Как не грешить? Разговор с верующим. Можно ли жить, не греша? Как жить не совершая грехов

Как быть, если у человека нет уверенности в том, что он не будет повторять грехи, в которых исповедался? Есть ли смысл исповедовать одно и то же? С какими ошибками верующих священник чаще всего сталкивается во время исповеди? Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево, с готовностью ответил на наши вопросы.

Прежде чем говорить о покаянии, нужно разобраться, что это такое. Покаяние - один из самых удивительных даров, которые падший человек получил от Господа, ведь сколько бы мы ни грешили, сколько бы ни отступали от Бога и ни предавали Его, Он всё равно оставляет нам возможность возвращения к Нему, перебрасывает мостик, по которому мы можем вернуться. Этот мостик и есть покаяние.

Покаяние - это раскаяние в собственных грехах, но прежде, чем раскаяться, человек должен осознать их, пропустить через себя, понять, что он грешен и недостоин пред лицом Божьим. Покаяние имеет несколько этапов: осознание греха, раскаяние в нём, исповедание его пред Богом и, безусловно, желание измениться. Когда человек проходит через все эти этапы, он действительно кается. Каждый христианин должен обязательно приходить ко Христу со своими грехами и просить прощения за то, что совершает их, вольно или невольно.

Увы, наша жизнь практически полностью состоит из греха. Куда ни ступим, везде впадаем в него: там слово не то сказали, здесь осудили… Мы все постоянно грешим. Как священник скажу: очень большая беда, когда человек подходит к исповеди и говорит: «Батюшка, а мне не в чем каяться. Я никого не убил, не ограбил, ничего плохого не сделал в принципе. Что мне исповедовать?» Когда человек не видит собственной греховности, это признак духовной болезни. Здесь мы подходим к вопросу о том, зачем каяться, если всё равно будешь грешить.

Хочется привести такую аллегорию: человек болеет - допустим, кашель у него. Он не лечится. К чему это приведёт? - к бронхиту, а потом к пневмонии. Если и её не лечить, человек просто умрёт. Так работает телесная болезнь. Грех - это духовная болезнь, и её тоже нужно лечить. Лекарство от неё - покаяние. Если человек не кается и говорит: «Зачем мне каяться, я всё равно буду грешить», - то такой человек просто духовно погибнет. Он будет ходить, есть, пить, чем-то заниматься, но душа его будет мертва. Покаяние очищает нас от грехов, которые мы вольно или невольно собираем в течение всей жизни. Мы грешим даже не каждый день, а каждую минуту. Именно поэтому нужно иметь волю прийти в храм и исповедоваться. Есть этого не делать, будем впадать в грех больше и больше.

Среди нас нет святых людей. Мы не можем обещать Богу, что после исповеди больше ни за что не совершим то, что исповедали. Разумеется, каждый христианин имеет желание исправить свою жизнь, но нет никаких гарантий, что ты не впадёшь в тот же грех: бес искушает человека, не оставляет его. Главное - чтобы у нас были силы подняться и идти дальше. Надо обрести их для того, чтобы исправиться, и покаяние помогает находить эти силы. Да, кто-то не сможет сразу перестать совершать какой-то грех, но если он сумеет хоть немного реже повторять его, начнёт контролировать себя - это уже шаг, который приближает к Богу. Если бы человек мог один раз покаяться и больше не повторять грехов, тогда было бы достаточно несколько раз сходить на исповедь - и мы стали бы святыми. Увы, в жизни всё иначе.

Святые угодники каялись до конца своих дней. Когда к одному святому старцу, который лежал на смертном одре, пришла братия и сказала: «Отче, ты всю жизнь молился, каялся в своих грехах и наверняка заслужил себе жизнь вечную», - он ответил: «Не знаю, положил ли я начало своему спасению». Насколько этот человек осознавал свою греховность перед Богом! Исповедовавшись, мы имеем намерение не повторять своих грехов и стараемся это намерение осуществить. Если человек будет повторять какой-то грех, ему надо снова находить в себе силы исповедовать его, бороться с ним дальше. Наша жизнь - это дорога к Богу, причём дорога нелёгкая.

Раз мы говорим о покаянии, хотелось бы сказать несколько слов о стандартных ошибках, с которыми сталкиваются священники на исповеди.

