«Сад — это его мастерская, его палитра»: Усадьба Живерни, откуда черпал вдохновение Клод Моне. «Сад — это его мастерская, его палитра»: Усадьба Живерни, откуда черпал вдохновение Клод Моне Расписание цветения в Живерни по сезонам

Какую дивную игру
цветы затеяли в пруду.

Здравствуйте, дорогие друзья.

На блоге в последнее время пишу много практических постов для хозяюшек, а сегодня решила отойти от темы кухни. И зеленый щавелевый борщ (о котором я хотела написать Иришке Дубровской), и набор кастрюль Bergner от Профит-Торг , и другие кухонные тонкости, могут немного подождать, решила я.

Живые картины: Клод Моне и его знаменитый сад

Сегодня предлагаю вам прикоснутся к миру прекрасного. Разговор пойдет о живых картинах Клода Моне.

В середине восьмидесятых годов XIX века благодаря тому, что картины Моне стали регулярно продаваться, он стал материально независим и смог в 1890 году купить земельный участок и дом в Живерни, там он создал свой рай на земле, свой домашний очаг и прекрасный сад Клода Моне.

Какую дивную игру
цветы затеяли в пруду.
У каждого цветка листок,
он тянет шейку на восток.
В глазах его стремленье жить
и радость миру приносить.
Шалят цветы в тиши пруда,
им можно это иногда.
И умиляются кусты,
и улыбаются мосты.
Наверно, от любви большой
вдруг спины выгнули дугой.
Какая тишь, какой пленэр…
не зря Монэ создал шедевр.
А нам осталось лишь мечтать,
как бы в Живерни побывать.

Надежда Левина

Из художника — в садовники

Сразу, как и у всех, у неженатой пары с восемью детьми, все было непросто. Поселившись в Живерни, Клод и Алиса Ошеде вызывали подозрительность среди крестьянского окружения. Особенно профессия главы семьи — художник — не впечатляла патриархальных крестьян. А Моне и правда выглядел интересно: каждое утро бродивший по полям, сопровождаемый ребятней, которые на тележке везли за ним холсты, краски и кисти.

Несмотря на все житейские неурядицы, разногласия с крестьянами, Моне, из заросшей травой и сорняками болотистой местности, создал , который вошел в историю.

Клод Моне по настоящему увлекся : он выписывал почти все журналы и книги по садоводству, изучал перевод знаменитой «Иллюстрированной истории садоводства» Джоржа Николса, коллекционировал каталоги семян и выписывал из питомников всевозможные новинки в мире цветов.

Цветовую планировку сада художник продумал до мелочей, и у каждого времени года была своя цветовая гамма. Весной сад пылал тюльпанами и нарциссами, затем расцветали сирень, глициния, рододендроны. А летом сад превращался в настоящее море ирисов, которые Моне просто обожал. Ирисы сменяли лилейники и пионы, лилии и маки. В разгар жаркого лета зацветали колокольчики, ипомея, львиный зев и, конечно же, розы всевозможных форм и оттенков.

Моне рисовал цветами и писал цветы. Его коллеги — художники часто навещали его в поместье. Здесь любовался садом Поль Сезанн, Матисс, Ренуар, Камиль Писсарро и другие. Друзья, зная об увлечении Клода Моне , привозили ему в подарок растения. Так в знаменитом саду, например, появился пион древовидный, его привезли из Японии.

Клод Моне «Сад Моне в Живерни»

Из болота — водный сад

Через 10 лет после приезда в Живерни Моне покупает заболоченный участок земли, который граничил с его участком через железнодорожные пути. Он осушил его. А потом сделал небольшую канаву, которая соединяла его участок с рекой Эптой. Благодаря этому, он смог наполнить искусственное озеро водой. Вот так дикий водойом превратился в дивный пруд «с водными растениями ради развлечения и отдыха для глаз, а также сюжет для рисования».

