Искривление позвоночника. Сколиоз

Сколиоз (scoliosis; греч. skoliosis искривление) - это заболевание опорно- двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам.



Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков – клиновидные дополнительные позвонки и др.) и приобретенным. Наиболее часто возникает у детей в возрасте от 5 до 15 лет. К сожалению, большую роль в развитии у детей сколиоза играет неправильная поза во время школьных занятий. Некоторые исследователи даже выделяют отдельный вид сколиоза – «школьный». При неправильном положении тела во время занятий происходит перенапряжение одних групп мышц и расслабление других. Гипертонус (повышенное напряжение) сохраняется и после окончания занятий. При активном росте позвоночника длительное его нахождение в неправильном положении вызывает изменения как в связочном аппарате, так и в строении самих позвонков, что способствует «фиксации» указанной деформации и ее прогрессированию. Образуется стойкое боковое искривление позвоночника.


Сколиоз у взрослых может развиться вследствие длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины (профессиональный сколиоз скрипачей, носильщиков и др.). В этих случаях искривление развивается медленно и редко достигает такой степени, как в детском возрасте. Это и понятно, так как воздействие оказывается на уже сформированный позвоночный столб.


Наиболее часто клинические проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок при утомлении мышц спины. После отдыха искривление исчезает. Именно поэтому осмотр целесообразно проводить во второй половине дня, а не утром, когда начальные проявления сколиоза могут быть незаметны. Со временем, по мере прогрессирования процесса, изменения делаются постоянными, изменяется осанка больного, меняется форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на другой. Подвижность позвоночника резко уменьшается. Часты жалобы на мышечные и межреберные боли – невралгии. В особо тяжелых случаях сколиоза наблюдается изменение положения внутренних органов, что может нарушать их функцию. Клинические проявления


Для больного сколиозом характерен небольшой наклон головы в сторону выпуклости искривления (дуги) позвоночника в грудном отделе, таз же смещается в противоположную сторону. Надплечье и лопатка при этом приподняты со стороны выпуклости дуги и часто отходят от туловища («крыловидные лопатки»). Остистые отростки позвонков отклонены от средней линии спины в сторону искривления. Ноги максимально разогнуты в коленях и слегка наклонены вперед. В области талии углубления более выражены со стороны вогнутости дуги (асимметричны). Имеется реберное выбухание (чаще при грудном и верхние грудном сколиозе), в поясничном отделе выражен мышечный валик вдоль позвоночника со стороны выпуклости дуги искривления (при поясничном и грудопоясничном сколиозе). Появляется асимметрия в положении сосков молочных желез, смещается пупок (со средней линии живота). Нередки боли в спине. Наиболее характерные признаки сколиоза



Классификации сколиозов: На сегодняшний день применяются следующие классификации сколиозов: Этиологическая (по происхождению) I группа - сколиозы миопатического происхождения. В основе искривления лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. II группа – сколиозы неврогенные (на почве полиомиелита, нейрофиброматоза и др.). III группа – сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер (клиновидные дополнительные позвонки, одностороннее сращение ребер и поперечных отростков позвонков). IV группа – сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки и позвоночника V группа – идиопатические сколиозы (от невыясненных причин)


Классификации сколиозов: По тяжести деформации сколиозы подразделяются на четыре степени: Сколиоз I степени характеризуется небольшим боковым отклонением позвоночника. Угол искривления не больше 10 градусов. Сколиоз II степени характеризуется заметным отклонением позвоночника в пределах градусов. Сколиоз III степени характеризуется еще более выраженной деформацией, наличием реберного горба, деформацией грудной клетки. Угол искривления градусов. Сколиоз IV степени проявляется тяжелой деформацией туловища. Угол основного искривления достигает градусов, возможны легочно-сердечные осложнения.


Классификации сколиозов: По форме искривления: С-образный сколиоз (с одной дугой искривления). S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления). Z-образный сколиоз (с тремя дугами искривления). Рентгенологическая классификация (согласно приказам МО РФ): 1 степень сколиоза. Угол сколиоза 1° - 10°. 2 степень сколиоза. Угол сколиоза 11° - 25°. 3 степень сколиоза. Угол сколиоза 26° - 50°. 4 степень сколиоза. Угол сколиоза > 50°. 50°.">


Перед началом лечения сколиоза необходимо провести тщательную диагностику этого заболевания: каждый организм индивидуален, и в процессе лечения сколиоза позвоночника должны быть учтены все его особенности. При обследовании необходимо выяснить и причину сколиоза В первую очередь, доктор будет беседовать с пациентом, тщательно выясняя, что, где и когда его беспокоит. Затем проводится осмотр спины пациента в прямом и согнутом положении. Мануальный терапевт обращает внимание на асимметрию позвоночника, лопаток, мышц. Проверяет симметричность плеч и бедер, измеряет длину ног. Рентгенографию позвоночника обязательно проводят в двух проекциях при горизонтальном и вертикальном положении тела больного. Рентгенологически можно определить любое искривление позвоночника, превышающее 10°. Диагностика и лечение сколиоза


Несколько раз в день проверяйте осанку в исходном положении - ноги вместе, носки стоп слегка разведены, руки опущены, голову держать прямо: выступающие точки пяток, икроножных мышц, ягодиц, лопаток и затылка должны лежать на одной вертикальной прямой. Определить это можно, встав спиной к двери, стене (без плинтуса), по касанию названных точек.


Перед началом тренировок надо, будет не лишним, посмотреть на каких мышцах будем делать особый акцент. Комплексы упражнений (гимнастика) для укрепления мышц спины при сколиозе Если в процессе выполнения упражнения возникли болевые ощущения, то следует прекратить его выполнение.


Лечение сколиоза сводится к мобилизации позвоночника, коррекции деформации и удержанию коррекции. Все это достигается с помощью средств ЛФК или путем применения регрессирующих корсетов, гипсовых кроваток, специальных тяг либо комбинированными способами, включающими в себя все перечисленные выше средства. Основным методом лечения сколиоза в настоящее время считают комбинированный. Лечение сколиоза


Одним из основных методов профилактики и консервативного лечения деформаций позвоночника является лечебная физкультура. Под влиянием лечебной физкультуры повышается мышечный тонус, вырабатывается и укрепляется "мышечный корсет", стабилизируются процессы деформации и формируется правильная осанка, улучшаются кровообращение, дыхание, общее состояние и самочувствие больного. Основная задача лечебной физкультуры - исправление существующей деформации, формирование и закрепление правильной осанки. Упражнения лечебной физкультуры выполняют обычно лежа на спине и на животе. У детей с нарушением осанки лечебную физкультуру можно сочетать с физкультурой в школе и занятиями спортом. Такие дети, в основном, должны заниматься лечебной физкультурой дома самостоятельно, а те, у которых имеются значительные нарушения, занятия должны проводить в кабинете лечебной физкультуры под наблюдением и руководством методиста. Лечебная физкультура


Лечебная физкультура при сколиозе - это длительный процесс, и от больного требуются большая настойчивость, терпение и сознательное отношение к занятиям. Формы и методы лечебной физкультуры должны быть индивидуальными. Главное правило лечебной физкультуры - дозированная тренировка больных, то есть постепенное приспособление их к возрастающим физическим нагрузкам, так как дозированные физические упражнения укрепляют ослабленную мышечную систему и способствуют функциональному и анатомическому восстановлению деформации опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультурой дети со сколиозом должны заниматься систематически. Следует соблюдать основной принцип лечебной гимнастики: постоянное, длительное корригирующее действие. Проводимые в течение многих лет лечебные упражнения повышают силу мышц и дают им возможность сопротивляться деформации. Эффект от лечения можно ожидать в том случае, если больной занимается лечебной физкультурой систематически и регулярно (минимум два раза в день - утром и вечером в течение минут). Пропускать занятия нельзя.


