Вальдорфская система образования и школа. Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

Образование в любой исторический период является важнейшим институтом общества, поэтому любые новые методики и технологии в этой сфере попадают под пристальное внимание как специалистов, так и простых граждан. Данный подход находит свое воплощение и при обращении и к такому явлению, как вальдорфская педагогика.

Ее появление после окончания первой мировой войны было связано, прежде всего, с тем, что сложившаяся к тому времени традиционная школа рассматривала учеников исключительно как объекты познавательного процесса, которые должны усвоить максимально возможное количество материала. Духовное, нравственное и отходило при этом на задний план.

Вальдорфская педагогика представляла собой своеобразную альтернативу традиционным методам и формам образования. В ее основе лежала модель постепенного саморазвития ребенка, для которого учитель превращался из строгого контролера в мудрого наставника. Первое подобное учебное заведение было открыто на территории табачной фабрики «Вальдорф Астория», впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Основатель этой системы основной акцент делал на том, что наиболее губительным для ребенка является стремление родителей и учителей к тому, чтобы он как можно быстрее освоил всю школьную программу, обгоняя свои физические и психологические возможности. Вальдорфская же педагогика предлагала лишь сопровождать ребенка в процессе постижения им мира, постепенно раскрывая его творческий и

В целом вальдорфская методика придерживается следующих основных принципов:

  1. Главной составляющей образовательного процесса является воспитание. При этом основываться оно должно, прежде всего, на нравственных началах.
  2. До семи лет ребенку следует избегать излишних интеллектуальных нагрузок, так как в противном случае он со временем вырастет в человека, который может лишь воспроизводить чужие мысли, а не формировать собственное мнение. Прежде всего, любой ребенок должен почувствовать себя личностью.
  3. Нельзя злоупотреблять положительными и отрицательными оценками деятельности ребенка, так как вмешательство со стороны взрослых в процесс его становления должно быть минимальным.
  4. Вальдорфская педагогика не предполагает использования в процессе обучения и воспитания каких-либо подражательных форм. Для нее главное - чтобы ребенок сам постигал окружающий мир, ориентируясь исключительно на свое собственное представление о нем.
  5. Любой ребенок - уникален, каждый обладает своими неповторимыми способностями и талантами. Основная цель, которую ставит перед собой педагогика вальдорфской школы, состоит в том, чтобы сам ребенок нашел в себе и полностью раскрыл свои

Как и любое новое явление, вальдорфская педагогика, особенно на первых порах, испытала достаточно сильное давление со стороны представителей Однако дальнейшее развитие педагогической мысли показало, что многие идеи, заложенные Рудольфом Штайнером, оказались актуальными и востребованными. Главная из них - что любое образовательное учреждение должно во главу угла ставить процесс духовного и нравственного развития ребенка, а не обучения его основам всех наук.

На сегодняшний день вальдорфские школы имеются во многих развитых и развивающихся государствах. Посещают их дети как из достаточно обеспеченных, так и из бедных семей. Несмотря на то, что скоро этой методике исполнится уже сто лет, используемые в таких школах методы и формы образовательного процесса по-прежнему выглядят инновационно и привлекательно как для самих учителей, так и для родителей.

Вязаные овечки, деревянные лошадки, зайчата из ракушек - все пока на своих местах. Но вот мелодичный звук колокольчиков над дверями нарушает тишину, и навстречу малышам из уютной комнаты вальдорфского сада выходит воспитательница.
- самая неоднозначная и обсуждаемая методика последнего столетия. Сторонники этой системы убеждены: цель вальдорфской методики - воспитание свободных, творчески мыслящих людей - полностью соответствует человеческой природе. Оппоненты утверждают, что антропософия (философская основа вальдорфской школы) устарела и предлагать детям в качестве игрушек желуди и листья в наше время как-то глупо. Для того чтобы разобраться в этом непростом вопросе, давайте вместе познакомимся с основными постулатами и принципами вальдорфской педагогики . И по традиции начнем с биографии ее создателя. Ученый, художник и философ Рудольф Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. Автор значительных трудов в области философии и теории науки (350 томов!), основатель антропософии с отличием окончил школу, играючи поступил в реальное училище и очень скоро сам стал преподавателем. Рождение же целого педагогического направления произошло в семье венского коммерсанта, к детям которого
юноша устроился учителем. Среди четверых учеников был 10-летний мальчик, страдающий гидроцефалией.

Восприняв это обстоятельство как возможность пройти подлинную школу физиологии и психологии, отчаянный Штайнер с воодушевлением приступил к воспитанию и обучению ребенка. В течение двух лет ученик Рудольфа Штайнера не только нагнал упущенное в школе, а потом с успехом сдал экзамен на аттестат зрелости, но и поступил в университет. Повзрослев, некогда серьезно больной мальчуган избрал для себя путь врачебной практики.

Каким образом юноше 24 лет удалось добиться таких результатов в воспитании и обучении ребенка? По мнению Штайнера и его последователей, в детстве не должно быть места для оценок и недосягаемых целей, а желание родителей поскорее сделать из крохи взрослого умника - преступление против природы. Хорошо, когда раскрытие талантов маленького человечка проходит своевременно, не опережая психосоматическое, эмоциональное и социальное развитие. В процессе обучения одинаково должны быть задействованы и голова, и сердце, и руки. Авторы методик раннего развития, считал Штайнер, забывают, что интеллект - всего лишь одна из составляющих личности. В 1919 году в Штутгарте появились первые вальдорфские и школа. Названием учебные заведения обязаны фирме «Вальдорф-Астория», которая их финансировала. Основные инновации первого садика Штайнера до сих пор остались неизменными и, похоже, не утратили актуальности. «Безмерное богатство людей, - рассказывал будущим воспитателям Рудольф Штайнер,- в их различии. Воспитание, построенное на принуждении детей к стандартному обучению, одинаковости - недопустимая ошибка». Несмотря на то что штайнеровская педагогика выступает против раннего обучения, ребенок в вальдорфском садике учится постоянно. Только вместо мира цифр и букв воспитатели открывают перед ребятами мир сельского хозяйства и природы, изобразительного искусства и рукоделия, музыки и эвритмии. «Учиться всей своей жизнью - естественная потребность каждого ребенка, садиться с учебниками за парту - насилие над физиологией и разумом», - считают вальдорфские педагоги. «Подражание и пример» - единственно верная формула воспитания. Сторонники вальдорфской системы убеждены, что в семье, где родители, бабушки и дедушки не показывают дурных примеров, не может вырасти плохой человек.

Пять принципов вальдорфской системы

Но все это история и теория. Чтобы понять, подходит вам и вашему ребенку штайнеровская педагогическая система или нет, достаточно познакомиться с практическими принципами работы воспитателей вальдорфского сада. Правила довольно просты, их можно внедрить и в обычную жизнь малыша.

1. Создаем атмосферу любви.
Дети невероятно чувствительны к выражению лиц окружающих. Искренняя улыбка, неподдельное внимание улучшают не только настроение, самочувствие малыша, но даже его обмен веществ, оказывая влияние на формирование психосоматического здоровья ребенка. В вальдорфский садик кроха должен стремиться как на праздник. И обычно так и происходит.

Конечно, не обязательно всем без исключения отдавать своих детей в руки вальдорфских педагогов. Не у всех родителей есть такая возможность (или желание). Да и в районных детских садах встречаются чудесные воспитательницы, к которым каждое утро спешат малыши. Но не стоит забывать, что задача взрослых - создать ребенку атмосферу любви, где бы он ни был. И если родители видят, что малыш испытывает дискомфорт от посещения детского сада, лучше не закрывать на это глаза. Не списывайте все на «адаптационный период», а вместо этого постарайтесь найти место, куда кроха будет ходить с радостью. Ведь, как утверждают последователи Штайнера, неблагоприятные воздействия жизненного периода дошколят (в детском саду, дома) рано или поздно скажутся на их физическом и эмоциональном здоровье. Поэтому атмосфера в вальдорфских группах напоминает семейную (во всяком случае, она очень далека от той, что часто царит в обычных районных садах). Как если бы к любимой бабушке приехали погостить разновозрастные внучата.

2. Подаем пример.
Как минимум до 7 лет каждый ребенок стремится подражать взрослым, и вырастет он только таким, каковы окружающие его люди, уверены сторонники Рудольфа Штайнера. Многие родители не замечают, что наказывают детей за поступки, которые в исполнении самих мам и пап вполне допустимы. Мало кто из нас может похвастаться тем, что, пригрозив: «Прекрати сейчас же, иначе мы немедленно пойдем домой!» - берет за руку неугомонного шалуна и отправляется в указанное место, сдержав свое обещание. Или после сказанной утром фразы: «Ах, ты опять не ешь?! Больше никогда не буду тебя кормить!» - действительно не наливает ребенку суп на обед, позволяя ему мучиться от голода. И таких поступков (построенных на обмане, отсутствии последовательности, снисхождении к себе, высоких требованиях к малышу) в арсенале взрослых великое множество. Вальдорфские педагоги отнюдь не призывают родителей следовать своим обещаниям, они настоятельно рекомендуют их не давать. В противном случае чему удивляться, что через пару минут после заверения: «Мамочка, я никогда больше так не буду», малыш идет и повторяет поступок, за который его только что наказали. Самовоспитание воспитателя - моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики . По мнению Штайнера, от личности педагога (или родителя), от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое, если не все. И воспитатели, и родители должны в первую очередь следить за собой, а не за детьми. В противном случае получается, что изо дня в день взрослые, сами того не ведая, внушают малышу определенный стереотип поведения, который потом всеми силами пытаются искоренить.

3. Играем много!
Невозможно представить себе детство без игры. Но если в обычных детских садах главный акцент делается на обучающие занятия, то вальдорфский садик, напротив, - мир игры. Ежедневно 1,5-2 утренних часа здесь отводят на активную игровую деятельность. Причем игра не ограничивается какими-либо рамками. Ее содержание определяют сами дети, что позволяет вносить элемент непредсказуемости. Ведь подлинный смысл слова «игра», по мнению вальдорфских педагогов, заключается именно в неожиданных вариантах ее развития. Играть можно по-всякому, главное, чтобы было весело и интересно. И это не сложно: здесь воспитатели не повысят на ребенка голос, не поставят его в угол за излишнюю резвость, не станут укорять за разбросанные игрушки и причитать о нелегкой доле воспитателя, взывая к совести крохи. До 12 лет и взывать-то не к чему, считают воспитатели.

4. Подбираем реквизит.
Для того чтобы игра приносила детям как можно больше пользы, необходимо создать условия. Вальдорфские педагоги предлагают малышам особенные многофункциональные, не сковывающие фантазию игрушки. К примеру, крохи захотели поиграть в продавцов магазина. Нет проблем! Деревянные ширмы, не превышающие рост детей, позволят ребятам поделить пространство комнаты. Разноцветные ткани помогут оформить интерьер. Необычные (для нашего времени) игрушки - деревянные чурбаны, желуди, каштаны, ракушки - выступят в роли импровизированного товара.

А можно и вовсе наладить для продажи массовое производство эксклюзивных эльфов, кукол, гномов - главное, чтобы игрушка была сделана своими руками. Тряпочки, крупные пуговицы, шишки, сухие листья, вата - далеко не полный арсенал, который может пригодиться в создании сказочных персонажей. А вот «искусственными» пластмассовыми конструкторами, кубиками или заводскими куклами вы вряд ли заинтересуете вальдорфских малышей. Такие игрушки здесь не в почете, ведь главное в игре - фантазия! А готовые игрушечные наборы фруктов, овощей, посуды не оставляют простора воображению.

Кроме того, большое внимание в вальдорфских группах уделяют пальчиковым играм, музыкально-ритмическим и подвижным занятиям, традиционным народным забавам. Рисуют тут деревянными карандашами, для лепки используют специальный ароматный воск (пластилин не применяется).

5. Прислушаемся к ритму.
Непременное условие гармоничного развития - правильная, ритмичная организация жизни группы. Все живет по принципу «вдох-выдох» («день-ночь», «зима-лето»). Одна фаза сменяется другой, на место свободному творческому раскрытию сил ребенка в игре в начале дня приходит послушание, уважение к старшим вечером.

После свободных игр дети занимаются с воспитателем. Ненавязчиво подчиненные правилам, сидят и слушают сказку. Занятия чередуются, задавая ритм недели. В понедельник малыши рисуют, во вторник занимаются музыкой, в среду устраивают кукольный спектакль. Праздники по-вальдорфски не имеют ничего общего с унылыми детсадовскими . Здесь дети вместе со взрослыми пекут пироги и куличи, катаются на санках и ищут клады. Вальдорфские педагоги рекомендуют и дома придерживаться регулярной последовательности событий. Дети, живущие по режиму, более спокойны (они знают, что их ожидает в течение дня), собраны. Беспорядочный образ жизни выбивает малышей из колеи, внося в их жизнь ненужную сумятицу считают воспитатели.

Сегодня вальдорфская педагогика распространены по всему миру. С момента основания первого вальдорфского детского сада у нас в стране минуло 20 лет. За это время количество садов и школ увеличилось до 60 и 30 соответственно. Давно известно, что на любую педагогическую систему приходится как минимум две точки зрения: «за» и «против». И пусть однозначный ответ не всегда удается найти сразу, не забывайте - каждый ребенок уникален. Наблюдайте за своим крохой, прислушивайтесь к его внутренним стремлениям и принимайте правильные решения, учитывая его индивидуальность. Независимо от выбранной вами методики и системы воспитания помните: базироваться она должна на искренней любви и уважении к малышу.

Вальдорфская методика подкупает своим бережным отношением к личности ребенка, своей неспешностью обучения, тем, что делает садики и школы очень уютными. Как и многие нетрадиционные системы обучения, эта методика также либо подвергается острой критике, либо удостаивается восторженных отзывов.

Немного истории

Вальдорфская методика обучения относится к альтернативным педагогическим системам. Была основана Рудольфом Штайнером (1861–1925), а первая школа была открыта в 1919 году по инициативе Эмиля Мольта, директора сигаретной фабрики “Вальдорф-Астория”. В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Вскоре при школе был открыт детский сад, работающий по тем же принципам, что и школа. Новое воспитание вскоре стало приносить свои положительные результаты и на волне успеха стали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. Сегодня насчитывается около 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру.

В основе вальдорфской методики лежат философские взгляды Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Например, согласно этому учению, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании детей следует не забывать о духовном развитии ребенка. Само учение довольно интересное, в нем поиск человеком смысла жизни тесно переплетается с возможностью стать богоподобной личностью. Но многие нападки, особенно со стороны традиционных религий, связаны именно с этим учением, где мистика смешивается с религией. В школах и садах антропософия никак не преподается детям, но так или иначе стоит во главе угла вальдорфской педагогики.

Особенности вальдорфской педагогики

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается “эпохами”, которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

В детских садах группы разновозрастные, акцент также делается на творческое развитие ребенка, не поощряются магазинные игрушки, телевизор и компьютер. Дети много рисуют, лепят, выращивают овощи на участке возле детского сада, слушают сказки, смотрят спектакли и сами принимают в них участие.

Вальдорфские школы и садики очень гордятся своей душевной атмосферой, уважением к личности ребенка и к самому детству, тесным общением с родителями, отсутствием между детьми соревнований на звание “кто лучше”.

westhostsite.com

Претензии к вальдорфской педагогике

У вальдорфских школ за плечами огромный опыт и большие наработки, также в их пользу говорит то, что садики и школы до сих пор пользуются популярностью. Однако их очень часто обвинят в недостаточной умственной нагрузке для детей, их неподготовленности к суровым реалиям жизни, где все не так сказочно и душевно.

Что можно взять из вальдорфской педагогики родителям

Если вникнуть более детально в изучение вальдорфской педагогики, вы обязательно найдете информацию,как подтверждающую, что эта система – большая ошибка, так и утверждающую, что вальдорфский подход к воспитанию – один из самых гуманных и эффективных. Все будет зависеть от ваших взглядов и убеждений, а также личного взаимодействия с вальдорфским методом.

  1. Не перегружать ребенка обучением, кружками и дополнительными занятиями. Детство – особый период в жизни человека, когда у него есть большие возможности раскрыть свой творческий потенциал.
  2. Ограничение на телевизор и компьютер. Никто не спорит об их вредном влиянии, но мало кто придерживается этого правила дома. А ведь ученые доказали, что информационный шум, создаваемый телевизором, и чрезмерная зависимость от гаджетов негативно влияют на умственное и эмоциональное развитие ребенка.
  3. Игрушки, сделанные своими руками или из природных материалов. Например, несравненные вальдорфские куклы многие психологи и педагоги рекомендуют использовать в играх с ребенка с самого раннего возраста. Покупайте или делайте игрушки из дерева, натуральных тканей или глины. Это положительно скажется на общем развитии ребенка.
  4. Больше внимания к ручному труду: лепка из глины, резьба по дереву, шитье, поделки – на все это в обычных школах и садах часто нет времени. Тем не менее, работа руками – это развитие творческого мышления, снятие стресса и возможность проявить себя.
  5. Свободное рисование. В вальдорфским садах не принято рисовать под копирку, детям даются кисточки, три основных цвета и возможность творить, как хочется.
  6. Хорошая идея – садить небольшой огород или выращивать цветы. Ребенок трудится, заботится о растениях, собирает урожай. Разве это не подготовка к реальной жизни? По крайней мере будет знать, что морковка не растет на деревьях.
  7. Инсценировки, спектакли. Такая деятельность полезна абсолютно для всех детей. Здесь и развите речи, и общение, и расширение кругозора.
  8. В вальдорфских школах очень много праздников. Отмечаются все религиозные даты (причем всех религий), придумываются свои. Все проходит очень красиво и торжественно. Дети чувствуют себя включенными в коллектив, чувствуют себя частью чего-то большего, приобщаются к традициям. Чем не повод дома придумать свой семейный праздник, его историю и оформление? Так и формируется детская привязанность и теплые воспоминания о доме.
  9. Меньше оценивайте, сравнивайте и критикуйте ребенка. Главный акцент – на развитие индивидуальности вашего ребенка, обучение должно соответствовать его собственному ритму.
  10. Экологичное воспитание. Это и бережное отношение ко всему живому, к человеку, к человеческому труду и наследию, это и развитие сочувствия, доброты, и целостное видение мира, где все его обитатели взаимосвязаны.

25.12.2015 14:05

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов , фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих. Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих. Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями .

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками , окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни. Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями. Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка , не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек , после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры , игра на музыкальных инструментах , пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет . Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

    создание атмосферы, благоприятной развитию;

    воспитание через подражание и пример;

    культивирование многообразных форм игровой деятельности;

    создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

    организация здорового ритма жизни группы;

    занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия).

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику - учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. - ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример». Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании -мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» - писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие - прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти - сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение - важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом, полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Итак, подведём итоги. Если рассматривать вальдорфскую педагогику с сугубо положительной точки зрения, то можно сделать следующие выводы.

Очевидные плюсы вальдорфской системы воспитания.

    Вальдорфская группа – разновозрастная, и маленькие дети легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежку, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

    В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.

    Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.

    Специальных «музыкальных занятий» в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

    Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, разводят огород, где каждый может попробовать вырастить не только картошку и свеклу или редиску, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

    Одна из особенностей вальдорфского детского сада – обилие праздников. Здесь широко празднуют не только традиционные религиозные праздники (Пасху, Масленицу. Рождество), но и особые, собственного сочинения. Например, ранней осенью это – Праздник Урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного, а в ноябре, когда дни так коротки и неуютны, устраивают знаменитый Праздник Фонариков, во время которого дети берут в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство гномов. С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

Неоднозначные моменты в вальдорфской педагогике

Казалось бы, такой детский сад – идеальная среда для развития ребенка. И все же не все так просто.

    Во-первых, к какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали и как бы ни относились к религии вообще, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, если и не является сектой, то, во всяком случае, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерическими учениями, и даже если это напрямую и не отражается на жизни детского сада, исподволь все равно влияет на формирование личности ребенка.

    Во-вторых, в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. То есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играючи мог бы научиться и читать, и писать, и считать. Кроме того, не имея подготовки, ребенку будет трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу (а такие, как уже говорилось, относятся у нас скорее к разряду диковинок). Конечно, с этим легко было бы справиться, занимаясь с малышом дома или отдав его дополнительно на курсы. Но дело в том, что подобные вещи отнюдь не приветствуются в вальдорфских детских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют или прекратить занятия, или забрать ребенка из сада. Столь же негативно отнесутся здесь и к тому, что вы отдадите ребенка в музыкальную или спортивную школу, в изостудию. Безусловно, можно не афишировать, что вы учите малыша азбуке или игре на фортепьяно, но так вы обречете его на двойную жизнь. Представьте себе, как трудно маленькому человечку параллельно существовать в двух совершенно разных системах ценностей.

    То же самое касается и других, казалось бы, менее существенных вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских детских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Не только руганные-переруганные Барби и Покемоны, но даже обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги-вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) социума, станет аутсайдером и будет мучительно страдать или, что наиболее вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.

    Столь же непростая ситуация складывается и с чтением. В вальдорфском детском саду воспитательница ежедневно рассказывает детям сказку, нередко сопровождая ее маленьким кукольным представлением. Дети от этого обычно в восторге. Казалось бы, чего же здесь плохого? Но дело в том, что круг чтения в вальдорфском детском саду, да и школе, очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части – братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, иногда – отрывки из Библии. К литературной сказке, рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится крайне негативно, почему-то считая, что история о Малыше и Карлсоне или Нильсе и диких гусях меньше развивают фантазию и творческие способности, чем сказка о Белоснежке и гномах или Спящей красавице. То есть, при огромном, казалось бы, внимании к чтению за бортом остается колоссальный пласт великолепной детской литературы.

Как же быть?

Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, стоит очень хорошо взвесить все «за» и «против». Но это не значит, что стоит бездумнои навсегда отвергать уникальные возможности вальдорфской педагогики.

Совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки. Потребуется лишь пара лоскутков, клочок шерсти да час свободного времени и немного терпения.

Научитесь вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски.

А как рад будет ваш малыш, если вы устроите для него и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе. Сделать это совсем не сложно.

Из картона, очень плотной ткани, кожи или фетра сверните конус: это будет тело куклы. Кусочек ваты, синтепона или непряденной шерсти оберните трикотажем и вставьте в прорезь конуса – вот и головка. Зверей можно соорудить все из той же шерсти, намотанной на проволоку, собрать из картонных конусов и цилиндров (их подробные описания можно найти в книгах типа «Волшебная бумага» и т.д.), а можно просто слепить из пластилина или нарисовать и вырезать. Теперь с помощью разноцветных ниток, кусочков ткани и меха соорудим куклам парики и наряды, стол накроем красивым платком, а декорации можно сделать совсем простые: пара небольших коряг – это лес, красиво задрапированная коробка из-под обуви – сказочный замок или вертеп, в котором родился Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль «настольного» театра может быть удивительно красивым, особенно если вы не пожалеете для декораций фольги и блесток, а «сцену» осветите при помощи живого огонька свечи (соблюдая, конечно, правила пожарной безопасности и ни на секунду не оставляя малышей наедине с зажженным огнем и спичками). Если кто-то из детей умеет играть на флейте, скрипке, фортепьяно или гитаре, он может позаботиться о музыкальном сопровождении. Даже явное несовершенство исполнения не сможет затмить того тепла и уюта, который придаст спектаклю живая музыка, а малыш будет горд и счастлив: ведь это благодаря его игре получилось так красиво! Разыграйте в своем театре рождественскую мистерию, поставьте красивую волшебную сказку: «Спящую красавицу», «Дюймовочку», «Щелкунчика».

А может, темным и ненастным осенним вечером вам захочется смастерить из молочных пакетов разноцветные веселые фонарики и отправиться на поиски сокровищ гномов? Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в нужном месте оказался роскошный клад: золотые шоколадные медальки, бенгальские огни, хлопушки и фейерверки!

Словом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить – это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

Valdorfskaja_doshkolnaja_sistema_vospitanija.txt · Последние изменения: 2013/09/05 13:02 (внешнее изменение)