Составить викторину по произведению андерсена елка. Игра – викторина в начальной школе по сказкам Андерсена

О сказках Андерсена замолвите слово! И не просто слово — вашему вниманию представлена викторина с вопросами о героях этих сказок. Викторина содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Как звали хрупкую маленькую девочку, которая появилась из цветка, похожего на тюльпан и которая в конце сказки обрела крылышки (по сказке «Дюймовочка»)?
Каролина
Дюймовочка +
Русалочка

2. Какой предмет положила старая королева под тюфяки, чтобы выяснить, настоящая ли принцесса (по сказке «Принцесса на горошине»)?
Боб
Горошина +
Семечко

3. Из какого материала было сшито новое платье короля (по сказке «Новое платье короля»)?
Парча
Батист
Не из какого +

4. Где стоял трон Снежной королевы (по сказке «Снежная королева»)?
У огромного окна
Посреди замерзшего озера +
Возле зеркал

5. Как называется сказка Андерсена, в которой утенок превратился в прекрасного лебедя (по сказке «Гадкий утенок»)?
«Утенок-путешественник»
«Дикий утенок»
«Гадкий утенок» +

6. В какой стране разворачиваются события, происходящие в сказке «Соловей»?
Китай +
Индия
Персия

7. Из какого металла был сделан стойкий солдатик, полюбивший прекрасную танцовщицу (по сказке «Стойкий оловянный солдатик»)?
Медь
Олово +
Бронза

8. Кто наряжал елку в одноименной сказке Г.Х.Андерсена?
Дети
Родители
Слуги и молодые девушки +

9. Кто стал женой служивого (солдата) в сказке Андерсена «Огниво»?
Молодая пастушка
Прекрасная принцесса +
Злая колдунья

10. Какая из игрушек в сказке «Свинья-копилка» предложила поиграть в людей?
Лошадь-качалка
Свинья-копилка
Кукла +

11. Как звали мальчика и девочку, главных героев сказки «Снежная королева»?
Ганс и Белоснежка
Кай и Герда +
Йонас и Софи

12. Что умела делать седьмая дочь лесного царя из сказки «Лесной холм»?
Играть на золотой арфе
Говорить правду в глаза
Рассказывать сказки +


«МОЯ ЖИЗНЬ – ЭТО ПРЕКРАСНАЯ СКАЗКА»

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена для 3-х классов.

(Предварительная подготовка: раздать детям список с названиями сказок Г.Х.Андерсена для чтения на каникулах.)

Читаем на каникулах сказки Г.Х. Андерсена:


  1. Новое платье короля.

  2. Огниво.

  3. Дикие лебеди.

  4. Гадкий утенок.

  5. Русалочка.

  6. Свинопас.

  7. Снежная королева.

  8. Соловей.

  9. Пастушка и трубочист.

  10. Ребячья болтовня.

  11. Скороходы.

  12. Эта басня сложена про тебя.

  13. Серебряная монетка.

  14. Оле-Лукойе.
За сказками приходите в школьную библиотеку и библиотеку Дома офицеров.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена

Воспитывать интерес к художественной литературе;

Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы школьников, повышение уровня знаний и эрудиции в области литературы;

Создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

Способствовать сплочению классного коллектива;
- развивать внимание, память, речь, мышление.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения!... О Вы еще у меня поплачете, верзила Вы этакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов второклашек он и вправду выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали никто теперь и не помнит. А непутевого ученика любят и знают все дети мира. Вы, конечно, догадались, что это великий сказочник ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН.

Родился он в городке Оденсе 2 апреля 1805 года. У него были самодельные игрушки, картонный кукольный театр и куча старых театральных афиш. Билет в театр не по карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Над ним потешались, смеялись и дразнили фантазером. Но Ганс Христиан вырос и стал писателем. Его сказки вы знаете и любите. Я предлагаю вам их вспомнить и ответить на вопросы викторины по сказкам Андерсена.

(Дети сидят на стульчиках, заранее расставленных так, чтобы получилось две команды).

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ЕЕ НАЧАЛУ»

1. Она только что вышла ….., чистенькая светленькая, покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» И пошла. («Серебряная монетка»)

2. Был назначен приз, даже два, один большой, другой маленький – за быстроту – не на состязании, а вообще за быстроту бега в течение целого года. («Скороходы»)

3. У богатого купца был детский вечер; приглашены были все дети богатых и знатных родителей. (…..) Итак, у него в доме собралось большое общество, но исключительно детское, дети болтали без умолку; у них, как известно, что на уме, то и на языке. («Ребячья болтовня»)

4. В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы. Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется. (…….)

Со всех концов света стекались в столицу императора путешественники, все они дивились на великолепный дворец и на сад, но, услышав пение соловья, говорили: «Вот это лучше всего!» («Соловей»)

5. Видали ли вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший от времени и весь изукрашенный резьбою в виде разных завитушек, цветов и листьев? Такой вот точно шкаф – наследство после прабабушки – и стоял в комнате. («Пастушка и трубочист»)

6. В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал до дна, а чтобы измерить эту глубину, пришлось бы громоздить друг на друга невесть сколько колоколен. Вот там-то они и живут («Русалочка»)

КОНКУРС «ВОЛШЕБНЫЕ ЧИСЛА»

1. Сколько монет пообещал солдат мальчику за доставленное ему огниво? (4)

2. Сколько детей было у короля в сказке «Дикие лебеди» (11 сыновей и дочка Элиза)

3. Сколько устриц носила на хвосте старуха-мать, очень гордая своим родом из сказки «Русалочка», тогда как вельможи имели право носить всего-навсего шесть? (дюжина)

4. Сколько лет должно было исполниться русалочкам, чтобы им можно было подниматься на поверхность моря? (15)

5. Сколько лет живут русалки? (300)

6. Сколько поцелуев потребовал принц за трещотку? (100)

7. Сколько раз пропел императору и его придворным искусственный соловей? (33)

8. Сколько слов в имени героя с козлиными ножками, маленькими рожками на лбу и длинной бородой из сказки «Пастушка и трубочист»? (обер-унтер-генерал-адмирал-сержант Козлоног – 6)

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК»

(дети достают предметы из «волшебного сундучка»)

Каким сказочным персонажам принадлежат эти предметы?

