Чем характеризуется авторитарный стиль воспитания. Стили семейного воспитания

Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитетный стиль в семейном воспитании

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Либеральная модель отношений

Либеральный воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается с разрушительными импульсами.

Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

Классификация типов воспитания по Гарбузову

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:

  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Представление о моделях поведения и стилях общения, которых ребенок, скорее всего, будет придерживаться в своей взрослой жизни, формируются в семье. Окружение, социальные и наследственные факторы тоже играют свою роль, но не обладают таким сильным влиянием на становление личности ребенка. Гораздо большее влияние, по утверждению современных психологов, имеют стили воспитания детей. Они отражаются на уровне их самооценки, школьной успеваемости, подверженности вредным привычкам, а также на склонности к депрессиям и антиобщественному поведению.

К основным стилям воспитания детей в семье относят следующие:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

Предлагаем подробно их рассмотреть.

Авторитарный стиль воспитания детей

Данный стиль воспитания также называют диктаторским. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Следует отметить, что зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные».

Авторитарный стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. Они требуют от него не по возрасту взрослых суждений и поступков, при этом всячески подавляя его инициативность.

В подростковом возрасте дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.

В подростковом возрасте дети из таких семей легко позволяют манипулировать собой своим сверстникам и часто попадают в «плохие компании». Кроме того, они редко обращаются к родителям за поддержкой в трудный период. В таких семьях нет привязанности и душевной близости, что проявляется у детей изолированностью и враждебностью по отношению к окружающим. Авторитарный стиль воспитания детей приводит к тому, что во взрослой жизни ребенок из такой семьи, как правило, разочаровывается в родительских ценностях.

Либеральный стиль воспитания детей

Для данного стиля воспитания характерно практическое отсутствие дисциплины, запретов и ограничений. Родители, которые его придерживаются, в основном, не возлагают на собственного ребенка особых надежд. При этом они сами часто безвольны, безответственны и непоследовательны, поэтому дети, как правило, не считают нужным прислушиваться к ним.

В то же время, либеральный стиль воспитания детей вовсе не означает, что взрослые не проявляют заботу о ребенке. На самом деле они желают ему счастья и стремятся способствовать его самореализации, но отсутствие четких и последовательных воспитательных действий не позволяют им этого сделать.

Следует отметить, что у детей из таких семей во взрослом возрасте довольно часто возникают различные психологические проблемы, депрессии, фобии и т.д. Помимо того, они не приучены к контролю собственных поступков, а также противостоянию повседневным трудностям.

Демократический стиль воспитания детей в семье

Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность.

Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. Во взрослом возрасте, человек, выросший в семье с демократическим стилем воспитания детей, будет верить в свои силы и знать, что родители ценят и уважают его мнение.

Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Другие стили воспитания

Наряду с основными стилями воспитания детей выделяют еще такие стили как хаотичный и опекающий. В первом случае у родителей отсутствует единый подход к воспитанию ребенка. Для разных членов семьи характерно собственное видение воспитательного процесса, либо у одного из родителей (зачастую у матери) имеют место эмоциональные перепады. В данном случае влияние взрослых на ребенка нивелируется, он не считается с их требованиями и становится неуправляемым. Таким детям свойственна неуравновешенность и высокая потребность в упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родителей лишает их ощущения защищенности. Во взрослом возрасте они становятся инфантильными и безответственными.

Что касается опекающего стиля воспитания, называемого гиперопекой, то он также является крайне деструктивным для малыша. В семьях с таким отношением дети очень часто вырастают с повышенным чувством своей значимости и неуверенностью в себе одновременно. Многие из них становятся агрессивными и возбудимыми, а также имеют неустойчивую психику.

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Рассмотрим, прежде всего, два противоположных типа взаимодействия взрослого с ребенком: авторитарный и демократический.

Как нетрудно предположить из первого названия, отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия , чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это педагогика подавления, насилия и принуждения . Пример воспитателя, реализующего подобный стиль воспитания, очень живо нарисован детской писательницей Астрид Линдгрен. Это всем знакомая фрекен Бок, которой опыт подсказывал, что ласка – это не тот способ, который нужно применять для того, чтобы дети становились «шелковыми». Вспомним первую встречу Малыша со своей воспитательницей: невозмутимый тон незнакомой женщины, ее строгость заставляют мальчика краснеть и прятаться за мать.

Обратим внимание на реакцию мальчика: испуг, наиболее часто встречающееся чувство, заставляющее ребенка подстраиваться под требования взрослого, не быть добрым, ответственным, аккуратным, а казаться таковым, и значит, обманывать. Поскольку Малыш воспитывался родителями в ласке и уважении, строгое обращение фрекен Бок было воспринято им как нечто ненормальное, с чем нужно бороться, отстаивая право на счастливую жизнь, на собственное мнение: «Ребенок тоже человек!». Иные последствия ожидают ребенка, если подобное отношение взрослого кажется ему нормой. Принуждение и подавление взрастит лживость, озлобленность и неприятие самого себя.

Демократический стиль воспитания

В отличие от предыдущего стиля воспитания, данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога , к нему прислушиваются, его слышат . Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, педагога. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие . Замечательным примером демократического стиля общения взрослого с ребенком может стать мисс Моди из повести американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника», которая общалась с детьми на равных:

- Смотри! - сказала мисс Моди и, щелкнув языком, показала мне, как вынимается ее вставная челюсть, чем окончательно скрепила нашу дружбу.

Либеральный стиль воспитания

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

Вспомним всем известного героя Эдуарда Успенского дядю Федора, который, столкнувшись с запретом матери завести кота, «бунтует», сбегает из дома. Переживая пропажу сына, мама корит отца: «Это ты виноват. Все ему разрешаешь, он и избаловался» .

Индифферентный стиль воспитания

Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.

Можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка является демократический стиль воспитания.

В статье про упомянула авторитарный стиль воспитания, назвала черты. На первый взгляд кажется, что диктат в семье канул в лету. Жив курилка, жив. В США на местной выборке было проведено исследование, цель которого узнать, как распределяются родители по стилям семейного воспитания. Авторитарный стиль воспитания или близкий ему выбрали 40 — 50 % родителей. Значительная цифра, если учесть, что существуют иные стили воспитания. Откуда берутся авторитарные родители?

Похоже, что они происходят из патриархального (традиционного) типа семьи, отношения в которой выстроены на доминировании — подчинении. Чаще муж обладает властью, жена подчиняется ему, дети подчиняются родителям, зависят от них. Реже встречаются семьи, в которых жена управляет семьёй — матриархальные семьи. Для детей родители обладают абсолютной властью, естественно, их стиль воспитания авторитарный. Несмотря на то, что сегодня в обществе существуют другие типы семьи — детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный) — многие родители следуют авторитарной системе воспитания, характерной для патриархальной семьи. И не потому, что им нравится авторитарный стиль воспитания. Так воспитывали их собственные родители, они следуют тому, что знают, хотя могут вносить в собственный стиль воспитания элементы из других стилей, ведь никто не отменял родительский интерес к системам воспитания, обучение родителей, чтение ими педагогической и психологической литературы.

  • авторитет родителей,
  • родительская власть,
  • эмоциональное отвержение,
  • высокий уровень контроля родителей за ребёнком,
  • командно-директивный стиль общения с ребёнком,
  • послушание детей,
  • система наказаний,
  • низкий уровень общения,
  • жёсткая система правил, запретов, требований.

Многие из черт не симпатичны, особенно в их крайнем проявлении. Однако не стоит жёстко критиковать и упрекать родителей. В большинстве они не деспоты и не тираны. Просто считают, что они сами так выросли, авторитарное воспитание пойдёт на пользу и собственным детям. Ставят перед собой достойную цель — вырастить хорошего человека, достойного члена общества. Цель нормальна и естественна.

Есть одна несостыковка — в понимании отца и матери хороший равно послушный, комфортный, не доставляющий переживаний, волнений, неудобств, тихий, исполнительный, обязательный, безропотно выполняющий родительские поручения в рамках возраста: примерно вести себя в детском саду и школе, прилично учиться, мыть посуду, убирать игрушки, подметать, приглядывать за младшими братьями и сестрами. Родители иногда не понимают, что послушание и исполнительность перекрывают кислород развитию творчества, инициативы, личной ответственности, выбору и решениям, умению ставить цели и достигать их.

Часто ребята из семей, в которых господствует авторитарный стиль воспитания, демонстрируют зависимость, безынициативность, пассивность, отсутствие лидерских черт, подчинение авторитету, низкий уровень ответственности, бесцельность.

1.В семье часто отдаются приказы, распоряжения, команды.

— Не обманывай! — ограничительная форма.

— Убери письменный стол! — форма указания, что сделать конкретно.

Видно, что в обеих формах используются глаголы в повелительном наклонении.

2.Родители используют предупреждение, предостережение, угрозы.

— Если будешь делать…, то последует… В первой части сложноподчинённой конструкции указывается нежелательное действие, во второй называется наказание.

Понятно, что ребёнок мал и слаб, чтобы противостоять родителю, высказывающему угрозу, предупреждение. Похоже, что так может возникать злость у малыша из-за собственного бессилия. Невыраженная, она может перейти в , агрессивные действия. Также может быть стойкая злость на мать или отца. Если ребёнку часто говорить о последствиях его невыполнения приказов и команд, то может сформироваться зависимость от силы или наоборот желание сопротивляться и противоречить силе даже при разумных доводах, покорность, неумение говорить нет. Часто послушный дома ребёнок сопротивляется в школе, не слушается учителей, конфликтует с одноклассниками.

3.Родители читают нотации. Высказывают мысли, связанные со следованием правилам и нормам социума. Безусловно, знакомство с жизнью в обществе полезно, но без чрезмерного морализирования, с пониманием грани между много и мало. Авторитарный стиль воспитания показывает перебор с долженствованием и употреблением слов, характерным для него: должен, надо, нельзя, обязан, требует, непременно, обязательно. Последствием этого может быть , когда став взрослым, человек предъявляет себе и другим людям повышенный требования. Кроме того чрезмерная самокритика ухудшает качество жизни.

4.Родители оценивают, обзывают, ругают, высмеивают. Примером оценки может стать

  • Ты глупый!
  • Ты неумелый!
  • Ты неряха!

Ярлыки и оценка негативно влияют на самооценку, способствуют формированию враждебности к родителям, к миру в целом. Для чувствительных ребят ругань и высмеивание может стать психологической травмой.

Ошибаются те родители, которые считают, что детям не свойственны переживания. Дети ещё как переживают. Иногда детские волнения преследуют, как фантомы, взрослых людей, накладывая отпечаток на их жизни.

В блоге психолога в настоящее время действует предложение — . Условия описаны, доступны в исполнении. Пример, ответ на письмо — — психологом.

Психолог Галина Горбунова

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: