Золотое руно – Древнегреческий миф. Как возник миф о золотом руне Добыл золотое руно

Словосочетание «золотое руно» иносказательно означает богатство, которым каждый стремится овладеть. Это понятие тесно связано с греческой мифологией и храбрыми аргонавтами, отправившимися в далекую Колхиду, чтобы сразиться со страшным драконом и заполучить волшебную овечью шкуру – символ богатства и процветания.

Что такое золотое руно?

Само слово «руно» означает шерсть овцы, которая состригается с животного, не нанося ему вреда. Ранее драгоценный металл на Кавказе добывали, опуская овечью шкуру в воду златоносной реки, и крупицы драгоценного металла оседали в длинной шерсти. Этот способ добычи не подтвержден, поэтому до конца не ясно, как выглядит золотое руно: существовало ли такое в действительности или это одна из многочисленных легенд Эллады.

Существует несколько вариаций древнегреческих мифов, рассказывающих о том, что такое золотое руно: легенда гласит, что жил греческом городе Орхомен царь Афамант, полюбила его богиня облаков Нефела, и были у них дети – сын Фрикс и дочь Гелла. Однако Нефела была богиня вечно печальная, меланхоличная и поэтому наскучила царю, и тот женился на дочери фиванского царя. Злая мачеха невзлюбила детей Афаманта и решила их погубить.

Узнала об этом Нефела и послала своим чадам с небес чудесного барана, на спине которого Фрикс и Гелла спасались от преследований злой мачехи. Сыну царя удалось избежать погони у берегов Колхиды (нынешняя Грузия). Афамант в качестве благодарности принес этого барана в жертву, а шкуру подарил правителю этой страны. Впоследствии шерсть волшебного барана стала своеобразным символом процветания страны колхов. Она охранялась свирепым вечно бодрствующим драконом в таинственной роще. Достать реликвию было практически невозможно, и только один герой на это отважился.

Где находилось золотое руно?

Золотое руно, миф о котором сложили древние эллины, находилось на самом деле на берегу Черного моря, на территории современной западной Грузии, в государстве Колхида. Это предок первого феодального грузинского государства, которое оказало большое влияние на формирование грузинского народа. Там, на территории города Сенети, при раскопках были найдены материалы, проливающие свет на историю с данной необычайной овечьей шкурой и ее похищение.

Кто охранял золотое руно?

Будучи символом богатства и процветания, шерсть волшебного барана тщательно охранялась колхами, висела на священном дубе в таинственной роще, а рядом на страже стоял недремлющий огнедышащий дракон. Золотое руно добыл греческий герой Ясон хитростью. С помощью дочери богини колдовства Медеи герой прокрался к стражу волшебного артефакта, усыпил его и завладел сокровищем. Чтобы узнать, кто ходил за золотым руном, обратимся снова к Древней Греции.


Кто добыл золотое руно?

Потоки царя Афаманта не могли поделить власть. Правнуку царя Ясону пришлось прятаться в горах от преследований своего дяди – коварного Пелия. Проведя 20 лет на воспитании у мудрого кентавра Хирона, юноша стал храбрым и сильным, поэтому в бою его было уже не победить, и Пелий решил действовать хитростью. Он сказал племяннику, что чтобы отказаться от престола, необходимо вернуть на родину знаменитое золотое руно. Отважный герой сразу же взялся выполнять задание и набрал целую команду храбрых воинов.

Корабль смельчаков, кто плавал за золотым руном, был назван «быстрым» – «Арго», а сами добровольцы назвались аргонавтами. Множество препятствий пришлось преодолеть Ясону, прежде чем он сумел доплыть до страны колхов, где находилось золотое руно, и аргонавты ему помогали в этом: сражались с великанами и страшными гарпиями, избавили Вифанию от деспотичного царя и помогали на своем пути всем, нуждающимся в помощи. Только через много лет сумели воины наконец достичь берегов Колхиды и завладеть заветным артефактом. Ясон и золотое руно, добытое им, прославили древнюю Элладу.

Словосочетание золотое руно наверняка знает или слышал каждый человек. При этом значение словосочетания золотое руно всем более или менее ясно, а вот что такое руно, многие только догадываются.

Само выражение золотое руно пришло к нам из греческой мифологии. Золотое руно - это золотая шкура барана. В разных вариациях древние мифы рассказывают историю о чудесном спасении от преследователей сына одного из царей греческих городов по имени Фрикс на берегах Колхиды (нынешнего восточного побережья Черного моря). За свое спасение он принес барана с золотой шкурой в жертву Зевсу, а саму шкуру подарил царю Колхиды в знак благодарности. Это золотое руно стало потом магическим гарантом благоденствия и процветания жителей Колхиды. Его охранял в тайной роще свирепый дракон.

Но греки во главе с неким Ясоном на корабле «Арго» (аргонавты) отправились в экспедицию с целью завладеть символом богатства – золотым руном,и увезти его в Грецию, что им, в конце концов, и удалось сделать. Такова вкратце история мифа о золотом руне. Иносказательно золотое руно является символом богатства, которым стремятся овладеть.

А вот само слово руно означает, согласно разным толковым словарям русского языка не только, и даже не столько шкуру овцы или барана, сколько

1. Шерсть овцы, сохраняющуюся при стрижке в виде одного сплошного пласта.

2. Руно ср. (от ру ́шать, рвать? ) ру ́на и ру ́нья, вся шерсть с целой овцы, снимаемая при стрижке…

3. Руно - толпа, куча, стая, косяк, (о рыбе). Сельдь и язь ходят руном, рунами.

Слово это ныне считается устаревшим и отдельно от прилагательного «золотое» практически не используется.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

золотое руно

в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона.

золотое руно

ежемесячный художественный и литературно-критический журнал символистов, 1906-09, Москва. Редактор-издатель - Н. П. Рябушинский. Под маркой журнала выходили книги символистов.

Мифологический словарь

золотое руно

Из мифа об аргонавтах - драгоценная шкура волшебного барана, хранящаяся в Колхиде, Царь Пелий обещал вернуть Ясону власть, если тот доставит ему эту шкуру.

Золотое руно

«Золотое руно»,

Золотое руно

«Золотое руно», иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы. Издавался ежемесячно в Москве в 1906≈09 на средства фабриканта Н. П. Рябушинского (редактор-издатель). Вокруг «З. р.» объединились основные представители русского символизма (вначале В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, А. Белый, З. Н. Гиппиус, позже ≈ Вячеслав Иванов, А. А. Блок, Г. Чулков и др.). На страницах журнала и на устраивавшихся им выставках современных русских художников проявлялись мистицизм и субъективизм в отношении к искусству, художественное творчество провозглашалось неким религиозным «действом». Выставки «З. р.» знакомили русских зрителей с новейшими направлениями в русском и западно-европейском искусстве конца 19 ≈ начала 20 вв.

Википедия

Золотое Руно (Заветинский район)

Золотое Руно - хутор в Заветинском районе Ростовской области.

Входит в состав Тюльпановского сельского поселения.

Золотое руно (значения)

Золотое руно :

  • Золотое руно - в древнегреческой мифологии, золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики).
  • Золотое руно - трагедия Корнеля (1660)
  • Золотое руно - новелла Теофиля Готье (1839)
  • Золотое руно - ежемесячный художественный и литературно-критический журнал , выходивший в Москве в 1906-1909 годах.
  • Золотое руно - скульптурная композиция в городе Сочи, иллюстрирующая известный древнегреческий миф об Аргонавтах и Золотом руне.
  • Золотое руно - ежегодная всероссийская олимпиада по истории мировой художественной культуры.

Золотое руно (Готье)

Золотое руно - новелла Теофиля Готье, впервые напечатанная шестью фельетонами в газете « La Presse » 6-9 и 11-12 августа 1839 года..

Золотое руно

Золото́е руно́ - в древнегреческой мифологии золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла - отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт - «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Фрикс достиг берега Колхиды (современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Но данный способ добычи не подтвержден, то есть непонятно, можно ли таким способом добывать золотой песок из проточных рек, ручьёв.

Страбон сообщает следующее:.... В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне.

Золотое руно (журнал)

«Золото́е руно́» - ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, выходивший в Москве в 1906 - 1909 . Редакция и контора располагались на Новинском бульваре. Всего вышло 34 номера журнала. Название восходит к петербургскому символистскому кружку « Аргонавты ». Задумывался он как продолжение петербургского « Мира искусства ».

Редактор-издатель - Н. П. Рябушинский, фактический руководитель литературного отдела в первое время - С. А. Соколов. Значительные финансовые средства, вложенные в «Золотое руно» Рябушинским (беспрецедентные для модернистских изданий), способствовали как привлечению широкого круга именитых сотрудников, так и высокому художественному уровню оформления журнала. Журнал содержал обильные иллюстрации (виньетки и другие украшения страниц, выполненные Л. Бакстом, Е. Е. Лансере, К. А. Со­мовым и другими крупными российскими и зарубежными художниками, цветные снимки портретов и пейзажей, специально к публикациям в журнале подготовленные портреты авторов, которые составили большую портретную галерею). Первые полгода выходил параллельно на русском и французском языках, причём на французский переводились и поэтические тексты. С 1908 издатель отказался финансировать формат «кварто», выбранный для репродукций произведений искусства.

Первоначально в «Золотом руне» печатались основные представители русского символизма. После ухода Соколова-Кречетова вследствие конфликтов с Рябушинским в 1907 году с журналом порвали В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, М. А. Кузмин, Ю. Балтрушайтис. Руководящую роль в литературном отделе «Золотого руна» стали играть Вяч. Иванов, А. А. Блок, Г. Чулков, С. А. Ауслендер.

Первоначально не имевший чёткой программы, в этот период журнал вёл полемику с журналом « Весы », противопоставив эстетизму и индивидуализму «Весов» понимание искусства как религиозно - мистического «соборного» действия. Особое значение имели статьи Блока о гражданской ответственности художника перед народом и обществом.

В «Золотом руне» сотрудничали также К. Д. Бальмонт, Фёдор Сологуб, Н. Минский, М. А. Волошин, С. Городецкий, В. Розанов, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, Б. А. Садовский, К. Чуковский, французский поэт Мерсеро и другие. «Золотым руном» были изданы книги Бальмонта, Сологуба, Блока, Ремизова и других писателей. Журнал организовал художественные выставки «Голубая роза» (1907) и «Салон Золотое руно» (1908).

Золотое руно (Сочи)

«Золото́е руно́» - символическая композиция, иллюстрирующая известный древнегреческий миф об Аргонавтах и Золотом руне.

Золотое Руно Имеет двойное солярное значение: как предмет золотого цвета и как шкура золотого овна, на котором Зевс поднимался к небесам. Ягненок означает также невинность, а золото - высшее сокровище , и, как следствие, поход за золотым руном - это поиск духовного озарения, высшей подлинности, обретение бессмертия и попытка достичь чего-то, что кажется недостижимым. Чтобы получить его, необходимо преодолеть темные стороны своей природы, символизируемые драконом и Медеей, что требует героического и мистического завоевания. Руно находится на дереве, символизирующем Древо Жизни и охраняется драконом в аспекте стража сокровищ.

Словарь символов . 2000 .

Смотреть что такое "Золотое Руно" в других словарях:

    См. в статье Аргонавты. (Источник: «Мифы народов мира».) Золотое руно золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона. // Альбер САМЕН: Золотое руно // Андрей БЕЛЫЙ … Энциклопедия мифологии

    Золотое Руно - (Уреки,Грузия) Категория отеля: Адрес: Ул. Такаишвили 127, 6000 Уреки, Грузия … Каталог отелей

    Золотое Руно - (Новосибирск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Зыряновская 55, Н … Каталог отелей

    - «ЗОЛОТОЕ РУНО» ежемесячный художественно литературный журнал, выходивший в Москве с 1906 по 1909 (ред. изд. Н. П. Рябушинский). Журнал заключал в себе множество репродукций картин современных художников, печатался на роскошной бумаге (формат in 4 … Литературная энциклопедия

    I Золотое руно в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона. II «Золотое руно» ежемесячный художественный и литературно критический… … Энциклопедический словарь

    Древнегреческий миф рассказывает о походе царя Ясона и его друзей в Колхиду (восточное побережье Черного моря) за золотым руном золотой шкурой волшебного барана. Добыть это руно было непросто: его охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЗОЛОТОЕ РУНО, в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона …

    Ежемесячный художественный и литературно критический журнал символистов, 1906 09, Москва. Редактор издатель Н. П. Рябушинский. Под маркой журнала выходили книги символистов … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Аргонавты … Исторический словарь

    Ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы. Издавался в Москве в 1906 09 на средства фабриканта Н. П. Рябушинского (редактор издатель). Вокруг Золотого руна объединились основные представители русского… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Золотое руно , Н. Рябушинский. Золотое руно. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года (издательство`Москва`). В…


Древняя Греция славится своими мифами уже очень давно. Некоторые из них знают даже дети. Одним из самых популярных древнегреческих мифов, после , является миф о золотом руне.

Как известно из древнегреческой мифологии, золотое руно было шкурой барана, которого ниспослала с неба богиня Нефела. Среди греков она значилась богиней туч, бывшей женой царя Беотии Амафанта.

Легенда о золотом руне


Необычайно прелестной была жена царя Беотии, Нефела. Она была богиней туч. Вместе они жили довольно долго, растя двух детей, девочку и мальчика по имени Гелла и Фрикс. Но их семейная жизнь продолжалась совсем недолго. Невзлюбил беотийский народ свою царицу и хитрым способом заставил Амафанта прогнать жену из царства.

Богиня вернулась на небеса, а царь женился на другой. Но день изо дня Нефела все больше и больше страдала без своих детей. Это можно было увидеть из ручьев ее слез, которые превращались в дождевые капли.

Новая жена Амафанта была фригийской царевной по имени Бино. Это была холодная и весьма расчетливая женщина, которая умела добиться своего. Больше всего на свете Бино не любила девочку и мальчика, что остались от бывшей жены возлюбленного. Замыслила она убрать детей со своего пути раз и навсегда.

Началом ее плана был приказ о ссылке Фрикса и Геллы на отдаленное горное пастбище. Позже Бино всевозможными ухищрениями пыталась заставить мужа думать, что его детям желают смерти сами боги. Ухищрение заключалось в том, что если Амафант не повинуется воле богов, его ждут неурожай и голод среди народа.

Для того чтобы у Амафанта не возникло никаких подозрений в неправоте супруги, Бино договорилась с беотийскими женщинами засеять по весне поля высушенным зерном. И вот, когда пришло время собирать урожай, весь народ Беотии встревожился. Посев не взошел.

Неурожаем встревожился и сам царь. Он понимал, что теперь его народ будет голодать. Но даже это не заставило его подумать о том, что в этом виноваты его дети. Для выяснения причины неурожая, Амафант послал нескольких гонцов к оракулу в Дельфы.

Но и тут подоспела коварная Бино и ее верные слуги. Вместе они перехватили гонцов на обратном пути к дому и, подкупив их дорогими подарками, велели сказать царю, что тот должен убить своих детей. Только таким способом можно будет избавиться от горестной беды.

Услышав плохое известие от своих гонцов, Амафант впал в горе и начал готовиться к неизбежному жертвоприношению. А тем временем его дети игрались с овцами на пастбище и ни о чем не подозревали. И вдруг заметили они среди обычных овец огромного барана с золотой шерстью. Это был посланец от их матери. Он предупредил их о надвигающейся опасности и предложил им свою помощь. Помощь заключалась в том, что баран должен был доставить их в далекую страну, где детей ждет лучшее будущее.

Взлетели дети с бараном под самые облака и понеслись вдаль. Но во время полета девочка слишком выдохлась и не могла больше держаться за барана, рухнув в глубокое море. Мальчик же благополучно достался в царство колхов, где его принял царь Ээт.

Руно мифического барана, царь принес в жертву богу Зевсу. За это Ээту предсказали долгое царствование до тех пор, пока золотая шкура барана будет в его царстве. Для дополнительной защиты золотого руна, царь приставил к его охране могущественного дракона.

Отображение истории в действительности


История эта повествует о современном проливе Дарданеллы, который когда-то греки называли Геллеспонтом или Геллой, в честь пропавшей в том месте девочки.

Дарданеллы находится между европейским полуостровом Галлиополи и северо-западом Малой Азии.