1. Зонтик.

2. Горошина.

3. Бумажный кораблик.

5. Яйцо.


6. Иголка.

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗКУ»

К какой сказке относятся прочитанные подборки слов?

1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева»)

2. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»)

3. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

4. Приз, заяц, столб, улитка, межевая веха, муха, огород с капустой.(«Скороходы»)

КОНКУРС «ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ»

(дети должны узнать героев по описанию).

1. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…» (Снежная королева)

2. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. (Одиннадцать братьев-принцев)

3. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)

4. Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы и прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля».

5. «В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, потом осторожно притворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком». (Оле-Лукойе)

6. «Ах, несчастная я …! Что толку в моем серебре, в моем достоинстве, чеканке, когда все это ни к чему! В глазах света останешься тем, за кого он тебя примет! Как же, должно быть, ужасно иметь нечистую совесть, пробиваться вперед нечистыми путями, если мне, ни в чем не повинной, так тяжело потому только, что я кажусь виновною!.. Переходя в новые руки, я всякий раз трепещу от того взгляда, который упадет на меня сейчас: я ведь знаю, что меня тут же отшвырнут в сторону, бросят, точно я обманщица! (Монетка)

КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ЖЕНИХИ И НЕВЕСТЫ»

О ком идет речь в отрывках?

1. «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверно, знатного рода: вон в каком прекрасном дворце живет. А у меня всего-навсего и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!» (Оловянный солдатик и Танцовщица)

2. «Ах, я несчастная! – говорила она.

Теперь я только презираю тебя! – сказал он.- Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розы, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом тебе! (Свинопас и Принцесса)

3. «Как бы ее увидать? – спросил он.

Это никак нельзя! – сказали ему. – Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят.» (Солдат и принцесса. «Огниво».)

4.– Спасибо, спасибо тебе! Я помню тебя. Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнал от моей постели ужасные призраки! Чем мне вознаградить тебя?

Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слезы на твоих глазах в первый раз, когда пел перед тобою, - этого я не забуду никогда! Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца. Засни теперь и просыпайся здоровым и бодрым! Я буду баюкать тебя своей песней! (Император и Соловей)

5. «Вот бы мне быть на их месте – думалось ему. Вдруг он услышал болтовню девочек, а слушая ее, можно было упасть духом. Ведь у родителей его не было в копилке ни гроша; у них не было средств даже выписать газету, а не то что самим издавать ее. Но хуже всего было то, что фамилия его отца, а значит, и его собственная, как раз кончалась на «сен»! Из него никогда ничего не выйдет путного! Вот горе-то! (Ребячья болтовня. Торвальдсен.)

6.– Знаешь что! Только не пугайся! Я сейчас покажу тебе мышку! Она явилась пригласить тебя на свадьбу! Две мышки собираются сегодня ночью вступить в брак. Живут они под полом в кладовке твоей матери. Чудесно помещение, говорят!

А как же пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?

Уж положись на меня! Ты у меня сделаешься маленьким. (и он дотронулся волшебной спринцовкой до мальчика.) (Оле- Лукойе. Четверг. Яльмар и Оле-Лукойе)

7.–Я получил первый приз! (заяц) Если судьи – твои близкие друзья и родные, то решение их всегда справедливо! Но присудить второй приз ей! (улитке) Мне это даже обидно!

Я-то заслужила первого приза, а не второго! – заметила она (улитка).- Я ведь знаю, что он (заяц) бегает, только когда думает, что за ним гонятся, - из трусости! А я смотрю на движение как на свою жизненную задачу и пострадала на службе! Да уж если кому следовало присудить первый приз, так это мне! Но я не люблю кричать о себе! Я это презираю!

А по-моему, - подумала она (дикая роза), вслух она ничего не сказала: это было не в ее характере, хотя и лучше было бы, если она высказалась, - по-моему, и первого и второго приза заслуживал именно он! (солнечный луч) Он в одно мгновение пробегает бесконечное пространство, отделяющее землю от солнца, и пробуждает от сна всю природу. ….он переживет нас всех! (Скороходы)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Кто из героев и из какой сказки исполнял такую песню?

1. Мой Яльмар, тебя вспоминаю

Почти каждый день, каждый час!

Сказать не могу, как желаю

Тебя увидать вновь хоть!

Тебя ведь я в люльке качала,

Учила ходить, говорить,

И в щечки, и в лоб целовала,

Так как мне тебя не любить!

Люблю тебя, ангел ты мой дорогой!

Да будет вовеки Господь Бог с тобой!

(Старая няня Яльмара. «Оле-Лукойе»)

2. Шагай вперед, всегда вперед!

Тебя за гробом слава ждет!

(Стойкий оловянный солдатик)

3. Ах, мой милый Августин,

Августин, Августин!

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все прошло..

(Бубенцы чудесного горшочка. «Свинопас»)

4. Затянем песенку дружней,

Как ветер пусть несется!

Хотя чета наша, ей-ей,

Ничем не отзовется.

Из лайки оба и торчат

На палках без движенья,

Зато роскошен их наряд –

Глазам на загляденья!

Итак, прославим песней их:

Ура, невеста и жених!

(Оле-Лукойе. Пятница. Свадьба кукол Германа и Берты)

КОНКУРС «ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ…»


  1. …узнать настоящую принцессу?(Уложить девушку на 20 тюфяков и пуховиков, а под ними положить горошину).

  2. … у русалки появилась пара стройных ножек? (Отдать голос на напиток ведьме).

  3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище,рубашки братьям).

  4. …укотить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую собаку на ведьмин синий клетчатый передник).

  5. …принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

  6. …узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

  7. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Оле-Лукойе в переводе на русский означает «Оле Закрой глазки». Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок.)

  8. …собака, стоявшая в долине у подножия гор, услышав звуки трубы, доносившиеся из замков на вершине горы, успела на трапезу?
Ведущий . Какое из перечисленных произведений можно считать лишним? Почему? Расскажите о гениальном способе, придуманном в древности мудрецами. Как не причинив человеку обиду, все же сказать ему правду в глаза?

Какая из предложенных пословиц отражает мораль этой басни?


  1. За шутку не сердись, а в обиду не давайся.

  2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

  3. Много видит, мало мыслит.

  4. За худой головой и ногам непокой.

  5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»

1.Главы какой сказки носят названия дней недели? (Оле-Лукойе)

2. К какому персонажу относятся слова автора: «Не беда – появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца».Эти слова еще при жизни Андерсена стали пословицей. Почему? Эту сказку можно считать автобиографией, исповедью самого писателя.

3. «Почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо». Чьи это слова? Андерсен говорил об этой сказке: «Она – единственная из моих работ, которая трогала меня самого в то время, как я писал её».

4. Придумывая эту сказку, Андерсен размышлял о чудесном пении замечательной певицы Йенни Линд, которую называли «шведский соловей» и которую безнадежно любил. Сказка учит отличать настящие ценности от мнимых, ложных.

5. Это переработанная Андерсеном датская народная сказка. В ней под видом животных и предметов изображены характеры людей, жизненные ситуации. («Скороходы»)

6. Это сказка тоже автобиографична, ведь Андерсену в детстве тоже внушали, что из такого бедняка, как он, «ничего не выйдет».Отец одной из героинь этой сказки был камер-юнкером и девочка знала, что это нечто «ужасно важное». Что это за чин?

7. Назовите сказки, главными героями которых являются птицы.

8. «Элиза спросила, не та ли это страна, куда они летят, но лебеди покачали головами; она видела перед собой чудный. Вечно изменяющийся облачный замок фата-морганы; туда не смеет проникнуть ни единая человеческая душа». Что видела Элиза?

Ведущий . Молодцы, ребята. Вы очень хорошо подготовились к викторине. Подведем итоги…. .

Итог. С 1835 года сборники сказок Андерсена издаются каждый раз на Рождество, и в мире существует престижная международная премия в области детской литературы, которая носит имя Андерсена. Часто ее называют «Малой Нобелевской». Она присуждается лучшим детским писателям и художникам, проходит эта церемония 1 раз в два года 2 апреля – в день рождения Андерсена. Во всем мире этот день отмечается, как международный день детской книги.

Литературная игра - викторина

«Мой любимый сказочник»

для 1- 4 классов

Подготовила

учитель начальных классов

Абукенова Бактканым Умбетовна.

Цель : в игровой форме закрепить знания воспитанников по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание; научить работать в команде, культуре поведения на праздниках.

Ход игры :1. «Звездный час»

2. Зрительский конкурс

3. конкурс «Бюро находок»

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки

5. конкурс «Угадай сказку»

6. «Портреты героев»

7. Отгадай кроссворд

8. Заключение

Произведения для повторения:

Сказки Х.К.Андерсена:

«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине»,

«Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля».

Ведущий: Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. В Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером.

Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.

(Играют 2 команды . Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Х.К.Андерсена; выбирается жюри)

I команда «Огниво»

Девиз: Мы сверкаем, мы сверкаем

Мы добро лишь излучаем,

Никогда не унываем,

Потому что мы - друзья!

II команда «Путешественники по сказкам»

Девиз: В сказочный мир мы сегодня идем

И за собой всех ребят позовем.

Мы дружная команда, веселые друзья,

Со сказкоюрядом шагаем всегда!

1. «Звездный час»

Команды поднимают табличку с правильным ответом.

    В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (жирным шрифтом отмечен верный ответ)

    • Германия

      Дания

    Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его:

    «Гадкий утенок»

    «Дикие лебеди»

    «Золотой гусь» (братья Гримм)

    Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво».Определите лишний предмет.

  • Оловянный солдатик

    Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

    «Русалочка»

    «Свинопас»

    «Оле-Лукойе»

    Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».

    Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик».

    Петер

    Иоганнес

    В кого превратился Гадкий утенок?

  • Лебедя

2. «Зрительский конкурс»

Мир сказок Андерсена удивителен.

    Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик из сказки

«Стойкий оловянный солдатик»)

    • «Пятеро из одного стручка» (горошины)

      «Гадкий утенок» (Птенец лебедя)

  1. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (Из семи)

    Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето»?

(«Снежная королева»)

    В какой сказке на бильярдном клубе появилась вывеска»Высшее учебное заведение»?

(«О том, как буря перевесила вывески»)

3. «Бюро находок»

Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?

Задания первой команде:

    Зонтик (Оле-Лукойе)

    Горошина (Принцессе, «Принцесса на горошине»)

    Санки (Каю, «Снежная королева»)

    Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задания второй команде:

    Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)

    Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)

    Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева»)

    Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас»)

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки.

На выставке представлены рисунки, по которым дети определяют сказку.

5.Игроки должны определить, к какой сказке относятся

прочитанные подборки слов.

Задания первой команде:

    Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.

(«Снежная королева»)

    Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

    Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»)

    Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

Задание второй команде:

    Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

    Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка. («Дюймовочка»)

    Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса. («Огниво»)

    Роза, соловей, горшочек, трещотка, принцесса. («Свинопас»)

6. «Портреты героев»

Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь.

Задание первой команде: (их задает вторая команда)

    «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка» )

    «Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты»

(«Снежная королева»)

    «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать - хоть по книжке, хоть наизусть - все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…»

(«Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди »)

Задание второй команде (задает первая команда)

    «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.»

(Принцесса, «Принцесса на горошине»)

    «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат, «Огниво»)

    «Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим»

(Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)

7. Зрительский конкурс

    Как зовут главных героев сказки:

    «Оле-Лукойе» (Оле-Лукойе, Яльмар)

    «Дикие лебеди» (Элиза)

    «Дорожный знак» (Йоханнес)

    «Под ивою» (Йоханка и Кнуд)

    Почему главный герой сказки «Снеговик» тосковал по печке?

(Потому что внутри у Снеговика была кочерга)

    Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы

(«Гадкий утенок», «На утином дворе», «Соловей», «Аисты»,

«Дворовый петух и флюгерный»)

(К лебедю из сказки «Гадкий утенок»)

    Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»?

