Наука и образование. Наука и образование Советская наука в 50 60 годы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие науки в СССР в середине 60-80-х гг. в целом не может быть охарактеризовано как застой. За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ (до 25 млрд. руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 60-е гг. начали создаваться научно-производственные объединения, такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО "Энергия") и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол "Арктика". Эти работы осуществлялись под руководством президента Академии наук СССР А.П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых.

Особенно значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А.М. Прохорову, Н.Г. Басову, Л.А. Арцимовичу, И.М. Лившицу, А.Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина.

Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки. Однако из-за активного вмешательства в сферу научного творчества органов партийно-государственного контроля и управления, применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли знаний и технологий от большинства развитых индустриальных держав мира. А экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате средств. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.1966

Впервые в истории выполнена мягкая посадка космического аппарата «Луна-9» на поверхность Луны; впервые на Землю передана фотопанорама лунной поверхности. Запущен первый в мире искусственный спутник Луны - «Луна-10». Осуществлён беспилотный пуск первого отечественного маневрирующего космического корабля «Союз». Построен первый отечественный самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью крыла Су-22И. Авиаконструктор П.О. Сухой. Введена в строй первая в стране геотермальная электростанция проектной мощностью 5 МВт в долине р. Паужетка на Камчатке.

Создан экспериментальный образец гиротрона - мощного генератора электромагнитного излучения миллиметрового и субмиллиметрового диапазонов волн для электронно-циклотронного нагрева плазмы в установках управляемого термоядерного синтеза («Токамак Т-10»).Создан первый в СССР лазерный радар для дистанционного зондирования макро - и микронеодно-родностей атмосферы и воды.18 марта. Во время полёта на космическом корабле «Восход-2» состоялся первый выход космонавта А.А. Леонова в открытый космос; А.А. Леонов провёл вне шлюзовой камеры 12 мин 9 с. Осуществлён запуск космического аппарата «Венера-3»; 1 марта 1966 г. он впервые в мире достиг поверхности Венеры.

Осуществлён запуск ракеты-носителя нового поколения «Протон» с тяжёлым исследовательским искусственным спутником Земли «Протон-1»; разработаны под руководством В.Н. Челомея. Осуществлён запуск первого отечественного автоматического спутника связи «Молния-1». Создан первый отечественный широкофюзеляжный транспортный самолёт Ан-22 «Антей». Авиаконструктор О.К. Антонов.

Создана первая отечественная система спутниковой связи «Орбита». Создан вертолёт-гигант В-12 в опытно-конструкторском бюро им. М.Л. Миля. Осуществлён впервые в истории космонавтики плавный спуск космического аппарата в атмосфере другой планеты (спускаемый модуль космического аппарата «Венера-4»); проведено непосредственное определение химического состава атмосферы Венеры.

Впервые выполнена автоматическая стыковка в космосе двух искусственных спутников Земли - «Космос-186» и «Космос-188». Построено первое научно-исследовательское судно Службы космических исследований АН СССР «Космонавт Владимир Комаров». Создана крупнейшая в мире агломерационная машина на Западно-Сибирском металлургическом заводе. В Москве по проекту Н.В. Никитина построено самое высокое в Европе (540 м) свободностоящее сооружение - Останкинская телебашня. На Новокраматорском машиностроительном заводе создан первый в мире мощный роторный экскаватор производительностью 1600 мі/ч на шагающе-рельсовом ходу. наука космический энергетика социология

На Кольском полуострове пущена первая в СССР приливная гидроэлектростанция мощностью 800 кВт. Создан первый отечественный сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Главный конструктор А.А. Туполев. Создан экспериментальный электрогенератор мощностью 3 МВт с системой испарительного фреонового охлаждения ротора и статора. Создан газотурбинный автопоезд БелАЗ-549В грузоподъёмностью 120 т, с двигателем мощностью 1200 л. с. (880 кВт).

За научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица. В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы "государственного социализма" стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим. Проявлением этого явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, как это произошло с запуском космического "челнока" "Буран" - советского аналога американского "Шаттла".

Кризис советской науки в сфере гуманитарного знания. С одной стороны, в СССР в 70-е гг. значительное развитие приобрели перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, были разработаны крупномасштабные программы по развитию и размещению отраслей народного хозяйства страны, учитывавшие гармоничное использование природных ресурсов и производственного потенциала различных регионов, по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов, в том числе по истории КПСС, второй мировой войны, Октябрьской революции и т.д., а также различного рода юбилейных изданий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие науки и техники в период расцвета исламской культуры. Достижения мусульманских учёных средних веков в области математики и астрономии, медицины, физики и химии, минералогии, геологии и географии. Закона преломления арабского оптика Альгазена.

    реферат , добавлен 15.06.2012

    Преобразование экономики из аграрной в индустриальную - важнейшая задача развития СССР в двадцатых годах. Специфика индустриализации: цели, задачи, основные этапы проведения. Пути коллективизации. Политическая система, развитие тоталитарного государства.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2010

    Развитие фундаментальных и отраслевых наук, развитие генетики, биологии, медицины. Достижения в области техники, новых технологий, транспорта. Совершенствование военной техники, первые проекты боевой бронированной машины, первые военные самолеты.

    реферат , добавлен 01.10.2009

    Проблемы развития гражданской авиации в 80-90-х годах. Сложности в работе Аэрофлота в годы перестройки. Образование Министерства гражданской авиации СССР и Департамента воздушного транспорта РФ. Политика России в области авиационной деятельности.

    реферат , добавлен 16.06.2009

    Характеристика и сущность периода послевоенного восстановления народного хозяйства, реформ и преобразований, переход от тоталитарного государства к демократическому обществу. Развитие науки, культуры и творчества в годы войны, период "оттепели", "застоя".

    реферат , добавлен 25.10.2011

    Эпоха Просвещения как одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Развитие науки и техники. Основные достижения деятелей науки. Историческое значение развития науки и техники.

    реферат , добавлен 14.12.2014

    Начало советского периода развития науки. Условия развития науки в военное время. Особенности формирования науки в период первых довоенных и послевоенных пятилеток. Наука после Сталина: реформа Академии 1954-1961 гг. Советская наука в 70-х годах.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Огромный вклад И.В. Курчатова в развитие ядерной физики. Организация и развитие научных исследований в области физики ядра и элементарных частиц, использование ядерных реакторов по инициативе ученого. создание в Сжатые сроки оружия ядерного сдерживания.

    реферат , добавлен 28.03.2011

    Развитие и достижения науки России начала XVIII века, открытия в области промышленности и фармацевтики, медицины. Реформы Петра в области медицины, открытие школ с иностранными методами обучения. Пути реформирования быта и развитие новых видов искусств.

    презентация , добавлен 12.11.2009

    XIX век и его место в истории России. Прогрессивное развитие науки. Разделение научного труда. Инновации в математике. Эффективность применения математики в естествознании. Открытия в области физики. Развитие химии в XIX столетии. Астрономия в России.

Развитие культуры в середине 50-60-х годов

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

При этом в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру старались поставить на службу административно-командной идеологии.

Особенно яркие результаты ʼʼоттепелиʼʼ проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателœей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой литературы.

Особую популярность снискал журнал ʼʼНовый мирʼʼ, издаваемый под редакцией А.Т.Твардовского. Журнал ʼʼЮностьʼʼ, возглавляемый В.П.Катаевым, а впоследствии Б.Н.Полевым, предоставлял возможность публиковать свои произведения молодым авторам. В журнале ʼʼОктябрьʼʼ (прозаик и публицист В.А.Кочетов) печатались авторы; не одобряющие антисталинские настроения.

В литературе, кино, изобразительном искусстве появились молодые талантливые авторы, не боявшиеся говорить правду.

Поэты Р.Рождественский, А.Вознесенский Е.Евтушенко, Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, кинорежиссеры А.Тарковский, Г.Чухрай, скульптор Э.Неизвестный получили признание и мировую известность.

Значительным событием стала публикация в журнале ʼʼНовый мирʼʼ произведения Д.Дудинцева ʼʼНе хлебом единымʼʼ и повести А.Солженицына ʼʼОдин день Ивана Денисовичаʼʼ, посвященных теме сталинских репрессий.

Со второй половины 60-х гᴦ. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученные получили возможность участия в международных конференциях.

Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всœему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 ᴦ. организуется Международный конкурс исполнителœей им. Чайковского. Возобновляется работа Московского кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра - Сибирского отделœения Академии наук СССР. Общепризнанными в мире стали достижения в области фундаментальных исследований в различных областях науки.

Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 ᴦ. СССР осуществил запуск первого искусственного спутника земли. 12 апреля 1961 ᴦ. в космос полетел первый человек - Ю.А.Гагарин.

При этом противоречия в проведении культурной политики всœе чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелœей культуры занимали консервативно-охранительные позиции.

Драматичным событием культурной жизни страны стало гонение на поэта и прозаика Б.Л.Пастернака. За публикацию романа ʼʼДоктор Живагоʼʼ за рубежом он был исключен из союза писателœей. Подвергся жестокой критике В.Гроссман, чей роман ʼʼЖизнь и судьбаʼʼ был арестован КГБ. На выставке в Манеже Хрущев лично устроил ʼʼразносʼʼ художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.

Идеологический диктат сохранился во многих областях духовной жизни. Особенно наглядно это проявилось в исторической науке. Даже робкие попытки пересмотреть некоторые проблемы истории КПСС вызывали яростное осуждение и начало борьбы с ʼʼбуржуазной идеологиейʼʼ.

В период ʼʼхрущевской оттепелиʼʼ началось движение диссидентов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ положило начало неформальной культуры в обществе.

Развитие культуры в середине 50-60-х годов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие культуры в середине 50-60-х годов" 2017, 2018.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".

В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф. Кочетов - журналы "Октябрь", "Нева", "Литература и жизнь" и примыкавшие к ним журналы "Москва", "Наш современник" и "Молодая гвардия") и демократов (А. Твардовский - журналы "Юность"). Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицина.

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало "оттепельного" самиздата положили списки поэмы Твардовского "Теркин на том свете", написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал "Синтаксис", основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).

Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б. Пастернака (М. Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на Западе роман "Доктор Живаго", где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Культурная политика в период "оттепели".Н. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов "Весна на Заречной улице" и "Два Федора", М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм "Девять дней одного года".

В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии в области культуры.

Время хрущевской "оттепели" прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

Общая характеристика советской культуры периода "застоя". Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;

нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

Следует отметить эволюцию форм этого противостояния - от резкого неприятия до установления определенного взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного "лакирования" явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы "Война и мир" и "Андрей Рублев" режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).

Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х годов отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

Острые социальные проблемы, и прежде всего советской деревни, поднимали писатели В.Г. Распутин (повести "Последний срок", "Живи и помни" и "Прощание с Матерой"}; В.А. Солоухин ("Владимирские проселки"); В.П. Астафьев ("Кража" и "Царь-рыба"), Ф.А. Абрамов (трилогия "Пряслины" и роман "Дом"), В.И. Белов (1"Плотницкие рассказы", роман "Кануны"), Б.А. Можаев ("Мужики и бабы"). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.

Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести "Джамиля", "Прощай Гульсары", "Белый пароход", "И дольше века длится день" и др.), белоруса В. Быкова (повести "Мертвым не больно", "Круглянский мост", "Сотников" и др.), грузина Н. Думбадзе (повести "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Я вижу солнце", роман "Белые флаги"), эстонца Я. Кросса (романы "Между тремя поветриями", "Императорский безумец").

На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.

Теме Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные произведения композитор Г.В. Свиридов ("Курские песни", "Пушкинский венок"), сюиты "Время, вперед", музыкальная иллюстрация повести А.С. Пушкина "Метель").

70-е годы были временем подъема советского театрального искусства. Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке. На его сцене были поставлены "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта, "Десять дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева, "Дом на набережной" Ю. Трифонова, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Среди других коллективов выделялись театр имени Ленинского Комсомола, театр "Современник", театр им.Е. Вахтангова.

Центром музыкальной жизни оставался Академический Большой театр в Москве. Его прославили имена балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, певцов 3. Соткилавы, Вл. Атлантова, Е. Нестеренко.

В 70-е годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

1 Руднев В. П. Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тнксты / В. П. Руднев-М., 1997. 156 с.

2 Руднев В. П. Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тнксты / В. П. Руднев-М., 1997.15 с.

3 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие, /Кондаков И.В. - М., 1997. 65 с.

Казанский электротехникум связи

По истории

Культура СССР

в 60-80-е годы»

Выполнил

Студент 214 группы

Горбунов Виталий

Казань 2012г.


Похожая информация.


В 50-е - первой половине 60-х гг. Советский Союз достиг больших успехов во многих отраслях. Огромными шагами вперед двигалась отечественная наука. В 1954 г. в СССР была пущена первая в ми-ре атомная электростанция в Обнинске. Развивалась система Академии наук. В 1957 г. принимается ре-шение о создании крупного научного центра - Сибирского отделения АН СССР. В районе Новосибирска началось строительство научного городка ("Академгородок"), который спустя несколько лет превратился в крупнейший исследовательский центр. Одновременно шел процесс создания отрасле-вых академий: медицинской, сельскохозяйственной, педагогической, архитектуры и строительства.

Крупные успехи были достигнуты советской наукой в области физики атомного ядра и физики полупроводников. В 1957 г. в стране начал действовать самый мощный в мире ускоритель элементар-ных частиц - синхрофазотрон. В это же время развернул свои исследования объединенный Институт ядерных исследований. Научные разработки сопровождались процессом роста кадров и в количествен-ном отношении. По официальным данным, в 1950 г. в СССР насчитывалось 162,5 тыс. научных работ-ников, а в 1960 г. - 354,2 тыс.

Настоящий переворот в сознании людей произошел после запуска 4 октября 1957 г. первого со-ветского спутника. Спустя несколько лет, 12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин на космическом корабле "Восток" совершил первый в истории полет вокруг земного шара. Началось освоение космоса челове-ком.

Значительная доля трудностей, пережитых народами СССР в 50-е и последующие годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы для того, чтобы в самые сжатые сроки завершить научные исследования и технические проекты для производства ядерно-го оружия. Большое количество выдающихся ученых было вынуждено заниматься оборонными про-блемами. Впечатляющих результатов в этом направлении удалось достичь уже в начале 50-х гг. Так, в 1954 г. на вооружение истребительной авиации ВВС поступила ракета класса "воздух-воздух", наводя-щаяся на цель по радиолокационному лучу. В 1959 г. на вооружение стратегической авиации ВВС была принята ракета класса "воздух-земля", которая могла запускаться с тяжелого бомбардировщика за 200 км до цели и нести при этом ядерную боеголовку. В том же году группа ученых под руководством С. П. Королева разработала шахтный вариант баллистической ракеты Р-9, способной нести ядерный заряд.

Развитие отечественной культуры в "хрущевское десятилетие" осуществлялось в значительной степени под влиянием политических реформ. В первой половине 50-х гг. особую актуальность приоб-рели произведения И. Эренбурга, В. Дудинцева и ряда других авторов.

XX съезд партии, вызвавший первоначально множество надежд советской интеллигенции, не означал пересмотра вопроса о месте и роли творческой личности в социалистическом обществе. "Оттепель" в культурной жизни страны была санкционирована властями и существовала в определенных рамках.

Не будучи в состоянии принять сохранившийся контроль над искусством, 13 мая 1956 г. у себя на даче в Переделкино выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством глава Союза писателей СССР А. Фадеев. В предсмертном письме, адресованном в ЦК КПСС, известный литератор отмечал, что искусство, которому он отдал всю свою жизнь, "загублено самоуверенно-невежественным руково-дством партии, и теперь уже не может быть поправлено". Фадеев подчеркивал, что к нынешним руко-водителям он питает "полное недоверие", ибо от них можно ждать "еще худшего, чем от сатрапа Стали-на. Тот был хоть образован, а эти - невежды".

Партийное руководство, тем не менее, предприняло ряд шагов, направленных на отмену отдель-ных решений, принятых во второй половине 40-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца"". В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и другие были огуль-но названы представителями "антинародного формалистического направления". Оценка редакционных статей газеты "Правда", направленных в свое время на критику указанных композиторов, была призна-на неправильной.

Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это время развернулась настоящая кампа-ния травли известного писателя Б. Л. Пастернака. В 1955 г. он закончил большой роман "Доктор Живаго". Год спустя роман был передан для публикации в журналы "Новый мир", "Знамя", в альманах "Литературная Москва", а также в Гослитиздат. Однако издание произведения откладывалось под бла-говидными предлогами. В 1956 г. роман Пастернака оказался в Италии и вскоре был там опубликован. Затем последовало его издание в Голландни и ряде других стран. В 1958 г. автору романа "Доктор Жи-ваго" была присвоена Нобелевская премия в области литературы.

Ситуация, в которой оказался Пастернак, была, по его словам, "трагически трудной". Он был вы-нужден отказаться от Нобелевской премии. 31 октября 1958 г. Пастернак направил письмо на имя Хру-щева, в котором говорил о своей связи с Россией, подчеркивая невозможность для себя пребывание вне страны. 2 ноября записка писателя была опубликована в "Правде". Там же помещалось заявление ТАСС. В нем указывалось, что "в случае, если Б. Л. Пастернак пожелает совсем выехать из Советского Союза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветском сочинении "Доктор Живаго", то официальные органы не будут чинить ему в этом никаких препятствий. Ему будет предос-тавлена возможность выехать за пределы Советского Союза и лично испытать все "прелести капитали-стического рая"". К этому времени роман был опубликован за рубежом уже на 18 языках. Пастернак предпочел остаться в стране и не выезжать за ее пределы даже на короткое время. Полтора года спустя, в мае 1960 г., он умер от рака легких. "Дело Пастернака" показало, таким образом, пределы десталини-зации. От интеллигенции требовалось приспособиться к существующим порядкам и служить им. Те, кто не смог "перестроиться", в конце концов были вынуждены покинуть страну. Эта участь не обошла сто-роной будущего Нобелевского лауреата поэта И. Бродского, который начал писать стихи в 1958 г., но вскоре попал в немилость за свои независимые взгляды на искусство и эмигрировал.

Несмотря на жесткие рамки, в которых авторам было позволено творить, в начале 60-х гг. в стра-не было опубликовано несколько ярких произведений, вызвавших уже тогда неоднозначную оценку. Среди них - повесть А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Произведение было задумано автором зимой 1950/1951 г. во время нахождения на общих работах в Экибастузском Особом лагере. Решение о публикации рассказа, повествующего о жизни заключенных, было принято на заседании Президиума ЦК КПСС в октябре 1962 г. под личным давлением Хрущева. В конце того же года он был напечатан в "Новом мире", а затем в издательстве "Советский писатель" и в "Роман-газете". Десять лет спустя все эти издания будут уничтожены в библиотеках по тайной инструкции. Читатели произведения Солженицына разделились на 2 противоположных лагеря. Одни выражали ему "сердечное спасибо" за правдивое повествование, а другие высказывали недоумение по поводу публикации. По мнению по-следних, "повесть Солженицына - заурядное, бесталанное произведение, нечто вроде литературного курьеза". Однако даже полярность существовавших оценок художественных достоинств "Ивана Дени-совича" не могла принизить значимости самого факта появления этого произведения.

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. В 1960 г. поэт А. Гинзбург выступил основателем первого "самиздатов-ского" журнала под названием "Синтаксис", в котором начал печатать ранее запрещенные произведения Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадуллиной, В. Некрасова. За агитацию, направленную на подрыв со-ветской системы, Гинзбург был приговорен к тюремному заключению.

"Культурная революция" Хрущева имела, таким образом, несколько граней: от публикации про-изведений бывших заключенных и назначения в 1960 г. министром культуры казавшейся весьма либе-ральной Е. А. Фурцевой до погромных выступлений самого первого секретаря ЦК. Показательной в этом отношении стала встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искус-ства, состоявшаяся 8 марта 1963 г. В ходе обсуждения вопросов художественного мастерства Хрущев позволил себе грубые и непрофессиональные высказывания, многие из которых были просто оскорби-тельны для творческих работников. Так, характеризуя автопортрет работы художника Б. Жутовского, лидер партии и глава правительства прямо заявлял, что его произведение - "мерзость", "жуть", "грязная мазня", на которую "противно смотреть". Работы скульптора Э. Неизвестного были названы Хрущевым "тошнотворной стряпней". Авторы фильма "Застава Ильича" (М. Хуциев, Г. Шпаликов) обвинялись в том, что они изобразили "не борцов и не преобразователей мира", а "бездельников", "полуразложив-шихся типов", "тунеядцев", "выродков" и "подонков". Своими непродуманными заявлениями Хрущев лишь отталкивал от себя значительную часть общества и лишал себя того кредита доверия, который был им получен на XX съезде партии.

В области образования во второй половине 50-х гг. Советский Союз добился значительных успе-хов. В декабре 1958 г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейше-го развития системы народного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилось обязательное восьмилетнее образование. К 1963 г. это начинание было реализовано повсеместно. Одно-временно школа получала "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с тру-довой деятельностью, с тем чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство не дало положительных результатов. Школы оказались не оснащены сколько-нибудь современным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, а предприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на них "педагогическую нагрузку". Предложенная система обучения лишь ухудшила общеобразователь-ную подготовку школьников, не дав им профессиональных навыков.

Абсурдность предпринятых мер вскоре стала очевидной. В связи с этим в августе 1964 г. срок производственного обучения после 8-го класса был сокращен с трех до двух лет. Тем самым школа ста-новилась не 11-летней, а 10-летней. В 1966 г. Верховный Совет принял дополнение к закону 1958 г., подчеркнув, что школа может давать учащимся профессиональную подготовку только там, где для это-го имеются необходимые условия.

Число лиц, получивших среднее, общее и специальное образование, росло в СССР с каждым го-дом. Этому способствовала сеть дневных и вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности, где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовое школьное образование. Если накануне войны ежегодно число выпускников школы составляло около 468 тыс. человек, то в 1951-1955 гг. оно превысило 1 млн человек, а в 1956-1960 гг. - 1,7 млн человек.

Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, безусловно стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе А Н СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1967 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12апреля 1961 г.); выход на трассы первого реактивного пассажирского лайнера - ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия. Таким образом, научно- технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США. Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере. Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий. С 1956 г. стали традицией «общественные призывы» молодежи для работы на новостройках. Однако отсутствие элементарных условий быта, засилье ручного труда делали очень высокой текучесть молодых кадров. Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования.

В декабре 1958 г. был принят закон о новой его структуре, согласно которому вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с еще большей текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих. Почти ничего не дала и провозглашенная реформой идея производственного обучения в школе. Например, в Ярославской области к 1963 г. по специальности, приобретенной в школе, работало не более 15 % выпускников. Появилась и стала устойчивой тенденция роста преступности среди несовершеннолетних. Не оправдала надежд и система подготовки инженерно- технических кадров на заочных и вечерних отделениях вузов.

Вместе с тем вполне положительно зарекомендовали себя заводы-втузы, созданные на базе крупнейших предприятий. Однако они не могли изменить общей ситуации в системе образования. В августе 1964 г., не отвергая в целом курс на сближение школы с жизнью, ЦК КПСС и правительство приняли решение о восстановлении в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик.

Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности, Рыкова, Бухарина - руководителей оппозиции И.В. Сталина. Было отказано в возращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенных в годы войны из Крыма татарского населения.