Эдуард 2 король англии. Страшная смерть короля англии эдуарда второго

Голубой король

Фильм связал воедино судьбы трёх великих английских геев - короля Эдварда II (1284-1327), драматурга Кристофера Марло (1564-1593), пьесу которого «Беспокойное царствование и прискорбная смерть Эдварда II» (1592) экранизировал режиссёр Дерек Джармен (1942-1994). Кроме гомосексуальности, три этих имени объединяет бросающаяся в глаза непродолжительность жизней, каждая из которых была прервана далеко не по собственному желанию...

Бескомпромиссное исследование гомосексуальных желаний Эдварда II, предпринятое Марло, имело непреходящее значение для утверждения гей-сознания. Новаторская по форме и языку пьеса живописует трагедию монарха, не желавшего и неспособного вести государственные дела, что усугублялось ещё и опасными эротическими пристрастиями, уравниваемыми с содомским грехом. Это рано или поздно должно было привести его к полному политическому краху.

Сохраняя перипетии дворцовых интриг, подогреваемых женской уязвлённостью Изабеллы, супруги Эдварда, Джармен сосредотачивает главное внимание на драме о самоотверженности гей-любви. В итоге люди отвергнутой Эдвардом Изабеллы нападают на 43-летнего короля и подвергают пытке: вводят ему в задний проход раскалённый докрасна железный прут. Правда, в картине эта жуткая процедура явлена как сон Эдварда накануне убийства. Садистская казнь должна была ознаменовать не столько необходимость устранения уже и без того отрекшегося от престола монарха, сколько наказание за его гомосексуализм.

Марло, оказавший заметное влияние на развитие мировой драматургии, в том числе и на молодого Шекспира, был убит и того раньше - в 29 лет. Во время сомнительной пьяной драки в таверне ему вонзили нож в голову по основание рукоятки. На таком впечатляющем фоне смерть самого Джармена после почти восьмилетней борьбы со СПИДом выглядит едва ли не благостной. Фильм являет собой пример уникального сопряжения поэтического текста и смелой модернистской трактовки: почти провокационной отваги в использовании музыки, шумов, интерьеров, предметов, костюмов и причесок героев, детали которых принадлежат самым различным эпохам.

При бросающемся в глаза аскетизме формы, граничащей с бедностью (благодаря чему Джармен всякий раз без особых проблем находил средства на реализацию довольно амбициозных замыслов), режиссёр добивается редкостной идентификации слова и изображения. В его пространство вполне органично вписываются: поющая Энни Ленокс, шум работающего за кадром телевизора со сводками текущих новостей или униформа современного морского пехотинца на Роберте Монтимере, фаворите Изабеллы.

«Эдвард II» стал одним из вершинных достижений Джармена как постановщика. Его обращение к тексту, выдержавшему испытание временем, позволило не только признаться в очередной раз в солидарности с «жертвами собственной кармы» и подчеркнуть тем самым актуальность их дискриминации, но ещё и дало возможность высказаться о вещах более глобальных, как то - любовь, власть, жертвенность, жизнь и смерть...

Малов-кино

Вечная поэтика жизни и смерти

Рецензировать картины Дерека Джармена для меня всегда крайне трудно, мне настолько много хочется выразить и это настолько невыразимо... так, что все, что я могу выдать это «восхитительно», «прекрасно» и все в этом роде. Промямлить, как снова и опять хорош этот режиссер, как он самобытен, тонок, чувствителен и силен одновременно... Да, он снимает всегда о себе, да, он снимает всегда только так, как ему хочется, как он ощущает, да, он совсем не ищет славы и каждый раз готов страдать за то, как трудно жить в социуме «нетрадиционным» человеком.

Дерек Джармен, что бы он ни снимал и как бы он ни снимал, всегда проецирует свое личное мнение, отношение, чувство в свое творение так, что оно обретает какой-то неуловимый уникальный шарм. Невозможно объяснить, что притягивает к экрану... Эти яркие краски, этот минимализм, выстроенный по принципу «показать только то, что нужно и ничего лишнего» или эта смелость, эта дышащая жизнью новизна, которую он внес в кино?

