«

»

Рубрика «Музейщики рекомендуют!»

Составляющие музейной коллекции – это предметы, дошедшие до нас из прошлого. Любой предмет из ушедших времен, будь то деревянная прялка или пионерский значок, может стать экспонатом, коль скоро он окажется в недрах музея. Как жили люди, что их интересовало, какими идеями были вдохновлены – обо всем этом расскажет вам экспозиция музея.
Уходя в небытие, исторически важное событие не покидает этот мир. Оно просто переходит в другую временную реальность. Любой предмет является носителем информации.
В рамках всероссийской акции «Ночь музеев-2020», экскурсовод Елена Петровна Аникиева рассказала об экспонате, хранящемся в Беломорском краеведческом музее – красивейшем повойнике, головном уборе замужних женщин Карельского Поморья.
Пово́йник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, волосник, сдериха, подубрусник; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор от загрязнения.
Иногда повойником называли также мягкую шапочку из ткани, имевшую различную форму, но большей частью с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади. Известен у всех восточных славян.
Описать замечательный экспонат – повойник, хранящийся в Беломорском краеведческом музее, можно так: донце повойника украшено шитьём золотной нитью вприкреп по высокой карте без оставления фона. В шитье использовано пряденое золото, шнур, канитель, речной жемчуг разной формы. Узор вышивки затейливый, симметричный, растительный. Внешняя сторона очелья выполнена из набивной плотной ткани светло-сиреневого цвета (набивной узор из звезд и полумесяцев); в свою очередь внутренняя сторона повойника выполнена из ткани бордового цвета. Изнанка донца выполнена из ткани белого цвета в мелкую красную клетку. По краю очелье обшито бейкой черного цвета. Также стоит обратить особое внимание на тот факт, что сборка деталей выполнена полностью ручным способом, так называемое кустарное производство. Изделие изготовлено в 19 в.
Старинный женский головной убор когда-то принадлежал Агафье Григорьевне Чистяковой, жительнице с. Вирма, Беломорского района Республики Карелия. В 2017 г. был передан на хранение в Беломорский краеведческий музей от Ирины Геннадьевны Ильиной (Музей-мастерская «Рукоделия Поморья»).
Повойник был известен на Руси ещё в 18 в. как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Уже тогда он был нижним головным убором замужних женщин. Поверх него надевался полотенчатый убор (убрус, намитка), кика, сорока или кокошник и только со второй половины 19 в. повойник стали использовать как самостоятельный головной убор, но и то прикрывая платком.
Существовали две разновидности повойников: для будней и для выходного дня. Для изготовления повседневного повойника использовались недорогие ткани: холст, сатин, ситец. Праздничные же повойники шили из парчи, шелка, атласа.
Иногда встречались повойники, сшитые как детский чепчик – с полуовальной задней частью и широким околышем, завязывавшиеся не на затылке, а под подбородком. Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться дома при посторонних, а иногда и при домашних, считалось очень неприличным.
Способы повязывания платка были различны и зависели от местной традиции. Первый способ: платок складывали по диагонали или по периметру вдвое, надевали на голову таким образом, что была видна часть очелья, и закалывали или завязывали под подбородком. Второй способ: платок складывали по диагонали несколько раз так, что получалась лента. Его укладывали по очелью, перекрещивали на затылке, закладывали по бокам или завязывали бантом на темени.
Головной убор на Руси был не только защитой от солнца или холода, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой часть головы. Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором.
В праздники замужние поморки старались одеть повойники, верхняя часть которых была расшита золотными нитями (металлизированными) и украшена мелким речным жемчугом.
Жемчуг натуральный — это удивительная и необычная драгоценность. Он по-настоящему живой, его образуют живые существа — моллюски определённого вида, которые вырабатывают перламутр. Их называют жемчужницами за то, что они способны выращивать жемчуг. Маленькая песчинка попадает внутрь раковины моллюска, живой организм начинает изолировать инородное тело от себя, откладывая слоями, перламутровое вещество и склеивая эти слои. Так внутри раковины жемчужницы выращивает образование шарообразной или неправильной формы. Это и есть жемчуг.
Ценность натурального жемчуга зависит от нескольких факторов. Одним из них является размер жемчуга. Чем больше размер, тем выше ценность жемчуга. Самая низкая цена жемчуга, когда он меньше 3 мм в диаметре. Такой жемчуг считают маленьким. Жемчуг относят с среднему, когда его диаметр от 5 до 6 мм. Если диаметр жемчуга равен от 7 до 8 мм в диаметре, он считается крупным. Очень крупный жемчуг — более 8 мм. Существует жемчуг морской и речной. Речной жемчуг по размеру встречается от 1 мм до 10 мм в диаметре, а морской покрупнее. Очень ценится круглый по форме жемчуг, он чаще всего бывает крупным.
Одним из важных и прибыльных промыслов Поморья с незапамятных времён была добыча речного жемчуга, которым изобиловали северные реки ещё в начале 19 века.
Иностранцы, прибывавшие в Архангельск в 16-17 вв., поражались обилием жемчужных вышивок, которым украшали свои верхние одежды жители поморских селений.
Мода на жемчуг в Поморье в 16-17 вв. получила широкое распространение среди всех слоев населения и породила большой потребительский спрос на этот товар.
С добычей жемчуга поморы связывали одну древнюю примету: раковины — жемчужницы есть только в тех северных реках, куда заходит на нерест семга.

#Карелия#Беломорск
#Беломорскиймузей
#музейБеломорскиепетроглифы
#100летРеспубликеКарелия
#ночьмузеев2020
#лучшедома