Ацтекский бог войны. Ацтекские боги для чайников

Кратко о статье: Боги и чудовища Мезоамерики.

Зов джунглей
Бестиарий ацтеков

Религия, искусство и наука - ветви одного дерева.

Альберт Эйнштейн

В мае этого года мы уже писали об ацтеках - свирепых воинах, хитрых политиках и прирожденных администраторах, построивших одну из самых могущественных империй Мезоамерики. Империю, не последнюю роль в гибели которой сыграла религия. Вера в сверхъестественных существ заставила индейцев считать испанцев богами и трепетать от страха при виде конкистадоров, сидящих верхом на невиданных доселе лошадях (что, впрочем, не мешало им отрубать головы скакунам одним ударом мечей-макуауитлей). Многие ацтеки даже и представить не могли, что «возвращение» Кецалькоатля - Кортеса станет для них концом света.

О бестиарии ацтеков сохранились лишь обрывочные сведения. Испанские священники как следует позаботились о том, чтобы вымышленные обитатели южноамериканских джунглей никогда не покинули барельефов разрушенных пирамид. Однако даже несколько картинок в полуистершихся кодексах создают картину удивительного мира, в котором богов было больше, чем фантастических животных. Встречайте - вымышленные существа, погубившие реальную империю!

Божественная комедия

Начальные страницы бестиария ацтеков посвящены истории нашего мира. В первое «солнце» (эпоху) богам сильно мешал гигантский Сипактли - гибрид рыбы и крокодила, на каждом суставе которого росла голова с разинутой голодной пастью. Боги спустились вниз в изначальный мировой океан, схватили бедного монстра за конечности и принялись тянуть в разные стороны до тех пор, пока не порвали беднягу на части. Впрочем, Сипактли успел откусить Тескатлипоке ногу, так что на большинстве рисунков он щеголяет с культей.

Голова монстра стала небесами, туловище - землей, а хвост - преисподней (сравните с шумерским мифом о Тиамат). Боги населили землю людьми-великанами. Но вскоре небожители поссорились друг с другом, сбили с неба солнце каменной дубинкой, а разозленный Тескатлипока создал ягуаров и приказал им сожрать всех людей.

Когда эмоции улеглись, боги сотворили новых людей - на этот раз небольшого размера. Поначалу все шло хорошо, но потом эти неблагодарные твари перестали поклоняться небожителям, и Тескатлипока решил проучить их, превратив в обезьян. Кецалькоатлю это не понравилось, и он сдул всех приматов с Земли, вызвав невиданный ураган (часть обезьян, по всей видимости, спаслась, уцепившись за деревья, - с тех пор так и повелось).



Сипактли. Даже самые «зверские» боги изображались в человеческом облике.

На третье «солнце» Тескатлипока отличился, соблазнив жену бога дождя Тлалока (особо напрягаться ему не пришлось, так как он имел дело с богиней секса), временно исполнявшего обязанности дневного светила. Последний так загрустил, что отвлекся от основной работы и устроил людям великую засуху. Те начали молить о дожде, однако выведенный из душевного равновесия бог дал им ассиметричный ответ в виде огненного града, уничтожившего всю Землю.

Боги довольно быстро отстроили ее заново, но неугомонный Тескатлипока так сильно огорчил богиню вод Чальчиутликуэ, что она плакала кровью 52 года, в результате чего часть людей утонула, а часть превратилась в рыб.

Сейчас на дворе эра пятого «солнца». Ацтеки поддерживали его борьбу с ночью, регулярно потроша людей на вершинах пирамид. Уже почти 500 лет ритуалы не соблюдаются, однако вечная тьма и превращение в каких-нибудь животных (например, слепых кротов) нам не грозит. Согласно древним преданиям, пятый мир погибнет от ужасных землетрясений.

Загадай желание

Кант считал, что человек благоговеет от двух вещей - звездного неба над головой и морального закона внутри себя. Он явно не жил среди ацтеков, веривших, что звезды - это демоны цицимиме. Костлявые женщины с когтями пытаются погасить Солнце, а во время солнечных затмений спускаются на землю и едят людей. Вероятно, увидав падающую звезду, ацтеки так же, как и мы, загадывали желание. Выжить.


Звездочка по имени цицимиме.




Слева - Венера глазами римлян. Справа - Тлауискальпантекутли, планета Венера глазами ацтеков, жестокий и страшный бог утренней зари, обожавший поражать людей с неба дротиками. В этом смысле «венерическая болезнь» у ацтеков - проникающее ранение.

Птицы высокого полета

Бестиарий ацтеков интересен тем, что в нем смешались боги и звери. Многие высшие существа ассоциировались с конкретными животными либо имели зооморфный облик. И наоборот - многие животные наделялись божественными чертами. По числу вымышленных существ ацтеки способны конкурировать с создателями игровой системы Dungeons & Dragons - одних только богов у них насчитывается около сотни.

В древнейших легендах ацтеков доминируют птицы. История этого народа начинается с цапель. По крайней мере, название легендарной прародины - Астлана - переводится как «страна цапель»*. Оттуда ацтеков вывел божественный колибри по имени Уицилопочтли («колибри левой стороны» либо «колибри-левша»), а свою столицу они заложили в том месте, где на кактусе сидел орел (и клевал змею, по другим версиям легенды - ел мелкую птицу либо сам кактус).

