Гавриил Николаевич Троепольский. Цитаты

, Российская империя

Гавриил Николаевич Троепо́льский (1905-1995) - русский советский писатель , драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР ().

Биография

Творчество

Во второй половине 50-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. В этом он следовал за Овечкиным , с которым у него были общими как знания о делах в деревне из собственного практического опыта, так и стремление к искренности при изображении отрицательных явлений действительности.

Среди произведений - рассказы, повести, пьесы , публицистика :

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1975) - за повесть «Белый Бим чёрное ухо» (1971)
  • литературная премия «Банкареллино» (Италия, 1981)
  • золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция)
  • Почётный гражданин Воронежа (1993)

Напишите отзыв о статье "Троепольский, Гавриил Николаевич"

Примечания

Литература

  • Скобелев В. П. Гавриил Троепольский. - М., 1969.
  • Никитин В. Н. Необходимые истины // «Подъём». - № 11. - 2005.
  • Новичихин Е. Г. «Милость Божья, которая называется душой» // «Подъём». - № 2. - 2012.
  • Новичихин Е. Г. Малоизвестные страницы из жизни Троепольского // Новичихин Е. Г. Былого лики и черты: Воспоминания. Очерки и путевые заметки. Публицистика. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. - С. 9-17. - ISBN 978-5-91338-063-0 .
  • Кудесник «Белого Бима». Воспоминания о Г. Н. Троепольском / Ред.-сост. Е. Г. Новичихин . - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2013. - 216 с. - ISBN 978-5-9273-2025-7 .

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Троепольский, Гавриил Николаевич

Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.

Гавриил Николаевич Троепольский родился в 1905 году в селе Ново-Спасском (ныне это Грибановский район Воронежской области). В семье родителей будущего публициста и прозаика было шестеро детей. Отец Гавриила, Николай Семенович, был священнослужителем.

Будущий писатель в юношеские годы всерьез задумался о профессии, связанной с сельским хозяйством. В 1924 году Гавриил окончил сельскохозяйственное училище. Но свою профессиональную карьеру Троепольский начал сельским учителем.

В 1931 году Гавриил Николаевич устроился работать на опорный пункт опытной станции в Воронеже. Впоследствии он занял должность заведующего государственным сортоиспытательным участком зерновых культур. Направление его работы – селекция проса. Троепольский вывел несколько новых сортов этой полезной культуры.

Во время войны Троепольский выполнял задания, поступавшие от фронтовой советской разведки.

В 1976 году писатель вошел в редколлегию журнала «Наш современник» и работал там до 1987 года. Троепольский был также членом правления Союза писателей СССР.

Гавриил Николаевич ушел из жизни в 1995 году. Похоронен в Воронеже.

Начало творческого пути Гавриила Троепольского

Свой первый рассказ Гавриил Николаевич написал еще в 1937 году, выбрав псевдоним Лирваг. Новые рассказы писателя появились в журнале «Новый мир» в 1953 году. Именно тогда Троепольский решил всецело посвятить свою жизнь литературному творчеству. Писатель обосновался в Воронеже.

Писатель превосходно знал о том, как живет деревня. Он обладал громадным опытом работы на селе. В своих произведениях Троепольский старался быть предельно искренним. Он не боялся изображать негативные явления действительности.

Цикл его сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953) положил начало новому подходу к изображению жизни на селе. Главные черты такого подхода – острота постановки проблем и правдивость.

В 1958 году вышла сатирическая повесть Троепольского «Кандидат наук». За ней последовал роман «Чернозем», где шла речь о советской деревне 20-х годов прошлого века.

Однако подлинную известность и любовь читателя принесла Троепольскому повесть «Белый Бим черное ухо», написанная в 1971 году. Через пять лет после первой публикации этой книги автор получил за нее Государственную премию СССР. В произведении подняты важные нравственные проблемы. Рассказ о трагической судьбе собаки переплетается с описаниями картин природы и жизни в городе. Повесть о Биме стала лакмусовой бумажкой, на которой можно проверять остроту и чистоту нравственного чувства.

Книги Гавриила Николаевича переведены на языки народов Советского Союза и на языки многих стран мира.

За заслуги в творчестве писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Троепольский Гаврил Николаевич; Российская империя, Воронеж; 16.11.1905 – 30.06.1995

Гаврил Николаевич Троепольский знаменитый советский прозаик, который одним из основных направлений своей деятельности выбрал публицистическую прозу сельского направления. Ведь тема ему была очень близка, что позволило ему максимально реалистично отображать реальные будни крестьян. В этом книги Троепольского часто сравнивают с книгами . В итоге книги Гаврила Николаевича переведены более чем на 50 языков мира и в жанре классика не раз были представлены, в том числе и на американском рынке. Но конечно наиболее популярным произведением автора является «Белый Бим черное ухо» книга. Эта повесть принесла автору известность и была не раз экранизирована в разных странах мира.

Биография Троепольского Г. Н.

Родился Гаврил Николаевич в 1905 году в большой семье священника. В доме было аж 6 детей. В 19 лет он окончил сельскохозяйственное училище, что позволило ему работать учителем в сельской школе. В 1931 году был принят работать на опытную станцию, и впоследствии становится начальником участка. Под его началом выводится несколько новых сортов проса, один из которых даже был принят в Центральной Черноземной зоне. Именно во время работы на опытной станции Троепольский делает свои первые шаги в литературе под псевдонимом Лирваг.

Во время Второй мировой войны Гаврила Николаевич попадает под оккупацию. Но он не сидит сложа руки, и активно помогает советской разведке. После освобождения продолжает работать в сельском хозяйстве, но все больше проявляется пристрастие к литературе. В 1953 году в журнале «Новый мир» издаются несколько рассказов Троепольского. Они достаточно успешны, что позволило автору целиком сосредоточиться на литературном творчестве.

С 1967 года Троепольский становится одним из членов правления союза писателей СССР, что позволяет ему завести дружеские отношения с , и многими другими авторами. Возможно именно эта дружба дала толчок несколько отойти от сельскохозяйственной темы и написать «Белый Бим черное ухо» книгу в 1971 году. Она та и принесла автору сначала всероссийскую, а затем и всемирную славу. Это позволило Троепольскому в 1976 году войди в редакционную коллегию журнала «Наш современник», в котором писатель и проработал до 1987 года. Умер писатель в 1995 году в Воронеже.

Книги Троепольского на сайте Топ книг

Читать «Белый Бим черное ухо», несмотря на годы прошедшие с момента его написания, все также популярно. И хоть говорят, что нынешнее поколение черство – это не так. Книгу любят и читают, что и позволило «Белый Бим черное ухо» книге занять достойное место в нашем рейтинге . При этом интерес к книге только растет, что позволяет надеяться на более высокие позиции книги в следующем рейтинге.

Все книги Троепольского Г. Н.

  1. Из записок агронома
  2. Земля и люди
  3. Кандидат наук
  4. Чернозём
  5. В камышах
  6. О реках, почвах и прочем
  7. Постояльцы
  8. Здравый смысл

Советская литература

Гавриил Николаевич Троепольский

Биография

Троепольский Гавриил Николаевич (16 (29).11.1905), родился в с. Новоспасовка, ныне Грибановского р-на Воронежской обл. Русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953; сценарий фильма «Земля и люди», 1955) выступил одним из зачинателей нового подхода к изображению сельской жизни, отмеченного правдивостью, проблемностью. Опубликовал также сатирическую повесть «Кандидат наук» (1958), роман «Чернозём» (кн. 1−2, 1958 - 1961) о советской деревне 1920-х гг., публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» (1965), пьесу «Постояльцы» (1971) и др. Новые грани таланта Троепольского раскрылись в лирической повести «В камышах» (1963) и повести «Белый Бим чёрное ухо» (1971; Государственная премия СССР, 1975), поднимающей сложные нравственные проблемы. Произведения Троепольского переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Скобелев В., Гавриил Троепольский, М., 1969; Борисова И., В поисках друга, «Новый мир», 1971, № 8; Дед ков И., «В поле две воли…». Проза Г. Троепольского, «Наш современник», 1975, № 11; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 5, М., 1968.

Троепольский Гавриил Николаевич (16 (29).11.1905) – советский, русский писатель. Родился Гавриил Николаевич в селе Новоспасовка, сегодня Воронежская обл., Грибановский р-н. Работал в сельской школе учителем, потом агрономом.

Свои произведения Троепольский стал печатать с 1937 года, а с 1953 года систематически появлялся в разных изданиях.

В сатирических рассказах «Из записок агронома» (1953 г.), сценарии к фильму «Земля и люди»(1955 г.) Троепольский выступал как один из основателей нового подхода изображения сельской жизни, в котором отмечалась правдивость и проблемность.

Также он опубликовал в 1958 году сатирическую повесть «Кандидат наук» и роман «Чернозём» (кн. 1−2, 1958 - 1961), в котором рассказывается про советскую деревню 20-х гг. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» издан в 1965 году, а пьеса «Постояльцы» в 1971 г.

Гавриил Николаевич смог раскрыть новые грани своего таланта в лирической повести «В камышах» (1963 г.) и повести «Белый Бим чёрное ухо» (1971 г.; Государственная премия СССР, 1975 г.), в которой поднимались сложнейшие нравственные проблемы. Произведения Треопольского на протяжении многих лет были переведены на множество иностранных языков, а также на языки народов стран СССР. Гавриил Николаевич был награждён орденом Трудового Красного Знамени. С 1967 г. был членом правления СССР, а с 1975 года членом правления СП РСФСР.

В 1995 году 30 июня Гавриила Николаевича не стало. Его могила находится на Коминтерновском кладбище в Воронеже.

Сегодня мы вам расскажем, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные произведения данного автора рассмотрены далее. Речь идет о лауреате Государственной премии Советского Союза.

Обучение и работа

Родился Гавриил 16 ноября 1905 г. в Ново-Спасском селе на Елани. Шестеро детей было в семье родителей будущего поэта. Далее расскажем, как получал образование Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его свидетельствует, что будущий писатель появился на свет в семье священнослужителя. Звали его Николай Семёнович Троепольский. В 1924 г. будущий автор окончил сельскохозяйственное училище. Находилось оно в Борисоглебском уезде, селе Алешки. Далее рассмотрим, как делал свои первые профессиональные шаги Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его упоминает, что сперва молодой человек был сельским учителем. С 1931 г. он работает в опорном пункте областной Воронежской опытной станции. С 1937 по 1953 год занимает должность заведующего Острогожского государственного сортоиспытательного участка зерновых культур. Занимался селекцией проса. Вывел 8 сортов этой культуры.

Война и начало творческого пути

Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки. Первый рассказ, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года. После 1953 г. в журнале «Новый мир» были напечатаны рассказы автора. С того момента он посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж. С 1976 по 1987 год входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник». Являлся Членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 г. - СП РСФСР). Скончался в 1995 году, 30 июня. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество

Теперь поговорим о том, как оценивала публика произведения, которые написал Гавриил Троепольский. Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина. Он обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений - публицистика, пьесы, повести и рассказы.

Библиография

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение «Из записок агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». В 1955 году автор пишет сценарий для кино. Сатирическая повесть «Кандидат наук» появляется в 1958 году. Роман «Чернозём» был создан в период с 1958 по 1961 годы. В 1972 г. выходит в свет его переработанная редакция. Повесть «В камышах» появляется в 1963 г. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» публикуется в то же время. Он содержит резкую критику и повествует о бесхозяйственном использовании водных ресурсов в Средней России. В 1966 году выходят статьи автора на страницах газеты «Правда», направленные на защиту природы. Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира. «Здравый смысл» появляется в 1975 году. Книги писателя были изданы на 52 языках. В 1994 г. его произведения вышли в США, войдя в серию «Классики». За повесть под названием «Белый Бим Чёрное ухо» автор в 1975 году получил Государственную премию СССР. Также он является обладателем ордена Трудового Красного Знамени. Теперь вы знаете, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные труды писателя приведены выше.