Еропкин. Еропкин Еропкин петр михайлович

Пётр Михайлович Еропкин (около 1698 - 27 июня (8 июля) 1740, Санкт-Петербург) - русский архитектор, руководитель Комиссии о Санкт-Петербургском строении, составившей первый генеральный план Санкт-Петербурга; разработал проекты планировки и застройки центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города.

Происхождение

Из дворян; отец, Михаил Матвеевич Еропкин (1663-1721), был служилым московским дворянином. В шестой части родословца «Дворянского сословия Тульской губернии» обозначены его потомки - Николай, Пётр, Авдотья, Анна и Алексей (женатый на Анне Васильевне Олсуфьевой). В «Переписи московских дворов XVIII столетия» за полковником Михаилом Матвеевичем Еропкиным числился двор в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Покровке в Котельниках, а также дворы Напрудной слободы. В исповедной книге церкви за 1737 год под номером 16 указан дом архитектора Петра Михайлова сына Еропкина. В Подмосковье за ним числилось село Кулаково на реке Лопасня, которой в 1742 году перешло к брату Алексею, титулярному советнику.

Биография

В 1716-1724 годах вместе с Т. Усовым, П. Колычевым и Ф. Исаковым, Пётр Михайлович Еропкин обучался в Италии, сначала под надзором Ю. И. Кологривова, затем - С. В. Рагузинского. Весной 1724 года Еропкин вместе с Тимофеем Усовым получили от Петра I заказ на проектирование царского дворца в Преображенском - это стало началом архитектурной деятельности Еропкина.

В 1726-1728 годах Еропкин руководил строительством отдельных зданий и сооружений в Стрельне и Петергофе, по чертежам М. Г. Земцова возводил Ассамблейный зал и хозяйственные помещения в Монплезире. С 1726 года он также входил в состав комиссии по обследованию обрушившегося каменного шатра собора в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре. В конце 1720-х годов его привлекли к созданию архитектурного ансамбля в Лефортово. В сентябре 1730 года Еропкину было поручено исследовать обветшалость Успенского собора московского кремля. Ему приписывается также, некоторыми источниками, создание в это время архитектурного ансамбля усадьбы Глинки.

Еропкин был главным архитектором петербургской Полицмейстерской канцелярии в 1732-1735 годах. С 1737 года был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», созданной 10 (21) июля. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-1741), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737-1740).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря.

Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8) (1735-1740), ряд домов на Английской набережной (в том числе графа С. А. Салтыкова (1733), А. Л. Нарышкина и др.), каменные палаты А. П. Волынского (1731-1736) на Рождественке в Москве и многих др. В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом.

В 1740 году с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён 27 июня того же года. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Иван Бланк, возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущёва в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М. А. Щурупов, барельеф работы А. М. Опекушина).

Пётр Михайлович Еропкин родился в 1689 году. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Несмотря на способности к рисованию, Петра Еропкина по обычаю определили на службу в армию. Но впоследствии, император Пётр I заметил способности молодого человека. В 1716 году юноша вошёл в группу студентов, отправляемых на обучение за границу.

Во время заграничной поездки Еропкин посетил Амстердам, затем отправился в Италию. Там он пол года жил в Ливорно, обучаясь итальянскому языку и собирая книги по архитектуре. По пути в Рим юноша посетил Венецию и Флоренцию. В Риме практикой молодого архитектора руководил зодчий Себастиан Чиприани. За границей молодые люди обучались архитектуре, рисованию, философии. Вероятно, во время стажировки студенты посетили ещё и Францию, так как впоследствии Еропкин свободно владел французским языком. Таким образом, Пётр Еропкин стал одним из первых русских архитекторов, получивших зарубежное образование.

В 1724 году Пётр Еропкин вернулся в Санкт-Петербург. Император высоко оценил полученные им навыки. Еропкин стал единственным русским зодчим, сразу же получившим звание архитектора и чина подполковника. В январе 1725 года зодчий стал полковником.

После смерти Петра I Еропкин работал в Москве, где сооружал триумфальные арки по случаю коронации Петра II. В Москве архитектор познакомился с Артемием Волынским, который позже женился на сестре зодчего.

При Анне Иоанновне Пётр Еропкин стал главным архитектором Санкт-Петербурга. Без его разрешения в городе ничего не строилось. Столица Российской Империи росла быстро, и этот рост главным архитектором был упорядочен. В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили Пётр Еропкин и Иван Коробов . Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с Михаилом Земцовым Еропкин разработал первые в России правила, которыми должны были руководствоваться все архитекторы - трактат "Должность архитектурной экспедиции". Он же перевёл на русский язык труды Палладио, добавил к ним свои комментарии.

Архитектор работал и на частных заказчиков. В 1730-х годах для барона Остермана он строил дом на Английской набережной , на месте которого сейчас находится дом Лавалей (дом №).

По инициативе кабинет-министра Артемия Волынского для развлечения Анны Иоанновны был создан Ледяной дом. Автором проекта этого дома выступил Пётр Еропкин. Здание использовалось для проведения "ледовой свадьбы" шутов императрицы.

Забота об императорском досуге не спасла Волынского от доноса и ареста. Его обвинили в заговоре и подготовке к государственному перевороту. Вместе с Волынским был арестован и Пётр Еропкин. Участников предполагаемого заговора казнили 27 июня 1740 года на Сытном рынке близ Петропавловской крепости . Тела казнённых захоронили около ограды

Пётр Михайлович Еропкин (1698-1740) - русский архитектор . На протяжении десяти лет он обучался архитектурному мастерству в Италии. С 1737 года Петр Михайлович являлся главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». На этом посту он руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта. Наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции», а также блестяще перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» знаменитого Андреа Палладио. Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря.

Во второй половине 20ых - начале 30ых годов XVIII столетия занимался переустройством Ропшинской усадьбы для Михаила Головкина. Это предположение, впервые выдвинутое Ю.А. Дужниковым, основано не только на близости архитектора с владельцем имения. Оно было подтверждено надписью на чертеже из архива Головкиных: «Архитектурный ученик Иван Андреев, крепостной служитель графа Головкина, и в доме оного Головкина обучен архитектором Петром Еропкиным по части архитектуры».

Надо отметить, что изначально усадьба Головкина была аналогична петровской, т.е. с деревянными строениями и регулярным садом. Дворец, под руководством знаменитого Петербургского архитектора был перестроен полностью из кирпича. Появились первоначальные одноэтажные боковые галереи, заканчивавшиеся флигелями. Этот первый каменный небольшой дом, выстроенный Петром Еропкиным , несмотря на последующие многочисленные перестройки, остался ядром всего дворцового комплекса. Тогда же было возведено несколько каменных приусадебных строений, на насыпной террасе близ дворца впервые появились оранжереи. Неизвестно, участвовал ли Петр Еропкин в обустройстве приусадебного парка, однако именно в это время близ дворца появляются знаменитые серебристые ели, стриженые пирамидами.

Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве. В 1740 году на Неве архитектором был построен знаменитый Ледяной дом.

В том же 1740 году с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и немецкого засилья. В результате суда он был приговорен к смертной казне в числе ближайших сподвижников опального царедворца. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина - Карл Бланк, был возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был установлен памятный знак.

Петр Михайлович Еропкин родился в 1689 году. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка, потомок князя Ростислава Смоленского. С раннего детства мальчик отличался большими способностями к наукам и рисованию, но, по обычаям того времени, он был определен на военную службу. Царь Петр I внимательно присматривался к талантам молодых дворян. В 1716 году он повелел отобрать 20 способных молодых людей для отправки на обучение за границу. В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка. Вместе с другими пенсионерами Еропкин отплыл в Амстердам, а оттуда в Италию. Первым итальянским городом, который посетил Еропкин, был Ливорно. Там он прожил полгода, обучаясь итальянскому языку, собирая литературу по архитектуре. Затем Еропкин отправился в Рим. Путь его лежал через Венецию и Флоренцию. Молодого человека поразила красота этих городов, умение итальянских мастеров оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое восхищение у него вызвала Венеция. В Риме практическими занятиями Еропкина руководил архитектор Себастиан Чиприани. Будущий зодчий с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, штудировал трактаты Виньолы и Палладио. Еропкин и его коллега Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. Вероятно, кроме Голландии и Италии архитектор побывал и во Франции, так как свободно владел французским языком.

В 1724 году Еропкин вернулся в Петербург. Петр I был очень доволен его успехами. Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности именным указом царя был удостоен звания архитектора с присвоением чина подполковника. В январе 1725 году зодчий получил звание полковника. После смерти Петра I архитектор отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации нового императора - Петра II. В Москве же произошла его встреча с Артемием Волынским. Вскоре, помимо дружеских, их отношения стали родственными. Волынский женился на сестре Еропкина.

При Анне Иоанновне Еропкин становится главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Петербург быстро рос, увеличивалось его население, возрастало и значение города в жизни России и Европы. Городская территория нуждалась в рациональной организации, и первые шаги в этом направлении были сделаны в 30-х годах XVIII века. В 1737 году правительственный указ возвестил об образовании Комиссии о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили русские градостроители П. М. Еропкин и И. К. Коробов. Главной задачей комиссии было «…показать улицы и места… в какой пропорции… где публичным площадям быть». С размахом, удивившим современников, зодчие разработали единую планировочную структуру Петербурга, четкую, ясную и очень удобную. От башни Адмиралтейства к городским окраинам устремились : Невский, Вознесенский и Средняя першпектива (Гороховая улица). Их пересекали несколько кольцевых магистралей, в том числе и естественные водные пути - Мойка, Фонтанка и Екатерининский канал. В местах пересечения намеченных Комиссией улиц должны были возникнуть просторные площади. Но трехлучевая система была только скелетом, основой городского организма. Чтобы превратиться из схемы в живую реальность, ей нужно было обрасти «плотью» архитектурных ансамблей. Время этому пришло лишь много лет спустя.
Совместно с Михаилом Земцовым Еропкин составил первый в России архитектурно-строительный трактат «Должность архитектурной экспедиции», в котором были четко расписаны права и обязанности архитекторов. Кроме этого Еропкин перевел на русский язык труды Палладио, снабдив их своими комментариями. Все это характеризует зодчего не только как талантливого архитектора, но и как крупного теоретика архитектуры того времени.

Кабинет-министр Волынский, попавший к тому времени в опалу, стремясь восстановить свое влияние на царицу, предложил устроить «ледовую свадьбу» шутов Анны Иоанновны. По проекту Еропкина был построен дворец из ледяных блоков, известный как Ледяной дом. Праздник императрице понравился, но Волынскому это не помогло. Вскоре по доносу он был арестован. Его обвинили в заговоре и подготовке государственного переворота. В числе других был арестован и его родственник Петр Еропкин. Участники заговора были подвергнуты пыткам и приговорены к казни. 27 июня 1740 году на Сытном рынке близ Петропавловской крепости состоялась казнь. Трупы казненных без церковного обряда были захоронены у ограды Сампсониевской церкви. Их имущество было конфисковано, а обширную библиотеку Еропкина передали в Академию наук.

После смерти Петра I Еропкин работал в Москве, где сооружал триумфальные арки по случаю коронации Петра II. В Москве архитектор познакомился с Артемием Волынским, который позже женился на сестре зодчего.

При Анне Иоанновне Пётр Еропкин стал главным архитектором Санкт-Петербурга. Без его разрешения в городе ничего не строилось. Столица Российской Империи росла быстро, и этот рост главным архитектором был упорядочен. В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили Пётр Еропкин и Иван Коробов . Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с Михаилом Земцовым Петром Еропкиным были разработаны первые в России правила, которыми должны были руководствоваться все архитекторы - трактат "Должность архитектурной экспедиции".

Архитектор работал и на частных заказчиков. В 1730-х годах для барона Остермана он строил дом на Нижней (Английской ) набережной, на месте которого сейчас находится дом Лавалей (дом №4).

Ни одна из построек Петра Еропкина до наших дней не сохранилась. Однако строгая система улиц исторической части Санкт-Петербурга до сих пор хранит след его творчества.

Пётр Миха́йлович Еропки́н (около 1698 - 27 июня (8 июля ) 1740 , Санкт-Петербург ) - русский архитектор , который руководил составлением генерального плана Петербурга , разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города.

В 1716 -1724 годах обучался в Италии . С 1737 года был главным архитектором«Комиссии о Санкт-Петербургском строении» , созданной 10 (21) июля . Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737 -1741 ), перевёл на русский язык отдельные главытрактата «Четыре книги об архитектуре » Андреа Палладио (1737 -1740 ).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря . Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная , 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве . В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом .



Деятельность И.Е.Забелина в области изучения и охраны памятников, его роль в создании Исторического музея в Москве; историко-философская концепция И.Е.Забелина и его «теория самобытности» русского искусства.

Иван Егорович Забелин- русский археолог и историк славянофильских взглядов, специалист по истории города Москвы, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. В 1832 г. мальчика определили учиться в Преображенское сиротское училище. Уже в годы ученичества проявился интерес к историческим знаниям. Наиболее впечатлили, по его признанию, "Жизнеописание Плутарха", "История" Карамзина и др.. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, как раз в тот период, когда там начался разбор и изучение огромной коллекции исторических документов, одновременно Забелин преподавал историю и археологию в Константиновском межевом институте, а потом в школе межевых топографов (до 1871). Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в "Московских Губернских Ведомостях". Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса.

В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок пополнивших Золотую коллекцию Эрмитажа(в течение 7 лет). В 1862 г. под его руководством раскопан теперь всемирно известный Чертомлыкский курган. Среди найденных сокровищ – серебряная ваза, украшенная орнаментом и фризами, на которых изображены сцены из жизни скифов. Результаты раскопок описаны Забелиным в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. Забелин оставил службу в комиссии. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. \в 1892 г. - почетный член Академии Наук. В 1880 г. по приглашению Думы Забелин руководил исследованиями по истории Москвы, став официальным историографом древнего города. В 1902 г. вышла его "История города Москвы" Ч.1. Автор рассматривает предпосылки к возникновению города, начало Москвы, дает подробный разбор строений Кремля. За книгу Забелин награжден золотой медалью Московского археологического общества.

Забелин являлся коллекционером древних рукописей, собирал летописные тексты, которые в 1909 поступили в Исторический музей. Обосновал археологическую теорию русского стиля. исходя из самобытности народного зодчества. Идеализируя его, он писал: "Старинные русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка... По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности".

Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах "Опытов изучения русских древностей" (1872 - 1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", "Размышления о современных задачах русской истории и древностей". Интересны также статьи "Черты самобытности в древнерусском зодчестве"

Кроме того, Забелиным изданы: "Историческое описание московского Донского монастыря", «Историческое описание Донского монастыря», "Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы.

Забелин скончался 31 декабря 1908 г.В своем завещании Забелин полностью выразил отношение к музею: "Наследниками своими я почитаю только свою родную дочь Марию Александровну Забелину и Императорский Российский Исторический музей имени Александра III, поэтому в случае кончины моей дочери все наследство без всякого исключения да перейдет в собственность сего Исторического музея..." Он завещал музею свое жалованье за все годы службы, а также свою библиотеку, коллекции рукописей, икон, карт, эстампов. 70 тысяч рублей выделил на приобретение новых коллекций. 170 тысяч завещал научным учреждениям, 30 тысяч - на издание своих работ.