Урок игра по географии что где когда. Внеклассное мероприятие по географии `Что? когда?`

Представьте ситуацию, Вас останавливает на улице репортер какого-то местного канала, с ненавязчивым предложением — ответить на ряд простых вопросов о стране, в которой Вы живете, учитесь, работаете… Если вы сомневаетесь в себе, в своих знаниях — вы найдете тысячи причин уйти от вопросов, захотите удалится, пройти мимо, избегая тем самым весьма щекотливого положения, граничащего с позором. Одно дело — опозориться перед одним человеком и совсем другое — на всю страну.

Недавно, в эфире одного из государственных каналов показали видео именно такой ситуации — в людном месте, в центре Москвы проводился опрос на тему: «как вы знаете географию России». Задавались самые простые вопросы, и к сожалению большая часть «испытуемых» оконфузились…

В связи с этим, мы решили ввести рубрику «Все о России», разделяя статьи на вопросы — ответы по географии, истории, и так далее… Сегодня начнем с географии. Проверьте свои знания здесь и сейчас:

10 простых вопросов по географии России

1 Россия самая большая страна в мире по площади. Где расположена большая часть территории России?

Ответ:На востоке Европы и на севере Азии

Европейская часть страны занимает около 23 % площади. Её границей являются Уральские горы, граница с Казахстаном и реки Кума и Маныч.

Азиатская часть России, занимающая около 77 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью (однако точное определение границ Сибири является вопросом спорным) и Дальним Востоком.

2 Сколько субъектов в Российской федерации?

Ответ: Российская Федерация состоит из 85 субъектов

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации - название территориальной единицы в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Всего — 85 субъектов. Из них — 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.

3 Сколько часовых поясов в России?

Ответ: 11 часовых поясов

Время в России регулируется Федеральным законом «Об исчислении времени», в соответствии с которым с 26 октября 2014 года установлено 11 часовых зон. Любопытно, что Республика Якутия занимает целых три часовых пояса, Сахалинская область два, тогда как остальные России лежат в черте единственного часового пояса.

4 Сколько стран граничит с Россией?

Ответ: 18 государств

Россия признаёт наличие границ с 18 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией,Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией.

5 Сколько рек и озер в России?

Ответ: Более 2,8 млн рек и ∼ 2 747 997 млн озёр

В России более 2,8 млн рек общей длинной 12,4 млн км. Большее количество этих рек – относительно небольшие и их длина обычно не более 100 километров. Но вот что касается больших рек, то они поистине огромны и достигают шокирующих размеров. Подробнее о самых больших реках России —

В России 2 747 997 озёр общей площадью 408 856 км (без учёта Каспийского моря). Крупнейшее озеро - Каспийское море. Из озёр в традиционном смысле крупнейшими по площади являются Байкал (31 722 км²), Ладожское (17 872 км²), Онежское (9693 км²) и Таймыр (4560 км²), а по объёму Байкал (23 516 км³), Ладожское (838 км³), Онежское (292 км³) и Хантайское (82 км³), при этом около 96 % всех запасов озёрных вод сосредоточено лишь в восьми крупнейших озёрах, из них 95,2 % приходится только на один Байкал. О самых красивых озерах России по версии нашего журнала —

6 Сколько морей омывает Россию?

Ответ: Россия омывается 1 замкнутым морем и 13 морями, принадлежащими трём океанам

Моря Атлантического океана, омывающие Россию:

  • Балтийское море
  • Чёрное море
  • Азовское море

Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию:

  • Баренцево море
  • Печорское море
  • Белое море
  • Карское море
  • Море Лаптевых
  • Восточно-Сибирское море
  • Чукотское море
Моря Тихого океана, омывающие Россию:
  • Берингово море
  • Охотское море
  • Японское море
Замкнутые моря, омывающие Россию:
Закат над Каспийским морем, съемка из Космоса

7 Сколько людей проживает в России?

Ответ: Более 146 миллионов человек

Россия считается самой большой страной в мире по размерам собственной территории, а вот что касается численности населения, то здесь наша страна расположилась только на 9 строчке планеты.

  • Китай 1 339 450 000
  • Индия 1 187 550 000
  • США 310 241 000
  • Индонезия 237 556 000
  • Бразилия 193 467 000
  • Пакистан 170 532 000
  • Бангладеш 164 425 000
  • Нигерия 158 259 000
  • Россия 143 300 000

По данным Росстата, на 1 января 2017 года общая численность населения России составляет 146 804 372 человек.

И все же, РФ является наиболее населенным государством Европы. Средняя плотность составляет 8,36 человека на один квадратный километр, однако дело в том, что плотность населения распределена крайне неравномерно. Так, около 80 процентов наших соотечественников в европейской части страны, которая составляет всего лишь 23% всей территории РФ. Если плотность населения, скажем, в Чукотке составляет 0,07 жителя на квадратный км, то в Москве, столице нашей родины, цифры совершенно иные - около 4700 человек на квадратный км!

8 Сколько федеральных округов в России?

Ответ: 8 округов

Все субъекты Российской Федерации объединены в 8 федеральных округов.

Правовой основой создания федеральных округов Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В соответствии с этим Указом было образовано семь федеральных округов:

  • Центральный (административный центр — Москва)
  • Южный (административный центр — Ростов-на-Дону)
  • Северо-Западный (административный центр — Санкт-Петербург)
  • Дальневосточный (административный центр — Хабаровск)
  • Сибирский (административный центр — Новосибирск)
  • Уральский (административный центр — Екатеринбург)
  • Приволжский (административный центр — Нижний Новгород)
  • В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Он стал восьмым (административный центр — Пятигорск).
  • Указом президента Владимира Путина от 21 марта 2014 г. образован девятый федеральный округ – Крымский. (административный центр — Симферополь), однако позднее, в 2016 году, Владимир Путин включил Крымский федеральный округ в состав Южного федерального округа.

На карте округов отсутствует Крымский округ — старая карта.

9 Сколько городов в России?

Ответ: 1113 городов

По состоянию на 10 октября 2015 года число городов РФ увеличилось до 1113, так как посёлок городского типа Углегорск Амурской области, преобразовывается в город Циолковский.

Тем не менее, он относится к так называемым закрытым городам России (ЗАТО). Ведь именно здесь ведется полномасштабное строительство космодрома «Восточный».

Космодром «Восточный» будет располагаться недалеко от расформированного в 2007 году космодрома «Свободный». О закрытых городах России —

Крупнейшими городами России являются:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж.


Президент России Владимир Путин на космодроме Восточный, 14 октября 2015 года

Ответ: Эльбрус / Каспийское море

Каспийское море — крупнейший на Земле замкнутый водоём, который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Расположено на стыке Европы и Азии.

Самая низкая точка России расположена далеко на юге – у самого Каспийского моря, где на Прикаспийской низменности абсолютные отметки достигают -28 метров! Другими словами, эта территория располагается почти на тридцать метров ниже уровня Мирового океана.

Конечно, ей далеко до абсолютного чемпиона – Мёртвого моря, которое лежит ещё на 400 метров ниже океанских берегов, но и высота девятиэтажного дома – это тоже немало.

Прикаспийская низменность когда-то была дном огромного моря, на память о котором нам остался необъятный Каспий.

Внеклассное занятие по географии 6-8 класс "Что? Где? Когда?"
Интеллектуально – познавательная игра Учитель:Степанова М.Ф. МБОУ Богураевская СОШЦель игры: Расширение кругозора и развитие познавательных способностей школьников. Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, смекалку. Задачи игры: *Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости. * Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, развивать географическое мышление школьников. * Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому, взаимовыручку. Оборудование: 1 игровой стол, волчок, компьютер, черный ящик, глобус, конверты с вопросами,(вопросы готовят уч-ся 6-8 классов, а также учителя), видео запись с вопросом, секундомер, пейджи «Знаток географии».Участники: В игре принимают участие 6 игроков. Ход игры Ведущий: Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом. И тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знатоки географии».
Пришло время представить эксперта игры.
Команде задаётся вопрос и предоставляется одна 30 секунд на обсуждение ответа. За досрочный ответ сохраняется 30 секунд. Если команда готова, то капитан поднимает руку как сигнал о готовности отвечать. Каждый правильный ответ оценивается оценкой «5». Если ответ не правильный, то оценку «5» получает учащийся задавший вопрос.

Ведущий: И так, мы начинаем.
ЗЕРО
Вопрос. Одно из самых первых названий этого предмета «Зеленое яблоко». «Земное яблоко» - уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Он быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
Ответ: глобус – В 1492 создал первый географический глобус. Мартином Бехаймом
Черный ящик

Уч – 8 класса Бочарова Галина.
Вопрос. Какое дерево, растущее в сибирской тайге, называют ореховой сосной?
Ответ: КЕДР
Уч – 8 класса Брылева Яна.
Вопрос. Блиц турнир:
- Самое глубокое озеро мира?
- Самая длинная река мира?
- Самые высокие горы мира?
Ответ: Байкал. Нил. Гималаи.
Уч – 8 класса Чекушкина Людмила.
Вопрос. Почему растения тундры и лесотундры также как и растения пустынь имеют мелкие листочки или колючки?
Ответ. В тундре маленькие листочки и колючки уменьшают испарение влаги растением, тем самым сохраняют тепло, которого в тундре недостаточно. В пустыне маленькие листочки и колючки также уменьшают испарение влаги, но здесь растение при достаточном количестве тепла сохраняет влагу.
Уч – 7 класса Брюшкова Татьяна.
Вопрос: Мы часто слышим “безбрежное море”. А существует ли такое море, т. е. море, у которого нет берегов? Какое это море?
Ответ: (Это Саргассово море – часть Атлантического океана между Флоридой, Азорскими островами, Бермудскими островами и Вест-Индией, расположенной в кольце течений. Саргассово море получило свое название от скопления плавающих в нем водорослей – саргассов)
Уч – 7 класса Толкачев Максим.
Вопрос: Громадный остров, покрытый лесами из пальм, фикусов и других растений находится далеко за пределами нашей Родины, но честь изучения страны и быта чернокожих обитателей выпала на долю русского путешественника, который показал всему миру пример высокой человечности по отношению к первобытным народам.
Какой это остров, какому русскому путешественнику принадлежит заслуга изучения и исследования?
Ответ: (Остров Новая Гвинея. Жизнь и быт коренных жителей – папуасов - изучены и исследованы в конце 19 века русским путешественником Н.Н.Миклухо-Маклаем)Уч – 7 класса Литвинов Алексей.
Вопрос: В последнее время он кое-где становиться тоньше. Он образуется из кислорода. Он защищает Землю от космических лучей.
Ответ: (озоновый слой)
Уч-ся 6 класса Варламова ЭмилияВопрос: В каждой местности он свой. Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. Это многолетний режим погоды.
Ответ: (климат)
Уч –ся 7 класса Белоконева Татьяна
Вопрос: Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:а) точка с нулевыми географическими координатами;б) высочайшая гора Северной Америки;в) исток крупнейшей реки Южной Америки;г) самая южная точка Азии.
Уч – 8 класса Кащеев Владислав
Вопрос: Найдите соответствие между изображенными на флагах государств мира растениями и животными и самими государствами. Растения и животные: кедр, птица фрегат, клен, левГосударства: Шри-Ланка, Кирибати, Канада, Ливан

Уч – 6 класса Гуреева Ксения
Вопрос: Назовите формы рельефа, включая созданные человеком, которые вы можете увидеть на территории вашей области.
Уч – 8 класса Мирошниченко Евгений
Вопрос: В «Избранных произведениях» М.В. Ломоносова есть такие строки: «Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?» О каком явлении природы говорил ученый и где оно наблюдается? Что вы знаете о причинах возникновения этого явления?
Ответ: А) Полярное сияние - свечение верхних слоёв атмосферы, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра
Б) Полярные широты северного и южного полушарий Земли
В) Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем
Уч – 6 класса Земцов Роман
Вопрос: На гербе какой латиноамериканской страны были начертаны слова: «Страну разъединяет, мир соединяет»?
Ответ: Панама. Панамский канал
Уч-ся 8 класса Губарева Мария
Вопрос: Земля: вид из космоса
Перед вами космический снимок природного процесса. Определите:
Что это за процесс?
Каковы причины его возникновения?
В каких районах Земли чаще всего наблюдается?
Ответ: А) Извержение вулкана
Б) Активизация внутренних сил Земли, движение магмы
В) Сейсмически активные районы Земли, границы литосферных плит: Камчатка, Курилы, Исландия, Новая Зеландия и др.

15. Учитель биологии МБОУ Богураевская СОШ Костенко Л.В.
Вопрос: Это растение считается королевой Америки.
Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали вот что:
«На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра, плоды из чистого золота, а листья из серебра». Индейцы считают его чудесным даром богов, они обожествляли растение, верили, что от него зависит благополучие. В одной из легенд рассказывается, что бог Маис был сыном самого бога Солнца и богини Луны. Но нашлись божества, которые позавидовали красоте юноши, его силе и убили его, разрубив тело на части. Индейцы верят, что куски тела Маиса превратились в зерна. Сколько праздников посвящено этому растению! Не перечесть.
Зерна растения жарили, из них готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных, а из пыльцы готовили суп. Лишь позже европейцы и весь мир узнали о пользе этого растения.
Местное население называет ее маисом. Что же это за растение?
Ответ: кукуруза.
Учитель географии СОШ №9 Склянко Марина Николаевна.
Вопрос: Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, значит, я старше и мудрее тебя».
Уважаемые, знатоки! Прав ли Кавказ?Ответ. Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы, например, Восточно-Европейская платформа.
Уч-ся 7 класса Богураев Павел
Вопрос: Когда и где день бывает равен ночи?
Ответ: (Два раза в год в дни равноденствия – 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушарие освещены одинаково)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ИГРЫ
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Слово предоставляется эксперту.

Ведущий: Всем спасибо! Благодарим за внимание!







АБВГДЕЖЗИЙКЛ МНОПРСТУФХЦЧ ШЩЪЫЬЭЮЯ Как зовут представителей негроидной расы, название которых переводится, как люди величиной с кулак. 4, 3, 1, 4, 2, 3 ПИГМЕИ




1.Какой областной центр России летает? Город Орел 2.Какой полуостров России жалуется на свои размеры? Ямал 3.Какие птицы не умеют летать?Пингвины, страусы 4.Кто самый крупный зверь?Синий кит 5.Как называется личинка бабочки?Гусеница 6.Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениям? Эвглена зеленая 7.Какой хищный город Вологодской области летает? Сокол 8.Государство Центральной Америки и его столица, которые можно носить на голове. Панама


9. Мыс в который можно трубитьГорн 10.Европейская столица, по которой протекает кровь. Вена 11.Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории? Камчатка 12.Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?Подошва 13. Место, где берет начало река.Исток 14. Что такое Везувий. Вулкан 15.Самое глубокое озероБайкал 16. Самая полноводная река мира? Амазонка 17. Высочайшая вершина мира Джомол. Эверест 18.Федеральный округ в котором мы живем Северо-западный


19.Самый тонкий и острый мыс. Игольный 20.Какой континент тянется от буквы А до буквы Я Австралия 21.Самый большой полуостров РоссииТаймыр 22. Граница в России между Европой и Азией Уральские горы 23.Река вокруг острова ЗаостровьеЗаостровка 24.Президент Российской федерацииМедведев 25. Пигмент зеленого цвета в растенияхХлорофилл 26. Комплекс производящий компьютерыМашиностроительный 27.Самая длинная река в мире Нил 28.Сколько в мире цветных морей6 29.Промышленность производящая удобрения, пластик. Химическая


30. Самая большая река русской равнины Волга 31.Столица РоссииМосква 32.Реки в России с женскими именамиЛена, Яна 33. В какое море впадает ВолгаКаспийское 34.С каким государством у России самая длинная граница Казахстан 35.На каком материке живут КоалыАвстралия 36.Самая большая природная зона в РоссииТайга 37.Что есть в растительной клетке и нет в животной Вакуоль 38.Самый большой остров в РоссииСахалин 39.Губернатор Архангельской областиМихальчук 40.Самая большая трава в миреБамбук, банан 41.В какое море впадает С.ДвинаБелое


42. Сколько раз в России можно встретить новый год Самые высокие горы РоссииКавказ 44.На каком озере выиграл битву А. НевскийЧудское 45. Океан омывающий Россию с востокаТихий 46.Полюс холода в РоссииОймякон 47. На какой ГЭС в прошлом году произошла авария Саяно- Шушенская 48. Незамерзающее море РоссииБаренцево 49.Где живут жирафыАфрика 50.Сколько субъектов в Российской Федерации Самый теплый город РоссииСочи 52.Самое большое озеро в России Каспийское море


53. Эндемики АвстралииКенгуру, Коала, Эвкалипт 54.Самое большое теплое течение Гольфстрим 55.Линия, которая делит Землю на северное и южное полушарие Экватор 56.В каком городе проходит нулевой меридианГринвич 57.Какое давление на экватореНизкое 58. Какой материк пересекают все меридианыАнтарктида 59.Как называют жителей Архангельской области Поморы 60.Какие организмы растут всю жизньРастения 61. Часть клетки отвечающая за наследственность Ядро 62.Как в Африке называется степьСаванна 63.Кто открыл Америку Колумб




В одном из австралийских штатов была организована геолого- разведочная экспедиция для поисков золота и драгоценных металлов. Её путь начался в городе Сидней, а конечным пунктом маршрута была точка с координатами 22 ю.ш. и 130 в.д. С какими трудностями пришлось столкнуться участникам экспедиции?






При составлении списка растений для Королевского ботанического сада придворный ботаник был ужасно рассеян и в разделе «Австралия» допустил несколько ошибок, при этом забыв внести в него самое широко распространенное австралийское дерево. Исправьте в списке ошибки и допишите название этого дерева: зонтичная акация, казуария, финиковая пальма, бутылочное дерево, гевея, фикус, пирамидальная сосна.




Ассоциации Северо-запад России Краснодарский Край Урал Западно-Сибирская равнина Кавказ Лес, алмазы, подводные лодки, рыба Фрукты, овощи, консервы, рекреационные ресурсы Руда, металлы, драгоценные камни, чугун, железо Нефть, газ, холод Овцы, лошади, минеральная вода, вино, рекреационные ресурсы


Плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Это плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до –30 С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?




Класс: 8

8 класс

«Родина» мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луг в рассветный час.
Речка, вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе
И в траве тропиночка видна.
Родина! Отечество святое.
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены России. Играют знатоки 8 классов.

Правила игры:

  1. Игра идет до 6 баллов.
  2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
  3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
  4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
  5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
  6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

В морях какого океана находится самое наибольшее количество островов России? Какой из российских островов:

а) самый большой
б) самый северный
в) самый восточный?

Ответ: Наибольшее количество российских островов находится в Северном Ледовитом океане.
Самый большой – о. Сахалин.
Самый северный – о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
Самый восточный – о. Ратманова в Беринговом море.

Вопрос 2.

Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211м, а другое в 245 раз меньше и хороший пловец может нырнуть в нем до дня. Второе море является маленьким, его площадь в 11 раз меньше площади первого. Отличительная особенность первого моря – отсутствие жизни на глубинах свыше 200м. Во втором море вся толща воды обитаема. Назовите эти моря и пролив их соединяющий.

Ответ: Черное и Азовское моря. Керченский пролив.

Вопрос 3.

Русского мореплавателя и предпринимателя Григория Ивановича Шелихова называли «Русским Колумбом». А знаете ли вы почему?

Ответ: С именем Шелихова связано начало исследования и освоения русскими обширных территорий на северо-западном побережье Америки, которое мы знаем под названием «Аляска». Много лет отдал он изучению и освоению этого края. Его экспедиции изучали побережье, наносили его на карту. Он руководил переселением русских в новые земли, первым подал мысль ходить к берегам Америки из портов Балтики, т.е. вокруг света.

Вопрос 4.

В 1763 году им было создано «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию».
В нем он говорил, что путь на восток прокладывается неутомимыми трудами народа, имя в виду русских землепроходцев. Он не сомневался, что Дежнев «доказал проход морской из Ледовитого в Тихий». Это открытие вселяло в него надежду, что против «Чукотского носа лежит остров или матерая земля».
Его предвидение предвосхитило открытие великих рек Аляски. В его книге говорилось: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и Америке». Назовите имя ученого.

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

Вопрос 5.

Блиц-вопросы для команды (по 30 сек.)

1. На улицах нашего поселка встречаются неровности, названия которых состоят из двух местоимений. Как они называются?

Ответ: Ямы.

2. По радио можно услышать такую информацию:

– в столице – 15 часов.
– в Саратове, Астрахани – 16 часов.
– в Екатеринбурге – 17 часов.

А сколько часов будет в Магадане?

Ответ: 23 часа.

3. В одном из стихотворений Михаила Пляцковского есть такие слова:

– Треплет вьюга белой лапой по плечу,
Я живу на половину суток раньше…
И когда домой со льдины прилечу,
Это значит – возвращусь я в день вчерашний!

Возможно ли это? Где это может быть?

Ответ: Возможно. На линии перемены дат или при пересечении границ часовых поясов с востока на запад.

Вопрос 6.

На границе Тихого океана и Берингова моря, в 200-ах км от полуострова Камчатка расположены острова. Крупнейший из них (85км в длину и около 40км в ширину) как и весь архипелаг, назван в честь Витуса Беринга. Здесь он умер и похоронен. Длина острова Медный – 56км, ширина 5-7км. Острова же Топорков и Арий камень – совсем крошечные.
Вопрос: Как называется этот архипелаг?

Ответ: Командорские острова.

Вопрос 7 (черный ящик).

Эта горная порода органического происхождения. Залегает среди осадочных пород (глина, песчаник и др.) пластами, которые иногда достигают значительной мощности.
Данная порода используется для получения горючего газа в качестве сырья для химической промышленности, а также является одним из видов энергоносителей.
Вопрос: какая горная порода находится в черном ящике?

Ответ: Каменный уголь в черном ящике.

Вопрос 8.

По словам академика Сергея Владимировича Обручева «Вечный памятник этому исследователю Сибири имеет 1000км длины, 300км ширины и до 3000м вышины; по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири».
Вопрос: что это за вечный памятник и кому он посвящен?

Ответ: Хребет Черского. Иван Дементьевич Черский – исследователь Сибири, берегов Байкала.

Вопрос 9.

Блиц-игра для 1-го знатока.
Блеф-игра (ответы да или нет )

Вопрос 10.

Этот отрывок взят из повести А. Гайдара «Дым в лесу».

«Летчик Федосеев задумался:
– Послушай, спросил он, – ты карту знаешь?
– Знаю! – ответил Генка. – Москва, Ленинград, Минск, Киев, Тифлис…
– Эх ты, хватил в каком масштабе. Ты бы еще начал: Европа, Америка, Африка, Азия. Я тебя спрашиваю, если я тебе по карте начерчу дорогу, та разберешься?
Генка замялся:
– Не знаю, Василий Семенович. У нас это по географии проходили, да я что-то плохо…
– Эх, голова, то-то и плохо. Ну ладно, раз плохо, тогда лучше и не надо. Вот смотри. – Он вытянул руку – Отойди на поляну дальше, повернись лицом к солнцу. Теперь повернись так, чтобы солнце светило тебе как раз на край левого глаза. Это и будет твое направление».

Определите, в каком направлении должен идти Генка.

Ответ: На запад.

Вопрос 11.

Писатель Н.Н. Михайлов (он был географом) в своей книге «Иду по меридиану» пишет «День длился 180 суток. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг». О каком месте пишет автор?

Ответ: О широте 90° (т.е. СП).

Вопрос 12.

Многие СМИ пишут о загрязнении окружающей среды, т.е. экологической опасности в России и за ее пределами. Часто и мы с вами причастны к гибели нашей природы.
Задание: за 1 минуту вспомнить и исполнить хором несколько строк народной или современной песни «антиэкологического» содержания.

Ответ:

Во поле береза стояла…
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок…

6 класс

Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

П. Гвездослов

– Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены охране природы на планете Земля. Играют знатоки 6 классов.

Правила игры:

1. Игра идет до 6 баллов.
2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

Если вырубить лес в бассейне реки, то больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?

Ответ: Весной – половодье – больше воды; летом – меньше воды.

Вопрос 2.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором народную или современную песню «вредного» для природы содержания.

Ответ:

1. «Во поле берёза стояла»
2. «Ёлочка» (срубил он нашу ёлочку под самый корешок)
3. «Букет» (А. Барыкин).

Вопрос 3.

Каков природоохранный смысл народных пословиц и поговорок:

  1. Репу да горох не сей подле дорог.
  2. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться?

Ответ:

  1. Загрязнение выделяющимися выхлопными газами со свинцом.
  2. Сброс мусора в колодцы, отвалы, загрязнение подземных вод.

Вопрос 4.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором современную или народную песню природоохранного содержания.

Ответ:

1) «Не рвите цветы» (Ю.Антонов)
2) «Не рубите, мужики, не рубите дерева» (гр. «Любэ»)

Вопрос 5.

Как с точки зрения охраны природы выглядят такие сказки и загадки:

а) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
б) Зимой в поле лежали, летом в реку побежали?

Ответ:

а) Иванушка выпил загрязнённую воду и стал козлёночком.
б) Вместе с талым снегом в реку попадают минеральные удобрения.

Вопрос 6.

В современное время основным источником загрязнения вод Мирового океана является нефть. Какими путями она попадает в океан, и как можно очистить поверхность воды от нефти?

Ответ: Нефть перевозят нефтетанкеры. Во время аварий на них, нефть попадает в океан. Нефтяную плёнку удаляют с помощью специальных бактерий.

Вопрос 7 (чёрный ящик).

Эта вещь помогает защищать природу не только нашей области, но и всей Земли. Знатоки, за 1 мин. угадайте, что находится в чёрном ящике?

Ответ: «Красная книга Белгородской области».

Вопрос 8.

Назовите основных виновников гибели природы Земли.

Ответ: люди.

Вопрос 9 (блиц-игра для 1 игрока)

1. Как называется слой атмосферы, который защищает планету Земля от жёсткого космического излучения? (10 сек.)
2. Какие вещества разрушают озоновый слой Земли? (10 сек.)
3. В настоящее время площадь озоновых дыр:

а) не изменяется;
б) уменьшается;
в) увеличивается? (10 сек.)

Ответ:

1. Озоновый слой.
2. Фреоны.
3. Увеличивается.

Вопрос 10.

В мире насчитывается более 2600 заповедников. В нашей стране их более 100. Что такое заповедник? Какие заповедники вы знаете?

Ответ: Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Воронежский, Ямская степь, Лес на Ворскле и т.д.

Вопрос 11.

Вспомните и назовите отрицательные изменения, происходящие в природе нашего города и его окрестностей.

Ответ:

1) вырубка деревьев;
2) свалки мусора на окраинах города;
3) стоки с ферм, удобрения с полей, бытовые отходы.

Вопрос 12.

Знатоки, за 1 мин. вспомните и перечислите «Правила поведения в лесу».

Ответ:

1) умей вести себя в лесу, будь вежливым гостем;
2) не рви цветы, смотри, любуйся, рисуй, фотографируй;
3) не ломай деревья, не делай на них вырезки;
4) не лови ради забавы животных;
5) не шуми в лесу;
6) не сори в лесу: сколько мусора принёс, столько унеси с собой.

Подведение итогов игры. Награждение участников.

Литература

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006.
  2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова . – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил., карт.
  3. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007.
  4. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6 – 8 кл. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  5. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия. – М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007.
  6. Баринова И.И. География России: Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа.
  7. Раковская Э.М. География: Природа России. – М.: Просвещение.
  8. Хрестоматия по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1974.

Интеллектуальная игра по географии «ЧТО, ГДЕ, КОГДА».

Предмет: География

Цель и задачи:

повторить изученный материал, систематизировать его;

развить географическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; расширить кругозор учащихся и развить познавательный интерес к изучению географии; воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, воспитание творческих способностей: воображения, театральных умений, музыкальных вкусов на основе подготовки и проведения музыкальных пауз.

Оборудование:

Столы и стулья, 6 конвертов с вопросами, волчок (юла), компьютеры, проектор, экран, компьютерные приложения - «География для умников», «Гугл - Планета Земля». Музыкальные записи песен, черный ящик,

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. Разделить класс на команды можно различными способами, предлагаю свой. Деление на две команды проходит через игру «Кого выберешь ты?»:
Первого ученика приглашает к себе учитель и просит ее выбрать кого-нибудь из класса фразой «Кого ты выбираешь?», вновь выбранный встает по другую руку учителя и выбирает следующего, который, в свою очередь делает свой выбор, но становится к первому ученику. Каждый из учеников встает со стороны, противоположной той, откуда его пригласили.
Так формируются две команды. Они садятся за столы и придумывают название, выбирают капитана.
После небольшого вводного инструктажа конкурс начинается!

Здравствуйте, гости и участники.

Сегодня мы проводим урок в виде игры. Наша цель - повторить знания и умения, полученные на уроках географии. Команды должны набрать как можно больше баллов.

Конверты с заданиями:

1 задание: Игра «Дартс». 3 участника садятся за компьютеры (остальные помогают), включают приложение «География для умников». Выбирая уровень сложности «Новичок» выполняют задание по 5 вопросов из категорий «Страны мира», «Столицы», «Крупнейшие города мира», «Достопримечательности», «Флаги». Победит та команда, которая соберет максимальное количество очков.

2 задание: Найти и назвать название географического объекта, по заданным координатам используя приложение «Гугл - Планета Земля». Победит та команда, которая быстро и правильно назовет названия (команда, если и сказала быстро название объекта, но неправильно-ход передается другой команде). Координаты:1) 37° 45" 37"с. ш. , 140° 28" 06"в. д. (г. Фукусима, Япония)

2) 17°20"42" ю. ш. , 39°13"30" з. д. (г. Прадо, Бразилия)

3 задание: «Угадай мелодию». Игра проходит по подобию телевизионной игры «Угадай мелодию». Звучат мелодии из песен, где есть названия географических объектов (страны, города, реки) и приборов. Победит та команда, которая соберет больше очков.

4 задание: Решение задачи-примера «Найди ответ в WWW ». На доске дается формула, где вставляя вместо букв числа (которые учащиеся находят с интернета), надо найти ответ.

Z - (X*C*A+B) ;

где,

Число составных частей НТР;

Уровень урбанизации Ватикана;

Число автономных округов в Российской Федерации;

Z - Год провозглашения независимости Камеруна;

X - Число штатов в США;

5 задание: «Черный ящик». Перед командами черный ящик. А что там находится, рассказывают дошкольники через видеозапись «Рассуждалка» (Вещица имеет отношение к географии).

Этот конкурс предлагается командам, если они выполняли задания быстро, и осталось время до конца урока.

Итог урока.
1. Подсчитывается количество баллов для каждой команды.
2. Выставляются оценки.