Где находится золото трои. Золото Трои – миф или реальность: что на самом деле нашел на раскопках Генрих Шлиман

Валентин Пономаренко

Золото Шлимана







Регистрационный номер 0006063 выдан для произведения:

Валентин Пономаренко

Золото Шлимана

Он с детства знал, что Троя была, есть и он ее найдет.

В далекие легендарные времена царь Фригии объявил для героев состязания. Победителем вышел смелый и могучий юноша Ил. В качестве одной из наград царь подарил ему пеструю корову и сообщил повеление оракула: «Построить город в том месте, где она ляжет».

Вернувшись, домой, Ил пустил пеструшку гулять и та, недолго думая, улеглась на холме. Чтобы исключить всякие сомнения, Ил обратился к Зевсу и на другой день жрецы обнаружили знак, подтверждающий выбор коровы. Воодушевленный поддержкой Зевса, Ил начал строить город, дав ему первое название Илион (отсюда и «Илиада»). Шли годы, в судьбу города вмешались боги, и, в конце концов, сожгли его.

Когда же царем стал Приам, он отстроил город и назвал его Троя. У царя и его жены Гекубы было девятнадцать детей. Среди них - знаменитые Гектор, Кассандра,ну и конечно, причина всех Троянских бед - Парис.

Когда Гекуба была беременна Парисом, ей приснился сон, что из ее живота вырвалось пламя и сожгло Трою. Гекуба рассказала мужу пророческий сон, и, чтобы не искушать судьбу, ребенка, после рождения, унесли в лес, положившись на волю Богов. Но Боги распорядились так, что ребенка взяли к себе пастухи и воспитали его сильным, но по характеру лживым и трусливым. Они назвали мальчика Александром, и только спустя много лет, он получит имя Парис.

Шли годы. Люди жили своей жизнью, а Боги своей.

В обширной пещере кентавра Хирона отпраздновали боги свадьбу Пелея с богиней Фетидой. Роскошен был свадебный пир. Все боги Олимпа участвовали в нем. Громко звучала золотая кифара Аполлона, под ее звуки пели музы о великой славе, которая будет уделом сына Пелея и богини Фетиды. Пировали боги. Среди них выделялись своей величественной красотой богиня-воительница Афина и юная богиня Артемида, но всех богинь превосходила красотой вечно юная богиня Афродита. Веселились боги. Одна лишь богиня раздора Эрида не участвовала в свадебном пире. Одиноко бродила она около пещеры, глубоко затаив в сердце обиду на то, что не позвали ее на пир. Придумала, наконец, богиня Эрида, как отомстить богам, как возбудить раздор между ними. Она взяла золотое яблоко и написала на нем всего одно лишь слово - "прекраснейшей". Тихо подошла Эрида к пиршественному столу, и для всех невидимая, бросила золотое яблоко на стол. Увидали боги яблоко, подняли и прочли на нем надпись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви златой Афродитой. Каждая из них хотела получить это яблоко, ни одна из них не хотела уступить его другой. Обратились богини к царю богов и людей Зевсу и потребовали решить их спор.
Зевс отказался быть судьей. Он взял яблоко, и отдав его Гермесу, велел вести богинь в окрестности Трои, на склоны высокой Иды. Этот спор должен

был решить прекрасный сын Приама, Парис, которой из богинь достанется яблоко.

Каждая стала обещать юноше богатство, славу и власть. Но самой хитрой оказалась Афродита. Она прекрасно знала, что большего счастья, чем любовь, на свете нет ничего. Афродита пообещала Парису в жены Елену Прекрасную, жену спартанского царя Менелая. Ей и досталось яблоко.

С этого места и начинается история Троянской войны.

С помощью Афродиты, Парис возвращается в семью. Отец и мать признают сына, но братья относятся к нему с подозрением. А сестра Кассандра, предсказывает гибель Трои, именно из-за Париса.

История Кассандры печальна. Однажды увидав красавицу, в нее влюбляется Аполлон, но Кассандра отвергает его любовь. В наказание за это, Бог вкладывает в ее грудь высокий поэтический дар с элементами предсказания. Ее красивая речь так возвышенна, что никто не понимает предсказаний, вложенных в уста девушки, и все считают красавицу умалишенной. А когда, после падения Трои, один из царей, Агамемнон, увозит ее к себе домой, его жена на пороге храма убивает Кассандру. Вот так Аполлон отомстил ей за отвергнутую любовь.

Елена, вскоре, была похищена и увезена в Трою.

Начались приготовления к походу на войну. Менелай решил собрать всех героев и взять их с собой, так как без них победить Трою не удастся. Самые большие трудности возникли с Одиссеем и Ахиллом.

Будучи очень хитрым, Одиссей решил обмануть Менелая и не идти на войну.

Самым простым, оказалось, притвориться умалишенным и разыграть сцену безумия перед послами. Одиссей запряг в ярмо осла и быка и стал сеять соль. И тогда, один из приехавших, взял младенца Телемаха, сына Одиссея, и положил под плуг. Герой тут же прекратил притворство. Пришлось и ему натягивать на себя доспехи.

С Ахиллом дела были посложнее. Мать его, Фетида, зная судьбу сына, решила сделать его бессмертным. Она взяла ребенка за пятку и окунула в воды подземной реки Стикс. Все бы было хорошо, но именно пятка, за которую Фетида держала мальчика, осталась уязвимой. Ребенок вырос, Хирон воспитал его смелым и мужественным, но мать снова вмешалась в его судьбу. Она все еще надеялась спасти сына. Чтобы Ахилл не попал на войну, она спрятала его на острове Скирос среди дочерей Ликомеда, нарядив сына в женскую одежду.

За Ахиллом был послан Одиссей, но как, ни искали, перерыв весь дворец, найти героя не могли.

Тогда Одиссей попросил вызвать всех девушек и разложил перед ними массу украшений, положив с краю воинские принадлежности. Все бросились разбирать, дорогие женскому сердцу подарки, а одна стала примерять оружие. Это и был Ахиллес.

Вскоре войско, усевшись на корабли, отправилось в поход на Трою.

И когда этот конь появился перед жителями и защитниками города, они очень обрадовались. Да и лжеперебежчик подтвердил, что это подарок. Ах, глупые, глупые троянцы. Не послушались Кассандру, не послушались Лаокоона с сыновьями. И когда, появившийся из моря змей, удавил отца и сыновей, троянцы посчитали, что это Боги наказали Лаокоона. И они затащили коня в город. Быстро наступила ночь. Троянцы спокойно уснули, а Одиссей, со своим отрядом, покинул чрево коня и, открыв ворота, устроил настоящую резню. Мужчин убивали, а женщин и детей забрали в рабство. Так закончилась троянская война. Но, как потом оказалось, настоящая Елена все это время сидела на одном из островов и ждала Менелая. А в Трое, был призрак, который просто исчез.

Правда, после была «Одиссея» и «Энеида», но это уже другая история.

Перенесемся в девятнадцатый век.

В Голландии в одном захолустном городке жил мальчик. Сын пастора, он должен был тоже стать пастором, но судьба распорядилась иначе. Звали мальчика Герман Шлиман. Маленький Шлиман был странным, болезненным, мечтательным мальчиком, и когда в его руках оказалась подаренная на праздник «Илиада» Гомера, он почувствовал себя избранником фортуны. Постепенно детская влюбленность стала казаться ему любовью всей его жизни. А детская мечта о Трое понемногу превратилась в страсть взрослого человека - он постоянно перечитывал Гомера, и герои "Илиады" были для него куда реальнее, чем владельцы фирм, комиссионеры, судовые маклеры и торговые агенты.

Умерла мать, и отец, женившись на молодой служанке, фактически выгнал сына из дома, забрав все оставленные матерью деньги. Начались скитания Генриха по городам и странам. Идет время, он уже знает пятнадцать языков и сейчас пытается выучить русский - его новые хозяева ведут большую торговлю с Петербургом. Языка великой северной империи в Голландии не знает никто, и Шлиман уверен, что он потребуется ему очень скоро. Он боролся за выживание и не позволял себе ненужных эмоций: минимум трат и лишних поступков, все выверено, просчитано и целесообразно.

Между тем его положение в фирме, где он работал, становилось все более прочным, и наконец, к нему пришел настоящий успех. Русский язык его все-таки выручил: фирме Шредеров понадобился свой представитель в России, и Шлиман отправился в Петербург - из приказчика он превратился в компаньона. Там его цепкость, хватка, живой ум и благоприобретенная деловая опытность сослужили ему хорошую службу - миллионером Генрих Шлиман стал всего за несколько лет. Он поехал в Америку, чтобы проводить в последний путь скончавшегося на золотых приисках брата, и вернулся в Россию, удвоив свое состояние. Во время золотой лихорадки миллионные состояния сколачивались за несколько месяцев, и Шлиман немедленно открыл в Калифорнии свой банк. Выглядел он своеобразно. В салуне шла большая игра, гремели выстрелы и летали стулья, а в соседней комнате Генрих Шлиман взвешивал на аптекарских весах золотой песок и давал за него бумажные доллары. Он продолжал работать, даже заболев тифом, покупал золото в полубреду и ни разу не дал себя обсчитать. Вернувшись в Россию, Шлиман стал одним из самых богатых людей торгового Петербурга. Теперь он мог жить, как хотел - но жить ему было нечем. В тридцать лет он женился на сестре одного из богатейших русских купцов, восемнадцатилетней Кате Лыжиной. Она родила ему троих детей, но счастья не дала. Екатерина Петровна не желала в сотый раз выслушивать стихи из "Илиады", учить древнегреческий и внимать рассуждениям мужа об античной истории. У нее был жесткий характер - скандал следовал за скандалом, после работы Генриху Шлиману не хотелось идти домой. У него было налаженное дело, огромное состояние, но обогащение никогда не казалось ему самоцелью. По сути, у него не было ничего, кроме старой, истрепанной, купленной на медные деньги гомеровской "Илиады". Когда Генрих Шлиман ликвидировал дело и оставил Петербург, его бывшие компаньоны лишь развели руками. В городе остались жена и дети, которым он назначил хорошее содержание, старые слуги, бывшие приказчики, получившие щедрую награду. Никто из них его больше не увидит. Генрих Шлиман покинул Петербург для того, чтобы осуществить свою главную мечту. Тех, кто знал прежнего Шлимана, он в свою новую жизнь не пустил. Для того чтобы достичь заветной цели, ему надо было получить образование, и сорокашестилетний миллионер начал посещать Сорбонну - там он слушал лекции по археологии. Учебой дело не ограничилось: Шлиман решил изменить себя полностью. Каждому человеку нужна жена, решил Шлиман и приступил к ее поискам с присущими ему обстоятельностью и хваткой.Состоятельный человек может позволить себе жениться на молоденькой, рассуждал Шлиман, но старая купеческая закваска требовала максимальной прибыли на вложенный капитал. Его избранница должна олицетворять собой античную Грецию - пусть она будет молода, красива, как статуя Праксителя, знает древнегреческий, любит Гомера... Шлиман примеряет на себя грядущую популярность - жена знаменитого ученого должна придавать ему дополнительный блеск. То, что произошло дальше, напоминает завязку комедии Мольера о престарелом женихе и не в меру простодушной юной невесте: знакомый сосватал Шлиману свою родственницу, прекрасную и благовоспитанную Софью, и Шлиман подверг ее строгому экзамену. Она знала, в каком году Афины посетил император Адриан, выразительно продекламировала несколько отрывков из "Одиссеи". Генрих Шлиман, лысеющий, подслеповатый, сутулый, никогда не умевший ухаживать за дамами, по уши влюбился в юную Софью. Он женится на ней и постарается сделать ее счастливой. Будет покупать Софье роскошные платья и заставит ее учить иностранные языки, станет возить с собой на раскопки и измучит ее постоянной, бешеной и бессмысленной ревностью - она все хорошела, а Шлиман старел, и примириться с этим было не в его власти. Как бы то ни было, он обеспечил ей место в истории, и это было много больше того, на что рассчитывали родители Софьи, запросившие за дочь бриллианты ценой в сто пятьдесят тысяч франков.

Основными достоинствами Шлимана-археолога были отсутствие сомнений, почти религиозная вера в собственную правоту и великолепная, варварская самоуверенность. Он с детства мечтал о Трое, следовательно, она должна была существовать; если она когда-то существовала, он ее непременно найдет. Ему уже приходилось совершать невозможное, и он - назло увенчанным академическими званиями высоколобым педантам - сумеет настоять на своем... Генрих Шлиман запасся рекомендательными письмами, купил партию английских кирок и лопат, заказал во Франции усовершенствованные тележки для перевозки земли и отправился в Турцию. Там, на средиземноморском побережье, под холмом Гиссарлык, по его расчетам должна была находиться Троя.

Он копал, руководствуясь собственной интуицией и детскими представлениями о Трое: она должна была быть большим и величественным городом, и Шлиман безжалостно сносил не отвечавшие идеалу постройки. Из земли выступали фундаменты стен и основания башен, город уходил все ниже и ниже, и у него шла кругом голова - жалкие поселки, которые находили его рабочие, не походили на город Приама. Раскопки продолжились на второй год, и на третий, в нижних слоях обнаружились мощные фундаменты со следами пожара... И тут Шлиман обнаружил сделавший его знаменитым клад: тот был закопан в углу строения, которое он немедленно окрестил "домом Приама".

Полтора килограмма золота: двадцать четыре ожерелья, шесть браслетов, восемьсот семьдесят колец, четыре тысячи шестьдесят шесть брошей, шестисотграммовая золотая бутыль, две великолепные диадемы, перстни, цепочки, множество мелких украшений.

Это были чисто исторические находки. Но были находки и научные.

С золотыми украшениями Шлиман нашел… прекрасно сделанные линзы из горного хрусталя. Блеск золота затмил свет Солнца, собираемый в фокусе этих главных элементов любого современного оптического прибора.

Вот теперь и задумаемся: откуда в троянские времена люди знали то, до чего додумались только через тысячи лет? И не был ли им известен микроскоп и телескоп?

По договору, заключенному с османским правительством, половину находок Шлиман должен был передать Турции, но он не собирался этого делать. Шлиман и Софья спрятали клад и вывезли его в Европу; лучшего доказательства тому, что он нашел настоящую, гомеровскую Трою, представить было нельзя. Сокровища обогатили экспозицию афинского музея, Шлиман стал одним из национальных героев Греции - его популярность приобрела фантастические размеры, и все последующие археологические открытия широкая публика приписывала только ему. Генрих Шлиман приобрел бешеную, всеевропейскую популярность: за сенсацию ухватились репортеры, читатели газет поверили в успех простого человека, из нищего ставшего миллионером, перемудрившего профессоров, не ставивших его ни в грош. Шлиман стал одним из создателей мифа о выходце из низов, побеждающем неблагоприятные обстоятельства умом и волей. Его успех стал триумфом археологии: она стремительно превращалась в модную, престижную науку - во всем мире росли ассигнования на раскопки, конкурсы на археологические факультеты увеличивались в геометрической прогрессии. Шлиман, еще вчера безвестный дилетант, вызывавший у профессиональных ученых лишь презрение, стал мэтром: второй успех сделал его репутацию незыблемой.

Шлимана почитали во всем мире, но серьезная наука от него ускользнула: новые раскопки вели профессиональные археологи; методы, которыми он добирался до своих сокровищ, казались им варварскими. Он чувствовал себя все более одиноким, у него испортились отношения с женой: Софья повзрослела, узнала себе цену (теперь она была знаменитой фрау Шлиман, соратницей человека-легенды) и не желала больше слушать лекций, которыми муж потчевал ее битые сутки. Иногда на Генриха Шлимана нападала хандра, и он начинал думать о том, что жизнь, в сущности, кончилась. Шлиман часто вспоминал ту зиму, когда он, голодный и отчаявшийся, бродил по Амстердаму: если бы о нем не вспомнил чужой человек, он наверняка бы умер в какой-нибудь больнице для бедных. Шлиману казалось, что судьба долго испытывала его, но, в конце концов, он ее переупрямил... Он не знал, что вскоре она разыграет тот же самый, только на сорок с лишним лет отложенный финал.

26 декабря 1890 года. Сутулый старик, упавший в пыль на неаполитанской улице, был одет так скромно и неприметно, что прохожие отнесли его к больнице для бедных, положили на грязную мостовую у запертого входа и долго стучали в тяжелую дубовую дверь. При нем не было никаких документов, и дежурный врач пристроил бедолагу на жесткую деревянную скамью, стоявшую в прихожей. Больной был без сознания - закрытые глаза, запавший рот, бессильно упавшие худые руки. Время шло, им никто не занимался, и лишь когда из висевшего у него на шее, случайно развязавшегося мешочка, хлынули золотые монеты, вокруг старика засуетились врачи. К вечеру бедняга начал бредить: он вспоминал какое-то кораблекрушение, говорил о пронизывающем холоде (в Неаполе в это время стояла тридцатиградусная жара), о том, что он еще молод, и ему непременно должно повезти. Этой же ночью он умер, и телеграфные агентства оповестили мир, что великий Генрих Шлиман, приехавший в Италию на лечение, скончался в одной из неаполитанских больниц.

Такова, вкратце, история легендарной Трои и Генриха Шлимана. Еще при жизни Шлимана обвинили в фальсификации раскопок, вплоть до откровенной подделки сокровищ.

Генрих Шлиман раскопал Трою. Это всем известно со школьной скамьи. Однако мало кто знает о том, что в ученом мире до сих пор, по выражению немецкого ученого Эриха Цорена, идет "Троянская война".
Начало этой "войны" да и нынешние "бомбардировки" частенько уходят корнями в элементарные чувства зависти, неприязни к преуспевшему дилетанту, ведь археология - сложнейшая из наук, несмотря на кажущуюся простоту и доступность ее, едва ли не каждому, взявшему в руки кайло. Все это и так, и не так. Вот уже сто двадцать пять лет не утихают и настоящие научные дискуссии на тему: которая же Троя - та, Гомеровская?.. "Дилетант" Шлиман, охваченный навязчивой идеей откопать Гомеровскую Трою (а ведь нашел-то он ее с текстом "Илиады" в руках!), сам того не подозревая, на столетие раньше совершил и еще одно открытие: пренебрегая верхними (поздними) культурными слоями, он докопался до скалы -- материка, как принято говорить в археологии. Теперь ученые так поступают сознательно, хотя и по другим, чем Генрих Шлиман, причинам...
Археологи были злы на него. Особенно педантичные немцы: как это так - проскочить все культурные слои? Немцы вместо того, чтобы восхищаться, смеялись Шлиману в лицо. Но когда, Трою, седьмую по счету, откопал американец С.В. Бледжен, те же немцы, немедленно объявили Гомеровской Троей... Трою Генриха Шлимана!
Но какова же судьба "сокровищ Приама"? Не сказка ли это?
Нет, не сказка. Не столь уж трудно выяснить причины, по которым "клад" замалчивался и был недоступен зрителю в течение первых 50--60 лет. В 1934 году он все-таки был классифицирован по своей ценности (Гитлер, пришедший в 1933 году к власти, подсчитывал все государственные ресурсы, и в Берлинском музее первобытной и древней истории провели элементарную инвентаризацию). С началом Второй мировой войны экспонаты были запакованы и заперты в банковские сейфы (Турция ведь была союзником Германии и могла неожиданно протянуть за сокровищами "волосатую лапу"). Вскоре, учитывая бомбежки Германии "союзниками", невеселую судьбу Дрезденских дворцов, "сокровища Приама" были заперты в бомбоубежище на территории Берлинского зоопарка. 1 мая 1945 года директор музея передал ящики советской экспертной комиссии. И они... исчезли еще на 50 лет!.. Кажется, если у "сокровища" есть это отличительное свойство - исчезать на 50--60 лет, лучше не осуществлять больше акций передачи или дара, а все-таки выставить на всеобщее обозрение.

30 мая 1873 г. Г. Шлиман нашёл клад, состоявший из двенадцати тысяч золотых предметов. Позднее он описал в книге, как это произошло. Однажды на раскопках лопата рабочего наткнулась на нечто металлическое. Шлиман не разрешил копать дальше, позвал жену Софию Энгастроменос и сказал рабочим, что отпускает их сегодня в честь своего дня рождения. Когда они удалились, чета Шлиманов вдвоём выкопала большой медный сундук, содержимое которого София сгребла в подол юбки и унесла в дом, где за задёрнутыми занавесками и рассмотрела. Там оказались золотые кубки, диадемы и серьги очень тонкой работы. Надев одну из диадем на голову Софии, Шлиман с восторгом вскричал: «Драгоценность Елены Троянской теперь украшает мою жену!». Сохранилась фотография мадам Шлиман в этой диадеме, с серьгами в ушах и ожерелье из золотых нитей на шее. Шлиман тайно от турецкого правительства , где родные Софии спрятали золото на своих деревенских фермах. Турция подала иск в греческий суд, но ей так и не удалось вернуть клад. Шлиман заявлял, что он спас сокровища Трои от грязных лап турецких чиновников.

История обнаружения «клада Приама» не вызвала доверия у профессиональных археологов. Некоторые учёные склонны считать, что сокровища были обнаружены в разных местах по всему раскопу и лишь потом собраны вместе. Другие прямо обвиняли Шлимана в том, что он купил свою знаменитую коллекцию на рынках антиквариата. Позднее Шлиман передал сокровища в Берлинский музей. В 1945 г. коллекцию Шлимана вместе с другими ценностями поместили в бункере, и она оказалась среди трофеев, вывезенных в Советский Союз. О её существовании долго ничего не было известно, пока в 1993 г. правительство России не признало, что «клад Приама» находится в Москве. Была проведена их выставка в Пушкинском музее изящных искусств. Вопрос о том, кому принадлежит коллекция, пока не решен.

Насчитывает несколько тысячелетий, исследователи предполагают, что первоначально царя приносили в жертву каждые девять лет. Позднее он просто покидал дворец и уединялся в пещере, чтобы освободить место преемнику. А ещё позже стал совершать каждые девять лет ритуальные паломничества на гору и беседовать с Зевсом.

На фресках Кносского дворца сохранилось изображение царя-жреца. Его фигура выделяется светлым пятном на багряном фоне. Это юноша без бороды, с длинными почти до пояса волосами, на его голове золотая корона с павлиньими перьями, на бёдрах расписной передник, на руках и ногах дорогие браслеты. Он идёт по полю, перед ним расцветают цветы и порхают бабочки. Крита вышел из дворца для того, чтобы оживлять природу, он совершает ритуальное действо, возвращающее матери земле её плодородные силы. Это изображение позволило учёным сделать вывод, что Минос воплощал для критян хрупкого бога растительности, умирающего и воскресающего вновь.

Само слово «лабиринт» произошло от названия критских двусторонних топоров - лабрисов, являвшихся символом царской власти у минойцев и во множестве найденных на острове. Другим священным символом считались бычьи рога. Крыши дворца украшались каменной резьбой в форме бычьих рогов, между ними помещались топоры лабрисы. Таким образом, лабиринт - это вовсе не цепь запутанных ходов, а «дом лабрисов».

Благодаря раскопкам удаётся восстановить внешний вид здания. Оно было построено из камня, в восточной части его высота достигала четырёх этажей. Крыши и потолки делались из кедра. Перекрытия поддерживали деревянные колонны, выкрашенные в красный цвет. Они имели форму конуса и расширялись кверху, их венчали чёрные округлые капители. Свет и воздух проникали через специальные световые колодцы или небольшие внутренние дворы, куда выходили двери и окна. Самый большой двор располагался в середине здания и использовался в ритуальных целях. К нему как к центру композиции «лепились» все основные покои дворца.

Именно здесь, по мнению многих учёных, и происходили так называемые игры с быком, имевшие религиозное значение. Один из исследователей - Джеймс Грэхем заметил, что центральные дворы всех дворцов - в Кноссе, Фесте и Маллии - удивительно похожи, словно выстроены по «типовому проекту».


София Шлиман с украшениями из *клада Приама* и ее знаменитый муж-археолог

Эта полудетективная история произошла в конце XIX в., когда коммерсант и археолог-любитель Генрих Шлиман, со дня рождения которого 6 января исполняется 195 лет, на раскопках в Турции обнаружил руины древнего города Трои. На тот момент описанные Гомером события считались мифическими, а Троя – плодом вымысла поэта. Поэтому обнаруженные Шлиманом доказательства реальности артефактов древнегреческой истории произвели в научном мире настоящий фурор. Однако, большинство ученых мужей называли Шлимана лжецом, авантюристом и шарлатаном, а найденный им «клад Приама» – подлогом.


Генрих Шлиман

Многие факты биографии Генриха Шлимана выглядят неправдоподобно, многие эпизоды были им явно приукрашены. Так, Шлиман утверждал, что поклялся найти Трою еще в восьмилетнем возрасте, когда отец подарил ему книгу с мифами о Трое. С 14 лет подросток вынужден был трудиться в бакалейной лавке. Потом он работал в Амстердаме, изучал языки, открыл свое дело. В 24 года стал представителем торговой компании в России. Он вел дела настолько успешно, что к 30 годам уже был миллионером. Шлиман основал свою фирму, начал инвестировать в бумажное производство. Во время крымской войны, когда особым спросом пользовались синие мундиры, Шлиман стал монополистом в производстве краски индиго – натурального красителя синего цвета. Кроме того, он поставлял в Россию селитру, серу и свинец, что во время войны также приносило немалые доходы.

Генрих Шлиман – археолог или авантюрист?

Его первой женой стала племянница богатого русского купца, дочь юриста Екатерина Лыжина. Жена не разделяла страсти мужа к путешествиям, не интересовалась его увлечениями. В конце концов брак распался, при этом Лыжина не давала ему развода, и Шлиман развелся с ней заочно, в США, где это позволяли местные законы. С тех пор путь в Россию был ему закрыт, так как тут он считался двоеженцем.


Слева – Генрих Шлиман. Справа – свадьба Софии Энгастроменос и Генриха Шлимана

Своей второй женой Шлиман видел только гречанку, поэтому отправил всем друзьям-грекам письма с просьбой подыскать ему невесту «типично греческого облика, черноволосую и, по возможности, красивую». И такая нашлась – это была 17-летняя София Энгастроменос.

Раскопки на холме Гиссарлык

Место раскопок археолог определил по тексту «Илиады» Гомера. Впрочем, о холме Гиссарлык, как предполагаемом месте древнего города, говорили и до Шлимана, но именно его поиски увенчались успехом. Историю о том, как в 1873 г. был найден «клад Приама», Шлиман выдумал сам. По его версии, они вдвоем с женой находились на раскопках, и когда обнаружили сокровища, жена завернула их в свой платок (только золотых изделий там было 8700!) и вынесла тайком от рабочих, чтобы они не разграбили клад. При этом точной даты и точного места находки не сообщалось. А позже Шлиман вывез драгоценности из Турции, спрятав их в корзинках из-под овощей. Как оказалось, жены археолога на тот момент, вообще, не было в Турции, а знаменитая фотография Софии с золотыми украшениями из найденного клада была сделана позже, уже в Афинах. Других свидетелей находки не оказалось.

Находки Шлимана и знаменитое фото его жены

Драгоценности, которые Шлиман назвал «кладом Приама», на самом деле относились к другой эпохе – за тысячу лет до Приама. Клад оказался гораздо более древним по возрасту, чем микенская культура. Впрочем, стоимости находки этот факт не умаляет. Ходили слухи, что клад не целостен и собран за годы раскопок из разных слоев или же, вообще, куплен по частям у антикваров.


Троянские сокровища в Пушкинском музее

Шлиман, действительно, нашел Трою либо какой-то другой древний город, который существовал за тысячу лет до Приама. На Гиссарлыке обнаружили 9 напластований, принадлежащих разным эпохам. В спешке Шлиман снес культурные слои, лежащие над городом Приама, без их детального изучения, и сильно повредил нижние слои, чего ему не мог простить научный мир.

На выставке троянских сокровищ в Бонне

Археолог заявил, что отдаст «сокровища Трои» любой стране, которая согласится основать музей его имени. Греки, американцы, итальянцы и французы отвергли его предложение, в России о двоеженце никто и слышать не хотел, а вот в Германии приняли в дар троянский клад, но разместили его не в музее Трои имени Шлимана, который так никогда и не был создан, а в берлинском Музее первобытной и древней истории.

Троянские сокровища в Пушкинском музее


Золотые предметы из находок Шлимана в Микенах

В современном мире до сих пор идет «Троянская война» за право обладать «кладом Приама». В 1945 г. сокровища были тайно вывезены из Германии в СССР, и только в 1993 г. этот факт был официально признан. Согласно закону о реституции «сокровища Трои» были объявлены российской собственностью. При этом скептики до сих пор высказывают мнения о том, что никакой Трои на холме Гиссарлык не было, а обнаруженное средневековое османское поселение не дает оснований называть его Троей.

Генрих Шлиман


Эта полудетективная история произошла в конце XIX в., когда коммерсант и археолог-любитель Генрих Шлиман , со дня рождения которого 6 января исполняется 195 лет, на раскопках в Турции обнаружил руины древнего города Трои. На тот момент описанные Гомером события считались мифическими, а Троя – плодом вымысла поэта. Поэтому обнаруженные Шлиманом доказательства реальности артефактов древнегреческой истории произвели в научном мире настоящий фурор. Однако большинство ученых мужей называли Шлимана лжецом, авантюристом и шарлатаном, а найденный им «клад Приама» – подлогом.



