Маскировка в World of Tanks: механика и особенности работы. Как светить в World of Tanks — практические советы Как выбрать место, откуда будет происходить подсвет

Видимость танков и готовность к стрельбе вновь переработаны к патчу 10.0. Условия при которых танк противника будет засвечен для всех танков в World of Tanks стали одинаковыми.

Теперь расчет засвета танков (видимости противников на поле боя) будет вестись не по линейной сетке, где квадратами были обозначены позиции танков и если дистанция видимости перекрывала квадрат нахождения противника, то он засвечивался и по нему можно было эффективно вести стрельбу, а по сложной круговой более точной траектории расчета видимости юнитов на поле боя в Ворлд оф Танкс. Создание такой схемы круговой видимости для расчета засвета танков заняло значительно больше ресурсов и времени. Сейчас работа завершена и в новом обновлении World of Tanks версии 10.0 игроки смогут по достоинству оценить работу новых алгоритмов расчета теперь уже круговой видимости. Схематично это выглядит так:

Интерактивная версия схемы доступна при нажатии на кнопку в конце материала

Как рассчитывается видимость танка?

Давайте рассмотрим старую и новую схемы расчета засвета танков на поле боя.

Старая схема

Раньше диагональное расположение противников позволяло быстрее их засвечивать. Слева на картинке квадратная область засвета техники показывает, что танки врага, размещенные по диагонали появляются быстрее, а танк, который находится прямо перед игроком наоборот - позже. Это издержки выбранной ранее разработчиками World of Tanks сетки засветов, которая рассчитывала видимость танков до wot 10.0.

Новая схема

Предложенная новая круговая схема видимости и засветов танков более реалистичная. Танк на поле боя является точкой наблюдения дистанция обнаружения танков из которой одинаковая в любую сторону. И по-прямой и по-диагонали расчет видимости танков одинаковый и равен показателю обзора для конкретной боевой машины в любую сторону. Таким образом заметность танка станет зависеть от наличия врага в зоне его видимости. Это правильная система обзора.

Система видимости танков

С момента ввода в игру Ворлд оф танк новой системы отрисовки танков качество боёв значительно изменится в лучшую сторону. Использование легких танков для разведки теперь обретет совершенно новый смысл. Станет проще прятаться от светляков и в то же время засветы станут качественными - дадут возможность сразу вести огонь по противнику, попавшему в зону видимости.

Игра World of Tanks устроена так, что вы не можете видеть танки противника, пока они не попали в круг обзора хотя бы одного из ваших союзников. Когда это происходит, вражеский танк появляется как бы «из ниоткуда». Это и называется засветом. Само слово «свет» на игровом сленге имеет несколько значений:

  • Процесс засвета, когда игрок занимается обнаружением противников. Пример: «Дайте свет!» - обнаружьте противников;
  • Совокупное обозначение ЛТ в команде. Пример: «Наш свет полное дно!» - наши лёгкие танки плохо справляются с задачей обнаружения противника.

Очень важно как можно быстрее обнаружить врага и держать его в непрерывном засвете. Это всегда даёт дополнительное преимущество - вы знаете, кто где находится и можете планировать свою тактику, отталкиваясь от этой информации. Кроме того, союзники при занятии правильных позиций могут безнаказанно расстреливать засвеченного вами противника, оставаясь при этом в недосягаемости. Особенно актуально это для открытых и частично открытых карт, таких как Прохоровка, Малиновка, Хайвей, Песчаная Река, Эль-Халлуф, Степи, Лайв Окс, Вестфилд. На первых двух картах роль правильного засвета наиболее высока - один грамотный ЛТ может кардинально изменить ход боя и перетянуть чашу весов в сторону своей команды.

Впрочем, в последнее время у разработчиков наметилась тенденция перекапывать карты, добавляя в них больше укрытий, неровностей рельефа, и делая их более «коридорными», что снижает роль ЛТ в бою. Тем не менее, светляки до сих пор остаются важным классом, приносящим огромную пользу союзникам.

