Васнецов виктор михайлович произведения презентация. Творчество братьев васнецовых

Виктор Михайлович Васнецов -

иллюстратор детских сказок

Подготовила ученица 3 класса Б

Тимакова Елизавета

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в родился в 19 веке в русском селе Кировской области в семье православного священника, происходившего из древней фамилии Васнецовых.

Учился в духовном училище, затем в семинарии. Собирался стать священником.Брал уроки рисования у гимназического учителя.

С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.

Виктор Васнецов создал много полотен на тему сказок. О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

В.М. Васнецов Баба - Яга 1917г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова

В последние годы жизни художник

ушел целиком

в сказочную тему.

В это время

он создал

цикл картин

под названием «Поэма семи сказок»:

«Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», и другие

«Царевна лягушка»

Картина «Спящая красавица»

Васнецов В. М. Сивка – Бурка.

Дом – музей Васнецова (Москва)

«Иван-царевич и лебедь»

Я рассмотрела много картин. Но мне больше всех понравилась картина «Иван -царевич и серый волк»

Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев- великанов на фоне утренней зари. Серый волк (художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую) большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу. Наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема.

Царевич тревож

Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о их взаимной симпатии.

В их сердцах зародилась любовь- намекает молоденькая яблонька, которая чудесным образом расцвела в самой чаще мрачного колдовского леса.

Виктор Михайлович Васнецов скончался на 79-м году жизни. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, обретшая покой на небесах. Похоронен в. М. Васнецов в Москве. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины художника «Витязь на распутье»: склониший голову и копьё всадник застыл в немой позе скорби.

Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество.

Слайд 1

Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура)
Презентация к уроку МХК Тема: В.М.Васнецов (165 лет со дня рождения) Учитель Музыки и МХК Боева Наталья Викторовна Учащийся Кондрашов Михаил, 10«м» класс МБОУ ПГО «СОШ№8» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8») город Полевской Свердловской области

Слайд 2

Многогранный талант Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)

Слайд 3

15мая 2013 года исполнится 165 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)
Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)
Виктор Михайлович Васнецов - выдающийся русский живописец, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника Аполлинария Васнецова (1856-1933) и фольклориста Александра Васнецова (1861-1927). Один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
Творчество Виктора Васнецова еще не раз будет переоцениваться, как и все людские деяния, но история несомненно отметит значительность этого явления, на протяжении без малого 60 лет теснейшим образом связанного с русской художественной жизнью. И. Грабарь. В.М. Васнецов (очерк)

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. В.М.Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника, вылившись со временем в замечательные картины, известные всему миру.
Виктор Васнецов. Река Вятка. Фрагмент. 1878
Портрет художника А.М. Васнецова. 1872
Автопортрет. 1868

Слайд 5

Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии (1862 - 1867). Литературные образы, с которыми художник соприкоснулся в годы учёбы в семинарии, переплетались в его душе с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника. Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования. С благословения отца Васнецов оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Он учился живописи в Петербурге у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-1868). Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с И.Репиным, с которым был впоследствии очень дружен.
Афиша Экспозиции «Городской быт города Вятки конца XIX –начала ХХ веков» 28.11.2011 Вятская кунсткамера
Репин И.- Портрет Виктора Васнецова. 1882
Васнецов Портрет И.Е. Репина 1882
И.Н. Крамской Автопортрет.1867
Группа преподавателей гимназии 1867 г. В первом ряду крайний справа – Н.А. Чернышёв

Слайд 6

Брюсов календарь. 1871
В гостях. 1871
И с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения занятий нарушилась. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Наряду с иллюстрациями Васнецов работал и над самостоятельными темами. Многочисленные рисунки этих лет, изображают горожан, крестьян, отдельные бытовые сценки. Современники хвалили Васнецова как «типиста». В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию. Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников. Был членом мамонтовского кружка в Абрамцево. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
Год поступления в Академию художеств - 1868. Уже в начале своего учения В.М.Васнецов получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. В 1870 году умер его отец. Необходимость зарабатывать на жизнь стала еще более насущной, так как Васнецов взял в Петербург шестнадцатилетнего брата Аполлинария, впоследствии известного художника.
Портрет отца М.В.Васнецова. 1870
Портрет А.М. Васнецова. 1878

Слайд 7

Подружки. 1878
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
На завалинке. Начало 1870-х
Заштатный. 1871
Монах-сборщик. Начало 1870-х
Крестьянин за столом. 1877
Зима. Начало 1870-х
Купеческое семейство в театре. 1869
Бирючи. 1885
За водой. 1880
Жница. 1867
Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874
Нищие-певцы (Богомольцы). 1873
Книжная лавочка. 1876
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883
Известие о взятии Карса. 1878
Военная телеграмма. 1878
Савка-охотник. 1889
Крестьянин с шестом. 1877

Слайд 8

Вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Под впечатлением от прогулок по историческим местам родились его исторические картины. В конце 70-х В.М.Васнецов увлёкся героическими эпическими образами. Несмотря на неодобрительные отзывы большинства критиков о «богатырских» картинах, Васнецов продолжал писать их. Богатыри были блестящим зaвepшeнием периода расцвета творчества художника. После В.М.Васнецов продолжал работать над сказочными и эпическими образами, до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было.

Портрет сына художника. 1899
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века Васнецов Аполлинарий

Слайд 9

Ахтырский дуб. Начало 1880-х
Село Ахтырка неподалеку от Хотькова известно с 1504 года. До конца XVIII в. оно носило название Дудкино (Дуткино). С середины XVIII в. селом владели дворяне из рода Трубецких. В 1772 г. в селе была выстроена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и оно стало называться по храму - Ахтыркой. Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.
Осока. 1880
Пруд в Ахтырке. 1880
Опушка елового леса. 1881
Затишье. 1881
Ахтырка. 1879

Слайд 10

Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).
Автопортрет. 1873
Портрет А.В.Васнецовой, жены художника. 1878
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896.
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. 1883
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884
Портрет отца художника, М.В.Васнецова. 1870
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой). 1884
Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника.

Слайд 11

Пейзаж под Абрамцевым. 1881
Абрамцево. Село известно с XVII века. В 1843 усадьба Абрамцево было куплено писателем С. Т. Аксаковым. К нему в Абрамцево приезжали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и другие. В 1870-1900 усадьба принадлежала С. И. Мамонтову. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты - В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников.
С художниками абрамцевского кружка связано возникновение в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В первую очередь оно обязано Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
Букет. Абрамцево. Начало 1880-х - Васнецов Виктор Михайлович.
В парке. Конец 1870-х

Слайд 12

Спящая царевна. 1900-1926, холст, масло, 214х452 см
Царевна- Лягушка. 1901-1918
Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920
Царевна-Несмеяна. 1914-1926

Слайд 13

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.
Ковёр-самолёт. 1880. Холст, масло
Ковёр-самолет. 1919-1926
Ковёр-самолет. 1926

Слайд 14

Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Холст, масло. 249 x 187. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
К вечеру, когда солнышко стало опускаться к западу, почему и в воздухе стало не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуляться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решеткою, вдруг серый волк перескочил через решетку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи. Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему: "Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!" Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона. Н яньки, мамки и все боярыни придворные, которые гуляли в саду с прекрасною королевною Еленою, побежали тотчас во дворец и послали погоню, чтоб догнать серого волка, однако, сколько гонцы ни гнались, не могли нагнать серого волка и воротились назад.
Алёнушка. 1881. Холст, масло
Баба Яга. 1917
Кащей Бессмертный. 1926-1927
Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). 1880
Аленушка. 1880
Аленушка. 1881
Аленушка. 1881

Слайд 15

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”.
Пролог.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка. 1885
Палаты царя Берендея. 1885
Заречная слободка Берендеевка. 1885
В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
Бобыль и Бобылиха. 1885
Премудрый царь Берендей. 1885
Мизгирь. 1885
Купава. 1885
Берендейки. 1885
Брусила и берендеи ребята. 1885
Снегурочка. 1885
Весна. 1882
Снегурочка и Лель. 1885-1886
Ярилина долина.
Весна-Красна. 1885
Дед Мороз. 1885

Слайд 16

С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы -вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».
Снегурочка. 1899

Слайд 17

Каменный век. Пиршество. 1883
Портрет В.Н.Гошкевича, основателя историко-археологического музея в Херсоне. 1887
В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 - 1885), который был с восхищением принят современниками.
Каменный век. Деталь фриза2. 1882-1885
Каменный век. Деталь фриза1. 1882-1885
Каменный век. Охота на мамонта. Фрагмент росписи музея

Слайд 18

В 1880 году Васнецов заканчивает одно из самых своих значительных полотен. Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом". Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию “Слова о полку Игореве”. Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу.
“После побоища Игоря Святославича с половцами”.1880. Холст, масло. 205 x 390. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Гусляры. 1899. Пермская государственная художественная галерея
Битва скифов со славянами. Конец 1870-х
Баян. 1910

Слайд 19

Витязь на распутье.1882. Холст, масло. 167 x 299. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
«На камне написано: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Первоначальный вариант картины 1882 года хранящейся в Государственном Русском музее

Слайд 20

Богатыри (Три богатыря). 1898. 222x 321 см. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей.
В центре - Илья Муромец, прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, он, несмотря на грозный вид - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность.
Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри. 1898
Витязь. 1883
Витязь на коне. Богатырь. 1878
Богатырский скок. 1914
Олег у костей коня. 1899
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
Прощание Олега с конем. 1899

Слайд 21

Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило жанровый характер.
Балаганы в окрестностях Парижа 1876-1877г
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
Игра в преферанс. 1870-е
Преферанс. 1879

Слайд 22

По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.
Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Начало 1880-х
Иван Грозный. 1883-1884
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
Иван Грозный. 1884
Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения.
Нестор-летописец. 1919
Нестор-летописец. 1885-1893
Алипий-живописец. 1885-1893
Сергий Радонежский. 1882
Собор святителей Вселенской церкви1. 1885-1896
Собор святителей Вселенской церкви2. 1885-1896
Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896
Княгиня Евдокия. 1885-1893
Князь Александр Невский. 1885-1893
Княгиня Ольга. 1885-1893

Слайд 23

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 - 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 - 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.
Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898 К сожалению, не был воплощён.
Проект фасада Третьяковской галереи. 1900
Проект фасада Третьяковской галереи

Слайд 24

Крещение Руси. 1885-1896 Креще́ние Руси́ - введение в Киевской Руси христианства как государств-енной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
Крещение князя Владимира. 1885-1893
Крещение князя Владимира. 1890

Слайд 25

Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (центральная часть)
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (правая часть)
Это полотно является одним из самых популярных среди картин, которые написал Васнецов. На картине много, детально прорисованных людей, которым даровано Царство Небесное (Рай). На лице у каждого, читается непередаваемое чувство, переданное Васнецовым. Легкость и невесомость каждой фигуры, заставляет верить в происходящее на полотне. Но на заднем плане, неподвижной скалой стоит Царство, Троицы и всех изображенных на картине. Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого). Бог Сын (Иисус Христос) предвечно рождается от Бога Отца. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.

Слайд 26

Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве

Слайд 27

Богородица Владимирского собора
Богоматерь с младенцем. 1901 г. Холст, масло. 209×88. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Богородица – почетное наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека от Святого Духа; до Рождества и по Рождестве Дева.

Слайд 28

Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
Христос-Вседержитель. 1885-1896
Возле Христа изображены четыре существа, или четыре евангелиста. Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Позднее термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Тетраморф (греч. τετραμορφος - четырёхвидный).
Савао́ф (ивр. צבאות‎, Цеваот, буквально «Господь Воинств») - один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф встречается начиная с Первой книги Царств.
1885-1896. Бог Саваоф

Слайд 29

Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета - центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете, большинство христианских конфессий верят, что он - Сын Божий, который воскрес из мёртвых.
1885-1896. Распятый Иисус Христос
Спаситель. 1901
Спаситель в терновом венце. 1906

Слайд 30

Снятие с креста. 1888-1901 фрагмент

Слайд 31

Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса.1887. Холст, масло. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт Петербург, Россия. «Четыре всадника Апокалипсиса» - термин, описывающий четырех персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Их часто именуют Завоеватель (Антихрист), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну - «иди и смотри» - и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

Слайд 32

Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». В.М.Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения. «Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX - начала XX вв.»
Ангел с лампой. 1885-1896

Слайд 33

Спасибо за внимание!

Слайд 34

Список источников информации:
М.Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, и др.«Мастера русской живописи» Москва, «Белый город» - 2008 С.М.Петкова «Справочник по мировой культуре и искусству» Ростов- на- Дону, «Феникс» - 2008 «Великие художники» том 30 «Виктор Михайлович Васнецов» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2010 Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников/ Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. – М.: Искусство, 1987. – 496 с., http://tphv.ru/vasnecov_sklarenko3.php (Русский художник Виктор Васнецов в книге В.Скляренко) http://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio1.html
Дом - музей В. М. Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович


Васнецов Виктор Михайлович () Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял Вятской губернии Сын священника Образование получил в Вятской духовной семинарии Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год За границей был два раза на свой счет: 1-й раз в 1876 году был в Париже, где пробыл год, 2-й раз перед началом работ в Киевском Владимирском соборе. Ездил в Италию, был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе В первые годы пребывания в Петербурге исключительно занимался рисунками карандашом и пером и вообще иллюстрациями


Картины масляными красками в Петербурге начал приблизительно с 1872 года, хотя 2 небольшие масляные картинки были еще написаны в Вятке до поездки в Академию. Первые картины были главным образом жанровые: самая первая картина «Рабочие с тачками» была куплена Третьяковым, но где теперь находится, неизвестно. Затем написаны «Нищие, поющие Лазаря», затем и многие другие жанровые картины, находящиеся в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее («Преферанс»), в Музее, бывшем Александра III, и в частных собраниях. В Историческом музее Москвы помещена большая композиция «Каменный век».




На работы во Владимирском соборе в Киеве приглашен профессором Праховым в 1885 году и проработал в стенах собора 10 лет. Картины как жанровые, так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках и отчасти на выставках «Союза русских художников» Главным же образом произведения и религиозные и другие выставлялись на х личных выставках – в целом 6 выставок. Участвовал также и на иностранных выставках: в Лондоне, Париже (1900 г.), в Риме, в Мальмё (Швеция). За работы во Владимирском соборе получил звание профессора живописи. Васнецов Виктор Михайлович ()


По чертежам В.М.Васнецова исполнены некоторые архитектурные работы: церковь в Абрамцеве, фасады Третьяковской галереи, Музея Цветкова и другие работы Васнецов Виктор Михайлович () фасад Третьяковской галереи


Несколько картин объединяет одна тема, посвящённая «Слову о полку Игореве» Васнецов Виктор Михайлович () После побоища Игоря Святославича с половцами


Васнецов Виктор Михайлович () "Баян" - одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время "Богатырей". Баян - имя певца из "Слова о полку Игореве", однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически. В.М. Васнецов. Баян. 1910Баян.






«МНОГОГРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО В.М.ВАСНЕЦОВА» «Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи» (Казиева М.)


Государственное образовательное учреждение гимназия 1582 ТЕМА ПРОЕКТА: «МНОГОГРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО В.М.ВАСНЕЦОВА» Исполнитель проекта: Селезнева Алиса ученица 5 класса гимназии 1582 Руководитель: Иглина Наталья Ивановна педагог дополнительного образования, гимназия 1582 г.Москвы В.М. Васнецов. Автопортрет. Москва, 2011


Цель: Знакомство с многогранным творчеством художника В.М.Васнецова. 1. Изучение биографии В.М.Васнецова и определение источников, питающих его творчество; 2. Знакомство с основными темами и образами его произведений, начиная с художественных полотен и заканчивая росписями собора; 3. Посещение дома - музея В.М.Васнецова в Москве и знакомство с художником посредством изучения его жизненного уклада. Задачи: Многогранное творчество В.М.Васнецова.


Виктор Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом" (В.В.Стасов). Для картин мастера сам П.М.Третьяков выделил отдельный зал в своём доме. Полотна художника, разместившиеся в ГТГ, объединяет национально - патриотическая тема и любовь ко всему народному. Станковая живопись В.М.Васнецова. ГТГ. Здесь и «Алёнушка», сидящая неподвижно и смотрящая в мрачные воды омута, и «Три царевны подземного царства», олицетворяющие богатства земных недр.


Станковая живопись В.М.Васнецова. ГТГ «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» В.Васнецова занимают одно из первейших мест. Тут вся сила и могучая мощь русского народа…здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей представляется потребным для всех, для народа» (В.В.Стасов). Издалека видно могучих «Богатырей» Виктора Васнецова. Двадцать лет писал он это полотно, кропотливо, всматриваясь в любую мелочь, изучая старинную одежду, упряжь, воинское снаряжение, былины и сказания.


Истоки творчества В.М.Васнецова Не сразу Виктор Васнецов стал известным художником. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни, так как детство его прошло в глухой деревне Рябово близ города Вятки, где природа «таила в себе особое очарование и прелесть». Жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала крестьянскую, поэтому дети «впитали в себя издавна заведенные обычаи и устоявшийся патриархальный быт».


Истоки творчества В.М.Васнецова Именно они и помогли юному художнику почувствовать «единение слушателя и рассказчика… состояние сопереживания и таинственности». В гостеприимном доме сельского священника, отца будущего художника, не редко собирались односельчане, останавливались на ночь странники, и тогда звучали народные поверья, старинные песни, сказки.. В.М. Максимов "Бабушкины сказки"


Начало творческого пути Из поколения в поколение мужчины в семье Васнецовых были священниками, поэтому по традиции Виктор начал учиться в Вятке в духовном училище. Но страсть к рисованию стала главной целью его жизни, и в 1867 году юный Васнецов поступает в прославленную Академию художеств в Петербурге. Жница Автопортрет Книжная лавочка Картины, написанные в этот период, - правдивый рассказ о жизни, о быте простых людей, о природе родного края.


Московский период в творчестве В.М.Васнецова Приезд в Москву стал переломным в творчестве В.М.Васнецова. Он полностью окунулся «в мир, которым он только и жил, в любимую Русь». Здесь с ним произошло «все самое главное». Большую помощь и участие В.М.Васнецову оказали семьи Третьяковых и Мамонтовых, а также сообщество художников, артистов и музыкантов (Абрамцевский кружок), поставивших перед собой цель, - возрождение русского народного искусства.


Творческие находки В.М.Васнецова в области архитектуры Многие художественные замыслы Виктора Васнецова были связаны с усадьбой Мамонтовых - Абрамцево Избушка на курьих ножках. Шура и Вера Мамонтовы с гувернанткой у «Беседки на курьих ножках», 1890-е По эскизам художника была создана сказочная «Избушка на курьих ножках», которая и сейчас украшает эти живописные места. Абрамцево


Творческие находки В.М.Васнецова в области архитектуры Мастер кисти участвовал в разработке проекта часовни над могилой А.С.Мамонтова и церкви Спаса Нерукотворного (вместе с В.Д.Поленовым) в Абрамцево. Им же были сделаны и эскизы для её внутреннего убранства. Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного (). Архитектор П.М.Самарин по эскизу В.М. Васнецова


Творческие находки В.М.Васнецова в области архитектуры В дальнейшем В.М.Васнецов часто обращался к архитектуре. По чертежам В.М.Васнецова в Москве были выполнены фасады Третьяковской галереи, особняка Цветкова и собственный дом, похожий на боярский терем и на крестьянскую избу одновременно. Проект фасада ГТГ. Особняк И.Е. Цветкова «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом» (Ф.Шаляпин).


Сказочный терем-теремок на улице г. Москвы Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены также в русском стиле по его эскизам в мастерской брата художника – Аркадия, резчика по дереву. Комнаты большие, светлые. Мебель деревянная, в резных узорах (словно кружева по дереву сплетены). Низко над столами висят старинные лампы, создавая уют в столовой и гостиной. На стенах гостиной развешены портреты, и, кажется, что здесь всегда людно, как это и было в знаменитые васнецовские «среды», собиравшие московскую художественную интеллигенцию в «чудо - тереме».


Было в доме и место запретное, куда ведёт винтовая лестница, украшенная мечами, шлемом и рубашкой из железных маленьких колечек – кольчугой: словно русский богатырь защищает вход в «святая - святых» - «Горнее место». Так называли эту огромную комнату - мастерскую В.М.Васнецова. Сказочный терем-теремок. «Тайные тропы». Вход сторожит и Ангел молчания, нарисованный на стене, всем видом напоминая детям (их у Васнецова было пятеро), что рабочее место художника должны уважать и не нарушать тишины.


«Горнее место» - здесь мастер кисти работал над своими картинами, усердно «оживляя сказки»: «Вон царевна Несмеяна сидит, тоскует, Ковер-самолет летит над горами, над долами... Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели…». Сказочный терем-теремок. «Горнее место».


В мастерской художника словно переносишься в мир сказок: вот Серый Волк скачет, а с другой стороны – страшная Баба-яга в ступе летит, а изо рта у неё клык торчит, отвернулся, а сзади – ужас, Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Сказочный терем-теремок на улице г. Москвы Мир сказки, созданный В.М.Васнецовым, объединяет фантазию и реальность, раскрывает отношение художника к добру и злу, его размышления о смысле жизни, и… о любви.


