Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ. Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ методическая разработка (группа) на тему Темы методических недель в доу по фгос

Чтобы решить задачи годового плана детского сада, старший воспитатель организует с педагогами разные формы методической работы. В МБДОУ «Детский сад № 1» г. Мурома такой формой стала методическая неделя, или мастерская педагогического успеха. Мероприятия, которые посещают педагоги в течение недели, позволяют им повысить уровень профессионального мастерства и решить актуальные для них образовательные задачи. Предлагаем и  , которые помогут организовать методическую неделю в вашем детском саду.

Мастер-класс по изготовлению коробок-мирилок

Как выбрать тему методической недели

Темы методических недель следует выбирать с учетом задач годового плана детского сада. Например, если педагогический коллектив поставил перед собой задачу в течение учебного года повысить профессиональное мастерство в применении информационных технологий, чтобы совершенствовать работу по речевому развитию дошкольников, методическую неделю можно посвятить ИКТ в образовательной деятельности ДОО.

В МБДОУ «Детский сад № 1» ежегодно проходит методическая неделя по внедрению ИКТ в практику работы педагогов и две недели, которые направлены на решение других годовых задач.

В таблице – варианты тем методических недель с учетом годовых задач ДОО на примере одного учебного года. Тема недели может быть более узкой, чем годовая задача. Но при этом она должна отражать содержание годовой задачи и быть направлена на ее решение.

Презентация персональной выставки воспитанницы ДОО

Сколько раз в год и как проводить методическую неделю

Методическую неделю следует планировать с учетом того, когда в детском саду проходит заседание педагогического совета. Например, если педсовет в ДОО в августе, ноябре, январе, марте, мае, то можно организовать три методические недели – в октябре, декабре, апреле.

Работа по организации методической недели строится по алгоритму (). В начале учебного года следует провести собеседование с педагогами и составить прогноз методической активности каждого из них (). Это поможет в дальнейшем распределить обязанности в течение методической недели.

Организует методическую неделю творческая группа, которую старший воспитатель формирует из числа педагогов детского сада. За месяц до мероприятий заведующий ДОО издает приказ о ее создании () и отдельно приказ о проведении методической недели (). Каждую методическую неделю организует и проводит новая творческая группа.

Каждый участник творческой группы выполняет свою функцию. Один из опытных педагогов руководит творческой группой, педагоги со стажем от 5 до 15 лет проводят мастер-классы, открытые занятия, начинающие педагоги готовят материал для консультаций, оформляют презентации.

Таким образом, в течение учебного года каждый педагог может принять участие в методической неделе и продемонстрировать свое мастерство.

Цели методической недели: систематизировать знания педагогов по теме недели и привлечь к работе над ней, транслировать успешный педагогический опыт.

Задачи:

Выявить проблемы, которые возникают у опытных и начинающих педагогов, и оказать им методическую помощь;

Развить у педагогов стремление к сотрудничеству и сотворчеству;

Повысить уровень активности и самостоятельности;

Развить навыки анализа и рефлексии педагогической деятельности;

Стимулировать интерес и мотивацию к самообразованию

Какие мероприятия включить в план методической недели

Содержание методической недели творческая группа подбирает в соответствии с темой. Для того чтобы педагоги могли максимально погрузиться в тему недели, творческая группа планирует теоретические и практические мероприятия, определяет формы работы с педагогами на основе принципа тематического планирования, а также продумывает день открытия и завершения методической недели.

Методическая неделя позволяет организовать несколько разных форм работы. Это могут быть традиционные и инновационные формы. Главная цель каждого мероприятия – вовлечь максимальное количество педагогов и получить результат в виде проекта решений.

В начале недели следует провести теоретические занятия, семинары, консультации, изучить педагогический опыт коллег из других детских садов, которые работают над той же проблемой.

После того как педагоги погрузятся в тему методической недели, необходимо предоставить им возможность расширить знания, совершенствовать практические навыки и умения. Для этого в середине недели творческая группа организует круглые столы, проблемные семинары.

В конце методической недели опытные педагоги организуют для коллег мастер-классы, проводят открытые показы занятий, презентуют творческие проекты. На этом же этапе руководитель творческой группы подводит итоги конкурса профессионального мастерства, если он проходил в течение методической недели. Примеры планов методических недель – в приложениях , , .

По итогам методической недели руководитель творческой группы совместно со старшим воспитателем готовит справку-отчет. Для более качественного анализа они используют маршрутные листы, которые заполняют педагоги – участники методической недели. В них педагоги указывают дату, день недели и название мероприятия, делают отметку об участии (участвовал, не участвовал или провел лично), пишут краткий отзыв о мероприятии и оценивают его по 5-балльной шкале ().

Таким образом, успех методической недели зависит от грамотного подхода к ее подготовке. Если мероприятия недели соответствуют теме, имеют теоретическую и практическую составляющие, то педагоги максимально используют свой творческий и инновационный потенциал, активизируют и систематизируют знания по актуальным проблемам развития и воспитания детей дошкольного возраста, повысят профессиональное мастерство.

Варианты тем для методической недели с учетом годовых задач ДОО (на примере одного учебного года)


Презентация игровых пособий Рефлексия по итогам методической недели

Каких результатов поможет достичь методическая неделя

Методическая неделя позволяет учитывать запросы педагогического коллектива и ресурсы детского сада, способствует освоению и реализации современных образовательных технологий в практической деятельности. Таким образом, данная форма методической работы повышает мотивацию педагогов к труду и качеству образования в соответствии с ФГОС ДО, что является ведущей идеей профессионального стандарта педагога.