Как происходит засвет

У любого танка в игре World of Tanks есть обзорные и габаритные точки:

Обзорные точки отвечают за обнаружение противника. Всего их две - на верхушке башни/рубки и в основании ствола орудия. Из них периодически исходят условные невидимые лучи. Когда лучи из обзорных точек пересекаются с габаритными точками на вражеской машине, она появляется в засвете , но только если её текущий коэффициент маскировки достаточно низок. Лучи посылаются во все стороны одновременно, однако их периодичность зависит от расстояния, до которого они должны дойти:

  • до 50 метров - раз в 0,1 секунды
  • до 150 метров - раз в 0,5 секунды
  • до 270 метров - раз в 1,0 секунды
  • до 445 метров - раз в 2,0 секунды

Таким образом, проверка на обнаружение на расстоянии 50 м от танка производится в 20 раз чаще, чем на расстоянии от 270 до 445 метров (показатель в 445 м - максимальная дальность обнаружения, ограниченная игровым движком). Данные цифры объясняют случающиеся иногда неприятные ситуации, когда танк появляется в засвете не сразу после выезда из-за угла или выстрела.

Иногда в характеристиках техники в ангаре можно увидеть, что расчётный обзор превышает 445 метров. Это означает, что с дальнейшим ростом обзора увеличивается коэффициент обнаружения замаскированных танков.

В каких ситуациях танк не может быть засвечен:

  • Если он находится за препятствием, таким как складка рельефа, здание или большой камень. Стоит отметить, что корпуса других машин не являются препятствием для лучей обнаружения. Таким образом, даже если вы полностью скроетесь за танком союзника, то всё равно будете засвечены;
  • Если он находится на расстоянии 445 и более метров от ближайшего противника.

В каких ситуациях шанс засвета минимален:

  • Если коэффициент маскировки данной техники слишком высок, чтобы быть обнаруженным противником. Многие машины, такие как ЛТ и некоторые ПТ-САУ вроде Е 25 или Hellcat обладают таким высоким коэффициентом маскировки, что будучи оборудованными маскировочной сетью, неподвижно стоя в кустах и не стреляя, не светятся практически в упор;
  • Если танк находится на краю чьего-либо круга обзора - засчёт коэффициента маскировки, снижающего расстояние, на котором машину возможно обнаружить.

Разумеется, в World of Tanks засветить противника можно вообще на любой технике, даже на артиллерии, но, как было сказано в начале статьи, существует класс лёгких танков, заточенный под выполнение этой задачи. Выражается это в том, что у ЛТ, как правило, большой обзор и высокий коэффициент маскировки, не зависящий от того, стоят они или движутся, также светляки мобильны и малогабаритны.

Всего существует две тактики подсвета - активная и пассивная. Рассмотрим их по отдельности.

Активный «свет»

Представляет собой непрерывное перемещение по карте на высокой скорости, переезд от одной позиции к другой. Смысл этого метода в том, что светляк держит противников в постоянном засвете, периодически появляясь то в одном, то другом месте, при этом необходимо постоянно маневрировать и прятаться за неровностями рельефа. Если всё это делать грамотно, то вас будет крайне сложно уничтожить: попасть в летящего на всех парах и виляющего ЛТ - задача весьма нетривиальная. Также, играя в активный «свет», необходимо всегда быть в центре событий и не терять время попусту - чем дольше противник будет находиться в засвете, тем лучше для вашей команды.

Пожалуй, наиболее подходящая для такой тактики карта - «Прохоровка», в силу особенностей её ландшафта.

Пассивный «свет»

Заключается в том, что светляк становится в куст и, будучи невидимым, просвечивает всё окружающее пространство. Здесь от игрока потребуется следующее:

  • Знать карту и типичные направления движения противников;
  • Знать, где находятся «читерные» кусты, из которых открывается хороший обзор. Заняв неправильную позицию, вы будете совершенно бесполезны для вашей команды. Узнать расположение таких кустов можно из многочисленных специализированных гайдов;
  • Ни в коем случае не стрелять - во время выстрела коэффициент маскировки существенно снижается, и вы можете легко засветиться;
  • Внимательно следить за игровой ситуацией - иногда противники могут поехать толпой по совсем неожиданному направлению, и тогда стояние даже в самом выгодно расположенном кусте может оказаться бессмысленным занятием;
  • Всегда быть готовым к отступлению - если вас самих вдруг засветят, то каждая секунда промедления может стоить вам жизни.
  • Убедиться, что дальности вашей радиостанции хватит для связи с союзниками, ведь она для того и нужна, чтобы передавать разведданные. Особенно это касается низкоуровневых машин.