К 1991 году Дерек Джармен уже давно был инфицирован СПИДом, примерно через год он снимет свое последнее Слово «Блю» и умрет... Сколько он понял за время своего творчества и время своего умирания... И что же мы слышим в конце?

«Я знаю лишь одно: что смерть конец всему, и умереть способны мы всего однажды. Так приди же, смерть, закрой мои глаза своими добрыми руками или, коль останусь жить, пусть я забуду о тебе...»

И тут что-то щелкает, переворачивается, и весь смысл фильма становится с ног на голову. Неужели это ты, умирающий Художник, сказал голосом главного героя это? Ты, творец, который работал до самого последнего дня, пока тело твое еще тебе повиновалось, и мысли могли рисовать. Неужели Эдуард II здесь это ты, проклятый обществом за свою любовь и наказанный жизнью за нее же. Весь этот фильм ТЫ говорил со мной, ты не показывал мне историю короля, ты показал мне такую историю, в которой жил кто-то, жил ты, и, возможно, будет жить кто-то другой. Неважно какое время, это случилось века назад (пьеса, по которой был снят фильм отсылает зрителя в 16 век) или пару лет назад (однако, герои фильма одеты по моде 20 века). Неважно, что за место выбрано, комнаты, палаты, улицы - они все Безлики, есть только герои пьесы с их страстями и жизнями. Так, перемешав все ты оставил только человека, вне времени, но все с теми же бедами и проблемами. Женщины все так же жаждут мести. Мужчины все так же хотят играть во взрослые игры. А кто-то, кто между, кто не хочет ни того ни другого, точно так же не находит покоя. И вот уже ребенок, выросший на почве микровойн людских, восходит на Трон...

И, да, Тильда Суинтон только у Джармена так по-женски тонка и прекрасна!

Композитор Саймон Фишер-Тернер Монтаж Джордж Эйкерс Оператор Иэн Уилсон Сценаристы Дерек Джармен , Стефен МакБрайд , Кен Батлер , еще Художники Кристофер Хоббс , Рики Эйрс , Сэнди Пауэлл

  • Режиссер Дерек Джармен еще до создания этого фильма продвигал тему однополых связей и позиционировал себя как гомосексуалист.
  • Совокупление мужчин, оргии, их имитации, а также кастрация гетеросексуального офицера - за этими сценами, по задумке режиссера, наблюдает принц, девятилетний мальчик.
  • В реальности с будущим любовником короля познакомил отец, который затем безрезультатно пытался исправить последствия их отношений.
  • Воткнутая через анальный проход кочерга, по мнению британских историков, была выбрана как вид казни короля не из-за его сексуальной ориентации, а для того, чтобы скрыть факт умерщвления.
  • Английский король является представителем династии Плантагенетов, которая имеет французское происхождение.
  • Форма военных, которые стоят в карауле у гроба замученного епископа, соответствует стандарту Второй мировой войны.
  • Сторонники короля представляют собой активистов ЛГБТ-движения, а также панков.
  • Энни Леннокс, гей-икона Великобритании, исполняет песню в фильме.

Больше фактов (+5)

Ошибки

  • Малолетний принц в серьгах пляшет под музыку Чайковского из балета «Щелкунчик», но этот символ вне реального контекста: история о гомосексуальности русского композитора сфабрикована эмигранткой Александрой Шнеерсон в конце двадцатого века.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

После совокупления Пирса Гавестона с любовником Спенсером идет обсуждение мести епископу Винчестера за то, что тот их обличал. Тем временем на заднем фоне матросы продолжают сношение.

План реализован: группа лиц с битами добивает голого епископа, который, судя по действиям обидчиков, был изнасилован перед смертью.

Гавестон остается неприкосновенным, потому что является любовником короля Эдуарда Второго. Но им недовольны церковь, знать и жена правителя.

Пока обе стороны конфликта не решаются пойти на прямое столкновение. Королева становится любовницей военачальника Мортимера, который предпочитает садо-мазохистские виды совокупления.

