Сообщение на тему здоровье и выбор профессии. Тема: здоровье и выбор профессии

«Здоровье и выбор профессии»

Лекция предназначена для родителей учащихся 7-11 классов, классных руководителей , учителей технологии, ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учебных заведениях.

Основная цель проведения лекции:

выработать ответственное отношение к здоровью детей и понимание необходимости содействия профессиональному выбору подростков с учетом физиологических особенностей организма.

В лекции раскрыты современные трактовки понятия здоровья, показана взаимосвязь различных физиологических аспектов с профессиональным самоопределением, указаны некоторые медицинские ограничения в выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии

Во все эпохи и у всех народов здоровье людей и особенно здоровье молодого поколения – детей и подростков – было главным богатством нации. Ее золотым запасом .

На исходе ХХ века, когда все человечество столкнулось с целым рядом социальных, психологических, демографических, экологических и других проблем, вопросы сохранения и укрепления здоровья встали перед всеми живущими на планете в полный рост.

Большинство из нас понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот традиционный взгляд на здоровье довольно примитивен. Есть более глубокое толкование данного понятия. Так, в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения»

Наиболее широкое признание получено определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Составляющими здоровья являются следующие компоненты:

соматическое здоровье – определяется функционированием органов и систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной и т. д.

§ физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

§ душевное (психическое) здоровье человека определяется следующими показателями: ориентация в пространстве, времени; память; внимание; контроль своего поведения, мыслей, чувств; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

§ социальное здоровье – характеризуется частотой общения с друзьями, близкими людьми, т. е. количеством и качеством социальных связей.

Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.

Существует 4 признака здоровья:

1) Отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) Нормальный уровень функционирования органов и систем;

3) Высокая степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям,

отсутствие наклонности к заболеванию;

4) Соответствие физического и психического развития возрасту.

В зависимости от степени соответствия состояния организма этим признакам, дети и подростки распределяются на 5 групп:

Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.

I группа здоровья – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

II группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

III группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

IV группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

На 1993 год на начало обучения приходилось 14% здоровых детей; детей, имеющих хронические заболевания – 35% . Т. е. 51% детей, имеют различные (не хронические) заболевания.

За время обучения

§ патология зрения возрастает в 5 раз;

§ нарушение органов пищеварения – в 3 раза;

§ нервно-психические расстройства – в 2 раза;

§ нарушение осанки встречаются у каждого 4 ребенка;

Отстают от своего биологического возраста - 36% детей 15-летнего возраста. Аллергические заболевания за период обучения в школе возрастают в 4 раза.

Возросли показатели заболеваемости детей за последние 10 лет:

§ рак – на 78%

§ заболевания нервной системы – на 59%

§ заболевания мочеполовой системы – 300% (в 3 раза)

§ заболевания органов пищеварения – 700% (в 7 раз)

§ заболевания костно-мышечной системы – на 60%

§ число врожденных пороков развития возросло на 75%

Всего заболеваемость возросла на 40%

От чего же зависит наше здоровье?

Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то "наследственное", которое в дальнейшем можно или приумножить, или растерять.

Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда . А она делится на физическую (воздух, почва, вода, транспорт, предприятия и т. д.) и социальную (типы социальных перемен в обществе, безработица , разгул насилия и пр.)

Влияние социальной и психологической среды на здоровье – "психологическое загрязнение" – не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают нас преследовать с самого раннего возраста.

По данным исследований в Омских школах 1/3 подростков в обычных условиях (не экзамен или контрольная работа) находятся в состоянии стресса.

Действие перечисленных факторов на наше здоровье велико. Тем не менее, еще в большей степени наше здоровье зависит от образа жизни. Что под этим понимают? Это прежде всего двигательная активность человека. Коварнейшим врагом человека является гиподинамия. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, то есть совершенно не занимается физическими упражнениями, любит много поесть, курит, часто употребляет спиртное, то к 40 годам он рискует получить инфаркт миокарда или инсульт.

Воспитать здоровое поколение могут только те педагоги, которые прикладывают усилия, прежде всего для формирования собственного здорового образа жизни, обеспечивают соблюдение следующих принципов:

1. Сбалансированное питание с низким содержанием холестерина и жиров, поддержание оптимальной массы тела.

2. Оптимальная физическая активность с частотой тренировок 3 раза в неделю, длительностью 20-69 мин.

3. Использование различных видов закаливания.

4. Умение познать себя, резервы своего организма.

5. Оптимизм, умение радоваться жизни

6. Умение справиться со стрессами, расслабиться.

7. Наличие минимума гигиенических и медицинских знаний по предупреждению заболеваний, оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях .

8. Профилактика опасного поведения (в смысле заражения СПИДом, венерическими заболеваниями, получения травм, отравлений).

9. Исключение самолечения, своевременное обращение к врачу, проведение прививок и медицинских осмотров.

10. Личная гигиена и гигиена жилища.

Самый трудный шаг – выработать в себе и своих воспитанниках желание изменить свой образ жизни.

Соблюдение этих принципов поможет сделать выбор профессии для подростков более свободным. Ведь состояние здоровья школьников является одним из важнейших факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

Около 30% подростков имеют ограничения по здоровью в выборе профессии.

Когда ребята выбирают профессию, необходимо учитывать не только их способности, интересы и склонности, но и условия труда, медицинские противопоказания по разным профессиям.

Существует ряд медицинских противопоказаний по условиям труда при различных заболеваниях:

Туберкулез

Хроническая пневмония

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, наличие токсических веществ, пыли; значительное физическое напряжение, все виды электро-магнитных излучений (например, в работе программиста)

противопоказания - нервное и физическое напряжение, неблагоприятные метеорологические условия, раздражающие токсические вещества, газы, пыль, вещества-аллергены

Ревматизм

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества

Гипертоническая реакция

противопоказания – повышенная температура, токсические вещества, значительное нервное напряжение, эмоциональное напряжение. Разрешены все специальности техникумов и ВУЗов, кроме геологоразведочных и нефтедобычи.

Юношеская гипертония

противопоказания – шум, вибрация, вынужденный конвейерный ритм, подъем на высоту, значительное физическое и нервное напряжение.

Артериальная гипотония

противопоказания – повышенная температура воздуха, токсические вещества, подъем на высоту.

Хронический гастрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вибрация, вынужденная поза, значительное физическое и нервное напряжение.

Хронические заболевания почек и мочевыводящих путей

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденная поза, значительное физическое напряжение

Эндокринные заболевания

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденный ритм работы, нервное и физическое напряжение

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, работа на высоте, токсические вещества

Геморрагические диатезы, гемалитическая анемия

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, повышенная опасность травматизма

Деформация позвоночника

противопоказания – постоянное вынужденное положение тела, поднятие тяжестей

Плоскостопие

противопоказания – длительное пребывание на ногах, подъем и перенос тяжестей, статистическое напряжение

Полиартрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вынужденное положение тела, напряжение суставов

Заболевания ЦНС без изменений интеллекта и двигательных функций

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, значительное физическое и эмоциональное напряжение, вынужденный ритм, работа на высоте

Эпилепсия

все выше названные противопоказания + шум, вибрация, опасность травматизма.

Профессиональная пригодность и выбор профессии

Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.

Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет.

Скажите, что вы понимаете под термином «здоровье»

Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека?

В чём это выражается?

В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья.

Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда.

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

В целях сохранения здоровья граждан в трудовом кодексе РФ приняты следующие положения.

Трудовой кодекс

Т.е. подростки от 14 до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю, а от 16 до 18 – не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ).

Также установлена сокращенная продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94 ТК РФ), которая не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа;

Основной массив прав подростка в сфере труда содержится в главе 42 ТК РФ: ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.

в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;

г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;

д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.

Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы отрицательно влияющие на здоровье человека (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека.

Которая будет приносить удовольствие. Казалось, что тут ещё добавить? Но, выбирая род деятельности и взвешивая все «за» и «против» в пользу той или иной профессии, нельзя игнорировать один пунктик: она не должна причинять вред здоровью. И да, речь идёт не только о специальностях, представляющих реальную угрозу для здоровья ( , шахтёр, пожарник и др.), а обо всех без исключения. Почему это так важно?

Если профессия требует более хорошего здоровья, чем у тебя, в будущем она может спровоцировать возникновение заболеваний или обострение имеющихся. Поэтому, прежде чем рвануть навстречу мечте, задай себе вопрос: «А соответствует ли мой уровень здоровья выбранной профессии?» Не зря каждый абитуриент обязан пройти медкомиссию. Чтобы сориентировать тебя уже сейчас, вкратце пробежится по основным болячкам, которые являются стоп-сигналом при выборе профессии.

Приоритетный фактор при поиске занятия по своему здоровью — хронические заболевания

Зрение

Пожалуй, чаще всего противопоказания по профессиям связаны с этим органом чувств. Людям со слабым зрением стоит избегать выбора профессий, подразумевающих высокую нагрузку на глаза. К примеру, обладателям близорукости крайне нежелательно заниматься любой работой, где необходимо рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз (ювелир, часовщик, корректор). Игнорирование противопоказания приводит к прогрессированию близорукости. Если у человека нарушено цветовое зрение, он не сможет стать водителем транспорта.

Слух

Серьёзные проблемы со слухом закрывают путь в профессии, требующие постоянного общения или реагирования на какие-либо звуки ( , учитель, оператор справочной службы). Выбирая профессии, подразумевающие воздействие высокого шума и музыки (работа на производстве, на радио, концертная деятельность и др.), каждый рискует столкнуться с нарушением слуха.

Дыхательная система

При заболеваниях дыхательной системы (особенно это касается астмы) нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма или химических веществ (строитель, агроном, зоотехник и др.).


Внимательно к выбору профессиональной деятельности стоит отнестись аллергикам

Опорно-двигательный аппарат

Людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата противопоказаны профессии с высокой двигательной активностью. К примеру, неправильная осанка и сильное плоскостопие — запрет для профессий, где приходится много времени проводить на ногах ( , продавец-консультант и др.).

Пищеварение

Усугубят гастрит, язву и другие заболевания желудочно-кишечного тракта профессии, связанные с физическим и нервным напряжением, а также с частыми командировками (репортёр, спортсмен, гид и др.) — в подобных условиях трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Речевой аппарат

Наличие дефектов речи затрудняет путь в профессию типа «человек-человек» — такие недуги нежелательны при частом взаимодействии с людьми. Постоянное общение — нелёгкая задача для человека с плохой дикцией.

Иммунитет

Устойчивости к простудным заболеваниям требуют профессии, связанные с работой в некомфортных погодных условиях (геолог, археолог, строитель).

Нервная система

Ряд профессий предполагает ежедневное пребывание в нервном напряжении ( , учитель, следователь, и др.). Психосоматические расстройства, неврозы, болезни сердца, нервное истощение, стресс — всё это грозит представителям «нервных профессий».


Наш совет тебе — самостоятельно изучить медицинские противопоказания по выбранной профессии. Проходя медкомиссию, посоветуйся с врачом дополнительно, какие риски для здоровья предполагает интересующая тебя деятельность. Отнесись к этому серьёзно!

Если твоё здоровье не совсем соответствует выбранной профессии, не стоит отказываться от мечты сразу. Проанализируй, взвесь все «за» и «против». А вдруг твои заболевания — это только препятствие, которое нужно преодолеть, и ущерба здоровью они не приносят? Важно смотреть по ситуации.

Мир знает случаи, когда люди с речевыми дефектами становились телеведущими, а потерявшие зрение раскрывали художественный талант. Но для таких подвигов требуется упорство.


Алексей Маресьев — советский военный лётчик, прототип героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и продолжал летать с протезами

Но если профессия будет ухудшать твоё здоровье — лучше от неё отказаться. Астматик, выбравший работу на химическом производстве, может задохнуться прямо на рабочем месте. Грузчик с больным позвоночником — оказаться парализованным. Ювелир с сильной близорукостью — слепым. Игнорируя серьёзные заболевания, реально окончательно испортить здоровье или вообще лишить себя жизни. И не только себя, но и других: водитель рейсового автобуса с вегетативно-сосудистой дистонией [заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления — прим. ред.] рискует попасть в аварию, а хирург с дрожью в руках вряд ли готов спасать человеческие жизни.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Очень важный этап в жизни школьника - выбор будущей профессии. В то же время около 80 % выпускников школ по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе специальности. Поэтому, прежде чем подавать документы в приемную комиссию любого учебного заведения, подросткам с отклонениями в состоянии здоровья необходимо получить врачебную профессиональную консультацию.

Что такое врачебная профессиональная консультация?

Врачебная профессиональная консультация - это консультация врачом подростков с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующей состоянию их физического и психического здоровья. При этом учитывается успеваемость подростка в школе, склонность его к той или иной профессии, прогнозируется влияние производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса, а также возможность освоения им рекомендованной профессии при наличии имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Врачебная профессиональная консультация и дальнейшее трудоустройство подростков с отклонениями в состоянии здоровья входят в систему медико-социальных реабилитационных мероприятий, проводимых в первичном звене здравоохранения.

В каком возрасте проводится врачебная профессиональная консультация?

Врачебная профессиональная консультация подростков, страдающих хроническими заболеваниями, проводится в несколько этапов.

Начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4 - 8 классов.

Задачей этого этапа является формирование профессионального определения у детей. При этом врач ориентирует больных подростков на выбор профессий и специальностей, не противопоказанных им по состоянию здоровья. На этом этапе заводится «Карта врачебной профессиональной консультации», которая вклеивается в Медицинскую карту ребенка (форма № 26/у, 2000).

Особенно важно получить врачебную профессиональную консультацию школьникам, имеющим хронические заболевания, перед подачей документов для продолжения обучения их в профильных классах общеобразовательной школы, так как планируемые при этом профессии могут оказаться противопоказанными им по состоянию здоровья.

Вторым является этап окончательного формирования профессиональной направленности.

Он проводится при завершении неполного или полного среднего образования, соответственно, в 9 и 11 классах. При индивидуальном подборе профессий и специальностей на этом этапе учитываются способности, интересы и желания подростка, страдающего хронической патологией, что позволяет избежать психологической травмы, неизбежной при необходимости изменения его первоначального решения в связи с медицинскими противопоказаниями.

При этом для приемной комиссии учебного заведения, куда поступает подросток, оформляется Медицинская справка (форма 086/у) с внесением туда «Заключения по врачебной профессиональной консультации».

Где же они могут получить квалифицированную консультацию по данному вопросу?

Согласно приказа Министерства Здравоохранения №154 от 05.05.1999 года проведение врачебной профессиональной консультации возложено на школьного врача, а при их отсутствии - на участкового педиатра. Подростки, имеющие сложные заболевания, должны направляться на Врачебную комиссию в поликлинику, где им индивидуально подбирается будущая профессия. В особо сложных случаях по ходатайству Врачебной комиссии к решению вопроса профессиональной пригодности и трудоустройства подростка привлекаются врачи по гигиене труда Центра Роспотребнадзора.

Инвалиды детства такую консультацию могут получить в комиссии по медико-социальной экспертизе по месту жительства. Для подростков-инвалидов, поступающих в учебные заведения, круг доступных профессии и специальностей может быть расширен, по сравнению с Перечнями, если обучение проводится в специально созданных условиях, а в дальнейшем выпускнику обеспечено рациональное трудоустройство, соответствующее состоянию его здоровья.

Какими нормативными документами подростки и их родители могут пользоваться в данном случае?

Основными документами при получении врачебной профессиональной консультации являются: «Перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям… Сборники 1-9», «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в средние специальные заведения», «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения». Эти Перечни содержат рекомендации по рациональному обучению и трудоустройству лиц с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

Как выбрать место учебы?

Подростку с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, проживающему в благополучной семье, целесообразнее получать образование по месту жительства. В этом случае благоприятная семейная обстановка и привычные бытовые условия помогут ему лучше адаптироваться к новым условиям обучения.

При неблагоприятной обстановке в семье или негативном влиянии молодежной компании, окружающей подростка, ему лучше проходить обучение в другом городе.

Подросткам с отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется пройти консультацию психолога - школьного или в Центре профессиональной консультации и психологической поддержки молодежи для определения склонности к тому или иному виду деятельности.


Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере. Ошибка при выборе профессии




Социологические исследования 2012 года показали, что 75% выпускников московских школ имеют хронические заболевания, 20% старшеклассников собрались избрать профессию, которая, как оказалась, совершенно не подходила им по состоянию здоровья. Лишь 7% опрошенных при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья. Социологические исследования




1. Нервное напряжение, переживания 2. Неправильное питание, нарушение режима питания 3. Малоподвижный образ жизни 4. Увеличение нагрузки на головной мозг 5. Зрительные нагрузки, длительная работа за компьютором Что усугубляет состояние здоровья учащихся в школе


Наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму. Доказано!!!





Двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость; анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы; интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти. Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:


Бытовые условия; (продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер) умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие; (повар, продавец овощей и фруктов) одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов; (ткачиха, печатник) тяжелые и вредные условия труда(сталевар, шахтёр, водолаз) По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:



Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы. Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора. Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов. Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда. Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника. Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов. Группы профессий по медицинским показаниям