ресторанах, где чаще всего печётся из сдобного теста и имеет «европеизированный» вид.
В России самса встречается в основном виде треугольника, хотя эта разновидность пирожка бывает и округлой формы.
В узбекской, таджикской и других тюркских кухнях самсу предпочитают с начинкой из рубленого мяса с салом (преимущественно баранины, но готовят и из говядины, курятины) и луком. Вариантов приготовления этого сытного блюда множество. Например, в Алматы самсу делают с начинкой из твёрдого сыра. Но тесто для самсы всегда пресное, слоёное. При этом традиционно самса с мясом выпекается в тандыре.
Тандыр – особого вида печь – жаровня для приготовления пищи у народов Азии. Это большая керамическая посудина (полусфера объёмом от 0,25 до 1 куб.м) с круглым проёмом в стенке или дне. Как правило, тандыр ставится во дворе на глиняную платформу дном кверху. Стенки снаружи обмазываются толстым слоем сырой глины. Это делается для повышения теплоёмкости печи. Перед использованием тандыр жарко натапливается дровами или хворостом. После того как всё топливо прогорит, стенки тандыра быстро протираются от налёта гари, после чего к ним опять – таки быстрыми движениями прикрепляются предназначенные к выпеканию изделия. Они доходят до готовности за счёт тепла, накопленного в толстых стенках тандыра. Готовые изделия из такой печи вынимаются при помощи специального ковша и крюка с длинными рукоятками.
Но в последнее время самсу всё больше готовят в электрических и газовых духовках (где же, к примеру, в Москве взять тандыр?)

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ст.№6

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

Классный час по теме: «Хлеб - всему голова»

Выполнила: Вертела Ольга Александровна, учитель английского и немецкого языков Амвросиевской ОШ I - III ст№6, специалист II категории

Аннотация к разработке классного часа по теме

«Хлеб - всему голова»
Постоянное изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена . Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.
Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов; воспитывать у детей бережное отношени е к хлебу.
Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:
- Рисунки детей и иллюстрации по теме классного часа.
- Ваза с колосками пшеницы.

Плакаты с цитатами о хлебе
- Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит местная хлебопекарня и которые испекли родители.

Классный час

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цели:

Расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;

Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.

Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».

Ход мероприятия

Звучит песня «Хлеб - всему голова!»

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

1 уч. Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он, теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2 уч. В нем - здоровье наше, сила

В нем - чудесное тепло

В нем - земли родимой соли

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3 уч. Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.

Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим - будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся - это к слезам, подгорит - это к печали, потрескается - жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

1уч. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

2уч. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Викторина. Дети, а знаете ли вы…

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор - хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1уч. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2уч. Вот он - румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Чтение стихотворения

Ученик 1: Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Ученик 2: Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Ученик 3: Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Ученик 4: Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Много снега - много хлеба.

Хлеб - всей жизни голова.

Будет хлеб - будет и песня.

Хлеба ни куска - и в доме тоска.

Не будет хлеба - не будет и обеда.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Большой урожай - это радость для хлеборобов и всех людей страны.

Звучит музыка

Инсценировка стихотворения

Т. Коломиец «Праздник каравая»

Учитель:

К пятиклашкам на машине

Каравай приехал ныне

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

(Каравай становится в середину круга)

Пекаря!

Он не грел на печке бок -

Каравай ребятам пек.

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

(входит пекарь, становится рядом с караваем)

Мельника!

Не молол он чепуху!

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь - выбирай!

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами -

Тягачами, тракторами!

А награда - урожай!

Всех на праздник приглашай!

Пекарь - Слава урожаю в зернах!

Мельник - Слава караваю на столе!

Хлебопашец - Слава, слава дружным рукам!

Рабочий - Слава, слава труженикам!

Хлеб - это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

А. Морозов

Военный хлеб
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы, берегите

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Громкий Родины своей!

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь

«Берегите хлеб, вы, люди

Научитесь хлеб беречь!»

Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» .

Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

Хлеб, мир, жизнь - самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

А если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)

Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди - сироты, а земля - страдалица. И наоборот, земля - наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее)


Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержемся русской традиции гостеприимства.

(Угощение гостей)

Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.5кл. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. - (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! - М., «Детская литература», 1974

4. http :// nsportal . ru / nachalnaya - shkola / vospitatelnaya - rabota /2012/11/22/ klassnyy - chas - na - temu - khleb - vsemu - golova

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:

1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».

Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.

Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.

1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

2. Чтение стихотворения (детьми)

Настя:

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Олег:

Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Маша:

Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Илья:

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Семён:

Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

3. Кроссворд.

Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.

Кто выращивает хлеб? (Х лебороб)

Булочное изделие небольшой массы. (Рога Л ик)

Без соли, без хлеба половина… (Об Е да)

Ай по имени зовут меня Илья Муромец,

По отцу величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

Кто такой Илья Муромец? (Б огатырь)

Посеешь в пору – соберешь зерна в … (Гор У )

Хлебный злак (П Ш еница)

Загадка: Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (К олос)

Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сн О п)

Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО )

Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Учитель:

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.

Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).

Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).

Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).

Пять – пища (удобрение - есть пища).

Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

Стихи (рассказывают дети)

1. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Хлебный хоровод.

Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки –
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.

5. Викторина.

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(Плуг)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.
(Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2. Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Читает Миронова:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали-

Нашли за домом во дворе,

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом. насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол,

Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель: Я надеюсь, среди вас таких « пареньков » нет.

8. Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

10. Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»

11. Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

12. Учитель.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярна паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

Бисквит – западная Европа.

Брецель – Германия.

Бриошь – Нормандия, Франция.

Наан, чапати – Индия.

Пита – Ближний Восток.

Пицца – Италия.

Тортилья – Мексика.

Фолар – Португалия.

Багет – Франция.

13. Частушки.

Самоваром Вас встречаем,
Пироги на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём,

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки ,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.

Хлеб и каша – хорошо
Будешь прыгать высоко.
А конфеты, пироги –
Шевелят наши мозги.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Ешьте кашу на здоровье
Много в ней белка
А еще поешьте хлеба
И попейте молока.

Хлеб в Калуге дорожает,

Весь народ волнуется.

Пояс туже затянула

Старая бабулечка.

Нынче был неурожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай

Подороже тортика.

14. Стихи. (рассказывают дети)

1. Убран хлеб. И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

2. Но не сразу зёрна стали

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

3. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

4. Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Учитель: А теперь всех приглашаем за стол!