Никитин афанасий. Афанасий Никитин что открыл? Чем известен афанасий никитин

Владимир Дергачев

Тверской купец Афанасий Никитин по воле судьбы стал великим русским путешественником, оставившим путевые заметки, известные под названием «Хождение за три моря». Год рождения его неизвестен, умер (или трагически погиб?) в 1447 году вблизи Смоленска (на территории Великого княжества Литовского) на обратном пути из путешествия, можно сказать в нескольких шагах от дома. В Афанасии Никитине сконденсировалась важная черта русской ментальности — устремленность за горизонт. Это не было авантюрой, опытный и смелый купец уже посещал Константинополь в Византии, Литву, Крым и Молдавское княжество и благополучно возвращался с заморскими товарами.

Путешествие по Волге, Каспию, Персии, Аравийском морю, Индии, Турции и Черноморью продолжалось с середины 1471 до начала 1474 года (по другой датировки — с 1468 по 1474 год).

Первоначально целью купеческой поездки было налаживание торговых связей с азиатскими купцами, ведающими торговлей по , проходящему через кавказскую Шемаху. Русские купцы везли преимущественно пушнину. Русские купцы отправились вниз по Воле в сопровождении посла ширван-шаха (властителя) Шемахи. Плавание по Волге шло благополучно, но возле Астрахани на реке Бузан купцы были ограблены татарами. Разбойники отняли товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Но часть купцов вернулось назад, а Никитин отправился дальше на Восток. Чтобы пустым не возвращаться в Тверь и не оказаться в долговой яме купец поплыл на Дербент, далее на Баку, Шемаху и Персию, где купил жеребца, которого решил выгодно продать в Индии и закупить товар для русской земли. Но и эта сделка особой выгоды не принесла.

Афанасий Никитин пробыл в Индии три года: «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…». «Индусы быка называют отцом, а корову - матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню». В своих записях Никитин употреблял выражения ненормативной лексики великого и могучего русского языка. В академических переводах крепкие слова исчезли.

В 1387 году на юге Индии было образовано первое мусульманское государство Бахмани, к югу от которого располагалась Виджаянагарская империя. С 1429 года столица султаната была перенесена в Бидар, который и посетил русский купец: «В Бидаре луна полная стоит три дня. В Бидаре сладких плодов нет. В Индостане большой жары нет. Очень жарко в Ормузе и на Бахрейне, где жемчуг родится, да в Джидде, да в Баку, да в Египте, да в Аравии, да в Ларе. А в Хорасанской земле жарко, да не так. Очень жарко в Чаготае. В Ширазе, да в Йезде, да в Кашане жарко, но там ветер бывает. А в Гиляне очень душно и парит сильно, да в Шамахе парит сильно; в Багдаде жарко, да в Хумсе и в Дамаске жарко, а в Халебе не так жарко».

Маршрут хождения Афанасия Никита за три моря

На снимке памятник Афанасию Никитину в Феодосии (бывшей Кафе). В 2002 году памятник Афанасию Никитину был открыт в индийском городе Ревданда.


http://leto.feodom.com/upload/arts/51.JPG

Исследователи путешествия «за три моря» пытаются ответить на вопрос, как удалось в чужих краях выжить русскому купцу? Возможно, ему помогла местная традиция: «А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят спать к чужестранцам, да спят с ними, да дают им корм и приносят с собой сахарную еду и вино сахарное, да кормят и поят гостей, чтобы их любили, а любят гостей людей белых, потому что их люди очень черны. А зачнет жена от гостя дитя, и мужья дают корм. А родится дитя белое, тогда гостю пошлины триста тенек…». Слова Никитина не вызывают сомнения, об этом в последствии писал и Марко Поло. Но скитания на чужбине были не легкими: «А все черные люди злодеи, а женки все бл..., колдуны да воры, да обман, да зелье, господ морят ядом».

Но, в первую очередь, купеческая жилка Афанасия Никитина искала выгодный товар для русской земли. Чтобы по возвращению в Тверь не только расплатиться с долгами, но и остаться с прибылью. В своих заметках он пишет о шелке, сандаловом дереве и жемчуге. Но больше всего его привлекли местные алмазы. Возможно, он и пытался их привести в русскую землю, но был ограблен и убит под Смоленском.