«Украшение жизни» (декорация, прикладное искусство) Как декоратор художник работал недолго, но плодотворно: многочисленные эскизы к пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка», одноименной опере Н.А.Римского - Корсакова точно передавали атмосферу Древней Руси. «Он сделал такие великолепные типы - восторг... Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр» (И.Репин). Заречная слободка Берендеевка Берендейки Палаты царя Берендея


«Все их позы, все их движения, какие-то древние, дремучие, их не увидишь, им не научишься ни в каких классах, их дала одна творческая фантазия потрясенного художника» (В.Стасов). Монументальное искусство (панно «Каменный век») Одной из лучших работ В.М.Васнецова считается панно «Каменный век», в котором художник объединил сцены из жизни и быта первобытных людей на больших полотнах на плоской стене для круглого зала музея. «Впечатление, произведенное на современников "Каменным веком", пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то "Помпеей" К.Брюллова» (И. Грабарь).


Вершиной творчества великого мастера стала роспись величественного храма во славу крестителя Руси святого князя Владимира в Киеве… Эту работу мастер сравнивал со свечой, «зажженной пред ликом Божьим...». Монументальное искусство (роспись собора) За десять лет в соборе было расписано 2880 квадратных метров: основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изображения русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, «фантастические по красоте орнаменты». В.М.Васнецов собственноручно выполнил 15 композиций и 13 фигур.


Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. В доме художника в 1953 году был открыт музей, где сегодня хранится около 25 тысяч экспонатов. Это предметы быта, коллекции, а также полотна мастера, отражающие патриотизм и душевность русского народа. Они стали национальным достоянием нашей страны. Особенность творчества В.М.Васнецова заключается в создании «единого стиля, основанного на национальных традициях и охватывающего разные виды искусства». Фантазия художника В.М.Васнецова была неисчерпаемой. У него было множество замыслов, но не всем было суждено осуществиться. «МНОГОГРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО В.М.ВАСНЕЦОВА»


Используемая при работе литература: 1.Библейская живопись. Энциклопедия живописи для детей. Для среднего возраста.- М.: Изд. «Белый город», 2008г. - 48с., ил. 2.Бенуа Ал. История русской живописи. Электронная интернет версия работы "История живописи" 2009 г. 3.Васнецов В.М. - М.: Изд.«Директ-Медиа», ООО«Издательский дом «Комскомольская правда»», 2010г. 4.Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников /Сост., вступ. ст. и примеч. Ярославцевой Н.А. – М.: Искусство, 1987г.. – 496с.: ил. Публикуется на: Сайте художника. Васнецов Виктор Михайлович. 5.Великие художники. Виктор Михайлович Васнецов 30 том. Изд. «Комсомольская правда», 2010г. - 48с.: ил. 6.Ветрова Г.Е. Сказки о сказочнике. В.М.Васнецов. – М.: Изд. «Белый город», 2001г. 7.Дятлева Г.В., Ляхова К.А. Мастера исторической живописи. Изд.:ВЕЧЕ, с.:ил. 8.Иовлева Л. Виктор Васнецов. Альбом. - М.: Трилистник 1998г с..: ил. 9.Казиева М. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. Для младшего и среднего школьного возраста., - М.:Изд. «Белый город», 2008г.- 48с., ил. 10.Лобанов В.М. Виктор Васнецов в Москве. М.: г. 11.Проспект «Дом-музей В.М.Васнецова». – М., Изд. ГТГ, 2003г. 12.Патсон Эл. Виктор Васнецов (картинная галерея).- М.: «Слово», 1996г. - 96с.,: ил. 13.Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинение по картинам русских художников. Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать. Рабочая тетрадь Шедевры русской живописи. В.Васнецов. Журнал выпуск 3. – М., Изд.:«Де Агостини»,2010г.


Используемая при работе литература: Сайты: 15. В.М.Васнецов Все книги vasnecov/st005.htm 16. Россия на перепутье. Интерпретация проницательного мастера русского искусства (Ноябрь) Виктор Михайлович. Богатыри ГТГ slovo.htm. Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля… slovo.htm. Слово 19. Досье Виктор Васнецов Виктор Васнецов sunny-art.ru /biografiya-viktora-vasnecova/ ru.wikipedia.org. 24.phv.ru/vasnecov_sklarenko.php В.Скляренко. Творчество В.Васнецова. Публикуется по: В.М.Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников В.М. Васнецов - Каменный век otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/02/blog…Открытки с репродукциями: Панно "Каменный век" Виктора Михайловича Собор в Киеве кн. Владимира architecturehttp:// architecture · – Видеоролик.