Водоем Клод Моне густо засадил ирисами, папоротниками, кустами роз, азалиями и стрелолистом. В сам водоем были посажены роскошные тропические кувшинки и нимфеи разных сортов.

Через пруд было переброшено несколько деревянных мостиков. Самый известный — японский мостик. Его, увитый белым кружевом глициний, Моне рисовал особенно часто. Попасть в водный сад художника можно только по тоннелю, который проложен под железной дорогой. Каждый посетитель замирает здесь, узнавая всемирно известные картины Моне.

Клод Моне почти 20 лет черпал свое вдохновение в водном саду. Он писал: «… ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня почти не было других моделей».

Только на тему кувшинок было написано около сотни этюдов и законченных полотен.

А если учесть, что полотна писались во время угрозы обострения глаукомы у художника, то они вызывают еще большее восхищение. Мелкие детали удавалось различать все труднее, и все эти нюансы заменялись крупными мазками краски, которые показывали игру тени и света. По мнению американских исследователей, именно это и сделало Моне одним из родоначальников неформального абстрактного искусства.

После операции на глазах зрение Клода Моне поправилось и стали появляться очередные шедевры.

После смерти художника (1926год) сад постепенно начинает приходить в запустение. Сын художника Мишель Моне в 1966 году передает поместье Академии изящных искусств, которая начинает восстановление дома, а потом реставрируется и удивительный сад Клода Моне. Цельную картину поместья восстанавливали из осколков воспоминаний, разбросанных по всему миру: фотографий, эскизов, фотографий, очерков журналистов…

И в 1980 году в легендарном саду вновь появляются посетители. В наше время усадьбу художника за год посещает более полумиллиона человек. Сад открыт для посетителей ежедневно с 9.30 до 18.00, кроме понедельника.

Предлагаю вам, друзья, еще небольшую видео демонстрацию некоторых картин Клода Моне в сопровождении музыки Фредерика Шопена.

Где находится : 76 км к северо-западу от Парижа, 66 км к юго-востоку от Руана, 7 км от Вернона.

Как добраться
:
- своим ходом : поездом до Вернона с парижского вокзала Сен-Лазар. На местном вокзале каждый поезд ожидает автобус, который довозит туристов 6 км до сада Моне. Можно также взять напрокат велосипед (12 евро) в "Café du Chemin de Fer" напротив вокзала. Можно и прогуляться: пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.
- на автомобиле : дорога займет около часа. Выехав из Парижа двигайтесь по автостраде А13, в сторону Вернон/Живерни, до поворота 14.

Как работает : с апреля по октябрь 10.00-18.00, по пн. закрыт.
Цена визита : 5,5 евро – посещение дома и сада, 4 евро – посещение только сада. Детям и студентам - скидки.

В городке Живерни, расположенному между Руаном и Парижем, находится Дом-музей французского художника-импрессиониста Клода Моне (Musée Claude Monet). Здесь он жил с 1883 г. до своей смерти в 1926 г., пытаясь вновь и вновь отобразить на своих полотнах то, как в зависимости от времени года солнце по-разному освещает сад, который он разбил между домом и рекой. Ехать сюда, чтобы увидеть картины художника, смысла нет – они выставляются в крупнейших галереях мира. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы, полюбовавшись садом, разбитым вокруг дома, попытаться ощутить, каким же образом Моне удавалось писать не красками, а светом. Каждый месяц, с весны до осени, сад выглядит по-разному, но самые лучшие месяца для его посещения – это май и июнь, когда вокруг пруда с кувшинками цветут рододендроны, а над знаменитым японским мостом играет красками глициния. Но в это время вам придется соперничать с толпами людей, желающих сфотографировать кувшинки или просто позирующих на мосту.

Почти всю жизнь Моне прожил в домах с садом: и в Аржантейе, и в Ветейе , и в Живерни, и непременно запечатлевал их на картинах. Однако художник считал сад в Живерни своим величайшим шедевром. После визита к Моне, немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: "Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок ".