Тестовые задания.

1. По роду деятельности Афанасий Никитин был

а) стрельцом

б) дьяком

в) купцом

г) землепашцем

2. Первоначальной целью путешествия Афанасия Никитина было

а) Ширванское царство

б) Персия

г) Греция

3. Индия расположена от Твери в направлении на

а) юг

б) юго-восток

в) юго-запад

г) северо-запад

4. Какие товары особенно привлекли внимание Афанасия Никитина в Ширванском царстве?

а) пряности

в) жемчуг

г)драгоценности

5. Путешествие Афанасия Никитина продолжалось

в) 6 лет

6. Выберите географические объекты в том порядке, в котором их видел Афанасий Никитин во время своего путешествия. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) Каспийское море

в) Аравийское море

г) Чёрное море

д) Персия

Б А В Д Г

Тематический практикум.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Неизвестно, знал ли что-нибудь Афанасий об Индии в то время, ког-да покидал Тверь, но, наверное, знал. Человек он был грамотный, в его руки могли попадать книги, в которых были кое-какие сведения о даль-них странах. Об Индии там могло быть рассказано, что это сказочная страна, в которой нет воров и разбойников. Что, кроме обычных людей, там живут люди о трёх ногах да ещё и пёсьими головами. Из животных назывались сказочные птица-феникс, которая в момент смерти сгора-ла и из собственного пепла возрождалась вновь; саламандра, которая могла зажечь даже камни, но при этом сама в огне не горела; единорог, чья кровь излечивала от любых болезней и даже давала бессмертие; китаврас, похожий на не менее сказочного кентавра, только с крылья-ми. Ещё в Индии жили слон и слоница, а вот ядовитых змей не было вовсе, они просто умирали от святости этой сказочной страны.

Вот примерно такими «научными» знаниями мог обладать Афана-сий. Пока он путешествовал по Персии, его знания должны были обо-гатиться. Персидские купцы рассказывали Афанасию про удивитель-ные товары, которые можно найти в Индии, и как эти товары дёшевы. От тех же купцов он узнал, какой товар можно дёшево купить в Персии и дорого продать в Индии. Причём не просто дорого, а очень дорого.

В жарком индийском климате лошадей разводить получалось пло-хо, точнее, совсем не получалось. А они были очень нужны, потому что главной силой армий в те времена была конница. Лошадей приходи-лось привозить из других стран.

Что из того, что Афанасий Никитин знал или узнал об Индии, было
истинным знанием, а что сказками?

Картографический практикум.

Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил.

2 - Каспийское море

3 - Аравийское море

5 - о.Сомали

6 - Аравия

7 - Черные море

Афанасий Никитин (рожд. неизвестно, смерть возможно 1475 г.) — мореплаватель, торговец, купец. Первый из европейцев, кто побывал в Индии. Он открыл Индию за 25 лет до и других португальских мореплавателей. Совершил путешествие в 1468-1474 гг. по Персии, Индии и Турецкому государству. В своих путевых записках «Хождение за три моря» он в подробностях описывает быт и политическое устройство восточных стран.

Загадочная личность купца

В российской истории немало загадочных личностей. И, возможно, самая загадочная из них – личность тверского купца Афанасия Никитина. Да и купцом ли он был? А кем, если не купцом? То, что был путешественник и писатель – это понятно: совершил свое «Хождение за три моря» еще и описал его, да так, что и по сей день, через более 500 лет, читать интересно. А вот чем торговал этот купец – неизвестно. Почему сам ехал на одном корабле, а товары вез на другом? И почему брал с собой книги – целый сундук? Есть и еще вопросы…

Записки путешественника

Записки Афанасия Никитина приобрел в 1475 г. Василий Мамырев, дьяк великого князя московского , у неких купцов, пожаловавших в Москву. «Обретох написание Офонаса тверитина купца, что был в Ындее 4 годы, а ходил, сказывают, с Василием Папиным» – так надписал обретенные «тетрати» путешественника дотошный чиновник, уточнив при этом, что вышеназванный посол ездил тогда к Ширван-шаху (то есть к правителю Азербайджана) с партией кречетов (известных ловчих птиц русского Севера), которые предназначались в дар восточному властителю, а позже принимал участие в Казанском походе, где и был убит татарской стрелой. Уже такое предисловие говорит о пристальном интересе высшего кремлевского чиновника к этому документу (дьяк – должность, соответствовавшая статусу министра).