Первая: зачастую люди начинают рассказывать священнику о своей жизни: неурядицах, родственниках, работе, каких-то обстоятельствах. Нужно осознавать: на исповедь мы приходим к Богу, чтобы рассказать Ему о своих грехах, а не к психологу или приятелю. Если уж вы подошли к аналою, на котором лежат крест и Евангелие, надо говорить о конкретном грехе. Ты знаешь, чем согрешил и о чём просишь прощения у Господа, - надо сосредоточиться на этом.

Вторая ошибка: часто люди приходят на исповедь с готовыми формулировками, постоянно повторяют одни и те же фразы: «делом, словом, помышлением, всеми чувствами, ведомыми и неведомыми». Покаяние для них превратилось в какую-то формулу, в обряд. Сердце и душу такое покаяние не трогает вообще. Очевидно, что человек пришёл просто совершить ритуал. С таким покаянием к Богу подходить не надо, Его мы обмануть не можем. Идти к аналою нужно с открытым сердцем, с желанием исправить свою греховную жизнь. Исповедь - это таинство и тайна, разговор человека с Богом. Не надо прибегать к ней для галочки.

Третья ошибка - когда человек считает, что кается перед священником. Надо понимать, что у каждого священника своих грехов воз и маленькая тележка. Мы исповедуемся не перед батюшкой, а перед Самим Господом. Священник - всего лишь свидетель, он стоит рядом для того, чтобы на Страшном суде, засвидетельствовать, что человек эти грехи исповедал. Когда мне на исповеди говорят: «Прости меня, честный отче!» - мне нечего прощать. Просить прощения надо у Бога.

В заключение хочется пожелать: доверяйте Богу! Не бойтесь Его, не убегайте от Него, не относитесь к покаянию как к красивому обряду. Живите с Богом, и тогда Господь управит всю вашу жизнь.

Записала Екатерина Щербакова

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте,

Извините, что сразу не ответил на Ваш вопрос. Слишком был загружен, так что многие письма посетителей сайта оставались долго безответными. Сейчас же, сидя в аэропорту, пользуюсь окном во времени, и отвечаю на них. На ваше, хочу ответить достаточно развернуто, чтобы мой ответ мог послужить многим, оказавшимся в подобной ситуации.

Есть хорошее выражение: «Проигрывает тот, кто сдается», а в Писании сказано: «…семь раз упадет праведник, и встанет…»(Пр.24:16). Думаю, что сила праведности открывается не в том, что человек живет безошибочной жизнью, а в том, что всегда стремится к святости, и даже, если и упал, то делает все, чтобы подняться.

Апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15).

Если он себя не считал достигшим, то, даже самый благочестивый верующий, должен быть способен увидеть в своей жизни еще не достигнутые высоты, и начать стремиться к ним.

Совершенство, говоря словами Павла, открывается не в безошибочности, а в неотступном стремлении двигаться вперед к познанию Бога, не отчаиваясь, не сдаваясь и не допуская усыпляющей самоудовлетворенности.

Хуже было бы с вами, если бы вы, делая неправильные вещи, не стыдились своего поведения. Наличие стыда и понимание своей неправоты перед Богом, это уже хороший знак, но на этом останавливаться ни в коем случае не надо.

И я, и большинство уверовавших во Христа, когда пришли к Господу, не сразу прорвались во всех сферах своей жизни. Порой приходится каяться и каяться за повторение собственных глупостей или слабостей. Способность же победить сферы, в которых мы особенно слабы, иногда приходит легко, по Божьей благодати, а иногда – посредством того, что, когда кажется, уже ничего не изменится, однажды, становится так противно от сделанных ошибок, что, наконец, появляется сила им противостоять.

Есть битвы, которые нам не даются легко и цена, которую мы платим за то, чтобы в них победить, делает победу особенно ценной.

Так что же делать, чтобы не наступать «на те же грабли»? Дам вам, и всем у кого подобная ситуация несколько советов:

1) Признайте свою слабость в этой сфере. Вы самостоятельно не можете победить ваш грех.

Некоторые христиане думают, что если они будут говорить: «Я – сильный!», то они станут сильны. Истина в том, что, говорить о силе неплохо, но важно не забывать, что сильны-то мы ВО ХРИСТЕ, и без Него мы не можем делать ничего (Иоанн.15:5). Даже когда, мы читаем апостола Павла и стараемся применить его слова к своей жизни, нам надо правильно расставлять акценты: «Все могу в УКРЕПЛЯЮЩЕМ меня ИИСУСЕ ХРИСТЕ» (Фил.4:13).

Если я такой сильный, то зачем меня укреплять? Воистину, победа над грехом начинается тогда только, когда мы признаем свою слабость. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»(Лук.5:31), сказал Иисус. Именно с признания собственной слабости, греховности и не способности самим разобраться с проблемой и грехом, у нас появляется смиренная готовность искать помощи у Бога, молиться, и, в случае необходимости, быть готовыми обратиться за советам к церковным служителям.

2) Назовите вещи своими именами. Грех – это не просто слабость или черта характера, - это беззаконие!

Когда мы маскируем наши грехи красивыми словами, подобно: «небольшая проблемка», «слабость характера», «дурная привычка» и т.д., то у нас не возникает ни желания, ни готовности, осмыслено и сокрушенно каяться в них. Получить прощение грехов, называя их «ошибками» или «проблемами» невозможно.

Увидьте в своей неправоте беззаконие, которое противно Богу. У нас появляется сила победить грех, если в наших глазах «проблемка» будет распознана, как настоящее беззаконие.

Поверьте, гораздо легче бороться с врагами (читай – грехами), которых мы ненавидим. Возненавидьте свой грех!

3) Исповедуйте свой грех и покайтесь

Понимать свою неправоту перед Богом – это половина дела. Вокруг нас живет множество людей, прекрасно понимающих, что делают зло, но при этом, на йоту не пытающихся изменить положение вещей. Молчание - золото только тогда, когда время молчать. Согрешивший царь Давид, признавался: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4)

Господь дал нам уста, как ворота для нашего внутреннего человека, они показывают, чем мы уже наполнены, и влияют на то, что войдет в наше сердце. Открыв уста для признания себя грешником, мы открываем сердце для Божьего оправдания и освящения.

Именно поэтому, Давид, увидев, пагубность затворничества в своем грехе, признается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5)

Не мучайтесь в грехах и ошибках, откройте свое сердце Богу, исповедовав их пред Ним, и Он «будучи верен и праведен, простит … грехи … и очистит … от всякой неправды» (1 Иоанн. 1:9)

4) Обратитесь за помощью к служителю церкви.

Все грехи одинаково мерзки для Бога, но их серьезность, уровень влияния на нашу или чужую жизнь, порождаемые последствия делают их различными. Если, в случайно совершенном небольшом проступке, нам достаточно покаяться пред Богом и извиниться перед обиженным человеком, и мы знаем, что больше никогда так делать не будем, то в сферах серьезных беззаконий, или глубокой зависимости, или тупиковости ситуации, в одиночку нам преодолеть себя очень трудно.

Существует множество сфер, где, человек ищущий выхода, нуждается в исповедании греха не только перед Богом, но и перед Его представителем – Божьим слугой. Много раз я убеждался, что поддержка извне, готовность служителя выслушать человека, своевременный совет, молитва или ободрение, давали больший результат, чем многомесячные одиночные битвы человека с самим собой и своими проблемами.

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», мудро подметил взаимосвязь неисповеданного греха и болезни, апостол Иаков (Иак.5:16), рекомендовав нам не носить все в себе.

По данному вопросу, дам лишь совет, чтобы вы не торопились исповедовать свои грехи людям, неутвержденным, полным неверия, сплетникам или же тем, кто сам запутался в своей жизни, иначе, «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

5) Устраните из своей жизни все вещи, которые подталкивают или провоцируют данный грех.

Поверьте, не совсем разумно пытаться победить зависимость от алкоголя и продолжать ходить на пьяные вечеринки, поддерживая отношения с пьющими дружками, или же стараться победить похоть, но при этом, одним глазом посматривать грязные фильмы по кабельному телевидению и «ненароком» анонимно флиртовать в сайтах Интернет знакомств, сладострастно рассматривая фотографии девушек.

Псалмопевец сказал по этому поводу так: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс.100:3-5). Апостол Павел подтверждает сказанное подобным образом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15:33).

Грехи людей, порой напоминают некоторые убийственные болезнетворные бактерии: и те, и другие для своего стремительного развития нуждаются в благотворной среде обитания. Так устраните эту среду!

6) Молитесь и наполняйтесь словом Божьим.

Вряд ли у кого получалось изгнать тьму из пространства, и при этом, не заполнив его светом. Тьма уходит ровно в той мере, в которой приходит свет, и наша жизнь тому не исключение.

Наполняйте свое сердце Словом Божьим, пребывайте в молитве, и вы станете обнаруживать, что слабость и податливость ко греху, начнет сменяться силой и твердостью духа. В псалтыре указан совершенный рецепт пути к святой жизни: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

7) Наконец, не сдавайтесь, если вдруг вы споткнулись.

Как-то Эдвин Луис Коул, с которым Господь дал мне в свое время возможность, быть знакомым, сказал: «Чемпионы, это не те, кто никогда не проигрывали, а те, кто никогда не сдаются». Он был прав! Нет ни одного фигуриста, который никогда не падал, чемпионы фигурного катания на своих тренировках падали бесчисленное количество раз. Чем же они отличаются от тех, которые в выходные, раз в год, идут на каток, чтобы попробовать себя на коньках? Да тем, что, в отличие от простых любителей, не утруждающих себя тренировками, профессиональные фигуристы идут и идут вперед к высоким целям, НЕ БОЯСЬ, что споткнутся.

Лучше не падать и приложить следует к этому все старания, но если же, по какой-то причине, вы все же споткнулись, то самое худшее, что можно сделать, это посчитать свое падшее состояние собственной судьбой. Не делайте так!

Я скажу вам, что и в моей жизни был период, когда я падал и падал. Это не был один день или неделя. Всё то время стало для меня не только вехой испытаний для меня, но и для моих самых близких людей, которые готовы были мне сострадать, когда я падал, и радоваться, когда я поднимался.

Падая, каждый раз мне приходилось прилагать усилия, чтобы подняться, и я не могу сказать, что всегда это было легко. Тот период моей жизни помог мне сформироваться как человеку…

После этого были и другие, не менее серьезные испытания: мне приходилось учиться пользоваться ложкой, рисовать, самому застегивать свою одежду, но именно в этих

трудностях и поражениях, приходили те навыки, которые так сильно приходились мне позже, во взрослой жизни…

Улыбнулись? Верно, ведь это не только моя история, а каждого человека. Все, что мы достигаем лежит через путь временных поражений (конечно же, не умышленных), но не они делают нас победителями, а постоянное стремление встать и идти дальше.

Мне очень нравится мысль апостола Павла, сказавшего как-то: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Слышите? Бог СИЛЕН восставить его.

Так что не теряйте ни веры, ни надежды, ни любви к Господу, поднимайтесь и идите вперед, и только таким образом, вы сможете в один день написать мне свидетельство о том, КАК вы смогли победить проблемы своей жизни.

Всех вам благ! И победы!

На самом деле все те качества, которые религия называет грехами — это инстинкты, которые управляли нами -задолго до того, как мы впервые посмотрели в небо. Попробуй представить себе живое существо, неспособное к гневу и блуду. А теперь задай себе вопрос: как долго оно проживет и сумеет ли размножиться? Отвечаем: проживет недолго, потомства не оставит. Но мы все-таки люди, а не животные, верно? И для того, чтобы мы не перегрызли друг друга в конкурентной борьбе за ресурс, инстинкты были признаны грехами. И нам было предписано с ними бороться изо всех своих слабых сил. А иначе в лучшем мире нам сделают а-та-та. Но при этом лазейка для оступившихся(на самом деле — для всех) была оставлена: нагрешил — покайся. А потом иди и больше не греши.

Многие тысячелетия этот принцип прекрасно работал, но теперь дал сбой. Потому что жизнь среднестатистического хомо сапиенса стала, с одной стороны, проще, а с другой — гораздо сложнее. Проблемы выживания решены, нам больше не нужно ежедневно сражаться с враждебным миром за существование, мы можем просто жить. Но инстинкты никуда не делись, поэтому теперь мы направляем их внутрь себя. И получаем большие проблемы. А всего-то стоит посмотреть на эти самые инстинкты(то есть смертные грехи) под другим углом.

Зависть

Нас с детства учили, что завидовать — плохо. А мы не хотели этого понимать, потому что в наших детских головах еще не цвел пышный куст стереотипов. Тогда для нас придумали две зависти: черную и белую. «Черная» — это когда ты хочешь, чтобы у соседа корова сдохла, а «белая» — это когда ты желаешь той корове долгих лет жизни и рекордных надоев. Ну и мечтаешь сама заиметь такую же.

На самом деле : мама тебе все уже рассказала до нас. Правда, дело не в том, «черная» твоя зависть или« белая». Дело в том, что зависть — пусковой механизм, который заставляет тебя быть лучше. К чему-то стремиться и чего-то добиваться, включаться в конкурентную борьбу. Люди, лишенные зависти, не стремятся ни к чему. Догадаешься, где они все находятся? Ты туда не хочешь точно.

Чревоугодие

Тебе кажется, что это вообще какой-то надуманный грех, да? Кому будет хуже от того, что ты съешь лишнюю пачку печенек? Кулинария — это искусство, а гурманы — самые милые люди на свете. В чем проблема? Вот разве только в том, что от чревоугодия можно растолстеть. И в наше время это действительно смертный грех.

На самом деле : чревоугодие — очень правильное слово, очень емкое. Просто мы до сих пор воспринимаем его в том же значении, что и наши предки. Только в их времена еда была дефицитом, и объедать ближних и впрямь было как-то нехорошо. А сегодня мы угождаем утробе иначе: мы сидим на бессмысленных диетах, глотаем бесполезные(в лучшем случае) пищевые добавки и вообще слишком много нервничаем по поводу еды. Отпусти себе этот грех и наслаждайся вкусной пищей. Определенно станешь здоровее духом. А потом и телом.

Алчность

Поклоняться золотому тельцу — грешновато. Быть скупой — тоже как-то некрасиво. Ты с этим согласна, правда? Мы тоже. Но на самом деле алчность — очень удобный грех.

На самом деле : мы уже говорили о том, что вопрос выживания перед современной барышней типа тебя не стоит. Зато стоит вопрос качества жизни. Очень остро стоит. И его никак не решить, если ты вдруг решишь стать бессеребренницей. Чтобы обеспечить себе комфортное и приятное существование, придется научиться зарабатывать, и желательно побольше, а еще — разумно экономить. Но нельзя наладить отношения с миром финансов, если ты считаешь любовь к деньгам грехом. Или — или.

Гнев

С гневом, на первый взгляд, все понятно: никто не любит злобных истериков, и тебе такой быть, конечно, не надо. Но если сменить красивое, книжное слово« гнев» на его научный синоним, картина сразу поменяется. Вот послушай: агрессия — грех! Режет уши? Если нет, значит, в старших классах ты прогуливала уроки биологии. И сейчас мы восполним этот пробел.

На самом деле: агрессия свойственна всем животным без исключения, и сама по себе не деструктивна, а ровно наоборот. Без агрессии невозможна эволюция — иными словами, нас бы тут не было, если бы наши предки были милягами. И дело не в том, что их бы попросту съели. Именно внутривидовая агрессия вынудила нас расселиться по всей планете. Именно внутривидовая агрессия позволила нам выстроить сложную иерархию, а та, в свою очередь, позволила нам стать господствующим видом. Это же прекрасное чувство! Благодаря агрессии ты можешь защитить свои личные границы и не позволяешь окружающим делать с собой все, что им заблагорассудится. Как ты вообще собралась без нее жить?

Уныние

На самом деле имеется в виду не печальное состояние и даже не депрессия, а скорее праздность. Вот когда ты всю субботу ходишь по дому в пижаме, заляпанной шоколадом, и смотришь сериалы — это оно. Страшный грех! безделье приведет тебя в ад, попомни наши слова!

На самом деле : ты — не железная. Тебе нужно отдыхатьа не новые впечатления, от которых она устанет. Так что уныние — не грех, а непременное условие здорового образа жизни. Потому что именно в «уныние» мы все прячемся от стресса. А к чему приводит хронический стресс мы тебе уже рассказывали.

Похоть

Она же блуд, она же прелюбодеяние. Самый порицаемых грех, между прочим. Гнев и чревоугодие тебе еще простят, а вот блуд — ни в коем случае. Так что ты наверняка думаешь, что уж этого греха лучше избегать, правда? А то мало ли — накажут прямо тут, сунут в адский котел как льготницу, без очереди.

На самом деле : люди полигамны. Всего лишь от 3 до 5% хомо сапиенсов обоего пола моногамны сами по себе(а не под влиянием общественного уклада), что позволяет нам с уверенностью заявить: моногамия — не норма для нашего вида. Но мы все равно создаем семьи и стремимся хранить верность партнеру. Почему? Потому что нашли того, кто нам подходит. Но, видишь ли, найти его несколько проблематично, если ты отрицаешь похоть. Потому что на самом-то деле похоть — это здоровое сексуальное влечение. И, если у тебя его нет, тебе нужен доктор. Серьезно.

Гордыня

« Знай свое место, не высовывайся!», «Девушку украшает скромность!» и «Ты что, самая умная?» — все это ты наверняка не раз слышала в детстве от той самой учительницы, которую ненавидела вся школа. И, будь уверена, она это говорила, потому что желала тебе добра. Просто в ее понимании добро — это избавление от греха гордыни. Гордыни и тщеславия.

На самом деле : без тщеславия ты никогда не достигнешь того, о чем мечтаешь. А гордыня — это завышенная самооценка, и с ней, конечно, нужно бороться. Но не так, как это предлагают делать сторонники смирения греха: с их точки зрения твоя идеальная самооценка должна находиться где-то в районе плинтуса. Тебе этого хочется? Мы думаем, нет. Самооценка должна быть адекватной. Впрочем, если уж выбирать между грехом и добродетелью, между гордыней и смирением — то лучше, пожалуй, грех. Потому что завышенная самооценка тебе, конечно, повредит, но когда-нибудь потом, и то не факт. А заниженная вредит уже сейчас. И вчера. И завтра. И всегда.

Популярное

В богородичные праздники читается Евангелие от Луки (Лк. 10:38-42) о том, как Господь приходит в дом к Марфе и Марии, – такой привычный и знакомый отрывок, что знаешь его уже почти наизусть. И от этого как-то он уже давно не трогает сердце, ведь и так всё понятно же. Слышишь одну строчку и уже знаешь, какими будут следующие слова. И что Мария «благую часть избра», тоже давно известно.

Некоторые авторы, например библеист Илья Яковлевич Гриц, призывают читать Писание с распахнутым взглядом, как будто первый раз, с удивлением и попыткой расслышать, что именно сейчас отзывается. Читать медленно, вслушиваясь в каждое слово, размышляя, может быть, над каким-то стихом или даже одним словом, которое сегодня услышалось как особенно важное. Владыка Антоний Сурожский много об этом говорит. Эх, непростая задача – услышать что-то новое в таком старом и знакомом тексте.

Иисус в моей квартире?

«В то время вошел Иисус в одно селение». Вошел. Пришел Сам. Его, может быть, и не знали и не звали, как это нередко бывало, но Он приходит Сам. И приходит не только для красивой проповеди перед тысячами слушателей, а входит в быт, в обычную повседневную жизнь людей и просто поселяется (например, Мф. 4:13) с ними – живет в одном доме, ест за одним столом.

Если я вроде как верю, что Бог всегда рядом, могу ли я допустить, чтобы Иисус пришел в мой район и в мой дом? Если бы я была жительницей тех селений, какой была бы моя реакция на известие, что Он пришел в нашу деревню? Не знаю, как вы, а мне кажется, я первым делом бы растерялась и испугалась. И тогда вопрос, всё ли в порядке в моих отношениях с Богом, если я Его, как выясняется, первым делом боюсь. Конечно, мне было бы и дико интересно, и захотелось бы побежать на Него посмотреть, и, может быть, дотронуться (привет апостолу Фоме), а то глазам своим не верю. Но что дальше?

«Марфа приняла Его в дом свой». Кто-то Его не принял. Не всякого человека мы легко приглашаем в гости, впускаем в свое интимное пространство – в свой дом. Дом – место, где ты можешь быть собой, где не надо соблюдать приличия, где можно расслабиться, ходить в мятом халате, реветь или ругаться, хохотать до колик в животе или надуться и молчать. Не случайно мы нередко бываем очень приличными людьми с коллегами или друзьями, в обществе, на людях, и совершенно дикими и порой трудно выносимыми для близких у себя дома. До ма можно уже без купюр, как на душу легло. Конечно, дома бывают разные и всякие могут быть домашние традиции, но в целом всё же до ма мы без корсета и макияжа.