Результаты работы
с педагогами в рамках
методических недель в ДОО:

95% педагогов – имеют квалификационную категорию;
100% педагогов – участники методических мероприятий, проводимых на уровне детского сада;
89% педагогов – участники методических мероприятий на уровне округа,
региональном уровне;
68% педагогов – принимают активное участие в конкурсах разного уровня;
32% педагогов – победители и призеры конкурсов профессионального мастерства;
79% педагогов – используют инновационные технологии при организации взаимодействия с детьми и родителями

По результатам опроса педагогов МБДОУ «Детский сад № 1» методическая неделя вошла в топ-событий в 2015–2016 и 2016–2017 учебных годах. На мероприятиях, которые проходили в течение методической недели, педагоги закрепляли навыки анализа и рефлексии своей деятельности. Благодаря участию в мастерской педагогического успеха педагоги обменивались опытом, знакомились с инновациями, совместно решали годовые задачи.

Повышение уровня профессионального мастерства

С целью оказание методической помощи педагогам ДОУ в области игровых технологий а именно «Квест-игра - современная игровая технология в дошкольных учреждениях» (на основе изучения запросов и потребностей педагогов), 6 февраля на базе МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка, было проведено заседание Школы передового опыта.

В рамках ШПО участники:

Посмотрели квест - игру (физкультурное развлечение) с детьми подготовительной группы, где дети, преодолевая препятствия, вместе с воспитателем, искали спортивный кубок, который спрятал «Нехочуха»;

Просмотрели видеозапись квест- игры, средняя группа, «Путешествие по сказкам», где во время игры дети выручали «Василису Прекрасную», и с огромным интересом старались выполнять все задания сказочных героев.

Познакомились с опытом работы по проблеме «Организация эффективной работы педагогов с помощью квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО», который представила старший воспитатель МБДОУ «Солнышко» Науменко С.В..

В ходе обсуждений участники оценили работу администрации и педагогов дошкольного учреждения по подготовке и проведению всех мероприятий. Отметили хорошие знания и умения детей, профессионализм педагогов.

Все участники получили подборку материала для дальнейшего использования в работе.

Методист РМК З.С.Дрожжина

Эстафета педагогического мастерства

Согласно плану работы с дошкольными образовательными учреждениями в период с 22 по 31 января 2019 года прошли январские методические недели по теме «Достижение нового качества образования в условиях реализации ФГОС».

Целью проведения недель было:

-

Мероприятия недель проводились согласно разработанному и утвержденному плану работы районных методических объединений с разными категориями работников дошкольных учреждений.

В течение недель педагоги имели возможность познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений: №8; сел - Холмовка, Табачное, Угловое, Долинное, Скалистое; пгт. Куйбышево.

Программа проведения методической недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Участникам были предложены различные по содержанию, теме и структуре. Открытые мероприятия отмечались разнообразием приёмов, методов обучения и форм организации: использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения; квест-игры и элементы исследовательской деятельности; метод проекта в обучении дошкольников, доминантные занятия и сюжетные развлечения. Удачно сочетались

В ходе обсуждения проведенных мероприятий участники методических объединений отметили профессионализм педагогов, хороший уровень организации и слаженной работы всех коллективов дошкольных учреждений.

По итогам МО можно отметить, что данные мероприятия направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, а также развивают и повышают творческий потенциал педагогического коллектива в целом.

Методист РМК З.С.Дрожжина

Методическая неделя

Лучшим средством достижения высоких результатов педагогической деятельности является взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение. Одной из форм взаимообучения, связующим звеном методической работы и одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов является методическая неделя. Она предназначена для обеспечения творческой работы педагогов, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта работы, накопленного в коллективе педагогов.

Методическая неделя проходилас 14 по 18 мая по теме «Достижение нового качества образования в условиях реализации ФГОС».

Целью проведения недели было:

- пополнение «методической копилки» педагогов знаниями об инновационных технологиях, формах и методах работы с дошкольниками;

Повышение творческой активности педагогов и качества проведения учебных занятий на основе внедрения современных образовательных технологий;

Освоение способов последовательности действий по конструированию занятий в рамках ФГОС;

Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.

Мероприятия недели проводились согласно разработанному и утвержденному плану работы районных методических объединений с разными категориями работников дошкольных учреждений. Программа проведения методической недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочеталиськоллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию.

В течение недели педагоги имели возможность познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений: №8; сел - Ароматное, Тенистое, Каштаны; поселков - Куйбышево и Почтовое. Участникам были предложены различные модели методического сопровождения реализации ФГОС ДО, различные по содержанию, теме, структуре открытые мероприятия, которые отмечались разнообразием приёмов, методов обучения и форм организации. се педагоги, проводившие их, показали свое профессиональное мастерство, поделились опытом.Проведенные мероприятия свидетельствуют о профессионализме педагогов и о проводимой в системе непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками.

Для обмена опытом в дошкольных учреждениях были организованы выставки методического и дидактического материала, презентации из опыта работы других педагогов.

По результатам проведения методической недели можно сделать следующие выводы:

Педагоги в своей работе используют технические средства обучения.

Применяют на занятиях элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: интерактивные, групповые методы работы, разнообразные приемы.

Дошкольники на занятиях показали хороший уровень знаний, высокий уровень выполнения требований педагогов, в достаточной степени уровень владения универсальными учебными действиями.

Все педагоги в ходе методической недели проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу.

Итогом методической недели стали:

методические материалы (фотоматериалы, компьютерные презентации, разработки занятий, сценарии мероприятий и др.);

Материалы планируется использовать для использования в работе других дошкольных учреждений.

Методист РМК З.С.Дрожжина

Районные методические объединения работников ДОУ

На базе дошкольных образовательных учреждений проведены районные методические объединения для всех категорий педагогических работников.

На заседаниях в виде дискуссий, круглых столов рассматривались и обсуждались следующие вопросы:

1.Организации деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в 2016 -2017 учебном году.

2.Комплексно-тематический подход к организации образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей.

3.Интегрированные методы обучения в развитии детей младшего и старшего дошкольного возраста.

4.Методы и формы организации работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста;

5.Требования к результатам освоения ООП ДО.

Руководителями методических объединений были подготовлены презентации:

-«Организация деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в 2016-2017 учебном году».

-«Организованная и самостоятельная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении».

Для формирование практических умений построения образовательного процесса ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО были проведены практикумы:

Совершенствование навыков составления календарного плана по режимным моментам;

Структура и формы организации занятий разного вида: комплексные, тематические, сюжетно-игровые, сюжетно-динамические, доминантные, мини-занятия, организованные по «методу мозаики».

Работая в группах, педагоги совершенствовали навыки составления календарного плана по режимным моментам, составления планов занятий разного вида.

Педагоги получили позитивный заряд и активизировали свои умения в деловой игре на знание программных требований «Своя игра».

VІІІ фестиваль педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждении

В соответствии с планом работы районного отдела образования и на основании приказа отдела образования администрации Бахчисарайского района от 02.06.2016 № 378 « О проведении VІІІ фестиваля педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждении», с целью выявления творческих педагогический работников, которые имеют высокий профессиональный рейтинг, 10 июня 2016 года на базе МКДОУ «ДС №12 «Березка» был проведен VІІІ фестиваль педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений (далее - фестиваль).

Фестиваль проводится в один этап. В фестивале принимали участие педагогические работники дошкольных образовательных учреждений г. Бахчисарая и Бахчисарайского района.

Публичные представления педагогами собственного педагогического опыта в виде презентаций новых форм и методов работы были представлены в панораме методических находок педагогическими работниками из восьми дошкольных учреждений города: №8 и №14; района - Голубинка (2 презентации), Долинное, Табачное, Скалистое, Брянское.

В выставке-панораме педагогического мастерства приняли участие 20 коллективов дошкольных учреждений.

Представленные экспонаты выставки были разнообразными по содержанию, тематике и техникам выполнения, изготовленными вместе с детьми и демонстрирующими результаты деятельности педагогов.

Это работы из атласных лент по технике «Канзаши», бисера, флористики, объемные оригами, вышивка, разнообразные панно из природного и бросового материала и другое.

Прекрасными и разнообразными по жанру были работы коллективов МКДОУ города: №5, 8, 9, 11, 12, 14; района: Куйбышево, Голубинка, Холмовка и Вилино. Не принимали участие коллективы 4 дошкольных учреждений: № 6, Научное, Долинное, Тургеневка.

С целью расширения опыта лучших педагогов проведен аукцион педагогических идей и находок, в котором приняли участие коллективы 14 дошкольных учреждений: №5, 8, 9,11,12, 14, Голубинка, Долинное, Угловое, Куйбышево, Почтовое, Вилино, Ароматное, Брянское, подготовившие 67 лотов.

По итогам Фестиваля - награждены грамотами одела образования и вручены подарки победителям:

В презентации «Панорама методических находок» педагогам:

Малышевой Наталье Алексеевне, воспитателю МКДОУ «ДС №8 «Гнездышко»;

Халиковой Венере Айдеровне, воспитателю МКДОУ «ДС №14 «Вишенка»;

Лесоненой Татьяне Викторовне, воспитателю МКДОУ «ДС комбинированного вида «Березка» с. Брянское.

В выставке-панораме педагогического мастерства коллективам:

МКДОУ ДС №5 «Красная шапочка»;

МКДОУ «ДС комбинированного вида «Сказка» пгт. Куйбышево;

МКДОУ «ДС «Солнышко» с. Холмовка.

Вручены дипломы педагогам, принимавшим участие в презентации методических находок.

Была выражена благодарность администрации и коллективу МКДОУ «ДС №12«Березка» за создание условий для проведения фестиваля.

РМО воспитателей подготовительных групп

26 апреля в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Вишенка» с. Долинное состоялось заседание районного методического объединения воспитателей подготовительных групп. Гостей радушно встречали заведующий ДОУ Соснина Надежда Анатольевна и старший воспитатель Аблаева Эльзара Саиджалиловна.

В практической части воспитателям была представлена организация непосредственно-образовательной деятельности с использованием развивающей предметно-пространственной среды. Ознакомление с историей родного края «Колесо знаний» провела воспитатель подготовительной группы Удовик Яна Олеговна.

Старший воспитатель Аблаева Э.С. подготовила презентацию «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях реализации ФГОС ДО», в завершении которой участникам МО было предложено разгадать кроссворд «Все ли мы знаем о развивающей среде?».

В ходе проведения деловой игры «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды» педагоги дошкольных учреждений имели возможность закрепить свои знания, определить пути совершенствования работы в данном направлении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Участники РМО отметили творческий подход, интересную сюжетную линию интегрированного занятия, развивающую среду, которая позволила шире реализовать цель занятия, показать уровень знаний детей в соответствии с региональной программой «Крымский веночек». Высказали свои впечатления об увиденном и пожелали дальнейших творческих успехов в работе!

Заседание «Школы творческого воспитателя» в МКДОУ №8

15.04.2016г. в МКДОУ «Детский сад №8 «Гнёздышко» состоялось заседание «Школы творческого воспитателя» для педагогов-дошкольников Бахчисарайского района на тему «Светлая Пасха».

Руководитель «школы» Мекензина Ольга Александровна продемонстрировала участникам мероприятия выставку поделок из подручного материала и работ из бумаги, а так же провела мастер-класс по изготовлению пасхальных открыток и объёмных поделок.

Все участники мероприятия не только пополнили свой багаж знаний по работе с бумагой в разной технике, но и унесли с собой готовые изделия ручной работы.

Школа передового опыта

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях Дошкольных образоват6ельных учреждений здоровьесберегающих технологий.

Именно этой проблеме и было посвящено заседание «Школы передового педагогического опыта», которое состоялось 24 марта на базе МКДОУ «ДС «Солнышко» села Голубинка.

Своим опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в педагогической работе с коллегами делилась воспитатель Науменко Светлана Васильевна.

Педагоги посмотрели интегрированное занятие в старшей группе «Смотри во все глаза». В ходе практикума педагоги смогли закрепить свои знания о здоровьесберегающих технологиях на практике.

Непринужденную атмосферу заседания создала музыкальная пауза с участием педагогов и воспитанников дошкольного учреждения.

Подведение итогов заседания проходило за чашкой ароматного чая из горных трав.

Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ

«Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ»

по такой проблеме, согласно плану работы районного методического кабинета на 2015-2016 учебный год, было подготовлено и поведено Районное методическое объединение для заведующих и старших воспитателей на базе дошкольного учебного учреждения в с.Тенистое 1 марта 2016 года.

Заведующих и старших воспитателей познакомили с опытом работы по проведению «Методической недели», которые проводятся в ДОУ каждый квартал, познакомили с планом проведения.

План проведения методической недели

Понедельник - обзор методической литературы. В процессе анализа литературы нами были поставлены задачи для дальнейшей работы, выявлены сильные и слабые области знаний педагогов и намечены цели для дальнейшего самообразования.

Вторник - консультация «Обновление учебно - воспитательного процесса с учетом введения ФГОС ДО».

Среда - работа с родителями «Давайте узнавать вместе»

Четверг - Мастер класс в старшей и подготовительной группах «Инновационные формы работы с детьми»

Пятница - Подведение итогов методической недели. Интеллектуальная игра «Что? Где? Кода?»

На заседании:

Была представлена презентация из опыта работы «Методической недели» по теме «Внедрение и реализация ФГОС в ДОУ»;

Проведена интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;

Проведен практикум по составлению плана проведения «Методической недели»;

Даны рекомендации по проведению «Методической недели», основная цель которой - систематизировать знания педагогов по определенной теме, передачи педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме.

Районный семинар заведующих и воспитателей-методистов дошкольных учебных заведений

Тематические недели на 2016-2017 у.г.

Цели и задачи:

Формировать навыки выделения произошедших изменений в детском саду (сделан ремонт, новые игрушки, новые растения на участке.

Расширить представление о профессиях сотрудников детского сада.

Формировать дружеские отношения между детьми, вызывать желание помогать сверстникам и взрослым.

адаптационный период, повторение пройденного материала, выявление стартового потенциала группы, знакомство со школой (1-я неделя в подготовительной группе)

Цели и задачи : воспитывать навыки выполнения основных правил поведения детей на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожного- транспортного травматизма.

Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасного поведения на улицах и в транспортных средствах.

Закрепить знания детей о ПДД; расширять знания о дорожных знаках, правила этического и безопасного поведения в транспорте.

Учить детей запоминать знаки, обращать внимание на пешеходную разметку «зебра», правильно вести себя на улице.

Цели и задачи:

Уточнить и расширить знания детей о фруктах и ягодах.

Закрепить обобщающие понятия фрукты, ягоды.

Учить узнавать фрукты и ягоды по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям, по описанию.

Цели и задачи:

Продолжить обогащать и совершенствовать представления об овощах.

Учить различать овощи по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям и составлять рассказ-описание.

Закрепить обобщающее понятие овощи. Научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этим понятиям.

Учить дифференцировать понятия овощи, фрукты, ягоды.

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.

Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.

Цели и задачи:

Расширить знания детей о грибах. Дать понятия: съедобный, несъедобный.

Уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках).

Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

Повторить правила поведения в лесу.

Цели и задачи:

Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, дать представления о труде хлебороба, о помощниках-машинах.

Познакомить детей с последовательностью изготовления хлеба, разнообразием хлебобулочных и мучных изделий.

Дать представление о профессиях, связанных с изготовлением хлеба.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

«Мы простуды не боимся»

Цели и задачи :
Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни и ценностного отношение к занятиям физической культурой.
1.Развивать выносливость, силовые способности, смелость, уверенность в себе во время бега в среднем и быстром темпе; приучать при ходьбе и беге согласовывать свои движения с движениями других детей.
2.Знакомить детей со спортивными упражнениями в процессе проведения игр и эстафет.
3.Воспитывать у детей умение быстро ориентироваться в условиях игровых действий; вырабатывать умение быстро реагировать на сигнал в игровых упражнениях.
4.Формировать положительное отношение к выполнению самостоятельных двигательных действий с предметами и стремление добиться цели (результата) – «добежать», «допрыгать», «перепрыгнуть», «донести

Цели и задачи:

Уточнить и расширить знания детей о транспорте. транспорт . Учить правильно относить конкретные предметы к обобщающему понятию.

Сформировать представление о видах транспорта: наземный, водный, воздушный; грузовой, пассажирский; городской, междугородний.

Учить правильно называть детали транспорта (колесо, кабина, руль, штурвал, крыло и т.п.).

Познакомить детей с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта.

Повторить правила дорожного движений, правила поведения на транспорте.

Цели и задачи:

Расширение и обогащение знаний детей об особенностях осени (предзимье), наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман.

Дать представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Расширение знаний о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, черепахи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют, некоторые птицы улетают на юг).

Обобщить знания детей об отличительных признаках осени по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Систематизировать представления об осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди).

Закрепить знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

7 ноября – 11 ноября. Тема недели: Школа. Проект «Год до школы» (для детей подготовительной группы)

Цели и задачи:

Систематизировать знания детей о школе: название и назначение помещений в школе (гардероб, классы, спортивный зал, кабинеты директора, врача, столовая), правила поведения в школе, отличия школьной жизни от жизни в детском саду.

Познакомить детей с трудом учителя.

Формировать (закреплять) обобщающее понятие школьные принадлежности .Учить правильно относить конкретные предметы к обобщающему понятию.

7 ноября – 11 ноября. Тема недели: Детский сад. Игрушки. (для детей младшего, среднего, старшего возраста)

Цели и задачи:

Систематизировать знания детей о детском саде: о внешнем виде здания детского сада, о названии и назначении помещений.

Закрепить знания о труде взрослых в детском саду.

Формировать (закреплять) обобщающее понятие игрушки .Учить правильно относить конкретные предметы к обобщающему понятию. Совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Цели и задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные .

Помочь усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни (повадки, пища, жилище).

Развивать умение выделять признаки сходства и различия.

Закрепить представление о способах подготовки лесных зверей к зиме.

Дать понятия хищники и травоядные животные.

Цели и задачи:

Закреплять знания детей о домашних животных (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака, овца) и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие домашние животные .

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, повадках домашних животных.

Дать представления о том, как человек заботиться о домашних животных, о том, какую пользу они приносят людям.

Цели и задачи:

Закреплять знания детей о домашних птицах (курица, петух, утка, гусь, индюк) и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие домашние птицы .

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, повадках домашних птиц.

Дать представления о том, как человек заботиться о домашних птицах, о том, какую пользу они приносят людям.

«Эмоциональный мир ребенка» (Проект)

Цели и задачи: интеграция усилий семьи и ДОУ в деятельности по изучению, раскрытию и развитию личности ребенка.

Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.

Компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи

Использовать различные методы психолого-педагогической диагностики для выявления особенностей развития и воспитания ребенка в семье.

Восполнить дефицит полноценного общения ребенка и родителей.

Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе.

Составлять рассказы о зимних забавах детей.

Формировать представления детей о зимних видах спорта.

Формировать понятие спортивная одежда.

Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам, по собственным впечатлениям.

Цели и задачи:

Познакомить детей с традицией празднования дня Святого Николая.

Снижение психологической и умственной нагрузки на детский организм.

Проведение новогодних утренников.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей.

Познакомить детей с традициями празднования Нового года в детском саду (украшение группы, подготовка к утреннику, изготовление новогодних поделок) и в семье (украшение елки, квартиры, изготовление подарков, приглашение гостей).

Учить составлять описательные рассказы о елочных игрушках, находить их отличительные признаки: цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение.

Цели и задачи:

Расширить представления детей о зиме. Обобщить наблюдения детей, систематизировать знания детей о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, лежат большие сугробы, дует холодный ветер, поземка, метель). Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы, описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Закрепить представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать и делать выводы.

Закрепить названия зимних месяцев.

Цели и задачи:

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Формировать (закреплять) обобщающее понятие зимующие птицы .

Познакомить с условиями жизни птиц.

Учить различать птиц по характерным признакам: окраска перьев, размер, форма хвоста, способ передвижения.

Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

Цели и задачи:

Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели. Формировать (закреплять) обобщающее понятие мебель . Учить детей соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием.

Познакомить с назначением предметов мебели, материалами, из которых она изготовлена. Называть части мебели и их функциональное значение.

Воспитывать чувство красоты и бережного отношения к мебели.

Уточнить и расширить знания детей о бытовых приборах. Формировать (закреплять) обобщающее понятие бытовые приборы .

Познакомить с назначением бытовых приборов, с правилами безопасности при их использовании.

Цели и задачи:

Уточнить и расширить знания детей о посуде. Формировать (закреплять) обобщающее понятие посуда .

Учить детей дифференцировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда, соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием. Сравнивать столовую, чайную и кухонную посуду (назначение и материалы, из которых она изготовлена).

Воспитывать чувство красоты и бережное отношение к вещам.

Цели и задачи:

Уточнить и расширить представления детей об одежде, головных уборах, обуви. Формировать (закреплять) обобщающие понятия одежда, головные уборы, обувь . Учить правильно относить конкретные предметы к каждому обобщающему понятию.

Сформировать представление о видах одежды, головных уборов, обуви в соответствии со временем года (зимняя, летняя, демисезонная), по принадлежности (мужская, женская, детская), по назначению (спортивная, форменная, нарядная).

Учить правильно называть детали одежды (рукав, воротник, манжет, карман, пояс), головных уборов (тулья, поля, козырек, околыш), обуви (носок, пятка, подошва, каблук, язычок).

Учить образованию относительных прилагательных при назывании материалов, из которых изготовлены одежда, головные уборы, обувь.

Назвать правила ухода за одеждой, головными уборами, обувью. Воспитывать бережное отношение к вещам

Цели и задачи:

Расширять представления детей о себе и своей семье. Расширять знания о профессиях членов семьи. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость; заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать желание радовать близких добрыми делами. Закрепить знание детьми своего домашнего адреса.

Расширять знания детей о разнообразии жилых домов. Формировать знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначение комнат и других помещений в квартире (спальня, столовая, прихожая, кухня, детская комната, гостиная, туалет, ванная).

Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает. Формировать уважительное отношение к результату чужого труда.

Цели и задачи:

Формировать представление детей о празднике День защитника Отечества. Познакомить с родами войск российской армии, военными профессиями, военной техникой.

Формировать представления об особенностях военной службы.

Рассказать об истории российской армии.

Расширить представления детей о нашей стране.

Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Цели и задачи:

Расширять представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны.

Учить наблюдать за изменениями в природе, делать выводы на основе наблюдений.

Расширять кругозор детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Воспитывать чувство прекрасного, умение замечать красоту в повседневных событиях.

Цели и задачи:

Расширить и уточнить представления детей о празднике – Международный женский день. Напомнить, что в этот день принято поздравлять всех окружающих женщин.

Расширять представления о женском труде.

Расширять гендерные представления.

Воспитывать бережное, чуткое, уважительное отношение к близким людям.

Воспитывать желание помогать близким, заботится о них, потребность радовать близких добрыми делами.

Цели и задачи:

Уточнять знания детей о профессиях взрослых.

Расширять представления о труде взрослых, показать его значимость.

Познакомить с особенностями работы, инструментами и орудиями труда.

Воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать бережное отношение к результату чужого труда.

Цели и задачи:

Познакомить с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка).

Учить находить и называть части комнатных растений – стебель, лист, бутон, цветок.

Учить детей находить отличительные признаки комнатных растений, сравнивать растения по стеблю, листьям, цветам, запаху. Формировать умение ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых.

Цели и задачи:

Формировать понятие перелетные птицы . Расширить знания детей о групах птиц: зимующие – оседлые, перелетные – кочующие.

Познакомить с жизнью птиц весной (гнездование, выведение птенцов).

Учить узнавать и различать перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей) по внешним признакам (размер, окраска перьев, характерные повадки и пр.)

Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, кормить, не пугать, не разорять гнезда).

Цель и задачи:

Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Познакомить детей с видами и назначением книг.
Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
Учить детей создавать книгу своими руками.
Развивать творчество, воображение, фантазию.
Создать условия для развития творческих способностей детей.
Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
Познакомить детей с различными жанрами книг.
Дать детям знание о роли библиотеки.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Побуждать детей к сочинительству.
Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.
Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».

Цели и задачи:

Формировать начальное представление о космосе, космической системе, планетах солнечной системы.

Формировать доступные пониманию детей представления о государственном празднике «День космонавтики»

Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (профессии космонавта, его личностные качества.)

Расширять знания детей о космических кораблях, ракетах и другой космической техники.

Развивать познавательную активность и интерес к познанию окружающего мира.

Цели и задачи:

Расширять представления детей о Родине, символике России. Дать детям представление о Москве, как о главном городе нашей страны.

Формировать начальные представление о родном крае, его культуре.

Воспитывать любовь к родному городу, к Родине.

Формировать патриотические чувства.

Цели и задачи: Обучение детей навыкам рассматривания и обследования предметов, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением и разумным способом поведения в предметном мире.

Воспитание бережного отношения к предметному миру; формирование осознанного способа безопасного для ребёнка поведения.

Закрепить обобщающее понятие «мебель». Обобщить, уточнить и активизировать словарь детей: мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье. Развивать познавательный интерес детей.

Цели и задачи:

Расширить представления о празднике День Победы, о воинах, которые защищали Родину.

Уточнить и расширять представления детей о Великой Отечественной войне.

Формировать у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Закреплять знания детей об армии, о представителях разных родов войск (летчик, танкист, пехотинец, моряк).

Воспитание нравственных чувств (любви, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ.

Цели и задачи:

Уточнить и расширить знания детей о насекомых (внешний вид, питание, способ передвижения). Формировать (закреплять) обобщающее понятие насекомые. Учить детей соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием.

Формировать у детей элементарные экологические представления, расширять и систематизировать знания о мире природы. Познакомить детей с многообразием родной природы.

Формировать представления об охране растений и животных.

Цели и задачи:

Познакомить детей с различными водоемами - озеро, пруд, море, болото.

Систематизировать представления детей об обитателях водоемов.

Формировать обобщающее понятие рыбы, учить детей соотносить конкретные предметы с обобщенным понятием.

Познакомить с классификацией рыб (речная, озерная, морская), строением тела.

Сравнивать и описывать рыб (внешний вид, отличительные признаки, чем питаются).

Воспитывать бережное отношение к природе.

22-26 мая Тема недели: Неделя безопасности проект «Правила мы знаем и соблюдаем»

Цель и задачи:

Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать в детях уважения к профессии пожарных.

Закреплять и систематизировать знания по безопасности на авто - железной дороге; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

Формировать представление о понятии здоровья и ЗОЖ; режим дня.

Способствовать созданию комфортной и безопасной атмосферы в группе. Познакомить с основными правилами безопасного поведения дома, на улице и в детском саду.

Продолжать формировать представление детей о безопасном поведении в окружающем его мире.

Цели и задачи:

Обогащать знания детей об изменениях в природе, происходящих летом. Закрепить название летних месяцев, их последовательность.

Расширять представления о цветах (строение, разнообразие видов, условия, необходимые для роста и развития), уходе за садовыми цветами, охране полевых цветов.

Расширять представления детей о жизни животных летом.

Формировать представления о деятельности людей летом, о разумном поведении человека в мире природы.

Продолжать формировать представления об охране живой природы, навыки бережного отношения к ней в повседневной жизни.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей № 31 «Ручеек» с. Александровского Ставропольского края

Методическая неделя в МДОУ.

Тема: «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

Место проведения: МДОУ «Детский сад № 31 «Ручеек»

Сроки проведения : с 12 по 16 декабря 2016 г.

Цель: Систематизировать работу МДОУ по организации двигательного оздоровительного режима в МДОУ.

Задачи :

    Обеспечение теоретической, методической поддержки педагогов МДОУ при организации двигательного оздоровительного режима;

    Совершенствование работы по охране и укреплению здоровья детей;

    Создание здоровьесберегающих условий пребывания детей в МДОУ.

Формы работы: открытые мероприятия (НОД, утренняя гимнастика, прогулки и др.), лекции, семинар-практикум, выставка метод.литературы, консультации, лекции.

Работа с детьми : беседы, организованная и самостоятельная образовательная деятельность.

декабрь, 2016 г.

Задачи:

    определить уровень педагогической компетенции воспитателей по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми;

    провести анкетирование родителей с целью выяснения педагогических потребностей в области физического воспитания детей.

Утренняя гимнастика.

Инструктор по ФК

Вос-ли

Работа с педагогами

Теоретический семинар.

Тестовый опрос.

Тема: Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников (презентация).

    Что такое «двигательная активность»?

    Оптимальность ДА.

    Модель двигательного режима в МДОУ.

    Планирование физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

    Основные требования к двигательному режиму.

    Самооценка проф. компетентности.

Ст. воспитатель

Работа с родителями

Анкетирование родителей: «Условия и образ жизни семей воспитанников»

Социальный педагог

Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

Задачи:

    повышение профессиональной компетенции педагогов в организации двигательной активности детей;

    пополнить знания педагогов о формах двигательной активности в течении дня;

    разработать картотеку комплексов гимнастики после сна по возрастным группам;

Мероприятия

Содержание деятельности

Ответственные

Открытые просмотры

Гимнастика после сна.

Средняя группа

Подготовительная группа

Воспитатели средней группы

Работа с педагогами

Тема:

    Утренняя гимнастика как компонент двигательного режима.

    Двигательная разминка – физкультминутка.

    Динамический час.

    Бодрящая гимнастика после дневного сна.

    Картотека гимнастики после сна по возрастам.

Ст. воспитатель

Работа с родителями

Консультация для родителей «Значение утренней гимнастики для здоровья детей»

Воспитатели

Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

Тема: Формы двигательной активности в режиме дня.

Задачи:

    повышение профессиональной компетенции педагогов в организации двигательной активности детей;

    познакомить воспитателей с методическими рекомендациями по проведению прогулки с повышенной двигательной активностью;

    разработать картотеку подвижных игр по возрастным группам для использования в работе с детьми;

Мероприятия

Содержание деятельности

Ответственные

Открытые просмотры

Прогулка

    Старшая группа

    Младшая группа

воспитатели

Работа с педагогами

Тема: Формы двигательной активности в режиме дня.

    Основная деятельность по физической культуре.

    Роль воспитателя при организации НОД по ФК.

    Организация и проведение прогулки с детьми в ДОУ.

    Подвижная игра как форма ДА детей д/в.

    Картотека п/и в возрастных группах МДОУ.

Старший воспитатель

Работа с родителями

Памятка или буклет для родителей «Двигательная активность и здоровье ребенка»

Воспитатели

Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

Тема: 1.

2.

Задачи:

    повышение профессиональной компетенции педагогов в организации двигательной активности детей;

    систематизировать знания воспитателей по организации взаимодействия с родителями воспитанников;

    анализ работы МДОУ по укреплению здоровья детей, по мнению родителей воспитанников.

Мероприятия

Содержание деятельности

Ответственные

Открытые просмотры

НОД по физической культуре в старшей группе.

Инструктор по ФК

Работа с педагогами

Тема: Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями по организации ДА детей.

    Самостоятельная двигательная деятельность детей.

    Физкультурный уголок в группе.

    Взаимодействие с родителями по организации ДА детей.

Анализ анкетирования родителей.

Старший воспитатель

Социальный педагог

Работа с родителями

Воспитатели

Методическая неделя «Организация двигательного оздоровительного режима в МДОУ»

Тема: Организация активного отдыха в детей д/в в ДОУ.

Задачи:

    повышение профессиональной компетенции педагогов в организации активного отдыха детей в разных возрастных группах:

Досуг;

Физкультурный праздник;

Дни здоровья, каникулы.

Мероприятия

Содержание деятельности

Ответственные

Открытые просмотры Работа с родителями

Физкультурный досуг по группам.

Совместное развлечение с детьми

Инструктор по ФК

Педагог-организатор

воспитатели

Работа с педагогами

Тема: Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ

При планировании методической работы с педагогами своего учреждения мы используем широко известные групповые формы работы: педагогические советы, семинары, консультации, методические выставки и т.д.

Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы, - методическая неделя, основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

В нашем ДОУ мы проводим методическую неделю по годовой задаче и по приоритетному направлению.

Примерный план проведения методической недели.

Годовая задача «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

План методической недели

Тема: «Развитие речи в условиях семьи и детского сада»

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме; привлечение родителей в образовательный процесс.

Дни недели

форма проведения

Ответственный

Участники

Понедельник

Круглый стол

Теоретическая часть – «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»;

Тестовые задания по теории и методики развития речи.

Ст. воспитатель

Педагоги

Открытый просмотр занятия в средней и подготовительной группе;

Деловая игра «Организация и методика проведения словарной работы

с дошкольниками на занятиях и вне».

Педагоги средней и подготовительной групп

Ст. воспитатель

Педагоги

Семинар- практикум

«Практикум по развитию произношения»;

Коллективная работа детей по теме «Зимние забавы» и составление рассказа по данной теме.

Учитель-логопед

Ст. воспитатель

Педагоги дети

Взаимодействие с родителями:

День открытых дверей:

– посещение занятий;

Совместная деятельность педагогов с родителями (игры, беседа);

Оформление стендовой

информации (по данной теме);

Практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребёнка».

Тренинг общения «Познай себя»

Ст. воспитатель

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Родители

Педагоги

Педагоги

Подведение итогов;

Чаепитие.

Ст. воспитатель

Педагоги

Методическая неделя

Круглый стол

тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ »

цель : систематизировать знания педагогов по данной теме.

материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)

предварительная работа : повторить методику развития речи детей

План проведения

    Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;

    Условия успешного речевого развития детей;

    Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.

1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

    владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

    умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

    Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Причины низкого уровня развития

    Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.

    Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

    Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;

    При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;

    Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;

    Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Обсуждение педагогами

2. Условия для успешного развития речи

    Интересно организовать жизнь ребёнка;

    Постоянно побуждать ребёнка говорить;

    Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;

    Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

    Дать детям одинаковые стартовые возможности.

Обсуждение педагогами

Речевое развитие ребёнка в ДОУ

      В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.

      Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);

      Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);

      Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);

      Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;

      Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;

      Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;

      Поощряют детское словотворчество.

Обсуждение педагогами

Развитие речи в условиях ДОУ и семьи

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.

Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы;

2) сообщения на стендах;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Развитие речи в ДОУ

Функции речи:

    Речь как средство общения.

    • Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого:

Предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;

Ситуативно – личностное общение;

Ситуативно – деловое (познавательное) общение;

    Общение со сверстниками

Отличие от общения со взрослыми:

Яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);

Нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.

    Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.

Обогащение речи - фантазируют, притворяются.

    Познавательная функция речи.

природа рукотворный

общество Я

С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

рис. 1. познание мира через виды детской деятельности

    Речь как регулятор поведения и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).

Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.

Виды речи

Педагоги дают значение видов речи

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

    развитие связной речи (диалогическая, монологическая);

    монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);

    развитие словаря дошкольника.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

Осуществляется через работу:

    с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;

    синонимический ряд;

    антонимические пары;

    многозначные слова.

    Формирование грамматического строя речи.

Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:

    морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;

    словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;

    синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

Развитие звуковой культуры речи

Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:

  • знакомство с линейными звуковыми единицами:

звук – слог – слово – фраза – текст;

    просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

    Развитие образной речи.

Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.

Годового плана и поставленных задач : 1. ... 2005 - «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», ... развитию и формированию познавательных интересов дошкольника. В период адаптации к условиям детского сада , дети ...

  • Образовательная программа березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Березонька» г. Березовский, 2014

    Образовательная программа

    ... развития детей раннего возраста в условиях детского сада «Кроха», и «Примерную ... задачи : развитие речи посредством... план с семьями ; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план -схему проведения ...

  • Образовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №

    Образовательная программа

    В детском саду . - М., 1980. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного...

  • Методические рекомендации

    ... методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут реализовать задачи психолого-педагогической работы в условиях ... и обучения в детском саду »). В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2-3 лет к...

  •