Служащий внутренних войск, по разрешению начальства, удушает фаворита короля.

Эдуард и Спенсер захватывают этого офицера и привязывают к говяжьей туше, затем король кастрирует жертву. За этим наблюдает его сын.

Королева увозит принца к Мортимеру, в результате столкновений сторонников короля и силовиков ее муж свергнут. Находясь в кочегарке в заточении, он предчувствует казнь кочергой в анальное отверстие.

В последних кадрах измазанные в муке королева и Мортимер сидят в клетке, на которой пляшет принц, одетый в женские туфли и с красной помадой на губах. Заключительные стихи драматурга Кристофера Марло исполняются на фоне неподвижных ЛГБТ-активистов.

Эдуард II родился 25 апреля 1284 года в замке Кэрнервон в Уэльсе. Являясь единственным наследником Эдуарда I ("Молота шотландцев") и Элеоноры Кастильской, Эдуард сильно расстраивал своего воинственного отца тем, что питал отвращение ко всяким военным забавам. Когда Эдуард I пригласил Пьера Гавестона для обучения сына военному искусству, между Гавестоном и Эдуардом возникла любовь, и король, хотя и симпатизировавший Гавестону, был вынужден изгнать его из своего окружения. 8 июля 1307 года Эдуард II взошел на трон, и первым делом он вернул Гавестона из ссылки и даровал ему графство Корнуэлл. Он также посадил в тюрьму премьер-министра правительства своего отца и начал кардинально менять политику государства, в частности, начал сворачивать затянувшуюся войну с Шотландией. В 1308 году Эдуард женился на Изабелле Французской, дочери Филиппа IV, и у них родилось четверо детей.

Эдуарда мало интересовали государственные дела, и он почти полностью передал управление страной Гавестону, который, хотя и старался, все равно сумел нажить себе врагов среди могущественных баронов, проявлявших неповиновение еще в годы правления Эдуарда I. Через год они объединились и вынудили его признать совет "лордов-распорядителей", который ликвидировал полномочия Гавестона и резко ограничивал королевскую власть Эдуарда. Гавестон недолго пробыл в ссылке и вскоре вернулся ко двору Эдуарда, после чего разгневанные бароны выследили и убили любовника короля. Этот жестокий акт внес раскол в правительство "лордов-распорядителей", но ненадолго: в 1314 году в битве при Бэллонберне Эдуард потерпел сокрушительное поражение от шотландского короля Роберта I Брюса, и бароны вновь объединились против него. В Англии в самом разгаре была гражданская война, которая частично была спровоцирована ненавистью баронов к новому фавориту Эдуарда - Хью ле Деспенсеру младшему. Однако раздоры среди баронов дали Эдуарду возможность контратаковать, и был пленен и казнен лидер оппозиции - двоюродный брат короля Томас, граф Ланкастерский.

Хью ле Деспенсер возвратился к королю, и Эдуард установил в стране террор, отменив "Указы", устраивая массовые казни своих противников, отбирая имущество у их семей. 24 сентября 1326 года отвергнутая жена Эдуарда Изабелла начала военную кампанию против своего мужа. В Харвиче высадились войска под командованием ее любовника Роберта Мортимера - давнего недруга короля из баронской оппозиции. Ее армия, не встречая сопротивления, вошла в Лондон. Эдуарда предали союзники. Хью ле Деспенсер был взят в плен и, согласно свидетельству средневекового историка Жана Фроссе, Изабелла (прозванная "французской волчицей") приказала отрезать и на ее глазах сжечь его половой орган, прежде чем он был обезглавлен.

Как видите, этот исторический материал очень неплох для драматургии, и не случайно Кристофер Мэрлоу использовал его.

Эдуард бежал в замок Деспенсеров, где и был захвачен в плен. Под угрозой отстранения от королевской власти всей его династии он отрекся от престола в пользу своего наследника Эдуарда III. Заточенный в замок Беркли, Эдуард предпринял неудачную попытку побега, и 21 сентября 1327 года его убили, воткнув ему в задний проход раскаленный докрасна железный прут. Эта ужасающая расправа была не просто казнью, а еще и символизировала наказание Эдуарда за его гомосексуализм. После убийства тело Эдуарда было продемонстрировано с целью показать то, что на нем, дескать, нет никаких ран и, следовательно, узник умер сам. Однако причину смерти Эдуарда можно было скрыть разве что от полных дураков - ведь его вопли были слышны по всему замку.

Историк Джон Босуэлл пишет: "Хотя мы не можем оценить того, как в целом относились подданные к тому, что их король - гей, вне всякого сомнения, его эротические пристрастия были в то время широко известны, и именно они были причиной его низложения. Наиболее сдержанный из его биографов в "Жизни Эдуарда II" отмечал, что любовь Эдуарда к Гавестону, подобно любви Давида к Ионафану, была "возвышеннее любви к женщинам". Другой хронист лаконично упоминал, что "Эдуард неумеренно предавался содомскому греху и, похоже, в течение всей жизни его преследовали неудачи". Ральф Хигден однозначно увязал сексуальные наклонности Эдуарда с его политическими проблемами. "Он был пылко влюблен в одного из своих друзей, которого он возвеличивал, одаривал, продвигал и вознаграждал с необыкновенной щедростью. Это стало причиной позора Эдуарда, ненависти к его любовнику, общественного скандала и ущерба королевству в целом". Чтобы как-то умерить эту жесткую оценку, Босуэлл допускает, что "беспрецедентная щедрость, которую якобы Эдуард проявлял по отношению к Гавестону, была явно преувеличена историками, как средневековыми, так и современными, с целью усилить отвращение к природе их связи".

Ученый и гей А.Л.Роуз, автор книги "Гомосексуалы в истории", делает попытку как-то реабилитировать этого совсем уж очерненного короля: "Он не любил сражений и даже просто рыцарских турниров: из-за этого его невзлюбили всякого рода воинственные глупцы, особенно бароны. Его вкусы были непритязательными и отнюдь не аристократическими. Высокий, стройный, дружелюбный, он любил прогулки, спортивные развлечения, скачки и охоту, игру в кости. Он, что необычно для монарха, неплохо владел некоторыми ремеслами, например кузнечным делом; он любил проводить время в веселых и раскованных компаниях подвыпивших мастеровых, конюхов, матросов... Если не считать лишь нескольких особо приближенных ему лиц, Эдуард избегал общества высшего света, что было для многих обидным. Его главной и величайшей ошибкой было то, что он не принимал участия в политических интригах и вообще считал политику невыносимо скучным делом. Это и сказалось фатальным образом на его правлении, которым он пренебрегал или занимался лишь урывками".

В истории Англии были и другие монархи-геи, среди них Вильям II, Ричард Львиное Сердце, Джеймс 1, Вильям III и, возможно, Георг III. Эдуарда II я выбрал потому, что его образ всегда имел непреходящую значимость для гей-сознания: от Кристофера Мэрлоу в XVI веке до Дерека Джармена в наши дни. Частично это можно объяснить загадочными обстоятельствами смерти Эдуарда, но дело не только в этом: его верность Пьеру Гавестону дает нам исторический пример самоотверженной любви, на которую может быть способен гей.

Лучшие дня

О геях и т.д.
Виктор Заславский 26.07.2006 09:48:21

Интересно, где доказательства того, что Ричард Львиное Сердце был геем? Понимаю, что гомосексуалисты стремятся все подобрать под себя и выбить себе больше привилегий, чем нормальные, но НЕ ТРОГАЙТЕ ИСТОРИЮ!
Эдуард Второй - развратник, слабый политик и воин, ненавидимый народом, женой и приближенными. А чего еще можно ожидать от сынка такого тирана, как Эдуард 1? Судя по первоисточникам, именно папик его ввел в моду придвоное подхалимство и фальсификацию истории! Неудивительно, что сынок вырос таким. Но Ричард - пардон, что бы там ни говорили современные историки, не мог гей быть героем христианской эпохи. Что у него не было детей - так это с кем не бывает? Ведь он в битвах все время коротал, да брак по политическим соображениям мало кого "раскачает". Тем более, такого принципиального гордеца, как Ричард.