В комплексной терапии сколиотической болезни используют в основном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений. Асимметричные упражнения также направлены на коррекцию позвоночника, но оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно растягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне.


При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих упражнений применяют самокоррекцию, асимметричную коррекцию, деторсионные упражнения (по показаниям). Обязательны дыхательные упражнения. И. И. Кон предлагает корригирующее воздействие на позвоночник, эффективное у больных со сколиозом III степени. Исходное положение лежа на спине, нога на стороне вогнутости искривления, согнутая под углом 90°, преодолевает сопротивление груза, который крепится у ножного конца кровати. При динамическом упражнении вес груза колеблется от 5 до 15 кг, а число движений - от 10 до 50. При статической нагрузке вес варьирует от 10 до 40 кг, а время его удержания от 10 до 30 с. Это упражнение рассчитано на сокращение главным образом подвздошно-поясничной мышцы, уменьшающее сколиотическую дугу, торсию и лордоз.




1 – исходное положение стоя на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками; производят покачивание туловищем из стороны в сторону. 2 - исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге, затем то же в другую сторону. 3 - исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук. 4 - исходное положение стоя, ноги на ширине плеч; поднимают вверх руку, одновременно наклоняясь в противоположную сторону. Другую руку заводят за спину. Повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону. 5 - стоя боком к стенке и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, проводят усиленный наклон в бок. 6 - исходное положение стоя на одном колене, руки на поясе, одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону. 7 - исходное положение лежа на животе. Разводят руки в стороны и одновременно прогибаются. 8 - исходное положение лежа на животе. Руки вытянуты вперед, приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу. Повторяют несколько раз, меняя положение ног. 9 - исходное положение лежа на животе. Вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.


10 - исходное положение стоя на четвереньках. Поднимают одну руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног исходное положение сидя на подогнутых под себя ногах. Поднимают вверх руку, прогибаясь, и одновременно вытягивают назад противоположную ногу. Затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног исходное положение стоя на четвереньках. Поворачивают туловище, одновременно отводя руку в сторону, и возвращаются в исходно положение. Повторяют несколько раз в одну и другую стороны – стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед руки, затем подтягивают их к коленям. 15 – ассиметричный вис на стенке- одна рука вытянута (со стороны искривления), другая согнута ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая одновременно ногу. 18 – сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, производят наклоны туловища в сторону, противоположную искривлению. 20 (заключительное упражнение) – лежа на спине, вытягиваются, руки вдоль туловища.


Симметричные корригирующие упражнения: Исходное положение лежа на животе, под­бородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое. 1. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища, вернуться в исходное положение. 2. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги приподнять разогнутые в коленных суставах, «рыбка». 3. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться «лодочка». В качестве симметричных могут быть использованы другие уп­ ражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходного положения лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника


Асимметричные корригирующие упражнения 1. Исходное положение стоя перед зер­калом, сохраняя правильную осанку, поднять плечи с поворотом вовнутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза. 2. Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сто­рону выпуклости поясничного сколиоза. 3. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза. При консервативном лечении занятий лечебной гимнастикой недостаточно. Следует шире использовать элементы спорта (под наблюдением врача) и физическую культуру (ходьба на лыжах, катание на коньках, плава­ние и др.). Если консервативные методы лечения недостаточно эф­фективны и сколиоз прогрессирует, показана костнопластическая фиксация позвоночника. Ранняя операция может предупредить раз­витие III степени сколиоза, поздняя может снять боли.


Каковы цели лечебных мероприятий при сколиозе? Во-первых, не допустить прогрессирования болезни, во-вторых, стабилизировать позвоночник (укрепить окружающие его мышцы), в-третьих, добиться по возможности коррекции деформации позвоночника. Рекомендуется включить в образ жизни следующие профилактические меры. Достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, постоянное, систематическое его закаливание в соответствии с возрастом. Полноценное питание включает достаточное потребление белков животного происхождения (мясо, творог, рыба), минеральных веществ, витаминов (овощи, фрукты). Побольше двигаться, спать на ровной поверхности ложа, не сидеть в одной позе длительно, отдых лежа. Равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги. Воспитывать правильную осанку, контролируя ее в любом положении тела.


Лечение сколиоза сводится к мобилизации позвоночника, коррекции деформации и удержанию коррекции. Все это достигается с помощью средств ЛФК или путем применения регрессирующих корсетов, гипсовых кроваток, специальных тяг либо комбинированными способами, включающими в себя все перечисленные выше средства. Основным методом лечения сколиоза в настоящее время считают комбинированный. Вывод


Использованная литература 1. Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека (лекция профессора В.К. Бальсевича)// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – – С Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский. – М.: Т.23., Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. – М., Ишал В.А., Изаак А.П. Метод производства и графического анализа фронтальных рентгенограмм позвоночника при сколиозе. Методические рекомендации. – Омск, Зацепин Т.С. Ортопедия детского и подросткового возраста. – М: Медгиз, Земсков Е.А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека)// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – – 1. – С Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. – М.: Медицина, Маркс О.В. Ортопедическая диагностика. – М: Наука и техника, Мовшович И. А., Сколиоз. – М., 1964 г. 10. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы. – М: Медицина, Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение / Медведев Б.А. / Серия "Медицина для вас", – Ростов н/д: Феникс, – 192 с.


Спасибо за внимание! Размещено на

Сколиоз, как проблема школьников Шевченко И. 8б Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой. Платон

  • Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз. Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают.
По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет), он проявляется наиболее выражено. Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т.д. Этим перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные. Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека.
  • Основные требования к упражнениям по формированию правильной осанки школьника. Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживай. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.
  • Для детей младшего школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, бадминтон со сверстниками. Зимой, несомненно, прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду (в так называемые переходные периоды - осенью и весной), когда слякотно, промозгло и ветрено, можно энергично выполнять общеразвивающие упражнения. Примерный комплекс таких упражнений (которые можно выполнять безо всяких приспособлений и спортивного инвентаря
  • Способы контроля правильной осанки: обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку более тщательно. Врач поможет подобрать и индивидуальный комплекс упражнений, который требуется при разных видах нарушения осанки
  • Для формирования правильной красивой осанки необходимо дополнительно использовать упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота. Остановимся на этом подробнее. Дыхательная гимнастика. Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления. Большинство детей дышат ртом. Обычно они часто болеют, имеют слабое физическое развитие, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения очистят слизистую оболочку дыхательных путей, укрепят дыхательную мускулатуру, что сразу же скажется на самочувствии ребенка. Занятия дыхательной гимнастикой нужно проводить в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. После еды должно пройти 30-40 мин. было проведено анкетирование среднего звена (а именно 6-9 классов).
  • Для современных школьников,кроме многочасового проведения в сидячем положении в школе, еще и прибавляется долгое сидение за компьютером.
Учащимся задавались различные вопросы, такие как «занимаетесь ли вы каким либо спортом?», «сколько часов в день проводите перед компьютером?» и так далее. На диаграмме наглядно видна разница. Прошлое поколения (70-80 годы) занималось спортом активней, чем наше. Соотношение занимавшихся к на занимавшимися было 92 к 8. Сейчас эти показатели практически сравнялись. То есть почти 50% подростков попадают в группу риска заболеванием сколиозом. Возможные решения…
  • 1. Школьник вынужден сидеть за партой, от этого никуда мы не денемся. Но мы можем сократить время пребывания в статической позе: каждые 15-20 минут поднимайте «мученика науки» и делайте перерыв в занятии хотя бы на несколько секунд (10 сек – 1 мин).
  • 2. Вторая хитрость – постоянно менять положение ступней во время пребывания в статическом положении сидя. Ступни можно выдвигать вперед, оттягивать назад, ставить вместе и врозь. Казалось бы, мелочь? Да, но если мы эту мелочь умножим на сотни часов, проведенных в положении сидя, она предстанет перед нами в совсем ином свете.
  • 3. Конечно, сидеть школьник должен правильно: прямая спина, колени согнуты под углом 90 градусов, ступни стоят на полу, а не болтаются в воздухе, расстояние от глаз до поверхности парты не меньше 30 сантиметров. Дабы воплотить все это в жизнь, достаточно один раз приобрести качественную мебель для детской. Ну и не помешает поинтересоваться, какими партами и стульями оснащены школьные кабинеты.
  • 4. В перерывах между занятиями и во время коротких пауз при выполнении домашнего задания школьник должен висеть на турнике. Обращаем внимание, что лечение сколиоза у детей исключает этот вид физической активности, а вот для профилактики сколиоза перекладина подходит идеально. Если в семье растут дети, позаботьтесь о наличии в квартире/доме шведской стенки или хотя бы простой перекладины.
  • 5. Хорошей разгрузкой для позвоночника станет следующее упражнение: ребенок становится на колени, выпрямленными руками упирается в пол, после чего максимально прогибает спину то вверх, то вниз. Просто, но эффективно.
  • 6. Школьник должен много двигаться – ходить, бегать, плавать и играть в динамические игры (PES на компьютере – не в счет!). От 4 до 6 часов в сутки надо уделять физической активности и спорту. Конечно, не следует забывать и простую утреннюю гимнастику.
  • NB! Лечение сколиоза у детей тоже основано на выполнении специальных комплексов корригирующих упражнений и занятиях спортом. Однако родителям следует иметь в виду, что при уже сформировавшемся сколиозе противопоказаны асимметричные виды спорта (пример – теннис), а также спортивная и художественная гимнастика, которые повышают гибкость позвоночника (при сколиозе это недопустимо).
  • 7. Спать школьник должен на хорошей постели. Вы наверняка читали об ортопедических матрацах или деревянных щитах, которые можно подкладывать под обычный матрац. Последняя рекомендация в наши дни, пожалуй, потеряла свою актуальность, а вот действительно качественный матрац – это альфа и омега профилактики сколиоза!
  • 8. Еще один принципиальный момент – ранец или сумка для учебников, тетрадей и прочих атрибутов школьной жизни. Все мы в детстве ходили с ранцами, и это не случайно. Именно ранец с двумя лямками позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночный столб, а вот сумка или рюкзак, который можно перекинуть через одно плечо – это едва ли не 100 % гарантия развития сколиоза. Позаботьтесь о том, что ребенок использовал обе лямки рюкзака по назначению.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Почему возникает сколиоз у детей? Профилактика сколиоза Выполнил: учитель физической культуры Шульга С.В.

2 слайд

Описание слайда:

Функциональная анатомия и физиология позвоночного столба Позвоночник (от лат. сolumna vertebralis, синоним - позвоночный столб) - это несущий элемент скелета у позвоночных животных. Позвоночник - осевой орган, выполняющий функцию обеспечения вертикальной позы при статических и динамических нагрузках в широком диапазоне, он состоит из 32 - 33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, соединенных в крестец, и 3 - 4 копчиковых), между которыми расположены 23 межпозвоночных диска. Позвоночник образует 4 кривизны: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. В норме, если смотреть сбоку, позвоночный столб имеет S-образную форму. Такая форма обеспечивает позвоночнику амортизирующую функцию. Помимо этого позвоночник осуществляет опорную, защитную и двигательную функции.

3 слайд

Описание слайда:

Сколиоз (от греч. σκολιός - «кривой») - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. Сколиоз является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний, частота которого, по данным разных авторов, колеблется в значительных приделах - от 0,5 до 20%. Сколиоз - не просто искривление позвоночника вбок, это серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, способное привести к нарушению работы внутренних органов.

4 слайд

Описание слайда:

Причины сколиоза I Врожденные и приобретенные формы сколиоза Врожденный дискогенный сколиоз: развивается на почве диспластического синдрома (около 90%). Нарушения обмена в соединительной ткани при этом приводят к изменению структуры позвонков, вследствие чего ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска. Одновременно смещается студинистое (пульпозное) ядро, располагаясь не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это вызывает первичный наклон позвонков, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок и приводит к развитию вторичных искривлений – сколиозу. Статический (гравитационный) сколиоз: развивается при ассиметричной нагрузке на позвоночник вследствие разной длины нижних конечностей, патологии тазобедренного сустава, врожденной кривошеи, обширных и грубых рубцов на туловище. Паралитический сколиоз: развивается из-за ассиметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности, например при полиомиелите, миопатии, ДЦП.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологическая классификация Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией и торсией позвонков. Функциональный сколиоз (неструктурный) – обратимое укорочение и растяжение связок, мышц, ассиметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвоночных суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

6 слайд

Описание слайда:

Диагностика сколиоза Визуальное исследование (положение, реберное выбухание) Рентгенологическое исследование (в положении стоя и лежа). На основании рентгенограмм устанавливают степень заболевания, чаще всего пользуясь методом Коба. Для определения угла искривления позвоночника проводят две линии параллельно поверхности нейтральных позвонков (выше и ниже дуг искривления); перпендикуляры, восстановленные к этим линиям, образуют угол, соответствующий кривизне позвоночника. Наиболее признана клинико-рентгенологическая классификация по В.Д. Чаклину (1957). В ее основе лежат различные по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии, по степени выраженности торсионных изменений и по стойкости имеющихся деформаций.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

1 степень (С-образная) Эта степень сколиоза обычно характеризуется следующими признаками: косоватым тазом; несколько сведенными плечами; незначительной сутулостью. В этот период развития сколиоза угол искривления (Коба) равен приблизительно 1-10 градусов, что практически незаметно визуально.

9 слайд

Описание слайда:

2 степень (S-образная) Данная степень развития заболевания характеризуется: 1. видимым визуально поворотом позвонков прямо вокруг оси (вертикальной) - торсия; 2. несколько скошенным тазом; 3. кривизной, которая заметна уже в любом положении. Угол искривления (Коба) в этот период равен примерно 11-25 градусам.

10 слайд

Описание слайда:

3 степень Данная степень характеризуется: большим горбом (реберным); явным западанием ребер; значительным ослаблением брюшных мышц (то есть живота); выраженной скошенностью таза. При этом, угол отклонения (Коба)уже равен примерено 26-50 градусам.

11 слайд

Описание слайда:

4 степень Обычно характеризуется серьезной деформацией всего позвоночника. Усиливаются признаки 3-ей степени, наблюдается сильная растянутость мышц в зоне искривления. В этот период угол искривления (Коба) уже составляет более 50-ти градусов.

12 слайд

Описание слайда:

Форма, тип и развитие сколиоза 1. По форме искривления и признаку сколиозы делят на простые и сложные Простые – характеризуются одной дугой искривления, с отклонением позвоночника в одну сторону (С-образные сколиозы). Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в нескольких направлениях (S-образные, ?-образные, тройной сколиоз). 2. По типу сколиоз подразделяют на простые шейный, шейно- грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный, пояснично-крестцовый и сложные или комбинированные. 3. По развитию процесса различают непрогрессирующий, медленно прогрессирующий и бурно прогрессирующий сколиозы. Более 50% не прогрессируют, 40 % - медленно прогрессируют и 10 % бурно прогрессируют. Наиболее опасен пубертатный период развития ребенка, в который происходит бурный рост скелета.

13 слайд

Описание слайда:

Специалисты не зря говорят о том, что запущенный сколиоз действительно очень опасен. Это заболевание на самом деле может привести к опасным и необратимым изменениям: 1. деформации позвоночника; 2. повлечь за собой возникновение жуткого реберного горба; 3. вызвать чрезмерную асимметрию таза; 4. нарушению развития важных внутренних органов. Кроме того, больной постоянно ощущает быструю утомляемость, его мучают регулярные мышечные/головные боли – это так же следствие сколиоза - той болезни, на которую вовремя родители не обратили никакого внимания. Помимо этого, к последствиям сколиоза можно отнести: 1. косметический дефект (осанка выглядит некрасиво); 2. нарушение взаимоотношений многих важных внутренних органов; 3. деформацию грудной клетки; 4. нарушения функций дыхательной/сердечнососудистой систем; 5. нарушение функциональности спинного мозга (это в особо тяжелых случаях).

14 слайд

Описание слайда:

Признаки сколиоза у детей и подростков Проведите максимально внимательный осмотр своего ребенка. Обратите внимание на такие особенности: симметрична ли в целом высота его лопаток, надплечий, подвздошных костей, подколенных/подягодичных складок; одинаковы ли между туловищем и руками, опущенными вдоль боков, пространства; ровно ли ваш ребенок в расслабленном состоянии держит свою шею. Для этого, попросите его так нагнуться, дабы его руки свисали в свободном состоянии (вниз), и затем оцените все то, что указано выше.

15 слайд

Описание слайда:

О вероятном наличии сколиоза вам расскажут такие признаки: 1. одно плечо располагается немного выше второго; 2. пошла «вразлет» одна из лопаток (то есть, выпирает как бы угол лопатки); 3. разное расстояние от руки, прижатой к боку, до самой талии; 4. при наклонах вперед заметна визуально кривизна позвоночника.

16 слайд

Описание слайда:

Лечение сколиоза Чаще всего врачи-ортопеды назначают больным детям: 1. ношение фиксирующего специального корсета; 2. физкультуру лечебного характера, которая укрепляет мышцы спины; 3. массаж; 4. различные тонизирующие процедуры. В случае если консервативные методы не помогают, то спустя некоторое время, ребенку понадобится уже серьезная операция, которая предполагает установку механических приспособлений для корректировки кривизны позвоночника.

17 слайд

Описание слайда:

Лечение сколиотической болезни Складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника коррекция деформации стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции Основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригированном положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мероприятиями, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна. Суть консервативного лечения состоит в коррекции искривления позвоночника за счет уменьшения функционального компонента искривления и стабилизации достигнутой коррекции за счет улучшения функционального состояния мышечно-связочного аппарата или с помощью корсетирования. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный в положении максимальной коррекции.

18 слайд

Описание слайда:

Виды упражнений Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Специальные упражнения являются корригирующими и подразделяются на симметричные и ассиметричные. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации тяги позвоночного столба. Т.А. Фонарева, М.И. Фонарев (1988) указывают, что сим­метричные упражнения не нарушают возникших компенсатор­ных приспособлений и не приводят к развитию противоискрив-лений. Важным преимуществом этих упражнений является про­стота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опор­но-двигательного аппарата. Ассиметричные упражнения используют с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения трениру­ют ослабленные и растянутые мышцы.

19 слайд

Описание слайда:

Примеры симметричных и ассиметричных упражнений Пример ассиметричных упражнений: из исходно­го положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение: а) на стороне грудного сколиоза опускается надплечье, плечо поворачивается кнару­жи, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбуха­ния; б) на противоположной стороне грудного сколиоза подни­мается надплечье и плечо поворачивается вперед и внутрь, ло­патка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении уча­ствуют надплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не до­пускается. При выполнении этого асимметричного упражне­ния происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растя­гивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Уп­ражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положе­ния надплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметрич­ных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза. Рис. а. - симметричное корригирующее упражнение; б - асимметрично корригирующее упражнение

20 слайд

Описание слайда:

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; кор­рекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращен­ных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вог­нутости - отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза - отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При от­ведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упраж­нение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба. Группа общеразвивающих упражнений включает в себя упражнения общеукрепляющего характера на все мышечные группы силового и скоростно-силового характера, упражнения на рав­новесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления. Упражнения выполняются с предметом (булава, скакалка, на­бивные мячи, гантели и т.д.) и без него. Для детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, большое значение имеют дыхательные упражнения, так как у них обычно слабо развита, а нередко деформирована грудная клетка. Грудную клетку развивают при помощи специальных дыхательных упражнений. При этом она увеличивается в объ­еме, а следовательно, увеличивается и жизненная емкость лег­ких. Применяется грудное и брюшное дыхание. Нередко дети, увлекаясь движением, забывают о дыхании и задерживают его. Поэтому команда методиста «раз-два» во многих случаях заме­няется командой «вдох-выдох». Например, упражнения лежа с гантелями, плавательные движения, «гребля» и т.д. Методист акцентирует внимание детей на сочетании упражнения с дыха­нием и о категорически недопустимой задержке дыхания при упражнениях.

21 слайд

Описание слайда:

При сколиозе I степени наряду с общеразвивающими и дыхательными упражнениями применяют симметричные кор­ригирующие упражнения. Асимметричные упражнения приме­няются индивидуально и исключительно редко. При сколиозе II степени в занятиях лечебной гимнастикой также преобладают ОРУ, дыхательные, симметричные упражнения. По показани­ям применяются асимметричные и деторсионные упражнения. При сколиозе III-IV степеней используется весь арсенал фи­зических упражнений. При сколиозах противопоказаны физи­ческие упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны, скручивания, повороты) и приводящие к его перера­стягиванию (висы).

22 слайд

Описание слайда:

ЛФК проводят в форме занятия лечебной гимнастикой (за­нятия корригирующей гимнастикой). Чтобы охватить как можно большее число детей, страдающих сколиотической болезнью, занятия корригирующей гимнастикой проводят групповым ме­тодом. Индивидуализация лечебного воздействия при группо­вом методе занятий достигается комплектованием небольших групп до 10-12 человек, однородных по деформации, возрасту, а также назначением индивидуальных упражнений и дози­ровки. По возрасту дети разделяются на 4 группы: 5-6-лет­ние; 7-10-летние; 11-13-летние; 14-16-летние. Детям с про­грессирующим сколиозом рекомендуется проводить занятия ин­дивидуальным способом. Занятия корригирующей гимнасти­кой проводятся 3 раза в неделю по 30-45 мин. Занятия делятся на 3 части.

