В чаплина хитрые вороны читать. Вера Чаплина — Воробьиная наука: Сказка
Литературное чтение 3 класс Тема: Хитрые вороны. Вера Чаплина
ТЦУ : создание условий для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся ;
Задачи:
образовательные :
развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;
совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;
обогатить словарь детей;
развивать устную и письменную речь;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли;
обобщать и делать выводы;
прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
развивать творческое воображение;
способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;
прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.
воспитательные :
способствовать формированию нравственных качеств , воспитывать потребность в чтении книг
ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие гостей
Подготовка к уроку
Эпиграф:
Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...
2.Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению темы
1.Задание: собрать пазлы
(у каждой группы пазлы с изображением птиц)
Название птиц ребята вывешивает на доске.
Проверка: на интерактивной доске открываются правильные ответы. Сравниваем ответы.
Что объединяет всех этих птиц?
(зимующие)
Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?
Ответы детей. Почему?
Презентация о вороне
Слайд № 1 – 12
Мозговой штурм
На столе в мешочках лежат грецкие орехи.
Угадайте, что в мешочке?
2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
Ответы детей.
3.Изучение новой темы.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной
«Хитрые вороны».
И узнаем, какой же способ выбрали вороны?
Работа с учебником: Библиографический словарь (стр. 246 - 258).
Будем листать весь словарь?
Как расположены слова в словарях? (по алфавиту).
Фамилия начинается на букву Ч.
Где надо искать? (В конце словаря)
Есть? (нет)
А что надо делать? Ответы детей.
2. Презентация о Вере Чаплиной.
3. Знакомство с текстом произведения
(Стр. 218)
А) чтение текста учителем стр.218-219.
Дети озаглавливают отрывки.
Б) Самостоятельное знакомство с текстом.
(у каждой группы свой абзац)
Задание: подобрать заголовок к своему абзацу.
Чтение вслух текстов.
Контрольные вопросы для каждой группы:
Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы, прилетая на другой день?
(IV. Вороны лакомились орехами).
V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
(V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).
VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
(VI. Охота за вороньими запасами).
VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
(VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).
Прикрепить ответы детей на доску.
Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
Понравился? Чем?
Проверка выполненной работы.
Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было
Посмотрите внимательно, что у нас получилось?
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
4. Закрепление
Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?
Понравился? Чем?
Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?
Теперь мы с вами будем иллюстраторами.
Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.
Проверка выполненной работы.
Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.
VIII часть.
- Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).
РЕЗЕРВ*
Продолжение презентации о воронах. Часть 2.
Слайды № 14-24
Подготовить краткий пересказ
Составить сиквейн о вороне
\ \ Для учителя начальных классов
При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Разработка открытого урока для 3 класса на тему: "В. Чаплина «Хитрые вороны»"
Разработку открытого урока выполнила: Мусабекова С.В., учитель начальных классов, email: [email protected]
Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»
Цели:
- продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;
- развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;
- воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.
Оборудование: учебник, портрет В. Чаплиной, кроссворд, иллюстрации к тексту, сообщения о птицах, сообщение о природе, карточки.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа, дедуктивный, индуктивный.
Ход:
1. Психологический настрой.
Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!
2. «Всегда помни!»
Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:
- Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.
- Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.
- Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.
- Это оценка автором того, что он изображает в произведении. Чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.
- Словесное обозначение книги или текста.
- Описание своей жизни.
Ответы:
В ОШЕБНАЯ СКАЗКА
О ЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Р АССКАЗ
О СНОВНАЯ МЫСЛЬ
Н АЗВАНИЕ
А ВТОБИОГРАФИЯ
Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.
3. Тема и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа
«Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны» -3 класс, Сапрыкина. Е. В.
Цели: дидактические: создать условия для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся;
совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;
научиться составлять план;
познакомиться с рассказом В.Чаплиной « Хитрые вороны»;
Развивающие: развивать творческое воображение;
способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;
прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу;
уметь правильно и последовательно излагать свои мысли;
развивать устную и письменную речь;
развивать умения обобщать и делать выводы;
воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств;
воспитывать потребность в чтении книг;
углубить знания учащихся о вороне;
коррекционные: развивать познавательные способности детей: речь, память, мышление;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, развитие связной речи
Оборудование: книги по чтению, тетради по чтению, портрет Веры Чаплиной, иллюстрации птиц, иллюстрации к словарным словам
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный звонок- Начинается урок.
Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
5 – минутное чтение (по книге)
2. Повторение
1. - Объясните выражение. Чудес и тайн на свете много.
(На доске карточки, из них составляется название раздела и находится лишнее слово)
Откуда оно? (так называется раздел учебника который изучаем)
3. Викторина: - Назовите произведение и его автора. ( а другой группе детей дать задание в виде теста)
Тест:
1. Путешествия совершают:
А) в лес б) на речку в) по дальним странам, местностям
2. Путешественник – это человек,который….
А) идет в поле б) идет на далекое расстояние в) едет на лошади
3. Поход бывает:
А) в другую страну б) в космос в) в лес
4. Фантастика –это:
А) художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок
Б) поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии
В) литературное произведение, описывающее вымышленные,сверхъестественные события
5. Степка и Мишка – герои произведения:
А) М.Зощенко « Великие путешественники» б) С.Голицына « В поход! В поход! В поход!
В) Е. Велтистова» Электроник-мальчик из чемодана»
6. Произведения А.Волкова « Изумрудный город»
А) Синдбад – Мореход б) Страшила в) Степка
7. В каком рассказе герои хотели обогнуть весь земной шар?»
А) М.Зощенко « Великие путешественники»
Б) А.Волков « Изумрудный город» в) Ю.Ким « Отважный охотник»
Викторина для детей:
О чем это произведение?
1. Трудно корень «оживить»!
Здесь нужна работа!
Нужно что-то отпилить
И добавить что-то! (Ольга Высотская «Лесные диковины».)
2. Вот перед ними ещё дверцы:
Они отворились, и Миша очутился на улице.
Что за улица? Что за городок? . / В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»./
3. Она часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие.
Дагни долго не засыпала и даже иногда плакала у себя в постели.
/Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»/
Что объединяет все эти произведения?
/любовь к прекрасному, окружающая нас природа полна тайн и загадок, нужно быть чутким и внимательным, чтобы их разгадать!
Итак начинаем урок чтения, а тему урока мы сформулируем в конце нашего занятия. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери? » , Как разгадать тайны их поведения?
- Она сказала: - Нет!
Но я еще проверю. (на доске перевернутые буквы из фамилии автора – Вадим восстанавливает фамилию) –Мозговая атака
- И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны».
- Откройте тетради и запишите:
В. Чаплина «Хитрые вороны»
План.
Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость. (Составляется ассоциативная карта).
Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения).
Хитрость (лукавство, ловкость, себе на уме,)
4. Вступительная беседа об авторе. « Предположение)
Посмотрите на выставку книг писательницы и подумайте Чему она посвящает свои произведения?
1908-1994 г.
Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году исполняется 105 лет со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов.
Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
- О ком писала В. Чаплина?
Каким человеком она была?
А хотите узнать о чем и о ком написала Вера Чаплина в рассказе, который мы будем сегодня читать?
В рассказе она ставит перед нами вопросы?
1. Кто они, наши соседи по планете?
2. Имеют ли они свой язык?
На эти вопросы мы и постараемся дать сегодня ответы.
5. Первичное восприятие текста.
В тексте встретятся слова.
Объясним их значение.
Б) словарная работа
дувал – глиняный забор
промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота
тюбетейка – головной убор
Арык – местное название оросительного канала в Ср. Азии, в Казахстане, в Афганистане и др.
Кузница – для рубки и перемещения заготовки
Ташкент – соседнее государство, столица Узбекистана
На каком языке там разговаривают? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)
Русский язык – язык межнационального общения.
6. Итак начинаем работу над текстом.
Реализация.
- Работать будем по мини - группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ.
I часть.
Как называется город, который описан в рассказе?
- Найдите и прочитайте описание дворика .
Скажите, что смущало детей?
Почему? ( Рядом находился большой заброшенный пустырь).
Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске).
(I . Город моего детства. Тесный дворик)
II часть.
- Читаем дальше.
- Найдите описание пустыря, где играли дети.
Что было раньше на месте пустыря?
Были дети дружны между собой? Зачитайте.
Что было любимым занятием детей?
Легко ли доставались орехи детям?
(II . Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей).
III часть.
Как выглядели ореховые деревья?
Легко ли сбить орехи?
(III . Новая затея. Ореховый промысел).
IV часть. - Кто еще лакомился орехами?
Все орехи брали вороны?
Как вороны использовали углубления в деревьях?
Что делали птицы прилетая на другой день?
Как можно озаглавить эту часть?
(IV . Вороны лакомились орехами).
V часть.
Что делали вороны, когда наедались?
Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
Что решают сделать дети?
Как назовем эту часть?
(V . Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).
VI часть.
Что решили дети?
Кто помогал детям?
Что делал Тузик?
Как озаглавим эту часть?
(VI . Охота за вороньими запасами).
VII часть.
Как сначала реагировали вороны?
Радовались дети?
Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
Как озаглавим эту часть?
(VII . Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).
Написать ответы детей на доску.
Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся
Посмотрите внимательно, что у нас получилось? План
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?
8. А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.
VIII часть.
Читает сам учитель.
Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).
В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему?
(Ответы детей.)
Как вы думаете, какая была основная тема рассказа?
(Думающая птица, которая боится остаться без запасов).
- Давайте сформулируем тему урока. (Умеют ли думать птицы).
9. Подведение итогов
Закрепление, подведение итога
1. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять сколько
сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи . (3 часть)
(Ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,
хорошее зрение, трусость.)
2 Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов?
(подтвердите ответы словами из текста) ( хрупкие сучья)
3. - Как описывает ворон автор ? (4 часть)
Неизвестно откуда появлялись
Не серые, а совсем черные
Прилетали большими стаями
С громкими криками рассаживались
4. НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ, которыми писательница рассказывает о действиях ворон
появлялись (4 часть)
прилетали, начинали рвать, рассаживались, бросали
ПЕРЕСКАЗ
5. - Как вороны раскалывали орехи? (4 часть)
Из-за чего происходили драки?
Кто побеждал в этих драках?
6. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников ? (6 часть)
7 - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?
ТЕРПЕЛИВЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖНЫЕ
ШУМНЫЕ БЫСТРЫЕ ХИТРЫЕ
ЛОВКИЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ
Можно ли их применить и к тем и к другим?
10.- Кто из вас сочувствует воронам?
А ребятам?
Как бы вы поступили на месте детей?
Понравился рассказ или нет? Чем?
- Готовы ли вы теперь ответить на вопросы?
1.Думают ли звери?
2.Имеют ли свой язык?
3.Как разгадать тайны их поведения?
-Чему учит рассказ?
Заучивание стихотворения по системе – мнемотехника (вначале на доске просматриваем и проговариваем, затем вызвать одного- двух учеников)
13. И напоследок попробуем выучить стихотворение А. Барто при помощи рисунка (На доске нарисовать).
14. Составить сиквейн о вороне ( это делает одна из подготовленных учениц)
Крикливая, каркающая
Клюет,ворует, подбрасывает
Умные создания – эти вороны
С хитринкой в мозгах,
Эпиграф – записан на доске,5- минутное чтение вслух произведения из книги родная речь
Повторение
Даны карточки со словами – составьте название раздела, который изучаем,
Проводим викторину « Назовите произведение и его автора «
Составляет и находит лишнее слово
Слушают вопрос и дают ответ
тест
Целевая установка урока
Умеют ли думать звери?
А, В, К.
Слушают стихотворение А. Барто
Учебник, карточки – буквы, тетради
Ассоциация
Составляется ассоциативная
карта (к слову Хитрость)
А,В
Дети по цепочке называют слова - ассоциации
Доска – пишу мелом
« Мозговая атака»
На доске перевернуты карточки - буквы
В,К
карточки
Выставка обложек книг писательницы и сами книги
А, В
Устные ответы
Портрет писательницы, книги
Работа над произведением
Словарная работа
А, В
Рассматривают иллюстрации и записывают в тетрадь
иллюстрации
Реализация (работа в парах)
У вас на столах конверты, где каждый получает отрывок из рассказа
Читают,отвечают на вопросы, обсуждают как назвать свой отрывок
конверты
Метод направленного чтения
Запись на доске заголовка к своей части
К,В
Сам –ая работа
План – в закрытом виде, сравнение с детским
Подведение итогов Знаю….поиск ответов
вопросы
А, В
Обсуждение и доказательство своего ответа
Карточки на доске
Рефлексия
Работа с 8 частью, чтение учителем
Доказывают (Думают ли звери? Имеют ли свой язык? Как разгадать тайны их поведения?
Иллюстрации, орехи
Графико – иллюстр. стихотворение
Рассмотрите рисунки и запомните стихотворение
А,В,К
наизусть
На доске
Д / з
Вопросы 2 , 5 , стихотворение наизусть
Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Вскоре из воробьиного жилья послышался громкий писк птенцов. Они начинали пищать каждый раз, когда прилетали с кормом родители, а так как те кормили своё прожорливое потомство беспрерывно в течение всего дня, то до самого вечера и слышался писк из гнезда.
В этот год я жила на даче одна, и с шумливыми птенцами было как-то веселее. Сколько было за карнизом воробьят, я не знала, но шумели они основательно. Судя по писку, гнездо находилось в стороне от лаза, и, несмотря на все мои старания, увидеть птенцов я никак не могла.
Увидела я своих пернатых соседей лишь после того, как они достаточно подросли, полностью оперились и начали сами выглядывать из гнезда. Скандаля и отталкивая друг друга, тянулись они навстречу родителям, жадно открывая свои клювы. И забавно было смотреть, как подлетевший воробей, кое-как уцепившись за краешек доски, сразу не мог решить, в какой из широко открытых клювиков надо сунуть мошку или гусеницу. Да, нелегко в это время приходилось воробьям!
Но вот настала пора вылетать птенцам из гнезда. Меня очень интересовало, как же это они проделают в первый раз? Как будут эти несмышлёныши овладевать воробьиной наукой и как будут их учить уму-разуму родители? Поэтому целые дни я буквально не спускала глаз с воробьиного семейства. И всё-таки за вылетом первых птенцов из гнезда я не уследила. Лишь последний, очевидно самый ленивый или трусишка, ещё продолжал сидеть на самом краю карниза, готовый вот-вот слететь, и никак не мог на это решиться. Громким криком он призывал родителей, прося у них еду, а они, занятые уже вылетевшими птенцами, не обращали на него внимания. Впрочем, нет, время от времени они к нему подлетали с полным клювом лакомых гусениц, но корм не давали, а старательно пытались выманить трусишку за собой. Они то подлетали к птенцу, то садились на ближнюю ветку и всем своим видом показывали, что кормить лентяя в гнезде не намерены.
Наконец голодный воробьишка не выдержал. Взобрался на самый-самый край карниза, неловко взмахнул крылышками и… камушком упал вниз. Он сидел на земле испуганный и растерянный своим неожиданным полётом, похожим скорее на падение. Но к птенцу тут же подлетела воробьиха, села рядом с ним, и птенец сразу успокоился. Потом, очевидно вспомнив, что голоден, он вдруг затрепыхал крыльями, широко раскрыл клюв и потянулся к воробьихе. Сунув в раскрытый клюв птенца еду, та взлетела на дерево, а воробьишка остался на земле. Он сидел в траве и старательно перекликался с матерью. Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.
«Что они говорят?» - подумала я и, дождавшись, когда воробьиха улетела за едой, стала осторожно подходить к птенцу. А он, глупый, сидел, чирикал и совсем не обращал на меня внимания, - видно, родители ещё не успели его научить опасаться людей. Я подошла к нему совсем близко, встала рядом, протянула руку, а птенец всё сидел и чирикал. Тут вдруг подлетела мать. Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! Нетрудно было догадаться, что это она меня старается от птенца отвести, а его об опасности предупреждает.
Смотрю, и птенец сразу чирикать перестал. Затаился в траве, не шелохнётся, только глаза-бусинки поблёскивают. Хотела я его взять, нагнулась, да раздумала - зачем пугать малыша! Отошла я в сторону, села на скамейку и гляжу, что же он дальше делать будет. А малыш по-прежнему затаился и голоса не подаёт - наверное, ждёт, когда ему мать разрешит.
Долго он так сидел, а я делала вид, будто в другую сторону гляжу, а сама незаметно за воробьями наблюдала. Воробьиха сначала волновалась, кричала, а потом, увидев, что опасность её птенцу не грозит, сразу поведение изменила. Сперва замолчала, потом немного по веткам попрыгала, потом чуть ниже спустилась и совсем другим голосом что-то чирикнула. Птенец встрепенулся. Тут же ей ответил, а мать уже на самую нижнюю ветку слетела, чирикает, за собой несмышлёныша птенца манит. Только он к ней, она на другую ветку, что повыше, перелетит… ещё повыше… ещё на другую… Так и увела за собой птенца.
Интересно мне стало, как теперь, после полученного урока, поведёт себя птенец, если я к нему подойду. Дождалась, когда воробьиха улетела, и снова пошла к птенцу. Так же осторожно, так же тихо ступала, только на этот раз он уже меня к себе не подпустил, сразу замолчал и повыше перепорхнул, да так затаился среди густой листвы дерева, что не скоро и разглядишь. Хоть и мал птенец, а, видно, пошла ему впрок воробьиная наука.