Эдуард II
Юлия 29.01.2010 08:53:31

Эдуарду Второму очень крупно не повезло в жизни - он родился королем, точнее наследником престола крупной европейской державы. В отличие от своего отца(Эдуарда Первого) и тестя(короля Франции Филиппа Красивого)он не был предназначен природой на ту роль, что уготовила судьба этому человеку. Эдуард не обладал ни природным умом, ни сильным волевым характером. Был обделен качествами лидера, политика, правителя. Им руководили его слабости, страсти, увлечения.Впрочем история знает огромное количество таких монархов.


Ричард Львиное Сердце
Евгений 19.06.2015 04:36:03

Ричард Львиное Сердце, великий боец, король-рыцарь, первый меч и первое копье Англии, и король Франции Филипп-Август были так близки, что «ели с одного блюда и спали в одной постели». Ситуация осложнялась тем, что у Ричарда была невеста Алиса, приходившаяся Филиппу-Августу сестрой. Алиса воспитывалась при дворе отца Ричарда короля Генриха II, и отец, видя, что Алиса сыну не очень-то нужна, сошелся с девушкой сам.

Таким образом, когда Ричард Львиное Сердце при поддержке Филиппа-Августа восстал против Генриха II, он восстал вместе с любовником против отца, который совратил его невесту, бывшую сестрой этого любовника.

Английский король Эдуард II (1284-1327, король с 1307) гораздо чаще появляется на страницах книг и в различных фильмах, чем его более выдающиеся родственники: отец (Эдуард I) и сын (Эдуард III). Я не буду подробно описывать ни деяния самого короля Эдуарда II, ни его фаворитов, ни жизнь королевы; мне лишь хочется проследить последнюю часть пути, приведшего Эдуарда II к краху, и первый процесс (или процедуру) “законного” низложения короля в Англии. Это ведь был беспрецедентный случай. Король Эдуард II был женат на Изабелле Французской (1295-1358), прозванной позднее “Французской Волчицей”, и имел от неё четырёх детей: два мальчика и две девочки. Да и внешность у Эдуарда II была вполне королевская, он был настоящим Плантагенетом: красивый, рослый, сильный. Казалось бы, всё нормально? Ан, нет!
Не был он великим и удачливым полководцем, так как потерял Шотландию, значительную часть Аквитании и Ирландии; впрочем, это ему могли бы и простить его подданные. Бывают же такие невезучие короли... Все несчастья этого короля произошли из-за его нетрадиционной сексуальной ориентации и превосходившей все разумные пределы страсти к своим фаворитам. Ещё при жизни Эдуарда II возникло стойкое убеждение, что он был пассивным партнёром. Первым фаворитом Эдуарда II был Пирс Гавестон (1284-1312), который с детства воспитывался вместе с королём. Эдуард I (1239-1307, король с 1272) заметил противоестественное увлечение и изгнал Гавестона, которого сразу же вернул Эдуард II. Король засыпал своего любимца драгоценными подарками и различными пожалованиями, вплоть до верховной власти, а Гавестон кичился своим положением, вызывая раздражение большинства баронов.
В истории Англии под словом “бароны” чаще всего подразумевают не носителей этого титула, а самых знатных аристократов страны. Борьба с Гавестоном и за Гавестона продолжалась до 1312 года, когда Эймер де Валенс (1270-1324), 2-й граф Пембрук, пленил Гавестона, а перехвативший его Гай Бошэм (1271-1315), 10-й граф Уорик, велел казнить фаворита. Эдуард II похоронил Гавестона со всеми почестями и вроде бы успокоился, тем более что его власть была ограничена баронами. Семейные отношения королевской четы с этого времени внешне стали вполне благополучными: королева родила мужу четырёх детей, - и так продолжалось несколько лет. Но фавориты у короля всё-таки появлялись, правда, король их особенно не возносил.
В 1318 году Эдуард II под давлением подтвердил ордонансы, ограничивавшие его власть, утвердил совет во главе с графом Пембруком и подтвердил своё стремление во всех делах подчиняться решениям этого совета. В состав совета вошёл и Хью ле Деспенсер-старший (1261-1326), который был сторонником короля ещё во время конфликта из-за Гавестона; он и на этот раз был противником ограничения королевской власти. Хью ле Деспенсер-младший (1285-1326) ещё в 1312 году находился в оппозиции к королю, однако вскоре перешёл на его сторону и уже в 1314 году был пожалован титулами барон Гламорган и барон Деспенсер, а в 1318 году стал канцлером королевства. С этого времени и до самой гибели Деспенсеры были самыми могущественными людьми в Англии. Когда Деспенсер-младший стал фаворитом Эдуарда II, точно неизвестно; вероятно, это произошло в 1314 году, но тогда он стал лишь одним из фаворитов короля, и только в 1318 году, после изгнания барона Роджера д’Амори (1284-1322), он стал единственным и всемогущим фаворитом короля. Деспенсеры оказались довольно успешными администраторами и даже сумели увеличить доходы короля, но своей алчностью и жестокостью они восстановили против себя почти всё королевство. Деспенсер-младший к тому же начал жестоко притеснять королеву Изабеллу, отбирая её владения, сокровища; он даже резко уменьшил средства на содержание королевы. Во время борьбы с баронами Деспенсеры в союзе с королём одержали победу и жестоко расправились со своими врагами, казнив их вождя Томаса Ланкастера (1277-1322). В этой борьбе погиб и Роджер д’Амори, который примкнул к врагам Деспенсеров после своего изгнания из дворца.
После победы Деспенсеры возомнили, что королевство является их собственностью, и произвол фаворита с папенькой стал неограниченным. Отношение Эдуарда II к Изабелле за это время перешло от прохладного к ненависти, с подачи Деспенсера-младшего, разумеется. В одной из хроник даже сообщается, что

"король носит нож в рукаве, чтобы убить королеву, и говорят, что если бы у него не было никакого оружия, он загрыз бы её собственными зубами".
К тому же Деспенсер-младший уволил всех придворных дам королевы и приставил к ней свою жену, Элинор де Клер (1292-1337). Спасло Изабеллу то обстоятельство, что она была сестрой трёх французских королей, сыновей Филиппа IV Красивого (1268-1314, король с 1285). Нет, не сам факт её королевской крови, а необходимость Эдуарда II обратиться к её услугам.
Дело в том, что король Англии, будучи ещё и герцогом Аквитанским, должен был приносить ленную присягу за свои континентальные владения королю Франции. До времени Эдуарду II удавалось уклоняться от этой неприятной процедуры, так как Людовик X (1289-1316, король с 1314) царствовал недолго, а от поездки на континент при Филиппе V Длинном (1291-1322, король с 1316) английский король отговаривался, ссылаясь на войну с Шотландией и на борьбу с непокорными баронами. Однако с Карлом IV (1294-1328, король с 1322) этот номер не прошёл. Французский король в довольно ультимативном тоне потребовал от Эдуарда II принесения ленной присяги за Аквитанию. Так как Эдуард II не выполнил этого условия, то Карл IV объявил все континентальные владения Эдуарда II конфискованными, и французским войскам в 1324 году удалось захватить большую часть Аквитании за исключением приморских областей. Вот тут-то Эдуарду II и понадобилась Изабелла, и по предложению папского нунция он отправил её во Францию, чтобы она договорилась со своим братом о возвращении конфискованных Карлом IV земель.
Как выяснится несколько позже, это была одна из роковых ошибок Эдуарда II. Ведь Изабелла к этому времени была разлучена со своими детьми, которые были переданы под опеку родственникам Деспенсеров. Изабелла во Франции не сумела добиться возвращения английских владений: Карл IV согласился лишь на перемирие до середины 1325 года и выставил условие – если до этого срока Эдуард II или его наследник не прибудут для принесения ленной присяги, то английский король потеряет права на все континентальные владения, так как они будут конфискованы королём Франции. Эдуард II не решался покинуть страну, вполне резонно опасаясь за жизнь и безопасность Деспенсера-младшего. По этим же причинам он не мог и взять его с собой во Францию – ведь обидчиков сестры французского короля там ждала бы очень “тёплая” встреча.
Поэтому в конце августа во Францию прибыла делегация от короля, возглавляемая Джоном Стратфордом (1291-1348), епископом Винчестерским, и бароном Джоном Кромвелем (?-1335); король же не приехал по причине “болезни”. Однако подобный состав делегации не мог решить проблему с ленными владениями, и вскоре Стратфорд с подачи Изабеллы посоветовал Эдуарду II прислать наследника для принесения ленной присяги Карлу IV. Тогда, мол, права на континентальные владения будут принадлежать наследному принцу, а король Эдуард II избавится от неприятной и унизительной церемонии. Эдуард II клюнул на эту наживку, 10 сентября сделал сына герцогом Аквитанским и отправил принца Эдуарда (1312-1377, король с 1327) во Францию, где тот и принёс, наконец, давно ожидаемую присягу Карлу IV.
Перед отъездом принц Эдуард пообещал отцу, что не вступит в брак без разрешения короля; Эдуард II в то время обдумывал планы брачных союзов с Арагоном. Вроде бы, после оммажа Карлу IV миссия королевы и наследника была закончена, и они могли бы вернуться в Англию, но явно не торопились делать этого. Изабелла была счастлива, что вырвала наследника из-под опеки Деспенсеров, и начала в Париже собирать врагов Эдуарда II, готовых присоединиться к ней. Наиболее значительными фигурами в окружении Изабеллы стали Жан Бретонский (1266-1334, граф Ричмонд), Эдмунд Вудсток (1301-1330, граф Кентский), родной брат Эдуарда II, барон Генри Бомонт (1285-1340) и Джон Малтреверс (1290-1365). Граф Кент осенью 1325 года хлопотал о заключении брака с Маргарет Уэйк (1299-1349), дочерью барона Джона Уэйка (1265-1300), которая к тому же была двоюродной сестрой Роджера Мортимера. Не мог бросить Изабеллу и епископ Уильям Эйрмин, которого посвятили в сан епископа Норича во Франции вопреки кандидатуре, выставленной на это место Деспенсерами. По-разному повели себя и официальные посланники короля Эдуарда II. Джон Кромвель, несмотря на многочисленные приказы и увещевания короля, отказался возвращаться в Англию и открыто примкнул к Изабелле. Епископ Стратфорд хоть и вернулся в Англию, но втайне симпатизировал врагам Деспенсеров и короля, впрочем, не вступая с ними в открытую конфронтацию. Задержаться во Франции Изабелле помогло и то обстоятельство, что Карл IV вернул Эдуарду не все континентальные владения, а удержал графство Аженуа в качестве компенсации за военные расходы по подчинению Гаскони. Правда, он начал вывод французских войск из Гаскони сразу же после оммажа принца Эдуарда. Королева Изабелла объясняла мужу, что она пытается убедить Карла IV изменить своё решение. Тем временем Эдуард II спохватился, что наследник престола фактически находится во Франции на положении заложника. Он послал во Францию Уолтера Степлдона (1261-1326), епископа Экзетерского и казначея Англии, который должен был вернуть королеву с сыном в Англию, но миссия последнего провалилась. Изабелла за себя и за наследника отказалась возвращаться в Англию до тех пор, пока король не прогонит Деспенсеров. Карл IV на обращение Степлдона ответил, что Изабелла приехала во Францию по доброй воле, а он не может прогнать свою сестру. С этого момента Эдуард II прекратил финансирование Изабеллы и наследника; однако Карл IV взял на себя все расходы по их содержанию, а Степлдон поспешил тайком покинуть не слишком гостеприимную Францию и вернулся в Лондон 31 октября.
Интересно, что Степлдон, хоть и был ярым сторонником короля и Деспенсеров, никогда не обвинял Изабеллу в том, что та участвовала в заговоре против Эдуарда II. (Продолжение следует)

Эдуард II Плантагенет (Edward) (25 апреля 1284, Карнарвон - 21 сентября 1327, Беркли), король Англии с 1307 из династии Плантагенетов, правил страной, находясь в постоянном конфликте с баронами.

Четвертый сын Эдуарда I и его первой жены Элеоноры Кастильской. Смерть старшего брата сделала Эдуарда в августе 1284 наследником английской короны. Уже в 1297 в связи с отплытием короля во Фландрию Эдуард номинально был провозглашен регентом. В феврале 1301 Эдуард I сделал сына принцем Уэльским и графом Честерским. С этого момента наследник начинает принимать активное участие в политической жизни, регулярно сопровождая отца в военных кампаниях.

Личность

По описаниям современников, Эдуард II был удивительно красивым мужчиной, прекрасным наездником и неплохо владел мечом, но при этом он всегда не любил сражения (предпочитал уклоняться даже от рыцарских турниров), в тех же из них, которые он все же был вынужден дать, он проявил себя довольно бездарным полководцем. Не обладая государственным умом, Эдуард был плохим политиком. С юности он старался избегать общества рыцарей (за исключение нескольких близких друзей), отдавая предпочтение компаниям каменщиков (уже будучи королем, он гордился своим умением копать ямы и крыть крыши) и конюхов. В 1308 Эдуард женился на французской принцессе Изабелле, дочери короля Филиппа IV, которая родила ему четырех детей. Однако сердце Эдуарда принадлежало не его красавице жене, а фаворитам: сначала Пьеру Гавестону, а затем - Деспенсерам (у короля была связь как с отцом, так и с сыном).

Внутренняя политика

Вскоре после коронации Эдуарда II при дворе сложилась баронская оппозиция. В феврале 1310 собрание английских баронов избрало из своей среды 21 представителя, которым было поручено разработать ордонансы, ограничивающие королевские прерогативы. Целью баронов было отстранить от государственных должностей ненавистного при дворе и в народе Пьера Гавестона (во время пребывания короля на континенте в 1308 Гавестон был назначен регентом Англии, а потом - правителем Ирландии), а также обуздать тираническое и некомпетентное правление самого Эдуарда, заставив его отчитываться в своих действиях перед парламентом, который должен был созываться ежегодно. В сентябре 1311 парламент утвердил ордонансы, однако Эдуард смог уклониться от выполнения выдвинутых баронами условий. Единственное, чего оппозиционерам удалось достигнуть, была казнь Гавестона в 1312.

Внешняя политика

Разногласия при английском дворе позволили королю Шотландии Роберту Брюсу отвоевать большую часть своего королевства. В 1314 Эдуард повел свою армию на север, но потерпел поражение в битве при Бэннокберне. Вторая экспедиция в Шотландию была столь же неудачной. Эдуард был вынужден заключить с Брюсом перемирие на 13 лет.

В 1323-25 разразилась очередная война за Аквитанию (так называемая война Сен-Сардо). Военные действия были менее успешными, чем при Эдуарде I. Английские войска быстро капитулировали. По условиям мира Эдуард обязался выплачивать Карлу IV контрибуцию, также были существенно урезаны английские владения на континенте.

Низложение и смерть

Для переговоров с королем Франции Эдуард отправил свою жену (сестру Карла IV) и старшего сына Эдуарда. В Париже ненавидящая мужа королева вошла в сговор с одним из бежавших из Англии баронов, Роджером Мортимером. В 1326 заговорщики высадились в Англии и вскоре захватили короля в плен. Пленный король отказался от короны в пользу принца Эдуарда, однако это не помогло ему сохранить жизнь. Он был убит в замке Беркли, предположительно по приказу королевы и Мортимера. Его тело было торжественно похоронено в аббатстве Святого Петра в Глостере.