23 слайд

Описание слайда:

Подготовительная часть включает в себя организацию груп­пы для занятия, построение, ходьбу, во время которой выпол­няются различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах, напри­мер, махи, круговые движения. Ходьба с подниманием пря­мых ног, ног, согнутых в коленях, передвижение в приседе, «прыжок лягушки», «ход слона», «шаги медведя», ходьба на пятках, на носках, на наружном крае стопы, перекаты с пятки на носок, ходьба в различном темпе и различных направлени­ях (змейкой, спиной вперед). Кратковременный бег. Дыхатель­ные упражнения. Далее упражнения выполняются стоя перед зеркалом: общеразвивающие упражнения для шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепле­ния навыка правильной осанки; для профилактики и коррек­ции плоскостопия. Основная часть занятия. Применяют специальные корри­гирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корри­гирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рацио­нального мышечного корсета; упражнения для коррекции де­формации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гим­настической стенке; подвижные игры. В основу занятия корри­гирующей гимнастикой положен принцип максимальной ста­тической разгрузки позвоночника. Наиболее эффективные ис­ходные положения - лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевое. В заключительной части применяются упражнения на рас­слабление, медленная ходьба с сохранением правильной осан­ки, дыхательные упражнения. По показаниям индивидуально используется лечение положением.

24 слайд

Описание слайда:

Продолжительность различных частей занятия зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач, а шкже периода реабилитации. Темп упражнений обычно сред­ний и медленный в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера. Занятия лечебной гимнастикой следует проводить с учетом функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, для чего необходимо оценивать воздействие нагрузок по сдвигам частоты пульса и его восстановлению (опре­деление физиологической кривой), а также общую тренирован­ность по простейшим функциональным пробам (20 приседа­ний, 30 подскоков) - пульсу и АД. Очень важно в процессе занятия оценивать силу и выносливость различных групп мышц, применяя двигательные тесты. О силе и выносливости мышц-разгибателей туловища судят по времени удержания верхней части туловища на весу, а также состоянию мышц, обеспечивающих наклоны вправо и влево. О силе выносливос­ти мышц живота судят по числу переходов из положения лежа на спине в положение сидя с фиксированными ногами. Ориентиром могут служить нормативные показатели, ус­тановленные для детей A.M. Рейзман и Ф.И. Багровым: для мышц-разгибателей туловища в 7-11 лет - 1-2 мин, в 12- 16 лет - 1,5-2,5 мин; для мышц живота в 7-11 лет - 15-20 движений, в 12-16 лет - 25-30 движений в темпе, не превы­шающем 16 движений в минуту. Показатели функциональных проб обеспечивают дифференцированный подход к назначению индивидуального комплекса на занятиях лечебной гимнасти­кой.

25 слайд

Описание слайда:

Значительное место в физической реабилитации сколиозов занимает лечебное плавание; его оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение в жизни ребенка трудно переоценить. Во время плавания обеспечивается естественная разгрузка по­звоночника, а самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спи ны и конечностей, совершенствуется координация движений. Современная методика лечебного плавания разработан» сотрудниками московской ортопедической школы-интерната № 76 Л.А. Бородич, Р.Д. Назаровой. Исследователи доказали, что основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мыш­цы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикуляр­но движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. При этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и враща­тельных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе. Плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде применять в лечебном плавании для детей со сколиозом нельзя. Однако могут применяться элементы этих стилей. Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколио­за. При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног. При сколиозе II-III сте­пени задача коррекции деформации диктует применение асим­метричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40-50% времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги искривления позвоночника.

26 слайд

Описание слайда:

Для детей со сколиозом II-III степени исходное положе­ние коррекции подбирается строго индивидуально в зависимо­сти от типа сколиоза. Например, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8-9-м грудном позвонке для снижении компрес­сии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные ис­ходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой сторо­ны сколиоза выносится при плавании вперед. При поясничном гипе сколиозы (вершина дуги на 2-3-м поясничном позвон­ках), грудино-поясничном типе сколиоза (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м поясничном позвонках) для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные по­ложения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на дос­ке. При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничный) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги. Д.М. Цверава (1985), помимо традиционных форм реаби­литации, предложил для лечения нарушений осанки во фрон­тальной плоскости и диспластического грудино-поясничного сколиоза I степени применять верховую езду. Эффективность лечения конным спортом, по мнению автора, заключается в следующем: стабилизации мобильности позвоночника, т.е. устранении функционального компонента; создании мощного, надежного мышечного корсета туловища; в обучении активной коррекции туловища самовытяжением; устранении скованнос­ти в движениях; выработки правильной осанки; повышении устойчивости высшей нервной деятельности; снятии «комплекса неполноценности»; повышении функции опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитии ловкос­ти, смелости, организованности, внутренней дисциплинирован­ности и любви к животным. Конный спорт противопоказан при поясничном сколиозе, так как способствует усилению торсии позвонков и увеличива­ет степень пояснично-крестцовой дуги; при грудино-поясничном сколиозе I степени, когда вершина искривления находите ниже Ц и L2, так как тренировка подвздошно-поясничных мышц, интенсивно проводящаяся при верховой езде, неблаго» приятно влияет на его течение.

27 слайд

Описание слайда:

Организационное лечение сколиотических больных подразделяется на 3 вида: амбулаторное лечение; лечение в специа­лизированных школах-интернатах; стационарно-санаторное лечение. Амбулаторному лечению подлежат: дети с дугой сколиоза до 10° и торсией 5-10° (без опи­санных признаков прогрессирования); дети с впервые выявленным сколиозом I-III степени с законченным ростом, но нуждающиеся в тренировке мышц и постановке правильной осанки. После обучения физическим упражнениям, увеличения сило­вой выносливости мышц и постановки правильной осанки де­тям первой группы и второй группы с I-II степенью сколиоза рекомендуется рациональное повышение физических нагрузок в секциях плавания, волейбола, ходьба на лыжах.

28 слайд

Описание слайда:

Примерные упражнения ЛФК при сколиозе у детей Лечь на спину. Затем расположить руки на затылке. Развести локти в сторону, а затем вернуть их в исходное положение. Лежа на спине, согнуть ноги в коленях. Затем поочередно приводить колени к животу. Лечь на спину и согнуть ноги в коленях. После этого приподнимать таз и прогибаться в грудном отделе позвоночника. Лежа на спине, приподнимать туловище, тем самым осуществляя прогибы в грудном отделе позвоночнике. Лежа на животе, вытянуть руки вдоль тела ладонями вниз. Опираясь на ладони, поочередно приподнимать ноги вместе с туловищем. Лежа на спине, совершать вращательные движения ногами по типу велосипеда. Во время вращений стараться приблизить ноги максимально к поверхности пола, не касаясь его. Лежа на спине, осуществлять перекрестные движения ногами в горизонтальной и в вертикальной плоскости по типу ножниц. Лежа на спине, поднять ноги вместе. Затем развести их в стороны, и удерживать в таком положении в течение нескольких секунд. Лежа на животе, поднять голову и плечи, удерживая их в таком положении в течение нескольких секунд. Точно так же, лежа на животе, одновременно приподнимать нижние конечности и верхнюю часть туловища, опираясь на грудную клетку. Пассивное вытяжение. Для этого, лежа на спине, стараться максимально вытянуть тело вдоль продольной оси. Для этого следует тянуться головой вверх, а ногами – вниз. Лежа на животе, имитировать руками и ногами плавательные движения.