Многие факты биографии Генриха Шлимана выглядят неправдоподобно, многие эпизоды были им явно приукрашены. Так, Шлиман утверждал, что поклялся найти Трою еще в восьмилетнем возрасте, когда отец подарил ему книгу с мифами о Трое. С 14 лет подросток вынужден был трудиться в бакалейной лавке. Потом он работал в Амстердаме, изучал языки, открыл свое дело. В 24 года стал представителем торговой компании в России. Он вел дела настолько успешно, что к 30 годам уже был миллионером. Шлиман основал свою фирму, начал инвестировать в бумажное производство. Во время крымской войны, когда особым спросом пользовались синие мундиры, Шлиман стал монополистом в производстве краски индиго – натурального красителя синего цвета. Кроме того, он поставлял в Россию селитру, серу и свинец, что во время войны также приносило немалые доходы.



Его первой женой стала племянница богатого русского купца, дочь юриста Екатерина Лыжина. Жена не разделяла страсти мужа к путешествиям, не интересовалась его увлечениями. В конце концов брак распался, при этом Лыжина не давала ему развода, и Шлиман развелся с ней заочно, в США, где это позволяли местные законы. С тех пор путь в Россию был ему закрыт, так как тут он считался двоеженцем.



Своей второй женой Шлиман видел только гречанку, поэтому отправил всем друзьям-грекам письма с просьбой подыскать ему невесту «типично греческого облика, черноволосую и, по возможности, красивую». И такая нашлась – это была 17-летняя София Энгастроменос.



Место раскопок археолог определил по тексту «Илиады» Гомера. Впрочем, о холме Гиссарлык как предполагаемом месте древнего города говорили и до Шлимана, но именно его поиски увенчались успехом. Историю о том, как в 1873 г. был найден «клад Приама», Шлиман выдумал сам. По его версии, они вдвоем с женой находились на раскопках, и когда обнаружили сокровища, жена завернула их в свой платок (только золотых изделий там было 8700!) и вынесла тайком от рабочих, чтобы они не разграбили клад. При этом точной даты и точного места находки не сообщалось. А позже Шлиман вывез драгоценности из Турции, спрятав их в корзинках из-под овощей. Как оказалось, жены археолога на тот момент вообще не было в Турции, а знаменитая фотография Софии с золотыми украшениями из найденного клада была сделана позже, уже в Афинах. Других свидетелей находки не оказалось.



Драгоценности, которые Шлиман назвал «кладом Приама», на самом деле относились к другой эпохе – за тысячу лет до Приама. Клад оказался гораздо более древним по возрасту, чем микенская культура. Впрочем, стоимости находки этот факт не умаляет. Ходили слухи, что клад не целостен и собран за годы раскопок из разных слоев или же вообще куплен по частям у антикваров.





Шлиман действительно нашел Трою либо какой-то другой древний город, который существовал за тысячу лет до Приама. На Гиссарлыке обнаружили 9 напластований, принадлежащих разным эпохам. В спешке Шлиман снес культурные слои, лежащие над городом Приама, без их детального изучения, и сильно повредил нижние слои, чего ему не мог простить научный мир.



Археолог заявил, что отдаст «сокровища Трои» любой стране, которая согласится основать музей его имени. Греки, американцы, итальянцы и французы отвергли его предложение, в России о двоеженце никто и слышать не хотел, а вот в Германии приняли в дар троянский клад, но разместили его не в музее Трои имени Шлимана, который так никогда и не был создан, а в берлинском Музее первобытной и древней истории.





В современном мире до сих пор идет «Троянская война» за право обладать «кладом Приама». В 1945 г. сокровища были тайно вывезены из Германии в СССР, и только в 1993 г. этот факт был официально признан. Согласно закону о реституции «сокровища Трои» были объявлены российской собственностью. При этом скептики до сих пор высказывают мнения о том, что никакой Трои на холме Гиссарлык не было, а обнаруженное средневековое османское поселение не дает оснований называть его Троей.



Не меньше споров вызывало и

«КЛАД ПРИАМА»: МИСТИКА, ДЕТЕКТИВ И СПАСЕНИЕ СОКРОВИЩ

Поэмы Гомера - не миф. Я докажу - ломом и лопатой, - что они основаны на историческом факте

Г. Шлиман

Профессиональные археологи хорошо знают, что самые интересные находки бывают в конце полевого сезона и очень часто в последний день исследований. И действительно, жизнь, как правило, подтверждает эту примету: наиболее неожиданные открытия нередко происходят согласно этой примете. Подобные случаи были и в моей полевой практике, но мало кто знает, что самое выдающееся открытие в археологии XIX века также произошло практически в день завершения раскопок.

Раскопки в Трое (фото XIX века)

Начиная с апреля 1870 года Г. Шлиман копал, руководствуясь в основном интуицией и своими представлениями о Трое. Раскопки продолжились на второй год, и на третий, когда в нижней части культурного слоя обнаружились мощные фундаменты со следами пожара. Казалось бы, цель достигнута, но наступает обычное в таких случаях душевное опустошение и угнетенное состояние. В эти дни он пишет своему русскому сыну Сергею: «Вот уже три года продолжаются наши раскопки. Мы извлекли из недр Илиона целый музей в высшей степени замечательных, никогда прежде не виданных древностей. Но теперь я устал, и поскольку достиг цели и осуществил великую идею моей жизни, то 15 июня я прекращаю раскопки здесь, в Трое, навсегда». До конца намеченного срока остается несколько дней. И вновь очередной подарок судьбы!

Со слов Г. Шлимана, дело было так. Откопав желанную Трою, он решил завершить работу 15 июня 1873 года и уехать домой, чтобы засесть за составление полевого отчета. И вот за сутки до этого, 14 июня, произошло то, что впоследствии привело в восторг весь цивилизованный мир - он нашел то, что увенчало всю его работу - «клад царя Приама»!