Необходимое оборудование и снаряжение

  • Стереотруба - даёт +25% процентов к дальности обзора, если танк стоит неподвижно, включается через три секунды после остановки. Подходит для пассивного «света».
  • Просветлённая оптика - увеличивает обзор на 10%, действует постоянно. Для тех, кто предпочитает активный «свет».
  • Маскировочная сеть - для пассивного «света», чтобы ваш стоящий в кустах танк было сложнее обнаружить;
  • Камуфляж - прибавляет 5% к коэффициенту маскировки ЛТ;
  • Улучшенная вентиляция - влияет на многие параметры танка, одним из которых является и обзор;
  • При желании можно вместо огнетушителя укомплектовать ваш ЛТ доппайком или другим соответствующим национальным расходником. Увеличивает обзор так же, как и улучшенная вентиляция.

Как прокачать экипаж

В первую очередь, основное умение вашего экипажа должно составлять 100%. Из всех навыков, особо необходимы для светляка следующие:

  • Маскировка - для ЛТ прокачивается в первую очередь наряду с «Шестым чувством» у командира;
  • Боевое братство - увеличивает большую часть параметров экипажа, в том числе и обзор;
  • «Орлиный глаз» у командира и «Радиоперехват» у радиста - дают незначительный бонус к обзору.

В конце необходимо заметить, что заниматься подсветом всегда экономически выгодно, ведь за урон по вашему засвету вы получаете кредиты и опыт, а тратиться на снаряды при этом не нужно.

Каждый игрок WoT желает привести свою команду к победе. Однако, исходя из того, что это командная игра, победить всю команду соперника он один может лишь в исключительных случаях.

Так получилось, что многие игроки избрали для себя «светлый» путь, говоря другими словами - светить для своей команды. Например, у вас в ангаре стоит ЛТ или СТ в нетоповой комплектации, который мало что может сделать в бою. Нанести много урона такая техника не в состоянии, однако при грамотном использовании даже она принесет вашим союзникам ощутимую пользу. В одном из последних патчей (0.8.0) компания Wargaming ввела дополнительную информацию в окно послебоевой статистики. С тех пор игрок, светивший для своей команды может своими глазами увидеть количество урона, нанесенного технике противника по его засвету. Согласитесь, такая информация приносит моральное удовлетворение и чувство значимости тому, кто в начале боя пишет в общий чат «что я вообще тут делаю?» Так что эта статья о том, как правильно светить на ЛТ и СТ.

Прежде всего вы должны четко представлять себе ТТХ (тактико-технические характеристики) техники, на которой входите в бой. То, какую скорость разовьет ваш танк, как он замедлится на кочках, подъемах и слабых грунтах напрямую повлияет на ваши действия. Немаловажным критерием поведения в бою является и сетап обоих команд, и карта, на которой начнется бой. Вы должны понимать, сможете ли добраться до стратегической точки незамеченным и раньше противника, а так же не помешаете ли при этом более маневренному союзнику.

Наиболее важные задачи:
1. Анализируйте карту. На любой карте, будь то город или открытое поле, есть такие места, которые идеально подходят для света. Любая растительность, будь то кусты или крона поваленного дерева могут полностью скрыть вас от команды противника, а если сражение происходит на городской карте, то почти всегда есть окна, бойницы и насыпи, скрывающие почти весь силуэт вашего танка, оставляя лишь башню с приборами наблюдения.
2. Анализируйте сетку команд. Порой может случиться так, что ЛТ или СТ команды противника доберется до хорошей точки засвета раньше вас. Тут есть два варианта: уничтожить вражеского светляка самому (или оставив его на растерзание команде), или найти такую точку на карте, с которой вы сможете светить вражескую команду, не боясь быть обнаруженным самому. Из этого пункта становится ясно, что техника, обладающая наилучшей динамикой и подвижностью наиболее предпочтительна для света.
3. Учитывайте обзор и маскировку вашей и вражеской техники. При этом помните, что ЛТ имеют классовый бонус маскировки (показатель маскировки одинаков в движении и покое). Если есть возможность, что вы сами окажетесь засвечены, лучше чуть откатитесь назад, используя дома, укрытия и складки местности, дайте вашей команде разобраться с той техникой, что может засветить вас.

Описанное ранее имеет термин «пассивный свет». Однако, если ваша техника обладает прекрасной динамикой и скоростью, не пренебрегайте «активным светом». Эта техника заключается в том, чтобы дать своей команде представление о разъезде техники противника по тактическим направлениям в первые минуты, а иногда и секунды боя. Только не повторяйте ошибок многих игроков, которые после фразы «свечу по центру!» сразу отправляются в ангар. Первоначальная задача не столько засветить всю команду соперника, сколько сохранить единицы прочности и жизненно важные узлы вашей техники: двигатель, гусеницы и приборы наблюдения. Маневрируйте, совершайте резкие неожиданные повороты и уходите после того, как сами засветились (понять это поможет перк «лампочка», о котором мы поговорим позднее).

По возможности держите танки противника в постоянном свете, не получайте урона и постоянно двигайтесь, появляйтесь там, где вас совершенно не ожидают танки соперника. Помните тот факт, что чем дольше светится танк противника, тем большее количество стволов вашей команды будет повернуто в его сторону. Катайтесь по склону холма со стороны ваших союзников, показывая соперникам только башню, так по вам тяжелей будет попасть. После хорошего засвета артиллерия может выразить вам большую благодарность за проделанную работу.

Стоит так же отметить, почему многие пассивные светляки долго не живут: они сами наносят урон технике соперника. Как известно, выстрелы демаскируют, так что желание выстрелить порой может сыграть с вами злую шутку. Однако, может случиться так, что противник приближается к кустам, с которых вы светите, и никто не наносит ему урон, а вы вполне сможете с ним справиться. Используйте сложившуюся ситуацию наиболее результативно для вас: откатитесь назад до того момента, как кусты, из которых вы светили, перестанут быть прозрачными и начинайте свое коварное дело, сбивайте гусеницы, напоминайте своей команде, что противник еще существует и надо с этим покончить!


Дело в том, что находясь в пятнадцати метрах от кустов, вы закрыты ими, как визуальной преградой. Противник находится в остаточном засвете, а вы невидимы, можете наносить ему урон безнаказанно. Так же не забывайте про «рентген» на городских картах: подъехав вплотную к дому, вы засветите противника, стоящего вплотную за ним, эта особенность игровой механики очень полезна на городских картах, но осторожно, противник тоже засветит вас.

Помогать в нелегком «светлом» деле вам будут перки экипажа танка. Вкачайте командиру «лампочку», «орлиный глаз», радисту «радиоперехват». Полезными так же окажутся перки «из последних сил», «злопамятный», «король бездорожья», «виртуоз», да и в целом всему экипажу стоит овладеть «маскировкой» и «боевым братством».

Да, зависит. Чем больше калибр орудия, тем выше шанс обнаружения (расстояние, с которого танк будет гарантированно демаскирован) в момент выстрела. Кроме того, важную роль играет дульный тормоз, при наличии которого в момент выстрела техника демаскируется сильнее, нежели при аналогичном выстреле из орудия без дульного тормоза.

Зависит ли обнаружение танка при стрельбе от типа снаряда?

Нет, все типы снарядов при стрельбе из одного орудия демаскируют технику одинаково.

Что такое заметность? Есть ли разница в заметности между танками одного класса?

Заметность 100% означает, что танк будет виден на максимальной дальности обзора. Заметность 0% означает, что танк будет виден только с расстояния 50 метров. Размеры танка влияют на общую заметность. Каждый танк имеет собственные коэффициенты заметности, и именно они изменяются навыком «Маскировка» и модулем «Маскировочная сеть».

Бонус к уровню маскировки от Маскировочной сети и камуфляжа

Бонус к уровню маскировки от Маскировочной сети и камуфляжа прибавляется к коэффициенту незаметности самого танка. Этот бонус фиксированный и зависит только от класса техники.

САУ и тяжёлые танки получают небольшой бонус, лёгкие и средние танки - средний, ПТ-САУ - большой. При этом бонус от Маскировочной сети больше бонуса от камуфляжа в любом случае. Так, к примеру, бонус от Маскировочной сети для САУ и тяжёлых танков больше, чем бонус от камуфляжа для ПТ-САУ.

Максимальный бонус от кустов

Кусты в игре условно разделены на два типа: густые и негустые. И эти типы немного различаются по бонусу к незаметности, который дают. Максимальный бонус можно получить от четырёх густых кустов.

Умение правильно танковать на своем танке безусловно очень важно и полезно. Но чтобы не получать урон на поле боя гораздо выгоднее просто не попадать в засвет и в прицел танков противника. Для этого необходимо знать и понимать как работает маскировка. Тема это очень большая.

Рассмотрим основные принципы работы маскировки в поле

Первое, что должен знать каждый игрок в мире танков - это то, что танк видит во все стороны одинаково. Не имеет значения, куда повернута башня, куда вы смотрите. Засвет происходит по окружности с радиусом вашего обзора.

Второе, для того чтобы вы засветились в засвет должны попасть габаритные точки, которые располагаются на корпусе вашего танка и его башне. Именно этим объясняется то, что иногда из-за куста торчат вражеские гусеницы или вы смотрите на противника из-под вагона и видите только его гусеницы, и вдруг он пропадает из засвета. Почему же это? Да потому, что вы не можете в этот момент засветить его габаритные точки.

Третье, касательно маскировки. В World of Tanks существует всего 2 состояния танка: либо он движется, либо стоит на месте. Не считается движением вращение башни или ствола для пт-сау. А вот поворот корпуса даже на сантиметр, либо движетесь на первой передаче - сервер считает это за движение, коэффициент маскировки снижается. Единственное исключение из этого правила это все легкие танки. Для них такого штрафа не предусмотрено. Что в движении, что стоя они имеют одинаковый коэффициент обнаружения (засвета).

Четвертое. Незаметность танка на прямую зависит от его высоты. Считается это от земли и до самой крайней точки башни. Чем выше ваш танк, тем меньше у него способность маскироваться, тем с большего расстояния он будет обнаружен противником. У высоких танков нет особой разницы, движутся они или стоят. Были проведены исследования с разными танками немецкой ветки, все они светились примерно с одного и того же расстояния равного 430-440 м. А вот для танков с низким профилем (Т-54, Т-62А, леопард прототип) дела обстоят немного иначе. Они засвечивались в чистом поле намного позже - на дистанции 220-230 метров. А в движении засвет происходил на 20-25 метров раньше. Из этого можно сделать вывод, что на танках с низким профилем гораздо выгоднее стоять на своей позиции до последнего.

Работа маскировочной сети. В среднем дистанция засвета при её активации сокращается на 40 метров. Очень полезный и не малый бонус.

Кусты - лучшие место для маскировки World of Tanks

Самый лучший способ не получать урон, если вы светляк и не только - не попадать в засвет. Сейчас мы более детально поговорим о самом наиболее интересном и самом доступном маскирующим элементом на любой карте - кустах.

Кусты не являются полностью не прозрачными для лучей засвета, а просто ослабляют их действие, снижают дистанцию засвета. При чем чем ниже у танка профиль, тем лучше его скрывают кусты.

Есть разница между тем, стоите ли вы за кустом или двигаетесь, причем очень интересная закономерность. Тест был проведен на Т-54. При движении за кустами танк был обнаружен с 150 метров, а в статическом положении с 120 м. Стоя же просто в поле без кустов, двигаясь туда-сюда, танк был обнаружен с 350 метров, а в статическом положении с 320 м. Получается, что и там и там разница составила 30 метров.

Для игры не существует особой разницы, с какой скоростью вы носитесь за кустом, просто вращаетесь или чуть-чуть повернулись - в этом случае вы двигаетесь и снижаете свою маскировку.

Как влияет маскировочная сеть на стоящего в кустах танка. С маскировочной сетью Т-54, стоящая в кустах была засвечена с расстояния в 80 метров. А без маск сети расстояние составило 120м. То есть выигрыш примерно равен 40 метров. Стоя в чистом поле с сетью засвет был на 280 м, без сети 320 м. Высокие танки типа Е-100 из кустов светились на расстоянии около 210-220 метров, то есть в 2 раза больше, чем низкопрофильные. При чем имеет значение какой это класс техники - тт, ст, арта или пт-сау, если у вас высокий танк, то вам его будет тяжело спрятать даже за кустами. Так же для высоких машин нет существенной разницы, стоят они спокойно за кустом либо двигаются, разброс в расстоянии засвета составит всего 10-20 м.

Стрельба через кусты. Что удалось выяснить после тестов.

1. Уровень засвета от стрельбы совершенно не зависит от того, какой тип снарядов вы используете: бронебойные, кумулятивные, фугасы. Засвет будет происходить одинаково.

2. Существует правило 15 метров - когда вы отъезжаете от куста на расстояние около 15 метров, он опять становится непрозрачным, и вы пропадаете из засвета. Вам нужно отъехать на пару метров от куста, потому что видимость в вашем прицеле идет от башни, а на корпусе есть габаритные точки на корпусе, которые расположены гораздо дальше башни и выпирают. Данное правило работает только на больших расстояниях. На примере Т-54 и Е-50 расстояние, на котором действует данное правило, составило 220 метров. Что же дает нам это знание. Во первых нет необходимости отъезжать от куста больше чем на 15 метров, самое главное вы должны следить за расстоянием между вами и противником. Учитывайте при этом уровень заметности своей техники и уровень обзора противника. Применяя это правило с умом, вы сможете меньше попадать в засвет и правильно оценивать ситуацию.

Если вы любите играть на светляках, чтобы засветить противника достаточно просто сближать дистанцию и пытаться развести его на выстрел.

3. Не имеет значения, на каком расстоянии танки находятся от кустов, при засвете важно только расстояние между противниками. Это очень полезное знание. Даже если вы стоите в кустах, обложенный кругом деревьями, а противник проезжает мимо вас, расстояние становится критическим - кусты вас не спасут.

4. Маскирующий эффект от двух кустов на одной линии складывается.

5. Один куст и одно упавшее дерево - эффект маскировки не суммируется.

6. Два упавших дерева считаются как один маскирующий объект. Последние три пункта с инфой от разработчиков WoT.

7. Для повышения маскировки используйте камуфляж от разработчиков.

Хвойные и лиственные деревья. Что же лучше для маскировки

Раньше, когда-то давно деревья в World of Tanks обладали маскирующим свойством, только пока они были целы. Стоило только повалить дерево, как оно переставало маскировать. Можете считать, что как будто бы и не было. Но недавно и поваленные деревья сервер стал определять как маскирующие. Однако, следует отметить, что при расчете видимости учитывается только одно поваленное дерево. Так что создать очень сильно маскирующее препятствие из кучи деревьев не получится.

Но и с одним деревом у игроков возникало очень много спорных ситуаций. Многие просто не понимали, почему они засвечиваются, вроде бы и дерево повалил и спрятался хорошо, ничего не выпирало, а все равно светишься на пол карты. Как такое может быть, что произошло - разработчиков просто завалили вопросами по этой теме.

На официальном форуме у них спросили, есть ли разница между хвойными и лиственными деревьями, одинаково ли они маскируют? Разработчики сказали, что разницы нет. Единственное, что надо учитывать - это размер кроны, чтобы танк не выпирал из-за листвы. Если крона маленькая, танк под определенными углами может попасть в засвет, и оказаться обнаруженным врагом.

Сравнение свойства хвойных и лиственных деревьев.

При тестировании хвойного дерева получилось, что танк был обнаружен с того же самого расстояния что и танк находившийся за кустами. То есть, можно сказать, что разницы между хвойными деревьями и кустами нет. Затем были протестированы лиственные деревья, и тут уже нас ждал маленький сюрприз. Были проверены несколько лиственных деревьев под разными углами, и получилось, что лиственные деревья скрывают хуже, чем кусты и хвойные деревья. Стоя на Т-54 с активированной маскировочной сетью за кустом или хвойным деревом дистанция обнаружения составляла 80 метров. Двигаясь, и там и там дистанция обнаружения составила 150 метров. Чтобы быть уверенными в результатах, тест провели на втором танке. Для Е-50 данные были получены такие же. За лиственным деревом для неподвижной Т-54 дальность обнаружения составила 130 метров. Это на 50 метров больше, чем за кустом или хвойным деревом. Во время движения за лиственным деревом дистанция обнаружения составила 200-210 метров, то есть опять на 50-60 метров хуже.

Из этого можно сделать вывод, что кусты и хвойные деревья маскируют одинаково, а вот лиственные деревья обладают намного худшим маскировочным эффектом. Поэтому если у вас будет выбор, за каким деревом спрятаться, за хвойным или лиственным - без размышлений выбирайте хвойное!