Когда Моне стал владельцем этого гектара земли, через участок проходила ветка местной железной дороги. К несчастью, постепенно она трансформировалась в вечно забитое автомобильное шоссе, разбивающее парк на две обособленные территории.

В северной части парка (Clos Normand) находятся дом художника – здание с зелеными ставнями, выкрашенное в идиллический пастельно-розовый цвет. Комнаты внутри дома окрашены в разные цвета, в точности такие, какими они были при жизни Моне, а стены комнат по-прежнему украшает собранная самим художником замечательная коллекция японских гравюр, включая чудесные работы Хокусаи и Хиросиге. Сейчас знаменитая студия "Водяная лилия" представляет собой холл музея. Она оформлена прекрасно выполненными репродукциями работ Моне. Здесь же продаются сувениры.

К южной части парка "Водный сад" (Jardin d"Eau) ведет туннель, пробитый под насыпью автомобильной дороги. В 1895 году уже добившийся признания художник осушил это болотистое место каналами и прудами, засадил их водяными лилиями и построил знаменитый неправильный, несимметричный Японский мостик, точную копию которого можно осмотреть в наши дни.

Здесь художник создал знаменитые работы, например, "Скала Эгюй и Порт д"Аваль" или "Ворота Маннпор в Этрета" . находящиеся ныне в ГМИИ им.Пушкина в Москве: "Скалы в Бель-Иль", "Скалы в Этрета", "Стог в Живерни", "Руанский собор при луне", "Руанский собор вечером" , "Водяные лилии" . (О Руанских соборах можно почитать .)

Никакие фотографии не расскажут лучше о саде , чем полотна самого художника.

В 1883 году Клод Моне снял домик в Живерни. Жюли Мане, побывавшая там в 1893 году, писала: "Со времени нашей последней поездки в Живерни дом заметно преобразился. Над мастерской г-н Моне устроил себе спальню с большими окнами и дверьми, с паркетом из смолистой сосны. В этой комнате висит много картин, в том числе "Причесывающаяся Изабель", "Габриэль у таза", "Кокотт в шляпке", пастель с изображением маман, пастель дяди Эдуарда, очень привлекательная обнаженная г-на Ренуара, картины Писсарро и др». Но, пожалуй, привлекательнее всего для Моне была возможность возделывать сад. Клод Моне жадно коллекционировал каталоги семян, - так же, как японские гравюры, а цветы сажал таким образом, чтобы они сочетались, словно мазки в живописи импрессионистов. В его записях приводятся распределения цветов для семи рядов роз: лиловый, белый, красный, фиолетовый, желтый, кремовый, розовый. Цветы высаживались в таком порядке, чтобы цветение их продолжалось практически круглый год.

Рядом был небольшой пруд; Моне купил его и переделал его в водяной сад, через шлюзы пустив в него воду из ближащей речки. Вокруг пруда выращивались цветы и кустарники, в том числе экзотические. За садом ухаживало сразу несколько садовников.

Часть сада возле дома была французским регулярным парком.

В другой части - у пруда, художник создал японский сад. При планировке японского сада Моне следовал советам японского мастера по разведению садов, который одно время гостил в Живерни, и выращивал гинкго, бамбук, разводил в пруду кувшинки, построил высокий и изогнутый японский мостик, скопированный с гравюр Хокусая.

Марсель Пруст писал: "Это сад не старого цветовода, а скорее сад колориста, если я могу его так назвать, сад, где совокупность цветов не есть создание природы, поскольку они посажены таким образом, что одновременно будут цвести только цветы гармонирующих оттенков, создавая бесконечное поле голубого или розового".»Самое прекрасное мое произведение - мой сад", - говорил Моне.

Осенью 1899 года Моне начал цикл "Кувшинки", над которым будет работать до самой смерти. «Все эти дарованные миру краски пестрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии. Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового - тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам все небо, все пространство» - такими словами Мопассан отозвался о саде Моне.

С 1908 года художник постепенно начал слепнуть. Теперь все его внимание сосредоточено на саде и на серии «Кувшинки». Он даже выстроил особую стеклянную мастерскую, чтобы писать свой сад (Огюст Ренуар, состарившись, сделал точно такую же пристройку к своему дому, чтобы, не выходя наружу, писать моделей в саду). На больших холстах он пишет свой сад утром, в дождь, на рассвете, в полдень…


В 1918 году он решил подарить новую серию «Кувшинок» Франции, и премьер-министр Жорж Клемансо предлагает ему павильон Оранжри в саду Тюильри. Но Моне решил, что серия не закончена, и продолжал работать над ней вплоть до самой смерти - в 1926 году. В последних своих работах он почти пришел к стилю модерн, что стало достойным завершением долгого творческого пути.

Во время Второй Мировой сад Моне был заброшен и пришел в упадок. К счастью, сын художника относился к делу жизни отца с огромным уважением. Он передал сад Академии художеств, сад был восстановлен и поныне служит местом паломничества художников со всего мира.

Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни.
Жорж Клемансо, сосед художника

Живописная крохотная деревушка Живерни, расположенная неподалеку от места слияния Эпта и Сены, находится всего в 80 км к северу от Парижа. В 1883 году после долгих и неудачных попыток найти постоянное жилье именно сюда приехал и обосновался со своей семьей художник Клод Моне.

Местечко так очаровало его, что, несмотря на крайне сложное финансовое положение, Моне решился на покупку гектара земли. Это приобретение перевернуло всю его жизнь.
Моне увлекся садоводством. Оно интересовало его и ранее. И в Сен-Мишеле (Буживаль), и в Аржантейе, и в Ветейе, несмотря на скудные средства, художник умудрялся разводить небольшие садики с разросшимися цветниками. В Живерни его страсть достигла апогея.

Планировка созданного художником сада, менявшего свой облик в соответствии со временем года, была продумана до мелочей. Вместе с Алисой Гошеде (второй женой), ее шестью детьми и двумя своими сыновьями Моне создавал сад своей мечты.

Прежде всего, были проведены работы на подступах к дому: Моне вырубил аллею елей и кипарисов, посчитав ее слишком унылой. Но вырубил не под корень, а сохранив высокие пни, за которые могли цепляться побеги вьющегося шиповника. Вскоре плети так разрослись, что сомкнулись, и аллея превратилась в усыпанный цветами сводчатый туннель над тропинкой, ведущей к дому от ворот. Позже, когда пни разрушились, Моне заменил их металлическими дугами, постепенно зараставшими цветами.

Питая отвращение к большим декоративным клумбам, которые обычно устраивали на своих лужайках буржуа, Моне рассаживал группами или в виде бордюров ирисы, флоксы, дельфиниумы, астры и гладиолусы, георгины и хризантемы, а также луковичные растения, которые на ярко-зеленом фоне лужаек смотрелись как роскошный мозаичный ковер.

Опытный глаз художника позволял ему искусно «смешивать» цветы различных окрасок для достижения гармоничных сочетаний, контрастов и переходов. Клод Моне не любил распланированные или сдерживаемые в красочном буйстве сады. Он располагал цветы в соответствии с их оттенками и позволял им расти совершенно свободно.

С годами художника все больше увлекала ботаника, захватив его не менее, чем изучение световых бликов. В книге, посвященной Моне («Этот неизвестный Клод Моне»), его пасынок Ж.П.Гошеде отмечает, что при этом художнику важнее всего была не диковинка, а впечатление, произведенное ею. Впечатление от детали и от целого.

Непрекращающийся процесс создания сада воодушевлял Моне, и он добросовестно изучал торговые каталоги, постоянно заказывая все новую и новую рассаду, а кроме того, обменивался растениями со своими друзьями Клемансо и Сейботтом. Для получения достоверной информации из первых рук художник принимал у себя за обедом наиболее значительных специалистов-садоводов и особенно сдружился с Жоржем Трюффо.

Моне непрестанно искал редкие сорта, покупая их за очень существенные суммы. «Все мои деньги уходят в мой сад , – признавался Моне, – но я в полном восторге от этого растительного великолепия ».

Круговорот цветов

«Le Clos Nonmand» был задуман «по-французски». Сад находится перед домом, и строгие прямые линии аллей рельефно контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов. Каждому времени года соответствует своя цветовая гамма. Весной поляны светло-желтых нарциссов предваряют цветение тюльпанов, азалий, рододендронов, лиловой сирени и нежной глицинии.

Особое место в саду занимают любимые художником ирисы. Длинными широкими рядами высаживали их главный садовник, пять его помощников и, конечно, сам Моне. Поразительной красоты дельфиниумы, всевозможных оттенков и размеров маки и клематисы подводят живую палитру к летней расцветке. Лето проходит под знаком бурного цветения роз.

С середины осени сад, с молодым и пышным неистовством, горит своими прощальными красками, перед тем как поблекнуть до следующей весны. Утром и вечером неяркие лучи осеннего солнца ласкают герань и подчеркивают царственность роз, хрупких, как китайский фарфор. Огонь настурций – бесстыдных завоевателей всех дорожек сада – растекается над их просвечивающими листьями.

На пересечениях главных аллей лавандово-голубые клематисы гордо возвещают о своем появлении, в то время как вся остальная «мелочь» соперничает друг с другом за место на дальних дорожках. Изящные георгины завершают своим высокомерием картину вечной борьбы за то, чтобы хоть на мгновение продемонстрировать миру неповторимую радугу розового, пурпурного, оранжевого и ярко-желтого.

Водный сад

Вода всегда восхищала художника, и, завершив работу над цветником у дома, в 1893 году – через десять лет после своего приезда в Живерни – Моне покупает большой заболоченный участок земли с ручейком по другую сторону дороги. При поддержке местных властей Моне выкапывает там маленький пруд, вызвав тем самым неудовольствие соседей. Позже пруд будет увеличен до своих нынешних размеров.

Водный сад полон асимметрии и изгибов. Он напоминает японские сады, так любимые Моне, – недаром художник давно увлекался коллекционированием гравюр с их изображением. В 1895 году был возведен «японский мостик», увитый душистым сиренево-белым кружевом глициний. Водоем засадили кувшинками почти всех существующих в природе видов, а по краям была устроена живая изгородь из ирисов и стрелолиста. Пруд был густо обрамлен папоротниками, рододендронами, азалиями, пышными кустами цветущих роз.

Великолепные плакучие ивы, колонновидные тополя и экзотического вида бамбуковые заросли дополняли проникнутую безмятежным покоем картину. Пруд и все, что находится вокруг него, составляет единый пейзаж, разительно отличающийся не только от внешнего сельского мира, но и от многокрасочного цветника перед домом.

Здесь небо и облака, слившись в одно целое с зеленью и цветами, отражаются в зеркальной глади пруда. А граница между явью и грезами – всего лишь иллюзия… Всегда находившийся в поисках тумана и прозрачности, Моне посвятил себя в большей степени «отражениям в воде» – миру-перевертышу, реальности, пропущенной через водную стихию.
Весь живернийский период, продолжавшийся почти полвека, прошел под знаком Кувшинок.

«Прошло много времени , – писал Моне, – прежде чем я смог понять свои кувшинки... Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели ».

Склонившись над поверхностью водоема, Моне бесконечно писал кувшинки, водные растения, плакучую иву. Около сотни этюдов и законченных полотен создано им на эту тему, и именно они, пожалуй, вызывают наибольшее восхищение, тем более что многие работы были выполнены во время обострения глаукомы, поставившей под угрозу зрение Моне, а потому близки к абстрактной живописи.

Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь
Клод Моне

В Живерни часто приезжали Сезанн, Ренуар, Сислей, Писсарро, Матисс и другие художники. Моне любил принимать их у себя, с удовольствием демонстрируя сад, оранжереи и уникальную коллекцию японских гравюр. Зная о страстном увлечении художника садом, многие друзья дарили ему редкие, уникальные растения. Так, например, появились в Живерни привезенные из Японии экзотические древовидные пионы.

Успех полотен импрессиониста к тому времени стал очевиден. По мере того как денег становилось больше, Моне благоустраивал и расширял дом. Позднее им была построена в саду мастерская. Ежедневно художник вставал в пять часов утра, приходил сюда и без устали рисовал. Рисовал в любое время года, в любую погоду, в любой час дня. Увлекали его и прогулки по окрестностям: Моне любил алые от маков поля, тенистые дорожки вдоль Сены.

Восстановление сада Моне

Непросто сложилась судьба имения, столь дорогого сердцу художника.
После смерти Моне в 1926 году дом и сад в Живерни унаследовал сын Мишель. Жить там он не стал, а за имением ухаживала падчерица художника – Бланш. Потом – война и послевоенные годы разрухи, когда денег на содержание прекрасного сада не было. Усадьба в Живерни пришла в упадок. В 1966 году Мишель Моне передал ее Академии Изящных искусств. В том же году началась реставрация дома, продлившаяся долгих 10 лет и наконец благополучно завершившаяся, в значительной мере, стараниями Фонда Клода Моне.

В 1977 году Джералд Ван дер Кемп был назначен куратором Живерни. Андрэ Девиле и знаменитый дизайнер Жорж Труфо помогли ему восстановить сад во всей красе. Лучшие садовники Франции проделали колоссальную, очень кропотливую работу по реконструкции сада. Очень помогли свидетельства современников Моне, фотографии сада и, конечно, прекрасные картины художника. Оказали содействие и многие потомки Моне.

Многочисленные кредиты и пожертвования в конце концов позволили возродить имение, вернуть ему первозданный вид и былое великолепие. Теперь тысячи посетителей со всех концов света могут насладиться уникальным миром, созданным Клодом Моне.

По материалам книги Ж.-П. Креспель «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883»/ пер. с фр. Е.Пуряевой. – М.: Мол.гвардия, 1999.


Журнал "Сад&садик" 1-2006

В 80 километрах к северу от Парижа расположено живописное местечко Живерни (Giverny ). Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. Здесь в течение сорока трех лет жил и творил художник-импрессионист Клод Моне .

В 1883 художник купил в этой деревушке дом, где поселился всей своей многочисленной семьей. Моне боготворил природу. Увлекался садоводством, накупил книг, и с большим интересом занимался участком у своего нового дома.

Художник обменивался семенами с другими садоводами, вел активную переписку с питомниками Для местных крестьян “городские” были необычным зрелищем. Художник не гнушался никакой грязной работы в саду, местные его очень уважали.


Семья Моне на прогулке в саду (художник справа)


Эдуард Мане “Семья Моне в саду”


Моне в своем доме в Живерни

Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога. Позже ее заменили на дорожное полотно для автомобилей, так что территория Моне так и осталась разделенной.

Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.

Художник настолько обожал растения, цветы (а значит, обилие красок во время их цветения!), что, когда в его руки попал объемный каталог цветочных семян, особо тратить время на его изучение он не стал и заказал всё! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры – всё это встречало представало взору семьи Моне и их гостей.

Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.


Клод Моне “Белые кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона”

Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, увитый глицинией, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так:

“Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели”.

Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? – 13 картин. Водяные лилии? – 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…


Клод Моне “Водяные лилии и японский мостик”

В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.

Читайте также Тату вместо обручального кольца: и даже развод не разлучит нас

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на павильон сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня.

Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.


Клод Моне “Водяные лилии (облака)”


Клод Моне “Пруд с водяными лилиями и ирисами”

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал:

«…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.

“Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь.”
Клод Моне

Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни. Знаменитый импрессионист скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет. После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада.