Пару слов о Боге нашем - Локи. Мир скандинавской мифологии - сказания о богах - локи Оружие локи

Кроме отвратительного великана Утгарда-Локи, воплощения бед и зла, которого Тор и его спутники навещали в Ётунхейме, древние северяне также верили в другого бога зла, тоже называемого Локи.

В самом начале Локи был только воплощением домашнего очага и считался духом жизни. Будучи только богом, в дальнейшем он начинает сочетать в себе черты бога и демона, так что, в конце концов, его начинают ненавидеть и воспринимать точно так же, как в Средние века Люцифера, владыку лжи, источник обмана и клеветы среди асов.
Локи сказал:
"Один, когда-то -
помнишь ли? - кровь
мы смешали с тобою, -
сказал ты, что пива
пить не начнешь,
если мне не нальют".
(Старшая Эдда. Перебранка Локи. Перевод А. Корсуна)

Нрав Локи

В то время как Тор является воплощением жизненной энергии северян, Локи персонифицирует дух развлечений и праздности, а тесный союз, установившийся между двумя богами, ясно показывает, что люди уже давно осознали необходимость, как труда, так и отдыха в жизни человека. Тор никогда не сидит без дела, а Локи над всем смеется до тех пор, пока его любовь к злу совершенно не сбивает его с верного пути и он не утрачивает способность творить добро, превращаясь в эгоистичное и злобное создание. Он воплощает зло в самой привлекательной его форме. В силу его обманчивой внешности боги обращались с ним на равных. Они брали его с собой, куда бы ни направлялись, и принимали его не только в свои забавы, но даже допускали его на свои советы, где, к несчастью, слишком часто прислушивались к нему.

Как мы уже видели, Локи сыграл большую роль в создании человека, наделив его способностью двигаться и пустив кровь в его жилы, что дало человеку способность чувствовать. Будучи воплощением, как огня, так и зла, Локи (молния) часто изображается в паре с Тором (гром), которого он сопровождает в Ётунхейм отвоевывать молот Тора, затем в замок Утгарда-Локи, а также домой к Гейрреду. Именно он крадет ожерелье Фрейи и волосы Сив, а также предает Идунн власти Тьяцци. И хотя иногда он дает богам хорошие советы и даже помогает им, но делает это только для того, чтобы вызволить их из какого-нибудь трудного положения, в которое сам же их вовлек.

Некоторые исследователи утверждают, что, будучи частью триады демиургов (Один, Хенир и Лодур, или Локи), этот бог изначально принадлежал к поколению богов, существовавших еще до Одина, и был сыном великана Имира, а его братьями были Кари (воздух) и Хлер (вода), сестрой - Ран, страшная богиня моря. Другие мифологи, однако, считают его сыном великана Фарбаути, которого ассоциировали с Бергельмиром, единственным выжившим после потопа, а также сыном Лаувейи (лиственный остров) или Наль (корабль). В этом случае единственное, что связывает Локи и Одина, - это клятва в дружбе, которую давали друг другу скандинавы.

Локи (огонь) первый раз взял в жены Глут (сияние), которая родила ему двух дочерей - Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел). Очевидно, что народы Северной Европы считали их символами домашнего очага, и, когда слышится треск горящего дерева, женщины на Севере до сих пор иногда говорят, что это Локи бьет своих детей. Помимо своей жены, по преданию, Локи женился на великанше Ангрбоде (сулящая горе), которая жила в Ётунхейме, родила ему трех детей-чудовищ: Хель, богиню смерти, змея Мидгарда Ёрмунганда и беспощадного волка Фенрира.

Сигюн

Третий брак Локи был заключен с Сигюн, которая оказалась самой верной и любящей женой и родила ему двух сыновей, Нарви (Нари) и Вали, причем последний был назван в честь бога, отомстившего за Бальдра. Сигюн всегда хранила верность своему мужу и не предала его даже после того, как его окончательно изгнали из Асгарда и свергли в недра земли.

Так как для народов Северной Европы Локи являлся воплощением зла, они не испытывали к нему ничего, кроме страха, в его честь не строили храмы, не совершали жертвоприношения, а самые ядовитые растения называли именно его именем. Дрожаший раскаленный летний воздух считался признаком его присутствия, и люди говорили, что это Локи резвится, а когда на закате казалось, что солнце пьет воду, то тогда говорили, что это пьет Локи.

Легенды о Локи настолько тесно переплелись с легендами об остальных богах, что большинство связанных с ним мифов уже пересказаны, остается изложить лишь два эпизода из его жизни. В одном из них говорится о лучшей стороне характера Локи до того, как он превратился в непревзойденного обманщика, во втором рассказывается о том, как Локи, в конце концов, вынудил богов нарушить священный мир, спровоцировав их на убийство.

Скримсли и дитя крестьянина

Однажды великан и крестьянин играли (возможно, это была игра в шахматы, любимое развлечение северных викингов в зимнее время). Конечно же, они решили играть на ставки, и великан, одержав победу, выиграл единственного сына крестьянина, которого решил забрать на следующий день, если только родители не спрячут его, и он не сможет его найти.

Крестьяне, понимая, что это будет им не под силу, обратились к Одину с просьбой помочь им. В ответ на их мольбы бог сошел на землю и превратил мальчика в маленькое пшеничное зернышко, которое спрятал в колосе посреди огромного поля, заявив, что теперь великан его не найдет. Великан Скримсли, однако, оказался более хитрым, чем предполагал Один и, не найдя мальчика в доме, сразу же направился в поле с косой. Скосив пшеницу, он выбрал именно тот колос, где был спрятан мальчик. Посчитав зерна на колосе, он уже собирался схватить именно нужное зернышко, когда Один, услышавший отчаянный крик мальчика, выхватил зернышко из руки великана и вернул мальчика родителям, сказав им, что сделал все, что было в его силах. Однако великан заявил, что его обманули, и он снова придет за мальчиком на следующий день, если только родители вновь не перехитрят его. Несчастные крестьяне на этот раз обратились за помощью к Хениру. Бог благосклонно выслушал их и превратил мальчика в легкий пушок, который спрятал на груди лебедя, плавающего в пруду неподалеку. Появившийся через несколько минут Скримсли догадался, что произошло, схватил лебедя и, перекусив ему шею, уже собирался проглотить его, когда Хенир выхватил птицу у него из рук и вернул мальчика родителям в целости и сохранности, сказав при этом, что больше не сможет помочь.

Скримсли предупредил родителей, что предпримет третью попытку забрать у них сына, и тогда они в отчаянии обратились к Локи, который забрал мальчика к морю и спрятал его, превратив в крошечную икринку в рыбьей икре. Вернувшись на берег, Локи встретил там великана на берегу и, увидев, что тот направляется в море рыбачить, вызвался сопровождать его. Решив, что великан догадается о его хитрости, он счел необходимым присутствовать рядом. Скримсли насадил наживку на крючок и начал рыбачить. Выудив рыбу, в которой Локи спрятал мальчика, он вскрыл ее ножом и стал тщательно рассматривать икру, пока не нашел икринку, которую искал.

Положение мальчика было очень опасным, но Локи, выждав момент, выхватил икринку из рук великана и, вновь превратив ее в ребенка, велел ему бежать домой и по пути закрыть дверь в рыбачий домик. Напуганный ребенок сделал все, как ему было сказано, а великан, сразу же заметив его побег, бросился за ним в рыбачий домик. Локи тем временем прикрепил острый нож таким образом, что великан врезался в него на бегу и со стоном повалился на землю. Локи же, увидев, что великан совсем беспомощен, отрезал ему одну ногу. Можно представить себе ужас бога, когда он увидел, как части ноги срослись друг с другом. Однако Локи был мастером обмана и, поняв, что все это результат колдовства, он отрезал вторую ногу, положив между частями ноги кремень и огниво, помешав таким образом совершиться колдовству. Крестьяне необычайно обрадовались тому, что их враг мертв, и после этого стали считать Локи самым могущественным из всех богов на совете, так как он в отличие от остальных богов избавил их от врага.

Последнее преступление Локи

Последним преступлением Локи, которое перевесило чашу его злодеяний, было подстрекательство Хеда метнуть смертельный побег омелы в Бальдра, которого он ненавидел за его чистоту. Даже за это преступление он мог бы быть прощен, если бы не его бессердечие, когда он, превратившийся в старуху Текк, отказался оплакать Бальдра. Его действия убедили богов в том, что он был самим воплощением зла, и они единогласно решили навсегда изгнать его из Асгарда.

Наказание Локи

Локи пытался избежать гнева богов и сбежал в горы, где построил себе хижину с четырьия дверями, постоянно открытыми на случай побега. Но богам удалось схватить хитрого Локи. Они потащили его в пещеру, где ему пришлось поститься. К скале он был привязан кишками своего сына Нарви, разорванного на части его братом Вали, которого боги специально для этого превратили в волка. Привязали они его за плечи, поясницу и под коленями. Однако, опасаясь, что перевязь, хоть она и была очень прочной, не выдержит, боги превратили путы в алмазные цепи.
Сплел тогда Вали
страшные узы,
крепкие узы
связал из кишок.
(Старшая Эдда)

Великанша Скади, символизирующая холодный горный поток, с удовольствием наблюдавшая за пленением своего врага (подземного огня), повесила над Локи ядовитую змею, чтобы яд медленно капал ему на лицо. Однако Сигюн, верная жена Локи, поспешила к нему на помощь с чашей. Так она и стояла до самого конца света Рагнарёк, держа чашу под каплями яда и отходя от Локи, только когда чаша наполнялась и надо было вылить яд. Только во время ее короткого отсутствия яд капал на лицо Локи, и это причиняло ему такую страшную боль, что он корчился, от чего земля сотрясалась и начинались землетрясения, которых так боятся смертные.
И вот они оставили его страдать.
Над предательским челом его
Скади подвесила змею,
Из пасти которой капал яд,
Причиняя нестерпимую боль.
Так суждено ему в ужасе смерти своей ждать.
Но рядом с ним его верная жена Сипон.
На коленях стоит неустанно.
Ловит она в сосуд капли яда.
Не смыкая глаз, сидит она рядом.
Отходит она только вылить яд из чаши,
И тогда каплет яд на чело Локи
И громко вскрикивает он от боли
И стонет от ужаса.
Тогда гремит гром
И содрогается в ужасе земля.
Крик этот сотрясает даже небеса.
Так будет страдать он до судного дня,
Когда наступит страшный Рагнарёк.
(Дж. Джонс. Вальхалла)

«В провале средь леса я видела связанным

Несчастий зачинщика, Локи проклятого.