(Принцем)

    В какой сказке герой:

    1. Добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)

      Спасает императора от смерти своей песней? («Соловей»)

в) Не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)

      • Герои какой сказки произносили следующие слова:

а) «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо» («Русалочка»)

б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

8. Отгадай кроссворд «Великий сказочник»

    Родина Андерсена.

    Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки.

    Подруга Кая.

    В него превратился Гадкий Утенок.

    Из нее Элиза вязала рубашки, чтобы расколдовать братьев.

    Птичка, которая заставила плакать императора.

    Его целовала принцесса за всякие безделушки.

9.Заключительное слово

Ведущая: В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают и лучшему художнику - иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия), Астрид Линдгрен (Швеция), художник Татьяна Маврина из России и др. Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена.

С 1967 года день рождения Х.К.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

А сейчас наше независимое жюри подведет итоги (награждение команд и победителей в зрительских конкурсах).

Вот и подошел к завершению наш праздник. Спасибо за участие и внимание!

Кроссворд «Снежная королева»

1. Что разбилось на зловещие осколки?

2. «Плохая» девочка, оказавшаяся очень доброй?

3.Кто искал Кая?

4.Что выращивали Кай и Герда?

5.Имя вороны (по мультфильму- Клара)

6.Красавец- зверь, на котором скакала Герда?

7.Какое слово надо было сложить из льдинок?

8.Имя друга Герды?

Кроссворд «Русалочка»

1.Кто был спасен Русалочкой?

2.Время суток, когда Русалочка не спала?

3.Что слышал принц, и это волновало и завораживало его?

4.Кто помог Русалочке стать девушкой земной?

5.Что взамен взяла ведьма?

6.Что просила у Ведьмы Русалочка?

7.Что отдали Ведьме сестры Русалочки?

8.Что осталось вместо Русалочки?

Список использованной литературы:

    Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .

    Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.

    Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.

    Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. - 2001. - 8. - С.1—12.

    Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, - 2000. - Вып.1. - С.109-114.

    Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. - М., 1987. - С.5-14.

Работая в начальной школе продолжительное время, всё чаще сталкиваюсь с проблемой: дети не читают детскую литературу или читают только указанное произведение. Компьютер, интернет заменили живое слово. А ведь только самостоятельное чтение развивает воображение, мышление, творческую мысль ребёнка. Как активизировать работу ученика на уроке литературного чтения? Как заставить вчитываться в текст, «видеть» читаемое, сопереживать героям, учиться у них, оценивая их поступки?

Несколько лет подряд провожу литературные викторины. Такой вид работы может проводиться в рамках урока и во внеурочной деятельности. Вопросы викторины подобраны так, что нужно обязательно прочитать произведение иначе не ответить. Вопрос соревнования между группами также играет свою роль.

После раздела «Волшебные сказки» провожу викторину по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», затем продолжается эта работа во внеурочной работе. Так мы подробно знакомимся со всеми сказками писателя.

Приведу примеры вопросов викторины по сказкам Г.Х.Андерсена.

Тема: «Волшебные сказки. Литературная викторина по сказкам Г.Х.Андерсена».

(Проводится после завершения работы над разделом I..)

Цель:

  1. Развивать интерес к чтению.
  2. Формировать у детей тип правильной читательской деятельности.
  3. Обучать работе с детской книгой.
  4. Подвести итог осмысления и освоения детьми прочитанных сказок Г.Х.Андерсена, суть процесса «вчитывания» в текст.
  5. Пополнить словарный запас учащихся.
  6. Воспитывать понимание добра и зла, умение оценивать действия и поступки героев.

Оборудование:

  • выставка книг Г.Х.Андерсена: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»,«Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева»;
  • рисунки по прочитанным сказкам;
  • предметы «забытые» сказочными героями;
  • презентации-викторины по прочитанным сказкам.

Ход внеклассного мероприятия

I. Подготовительная работа.

Класс разделён на пять групп по 5-6 человек в каждой. Дети читают сказки Г.Х.Андерсена в определённом порядке:

  1. «Стойкий оловянный солдатик».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Гадкий утёнок».
  4. «Огниво».
  5. «Дикие лебеди».
  6. «Снежная королева».

На прочтение каждой сказки во внеурочной работе даётся определённое время – 2-3 недели. После прочтения – выступления учащихся: «Вопросы- ответы», «забытые вещи» героев, рисунки по содержанию. Выявляются победители каждого этапа работы.

Вопросы викторины по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

  1. Как они оказались у мальчика? (Подарили в день рождения.)
  2. Что мог сделать солдатик, чтобы его заметили на мостовой? (Закричать, но считал неприличным.)
  3. Что решили сделать мальчишки? (Отправить солдатика в плавание.)
  4. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (Бумажная лодочка.)
  5. Что увидел солдатик стоя на столе? (Ту самую комнату, того мальчика, то самое окно, те игрушки, дворец, красавицу танцовщицу.)
  6. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печку.)
  7. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печку за оловянным солдатиком.)

Вопросы викторины по сказке «Дюймовочка».

  1. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Как тюльпан.)
  2. Что было вместо вёсел? (2 конских волоса.)
  3. Куда поставила жаба ореховую скорлупу? (На лист кувшинки.)
  4. Какие слова говорил сын жабы? (Коакс.коакс. брекке-ке-кекс.)
  5. Кто помог Дюймовочке уйти от жабы? (Рыбки перегрызли стебель кувшинки.)
  6. Почему Дюймовочка смогла поплыть быстрее? (Один конец пояса привязала к мотыльку, а другой к листу кувшинки.)
  7. Кто унёс Дюймовочку с листа кувшинки? (Майский жук.)
  8. Чему удивлялись жучки- барышни разглядывая Дюймовочку? (2 ножки, нет щупалец, очень некрасивая.)
  9. Где жила Дюймовочка после листа кувшинки? (В лесу.)
  10. Почему её колыбелька не мокла под дождём? (Под листом лопуха.)
  11. Куда пошла Дюймовочка из леса зимой? (В поле.)
  12. К кому пришла Дюймовочка? (К полевой мыши.)
  13. Что попросила Дюймовочка у мыши? (Кусочек ячменного зёрнышка.)
  14. Кто пришёл в гости к мыши? (Крот.)
  15. Каким был домик крота? (В 20 раз больше, много комнат и длинный коридор.)
  16. Кого увидела Дюймовочка в коридоре у крота? (Ласточку.)
  17. Почему ласточка не улетела на юг? (Поранила крыло о терновый куст.)
  18. Кто готовил ткани для приданого Дюймовочки? (4 паука ткали ткани.)
  19. Почему Дюймовочка не упала улетая с ласточкой? (Привязалась поясом к самому большому пёрышку.)
  20. Куда опустила ласточка Дюймовочку? (На белый лепесток цветов.)
  21. Кого встретила Дюймовочка в чашечке лепестка? (Король эльфов. Маленький человечек.)
  22. Самый лучший подарок эльфов? (Прозрачные крылышки как у стрекозы.)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

  1. Какое было время года? (Лето.)
  2. Какими были лопухи? (Дети стояли в полный рост.)
  3. Чем мир лучше скорлупы? (Просторный.)
  4. Почему утка уселась опять в гнездо? (1 большое яйцо не лопнуло.)
  5. В какое общество ввела утка утят? (Птичий двор.)
  6. Чему учила утят мать-утка? (Лапки наружу, здороваться «Кряк!».)
  7. Что сделала злая утка с гадким утёнком? (Клюнула в шею.)
  8. Кто дразнил, клевал гадкого утёнка? (Утки, куры, братья, сёстры, мать, девушка, которая кормила.)
  9. Где очутился гадкий утёнок, сбежав со двора? (На болоте.)
  10. Сколько дней он сидел на болоте? (2 дня.)
  11. Что случилось с гусаками на болоте? (Застрелили охотники.)
  12. Куда добежал гадкий утёнок? (До бедной избушки.)
  13. Кто жил в избушке? (Старуха с котом и курицей.)
  14. Как старуха звала кота и курицу? (Сыночком и Коротконожкой.)
  15. Что случилось с утёнком зимой в полынье? (Примёрз ко льду.)
  16. Кто спас утёнка? (Крестьянин.)
  17. Кого встретил утёнок весной на воде? (3 белых лебедя.)
  18. Что увидел утёнок в воде? (Своё прекрасное отражение.)
  19. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех!)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».

  1. Что обещала ведьма солдату? (Денег.)
  2. Какое задание получил солдат? (Залезть в дупло.)
  3. Какие глаза были у 1 собаки? (Словно 2 чайных блюдца.)
  4. Какие глаза были у 2 собаки? (Мельничные колёса.)
  5. Какие глаза были у 3 собаки? (С башню.)
  6. Какие деньги были в 1, 2. 3 сундуках? (Медь, серебро, золото.)
  7. Полушка – это сколько? (Мелкая монета – одна четвёртая копейки.)
  8. Что просила ведьма? (Старое огниво.)
  9. Как можно справиться с собаками? (Посадить на клетчатый передник.)
  10. Что взял солдат? (Золото, огниво.)
  11. Куда пришёл солдат? (В город.)
  12. Чему удивился слуга, который чистил сапоги? (Богатый господин, а старые сапоги.)
  13. Кем стал солдат? (Барином.)
  14. Кого хотел увидеть солдат? (Повидать принцессу.)
  15. Как стал жить солдат? (Ходил в театры, жил весело, раздавал бедным деньги.)
  16. Сколько денег осталось у солдата? (2 денежки, обеднел.)
  17. Почему солдат вспомнил про огниво? (Не было денег на свечку, думал высечь огонь.)
  18. Что принесла 1 собака? (Мешок медных денег.)
  19. Какой 2 приказ дал солдат собаке? (Принести принцессу.)
  20. Как старуха фрейлина узнала про солдата? (Надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку.)
  21. Как отметила старуха дом солдата? (Крест мелом.)
  22. В чём хитрость королевы? (Мешочек с крупой на спину принцессе.)
  23. Кто принёс огниво солдату в тюрьму? (Мальчик.)
  24. Сколько монет и каких он получил? (4 серебряных монеты.)
  25. Кто спас солдата? (3 собаки.)
  26. Как радовались собаки? (Плясали перед каретой и кричали «ура».)
  27. Сколько времени длился пир? (Неделю.)
  28. Где сидели 3 собаки? (За столом, ели, пили и вертели громадными глазами.)

Викторина по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».

  1. Сколько детей было у короля? (11 сыновей и 1 дочь Элиза.)
  2. Чем занимались сыновья и дочь? (Ходили в школу, а Элиза рассматривала картинки в книжке.)
  3. Как учились сыновья? (Отлично умели читать по книжке и на память.)
  4. Что случилось в семье короля? (Умерла мать и король женился на мачехе.)
  5. Что задумала злая мачеха? (Избавиться от Элизы.)
  6. Что она сделала? (Отправила её в деревню к чужим людям.)
  7. Что она сделала с принцами? (Превратила в воронов.)
  8. Удалось ли ей довести своё злое дело? (Нет, они превратились в красивых диких лебедей.)
  9. Какие игрушки были у Элизы? (1 листок от дерева.)
  10. Что изменилось в жизни Элизы? (В 15 лет отправили во дворец.)
  11. Кто помогал королеве? (3 жабы.)
  12. Выполнили жабы задание? (Нет.)
  13. Что сделала королева во 2 раз? (Натёрла Элизу соком грецкого ореха, она стала чёрной.)
  14. Почему за книгу Элизы отдано полкоролевства? (Картинки были живые.)
  15. Что сделала Элиза в лесу? (Смыла в ручье черноту.)
  16. Кто встретился на пути Элизы?(Яблоня.)
  17. Где она оказалась? (В самой чаще леса.)
  18. Кто встретился в чаще леса? (Старушка с корзиной ягод.)
  19. Кого встретила она у моря? (11 лебедей с коронами на головах.)
  20. Где живут братья? (За морем.)
  21. Где отдыхают, перелетая море? (На 1 утёсе могут стоять тесно прижавшись.)
  22. Как братья решили перенести Элизу через море? (Плели сетку из ивовой коры и тростника.)
  23. Каким был утёс? (Не больше головы тюленя.)
  24. Кто рассказал Элизе как расколдовать братьев? (Фея Фата – Моргана.)
  25. Какое растение должна нарвать Элиза? (Крапиву.)
  26. Условие феи? (Не разговаривать, пока работает.)
  27. Где оказалась Элиза? (В замке короля.)
  28. Что она увидела в маленькой комнатке? (Связку крапивы и рубашку из крапивы.)
  29. Сколько рубашек успела сплести? (6.)
  30. Кто нашёл её в сыром подземелье? (Младший брат.)
  31. Кто помогал плести последнюю рубашку? (Мыши, дрозд.)
  32. Кому не успела доплести рубашку? (Младшему брату левый рукав, осталось крыло.)
  33. Что появилось на месте костра? (Куст красных роз.)

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

I часть – «О зеркале и его осколках»:

  1. Какое чудо сотворил тролль? (Зеркало.)
  2. Что случилось с зеркалом? (Упало на землю и разбилось вдребезги.)
  3. Что видел человек с осколком зеркала в глазу? (Всё только дурное.)
  4. А в сердце? (Сердце превращалось в лёд.)

II часть – «Мальчик и девочка»:

  1. Какой был садик у двух бедных детей? (Побольше цветочного горшка.)
  2. Как зимой дети смотрели друг на друга? (Через кружок от медной монеты на стекле.)
  3. Кого увидел Кай через кружок? (Снежинку – женщину – птицу.)
  4. Что случилось с Каем? (Осколок зеркала попал в глаз и кольнуло в сердце.)
  5. Как изменился Кай? (Видел всё безобразие.)
  6. Где катался Кай на санках? (На большой площади.)
  7. За кем ехал на санках Кай? (За Снежной королевой.)
  8. Как изменился Кай после второго поцелуя снежной королевы? (Забыл Герду, бабушку, всех домашних.)
  9. О чём рассказал Кай Снежной королеве? (Он знает 4 действия арифметики.)
  10. Где днём спал Кай? (У ног Снежной королевы.)

III часть – «Цветник женщины, умевшей колдовать»:

  1. Что о Кае думала Герда? (Кай умер.)
  2. Кто не соглашался? (Солнечный свет, ласточка и сама Герда поверила.)
  3. Кого спрашивала Герда? (Реку.)
  4. Что самого ценного отдала река? (Красные башмачки.)
  5. Что случилось с Гердой? (Лодка несла по течению.)
  6. С кем встретилась Герда? (Со старушкой.)
  7. Что сделала старушка? (Оставила у себя, чесала волосы золотым гребешком.)
  8. Что происходило с Гердой? (Забывала Кая.)
  9. Чем была набита перинка Герды? (Голубыми фиалками.)
  10. Какой цветок на шляпе старушки напомнил Герде о Кае? (Роза.)
  11. Что сделала Герда? (Убежала от старушки.)

IV часть – «Принц и принцесса»:

  1. Кто вспомнил, что видел Кая? (Ворон.)
  2. Куда отправилась Герда? (Искать Кая.)

V часть – «Маленькая разбойница»:

  1. Почему разбойники ухватились за карету? (Была золотая.)
  2. Какие животные томились у маленькой разбойницы? (Голуби, северный олень.)
  3. Куда унесла Кая Снежная королева? (В Лапландию.)
  4. Назови остров (У Северного полюса, на острове Шпицберген.)
  5. Как Герда оказалась в Лапландии? (На северном олене.)

VI часть:

  1. На чём писала слова лапландка? (На сушёной треске.)
  2. Что сделала финка с треской? (Сварила.)

VII часть:

  1. Какое слово не мог сложить Кай? (Слово «вечность».)
  2. Как Кай избавился от осколков льда? (Заплакал.)

После подведения итогов проводим итоговую викторину по сказкам Г. Х. Андерсена.

Итоговая викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

  1. Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете?
  2. Дюйм – это сколько? (2,54 см.)
  3. Какое зёрнышко дала колдунья? (Ячменное.)
  4. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Похожий на тюльпан.)
  5. Что было лодочкой у Дюймовочки? (Лепесток тюльпана.)
  6. Что было вместо вёсел? (Два конских волоса.)
  7. За что мышь оставила Дюймовочку жить у себя? (Убирать дом, рассказывать сказки.)
  8. Самый лучший подарок эльфов для Дюймовочки? (Прозрачные крылышки, как у стрекозы.)
  9. Куда полетела ласточка из тёплых краёв? (В Данию.)
  10. В какое время года происходили события с утёнком? (Лето.)
  11. Какой высоты были лопухи? (Дети могли стоять в полный рост.)
  12. Почему утка уселась опять в гнездо? (Одно большое яйцо не лопнуло.)
  13. Чему учила старая утка? (Бросить яйцо и учить утят плавать.)
  14. Каким был птенец? (Большой и гадкий.)
  15. Как называли птиц, которых увидел утёнок? (Лебеди.)
  16. Что увидел утёнок в воде? (Своё отражение.)
  17. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех.)
  18. Сколько было оловянных солдатиков? (25.)
  19. Как они оказались у мальчика? (Подарили на день рождение.)
  20. Почему вечером солдатика не уложили спать? (Притаился за табакеркой.)
  21. Кто жил в табакерке? (Чертёнок.)
  22. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (На бумажной лодочке.)
  23. Кого он встретил под мостом? (Водяную крысу.)
  24. Что потребовала крыса у оловянного солдатика? (Паспорт.)
  25. Что случилось с лодочкой? (Зачерпнула воды и стала тонуть.)
  26. Кто вынырнул из воды? (Большая рыба.)
  27. Где оказался солдатик? (В желудке у рыбы.)
  28. В чём стойкость солдатика? (Хотел заплакать, но удержался.)
  29. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печь.)
  30. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печь вслед за оловянным солдатиком.)

В конце работы подводятся итоги викторин. Награждаются победители викторины медалями и сладкими призами. Самых активных участников викторины отмечаем в классном уголке – оставил след на тропинке «Книга – лучший друг». В конце года мы провели литературный праздник совместно с учащимися 9 классов, где дети сыграли роль Г.Х.Андерсена и нам очень пригодились знания, полученные в результате литературных викторин.

Литературное лото

«Добрый волшебник из Дании»

для учащихся 2-х классов

Цель: формирование интереса к творчеству и сказкам Г-Х Андерсена

Задачи:

1) Активизировать знания о жизни и творчестве Г-Х Андерсена

2) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.

3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.

4) Формировать способность умения сочувствовать литературным героям.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска , книжная выставка «Волшебник из Дании»

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне, гостям. Покажите свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же, взявшись за руки... С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие

Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать старьёвщики. О, вы еще у меня поплачете, верзила вы эдакий! Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. Ему уже стукнуло 17, и среди гимназистов – второклашек он выглядел нелепо. И все же его учитель ошибался. Как звали учителя, никто и теперь не помнит. А «непутёвого ученика» знают и любят дети всего мира.

Вы, конечно, догадались, что я говорю вам о великом сказочнике Гансе Христиане Андерсене, который родился 2 апреля 1805 года, без малого 208 лет тому назад в маленьком городке Оденсе в Дании.

Отец Ганса Христиана был бедным башмачником - он шил обувь, а мать – прачкой- стирала людям белье. В их домике не было ни богатой мебели, ни картин и украшений. Единственной гордостью матери Ганса Христиана была безукоризненная чистота в доме и вазы с прекрасными тюльпанами, которые стояли на окнах.
Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывали старухи-соседки. Но самые интересные сказки рассказывал мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.
Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли.

Андерсен ушёл из дома, когда ему было четырнадцать лет. О, как плакала его мама! Она была прачкой, она знала, что вода в реке Оденсе очень холодная и зарабатывать на жизнь трудно. Она знала, как плохо быть бедным и как было бы хорошо, если бы сын выучился на портного и стал, наконец, зарабатывать… Он тоже плакал, но крепко держал в руке узелок с несколькими монетами и праздничным платьем. Она говорила: «Зачем?!» Он отвечал ей: «Чтобы стать знаменитым!» Андерсен уехал в Копенгаген, столицу Дании. Он много работал и учился, и в конце концов его пьесы начали ставить в театрах, стихи и рассказы печатать в журналах. А как же сказки? - спросите вы.

Нет, Андерсен не мог позабыть сказки своего детства, и даже писал новые, но считал это не очень серьезным делом. И только тогда, когда вышла его книга «Сказки, рассказанные детям», и сам Андерсен, и его читатели поняли, что это очень серьезное дело! Андерсену тогда было уже тридцать шесть лет.
С тех пор Ганс Христиан Андерсен писал и печатал свои чудесные сказочные истории . Он написал их целых 400 (наверное, это толстенная книга!).

Библиотекарь: Наше мероприятие называетсяЛитературное лото «Добрый волшебник из Дании», сегодня мы будем говорить о творчестве Г-Х Андерсена. Сказки этого замечательного сказочника знакомы нам всем: и взрослым и детям.

Оценивать работу самых классных команд будет жюри

    конкурс: Давайте вместе вспомним название сказок . Я называю первое слово, а вы продолжите - каждому классу по 2 названия

    Снежная…..королева

    Гадкий…….утенок

    Стойкий оловя…нный.солдатик

    Дюй….мовочка

    Дикие …лебеди

    Руса..лочка,

Библиотекарь: Молодцы!Волшебные, фантастические и в то же время абсолютно реалистичные, сказки вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений… А теперь, займемся строительством

Строим мир сказок Андерсена.
Задание: узнать, из какой сказки этот герой или предмет, который я назову. Вопросы задавать по очереди каждой команде
*Свинарник – «Свинопас».
*Птичий дом – «Гадкий утёнок».
*Дворец – «Дикие лебеди» и «Русалочка» (морской дворец).
*Кораблик – «Стойкий оловянный кораблик».
*Море – из «Русалочки».
*Город – из сказки «Огниво».

Библиотекарь: С заданием справились. Не устали? Тогда продолжим, следующий конкурс ….

«Портреты героев»
Команды должны узнать, о каких персонажах идёт речь.
Задания по 2 вопроса
1. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. Н голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки » (
Дюймовочка)
2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты » (Снежная королева )
3. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля, писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать хоть по книжке, хоть наизусть всё равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы. У них была сестрица!» (
Одиннадцать братьев-принцев «Дикие лебеди» ).
4. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо на носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…..» («Принцесса на горошине»)
5. «Шёл солдат по дороге: раз – два! Раз- два! Ранец за спиной, сабля сбоку: он шёл домой» (Солдат «Огниво»)
6. «Было когда – то 25 солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир, ну прелесть что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватил олова, и он был одноногим» (Солдатик «Стойкий оловянный солдатик»).
Библиотекарь: В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь . Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было в школе, у нас кто-то побывал. Мы нашли забытые вещи и сдали в «Бюро находок». Кому же принадлежат эти предметы? Давайте, узнаем, чьи они и вернём их владельцам!
«Бюро находок»
1. Зонтик (Оле-Лукойе)
2. Горошина (Принцесса «Принцесса на горошине»)
3. Санки (Каю, «Снежная королева»)
4. Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)
5.Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)
6. Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)
7. Белая и красная роза (Герде и Каю, «Снежная королева»)
8. Музыкальный горшочек (Принцу «Свинопас»)
Библиотекарь: Молодцы с заданием справились. Сказки Г-Х Андерсена так полюбили и взрослые и дети, что после смерти сказочника ему поставили настоящий памятник!... И не один во многих городах мира есть памятники Г-Х Андерсену. На улицах города Оденса стоят два памятника великому сказочнику, а еще и памятники героям его сказок, а в парке по речушке плавает бумажный кораблик. В Копенгагене столице Дании поставили памятник знаменитой героине Андерсена, его преданной и верной Русалочке.

Библиотекарь: Наше литературное лото продолжается. Для вас еще один

Конкурс «Вопросы посложней»

1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? (Снежная королева ).

2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? (Гадкий утёнок ).

3. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.

4. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.

5. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос/.

6. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /

Библиотекарь: Сегодня мы вспомнили не только биографию Андерсена но и многие любимые вами сказки. А, какая Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют) Зная и любя сказки Андерсена, вы легко справитесь с вопросами Конкурса «Самые, самые ….» отвечать нужно быстро и правильно каждой команде по 4 блиц-вопроса

Конкурса «Самые, самые - сказки и герои»
(задавать вопросы по очереди каждой команде)

3-я команда
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)

1-я команда
Самый богатый жених. (Крот)
Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)

2-я команда
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)

Библиотекарь: В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке:
уважение к мужеству;
доброта и сочувствие;
любовь к людям;
презрение к высокомерным и бессердечным людям.

В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в апреле. С 1967 года день рождения Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

Библиотекарь: А, сейчас я с удовольствием предоставлю слово жюри . Разрешите вручить Вам, «Письма благодарности»

Библиотекарь: Ребята, вам понравилась встреча с удивительным и волшебным миром сказок Г-Х Андерсена? Читайте сказки Андерсена, они учат добру! Наше литературное лото завершает свою работу! Спасибо за участие, в нашей игре нет победителей и нет проигравших.

Дополнительный материал

Узнай сказку.

Растения
(задавать вопросы по очереди каждой команде)
*крапива («Дикие лебеди»),
*роза («Дикие лебеди», «Свинопас», «Снежная королева»),
*старое дерево, внутри пустое, с дуплом («Огниво»),
*большой вишневый сад («Снежная королева»).

Звери и птицы:
*кот и курица («Гадкий утенок»),
*жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»),
*старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок»),
*индейский петух («Гадкий утенок»),
*большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»),
*три собаки с большущими глазами («Огниво»),
*полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка»),
*лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди»),
*олень («Снежная королева»),
*соловей («Свинопас»).

Волшебные предметы.
*горшочек и трещотка («Свинопас»),
*огниво («Огниво»),
*волшебный напиток («Русалочка»),
*ячменное зерно («Дюймовочка»),
*волшебное зеркало («Снежная королева»),
*золотой гребешок («Снежная королева»).
Объясните, в чем состояло волшебство этих предметов и напитков.

Сказочные герои:
*царь морской («Русалочка»),
*снежная королева («Снежная королева»),
*ведьма («Огниво»),
*колдунья («Дюймовочка» и «Снежная королева»),
*эльф («Дюймовочка»),
*тролль («Стойкий оловянный солдатик» и «Снежная королева»),

Игра - тест

« Русалочка»
Царь (лесной, морской, старый) давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина (умная, глупая, сварливая), только больно уж гордившаяся своей (внешностью, родовитостью, умом): на хвосте она носила целых (двенадцать, тринадцать, пятнадцать) устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только (пять, шесть, семь). В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких (дочерях, внучках, сестрах) - принцессах. Их было (трое, шестеро, семеро) все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток (лилии, розы, ромашки) с глазами синими и глубокими, как (небо, озеро? море). Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был (хвост, плавник, чешуя) как у рыб...
Ответ: морской, умная, родовитостью, двенадцать, шесть, внуч¬ках, шестеро, розы, море, хвост.

Расшифруй героев сказки и назови из какой сказки эти герои.

Сказка «Дюймовочка»
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф

Сказка «Гадкий утёнок»
КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ
Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.

«Найди меня».

Нам с вами, ребята, необходимо помочь заблудившимся словам попасть в свою сказку.

1. Собака, ведьма, солдат, принцесса, дупло. («Огниво»)

2. Красная и белая роза, олень, осколки зеркала, мальчик и девочка. («Снежная королева»).

3. Нитки, ткань, ткацкие станки, ложь. («Новый наряд короля»)

4. Утка, яйцо, лебедь, мечта. («Гадкий утенок»)

Люди
император («Свинопас»),
король («Новое платье короля», «Огниво», «Дикие лебеди»),
королева («Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»),
принц («Свинопас», «Дикие лебеди»),
принцессы («Принцесса на горошине», «Огниво», «Русалочка»),
придворные ((«Новое платье короля»)
солдат («Огниво»),
девочка Герда и мальчик Кай («Снежная Королева»),
бабушка («Снежная Королева»),
мама («Дюймовочка»).

. Сказочные вопросы Г-Х Андерсена

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик...(Оловянный.)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок.)

Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. (Дюймовочка.)

Блиц - опрос
1.В какой стране жил великий сказочник Андерсен?
А)Швеция Б) Германия В) Дания
2.Из трех произведений одно не принадлежит перу Андерсена. Назовите его
А) «Гадкий утенок» Б) «Дикие лебеди» В) «Золотой гусь» (Братья Гримм)
3.Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.
А) Монеты Б) Сабля В) Цветочное семечко (Дюймовочка)
4.Из какой сказки эта песенка «Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё»!
А) «Русалочка» Б) «Свинопас» В) «Оле - Лукойе»
5.Кто из этих героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я всё стал видеть злым и безобразным».
А) Кай Б) Герда В) Солдат
6.Выбер ответ главного героя сказки «Золотой мальчик» зовут:
А) Петер Б) Иоганнес В) Кай
7.В кого превратился утёнок?
А) Павлина (Утку) Б)Селезня (Журавля) В) Лебедя

Конкурс «Кто это?»
«Пятеро из одного стручка» (Горошины)
«Гадкий утёнок» (Птенец лебедя)

«Старая оловянная ложка» (мать оловянного солдатика)
Какая сказка начинается следующими строчками?
«Жила – была девочка, премиленькая, прехорошенькая, но очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою в грубых деревянных башмаках» («Красные башмаки»)
Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и думаю, а на дворе стояло тёплое, благодатное лето?» («Снежная королева»)
Какую страну Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Данию)

Конкурс «Угадай сказку»
Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанное подборки слов.
1.Солнце, свет, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба
(«Снежная королева»)
2.Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение
(«Дикие лебеди»)
3.Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода
(«Гадкий утёнок»)
4.Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса
(«Принцесса на горошине»)
5.Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц
(«Русалочка»)
6Юра, мышь, крыло, солнце, ласточка
(«Дюймовочка»)
7Дупло, ведьма, собака, колыбель, крешень, трубка, принцесса
(«Огниво»)
8.Роза, соловей, горшок, трещотка, принцесса
(«Свинопас»)