Путешествие Афанасия Никитина

А документ в действительности прелюбопытный. Вот что из него следует. Когда в 1466 г. великий князь Московский Иван III отправил своего посла Василия Папина ко двору шаха страны Ширван, купец из Твери Афанасий Никитин, который собирался в торговую поездку на Восток, решил присоединиться к этому посольству. Подготовился он основательно: достал проезжие грамоты от великого князя Московского и от князя Тверского, охранные грамоты от епископа Геннадия и воеводы Бориса Захарьевича, запасся рекомендательными письмами к нижегородскому наместнику и таможенному начальству.

В Нижнем Новгороде Афанасий узнал, что посол Папин уже прошел мимо города к низовьям Волги. Тогда путешественник решил дождаться ширванского посла Хасан-бека, возвращавшегося ко двору своего государя с 90 кречетами – подарком Ивана III. Товары свои и вещи Никитин разместил на малом судне, а сам со своей походной библиотечкой устроился на большом корабле с другими купцами. Вместе со свитой Хасан-бека, кречетниками и Афанасием Никитиным в Ширванское царство ехали больше 20 русских – москвичей и тверичей. Чем хотел Афанасий торговать, он нигде не уточняет.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

В низовьях Волги караван ширванского посла сел на мель. Там на него напали лихие люди астраханского хана Касима. Путешественников ограбили, убили одного из русских и забрали у них маленькое судно, на котором были все товары и имущество Афанасия. В устье Волги татары захватили еще корабль. Когда мореплаватели двигались вдоль западного берега Каспия к Дербенту, налетела буря – и еще судно разбило у дагестанской крепости Тарки. Кайтаки, местное население, разграбили грузы, а москвичей и тверичей увели с собой в полон…

Плавание продолжил единственный уцелевший корабль. Когда, в конце концов, прибыли в Дербент, Никитин, найдя Василия Папина, попросил его и ширванского посла, чтобы они помогли в освобождении русских, угнанных кайтаками. Его послушали и отправили скорохода в ставку государя Ширвана, а тот направил посла к предводителю кайтаков. В скором времени Никитин повстречал освобожденных земляков в Дербенте.

Ширваншах Фаррух-Ясар получил драгоценных русских кречетов, однако пожалел нескольких золотых монет, чтобы помочь раздетым и голодным людям возвратиться обратно на Русь. Товарищи Никитина опечалились «да и разошлись кои куды». Те, у кого не было долгов за товары, взятые на Руси, побрели домой, другие пошли работать в Баку, а некоторые остались в Шемахе. Куда же отправился Афанасий Никитин, ограбленный, без товаров, денег и книг? «А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, а из Баку пошел за море…» Зачем пошел, почему, на какие средства? Об этом не упоминается…

1468 год — он оказался в Персии. Где и как он провел целый год – опять ни слова. Впечатлений от Персии, где он прожил еще один год, у путешественника совсем немного: «из Рея пошел к Кашану и тут был месяц. А из Кашана к Найину, потом к Йезду и тут жил месяц…» Покинув Иезд, тверской купец добрался до населенного купцами-мореходами города Лара, правители которого зависели от государя могущественной Белобаранной Туркменской державы. «Из Сирджана к Таруму, где финиками кормят скотину…»

«И тут есть пристанище Гурмызьское и тут есть море Индейское», – написал путешественник весной 1469 г. в своей «тетрати». Здесь, в Ормузе на берегу Персидского залива, ограбленный Афанасий вдруг оказался владельцем породистого жеребца, которого собирался выгодно продать в Индии. В скором времени Никитин вместе со своим конем был уже на парусном корабле без верхней палубы, перевозившем через море живой груз. Спустя шесть недель корабль бросил якорь в гавани Чаул на Малабарском берегу, на западе Индии. Перевоз обошелся в 100 рублей.

Индия занимает в дневниках Никитина значительное место. «И тут есть Индейская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…» – с удивлением записывал странник.