Там Сигин сидит, убиваясь в страданьях

Над мукою мужа…»

«Прорицание вёльвы»

После «Тора» интерес к образу Локи, благодаря интересному сценарию фильма и прекрасной актерской игре Тома Хиддлстона, возрос невероятно. После «Мстителей» уже очевидно, что во всех последующих картинах этой серии Локи будет одним из героев – так прочно он вписался в сюжет.

В этой записи кое что о том, кто такой настоящий, скандинавский Локи, а также о том, где еще можно встретить Локи в литературе.

Локи (также Лофт, Лодур, Хведрунг) – один из «главных героев» скандинавской мифологии. Он фигурирует во многих историях в качестве важного их элемента – иногда это истории про самого Локи, иногда об отвлеченных вещах. В любом случае, фигура Локи в рамках древне-скандинавской картины мира одна из центральных.

Существует, фактически, два Локи, как бы странно это ни звучало. Они отличаются друг от друга характером, делами и, что даже важнее, происхождением.

Так, Локи, который стал прообразом для героя кинофильма «Тор» и «Мстители», был сыном ётуна Фарбаути и гражданки Лаувейи.

Другой Локи, тот, который Лодур, и который, кроме того еще и Яфнхар и Один знает кто еще, фигура настолько темная, что про него я напишу только то, что удалось понять из разнообразных источников: это брат Одина (у него было два брата, которых считают его же ипостасями, и которые, тем не менее, правили в его отсутствие и даже делили с ним одну жену, звали их Вили и Ве), он повелитель Огня и он вместе с Одином сотворил Мидгард из тела поверженного великана Имира, а потом мужчину и женщину. На этом про другого Локи закончим, и просто не будем больше путать его с «настоящим» Локи, который не был асом, повелителем Огня и не сотворял Мидгард (Землю), а также мужчин и женщин.

У «настоящего» Локи была куча других, более важных дел.

Что сделал Локи?

Среди важных дел Локи числится отцовство. Итак, Локи отец следующих существ:

  • Хель – хозяйка мира мёртвых.
  • Фенрир – волк, который слопает солнце во время Рагнарека.
  • Ермунгард – мировой Змей, который фигурирует в литературе даже чаще, чем сам Локи.

Эти трое родились у него от союза с великаншей Ангрбодой.

  • Нари и Нарви – два менее колоритных ребенка от жены Сигюн.

Кроме того, Локи – мать. Как-то раз ему пришлось прикрывать спину асов в небольшом конфликте, связанном с выдачей Фрейи. В общем, он превратился в кобылу и встретился с конем (имя которого вошло в историю, в отличие от многих других имен скандинавской мифологии…) Свадильфари. В результате спустя время Локи родил восьминогого жеребца Слейпнира, на котором теперь катается Один.

Также Локи известен как хороший обманщик. Он обманул:

  • Собственно, строителя Асгарда, который обломался с Фрейей после эпатажного поступка Локи, результатом которого стал Слейпнир.
  • Самого светлого из асов, гражданина Бальдра, сына Одина, которого Локи сначала убил руками слепого Хёда, а потом отказался оплакивать в облике великанши Токк, в результате чего Бальдр так и остался в царстве мертвых (несмотря на ходатайство асов, подкаблучников Одина).
  • Бедного карлика Андвари, который плавал в облике щуки и вообще никого не трогал, и которого Локи не только поймал, но еще и обчистил до нитки, чтобы оплатить собственный промах с убийством выдры, которая оказалась сыном одного авторитетного гражданина.

Еще Локи известен за поступок, который он не совершил, но который ему предначертан Норнами. В предсказании вёльвы Локи «открывает» Рагнарек вместе со своими детьми. Он будет сражаться с Хеймдаллем (который затрубит в рог, возвещающий о начале Рагнарека), и они убьют друг друга.

В кого мог превращаться Локи?

Локи обладал способностью полностью менять свою внешность, так, что никто из живущих, включая асов, не мог узнать его. Среди самых любопытных превращений Локи:

  • Блоха – чтобы украсть у Фрейи украшение.
  • Лосось – чтобы убежать от асов.
  • Лошадь – чтобы сманить Свадильфари.

Вообще таланты Локи к превращению ничем не ограничены и он ими во всю пользовался.

Наказание Локи

После того, как однажды (видимо вследствие сильнейшего нервного срыва) Локи рассказал всем богам, кто они есть и где им место (то есть, по-русски говоря, послал их на три буквы), за ним погналась вся королевская конница и вся королевская рать.

Они догнали Локи, несмотря на то, что тот ухитрился стать лососем, связали кишками его собственного сына Нари (того, что был от законной супруги), затем приковали его к скале, к трем камням (почему не к двадцати шести, собственно?), после чего лыжница Скади (по совместительству инеистая великанша и супруга Ньёрда) подвесила над ним змеюку, яд которой капает ему на лицо, причиняя невероятные страдания. Мстительная женщина, видимо, не могла забыть, как Локи в чем мать родила (прикрыв причинное место козлиной бородкой) плясал возле нее, чтобы рассмешить, ибо именно такое условие великанша поставила в качестве своего приданого.

Верная жена Локи Сигюн не смогла вынести страданий мужа и стала придерживать чашу над его головой, чтобы яд капал в нее. Когда чаша переполняется, Сигюн выливает яд, но на это время яд попадает на лицо Локи – считалось, что именно это вызывает землетрясения, потому что ядом в лицо – это больно.

Роль Локи в мифах

Собственно, Локи был проказником. Как теперь модно говорить, трикстером. Его все любили за то, что он так весело шутит, но когда он пошутил над начальством, его попросили удалиться со сцены.

Одновременно с шутками и розыгрышами Локи совершает куда более серьезные обманы и подставы. Причин на это у него нет, но они ему и не нужны. Образ Локи был и остается синонимом двуличности и лживости, хотя мифологический Локи вообще не воспринимает понятия «лжи» и «правды». Локи хулиганит не потому что мерзавец, а потому что положено по сказке.

Дети Локи (Фенрир, Хель, Слейпнир, Ермунгард) фигурируют в самых разных обликах в западной культуре очень часто. Их имена буквально стали нарицательными, все чаще авторы не поясняют, что именно в их тексте имеется ввиду под словом «Ермунгард» и т.п.

Книги, посвященные каноничному образу Локи:

  • «Старшая Эдда», Сэмунд Мудрый (возм.)
  • «Младшая Эдда», Снорри Стурлусон
  • «Асгард — город богов», Владимир Щербаков
  • «Боги и герои Севера», Патрик Колум

Художественные книги с Локи в одной из центральных ролей:

  • «Асгард Анлимитед», Майкл Стэкпол
  • «Рунная магия», Джоанн Харрис
  • «Маска Локи», Роджер Желязны
  • «Ревущая Труба», Спрэг де Камп

Художественные книги, в которых присутствует Локи, но не является центральным героем:

  • «Американские боги», Нил Гейман
  • «Мой Рагнарёк», Макс Фрай
  • «Замок на стыке миров», Виктор Чирков

Полезные ссылки:

Галерея jen-and-kris – художников, у которых много очень красивых или забавных работ по марвеловским Тору и Локи.

На вики неплохая статья по Локи, хотя там и путаются в некоторых фактах.

С опозданием... Пару слов о Боге нашем - Локи.

Совершенно забыла, что у папы вчера был день рождения.
Собсна, стыдно очень, но папа у меня самый лучший, он поймет.

И в честь сего знаменательного события - немного о Локи.

В современном северном язычестве реконструкторского толка Локи - проблемное божество. Те, кто кладет в основу своих реконструкций англосаксонские источники, худо-бедно избегают проблем, связанных с Локи, потому что в этих источниках он не упоминается. Остальным приходится труднее, и среди них можно выделить три совершенно различных подхода к этому богу:

1) Локи - худший из злодеев и великий преступник против человечества и богов Асгарда. Его не следует чтить. Не стоит даже упоминать о нем (тем более - во время священных обрядов);

2) К Локи следует относиться с опаской, но и с определенным уважением, чтобы не навлечь на себя его гнев или недовольство Одина, поскольку Локи - побратим Одина, и воздавать почести только одному кому-либо из них, обходя вниманием другого, было бы невежливо. Схожим образом с ним обращаются и те, кто просто не понимает, как подходить к этому богу, и предпочитает держаться середины между крайностями;

3) Локи заслуживает искренней любви и почтения. Те немногие, что действительно чтят и любят Локи (а не просто пользуются его именем как оправданием для собственных неблаговидных поступков), любят его по-настоящему и всем сердцем, хотя с готовностью признают, что работать с ним трудно: он никому не дает долго стоять на одном месте и постоянно подталкивает своих последователей к развитию и росту.

Кроме того, Локи едва ли не опережает всех остальных скандинавских богов по количеству упоминаний в мифологических сюжетах. Слишком уж велик был соблазн сочинить еще одну приключенческую историю с этим находчивым, отважным и хитроумным трикстером в главной роли, - и многие не могли устоять перед этим искушением даже после того, как Скандинавия стала христианской. В одном знаменитом сюжете Трюм, верховный король Йотунхейма, похищает молот Тора, и Локи убеждает Тора отправиться к йотунам в женском платье, под видом Фрейи, богини любви, чтобы выручить волшебное оружие. В другой истории Локи сам попадает в плен к великану Тьяцци, и тот заставляет его помочь в похищении богини Идунн и ее молодильных яблок; но впоследствии Локи спасает Идунн и возвращает ее асам. Еще один сюжет повествует о том, как Локи превратился в кобылу и сманил жеребца Свадильфари, тем самым избавив асов от необходимости платить хозяину Свадильфари за строительство стен Асгарда. Все эти истории о том, как Локи спасает асов из безвыходного положения, вы найдете в других главах - я не буду пересказывать их здесь еще раз. Но то, что без них не обходится ни один сборник пересказов скандинавских саг (включая и эту книгу), уже само по себе примечательно.

В еще более выгодном свете Локи предстает в фарерской балладе «Lokkatattur» («Сказка о Локи»). Здесь некий великан побеждает крестьянина в состязании и требует, чтобы тот в уплату за проигрыш отдал ему своего сына. Отчаявшийся отец взывает к Одину, а затем - к Хёниру, умоляя их спрятать мальчика. Один превращает мальчика в колос пшеницы на поле, а Хёнир - в перо одного из лебедей в огромной стае, но кровожадный великан оба раза с легкостью его находит. Наконец, на сцену выходит Локи. Он велит крестьянину построить лодочный сарай и забрать его окна железными решетками, а сам вместе с мальчиком отправляется на рыбалку. Поймав палтуса, он превращает мальчика в икринку и прячет в животе рыбы, а затем отпускает рыбу в море. Когда великан приходит искать мальчика, Локи отправляется на рыбалку вместе с ним. Великан выуживает палтуса, разрезает ему живот и начинает пересчитывать икринки. Мальчик в обличье одной из икринок, испугавшись, откатывается в сторону; Локи незаметно подбирает его, пока великан занят счетом, относит его на берег и возвращает ему человеческий облик. Мальчик бежит и прячется в сарае; великан, спохватившись, гонится за ним, но застревает головой в решетке. Локи благополучно убивает великана, изрубив его на куски, и приводит мальчика домой. Крестьянин и его жена обнимают и благодарят спасителя.

Итак, перед нами снова старый добрый триумвират - Один, Хёнир и Локи; и снова именно Локи - единственный, кто может спасти всех в час крайней нужды. Он торжествует там, где даже Один терпит поражение.

Но самая значимая (и самая неоднозначная) из всех историй с участием Локи - история гибели Бальдра. Бальдру, прекрасному солнечному богу, сыну Одина и Фригг, начинают сниться сны, предвещающие скорую смерть. Это и не удивительно, учитывая, что золотые боги - боги жертвенные: так, Фрейр, золотой бог ванов, каждый год умирает в ритуале жертвоприношения и возрождается вновь. Но Бальдра страшит уготованная ему судьба, и любящая мать решает защитить его. Она обходит весь мир и берет с каждого камня, металла, растения и животного клятву, что те никогда не причинят Бальдру вреда. Лишь одну молодую веточку омелы она пропускает - слишком уж та мала и безобидна. После этого боги начинают развлекаться: все выходят на поле и принимаются метать в Бальдра копья и стрелы, а тот остается цел и невредим.

Но тут приходит Локи с дротиком, изготовленным из той самой веточки омелы, и убеждает Хёда, слепого брата Бальдра, принять участие в общей забаве, обещая направить его руку. Хёд послушно мечет дротик в Бальдра, и светлый бог падает замертво. Потрясенные асы рыдают и погружаются в траур; вдова Бальдра, Нанна, умирает от горя. Асы строят для них огромную погребальную ладью, но она оказывается такой тяжелой, что даже Тору не под силу сдвинуть ее с места. Внезапно появляется таинственная великанша по имени Хюррокин; насмехаясь над асами, она легко сталкивает ладью в море и исчезает. По утверждениям некоторых духовидцев, под именем Хюррокин скрывалась сама Ангрбода, жена Локи, пришедшая позаботиться о том, чтобы тело Бальдра надлежащим образом предали огню и волнам.

Локи между тем бежал из Асгарда, но в конце концов снова предстал перед богами, собравшимися на пиру, и бросил вызов всем и каждому. Он обвинил асов в лицемерии и трусости, перечислив, как все они лгали, преступали клятвы и вообще не соответствовали собственным стандартам («Допустим, я тоже все это делаю, - подразумевалось при этом, - но я, по крайней мере, не вру»). Кроме того, он открыто признал себя убийцей Бальдра. Разъяренные (непонятно, чем именно в первую очередь, - убийством ли Бальдра или тем, что на свет всплыли все их грешки) асы накинулись на него, как свора псов. Локи бежал в и спрятался в дальнем уголке Мидгарда, у водопада близ фьорда Франангр. Там он построил себе хижину и прорубил окна во всех четырех стенах, чтобы видеть издалека всех, кто к нему приближается. Когда асы отыскали его убежище, он превратился в лосося и нырнул в ручей под водопадом. Но Тор перегородил ручей сетью с тяжелыми камнями (чтобы никто не проплыл под нею), поймал Локи и вытащил его на берег. После недолгой борьбы Локи вернулся в свое обычное обличье.

Тор и еще несколько асов стали просить Одина, чтобы тот позволил им убить Локи или убил его сам. Но Один, к немалому их удивлению, не пожелал казнить убийцу сына. В разгар этих споров на асов напали двое сыновей Локи от Сигюн - Нарви и Вали, младший из которых был почти еще совсем ребенком, а старший - едва вышел из отрочества. Они попытались защитить отца и отбить его у Тора, но Один превратил Вали в волка и натравил его на Нарви. Вали загрыз собственного брата; не слушая криков Сигюн, асы вырвали из тела Нарви кишки, связали ими Локи, зачаровав мертвую плоть так, чтобы она сделалась крепче любого металла, и бросили поверженного йотуна в глубокую пещеру.

Великанша Скади, все еще не простившая Локи, что он когда-то разбил ее сердце, подвесила у него над головой змею, из пасти которой постоянно каплет яд. Верная Сигюн осталась рядом с мужем. Она держит над ним чашу, собирая в нее яд, но время от времени ей приходится отойти, чтобы опорожнить чашу, и тогда Локи кричит и корчится от боли, а вместе с ним содрогается вся земля. Когда случались землетрясения, говорили, что это Локи бьется в своих оковах.

Современные приверженцы Локи пока не пришли к общему мнению о том, что происходит с ним сейчас. Одни говорят, что он до сих пор заточен в подземной пещере; другие утверждают, что он вырвался на свободу, а третьи - что большей частью он освободился, но в каком-то смысле по-прежнему скован. Поскольку Локи иногда противоречит сам себе, полагаться на его собственные слова по этому поводу трудно.

Почти во всех культурах этических систем было две - идеальная и практическая. И дохристианская Северная Европа - не исключение. Существовал воинский этический кодекс, в котором важнейшее значение придавалось чести и честности; и без него очень быстро распался бы весь жизненный уклад… но поскольку мир, в котором жили древние скандинавы, был суров и зачастую жесток, людям иногда приходилось поступать бесчестно, просто чтобы выжить.


Коварство Локи чаще всего направлено против врагов Асгарда. Локи хитростью вынуждает Трюма вернуть Тору его молот; он возвращает асам Идунн, похищенную великаном Тьяцци; он раз за разом помогает обитателям Асгарда справляться с ужасными напастями. И за это его если и не любят, то, по крайней мере, терпят. Снова и снова он спасает богов - но само его присутствие напоминает богам о том, что они-то ведут себя не по-божески. Глядя на свой пустой рукав, Тюр всякий раз невольно вспоминает, как он предал Фенрира, сына Локи; садясь верхом на Слейпнира, Один не может просто так отмахнуться от воспоминаний о том, как он со своими сородичами обманул великана, построившего стены Асгарда. Благодаря Локи асы получили многие из ценнейших своих сокровищ, но чтобы добыть их, ему нередко приходилось поступаться честью.

Обращение к Локи (равно как и подражание ему в собственной жизни) - дело серьезное. Локи - это божество, к которому взывают лишь тогда, когда исчерпались все прочие средства. И на помощь его зовут не тогда, когда под угрозой оказалась жизнь индивида, но тогда, когда на карту поставлено существование всего племени. Он - олицетворенный инстинкт выживания, куда более древний, чем любые культурные нормы. Если бы Асгард остался без стен, он стал бы легкой добычей для великанов… а если бы асы исполнили условия договора, то тем самым обесчестили бы Фрейю, фактически принудив ее стать жертвой насилия. В дошедших до нас сказаниях Локи предстает отнюдь не богом хаоса (что бы там ни говорили некоторые «северные дискордианцы»), а, напротив, богом порядка - но такого порядка, который необходимо сохранить любой ценой. Он не столько аморален, сколько внеморален; в терминах ницшеанства он - это Воля к Власти, устремленная только к победе и не обременяющая себя умозрительными категориями добра и зла.

По количеству приверженцев он далеко опережает всех прочих рёкков (йотунов, имеющих божественный статус, т. н. теневых богов), и, вдобавок, за последнее десятилетие численность локианцев резко возросла (не только среди строгих последователей Северной традиции, но и в мире в целом). Локи готов общаться с кем угодно, вне зависимости от национальной, расовой и религиозной принадлежности.

_________________________
День Локи - 11-й день Литемоната, Месяца Литы (11 июня)
Цвет: красный
Стихия: Огонь
Алтарь: На красном покрове расположите три красные свечи, камень с вырезанной на нем руной Ос, статуэтку кобылы, статуэтку птицы, два маленьких круглых камешка и цепь.
Подношения: проанализируйте ситуации, в которых вы манипулируете другими людьми - пусть даже правдивыми способами или ради их же собственного блага. Не щадите себя.
Пища в течение дня: горячая, пряная, острая пища.

:::Призывание Локи:::

О сын Лаувейи, лукавец
из дальних северных стран,
о дитя великанов
и дух утонченной игры,
то намеком, то лестью
внушающий замысел тайный,
о лжец,
изрекающий правду, когда ее некому слышать!
Призываем тебя, о двуликий,
о ты, чья душа пламенеет огнем негасимым!
Будь судьей нашим душам,
о Локи, дух Правды и Лжи!

Есть четыре фразы, которые позволяют связаться с Локи напрямую - как и с любым другим божеством. Вот они: «Пожалуйста!», «Спасибо!», «Ой, прости!» - и самая главная: «Я тебя люблю!» (с)

Скандинавской мифологии вот уже многие столетия. Его сделали персонажем множества книг, музыкальных произведений, кинофильмов и даже компьютерных игр. Вместе с тем характеристика этого божества имеет немало спорных трактовок среди исследователей и мифологов. Основные данные о Локи содержатся в таких произведениях, как «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда», написанных исландским писателем Снорри Стурлусоном в XI веке в виде учебников по скальдической поэзии.

Сущность и происхождение

Локи - скандинавский обмана и хитрости. Снорри также дал божества: он красив, невысокого роста, худощав, а его волосы имеют огненно-рыжий цвет. Его отличительными особенностями являются острый ум, коварство, изворотливость, хитрость и двуличность, а также умение изменять облик. Благодаря этим качествам асы разрешили ётуну жить в Асгаре. У этого бога также есть несколько других имен: Лодур, Лофт и Хведрунг.

Касательно происхождения Локи считается, что его отцом был ётун Фарбаути, а матерью - Лаувей (другое имя - Наль). Хотя, по версии некоторых других исследователей, Локи существовал еще до Одина, потому как его отцом являлся великан Имир, воздух Кари и вода Хлер - братьями, а богиня Ран - сестрой. И лишь позже бог огня и обмана вошел в триаду демиургов вместе с Одином и Хениром. Несмотря на то что в современной трактовке скандинавской мифологии в разных источниках указывается, что Тор и Локи - антиподы, у того же Снорри Стурлусона Один является побратимом бога обмана, но при этом его противоположностью. А вот бог-громовержец лишь периодически составлял хитрому божеству компанию в тех или иных ситуациях.

Характеристика

Очень разносторонне хитрое божество раскрывает мифология. Бог Локи обладал множеством нужных качеств, за которые асы терпели его выходки и на многое закрывали глаза. Во многих ситуациях он выручал других богов, но в большей части таких случаев они попадали в переделку именно благодаря Локи, который спасал свою шкуру или видел какую-либо выгоду. Коварный бог помогал то асам, то великанам и долгое время их всех это устраивало, тем более что в начале своего появления в Асгарде Локи был хорошим, насколько это возможно для бога обмана, он помогал богам множество раз. Вместе с Одином он участвовал в сотворении мира, вместе с другими демиургами вдохнул жизнь в деревянные прообразы людей. Он помогал богам получить или вернуть множество сокровищ. Однако позже, становясь все злее и обретая более демоническую сущность, бог Локи заслужил ненависть асов, которых постоянно ссорил между собой и стал воплощением всех бед, вплоть до Рагнарёка. Это божество стало аналогом Люцифера в скандинавской мифологии.

Личная выгода

В приключении вместе с Одином и Херниром, описанном в «Младшей Эдде», бог Локи ударил Тиацци, обернувшегося орлом и пытавшегося забрать лучшие куски пищи, приготовленной асами, но прилип к великану, который унес его в свое логово. Тиацци пообещал отпустить Локи в обмен на Идунн и ее и тот, благодаря своей хитрости и коварству, привел богиню к великану. Но асы без яблок начали стареть и заставили Локи вернуть Идунн. Обернувшись соколом, виновник смог вернуть богиню в Асгард, а прилетевшего за ней Тиации-орла убили другие боги. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует, что Локи в большинстве своем совершал любые поступки, только исходя из своей выгоды или угрозы его жизни.

Приключения с Тором

Но все же были у коварного бога и такие деяния, которые можно назвать бескорыстными. Только благодаря его уму, изворотливости и хитрости бог-громовержец смог вернуть свой легендарный молот Мьелльнир. Тор и Локи отправились в логово ётуна Трюма, который похитил легендарное оружие, под видом его невесты и ее служанки. Хитрец уговорил великана продемонстрировать своей невесте великий молот, а когда Трюм показал Мьелльнир, Тор сумел выхватить рукоять и победить похитителя.

Но были у этих двух богов и такие приключения, в которых Локи подставлял своего спутника. Чтобы спасти свою жизнь, урожденный ётун привел Тора прямо в логово великана Гейррёда, громовержец смог спастись только благодаря доброй Грид.

Наследие

Как и у многих божеств самых разных пантеонов, у Локи также своеобразное наследие. Считается, что изначально он не был злым, являясь духом жизни. Вместе с женой Глут (сияние) бог огня Локи считался символом домашнего очага. От первого брака у него родилось двое детей - Энмира и Эйза. Однако чем дальше, тем более Локи озлоблялся и демонизировался. Второй его женой стала великанша Ангрбода, их тайный брак в Железном лесу Ётунхейма был запрещен Одином, который еще больше обозлился, когда узнал о рождении троих детей-чудовищ: красно-синей Хель, жуткого волка Фенрира и огромного змея Ёрмунганда. Один бросил Хель в Нифльхейм, где она стала Ёрмунганда отправил на дно морское, где он стал Мировым змеем, а вот Фенрира изначально забрал в Асгард, где пытался посадить на цепь, но ни одна не смогла удержать могучего волка, и в итоге его низвергли в подземное царство.

Бог Локи породил также и легендарного восьминого жеребца Одина Слейпнира. Используя свою способность, он обернулся кобылой, чтобы отвлечь коня Свадильфари, благодаря которому ётун-каменщик обещал асам построить Асгард в рекордные сроки, а боги не хотели ему платить по счетам. Третьей и последней женой Локи была Сигюн, родившая ему двоих сыновей: Вали и Нарви (или Али и Нари).

Гнев богов

На пиру у Эгира (морского великана) бог Локи нелицеприятно обличил асов в их недостатках и признался в убийстве Бальдра, сына Одина. Для богов это стало последней капелей. Они схватили злодея и обоих его сыновей, обратили Вали в волка, который растерзал своего брата, и кишками Нарви привязали Локи к трем камням, а над его головой подвесили змею, яд которой должен был капать на лицо провинившегося божества и приносить ему адские муки. Сигюн держала чашу, в которую собирала яд, чтобы он не попал на лицо мужа. Но когда та переполнялась и нужно было ее опорожнить, капли попадали на лицо Локи, и от его мучений сотрясалась сама земля. И так до самого Рагнарёка, во время которого бог Локи сражался против асов.

Кто такой Локи?

  1. это камандир каманды
  2. Локи (Loki, Loke) бог огня в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода тунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Другие имена Локи Лодур, Лофт.

    Сын великана Фарбаути и великанши Лаувейи. До того как великаны начали войну с Асами, Локи прожил три года в тунхейме у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трх детей: дочь наполовину красную, наполовину синюю Хель (богиня царства мертвых), гигантского змея рмунганда и волчонка Фенрира. Кроме того, он около года существовал в образе кобылы и родил восьминогого жеребнка Слейпнира, на котором впоследствии ездил Один.

    Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Часто Локи считают лживым, но это не совсем верно: понятия ложь и истина для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим асам, в частности, привел к гибели бога Бальдра. С другой стороны, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так он в образе кобылы сманил коня (Свадильфари) у туна-каменщика, строившего Асгард, чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены одну из богинь.

    Разгневанные кознями Локи, асы поймали его и распяли меж трех камней глубоко под землей, а Скади, мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи. Но верная жена бога Сигюн держит над ним чашу в которую и собирается яд. Когда чаша переполняется, Сигюн идет опорожнить е, а в это время яд капает на лицо Локи, и он бьтся в мучениях. Согласно мифам, именно это является причиной землетрясений.

  3. милашка
  4. спроси у Доки
  5. ЛОКИ (Loki) (он же Лофт, Лодур) в скандинавской мифологии один из богов-асов; не имеет аналогов в германской мифологии. Сын великана Фрабаути и Лаувей (лиственное дерево) . Муж Сигюн, родившей от него сыновей Нари и Нарви. От связи с великаншей Ангрбодой произвел на свет хтонических чудовищ Хель (повелительницу подземного царства мертвых) , гигантского волка Фенрира и мирового змея Ермунганда; от связи с конем Свадильфари восьминогого коня Слейпнира. Вместе с асами Одином и Хениром участвовал в творении первых людей. Основные качества Локи хитрость и коварство.

    Выступает в двух ипостасях. Первая ловкий плут, добытчик-похититель волшебных предметов, действующий обычно не силой, а обманом; принимает часто разные обличья (муха, блоха, сокол, лосось, тюлень, кобыла, великанша Текк) . В большинстве случаев помогает богам, но иногда вынужден выполнять волю великанов. Плененный великаном Тьяццы, похищает для него богиню Идунн и ее золотые молодильные яблоки, но затем по требованию асов доставляет их в Асгард. Вместе с Одином и Хениром отбирает у карлика Андвари его золотые сокровища, чтобы заплатить Хрейдмару, оказавшему им гостеприимство, выкуп за убитого сына. По наущению Одина крадет у богини Фрейи ее главный атрибут чудесное ожерелье Брисингамен. Срезает у Сив, жены Тора, ее волшебные золотые волосы, но затем, испугавшись гнева Тора, заставляет карликов-цвергов выковать такие же, чтобы отдать их Сив. Добывает у цвергов для Фрейра чудесного вепря с золотой щетиной Гуллинбурси, для Одина кольцо Драупнир, а для Тора молот Мьелльнир. Помогает Тору вернуть Мьелльнир, похищенный великаном Трюмом.
    Оказывает богам и их противникам и другие услуги. Самыми разными способами мешает великану завершить в срок строительства Асгарда, что позволяет богам отказать тому в обещанном вознаграждении. Пойманный великаном Гейрредом, вынужден по его приказу доставить к нему безоружного Тора. Как участник творения людей, добытчик волшебных предметов и изобретатель первой рыболовной сети является культурным героем.

    Вторая ипостась Локи воплощение зла, демон; некоторые исследователи видят в нем дьявола. Выступает как нарушитель мира и порядка: на ритуальном пиру богов у морского великана Эгира совершает убийство и подвергает поношению всех присутствующих. Спасаясь от гнева асов, превращается в лосося и прячется в водопаде Франангр, но те ловят его сетью, связывают кишками, извлеченными из чрева его сына Нарви, и помещают над его лицом ядовитую змею; Сигюн собирает яд в чащу, но когда капли попадают на него, он содрогается и вызывает землетрясения. Является главным виновником гибели бога Бальдра (См. также БАЛЬДР) . Хитростью выведав у матери Бальдра Фригг, что она взяла клятву не наносить вреда ее любимому сыну со всех живых существ, растений и предметов, кроме незаметной омелы, подсовывает омеловый прут слепому богу Хеду, который невольно наносит смертельную рану Бальдру. Лишает асов возможности вернуть Бальдра из хель (царства мертвых) не оплакивает его, нарушая тем самым условие освобождения, поставленное владычицей преисподней (все живое и мертвое должно скорбеть об убитом) . Наказан богами заточением в хель; пребывает там, привязанный к трем камням.
    Во время гибели мира вырывается из преисподней на корабле мертвецов Нагльфар. Вместе с великанами и хтоническими чудовищами сражается с богами в Последней битве-Рагнарек. Находит смерть в поединке с небесным стражем Хеймдаллем.

  6. Это один чел с Чертановской)))
  7. …герой мульта 6 с половинй на мульт ру
  8. Это персонаж MRVEL.Брат Тора, бог лжи, обмана и предательства…