В этот день Генрих и Софья наблюдали за завершением раскопок. Он спускается в глубокую траншею, чтобы еще раз осмотреть стены и убедиться в правоте своих выводов. Неожиданно на глубине 8,5 метра прямо перед ним… отваливается кусок земли, и Г. Шлиман видит в стене покрытый зеленью странный предмет, под которым сверкает… золото! Давайте теперь представим это событие. Золото появляется перед человеком, который одержим идеей доказать открытие легендарного города. Происходит это прямо перед ним и именно в тот момент, когда он осматривает стены раскопа. И больше никто эту находку не видит. Мистика! Разве такое бывает в жизни? Оказывается, бывает.

Прожженный коммерсант сразу же понимает значение находки и смотрит наверх. К счастью, никто из многочисленных рабочих не обращает внимания на небольшой обвал внизу. Он сразу же принимает решение и распускает рабочих по домам. В качестве предлога объявляет, что сегодня у него праздник - день рождения, который он собирается отметить. Все удивлены - всего лишь 8 часов утра, и раскопки только начались. Но когда Софья заявляет, что все получат деньги за полный рабочий день, рабочие с поздравлениями расходятся по домам, не подозревая о сокровищах. Тайну открытия удалось сохранить, что само по себе тоже поразительно!

Супруги остаются вдвоем и осматривают обвал. Вещи находятся в твердом, как камень, слое красной золы, а прямо над ними возвышается мощная крепостная стена высотой 6 метров. Рискуя жизнью, Г. Шлиман залезает под стену и начинает расчистку. Первым он достает странный медный предмет, который оказывается овальным щитом длиной в полметра. Затем находки появляются как из рога изобилия: золотые и серебряные кубки, вазы, чаши и слитки, медные топоры, кинжалы и ножи…

Впоследствии он так описал происшедшее: «В величайшей спешке, напрягая все силы, рискуя жизнью, ибо большая крепостная стена, которую я подкапывал, могла в любую минуту похоронить меня под собой, я с помощью большого ножа раскапывал клад. Вид этих предметов, каждый из которых обладал колоссальной ценностью, придавал мне смелости, и я не думал об опасности». Заворачивая находки в шаль, верная жена тайком проносит их в маленький домик, стоящий неподалеку от места раскопа. Там их рассматривают за задернутыми занавесками.

Вскоре столы в комнате наполняются сокровищами невероятной ценности. Супруги не сомневаются - это «клад Приама», последнего царя Трои. На столе лежали килограммы драгоценностей: золотой флакон весом 403 грамма, посуда из серебра, электра и меди, различные предметы из слоновой кости и полудрагоценных камней… Рассматривая большую серебряную чашу, Софья заглядывает внутрь и высыпает из нее содержимое. Перед изумленной парой выпадают диадемы, цепочки, браслеты, серьги, перстни, пуговицы и бесчисленное множество мелких украшений из чистого золота. «Это сокровища Елены!» - убежден Г. Шлиман.

Опись находок продолжалась всю ночь и закончилась лишь к утру. Согласно одному из источников, она включала: 27 259 изделий из бронзы, серебра и золота! Клад состоял из 13 сосудов, из которых 8 были изготовлены из драгметаллов, 3 золотых слитков, 29 орудий труда и 8 копий из бронзы. В него также входили 2 великолепные золотые диадемы (большая из 16 441 и малая - из 2211 деталей), 6 браслетов, 16 подвесок, 44 бляшки, 870 колец и более 60 серег из 158 деталей. Всего полтора килограмма только золота! И всем этим драгоценным находкам было более трех тысяч лет. Впоследствии сам Г. Шлиман оценил их в один миллион рублей. Все они находились под углом строения, которое немедленно было названо «домом Приама»

Через три дня, 17 июня 1873 года, раскопки прекращаются. Согласно договору, заключенному с османским правительством, половину находок необходимо было передать Турции. Но Генрих и Софья решают нарушить договор и вывезти клад в Европу. Совершенно справедливо они полагают, что нет никакой гарантии его сохранности турецкой стороной. К тому же они узнают, что неверные рабочие обнаружили еще один клад, который утаили и полностью расхитили. Решение принято, и при помощи верных помощников «сокровища Приама» нелегально покидают пределы Турции. По одной версии, в корзинах с овощами, подругой, в шести ящиках. Они были тайно погружены на зафрахтованное греческим консулом судно, которое первоначально доставило их на остров Силос (Киклады), а затем другой корабль привез в Афины. Классическая контрабандная операция. С другой стороны, это была редчайшая в истории контрабанда во имя науки.

Золотой флакон из «клада Приама»

В Греции родственники Софьи прятали драгоценные кубки, диадемы и серьги на своих фермах: в амбарах, садовых домиках и даже в дупле дерева. Спустя некоторое время Г. Шлиман все же объявляет о своей находке, готовит и издает солидный труд на трех языках. Через несколько лет после жарких споров станет ясно, что обнаруженный клад является одной из наиболее значительных археологических находок человечества.

В дальнейшем Г. Шлиман продолжал исследования еще 16 лет - до 1890 года. Кроме Гиссарлыка, он вел раскопки в Микенах, на острове Итака, в Орхомене и Тиринфе. И вновь невероятное везение. В 1876 году в «златообильных», по определению Гомера, Микенах он делает не менее поразительные открытия: среди прочего находит пять шахтообразных гробниц с массой драгоценностей. Он обнаруживает в них посмертные золотые маски, короны и диадемы, браслеты и бляхи, перстни с изображениями охоты и сражений и бронзовые мечи, кубки для вина и золотые пуговицы, фигурки идолов и множество других уникальных изделий. Древнее золото измеряется килограммами. Эти находки Г. Шлиман по традиции приписывает известным участникам Троянской войны - царю Агамемнону и его спутникам. Только простое перечисление обнаруженных в Микенах сокровищ занимает 206 страниц убористого текста. Кто из профессиональных археологов, за исключением египтолога Г. Картера, может похвастать таким изобилием находок из благородных металлов? А это ведь только часть из открытий увлеченного любителя!