Марфа приняла Его в дом свой, впустила. Ей не удалось расслабиться, она много суетится, старается для гостей, но она Его приняла. Интересно, вот если честно, а я готова была бы впустить Христа в свой дом, в свою московскую хрущевскую квартиру? Пустить Его так близко? Пустить туда, где я не очень-то хороша и не всегда прилична? Быть с Ним не только когда я благочестиво стою в храме, то есть прихожу к Нему в Его дом, а когда я бываю злой и уставшей и мне ни до чего… Хотела бы я, чтобы Он жил со мной под одним потолком каждый день? Каково бы мне это было?

Не знаю, как вы, а я, похоже, не могу сказать уверенное «да». И это страшно. И чего тогда удивляться, что Бога в моей жизни так мало, если я сама не готова до конца впустить Его в свою жизнь? А с другой стороны, мне кажется, что если бы это было возможно, вот так просто жить с Иисусом вместе, ездить с Ним в набитом метро, ходить на работу, готовить еду, делать уборку и еще много чего делать вместе – всё время с Ним – то тогда и грешить было бы уже как-то некстати.

Злишься на толпу в метро, а рядом Иисус – и как-то всё сразу меняется. Достали тебя коллеги, а рядом Он – и это стало уже так неважно. Хочешь осудить соседку, а посмотришь на Него, как Он с тобой рядом и тоже смотрит на эту жуткую соседку с такой беспредельной любовью и к ней и ко мне, как ни странно, что уже не до осуждения становится. И это не волевое усилие, потому что, мол, я решил больше никого не осуждать, которое, как известно, ни к чему не приводит. Это сущностное изменение, преображение изнутри, потому что рядом – Он Сам. Не об этом ли писали Святые Отцы, когда говорили о памяти Божией непрестанной?

В отличие от меня, Марфа и Мария пустили Его к себе. И Марфа хлопочет, старается о большом угощении – как это понятно! Наверняка кто-то из нас повел бы себя так же. Но долго так не продержишься. Если пришли гости и ты вокруг них прыгаешь, то на сколько дней тебя хватит? На то они и гости… А если кто-то пришел надолго и теперь живет с тобой в доме? Рано или поздно он увидит тебя таким, какой ты есть, когда ты уже не стараешься угодить и предстаешь в своей распрекрасности, как есть. Иисус жил в каких-то домах, то есть был не просто гостем на день-два. Ел и спал под одной крышей. Каково было тем людям? Каково было бы мне?

Кто я без суеты?

В современном русском переводе РБО 40-й стих звучит так: «Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении…». «Была вся в » – как это может быть важно, чтобы нам не быть полностью в чем-то, не быть полностью захваченными суетой и заботами, когда уже и меня-то нет, а есть только вот эти заботы. Трудно не «быть в», когда надо и то и это, надо думать о деньгах, о детях, о здоровье, о работе, да много о чем еще, и всё это ужасно важно и без меня пропадет и рухнет однозначно. И ведь это всё может отняться у нас в какой-то момент, в отличие от той благой части, которая не отнимется у Марии.

Не знаю, как вы, а я и помыслить не могу, чтобы что-то из того, о чем я суечусь и переживаю, когда-то исчезло или стало неважно, или ушло из-под моего контроля и стало существовать без моего влияния. Ведь это мои дела, мои проекты, мои друзья и т.д. И может быть, поэтому я так сильно вокруг них суечусь, что себя без них не представляю. Отними у меня это всё «мое», и что останется? Кто я тогда? Если я не преподаватель, не жена, не мать, не дочь, не друг, не хозяйка и т.д., то кто я? Кто я в своей обнаженности перед Богом? И существую ли я вообще в отрыве от того, что «мое», что я «имею»? Что в сухом остатке? Тяжелые вопросы, и мне о них думать не хочется, потому что трудно…

Марфа ведет себя, как бы мы сегодня сказали, без комплексов: прямо обращается к Гостю с жалобой на сестру и просьбой дать ей указание, чтобы та стала помогать, а не сидела без дела. Не обращается к Марии, а идет к третьему лицу, что само по себе не очень-то здорово. Интересно, что Господь не говорит ей, мол, что ты жалуешься на родственницу, пойди с ней сама разберись и что-то еще в этом духе, что было бы очень понятно в такой ситуации. Ну, я бы так сказала, наверно, на Его месте. Он обращается к ней лично и говорит о главном, то есть показывает ей правильную иерархию приоритетов.

А что Мария? «Сев у ног Господа, слушала слово Его». И всё. Больше ничего не делала . Странная такая… Ленивая? Нехозяйственная? Равнодушная? Возможно, Марфа подозревает ее в этом, и это тоже вполне понятно. Пришли гости, а она села и всё тут. Не заботится о ближнем – о своей сестре, не помогает. Не переживает, что о ней подумают, не старается хотя бы для приличия вести себя иначе. Не совсем нормальная какая-то. И как это важно нам иногда просто ничего не делать . Просто замолчать, сесть и слушать, как советовал владыка Антоний одной своей прихожанке. Просто позволить себе быть, а не действовать . Быть, а не суетиться. Слушать, а не тараторить. Сесть и замолчать, понимая, кто я и кто Ты…

Нам свойственно ошибаться и оступаться. Мы не совершенны, не совершенны и наши поступки, слова и намерения. Но, будучи людьми верующими, мы всегда можем стремится к лучшему, к совершенствованию и отдалению от греховного. Благодаря милости Всевышнего и свету ислама мы постепенно можем избавиться от своей греховной натуры. Если мы не будем сопротивляться греху, это ослабит наши души и отдалит от Всевышнего Аллаха. О необходимости самоконтроля Аллах Всевышний сказал: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (79:40-41).

Человек не совершенен, но совершенным может стать его самообладание. Грехов можно избежать, если контролировать себя и учитывать некоторые моменты:

1. Знать своего врага.

Самая главная стратегия в противостоянии – это знать своего врага. Чем больше вы знаете своего врага, тем легче ваша борьба. Жизнь – это борьба против шайтана – врага наших душ. Мы должны изучать его и знать тактику, которую он использует, чтобы сбить человека с пути.

2. Стремится к помощи Всевышнего.

Аллах помогает тому, кто стремится к Нему. Вы сделаете шаг Ему навстречу, а Он бежит к Вам. Аллах всегда рядом. В любое время дня мы можем обратиться к Нему с просьбой. Просите Аллаха защитить вас от зла, искушений и соблазнов этого мира и одарить ваше сердце иманом, который не позволит вам впасть в грех.

3. Посвящать время Аллаху.

Ежедневная связь со Всевышним (поминание, намаз, чтение Корана) – это главное правило самоконтроля. Человек, посвящающий себя и свое время Аллаху, защищен от дурного и наделен благом. Посвящайте больше времени Аллаху и религии, это позволит вам сосредоточиться на главных вещах и крепко держаться на плоту.

4. Избегать ситуаций, которые могут привести к греху.

Мусульманину стоит быть очень осторожным во избежание грехов и ситуаций, которые могут к ним принести. Очень часто человек не намеревается согрешить, но ситуация и обстановка, в которой он оказался, способствуют этому. Поэтому, отдаляя себя от подобных ситуаций, человек оберегает себя от греха.

5. Знать последствия.

Грех – это препятствие, которое отделяет человека от Аллаха и в результате может сделать нас рабом своих желаний, разрушив тем самым всю нашу жизнь. Множество жизней разрушены только потому, что люди переступают границы запретного, установленные Аллахом. Помните, что Аллах благословил нас здоровым телом и здравым сознанием, а неблагодарность за это приведет к суровому наказанию.

6. Поминание Аллаха.

Часто размышление о чем-либо приводит к тому, что этого воплощается в жизнь. Поэтому избегайте плохих мыслей, которые будут вызывать искушение. Старайтесь думать о благом и заполняйте свои мысли поминанием Аллаха, что приведет благо в вашу жизнь.

7. Безотлагательное покаяние.

Если вы оступились и совершили грех, то следует помнить, что грех не выводит человека из религии. Милость Аллаха больше любого греха, совершая покаяние, мы осознаем совершенное и просим искреннего прощения у Всепрощающего и Всемилостивого, выражая свое смирение и подчинение.