Нод "поможем снегурочке"по обучению грамоте. Новогодний урок по обучению грамоте II
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
НОД по подготовке детей к обучению грамоте (старшая группа) Тема: «Путешествие в страну Абвгдейки».
Цель : обучать детей звуковому анализу и синтезу слов.
Задачи :
- формировать знания детей о гласных и согласных звуках;
- учить определять количество слогов в слове;
- учить соотносить звук и букву;
- развивать фонематический слух детей, зрительное восприятие;
- развивать речь детей;
- закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;
- закреплять графические образы букв;
- воспитывать желание познавать родной язык.
Оборудование : Демонстрационный материал: «Замки для звуков», пособие «Елочка», магнитная доска, фланелеграф с силуэтом дерева, фигурками животных и птиц, игрушки, мяч. Раздаточный: картинки с изображениями: лук и люк, цветные квадратики для обозначения звуков в схеме слов, смайлики: грустный и веселый.
Словарь: люк, кроль, брасс.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня в нашу группу пришло письмо от Мудрой Совы. Она приглашает нас в сказочную страну «АБВГДЕЙКУ». Хотите? Чтобы попасть в эту страну нам надо пройти по волшебному мостику, но давайте сначала проверим можно ли вас всех взять туда. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите, и отвечайте на мой вопрос, кто ответит правильно, сможет перейти через волшебный мост.
Игра с мячом. «Поймай мяч, если услышишь в слове звук р» (звук а, звук к).
Воспитатель: Молодцы все справились с заданием, значит, вы все сможете перейти через мост и попасть в страну звуков. (Все проходят через мост).
Воспитатель: В этой стране звуков есть два замка, в них живут звуки. Посмотрите внимательно и скажите, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Какие звуки живут в красном замке? Какие звуки живут в сине-зеленом замке? Почему второй замок сине-зеленого цвета? Почему дверь в красный замок открыт? Почему дверь в сине-зеленый замок закрыт? Молодцы.
Воспитатель: А из чего можно построить еще замки. Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: 1. - из соломы? - соломенный; 2. - из камня? - каменный 3. - из дерева? - деревянный 4. - из стекла? - стеклянный 5. - из железа? - железный 6. - из резины? - резиновый 7. - из пластмассы? - пластмассовый 8. - из кирпича? - кирпичный.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: А теперь попробуем построить дом с помощью нашего язычка Сначала ставим стены (заборчик). В стене сделаем большие светлые окна (окошко). На окна поставим ставни (парус). На крыше соорудим трубу (вытянуть губы в трубочку) А теперь покрасим потолок, окна (вкусное варенье, помоем полы (чистим зубы). Наш дом готов можно готовиться и к празднику.
Игра «Украсим ёлочку» .
Воспитатель: Какой праздник приближается? Как мы его празднуем? (Наряжаем елку). У нас тоже есть елочка, но она не наряженная. Я предлагаю украсить нашу елку шарами. Но эти шары не простые на них есть картинки. Так вот вы, получив шар должны определить, сколько слогов в названии этой картины. Если один слог вешаете шар на самый верхний треугольник, если два слога - на второй средний треугольник, если три слога - на самый большой нижний треугольник. (Дети проверяют, сколько слогов в названии их картинок и, комментируя, вешают шары на елку). Какая красивая нарядная елочка у нас получилась!
Составление схемы слов .
Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, нарядили елочку, а теперь садитесь за столы и послушайте загадки Мудрой Совы, а отгадки мы должны составить в виде схемы, узнаем, какие звуки живут в этих словах. Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставили Егорушку плакать и без горюшка. (Лук ) Положите перед собой картинку с изображением лука. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?
Под картинкой три клеточки, значит в слове три звука. Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово и как мне указка будет помогать. А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук Лллук. Повторите слово, выделяя первый звук. Какой он? (л-согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Послушайте как звучит второй звук -Лууук, повторите, какой звук у (гласный, красным цветом) Отгадайте как звучит в слове третий звук -луК, какой он? (согласный, твердый, синим). Какое слово получится, если в слове лук заменить букву у на букву ю? (люк).
Возьмите картинку с изображением люка. (Такой же разбор слова производим со словом люк.)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки» . Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове «лук», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» - назови слово на свой звук, звук «Л», - назови своего братца, звук «У» - покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.
Артикуляционная игра «Угадайте, какой гласный звук я произнесу?». Воспитатель, без голоса, одними губами «произносит» гласные звуки. Ребенок должен угадать, потом дети «загадывают» свои гласные звуки.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться дальше. Посмотрите, на нашем пути выросло дерево, а под деревом сидят зверюшки и не знают, что им делать? Давайте поможем им найти свои места. - Посадить на макушку дерева птицу, название которой начинается со звука [ с ] (сорока) - Посадить на ствол дерева животное, название которого начинается на звук [б] (белка) - Под дерево справа посадить птицу, название которой начинается на [у] (утка) - Посадить под дерево животное название которой начинается на звук [к] (кошка) - Над кошкой летает насекомое, название которой начинается на звук [о] (оса) Молодцы.
Мы помогли всем животным найти свои места и можем возвращаться в детский сад. Сова говорит вам спасибо и дарит вам игрушки. Надо выбрать только те предметы, в названии которых есть звук к. (кубик, кораблик, книга, карандаш, ручка, собачка, сумка, снежинка, бабочка, кошка, лягушка, краска).
Нам пора возвращаться в группу, но смотрите, наш мост куда-то делся, наверно его водой смыло. Как же мы сможем переправиться на другой берег? (Дети высказывают мнения). Да можно реку переплыть. К речке быстро мы спускались, Наклонялись, умывались, 1, 2, 3, 4 - вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз - это брасс, Одной, другой - это кроль, все мы как один поплыли, Мы похожи на дельфинов. Вот и переплыли реку.
Итог .
Воспитатель: Где мы с вами были? Что интересного увидели, узнали в сказочной стране, что вам больше всего понравилось? Мудрая Сова передала мне сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит? Это смайлики, посмотрите какие они разные. Есть веселый смайлик и грустный. Я предлагаю вам выбрать себе смайликов. Если вам наше путешествие понравилось, вам было легко справляться с заданиями, возьмите веселого смайлика, а если вам было скучно, не очень легко выполнять задания - грустного.
Виктория Баранова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Цель : развивать у детей способности ориентироваться в фонетической стороне речи родного языка, постигая её закономерности.
Задачи :
1. Познакомить дошкольников с смыслоразличительной функцией звуков (гласные и согласные) . (Область «Познание» ).
2. Развивать умение проводить звуковой анализ слова из 4 звуков. (Область «Социализация» ).
3. С помощью художественного слова показать многообразие звуков родного языка. (Область «Чтение художественной литературы» ).
4. Продолжать привлекать внимание детей к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ, управлять этими движениями. (Область «Физическая культура» ).
5. Воспитывать умение сотрудничать со взрослым, друг с другом (Область «Коммуникация» ).
Материал : демонстрационный : картинка – схема «лиса» , по 2 фишки красного, серого, синего цветов. Игрушка лиса. Мяч. Картинки с изображением лука, мака.
Раздаточный : картинка – схема «лиса» , по 2 фишки красного, синего, серого цветов, красные и синие шары от бассейна сухого плавания.
Предварительная работа : чтение сказки «Путешествие по Звукограду» , анализ слов из трёх звуков, игры – упражнения для пальчиков и языка.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети, сегодня мы снова отправимся с вами в волшебную страну под названием «Звукоград» . С нами должен пойти туда лесной зверь, а кто? Отгадайте загадку.
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (У лисы) .
Что-то долго её нет. Пойдёмте за ней в лес. Чтобы найти лису, нужно правильно выполнить упражнения. Некоторые вам знакомы.
1. Однажды пальчики пошли в лес : топ-топ, топ-топ. (Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе : указательным и средним. Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз).
2. Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой (Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены. Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе).
3. На опушке – большое дерево. Вот его ствол. (Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряжённо тянется к носу).
4. Крона состоит из веток и листьев. (Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой» . Язык в позе чашечки).
5. А кто же под деревом? В темноте и не видно. (Дети приседают. Перебирают пальцами. Рот закрыт. Проводят языком за зубами вправо-влево).
А это наша лисичка.
Мы её забираем в страну «Звукоград» .
Вспомните, кто живёт в этой стране? (Звуки) . А какие звуки вы знаете?
Ребёнок читает :
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Нет нигде для них преграды –
Петь мы эти звуки рады.
Назовите гласные звуки. (Ответы детей) . Вот сейчас некоторые из них мы и споём.
Я буду дирижёром, вы - участниками хора. Сначала поют девочки звук «а» (Девочки поют звук с определённой протяжённостью пока воспитатель поднимает палочку вверх, при опускании – заканчивают петь. Мальчики поют звук «у» , затем снова девочки - «и» , мальчики – «ы» , все вместе – «э» ).
Остальные звуки споём следующий раз.
Лиса хочет попасть в волшебную страну, чтобы, узнать, сколько звуков и какие в её имени. Давайте ей поможем.
(Выставляет на доску схему – картинку «лиса» ).
Сколько окошечек в слове лиса? (Четыре) . Сколько звуков в слове? (Четыре) .
Мы знаем, что звуки бывают гласные и…. (не гласные) . Гласные звуки обозначаем фишками какого цвета? (Красного) . Не гласные? (Серого) .
Сейчас мы узнаем, из каких звуков состоит слово «лиса» . Какой первый звук? (Воспитатель произносит слово, стараясь произнести звук «л» протяжённо. Дети произносят аналогично) Гласный или не гласный? (Не гласный) . Какой фишкой закрываем первое окошко? (Серой) .
Назовите второй звук в слове «лиса» . (Протяжно произносят звук «и» ). Гласный или не гласный звук? (Гласный) . Какой фишкой закрываем второе окошко? (Красной) . (Аналогично разбирают звуки «с» , «а» ).
Мы с вами вспомнили, что есть гласные звуки и не гласные. А что же это за не гласные звуки?
Кроме гласных есть другие.
Вы не знаете какие?
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
Им преграды строят губы,
Щёки, язычок и зубы.
Все звуки, кроме гласных, называют согласными. Значит, какие бывают звуки? (Гласные и согласные) . Согласные звуки будем обозначать синей фишкой. Произнесите в слове «лиса» звук «л» . Легко произносится или трудно? (Трудно. Язычок упирается в зубы) . Замените серую фишку звука «л» на синюю. Звук «л» гласный или согласный? (Согласный) . У нас ещё серая фищка в слове лис-с-с-а. Какой выделен звук? («с» ). Произнесите его. Легко произносится? (Трудно. Язычок упирается в нижние зубы) . Значит, звук «с» гласный или согласный? (Согласный) . Меняем серую фишку на какую? (Синюю) . Сколько гласных звуков в слове «лиса» ? Сколько согласных? (Ответы детей) .
Дети, как вы думаете, наша гостья лиса узнала, сколько и каких звуков в её слове? (Узнала) . Я тоже с вами согласна. Мне кажется, она осталась довольна. А вы? Тогда давайте поиграем в игру «Будь внимательным» .
Дошкольники становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Педагог называет любой звук, бросает мяч ребёнку, тот определяет его – гласный он или согласный. Ошибки помогают исправить и другие дети.
А вы знаете, с какого звука начинаются ваши имена – гласного или согласного звука? Постарайтесь это сделать с помощью синего и красного шаров. Например, в слове Паша, первый звук «п» согласный, я беру синий шар, Ася, - первый звук «а» гласный, беру красный шар.
Игра детей, оказание помощи.
Сегодня мы с вами узнали, что звуков в нашей речи много- одни гласные, другие согласные. Эти звуки мы произносим голосом. А есть звуки, которые мы не произносим, но можем услышать. Давайте поиграем в вашу любимую игру «Звуки нашей группы » .
Дети закрывают глаза, воспитатель производит определённые действия с предметами : сминает бумагу, переливает воду из одного сосуда в другой, ударяет в барабан, стучит о стеклянный сосуд, ударяет мячом о пол.
Воспитанники называют действия предметов. (Льётся вода, сминается бумага и т. д.) .
Как вы думаете, где живут эти звуки? (В самом предмете) .
Звуки все произносятся по- разному. А как – послушайте стихотворение. Кто хочет, помогайте мне.
Много звуков есть на свете :
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
К клокочет, (дети повторяют все такие фразы, Г гогочет,
Х хохочет, Р рычит,
Щ щекочет, Ч чихает,
Д долбит, Т тарахтит.
П пыхтит, Б бубнит,
В ворчит, Ф фырчит,
С свистит, З звенит,
Ш шуршит, Ж жужжит.
Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Звуки слово изменяют,
Сами изменяются.
О чём мы с вами узнали, побывав в «Звукограде» ? (Звуки бывают гласные и не гласные. Их много. Они живут во всех словах. И вокруг нас. Произносятся по-разному).
В следующий раз, когда мы снова попадём в волшебную страну, я расскажу вам удивительную историю о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые и живут они на разных улицах.
Публикации по теме:
Конспект интегрированной итоговой ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе Цели: Обобщить знания детей, полученные в течение учебного года. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных, сложные.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наш гость Мышонок» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Звук «Ш». Наш гость- Мышонок». Цель.
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Образовательная область: «Коммуникация». Интеграция с образовательными областями: «Социализация». «Познание». «Здоровье». Программные.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе
Образовательная область – речевое развитие
ТЕМА: «Путешествие в страну Звукляндию».
Продолжительность занятия 30 мин.
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты
Задачи:
Образовательные : Совершенствовать умение:
В звуковом анализе слов, в образовании новых слов,
В составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,
В графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,
В подборе родственных слов,
По составлению слов по начальному слогу.
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках
Развивающие : Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе
Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.
Образовательная среда:
Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.
Ход занятия
1.Вводно-мотивационная часть:
Вступительное слово воспитателя:
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
О чем говорится в стихотворении? ответы детей (о звуках)
Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.
Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)
Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках .
Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».
2. Основная часть.
Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.
А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).
№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут
"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)
№ 2 задание "Родственные слова"
Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:
Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)
Дом(домовой, придомовая, домашний, домработница)
Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был...Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома... Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.
Задание №4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?(ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.
Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)
Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),
кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),
книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),
книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)
книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),
книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).
Какие гласные в слове книга? (и,а)
Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),
Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),
Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),
В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).
Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),
Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).
В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),
На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),
Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),
На столе тарелка с вилкой.
И блины горой стоят(хлопки руками),
Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).
Задание № 5
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.
Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?
Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.
Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».
Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова (НИНА, НАРЯДНАЯ).
Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).
Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная .
Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.
Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.
В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.
№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"
Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:
Слон - стол - сумка - карандаш
книга - кошка - портфель - компас
обруч - тетрадь - ослик - облако.
На доску помещается изображения отгаданных слов.
Карандаш, портфель, тетрадь это все...(назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)
№ 7 задание. "Составление предложений по схемам"
Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.
(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).
Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".
3.Рефлексивный этап:
Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.
Последующая работа:
- Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»
- Выставка рисунков
- Чтение художественной литературы
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по образовательной области «Коммуникация» (начала грамоты) для детей 7 года жизни.
Тема: «Скоро, скоро Новый год!».
Программное содержание:
1. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слова, классифицировать звуки на гласные и согласные; актуализировать знания детей о согласных звуках продолжать учить использовать имеющиеся знания при печатании слов; упражнять в чтении слов и предложений; учить выстраивать логически верную конструкцию предложения; самостоятельно обозначать схемой количество слов в предложении; продолжать формировать активный и пассивный новогодний словарь.
2.Продолждать развивать фонематическое восприятие, мыслительную и познавательную деятельность, развивать восприятие и память при списывании, звуковую культуру речи; самостоятельность, инициативу, интеллектуальную компетентность.
3.Воспитывать организованность, умение слушать товарища, взаимодействовать на занятии со взрослым с сверстниками; поощрять у детей проявление самостоятельности в работе и умение оценивать результат своей деятельности.
4.Охрана здоровья: прививать навыки гигиенического письма.
Словарь: звуки, буквы, гласные, согласные, звонкий, глухой, твёрдый (мягкий), слоги, слова, предложения, схема, цепочка слов, поздравление, праздник, Новогодний, открытка.
Материал : открытка с текстом телеграммы, «снежки», объёмные цветные круги для демонстрации схемы слова, набор букв для составления слова – зима (демонстрационный и раздаточный), пособие «Бусы», разноцветные шарики из бумаги для печатания слов, пособие «Ёлка с шарами», сундучок, снежинки бумажные с новогодними словами, полоски с деформированным предложением, полоски для составления схемы предложения на каждого ребёнка, новогодний словарь, открытки детей, сделанные заранее; звёздочки для ёлки, поздравление для демонстрации и списывания, цветные ручки и фломастеры на каждого.
Ход:
1.Сюрпризный момент.
Ребята, посмотрите, у нас сегодня какой-то сюрприз! Что же это?
Дети читают вслух. Потом читает один ребёнок погромче.
А какой же праздник приближается? В какое время года он бывает?
И мы сегодня будем готовиться к Новому году.
Интересно, а кто же нам прислал эту телеграмму? (ответы детей)
Если дети не догадались, воспитатель говорит:
Я вам подскажу. Начинается со звука ЗЬ, а заканчивается на звук А, время года.
2. Разминка.
Зимой можно играть в снежки. Хотите? А снежки будут не простые, а звуковые.
Воспитатель: гласные. Дети: А,О,У,И.Ы.
Воспитатель: согласные. Дети: называют.
Воспитатель: согласные звонкие. Дети: ……..
Воспитатель: согласные глухие. Дети: …… Воспитатель: согласные мягкие. Дети: ….. Воспитатель: согласные твёрдые. Дети называют.
В конце делают вывод о звуках.
3. Звуковой анализ слова.
Посмотрите, несколько разноцветных снежков прилипло. Проходите, присаживайтесь. На что похожи? (На схему слова. А вот какого, подумайте, вспомните загадку) .
Расскажите мне о каждом звуке слова «зима».
Составьте это слово из букв (один ребёнок у доски).
Сколько слогов в этом слове? Придумайте предложение с этим словом, подарите зиме!
4.Цепочка слов.
Зимой под Новый год в доме появляется зелёное чудо. Что это?
И у нас есть ёлочка (открывает магнитную доску, на которой нарисована ёлка). Хотите украсить?
А украшать будем цепочкой слов. Каждая бусинка – слово. Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего.
Возьмите бусинки, выходите украшать. Моё слово – ананас. Какой последний звук? Далее по аналогии.
Красиво получилось! Настоящая гирлянда!
5. Украшение шариков.
А газету вы будете делать к празднику? У вас приготовлены образцы шариков. Их нужно украсить и подписать. Когда вы приклеите картинку, то узнаете, какое слово нужно написать цветными ручками.
Дети садятся за столы. Посмотрите, какое слово получилось? А у тебя?
Воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу при затруднении.
Как здорово получилось. Отнесите в Мастерскую Деда Мороза.
6.Работа со слогами.
Ребята! Посмотрите, а что это у нас там за ёлочка украшенная стоит? -Подойдём поближе. Знаете, кто её нарядил? Сказочные герои. Прочитайте, первый слог и догадайтесь. (Дети читают и угадывают).
7.Словарная работа.
А что это у нас под ёлочкой? Наверное, зима приготовила для вас сюрприз!
Сундучок ставится на стол и открывается.
Ой! Что это? (снежинки) Какие необычные! Со словами.
Детям раздаются снежинки, Они читают вслух самостоятельно. Затем индивидуально по очереди.
С каким праздником связаны все слова? Теперь у вас будет новогодний словарь. Разложите снежинки под ёлочкой.
8.Работа с предложением.
Посмотрите тут слова какие-то. Видимо мимо проходил Дед Мороз. Мешок у него прохудился и всё высыпалось. Проходите, садитесь, сейчас посмотрим. (Дети читают).
Что такое? Ничего не ясно. Переставьте слова так, чтобы было понятно. Прочитайте. Что получилось? (предложение) О ком говориться в предложении? Что сделали? Куда пришли? Что такое НА? Сколько слов в предложении? С какой буквы напечатано предложение? Почему? Что стоит в конце? Почему? Выложите это предложение полосками (один ребёнок может у доски). В конце проверяют.
9. Изготовление открыток.
А ещё в праздник принято поздравлять друг друга. Как люди это делают? (дети перечисляют).
И мы с вами готовили открытки. Украсим их звёздочкой (дети приклеивают на ёлку). Чего-то не хватает. Поздравления. Что можно написать?
Люди радуются и говорят, прочитайте(выставляется (чёрно-белый вариант): С Новым годом!
Сколько слов? Что такое С? Почему слово Новым написано с большой буквы? (название праздника). Какой знак в конце? (!) Потому что произносим радостно.
Назовите гласные буквы. Каким цветом напишем? Согласные. Каким цветом?
Напечатайте поздравление внизу, под ёлочкой цветными ручками.
Дети печатают. Проверяют по цветному образцу. Воспитатель спрашивает:
Прочитай, что написал или написала.
Кого бы вы хотели поздравить? А ещё? (если присутствуют гости) Подарите свои открытки и улыбки нашим гостям.
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4
г.Нелидово Тверской обл.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
в подготовительной группе
Путешествие цветика семицветика
Разработала и провела:
воспитатель
1 квалификационной категории
Сухарева Н.Ю.
Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)
Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову
Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове
Совершенствовать навык составления предложений по схеме
Развивать речь детей
Учить отвечать на вопрос полным предложением
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память
Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя
Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование:
презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются)
А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг
(Дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг. И я твой друг,
Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Слайд1.
Воспитатель:
Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?
Дети:
Да
Воспитатель:
А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»
Давайте вспомним, о чем эта сказка?
Дети:
Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.
Воспитатель:
Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.
Слайд 2.
Воспитатель:
- Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика - семицветика?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
(Отрывается первый лепесток)
Слайд 3.
Воспитатель:
Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»
(Детям предлагается угадать звуки по их изображению)
Воспитатель:
Какие они?
Дети:
Гласные
Воспитатель:
Дети:
Красным
Воспитатель:
Какие звуки вы еще знаете?
Дети:
Согласные
Воспитатель:
Какие они бывают?
Дети:
Твердые и мягкие
Воспитатель:
Каким цветом мы их обозначаем?
Дети:
Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим
Слайд 4.
Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?
Дети: 6 лепестков
Слайд 5.
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:
- Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Дети: Лиса
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Дети: Собака
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
Дети: Кошка
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Дети: Волк
Воспитатель:
Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.
(на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)
Слайд 6.
Воспитатель:
Сколько лепестков осталось у цветика - семицветика?
Дети: 5
Воспитатель:
Скажем: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 7.
Следующий лепесток - предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».
(детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:
1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)
Слайд 8.
Воспитатель:
- Вы выполнили и это задание. Молодцы!
Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 4
Воспитатель:
Слайд 9. (схемы предложений)
Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?
Дети:
Составить предложение по схеме
Дети составляют предложения:
Мальчик читает книгу.
Коля играет с Васей
Оля играет в песочнице.
Машина едет на пожар.
Слайд 10.
Воспитатель:
Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 3
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 11.
Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».
Становитесь в круг и будьте очень внимательны!
Собаку укусила пчела. Кто кусался?
Дети: Пчела
Петю ударил Ваня. Кто драчун?
Дети: Ваня
Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?
Дети: мальчик
Света старше Кати. Кто младше?
Дети: Катя
На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?
Дети: сын
Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?
Дети: волк
Слайд 12.
Воспитатель:
Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка
Дети: 2
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 13.
Следующий лепесток предлагает более сложное задание:
Прочитайте слово, которое здесь написано:
М А
Ш И
Дети читают:
МАШИНА
Слайд 14.
Воспитатель:
Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 1
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 15.
Последний лепесток предлагает машины.
Какие вы видите машины?
Дети:
Грузовые, легковые
Воспитатель:
(каждому ребенку предлагается листок с заданием)
Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.
(дети выполняют задания за столами)
Слайд16.
Воспитатель:
Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось
Дети:
Ни одного
Воспитатель:
Это значит, что мы выполнили все задания.
А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?
Дети:
Все понравилось
Отгадывать загадки
Рисовать машины
Слайд 17.
Воспитатель:
А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.
Дети:
Появился подарок.
Сюрпризный момент:
(коробка с конфетами)
каждому ребенку конфетка с буквой.
Воспитатель:
А теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.
Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.
Список литературы:
Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. -Волгоград: Учитель, 2004
Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. - Москва: Просвещение, 1991
Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. - Москва; Просвещение, 2016
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия Развития, 1998
Катаев В. Цветик - семицветик. Москва: Детская литература, 2016