Карта путешествия Никитина

Около месяца ехал на своем коне Афанасий Никитин в город Джуннар (Джунир), делая, как видно, частые остановки в пути. Он указывал в дневнике расстояния между городами и большими селениями. Джуниром, который входил, возможно, в состав мусульманского государства, правил наместник Асад-хан, который, как написал Афанасий, имея много слонов и коней, тем не менее «ездил на людях».

Купец продолжил свое путешествие. Прибыв в город Бидар, столицу мусульманского государства Декан, где торговали рабами, конями, золотистыми тканями. «На Русскую землю товара нет», – с огорчением записал мореплаватель. Как оказалось, Индия не так богата, как думали о ней европейцы. Осматривая Бидар, он описывал боевых слонов деканского султана, его конницу и пехоту, трубачей и плясунов, коней в золотых сбруях и ручных обезьян. Ему бросилась в глаза роскошная жизнь индийских «бояр» и нищета сельских тружеников. Знакомясь с индийцами, путешественник не скрывал, что он русский.

На каком языке мог общаться Никитин с местным населением? Персидским и татарским языками он владел превосходно. Как видно, легко давались ему и здешние наречия. Индийцы сами вызвались проводить Никитина к храмам Шрипарваты, где его поразили огромные изображения бога Шивы и священного быка Нанди. Беседы с молящимися у кумирен Шрипарваты дали Афанасию возможность в подробностях описать жизнь и обряды поклонников бога Шивы.

В это время в дневнике Никитина появился путеводитель с указанием расстояний до Каликута, Цейлона, царства Пегу (Бирмы) и Китая. Никитин записывал, какие товары вывозятся через индийские порты Камбай, Дабул, Каликут. Перечислялись самоцветы, ткани, соль, пряности, хрусталь и рубины Цейлона, яхонты Бирмы.

Памятник Афанасию Никитину (в Твери и Феодосии)

Обратный путь

…1472 год, весна — купец твердо решил, во что бы то ни стало, возвращаться на Русь. 5 месяцев провел он в городе Кулуре, где находились известные алмазные копи и работали сотни мастеров ювелирного дела. Побывал и в Голконде, которая уже в то время славилась на весь мир своими сокровищами, в бывшей столице Декана Гульбарге и вышел на берег моря в Дабуле. Капитан беспалубного парусника, отправлявшийся в Ормуз, взял с путешественника два золотых. Спустя месяц Афанасий Никитин вышел на сушу. Это была Эфиопия. Здесь странник пробыл около недели, еще три недели он провел на острове Ормузе, а потом пошел на Шираз, Испагань, Султанию и Тавриз.

В Тавризе Афанасий посетил ставку Узун-Хасана, государя Белобаранной Туркменской державы, который властвовал тогда почти над всем Ираном, Месопотамией, Арменией и частью Азербайджана. Что могло связывать могущественного восточного правителя с тверским путешественником, о чем беседовал с ним Узун-Хасан, дневники умалчивают. В гостях у туркменского царя он пробыл 10 дней. На Русь он отправился новым путем, через Черное море.

Новые испытания ждали Афанасия Никитин у турок. Они перетрясли все его пожитки и унесли их в крепость, к наместнику и коменданту Трапезунда. Роясь в вещах мореплавателя, турки искали какие-то грамоты, может быть, принимая тверского купца за московского посла ко двору Узун-Хасана. Неизвестно, кстати, где, когда и как могли исчезнуть вышеупомянутые грамоты, полученные им в Москве и Твери перед отправкой в Ширван.

Где умер?

Через третье по счету море отправился странник к городу Кафе (ныне это Феодосия), колонии генуэзских купцов, где и высадился в ноябре 1472 г. Однако конец путешествий Афанасия Никитина не очень ясен. «Сказывают, что, до Смоленска не дошед, умер», – сообщается в предисловии к «Хожению за три моря», обретенному дьяком Мамыревым.

Также неясно, что делал любопытный купец, пребывая 4 года в Индии. И почему, в конце концов, некоторые строки и страницы дневника написаны не по-русски, хотя и русскими буквами. Была выдвинута даже версия, что это некие зашифрованные тексты. Но переводы с персидского и татарского языков показали, что на этих языках написаны размышления Афанасия о Боге, о постах и молитвах…

Одно несомненно: кем бы ни был Афанасий Никитин – купцом, разведчиком, проповедником, послом или просто очень любознательным странником, – но писателем он был талантливым и человеком, без сомнения, обаятельным. Иначе как бы он мог сходить за три моря?

Ав-тор «Хо-же-ния за три мо-ря» («Хо-же-ние...»).

О био-гра-фии А. Никитина до его пу-те-ше-ст-вия в Ин-дию из-вест-но ма-ло. По всей ви-ди-мо-сти, он за-ни-мал-ся ме-ж-ду-народной тор-гов-лей, т. к. по-се-щал Ос-ман-скую им-пе-рию, Мол-дав-ское княжество, Великое княжество Ли-тов-ское и др. стра-ны.

О пу-те-ше-ст-вии А. Никитина из-вест-но главным образом из «Хо-же-ния...», ко-то-рое не со-дер-жит ни од-ной аб-со-лют-ной ка-лен-дар-ной да-ты, в свя-зи с чем при ус-та-нов-ле-нии хро-но-ло-гии со-бы-тий ис-сле-до-ва-те-ли ори-ен-ти-ро-ва-лись на ряд кос-вен-ных ука-за-ний. В 1856 году И.И. Срез-нев-ский пред-ло-жил да-ти-ро-вать пу-те-ше-ст-вие А. Никитина 1466-1472 годы (эта да-ти-ров-ка бо-лее чем на 100 лет ста-ла гос-под-ствую-щей). В 1978 году на ос-но-ве ана-ли-за восточных ис-точ-ни-ков и русских ма-те-риа-лов, со-пос-тав-ле-ния ис-то-рических и ка-лен-дар-ных дан-ных Л.С. Се-мё-нов оп-ре-де-лил, что А. Никитин на-хо-дил-ся в Ин-дии в 1471-1474 годы, а вы-ехал из русских зе-мель в 1468 году.

Двигаясь вниз по Вол-ге, А. Никитин ос-та-но-вил-ся в Тро-иц-ком Ма-карь-е-ве Ка-ля-зи-не монастыре, за-тем про-сле-до-вал че-рез Уг-лич, Ко-ст-ро-му, Плёс в Ниж-ний Нов-го-род. Там А. Никитин вме-сте с 6 твер-ски-ми куп-ца-ми до-ж-дал-ся при-ез-да из Мо-ск-вы по-сла Шир-ва-на Ха-сан-бе-ка, с ко-то-рым про-сле-до-вал даль-ше на юг. Под Хад-жи-Тар-ха-ном (ны-не Ас-т-ра-хань) ка-ра-ван из двух су-дов (по-соль-ско-го и ку-пе-че-ско-го) был ог-раб-лен та-та-ра-ми.

Же-ла-ние по-пра-вить свои де-ла с по-мо-щью по-сред-ни-че-ской тор-гов-ли за-ста-ви-ло А. Никитина ис-кать но-вые рын-ки. Че-рез Дер-бент и Ба-ку А. Никитин по-пал в Пер-сию, пе-ре-сёк всю стра-ну - от Ча-па-ку-ра (где А. Никитин про-вёл пол-го-да) на южном по-бе-ре-жье Кас-пия че-рез Са-ри, Амоль, Ка-шан, Йезд до Ор-му-за (на бе-ре-гу Пер-сид-ско-го залива Ин-дий-ско-го океана). Ус-лы-шав от му-сульманских куп-цов рас-ска-зы о ска-зоч-но бо-га-той Ин-дии, А. Никитин от-пра-вил-ся в пла-ва-ние по Ин-дий-ско-му океану.

Че-рез 6 недель, в на-ча-ле ию-ня 1471 года, А. Никитин со-шёл на бе-рег в индийском пор-ту Ча-ул. В том же го-ду А. Никитин по-се-тил го-ро-да Па-ли, Ум-ри, Джун-нар и при-был в сто-ли-цу Бах-ма-ний-ско-го сул-та-на-та г. Би-дар. Из Би-да-ра он со-вер-шил по-езд-ку в Ку-лон-гир, Гул-бар-гу и Аланд, за-тем вер-нул-ся в Би-дар. В 1472 году А. Никитин, сбли-зив-ший-ся с ин-ду-са-ми, со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие к их свя-щен-но-му хра-му в Пар-ва-ти. По мне-нию боль-шин-ст-ва ис-сле-до-ва-те-лей, А. Никитин су-мел со-хра-нить в Ин-дии пра-во-слав-ную ве-ру, но не-ко-то-рые учё-ные (напр., американская ис-сле-до-ва-тель-ни-ца Г.Д. Лен-хофф) пред-по-ла-га-ют, что А. Никитин был вы-ну-ж-ден перейти в му-суль-ман-ст-во (это ма-ло-ве-ро-ят-но, хо-тя в це-лях безо-пас-но-сти А. Никитин пред-став-лял-ся в Ин-дии му-сульманским име-нем Юсуф Хо-ро-са-ни). В апреле 1473 года А. Никитин по-ки-нул Би-дар и, по-се-тив Гул-бар-гу, Кал-лур (где про-жил 5 месецев), Рай-чур и Ко-ил-кон-ду, вновь че-рез Гул-бар-гу и Аланд от-пра-вил-ся на западное по-бе-ре-жье Ин-дии, в порт Даб-хол.

В январе 1474 года от-плыл из Даб-хо-ла в Ор-муз, но из-за по-год-ных ус-ло-вий ко-рабль ока-зал-ся у бе-ре-гов Восточной Аф-ри-ки (в «зем-ле Эфи-оп-ской»; тер-ри-то-рия совр. Со-ма-ли) и лишь за-тем че-рез Мас-кат до-б-рал-ся до Ор-му-за. От-ту-да че-рез персидские го-ро-да Лар, Ши-раз, Йезд, Ис-фа-хан, Ка-шан, Кум, Са-ва (Са-ве), Сул-та-ния (Соль-та-ние), Теб-риз и тер-ри-то-рию Ос-ман-ской империи. А. Никитин до-би-рал-ся к пор-ту Тра-пе-зунд (Траб-зон) на Чёр-ном мо-ре. В Тра-пе-зун-де турецкий па-ша при-ка-зал кон-фи-ско-вать у А. Никитина то-ва-ры (по-ви-ди-мо-му, дра-го-цен-ные кам-ни), при-ве-зён-ные из Ин-дии. В но-ябре 1474 года А. Никитин до-п-лыл из Тра-пе-зун-да до Каф-фы (ны-не Фео-до-сия), где зи-мой 1474/1775 года, ско-рее все-го, со-ста-вил на ос-но-ве пу-те-вых за-ме-ток и вос-по-ми-на-ний «Хо-же-ние...», пред-на-зна-чав-шее-ся главным образом для ку-печеской ау-ди-тории.

Умер вес-ной 1475 году по пу-ти на роди-ну, не до-б-рав-шись до Смо-лен-ска. Ру-ко-пись со-чи-не-ния А. Никитина бы-ла дос-тав-ле-на в Мо-ск-ву дья-ку Каз-ны В. Ма-мы-ре-ву русскими куп-ца-ми, ехав-ши-ми вме-сте с А. Никитиным из Каф-фы.

Текст «Хо-же-ния...» со-хра-нил-ся в 7 спи-сках конца XV-XVII веков, при-над-ле-жа-щих к 3 из-во-дам (ре-дак-ци-ям): Ле-то-пис-но-му (Ар-хив-ский спи-сок Со-фий-ской 2-й ле-то-пи-си, первая треть XVI века; Эт-те-ров спи-сок Львов-ской ле-то-пи-си, середина XVI века; Вос-кре-сен-ский спи-сок, середина XVI века); Тро-иц-ко-му (Ер-мо-лин-ско-му) (ру-ко-пись из сбор-ни-ка Трои-це-Сер-гие-ва монастыря конца XV века; фраг-мен-ты тек-ста в сбор-ни-ке конца XV века, РГБ); Су-ха-нов-ско-му (сбор-ник с хро-но-гра-фом, середина XVII века; сбор-ная ру-ко-пись из со-б-ра-ния В.М. Ун-доль-ско-го, середина XVII века).