29 слайд

Описание слайда:

Упражнения для укрепления мышечного корсета (по Т.А. Фонаревой, 1980) Для мышц спины: Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. 1. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение по команде инструктора. 2. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову. 3. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании брассом). 4. Руки в стороны, назад, в стороны, вверх. 5. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. 6. То же, что и упр. 5, но выполнять прямыми руками круговые движения. Упр. 1-6 выполнять с усложнением - задержкой каждого движения до 3-4 счетов. В дальнейшем можно использовать отягощения и сопротивление. 7. Поочередно поднимать прямые ноги, не отрывая таза от пола. Темп медленный. 8.Приподнимать обе прямые ноги с удержанием их до 3-5 счетов. 9. 1 - поднять правую ногу, 2 - присоединить левую, 3-6 -держать, 7 - опустить правую ногу, 8 - опустить левую ногу. 10.Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в и.п. 11. Упр. 11-13 выполнять в парах, лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание мяча парт¬ неру, ловля мяча с сохранением приподнятого положения головы и плеч. 12. Бросок мяча партнеру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч. 13.В руках гимнастическая палка. Бросить палку партнеру, пой¬ мать ее хватом сверху или снизу. Лежа на животе на гимнастической скамейке: 14. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов. 15. Выполнение руками и ногами движений, как при плавании брассом. 16. Перекатывание набивного мяча партнеру.

30 слайд

Описание слайда:

Профилактика функционального сколиоза у детей Подбирайте правильно своему ребенку матрас, дабы он был не сильно твердым, но и не совсем уж мягким. При возможности, предпочтение отдавайте ортопедическим матрасам. Подушку ребенку кладите только после года. И знайте, она непременно должна быть плоской, то есть невысокой. Необходимо правильно придерживать малыша, беря его на руки, - поддерживайте ему спинку. Старайтесь не выкладывать своего кроху постоянно на одну сторону - нужно регулярно чередовать левый и правый бок. Не усаживайте своего малыша пассивно (к примеру, опирая его каждый раз на подушку). Он должен все-таки научиться сидеть самостоятельно, то есть, крепко держать свою спинку непосредственно в вертикальном положении. Приучайте ребенка проводить любые занятия, такие как рисование, лепка, конструктор, аппликация, только за столом. Создайте ребенку правильный и полезный режим питания. Это облегчит нагрузку на позвоночник. Обеспечьте малышу богатое минеральными/витаминами питание (особенно позвоночнику необходимы: кальций, медь и цинк). Приучите ребенка заниматься утренней гимнастикой. Научите свое чадо правильно сидеть за столом. Расскажите ребенку о том, что затылок обязательно должен быть чуть-чуть приподнят и немного отведен назад, а вот подбородок наоборот - слегка опущен. Важно заметить, что при таком положении улучшается кровоснабжение головном

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

В процессе своей эволюции человек получил много “наград” от природы. Одной из них является прямохождение, что кардинально отличает человека от остального животного мира и дает ему массу преимуществ. В связи с вертикальным положением появилась и осанка. Правильная осанка – это не только красиво, но и является показателем, как физического, так и психологического здоровья. Нарушение осанки – это большая группа приобретенных, а в некоторых случаях и врожденных состояний, причем не всегда патологических, которые проявляются в различных искривлениях позвоночника.

Вопрос о патологической осанке является особо актуальным сегодня, ведь современный образ жизни, длительное времяпрепровождение за мониторами компьютеров, отсутствие гигиенических стандартов мебели в учебных заведениях и в офисах приводят к учащению нарушений осанки не только у детей, но и у взрослых.

Значение правильной осанки

Для начала разберемся с тем, что такое правильная осанка, какое ее значение и функции в жизни человека. Каждый индивид обладает только одной (правильной или патологической) осанкой. Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве (как при движении, так и в покое), которое формируется и задается на бессознательном уровне. Как уже упоминалось, осанка появилась в связи с эволюцией человека и присуща только ему.

Признаки правильной осанки:

  • линия всей длины позвоночника имеет вертикальное направление, голова смотрит прямо;
  • симметричное расположение лопаток, плеч, сосков;
  • обе ключичные кости соединяются горизонтальной линией;
  • обе ягодицы расположены на одном уровне;
  • на спине нет асимметрических кожных складок;
  • все физиологические изгибы позвоночника находятся в нормальном диапазоне величин (нет патологических лордозов, кифозов);
  • нет бокового искривления позвоночника (сколиоз);
  • обе ноги имеют одинаковую длину.

Особенно опасно нарушение осанки у школьников, так как именно в этот период позвоночник растет активнее, чем всегда, и воздействие причинных факторов нарушения осанки приводит к выраженным деформациям, которые опасны для здоровья ребенка.

Функции, которые выполняет правильная осанка:

  • приводит к равномерному распределению нагрузок на позвоночный столб, что оберегает его от повреждений и различных заболеваний;
  • обеспечивает поддержку равновесия тела и отличную координацию движений;
  • позволяет движения в суставах с максимальной амплитудой;
  • придает человеку эстетики;
  • обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов и их защиту от внешних воздействий;
  • осанка – это внешний показатель психического и физического здоровья человека;
  • влияет на формирование характера.

Таким образом, можно себе представить последствия нарушения осанки.

Что приводит к нарушению осанки?

Если вы задались вопросом, почему возникает патологическая осанка, то ответов несколько. Причины такого явления могут скрываться в органических патологических изменениях тканей позвоночного столба, как правило, это наблюдается при врожденных заболеваниях и пороках опорно-двигательного аппарата, а также, если причинный фактор действует в раннем детстве, например, рахит, родовая травма. В других случаях нарушение осанки развивается без каких-либо морфологических изменений позвоночника – это приобретенные нарушения, которые в основном связаны с длительным неправильным положением тела.

Основные причины нарушения осанки:

  • врожденные патологии и другие заболевания с органическим поражением позвонков (опухоли, туберкулезная инфекция, рахит, заболевания соединительной ткани);
  • травматические повреждения позвоночного столба;
  • патология слухового и зрительного аппарата (постоянно заставляет вытягиваться в сторону раздражителя, чтобы лучше его рассмотреть или услышать);
  • нерациональная рабочая поза (например, за партой, в офисе);
  • неудобная одежда;
  • плохое развитие мышц спины, которые должны служить опорой для позвоночника;
  • работа в плохих условиях (недостаточное освещение).

Причиной номер один нарушения осанки выступают длительные динамические и статические перенапряжения, особенно на этапе роста и развития позвоночника у детей (неправильная поза за партой, за столом, длительное пребывание за компьютером и пр.). Потому профилактика нарушений осанки у детей – это в первую очередь приучение к физиологической рабочей позе и физические упражнения.

Неправильная осанка и ее виды

В зависимости от искривления в той или иной плоскости (сагиттальная, фронтальная или смешанные), а также от типа (патологический лордоз, кифоз и сколиоз), различают отдельные виды нарушения осанки.

Для справки:

  • кифоз – это изгиб позвоночника кзади, в норме встречается в грудном отделе, если превышает существующие нормальные величины, то считается патологическим;
  • лордоз – прогибание позвоночного столба вперед, существует физиологический шейный и поясничный лордоз, если сильно выражен – то это патология;
  • сколиоз – это искривление позвоночника в сторону, в зависимости от того, куда открыта дуга сколиоза, различают левосторонний и правосторонний, в некоторых случаях встречается S-образный сколиоз.

Основные типы нарушения осанки формируются сочетанием указанных выше искривлений в различной степени выраженности.

Различают следующие виды нарушения осанки:

  1. Сутулость – в основе находится углубление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Симптомы сутулости – приведение плечевых суставов, крыловидные лопатки, согнутая голова.
  2. Круглая спина – можно сказать, что это крайне выраженная сутулость (отсутствие лордоза поясницы и значительное увеличение кифоза грудного отдела). При таком искривление перемещается центр тяжести и, чтобы не упасть, человек ходит на полусогнутых ногах. Среди прочих признаков – наклон таза меньший, голова согнута, плечи приведены, крыловидные лопатки, руки свисают, живот выпучен.
  3. Кругловогнутая спина – увеличиваются все физиологические позвоночные изгибы. Ноги могут быть, как полусогнутыми, так и переразогнутыми в коленных суставах, лопатки крыловидные, голова выдвинута вперед, плечи приведены, живот выпучен.
  4. Плоская спина – развивается при уплощении всех физиологических изгибов позвоночника. Грудная полость смещается вперед, живот выпирает. Основная опасность плоской спины заключается в том, что при движениях толчки не амортизируются (нет изгибов) и передаются прямиком на основание черепа и головной мозг – повышается риск повреждения.
  5. Плосковогнутая спина – уплощается кифоз грудного отдела при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Таз смещается кзади, ноги либо полусогнутые, либо отмечается переразгибание в коленях, лопатки крыловидные.
  6. Сколиотическая осанка – это нарушение осанки во фронтальном направлении (все предыдущие – это искривления в сагиттальной плоскости). Характеризируется боковым искривлением позвоночника, все симметрические линии тела нарушены. Отличие, которое отличает сколиотическую осанку от сколиоза – это отсутствие поворотов позвонков вокруг своей оси.

Почему патологическая осанка – это опасно?

Нарушение осанки – это не заболевание, но оно создает все предрасполагающие условия для патологии позвоночного столба, других структур опорно-двигательного аппарата, а также приводит к нарушению нормальной функции внутренних органов грудной и брюшной полости.

Плохая осанка приводит к раннему развитию и тяжелому течению дегенеративных и дистрофических заболеваний, например, остеохондроз, деформирующий остеоартроз коленных и тазобедренных суставов. Со временем развивается деформация грудной клетки, что приводит к ограничению экскурсии при дыхании – страдают легкие и сердце, развивается их недостаточность. Мышцы слабеют и атрофируются, это приводит к нарушению работы органов брюшной полости.

Потому при подозрении на неправильную осанку обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом для составления индивидуального комплекса лечения, ведь утверждение о том, что осанку нельзя исправить – это не более чем миф, который придумали лентяи.

Распознать нарушение осанки не сложно. Достаточно простого врачебного осмотра. Ортопед путем одного объективного обследования и нескольких замеров, сможет сказать, о каком именно виде нарушения идет речь. Но, если возникают трудности, то врач может предложить рентгенологическое обследование позвоночника.

Принципы лечения

При данной проблеме словосочетание “лечение нарушения осанки” не совсем уместно, лучше употреблять термин “коррекция осанки”, так как неправильная осанка не является заболеванием. Вылечить можно только те искривления, которые обусловлены органической патологией, например, травма позвоночника, его туберкулезное поражение. В остальных же случаях (функциональные нарушения) проводят только немедикаментозную коррекцию нарушений осанки.

Видео-комплекс упражнений для коррекции осанки:

Коррекция осанки включает следующие методики лечения:

  • ношение специальных ортопедических приспособлений – корригирующих и поддерживающих корсетов;
  • ЛФК – лечебные упражнения – это самый важный и эффективный метод исправления осанки;
  • массаж при нарушении осанки также очень важен, позволяет снять мышечный спазм, наладить микроциркуляцию и обменные процессы;
  • нельзя забывать и о физиотерапевтических процедурах;
  • постоянное соблюдение рациональной рабочей позы.

Главный принцип успешного лечения нарушений осанки – это регулярность и длительность применения корригирующих методик – только в таком случае вы сможете стать обладателем красивой, правильной и царственной осанки.

Профилактические мероприятия

Профилактика нарушений осанки является очень важным мероприятием и должна проводиться всем без исключения детям и подросткам, а также взрослым с повышенным риском развития деформаций. Не зря говорят, что лучшее лечение – это профилактика.

Важные профилактические мероприятия:

  • обеспечить адекватную эргономику рабочего места (хорошее естественное и штучное освещение, удобная мебель, которая подходит по росту человеку);
  • следить за своей рабочей позой;
  • спать на ортопедической подушке и матрасе;
  • ношение ортопедической обуви и удобной одежды, которая не сковывает движения;
  • коррекция и лечения проблем со зрением и слухом;
  • оптимальный двигательный режим;
  • профилактика травм и других заболеваний позвоночника;
  • развитие мышц спины.

Если с раннего детского возраста приучать ребенка к поддержанию правильной осанки, то в результате ваше чадо будет не только здоровым, но и красивым.

Сирингомиелия - довольно распространенное заболевание неврологического характера. Существует много форм проявления болезни, которые обусловлены причинами ее возникновения. Подавляющее большинство случаев связано с врожденными аномалиями развития больного, но есть и приобретенные состояния.

Почему возникает сирингомиелия?

Врачи выделяют истинную и приобретенную форму болезни. В первом случае развитие сирингомиелии связывают с неправильным ростом костей черепа в районе соединения его с позвоночником. В результате возникает состояние, которое называют аномалией Арнольда-Киари - ущемление ромбовидного мозга и мозжечка в задней черепной ямке.

Истинная сирингомиелия является наследственным заболеванием. Начальные проявления его могут быть замечены в возрасте 25–40 лет или не возникнуть никогда. Недуг в истинной форме поражает в основном мужчин и составляет около 80% от всех известных случаев.

Остальные пациенты, страдающие сирингомиелией, имеют приобретенную форму болезни. Спровоцировать синдром сирингомиелии могут инфекционные воспаления спинного и головного мозга (менингит, арахноидит и пр.). Считается, что в некоторых случаях поводом могут стать и слишком сильные физические нагрузки. Частые причины для образования полостей в спинном мозге - это травмы позвоночника.

Проявления болезни

При постановке диагноза сирингомиелии у родственников и самого больного появляется закономерный вопрос о том, что это такое. И истинная, и приобретенная болезнь выражается в образовании полостей в ткани спинного мозга. С течением времени в них скапливается некоторое количество проникающей туда спинномозговой жидкости (ликвора). Когда киста увеличивается в объеме, она начинает давить на окружающие ее нервные клетки, затрудняя прохождение сигналов или приводя к дегенерации тканей.

В любом случае у больного возникает ряд характерных симптомов:

  • болезненность в области шеи, плеч, рук;
  • парестезии разной локализации (онемение, чувство мурашек, жжение или холод и т.п.);
  • мышечная слабость и атрофия мускулов, вялые параличи;
  • вегетативные симптомы (повышенная потливость, гипертрофия жировой клетчатки на пальцах рук, ороговение кожи, деформация суставов и т.п.).

Кроме общих симптомов, могут возникать и другие признаки, связанные с нарушениями трофики тканей и проводимости нервных импульсов. У большинства больных наблюдается пропадание термической чувствительности на отдельных участках тела.

Часто врожденная болезнь затрагивает и весь скелет, приводя к сколиозам и кифозам, расщеплению позвоночника. У ряда больных появляются признаки гидроцефалии (водянки головы). При нарушении питания тканей могут усиленно выпадать или плохо отрастать волосы. У некоторых наблюдаются и аномалии ушной раковины.

При слабом выражении симптомов врачи могут некоторое время принимать проявления сирингомиелии шейного отдела за рассеянный склероз или опухоль мозга (головного, спинного).

Боли в спине бывают настолько сходны с симптомами межпозвоночной грыжи, что больной пытается лечиться народными средствами от этого недуга, не обращаясь к специалистам. Но при проведении МРТ врачи устанавливают диагноз с полной уверенностью в нем на стадии возникновения постоянных и несильных болей в спине.

Диагностика болезни на ранней стадии позволяет вовремя принять меры для снижения скорости развития процесса и снятия некоторых симптомов болезни, которые могут привести к инвалидности.

При локализации кисты в отделах головного мозга возможно нарушение дыхательной функции, и помощь врача будет совершенно необходима для сохранения жизни пациента. Другие бульбарные симптомы приводят к нарушениям речи, глотания, потере голоса. Поэтому при любых подозрениях лучше обратиться к неврологу, не теряя драгоценное время.

Прогноз заболевания

Если истинная форма болезни не имеет выраженного прогресса, то пациенту могут не назначить никаких лекарств. В этом случае потребуется только постоянное наблюдение у невролога, чтобы вовремя обнаружить неврологические признаки развития патологии. Сирингомиелию нельзя вылечить, но она не опасна для жизни, поэтому врачи останавливают только последствия ее прогресса: потери чувствительности, двигательные расстройства.

В части случаев (примерно 25%) прогрессирование заболевания может смениться относительно стабильным состоянием больного. Около 15% людей от общего числа тех, у кого обнаружили кисты в разных отделах спинного мозга, вообще не ощущают ухудшения состояния. Кроме случаев сирингобульбии (образование кисты в дыхательном центре), прогноз болезни относительно благоприятен. Сирингомиелия развивается очень медленно и чаще всего не приводит к полной потере подвижности.

Инвалидность при сирингомиелии может наступить при несвоевременно обнаруженной аномалии, когда киста увеличилась настолько, что от давления погибла часть нервных клеток. При локализации полостей в области грудного отдела спинного мозга, возникают параличи и парезы верхних конечностей. Тогда лечение сводится к минимизации последствий.

Что можно сделать для лечения?

Болезнь, обнаруженную в начальной стадии (разрастание мозгового вещества), лечат применением рентгенотерапии. При этом клетки облучают, чтобы прекратить их бесконтрольное размножение. Но существуют и другие методы лечения, эффективные на более поздних этапах развития заболевания.

В случае обнаружения неврологических симптомов проводят соответствующую терапию медикаментами. Назначать препараты для лечения болезни должен только врач-невролог. Все эти средства имеют противопоказания, и самостоятельное лечение ничего, кроме вреда, принести не сможет.

Врач назначит дегидратирующие вещества (Фуросемид, Ацетазоламид и др.), которые будут способствовать уменьшению количества жидкости в полости кисты. Для снятия неврологических симптомов назначают нейропротекторы (глютаминовую кислоту, Бендазол, Пирацетам и т.п.). Чтобы уменьшить боли, появляющиеся при развитии сирингомиелии, врачи используют современные анальгетики.

Лечение подразумевает комплексный подход, поэтому в домашних условиях помочь себе будет невозможно. Но больной может способствовать облегчению своего состояния, посещая назначенные специалистами процедуры:

  • массаж;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапевтические процедуры.

Для улучшения нервно-мышечной проводимости могут быть назначены радоновые ванны и специальная гимнастика.

Массаж при сирингомиелии включает в себя поглаживание и растирание, ударные приемы в области живота, груди и спины. При потере чувствительности в этих зонах назначают 3–4 курса из 15–20 процедур. Применение массажных процедур в сочетании с лечебной гимнастикой и электростимуляцией мышц в течение 1 года позволяет достичь заметного улучшения состояния пациента.

Хирургическое вмешательство применяют только в тех случаях, когда требуется декомпрессия спинного или головного мозга. В этом случае показанием к операции служит резко нарастающий неврологический дефицит. Этот симптом выражается в парезе ног и рук, вызванных сдавливанием нервных клеток или их отмиранием. В процессе операции полости дренируются, удаляются спаечные образования, что в целом приводит к стабилизации состояния человека.

Профилактика сирингомиелии

Меры для предотвращения кистозных образований в спинном мозге в настоящее время не разработаны. Профилактика может производиться только в направлении предупреждения прогрессирования симптомов и ограничения ситуаций, когда больной может случайно получить ожог или обморожение, бытовую травму.

Из-за того что чувствительность некоторых участков тела снижена, человек не чувствует боли от ожога и может не заметить другую травму. При этом может произойти массивная кровопотеря, возникнуть сильная степень термического поражения. Часто в незамеченную и необработанную вовремя небольшую ранку заносится инфекция.

Развитие местного воспаления, которое у здорового человека вызовет боль и потребность в услугах врача, в случае потери чувствительности часто приводит к сепсису.

Профилактика такого состояния находится целиком в руках больного и его родственников, которым придется следить за своевременным обнаружением травмы. Необходимо и принятие мер для обеспечения безопасности в быту для такого пациента.

Проходя симптоматическую терапию проявлений сирингомиелии и тщательно соблюдая предписания врача, больной долгое время сохраняет привычный для себя образ жизни. Так как процесс образования и роста кисты происходит очень медленно, врачи имеют возможность вовремя реагировать на изменения в состоянии пациента. От него же требуется только соблюдение рекомендаций специалистов.

Презентация на тему "Сколиоз" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о причинах нарушения осанки, а также рекомендации для сохранения правильной осанки и лечения сколиоза.

Фрагменты из презентации

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается увеличения количества школьников с нарушением осанки. Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу.

Цель урока

Обратить внимание учащихся, родителей и учителей на проблему сохранения правильной осанки учащихся и поиск путей решения данной проблемы

Что мы узнали о сколиозе

  • Сколиоз – искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.
  • Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

Причины нарушения осанки в школьном возрасте:

  • Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом.
  • Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев.
  • Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок.
  • Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении.
  • Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом.
  • Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) А витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.
  • Не носите лишнего в ранцах;
  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники;
  • Не забывайте всегда держать спину ровно.

Можно ли вылечить сколиоз?

  • Лечение проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития.
  • Способы лечения: гимнастика, массаж, ношение корсета.
  • Рекомендуется занятия спортом (плаванием), солнечные ванны, прогулки, богатое витаминами питание.
  • Спать нужно на твёрдом матраце.
  • Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы;
  • Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 500 граммов;
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы;
  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
  • Расскажите детям сказку о злом сколиозе и напоминайте о необходимости следить за своей осанкой.

Сказка о Сколиозе

В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.

Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.

И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызжет на них своё зелье.

Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.

Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

  • Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один – дома);
  • при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
  • организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
  • организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.