*Этот факт спорен, так как на языке науатль «страна цапель» звучит как «Ацтатлан».

Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из главнейших ацтекских богов. Он появился на свет от богини Коатликуэ - довольно милой женщины, которая носит юбку из змей и ожерелье из человеческих сердец, а на ногах отрастила когти для разрытия могил. Однажды, когда богиня подметала храм, на нее упал пучок перьев. От этого дама чудесным образом забеременела, что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Та замыслила убить мать, опозорившуюся с перьями. Уицилопочтли, находившийся в утробе матери, услышал об этом и как следует подготовился. Непосредственно перед убийством он выскочил из матери в полной боевой экипировке, отрубил сестре голову и закинул ее на небо, где та стала Луной. Даже колибри иногда бывают опасны.


Статуя Коатликуэ.

Бог дождя Тлалок был похож на человека - за исключением совиных глаз, клыков ягуара и змей на лице. Его «подведомственные» животные - лягушки и змеи. В небесные владения Тлалока попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. Каждый год в честь этого бога ацтеки топили множество детей.

Орлы были представителями солнечного бога Тонатиу. С именем этого божества связаны «фирменные» ацтекские жертвоприношения, так как кровь считалась «топливом» Солнца, без которого оно остановится, потухнет и погубит весь мир. Счет жертв шел на десятки тысяч в год, хотя, возможно, их преувеличивали как сами ацтеки (чтобы соседние племена их боялись), так и испанцы (желавшие выставить индейцев в черном свете).



Тласольтеотль, «Пожирательница экскрементов», покровительница разврата. В годы засухи для нее к столу привязывали мужчину и метали в него дротики. Капающая кровь символизировала дождь.


Тонатиу (буквально - «Солнышко») держит в руке свой символ - орла.

На более простом, бытовом уровне ацтеки пугали своих детей птицей Ткакло Хорк (буквально - «Птица смерти»). Она жила высоко в горах и была достаточно сильна, чтобы схватить ребенка и утащить его к своим птенцам в гнездо, усыпанное человеческими черепами.

В мире животных

Близ рек обирает Акуизотль - существо вроде черной выдры или обезьяны с собачьей головой, ловкими руками и дополнительной конечностью вместо хвоста, которую оно выставляет из воды, чтобы схватить добычу. По ночам Акуизотль подражает плачущему ребенку, заманивая доверчивых путников. Тело жертвы, утащенной под воду, вскоре всплывает. Плоть цела, ни одной царапины на коже. Отсутствуют лишь глаза, зубы и ногти - именно их этот монстр считает самыми лакомыми.

Собака бывает кусачей

В монстрятнике Dungeons & Dragons (книга Fiend Folio) можно встретить демоническую ацтекскую обезьянку по имени Акуизотль. Голова и лапы у нее собачьи, вместо хвоста растет рука. Кроме того, среди Покемонов есть Айпом - копия Акуизотля, только без людоедских привычек.




Акуизотль и его дальний родственник Айпом.

В случае с Акуизотлем «собака порылась» в истории. Так звали ацтекского императора, правившего в период с 1486 по 1502 годы. На его гербе была изображено существо, похожее на собаку с рукой вместо хвоста. Правление Акуизотля было коротким и деспотичным даже по меркам суровых ацтеков, так что народная память быстро превратила тирана в собаку-монстра.

Бог Шолотль имел три облика: скелета, собакоголового мужчины или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Он служил проводником душ в подземном мире, насылал на людей молнии, огонь и неудачу.


Шолотль и его лысый проводник душ.

В честь Шолотля была названа древняя порода голых мексиканских собак (шолоитцкунтли). Ацтеки верили, что Шолотль сделал этих собак из костяной муки, смешанной с кровью из пениса Кецалькоатля - то есть из того же материала, что и людей. Индейцы держали этих собак в качестве священных домашних животных, полагая, что после смерти хозяина они отведут его душу куда надо. Что, впрочем, не мешало им подавать шолоитцкунтли на стол в жареном виде (блюда из собак вызывали у испанцев не меньший шок, чем залитые кровью ступеньки пирамид).

Еще одна ацтекская собака - богиня Чантико, «Та, что живет в доме». Сфера ее метафизической ответственности довольно разнообразна: домашний очаг, созревание кукурузы и извержения вулканов. Однажды во время поста эта сельхозвулканическая богиня не удержалась и съела жареную рыбу с паприкой. Употребление паприки в пост было запрещено, так что вероотступница была превращена в собаку. Изредка она принимает облик красной змеи. Опознать Чантико можно по венцу из ядовитых кактусовых колючек на голове.

Койота ацтеки назначили богом музыки, танцев и веселья по имени Уэуэкойотль. К телу койота народная фантазия приделала человеческие конечности. Он умеет менять облик и, подобно скандинавскому Локи, обожает розыгрыши. Как правило, шутки койота с богами в итоге оборачиваются против него самого. Иногда Уэуэкойтлю становится скучно и он затевает войны между людьми.

Ягуар отождествлялся с богом по имени Тепейолотль, то есть «Сердце гор». Он жил в горных пещерах, оглашал землю своим ревом (производил землетрясения) и создавал горное эхо, а его шкуру покрывали пятна, символизирующие звезды на ночном небе. Кроме того, ягуар был одним из любимых обликов Тескатлипоки - «дымящегося зеркала», бога-колдуна, покровителя жрецов и разрушителя мира.


Бог огня Шикутекутли. Именно ему посвящали пепел сожженных человеческих сердец.

Второе «солнце» закончилось ураганом и превращением людей в обезьян, поэтому вполне логично, что бог ветра Эхекатль изображается с обезьяньим телом. Голову его украшает красный птичий клюв, а вместо хвоста шевелится змея. Кому-то это зрелище может показаться несимпатичным, но согласно легендам Эхекатль принес в наш мир любовь, первым из богов полюбив смертную женщину Майяуаль. Вероятно, именно тогда возник стереотип о том, что мужчина должен быть лишь чуть красивее обезьяны. Главное, чтоб кое в чем другом он не уступал богу.


Уэуэкойотль, «Старый-старый койот».



Ягуар Тепейолотль, «Сердце гор».



Майяуаль. Стала богиней благодаря кроликам и агаве.

Однажды Майяуаль заметила, что кролик, поевший агавы, бегает по полю в совершенно неадекватном состоянии. Так она открыла алкогольный потенциал этого кактуса, за что боги сделали Майяуаль богиней - персонификацией агавы. Согласно легенде, она родила Сенцон Тоточин - 400 кроликов, которые стали покровителями опьянения (есть сведения, что ацтеки измеряли степень опьянения по шкале от 1 до 400 кроликов). До сих пор в Мексике принято перед распитием пульке плеснуть немного напитка на пол в качестве жертвы кроликам.

В дальнейшем Майяуаль вышла замуж за бога Патекатля, олицетворявшего травы и корни. Его имя переводится соответствующим образом: «Он из страны лекарств». Понятие «лекарства» ацтеки воспринимали довольно своеобразно, так что главной функцией Патекатля стало покровительство алкоголю.


Пульке. До недавнего времени его не разливали в банки и он продавался только в Мексике.

В сухих хлопковых деревьях спрятаны двери, ведущие в царство чанеков - своеобразных элементалей, духов природы, охраняющих ее от человека. При необходимости они нападают на него и «выбивают» душу из тела, после чего уводят ее к себе вглубь земли. Существуют ритуалы, вызывающие душу назад, однако если не исполнить их вовремя, тело погибнет. Поздние версии легенд описывают чанеков как детей с лицами стариков.

Одного из персонажей «Плоского мира» Пратчетта звали Двацветок. А у ацтеков был бог невоздержанности Макуильшочитль, что буквально означает «Пять цветков». Он часто изображался в виде черепахи с человеческой головой. В основании статуй вырезались изображения психоактивных грибов, табака, олилукви (семян Turbina corymbosa, отвар из которых давали подозреваемым в преступлении, чтобы они сказали правду), хеймии иволистной (слухового галлюциногена, изменяющего восприятие звуков и раскрашивающий мир в желто-белые тона, из-за чего растение называли «открывающим солнце»). Другие «цветки» не опознаны.


Патекатль. Не обращайте на его внешность внимания. Он из страны лекарств.

Учитывая это, а также то, что Макуильшочитль обычно изображался с открытым ртом и закатившимися глазами, ученые делают вывод о «профессии» этого бога. Он покровительствовал не обычным обжорам или пьяницам, а в основном наркоманам. Вернее говоря - жрецам, входившим в наркотический экстаз, как к себе домой.

Полноправной богиней цветов была Шочикецаль, «Цветочная птица» (по ацтекскому обыкновению она отвечала также и за вещи, очень далекие от флоры - например, танцы, игры и проституцию). Ее свиту составляли птицы и бабочки. В отличие от других ацтекских богов, богиня цветов не требовала, чтобы ее почитатели душили друг друга собственными кишками. Ей было достаточно, чтобы люди один раз в 8 лет устраивали цветочные празднества.

Богиня кукурузы носила имя Чикометоатль, что означало «Семь змей». В сентябре ею назначали девочку, которую под конец месяца обезглавливали, сливали с тела кровь и поливали статую богини. Жрец снимал с трупа кожу и носил ее на себе.

Ацтеки очень уважали змей и посвящали их многим богам. «Белым облачным змеем» называли Мишкоатля, покровителя небес и охоты. Его физическим воплощением был Млечный путь - большая белая «змея» за облаками. Ранее он имел облик оленя или кролика, однако позднее стал человеком-змеем, стреляющим стрелами-молниями и высекающим небесный огонь с помощью кремня.



Макуильшочитль, он же Шочипилли. Какое веселье - такой и бог.

Судя по мифам, любимым занятием Мишкоатля было оплодотворение ничего не подозревающих богинь с помощью самых неподходящих для этого предметов. Его подозревают в вышеописанной беременности Коатликуэ, где бог принял форму шарика из перьев. Еще одна легенда гласит, что он превратился в каменный нож и упал на Коатликуэ, отчего та родила звезды и Луну.


Шочикецаль. Если хотите обрадовать ее - носите маску из цветов.

Бог длинных ножей

Ацтеки обожествляли все подряд, но среди богов маиса, тумана или паровых бань особое место занимал бог ножей Ицтли (буквально - «Нож»). Каменные ножи были главными инструментами ацтека - ими работали по хозяйству, ими вскрывали жертв и ими же пускали себе кровь во славу богов. Ицтли считался прислужником злодея Тескатлипоки.


Режущая кромка хорошо обработанного обсидиана может достичь молекулярной толщины, недостижимой для ножей из стали.

Охотники поклонялись Мишкоатлю традиционным для ацтеков способом - во время осенних празднеств убивали специально выбранную женщину, ударив ее головой о камень четыре раза. Далее голова отрезалась, и специально выбранный мужчина показывал ее всем собравшимся. После этого ему самому вырезали сердце.


Мишкоатль, Большая белая змея.

К змеям можно также отнести Сиуакоатль (буквально «Женщина-змея»), одну из древнейших богинь Мезоамерики. Как следует из ее имени, воплощением Сиуакоатль были змеи, реже орлы. Она покровительствует женщинам, умершим во время родов, повивальным бабкам и паровым баням, где у ацтеков чаще всего и происходило деторождение. Одной из ее ипостасей была Тонацин - лягушка, глотающая каменный нож. Статуи Сиуакоатль обычно стояли с открытым ртом. Богиня жаждала жертв, поэтому каждый день в Теночтитлане для нее убивали людей.

Свиту женщины-змеи составляли сиуатетео - духи мертвых рожениц. Роды считались разновидностью битвы, и по уровню почета умершие роженицы приравнивались к павшим воинам. Останки таких женщин якобы могли придавать силу мужчинам-бойцам (неясно, использовались ли они в качестве амулетов, либо речь шла о каннибализме), а их призраки выходили по ночам на перекрестки дорог и устраивали всякие гадости: похищали детей, сводили с ума или склоняли мужчин к супружеской измене.


Сиуатетео. Для призрака женщины, умершей в мучениях, выглядит неплохо.

Волшебные змеи часто фигурируют в вышеупомянутой легенде про Уицилопочтли и Койольшауки. Например, огненный змей Шиукоатль послужил мечом, с помощью которого бог-колибри отрубил сестре-Луне голову. Змеи обвивают руки статуи Койольшауки - вероятно, затем, чтобы никто даже и не думал покушаться на золотые колокольчики, украшавшие лицо богини, или на ее голую грудь.



Уицилопочтли держит в руках Шиукоатля.

Немало внимания ацтеки уделяли вымышленным насекомым. К таковым, например, относится самая заурядная блоха. Да, блоха. С лицом обезьяны, кошачьими лапами и панцирем броненосца. Другие популярные персонажи мифов - скорпион и кузнечик. Человек по имени Яппан дал обед безбрачия, однако по наущению злого бога Яотля нарушил его и был превращен в скорпиона. Теперь он прячется от стыда под камнями и преследует Яотля, которого другие боги превратили в кузнечика.



Божественный Яппан.

А над всем этим безобразием реет бабочка судьбы Ицпапалотль. Ее крылья усеяны обсидиановыми лезвиями, на руках - когти ягуара, на ногах - когти орла, а вместо языка - нож. Ученые не исключают, что «когтистая бабочка» на самом деле была летучей мышью.

Иштлильон («Кто-то маленький с черным лицом») был богом здоровья, специализировавшимся на детях. Когда ребенок впервые начинал говорить, Иштлильону приносили жертву. Перед его статуей выставлялись кувшины с «черной водой», которой потом можно было лечить детей.

Добрая богиня воды Чальчиутликуэ, что буквально означает «Дама в зеленой юбке», «курирует» рыб, в создании которых она принимала самое непосредственное участие. Из ее плаща вытекает вода, в которой плавают маленькие дети.



Чальчиутликуэ с водяным плащом.

Летучие мыши, пауки и совы ассоциировались с Миктлантекутли - владыкой Миктлана (подземного мира), милейшим персонажем в виде окровавленного скелета. Проводником душ в его мир работал собакоголовый бог Шолотль. Вход в подземный мир охраняла огромная черная пума - бог по имени Аколмистли («Сильная кошка»). Ее рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю. В Миктлан попадали люди, умершие естественной смертью. Интересно, что одним из способов поклонения Миктлантекули был ритуальный каннибализм, что в случае с людьми, умершими от старости и болезней, было не самой хорошей идеей.

Мецтли - Луна, некогда имевшая неосторожность светить так же ярко, как и Солнце. Избыточная иллюминация раздражала богов, поэтому один из них взял кролика и кинул его в Луну. Свет Мецтли померк. Бедное животное можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо лунные пятна складываются в кролика во время полнолуния.



Ацтекские божества по версии компании Lego.

Это интересно
К западу от мексиканского города Пуэбло находится пирамида Чолуа. По легенде, ее построил Келуа - один из гигантов, населявших землю до людей и спасшийся от гнева богов в горах. Чолуа - крупнейшая пирамида и крупнейший монумент человечества, превосходящий объемом пирамиду Хеопса почти на 30%.
Именем Мишкоатля назван один из кратеров на Ио, спутнике Юпитера, а также редкая разновидность саламандр (Pseudoeurycea mixcoatl), обитающая в мексиканских горах.
Статуя богини Коатликуэ является во сне Тени - главному герою романа Нила Геймана «Американские боги».
В 1978 году при строительстве метро Мехико был найден большой круглый камень с изображением расчлененной Койольшауки. Эта находка в итоге привела археологов к погребенным руинам главного храма Теночтитлана.
Возможно, слово «Мексика» произошло от имени лунного бога Мецтли.



Из земли выкопана лишь часть пирамиды Чолуа. К настоящему времени археологи исследовали уже 8 км внутренних тоннелей.

Для Мезоамерики характерна необычайно высокая концентрация божественных существ. «Рядовых» монстров вроде единорога или василиска встретить здесь сложно. У многих обычных животных имеется сверхъестественный покровитель - и, кто знает, может быть, наш любимый бог воплотился вон в того ягуара? Очень жаль, что культура ацтеков была уничтожена, иначе мы бы лучше знали их мифологию, а бестиарий D&D пополнился бы тварями с яркими перьями и острыми зубами.

В сущности же, какой бы бесчеловечной ни казалась религия ацтеков, их бестиарий мало чем отличается от зверинцев других культур. Те же мотивы, те же легенды. И много-много крови.

«Боги Ацтеков похожи на других богов региона Мезоамерики. По легенде, родиной древних Богов Ацтеков являются, до сих не обнаруженные археологами - Семь Пещер Чикомосток. Легендарный город Ацтлан, также фигуриует в мифах Ацтеков и считается прародиной ацтекского народа.»

Основной пантеон ацтекских богов: Камаштли Ацтекский Бог звезд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. С помощью небесного свода, Камаштли разжег первый огонь для людей. Камаштли - является одним из четырех богов, которые создали мир. Миктлантекутли Владыка царства мертвых. У Ацтеков, Миктлантекутли являлся богом загробного мира, ада. Миктлантекутли изображался в образе скелета или с голым черепом с торчащими зубами. Его всегда сопровождали сова, летучая мышь и паук. Женой его является Миктлансиуатль. Уицилопочтли Был Богом Ацтеков. Уицилопочтли обещал им, что приведет в благословенное место, где те станут избранным народом для него. Случилось это при вожде Теноче. Шипе Тотек У ацтеков – Бог, связанный с древними божествами весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Шипе Тотек - Бог сельского хозяйства, весны, времен года. Были и другие ацтекские Боги. Список их очень велик. Одно ацтекское божество может иметь несколько имен. Стоит перечислить нескольких из этих Богов: Кетцалькоатль Известный как Кукулькан, пернатый змей является символом большой духовной мезоамериканской культуры, широко представлен в искусстве и иконографии древней цивилизации Ацтеков. Тескатлипока Повелитель ночного неба у Ацтеков, бог войны, неба и земли, Бог памяти предков, Бог времени, антагонист Кетцалькоатля. Тлалок Верховный Бог дождя, земного плодородия и воды. Индейцы боялись гнева Тлалока. Когда Тлалока злился, то он посыл град, гром и молнию.

Правители ацтеков:

Полный список всех правителей Ацтеков: Акамапичтли Годы правления: 1371/6 - 1396 Уилицилипутль Годы правления: 1396 - 1414 Чимальпопока Годы правления: 1414 - 1428 Ицкоатль Годы правления: 1428 - 1440 Монтесума I Годы правления: 1440 - 1469 Ашаякатль Годы правления: 1469 - 1481 Тисок Годы правления: 1481 - 1486 Ауисотль Годы правления: 1486-1502 Монтесума II Годы правления: 1502 - 1520 Куитлауак Годы правления: 1476 - 1520. Куаутемок Годы правления: 1520 - 1521 Народный герой Ацтеков: Несауалькойотль Годы правления Несауалькойотля: (28 апреля, 1402 – 4 июня 1472) - философ, воин, архитектор, поэт и правитель Тлатоани, города-государства Тескоко в доколумбовой эпохи в Мексике.

– бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль – один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут – топор-кельт.

Камаштли – бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль – бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Кецалькоатль – “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан – бог четырех Святых Даров – огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба.

Мецтли – в мифологии ацтеков – бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли – владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль – "облачный змей". Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль – бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами.

Тескатлипока – один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок – бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.

Тонатиу – в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет пятой, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли – бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков – бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак – бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек – в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш – «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.

Мифология ацтеков очень разнообразна и увлекательна, в пантеоне индейцев насчитывается около сотни богов. Не желая перегружать эту статью избыточной информацией и превращать ее в мини-энциклопедию, мы ограничились наиболее яркими божествами, занимавшими видное место в культуре ацтеков. Это пернатый змей Кецалькоатль, покровитель жрецов Тескатлипока, «поедающая нечистоты» Тласольтеотль и, конечно же, кровавый бог войны Уицилопочтли.

Многие божества Центральной Мексики являли собой воплощения небесных тел, таких как Венера, Солнце и даже звезды Млечного Пути. В этом плане ацтеки удивительно схожи с древними римлянами, которые также обожествляли планеты (достаточно вспомнить культ Марса - покровителя Рима и бога войны). Кстати, планета Венера, которую также называют утренней звездой, вызывала у ацтеков священный трепет. Согласно верованиям индейцев, ее свет способен причинить человеку колоссальный вред и навлечь на него всяческие бедствия.

Индейцы приписывали богам не только сотворение мира и человека, но даже изобретение такой тривиальной вещи, как пульке - крепкий спиртной напиток, получаемый из сока агавы. Согласно представлениям ацтеков, боги решили изобрести средство, побуждающее людей петь и плясать. Дурманящий напиток был передан людям. Жрецы использовали пульке при проведении и прочих религиозных церемоний.

Пернатый змей Кецалькоатль

Этот бог представляет собой некий гибрид змеи и райской птицы. Соответственно, он является воплощением змеиной мудрости и красоты пернатого. Согласно легенде, Кецалькоатль подарил людям пищу - превратившись в муравья, он выкрал зерна маиса из подземных кладовых. Кроме того, пернатый змей считается изобретателем календаря. Благодарные люди строили в честь бога многочисленные храмы и пирамиды.

Кецалькоатль повелевает стихиями, это один из богов-демиургов (создателей мира и человека). Одной из его форм является Эхекатель, почитаемый, как бог ветра. Поначалу поклонение Кецалькоатлю не предполагало принесение человеческих жертв. В качестве подношения богу использовались только колибри и бабочки. Но, видимо, со временем пернатый змей стал более кровожадным, и тогда в ход пошли люди.

Самые ранние изображения Кецалькоатля относятся приблизительно к 8..5 векам до н.э. Иногда божество высекали на камне в виде грозного человека в маске и с бородой, но чаще его можно было встретить в облике змеи, частично покрытой перьями. Ацтеки верили, что пернатый змей способен воплотиться в облике человека. В частности, они считали испанского завоевателя Фернандо Кортеса одной из инкарнаций Кецалькоатля.

Покровитель жрецов Тескатлипока

В мифологии майя и ацтеков Тескатлипока почитается как владыка стихий, способный вызывать разрушительные землетрясения. Это уникальный персонаж, который одновременно является и создателем, и разрушителем мира (этакий индейский аналог бога Шива). Тескатлипока наказывает преступников и благоволит жрецам, он повелевает холодом и звездами. Иногда его воспринимали как колдуна, способного изменить свой физический облик.

Одним из атрибутов бога Тескатлипока является Итлачиаякуе - дословно это можно перевести, как «место, из которого он глядит». Из этого таинственного зеркала исходит дым, который способен убивать врагов бога. В правой руке у Тескатлипока находится четыре стрелы, как символ неотвратимой кары, которую он сулит грешникам.

Надо отметить, что в мифологии индейцев Тескатлипока тяготеет к прекрасным девушкам. Однажды ему даже довелось соблазнить восхитительную Шочикецаль (богиню цветов), которая уже состояла в браке с Шочипилли. Так что добродетельный бог, любитель наказывать людей за их пороки, и сам не без греха.

Уицилопочтли - кровавый бог войны

Это одно из самых темных и жестокий божеств ацтекского пантеона. Уицилопочтли (которого также называют Вицлипуцли) известен как бог войны и покровитель города Теночтитлан. Именно ему древние индейские жрецы приносили наиболее жестокие и кровавые жертвы. По легенде Уицилопочтли постоянно сражался с силами Тьмы, а силу для этого бог получал именно через жертвоприношения.

В качестве изображения божества была выбрана человекоподобная фигура, на голове которой красовался шлем, имитирующий клюв колибри. В левой руке Уицилопочтли располагался лук с четырьмя стрелами, дротики и копьеметалка. В правой руке у божества находилась дубинка в форме извивающейся змеи.

Надо сказать, что нрав Вицлипуцли вполне соответствует его грозному облику. Согласно одной из ацтекских легенд, однажды он отрубил голову своей собственной сестре по имени Койольшауки. Вы спросите, зачем он это сделал? А чтобы доставить людям удовольствие лицезреть Луну - отрубленная голова долетела до неба и каким-то образом превратилась в ночное светило. Оно и правильно. А то как бы мы читали ?

Поедающая грязь Тласольтеотль

Несмотря на довольно неблагозвучное имя (пожирательница грязи или экскрементов), эта ацтекская богиня занимала видное место в пантеоне индейцев. Она помогала людям очиститься от похоти, запретных страстей и тому подобных греховных напастей. Впрочем, богиня Тласольтеотль могла не только гасить страсти, но и возбуждать их, а также насылать на неугодных ей людей венерические болезни и безумие.

Изображали богиню в виде женщины с обнаженной грудью, облаченной в одеяния из хлопка. Непременным атрибутом Тласольтеотль было продетое в нос кольцо в виде полумесяца. На голове богини красовался головной убор, изготовленный из перьев перепелки. На шее Тласольтеотль находилась вымоченная в крови веревка или коралловая змея, символизирующая грехи.

Как и многие прочие боги ацтеков, Тласольтеотль была весьма требовательна по части жертвоприношений. По осени народ устраивал грандиозный праздник в ее честь. Кульминацией события было принесение в жертву молодой женщины. Из ее кожи изготавливали накидку, которую потом носил жрец, олицетворяющий Тласольтеотль. В засушливые годы в жертву богине полагалось приносить мужчину. Пленника привязывали к столбу, а затем бросали в него дротики. Ацтеки полагали, что капающая на землю кровь способна вызвать дождь.

Религия ацтеков притягивает к себе внимание исследователей со всего мира и это объяснимо. Дело здесь даже не в самобытности, которой обладали боги ацтеков , (известный факт: мифология индейских цивилизаций Мезоамерики перекликается между собой) и не в их количестве (олимп, которым обладали ацтеки, пантеон богов этого народа, считается одним из самых многочисленных), а в особом отношении ацтеков к вере, в том, как индейцы почитали своих идолов. И действительно ацтеки, их религия не могли не вызвать интерес, что же это за вера, что требует бесконечных подношений и кровавых ритуалов жертвоприношения.

Религия ацтеков: строение вселенной и роль богов.

Мифология ацтекского народа фактически была основана на деяниях богов ацтеков, которые выступали как в качестве творцов мира, так и в качестве создателей цивилизации людей. Религия ацтеков оперирует сразу несколькими теориями зарождения жизни и появления вселенной. Согласно первой, за создание всего и вся отвечало два бога, два владыки религии ацтеков, находящихся в постоянном соперничестве и борьбе за власть, - Тескатлипока и Кетцалькоатль, причем Тескатлипока в легендах встречается сразу в нескольких ипостасях, Черный и Красный Тескатлипока. Божествами религии ацтеков было побеждено мифическое чудовище, из тела, которого впоследствии и была создана вселенная. После своего формирования, как говорит религия ацтеков, мир неоднократно перерождался - своеобразная теория эволюции, такая, какой ее видели ацтеки, боги этого народа. По ацтекской мифологии каждая новая эра, эпоха вселенной и Земли, какой ее задумали религия и боги ацтеков, сопровождалась гибелью старых и рождением новых людей, а вместе с ними растений и животных. Сегодня люди живут в пятую эпоху, а значит, в пятый раз в истории вселенной изменились имена богов у ацтеков, сами боги и окружающий мир.

Другая версия повествует о едином боге, Тлоке Науаке, ставшем творцом вселенной. Религия ацтеков говорит, что Тлоке Науаке создал море, небо и землю и разделил их на уровни, чтобы для всех его детей нашлось место во вселенной. Мир небес, согласно религии ацтеков, был поделен верховным существом на 13 уровней, подземное царство - на 9, а земля, территория людей, осталась нетронутой, лишь четыре могущественнейших сына Тлоке Науаке, первые боги-ацтеки , разошлись по четырем сторонам света, чтобы присматривать за творениями отца.

Впрочем, вне зависимости от гипотез, различных легенд и теорий, религия ацтеков и мировоззрение индейского народа были неразрывно связаны с культом богов, которых в общей сложности насчитывалось несколько десятков. Религия ацтеков, наследие ацтекской веры считается одним из богатейших во всем мире. На территории ацтекского государства располагалось около 40 тысяч построек, принадлежащих религии ацтеков, среди которых были и величественные храмы, и эпичные пирамиды. Огромнейшее влияние богов, религия ацтеков, власть жрецов и правителей, являвшихся представителями божественных сил на земле, - вот, что заставляло ацтеков возводить сооружения, удивляющие своей архитектурной мыслью.

Всевластные боги ацтеков: силы, на которых держался мир.

Ацтекский пантеон насчитывает бесчисленное количество богинь и богов. Однако, необходимо учитывать, что в их числе были если можно так сказать второстепенные существа, а именно локальные боги ацтеков, являвшиеся покровителями отдельных социальных групп, городов-государств и правящих династий. Кроме того, многие боги ацтеков имели различные воплощения, которые также обладали собственными культами.

Если говорить о главенствующих богах ацтеков, то здесь можно выделить несколько групп существ, среди которых наиболее могущественными считались так называемые древние боги, т.е. силы и воплощения стихий, ответственные за создания мира и людей. Не менее важное место занимала каста богов ацтеков нового поколения, в число которых входили подземные боги, боги, воплощающие собой стихии и боги ацтеков, заправлявшие тринадцатью уровнями небес. Важно, что вне зависимости от ранга и мифологической, которую занимали боги ацтеков в мифологических сказаниях и религии индейского народа, все существа и их культы требовали проведения кровавых обрядов жертвоприношения.

Религиозные верования и ацтеки: пантеон богов - творцов вселенной.

Тлоке Науаке - главное божество ацтекской веры. Бог - отец, бог - создатель мира. Ацтеки, пантеон богов, животные, природа - все это было создано верховным богом. Тлоке Нуаке являлся центром мироздания и являлся в некоторой степени уникальным божеством, как говорит религия, боги ацтеков и мифология древних индейцев, Тлоке Нуаке не нуждался в жертвоприношениях, он не зависел от почитания.

Не менее важным божеством ацтеков, пантеона богов являлся Тлалок. Согласно мифологии древних индейцев Тлалок - одно из древнейших существ, ответственных за управление природой, в частности стихией воды, дождем, громом, молниями и огнем. Кроме того Тлалок являлся богом плодородия, а соответственно относился к группе особо почитаемых божеств, ответственных за сельское хозяйство. На гравюрах, на которых видны боги ацтеков, изображение Тлалока обладает несколькими уникальными деталями, в частности в его руках всегда находилась либо погремушка в форме змеи, либо барабан, либо топор. Как говорит мифология, религия, боги ацтеков, культ Тлалока требовал жертвоприношений младенцев и дев.

Кетцалькоатль - один из трех всевластных существ ацтекской версии олимпа. Как говорили ацтеки, пантеон богов индейского мира, Кетцалькоатль - повелитель воды и ветра, отец, нарекший имена ацтекских богов, а также просветитель, даровавший людям науки и знания. Согласно ацтекской мифологии, ацтеки, пантеон богов и никакие другие существа без Кетцалькоатля не узнали бы, что такое искусство и научные знания. Культ этого божества нуждался в постоянных подношениях материальных ценностей: ремесленных изделий, драгоценных камней, образчиков искусства.

Корни культа “пернатого змея”, так переводится имя Кетцалькоатля, отходят в глубокую древность, а именно к 1-10 веку до нашей эры, когда большая часть существовавших индейских племен, да и европейских поселений поклонялась тотемным животным. Чертами, отличающими Кетцалькоатля от его коллег на изображениях, являлись яркое оперение, служившее украшением его одеяний, кетцаль, парящий вокруг бога или восседающий на его плече и посох, выполненный в форме змея и также украшенный яркими перьями птиц.

Третье божество всевластной троицы - Тескатлипока. Это божество являлось покровителем судьбы, созидателем и разрушителем мира. Мир ацтеков, пантеон богов - все, что было создано иными, могло быть разрушено по воле Тескатлипоки. Покровитель судьбы являлся воплощением земляной и воздушной стихии. По поверьям, в гневе Тескатлипока обрушивал на ацтекские земли землетрясения, ураганы и прочие ненастья. Ацтекские изображения богов показывают покровителя Тескатлипоку, как мудреца, с восседающим попугаем кетсалем на плече. Кроме того Тескатлипока был единственным богом, обладавшим двумя обличиями: Красный Тескатлипока и Черный Тескатлипока.

Тескатлипока не сразу стал одним из важнейших обитателей ацтекской версии олимпа. В свое время этот бог являлся духом покровителем воздушной стихии. Однако, уже в те времена его культ считался весьма уважаемым, что и отразилось на дальнейшей судьбе божества.

Уицилопочтли - одно из наиболее влиятельных божеств ацтеков, пантеона богов этого народа. Уицилопочтли - божество солнца и войны. В начале своего пути являлся племенным покровителем, впоследствии, когда менялись боги ацтеков, имена и сущности обитателей пантеона, поднялся на новую ступень, став одним из воплощений стихий. С культом этого божества связаны наиболее кровавые обряды и ритуалы ацтекского племени. Согласно мифологии, ацтеки, пантеон богов и Уицилопочтли в частности вели непрекращающуюся борьбу с силами тьмы, в которой высшим существам требовалась постоянная подпитка сил человеческой кровью и жизнями. Ацтеки, боги, изображения , представляющие их связь, наглядно демонстрируют, насколько кровавыми могли быть обряды. Жертвование сотен рабов, десятков дев и младенцев - лишь вершина айсберга.

Главные боги ацтеков были кровожадными, это ни для кого не секрет. Однако и в их рядах встречаются исключения, в частности бог Миктлантекутли, повелитель Миктлана. Миктлан - загробный мир в ацтекской мифологии, поделенный на девять уровней и Миктлантекутли в нем властитель самого глубокого, девятого, слоя преисподней. Несмотря на свой ужасающий статус, культ этого бога не требовал бесконечных жертвоприношений, согласно легендам, силы подземного бога пополнялись благодаря душам умерших, а не их крови.

Ацтеки, их религия и многочисленные локальные божества.

Омакатль - божество ацтекской мифологии, покровительствовавшее над праздниками и удовольствиями. Боги ацтеков, картинки, гравюры и слепки, изображающие их, показывают Омакатля как черно-белого человека, сидящего на корточках. В руках бога всегда находился жезл.

Уэуэкойтль - божество песен и танцев. “Почтенный старые койот”, так переводится имя божества, был одним из любимчиков ацтекского народа. И в правду, кто не любит танцы, песни и веселье.

Мишкоатль - одно из важнейших локальных божеств. У ацтеков, в их религии Мишкоатль являлся воплощением Млечного пути и звезд, в частности Полярной звезды. Этот бог считался покровителем астрономических знаний, кои в цивилизации ацтеков развивались жрецами. Имя бога переводится как “облачный змей”.

Атлауа - один из покровителей водной стихии, особо почитаемый в городах-государствах ацтекской империи. Считался покровителем лучников и рыбаков, ассоциировался с удочкой и стрелой.

Теккистикатль - старый бог луны в ацтекской мифологии. Несмотря на многие реформы и изменения, которые пережили , Теккистикатль продолжал оставаться почитаемым божеством. Уникальной чертой божества являлась голова в форме луны на изображениях.

Патекатль - у ацтеков, в их религии божество исцеления, целебных трав и знахарей. На немногочисленных изображениях Патекатль предстает в виде старца, смешивающего травы.

Камаштли - почитаемое божество ацтекской мифологии. Культ Камаштли покровительствовал над охотой, судьбой и удачей. Именно этому божеству читали молитвы древние охотники, перед тем как отправиться в лес на поиски дичи. Боги ацтеков с картинками, изображающими их - большая редкость. Вот и Камаштли практически не встречается на образчиках искусства индейского племени ацтеков.

Чантико - в ацтекской вере божество домашнего очага, уюта и вулканов. Ацтекские верования представляли Чантико как богиню двойственного настроения. В добрые дни она даровала счастье и тепло индейским семьям, в плохи - обрушивала на их головы землетрясения и извержения вулканов.

Это далеко не все боги и богини, которым поклонялись древние индейцы. Ацтеки, их религия обладают практически безграничным мифологическим наследием. Пантеон богов этой древней империи считается одним из наиболее многочисленных за всю историю человеческой цивилизации. Перечислить их всех не представляется возможным. К сожалению, знания о некоторых обитателях ацтекской версии олимпа исчезли навсегда во времена испанской конкисты.