Од-ни ис-сле-до-ва-те-ли (А.И. Ан-д-ре-ев, Я.С. Лу-рье, С.Н. Кис-те-рев и др.) счи-та-ют бо-лее близ-ким к про-то-гра-фу «Хо-же-ния...» Ле-то-пис-ный из-вод, в осо-бен-но-сти от-но-ся-щий-ся к не-му Эт-те-ров спи-сок Львов-ской ле-то-пи-си; дру-гие (К.Н. Сер-би-на, В.Б. Пер-хав-ко и др.) от-да-ют пред-поч-те-ние Тро-иц-ко-му из-во-ду, в ко-то-ром хо-ро-шо за-мет-на литературная прав-ка его ре-дак-то-ра, но вме-сте с тем со-хра-ни-лась важ-ней-шая ин-фор-ма-ция, от-сут-ст-вую-щая в Ле-то-пис-ном из-во-де. Ле-то-пис-ный и Тро-иц-кий (Ер-мо-лин-ский) из-во-ды вос-хо-дят к двум различным спи-скам конца XV века, сде-лан-ным с ори-ги-на-ла «Хо-же-ния...», хра-нив-ше-го-ся в Каз-не. В XVII веке на ос-но-ве Тро-иц-ко-го (Ер-мо-лин-ско-го) из-во-да был соз-дан Су-ха-нов-ский из-вод. Впер-вые вни-ма-ние ис-сле-до-ва-те-лей к «Хо-же-нию...» при-влёк в 1817 году Н.М. Ка-рам-зин; в 1821 году П.М. Стро-ев опуб-ли-ко-вал его пол-ный текст. Пер-вое отдельное на-учное из-да-ние па-мят-ни-ка вы-шло в 1948 году. «Хо-же-ние...» А. Никитина пе-ре-ве-де-но на английский, итал., нем., чеш. и др. язы-ки.

В «Хо-же-нии...» А. Никитин опи-сал осо-бен-но-сти кли-ма-та Ин-дии (в ча-ст-но-сти, се-зон до-ж-дей) и не-обыч-ные для русского че-ло-ве-ка сро-ки сельско-хозяйственных ра-бот, зна-че-ние бы-ков в хо-зяй-ст-ве ин-ду-сов. Боль-шое вни-ма-ние А. Никитин уде-лил ар-хи-тек-ту-ре и ук-ре-п-ле-ни-ям индийских го-ро-дов; силь-ное впе-чат-ле-ние про-из-вёл на не-го дво-рец сул-та-на в Би-да-ре, бо-га-то ор-на-мен-ти-ро-ван-ный резь-бой по кам-ню. А. Никитин яр-ко опи-сал об-щественный строй, со-ци-аль-ные от-но-ше-ния, ве-ро-ва-ния, быт и обы-чаи на-ро-дов Бах-ма-ний-ско-го сул-та-на-та в Центр. Ин-дии. По-ка-зал при-су-щие средне-вековому индийскому об-ще-ст-ву со-ци-аль-ные кон-тра-сты: бо-гат-ст-во зна-ти и бед-ность ни-зов, кас-то-вость и не-од-но-род-ность на-се-ле-ния. Не-ма-ло вни-ма-ния в «Хо-же-нии...» уде-ле-но ус-ло-ви-ям тор-гов-ли и це-нам на то-ва-ры. На-ря-ду с ре-аль-ной ин-фор-ма-ци-ей, А. Никитин за-пи-сы-вал и све-де-ния ле-ген-дар-но-го ха-рак-те-ра. Для ми-ро-воз-зре-ния А. Никитина ха-рак-тер-ны ве-ро-тер-пи-мость, ши-ро-та взгля-дов, го-ря-чая лю-бовь к ро-ди-не. Отдельными чер-та-ми близ-кое па-лом-ни-че-ским «хо-же-ни-ям» (пе-реч-ни гео-гра-фических пунк-тов и рас-стоя-ний ме-ж-ду ни-ми, тра-диц. фор-му-лы: «зем-ля обиль-на вель-ми» и др.) про-из-ве-де-ние А. никитина от-ли-ча-ет глу-бо-ко лич-ный ха-рак-тер по-ве-ст-во-ва-ния; это пу-те-вой днев-ник, пе-ре-даю-щий пе-ре-жи-ва-ния и на-строе-ния ав-то-ра. Лек-си-ка «Хо-же-ния...» в зна-чительной ме-ре от-ра-жа-ет народную речь, вме-сте с тем в тек-сте встре-ча-ют-ся араб., перс., тюрк. сло-ва, сви-де-тель-ст-вую-щие о зна-ком-ст-ве А. Никитина с эти-ми язы-ка-ми. «Хо-же-ние...», до-воль-но быст-ро став-шее дос-тоя-ни-ем русских книж-ни-ков, су-ще-ст-вен-но рас-ши-ри-ло их гео-гра-фический кру-го-зор.

Издания:

Со-фий-ский вре-мен-ник или Рус-ская лето-пись с 862 по 1534 г. М., 1821. Ч. 2;

Хоже-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. 1466-1472 гг. / Под ред. Б. Д. Гре-ко-ва, В. Т. Ад-риа-но-вой-Пе-ретц. 2-е изд. М.; Л., 1958;

Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на / Из-да-ние под-гот. Я. С. Лу-рье, Л. С. Се-ме-нов. Л., 1986;

Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. Тверь, 2003.

Дополнительная литература:

Срез-нев-ский И.И. Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. СПб., 1857;

Ми-на-ев И.П. Ста-рая Ин-дия. За-мет-ки на Хо-же-ние за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. СПб., 1882;

Га-ри-на К. Хо-ж-де-ния за три мо-ря Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1905;

Ба-ра-нов Л.C. Афа-на-сий Ни-ки-тин - пер-вый рус-ский пу-те-ше-ст-вен-ник в Ин-дию. Ка-ли-нин, 1939;

Ку-нин К.И. Пу-те-ше-ст-вие Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1949;

Во-до-во-зов Н.В. За-пис-ки Афа-на-сия Ни-ки-ти-на об Ин-дии XV ве-ка. М., 1955;

Иль-ин М.А. Афа-на-сий Ни-ки-тин - пер-вый рус-ский пу-те-ше-ст-вен-ник в Ин-дию. Ка-ли-нин, 1955;

Оси-пов A.M., Алек-сан-д-ров В.А., Гольд-берг Н.М. Афа-на-сий Ни-ки-тин и его вре-мя. 2-е изд. М., 1956;

Куч-кин В.А. Судь-ба «Хо-же-ния за три мо-ря» Афа-на-сия Ни-ки-ти-на в древ-не-рус-ской пись-мен-но-сти // Во-про-сы ис-то-рии. 1969. № 5;

Ви-та-шев-ская М.Н. Стран-ст-вия Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1972;

Се-ме-нов Л.С. О да-ти-ров-ке пу-те-ше-ст-вия Афа-на-сия Ни-ки-ти-на // Вспо-мо-га-тель-ные ис-то-ри-че-ские дис-ци-п-ли-ны. Л., 1978. Т. 9;

он же. Пу-те-ше-ст-вие Афа-на-сия Ни-ки-ти-на. М., 1980.

Что сделал Афанасий Никитин? Открытия в географии тверского купца повлияли на развития науки. А как именно Вы узнаете в этой статье.

Что открыл Афанасий Никитин и в каком году?

Был купцом из Твери. Он является первым русским исследователем-путешественником. Путешествие Афанасия Никитина в Индию было осуществлено еще за 30 лет до мореплавателя Кроме того, он побывал в Африке и Персии. А свои путешествия купец описал в труде «Хождение за три моря». Под тремя морями подразумеваются Черное и Каспийское моря, Индийский океан.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию представляет особую ценность для потомков.

Стоит сразу отметить, что путешествие планировалось с банальной коммерческой целью: продать — обменять – купить – продать как можно выгоднее. И достичь поставленной задачи ему все же не удалось. Зато результатом данного странствия стало написание книги, первого реального описания далекой, неведомой страны. До него сказочная Индия была известна на территории Руси только по литературным источникам и легендам. И ему, человеку XV века, удалось увидеть воочию почти легендарную страну. В «Хождении за три моря» он талантливо описал все, что увидел на ее землях.

Афанасий Никитин открытия, которого имеют весомое значение для науки, ступил на территорию Индии в 1469 году. Он в подробностях описал государственный строй страны, религии местных жителей, торговлю, вооружение армии, представления о морали и местные права. В его книге впервые для европейцев прозвучали слова Будда, слон, обезьяна. Русский путешественник также записал информацию о тех городах и местностях, где он не успел побывать, зато слышал о них от местных индийцев. В книге имеется информация о Калькутте, Цейлоне, Индокитае.