Внутренняя политика александра 1 1813 по 1815. Помехи на пути реформ в России

Стала очевидной необходимость перемен в сфере социально-экономических отношений и государственного строя. Ставший после Венского конгресса (1814-1815) «царем польским», Александр 1-й подарил своим новым подданным самую либеральную в Европе конституцию. При открытии польского сейма в 1818 г. он обещал распространить свободы на все подвластные ему территории.

Началась тайная работа над созданием русской конституции. Ее автором был Н.Н. Новосильцев - один из «молодых друзей» императора, который поддерживал будущего царя еще до вступления на престол. Текст конституции был написан к 1820 г.

Уставная грамота ограничивала самодержавный произвол, но сохраняла доминирующее положение самодержавия во всех областях общественной жизни. Но первая в истории России конституция не была обнародована. Александр 1-й отказался и от планов отмены крепостного права. Осуществлению реформ помешало мощное сопротивление основной части российского дворянства.

Революционные события в Италии и Испании, волнения солдат Семеновского полка в России положили конец колебаниям Александра 1-го в выборе форм и методов государственного правления, приведя его к политике абсолютизма и реакции.

Во второй половине своего царствования Александр 1-й правил руками своего помощника - генерала . Чтобы уменьшить расходы казны на содержание армии, Аракчеев создал поселения, которые характеризуются военными тяготами, муштрой и строгой дисциплиной. Крестьяне вынуждены были заниматься хозяйством для своего содержания. Это была худшая форма крепостничества.

Отечественная война 1812 г., ее итоги, победоносные заграничные походы создали в армии и гражданском обществе патриотический подъем. Длительное пребывание в Европе ознакомило передовые круги русского офицерства с идейными течениями.

Просвещение как философия и Французская революция на фоне российской крепостнической действительности послужили причинами зарождения идеологии декабристского движения.

Возвратившись после освободительной миссии из Европы в угнетенную крепостничеством и аракчеевщиной Россию, прогрессивно настроенное офицерство образовало «Союз спасения». Организация численностью 30-50 человек имела своей целью уничтожение крепостного права и введение в России конституции. Участники и организаторы этого общества понимали свою слабость, малочисленность членов организации и недостаточность средств к осуществлению своих планов.

В 1818 г. «Союз спасения» был переименован в «Союз благоденствия». Началась борьба за общественное мнение, пропагандировались антикрепостнические идеи. По уставу организации каждый ее член обязан был избрать для своей практической деятельности одну из четырех областей: участие в деятельности благотворительных обществ; образование; правосудие; общественное хозяйство.

В 1820 г. Александр 1-й начал проводить реакционную политику, и открытая пропаганда идей «Союза благоденствия», как и само его существование, стала опасной. В январе 1821 г. общество было распущено.

Вместо «Союза благоденствия» в 1821-1822 гг. образовались два тайных союза, носивших революционный характер.

«Северное общество» возглавляли братья Муравьевы, князь С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, князь Е.П. Оболенский, поэт К.Ф. Рылеев.

«Южное общество» образовалось на Украине в г. Тульчине. Его возглавлял полковник П.И. Пестель. Будучи человеком энергичным и честолюбивым, он проповедовал крайнюю революционную тактику, основанную на терроре, вплоть до уничтожения всей императорской фамилии. Активными членами южного общества были генерал С.Г. Волконский, А.П. Юшневский, С.И. Муравьев-Апостол, М.А. Бестужев.

«Общество соединенных славян» имело целью создать федеративную республику всех славянских народов.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А. А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А. А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась, в известной мере, местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты. Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи.

В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А. А. Аракчеев. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А. А. Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность.

К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство.


Впервые в царствование Александра I были организованы военные поселения в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на “самоокупаемость”. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А. Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. В 1819г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета “Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение”. Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения.

Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

«Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России.

Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны , было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора . Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Все это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.

Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии, он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции.

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым.

Николай Николаевич Новосильцев (1761-1838) воспитывался в доме графа А. С. Строганова, поскольку был незаконнорожденным сыном его сестры. В 1783 г. он начал военную службу в чине капитана. Он отличился в войне со Швецией в 1788- 1790 гг. Вскоре Новосильцев подружился с Александром Павловичем. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошел в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском.

Именно ему Александр и поручил разработку конституционного проекта. Этот выбор объяснялся не только личной близостью Новосильцева к императору, но и необходимостью учета «польского опыта», а также удаленностью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта.

В 1820 г. проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.

Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой - страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.

Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов.

Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г., и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». В интересах Русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в стране. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.

Основные итоги внутренней политики Александра I.

Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян.

Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов - не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять? ...Вдруг все не сделаешь, помощников нет...» Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований - сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию - с самодержавием, освобождение крестьян - с интересами большинства дворян. Секретность разработки реформаторских планов делала весьма легким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора - неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму.

Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.

? Вопросы и задания

1. Почему Александр I не использовал значительное укрепление своего авторитета после войны для продолжения реформ?

2. Чем можно объяснить активизацию антиреформаторских настроений в высшем обществе поатте войны?

3. Почему Александр I пошел на дарование Польше самой демократической в тогдашней Европе конституции?

4. Чем можно объяснить поручение царя Н. Н. Новосильцеву разработать конституционный проект для всей страны?

5. В чем состояли главные причины отказа от проведения реформ в начале 20-х гг.? 6. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I.

Документ

Из речи Александра I в польском сейме. Март 1818 г.

Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры. Докажите своим современникам, что законно-свободные постановления, коих священные начала смешивают с разрушительным учением, угрожавшим в наше время бедственным падением общественному устройству, не суть мечта опасная, но что, напротив, таковые постановления, когда приводятся в исполнении по правоте сердца и направляются с чистым намерением к достижению полезной и спасительной для человечества цели, то совершенно согласуются с порядком и общим содействием, утверждают истинное благосостояние народов.

Задание к документу: Дайте оценку приведенного отрывка.

Расширяем словарный запас:

Иезуиты - члены католической монашеской организации (ордена), ставившей целью укрепление и распространение католицизма и власти папы римского.

Мистицизм - вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.

Ценз - условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах.

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Материалы по истории за 8 класс скачать , конспект по истории, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Либеральные меры:

Аракчеев, а затем специально созданный секретный комитет, по поручению царя разрабатывают проекты освобождения помещичьих крестьян, но все они остаются на бумаге.

Проведена крестьянская реформа в Прибалтике, по которой крестьяне получали личную свободу, но без земли.

В 1816-1819 гг. снижаются таможенные пошлины. С помощью этой меры Александр надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом.

В 1815 г. Польше предоставляется конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России.

В 1818 г. по указанию царя несколько сановников под руководством П.А. Вяземского начинают разработку Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции и с использованием проекта Сперанского. Однако и эти планы остаются нереализованными.

Реакционное правление:

Крестьянский вопрос:

1815 Указ запрещавший крестьянам "отысчкивать вольность"

1822 Помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь за "дурные поступки"

=> с 1818 большое количество серьезных крестьянских выступлений

Создание военных поселений .

Цели :

Сделать армию самоокупающейся и, таким образом, сократить огромные военные расходы.

Создать систему комплектования армии за счет "естественного прироста населения" в военных поселениях и, тем самым, ликвидировать рекрутские наборы, которые вызывали недовольство крестьянского населения страны.

Поставить под жесткий контроль государственное крестьянство, на базе которого создавались эти поселения.

Создать из военных поселян особую касту профессиональных военных, готовых выполнить любые приказы начальства.

Организация жизни в поселениях:

Все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. Мальчики, достигшие совершеннолетия, зачислялись в полк. Режим службы, работы и быта - казарменный: под барабан и сигнал полковой трубы. Введение воинской дисциплины и наказаний за неповиновение.

Итоги:

Расходы на устройство образцовых деревень перекрывали расходы на армию

Треть армии стала относительно экономически самостоятельна.

Военные поселения неоднократно восставали; а поскольку они были вооружены и обучены военному делу, то эти восстания стали представлять угрозу государству.

Государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения превращаются в убыточные и существуют за счет казны.

Военные поселения были отменены только в 1857 г. Александром II.

В армии восстанавливается палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку (против Шварца, телесных наказаний, запрета на зарабатывать на вольных работах)

В 1821 г. подверглись "разгрому" Казанский и Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и нелояльных студентов. Усилилась цензура, преследующая свободную мысль.

В 1822 г. последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Невиданного размаха принял надзор за "неблагонадежными" людьми.