Раскопанные Г. Шлиманом «златообильные Микены»

И теперь внимание. Всего лишь за 20-летнюю научную деятельность Г. Шлиманом было найдено 129 кладов! В среднем по 6 кладов в год. В них находилось более 40 000 находок! Можно с уверенностью утверждать, что это феноменальное достижение в мировой археологии, которое невозможно объяснить только одним везением. И что самое поразительное: он не ставил перед собой цели найти клады, но они с завидной регулярностью открывались ему во время раскопок! Несмотря на великие открытия XIX и XX веков, ни один археолог не находил такого количества кладов с золотыми изделиями и уникальными произведениями искусства.

Благодаря ему и его открытиям археология стала в Европе модной и престижной наукой, а у Г. Шлимана появилось множество продолжателей. Поразительно, но факт: в последующие годы только в Месопотамии было найдено 580, а в Леванте - 700 древних кладов!

Но золото крайне опасный металл. Столь счастливые и необъяснимые находки многочисленных кладов и сокровищ не могли пройти бесследно. Даже для бескорыстного человека, который сам финансировал проводимые исследования. Гром все-таки грянул!

Из книги Берия. Преступления, которых не было автора Прудникова Елена Анатольевна

ЧАСТЬ 3. КРЕМЛЕВСКИЙ ДЕТЕКТИВ. По узости нашего мышления мы даже не в силах уразуметь, в чем, собственно, состоит разница между политическим деянием и уголовным, тем более что их и впрямь легко спутать… Е. Лукин. «Алая аура

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

1.3. Синолог-детектив Изучение китайского языка и исследовательская работа привели меня в 1971–1973 гг. в Тайбэй, в 1973–1975 гг. в Токио и в 1975–1977 гг. в Пекин. Еще в Тайбэе, в самом начале моих занятий Дальним Востоком, я впервые услышал о 36 стратагемах. В Центре языковой

Из книги Бояре Романовы в Великой Смуте автора Широкорад Александр Борисович

Глава 5 Угличский детектив Историю Смутного времени обычно начинают с 15 мая 1591 г. В жаркий субботний полдень было особенно тихо в древнем городе Угличе. Обедня началась в 10 часов утра и в двенадцатом часу закончилась, и горожане разошлись по домам.Так же тихо было и в

Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

Этнографический детектив Мы с вами остановились на том месте данного исторического детектива, когда инспектор Лестрейд, в лице историка Льва Гумилева, выдвинул собственную версию происхождения аварского народа, которая не столько проясняет ситуацию, сколько

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Клад царя Приама В конце 1880-х годов по всему миру гремела сенсационная слава Генриха Шлимана, раскопавшего легендарную Трою. Ту Трою, которую считали сказкой не только великие поэты И.В. Гете и Г. Байрон, но и все европейские ученые. Но немецкий археолог доверился

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

Исторический детектив. Попробуем теперь более внимательно разобраться в том, что понималось под Литвой и Русью в «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга. На первый взгляд все в ней кажется нагромождением загадок, настоящим историческим детективом.Относительно

Из книги «Хозяин морей» и битва за Америку автора Иванов Андрей Юрьевич

АНГЛИЙСКИЙ ДЕТЕКТИВ В июне 1812 года Соединенные Штаты Америки объявили войну Великобритании. Американцы с успехом вели боевые действия на море, и британский флот в Атлантическом океане нуждался в существенном усилении.Английские газеты писали, что Томас Кохрейн может

автора Церен Эрих

Сокровище Приама Там, за воротами города, холм находился, по полю если пройти, со всех сторон обойти его можно. «Илиада», песнь 2-я, 810 Что же заставило одного очень богатого коммерсанта оставить в возрасте 41 года свое процветавшее дело и начать совершенно новую жизнь?

Из книги Петр Столыпин. Революция сверху автора Щербаков Алексей Юрьевич

Бездарный детектив Таковы факты. Но они выглядят так, будто написаны детективщиком-графоманом в состоянии жестокого похмелья.Начнем с начала. Некий революционер, знакомый Богрову только по переписке, предлагает осуществить теракт. Конечно, анархисты были отмороженными

Из книги Троя автора Шлиман Генрих

§ VI. Так называемая «гробница Приама» Я также выкопал шахту длиной и глубиной 3 метра в кургане, который расположен на горе Бали-Даг за Бунарбаши; его диаметр равняется 25 метрам при высоте 2,5 метра, сторонники теории «Троя = Бунарбаши» приписывали его самому царю Приаму.

Из книги Библейские холмы автора Церен Эрих

СОКРОВИЩЕ ПРИАМА Там, за воротами города, холм находился, по полю если пройти, со всех сторон обойти его можно. «Илиада», песнь 2-я, 810 Что же заставило одного очень богатого коммерсанта оставить в возрасте 41 года свое процветавшее дело и начать совершенно новую жизнь?

автора

Был ли найден клад царя Приама? С именем Генриха Шлимана связано одно из величайших открытий в археологии – находка клада царя Приама. В научном мире отношение к немецкому археологу-самоучке неоднозначное. Конечно, он раскопал Трою, но где доказательства того, что это тот

Из книги Знаменитые загадки истории автора Скляренко Валентина Марковна

Детектив времен Людовика XIV Кто из нас не любит читать детективы? Интригующая завязка, таинственные персонажи и совершенно неожиданное решение, казалось бы, неразрешимой задачи. Все это привлекает внимание любителей детективного жанра. Но, к сожалению, большинство

автора Дёмкин Сергей Иванович

АФРИКАНСКИЙ ДЕТЕКТИВ У матабеле, африканской народности, живущей на плато Матопо в Зимбабве, из поколения в поколение передается легенда о несметных сокровищах зулусского короля Лобенгулы, сына великого вождя Мзиликази. Когда в 1893 году в его владения вторглись войска

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

КЛАД ПРИАМА Груды золота… «Глазами, воспаленными от ветра, солнца, леска и бессонницы, он еще раз оглядывает стены: не заговорят ли они и не подтвердят ли его правоту? В этот момент прямо перед Шлиманом от стены отваливается кусок земли, и лучи солнца падают на какой-то

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна