Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за крещеных, но не верующих родственников? Можно ли подавать записки за некрещеных Можно ли писать записки некрещеных.

Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как подготовиться

Надеюсь, что вы знаете, в какую церковь ходить, и если ваша церковь православная, то попробуем разобраться, в правилах ее посещения.

Прежде, чем идти в церковь нужно подготовиться и решить, что надеть.

Женщины должны посещать церковь в скромной одежде, желательно без яркого макияжа. Глубокое декольте, открытые руки и колени также не допускаются. На голове должен быть платок.

Нужно ли ходить в церковь…

Божий храм открыт для всех. Господь возражать не станет. Мы первый раз все некрещёными заходим, не правда ли? Есть молитвы за некрещённых. Автор может помолится за своих детей и мужа. Священники в большинстве своем положительно относятся к тому, что некрещенный человек пришел в Храм. По их мнению, он пришел к Богу. А это хорошо.Если вы впервые решили зайти в храм, и у вас возникли вопросы. То может быть вы сейчас и встали на дорогу, которая ведет к храму.

—Можно ли молиться и ставить свечи за здравие или за упокой некрещеных людей?

Протоиерей АНДРЕЙ ЕФАНОВ
Доброго дня! Конечно же, никто не может запретить такую молитву. Да и зачем ее запрещать? Если Ваше сердце болит о человеке, то почему бы и не молиться?
Свеча — символ жертвы, и не стоит этому придавать большее значение, чем есть на самом деле. Поставить сечу и не молиться — то же самое, что ввернуть в двигатель свечи зажигания, завести мотор и никуда не поехать. Нет смысла.

В храме не подают…

Тема: “Некрещеному в церковь можно?

Просмотрена 622 раз(а)

Некрещеному в церковь можно? (30)

У меня дети 5,5 и 4 года некрещеные, муж против. Подскажите, знающие, можно ли мне их брать с собой в церковь? Багабум + 07.04.11 13:42 ну а в чем проблема?)) можно конечно)) только в обрядах не участвуют пусть. А что мужа смущает? Sigаrerа V.I.P. 07.04.11 14:28 Что Вы подразумеваете под обрядами? Честно признаюсь, я сама не очень часто бываю в церкви. Можно ли стоять во время службы, можно ли креститься или нет, ставить свечки? Муж некрещеный и не дает своего согласия на крестины детей. Но, думаю, будет не против наших походов с детьми в церковь. Багабум + 07.04.11 14:58 Нельзя будет детей причащать. Подавать записки о их здравии. Anonymous 07.04.11 15:05 Спасибо Багабум + 07.04.11 15:10 я таинства имела в виду конечно же)) причащаться нельзя, исповедаться и так далее.
Честно говоря я не понимаю, зачем некрещеному идти в церковь, чтобы ставить свечки, креститься….

Просмотреть полную версию: Как вести себя в церкви некрещеному человеку

Собственно, вопрос.

Креститсья не собираюсь. К православной религии отношусь с уважением, как к религии моих предков и моего народа, но сама от нее далека.

А тут недавно зашла в церковь (в юбке, платке, не крестилась). Постояла, подумала о вечном и вышла. Не исключаю, что и в дальнейшем придется зайти.

Вопрос в следующем:
Как вести себя в храме некрещеному? Надо ли креститсья при входе?
Может ли некрещеный ставить свечки, покупать святую воду?
Можно ли ставить свчки для некрещеного?
И что еще по этому поводу нужно знать?

28-10-2008, 18:47

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что некрещенный человек присутствует на службе и осеняет себя крестным знамением? Как мне поступать, если я знаю, что рядом со мной стоит такой человек?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед святой Пасхой, желавшие принять крещение, вносили свои имена в список крещаемых,…

Моя мама мусульманка, отец православный, крещеный. С некоторых пор меня стало тянуть в церковь, я купила икону Матроны, она помогает мне, когда прошу. Я решила креститься, но моя мать не одобрила моего решения и сказала, что в детстве меня водили к мулле, по мусульманской вере, т.е. я мусульманка.
Я мусульманкой себя не ощущаю, языка не знаю, в мечеть не хожу, меня туда не тянет. Я ведь не сама осознанно выбрала мусульманство. Да, я с уважением отношусь к этой вере, т.к. это религия моей матери, но не более. Что мне делать? Можно мне, некрещеной ходить в церковь, креститься, носить крестик? Или креститься против воли матери?

Конечно, вы имеете полное право и возможность принять православное Крещение.
Слушайте призыв Божий в вашем сердце и поступайте по своей воле, т.к. свободную волю человека даже Бог не смеет нарушить.
Вы можете ходить в храм, молиться, совершать крестное знамение (крестить себя рукой) и прикладываться к иконам. А нательный крест…

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Вопрос священнику

Количество записей: 81

Добрый день. У меня 2 вопроса (похожих). 1) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве самоубийц? 2) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве тех, кто, возможно, не был крещен (никто не знает, был ли он крещен, но он, говорят, всегда любил рисовать кресты и любил Бога, я его не знал, он умер более 20 лет назад, молодым. Его жена взяла на себя смелость отпеть его)?

Станислав

Здравствуйте, Станислав. Дома можно поминать кого угодно и как угодно, но не надо забывать предупреждение Апостола – все позволительно, но не все на пользу. Молитесь за тех, кого Вы лично знаете или знали. Преимущественно же за тех, кто сам Вас об этом попросил, или Вы предложили, а он согласился. Уважайте свободу личности.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Мама говорит, что я крещеная татарка….

Главная » Общие » Отвечаем на ваши вопросы о Крещенской воде

Отвечаем на ваши вопросы о Крещенской воде

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три остается свежею и неповрежденною и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

К крещенской воде верующие относятся благоговейно и трепетно, но очень часто возникают вопросы, связанные с ее хранением и использованием. Мы ответим на те, которые чаще всего задают прихожане наших храмов.

18 и 19 января освящение воды совершается по одному чину (то есть одинаково). Поэтому нет разницы, когда вы возьмете ее, потому что та и другая вода является крещенской.

Я не смогу взять…

СУЕВЕРИЯ И ВОПРОСЫ О БОГОЯВЛЕНСКОЙ (КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ)

— Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду - 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Благодатные свойства Крещенской, или Богоявленской, воды описываются в чине Великого освящения. Из этого чина следует, что для верующих людей святая вода становится «благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной…»

Вместе с тем издавна с Богоявленской водой связаны определенные суеверия. Помимо древних суеверий, в последнее время прямо на глазах рождаются новые. Еще 15-20 лет назад никто из верующих не слыхал, что воду на Крещение обязательно надо брать в семи храмах. Бессмысленность этого очевидна. Выходит,…

Почему храм называют церковью?

Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание избранных» - означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающий в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм так же называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово…

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Здравствуйте, Николай!

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду – 18 или 19 января, и та и…

Цитата(Natascha @ Oct 28 2005, 22:09)

Можно ли некрещёным ходить в церковь?
И можно ли ходить на утреннюю службу (на литургию верных наверное нельзя)?
Можно ли им подходить к святыням, и можно ли участвовать в миропомазании?
Вообще, что им можно делать, а что нет в церкви.
Недавно встречалась со своими друзьями и ездили по святым местам. Муж моей подруги некрещенный. Один раз зашли в храм непосредственно перед Причастием. Поэтому и возник вопрос.

Я думаю, что им ходить в церковь, конечно, можно и нужно. Ведь нигде так не открывается полнота благодати, как в храме, особенно во время Божественной Литургии. Помните наших послов князя Владимира, ездивших в Царьград для того, чтобы узнать о Православной вере? Они сказали о греческом Богослужении: «Не знаем, где были, на небе или на земле». А ведь были некрещеные. И даже языка не знали! А как благодать коснулась их сердца.
А вот в миропомазании, наверное, нельзя участвовать, т. к. это одно из…

Есть ли разница между Крещенской и Богоявленской водой? Обязательно ли на Крещение купаться? Освящается ли на Крещение вся вода? Можно ли принимать ванну из святой воды?
Екатерина Сысина | 25 января 2012 г.

Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла

Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Подскажите пожалуйста, в который день…

Сначала мнение прот. Алексея Уминского:
– ""Но если обычный человек напишет в записке об упокоении имя некрещеного, у него никто эту записку в храме не возьмет.

– Богослужебной комиссии, мне кажется, нужно ставить этот вопрос: в каком объеме, какими молитвами Церковь может поминать некрещеных. Внезапная смерть – мы не знаем, что происходит в душе у человека, может быть, он креститься собирался… А дети, которых не крестили?!

Мне кажется, нужно четко обозначить то смысловое пространство, в котором Церковь должна показать: где и как происходит молитва о некрещеных. Мы молимся о властях и воинстве на каждой литургии. Но огромное количество людей, входящих в правительство нашей страны и в ее воинство – люди другой веры или вовсе неверующие. На каждой ектенье в каком-нибудь русском православном храме, скажем, в Бельгии будут молиться о бельгийском короле. В Нидерландах – о королеве и так далее.

Если Церковь, так или иначе, совершает молитву о некрещеных в каких-то отдельных случаях, то надо дать четкое определение для мирян, например: сейчас идет молебен перед иконой Божьей Матери «Взыскание погибших», а у тебя столько родственников заблудших и некрещеных, ну как же Матери Божьей за них не помолиться сегодня, почему их имя не вписать в записочку на молебен.

Или когда идет общая панихида о погибших, почему не вспомнить всех погибших. Вот мы молимся о погибших в войнах, отдавших свою жизнь за Отечество, и их миллионы. Сколько из них было некрещеных? Но мы молимся за всех. А не так, что только за крещенных, за «наших», а души остальных пусть в стороночку отойдут.""
Источник: http://www.pravmir.ru/kak-zhit-esli-est-smert-3/#ixzz3GmH22tRj
===========================================================================
Я уже писал об этом не раз, и в личном общении всегда говорю следующее.
Поминовение по запискам само по себе очень условно и незначительно, если, тем более, записки подаются в большой храм или монастырь, где вас никто (или мало кто) знает и уж тем более никто не знает из духовенства. Как и кто будет читать эти записки, даже если их примут, - большой вопрос. А вот если вы знакомы с каким-либо конкретным священником и ему доверяете, то есть если у вас с ним вполне простые отношения, просите его лично помолиться о здравии или упокоении того или другого некрещеного, если вам так хочется, чтобы кроме вас помолился еще и священник. Здравомыслящий священник (не законник, не начетник) никогда не откажет, уверен в этом. А подавать записки через храмовые киоски, где их принимают сестры со своими представлениями о том, что можно и что нельзя (в том числе навеянными упрощенными указаниями настоятелей, для удобства восприятия, делать так или сяк) - особого смысла нет, поскольку так это и будет, судя по всему, продолжаться еще неизвестно сколько времени. И прежде всего надо понять, что любая записка - это просто письменное выражение вашей же личной молитвы. Вы думаете, Бог её без записки не услышит? В таком случае, по вере вашей и будет вам. И потому и случаются подобные вот казусы - мы сами превращаем храмы в комбинаты требоисполнительских услуг с подобным магическим восприятием молитвы. А вот если эту вашу записку прочтет кто-то другой, кто вас знает и вам сочувствует, - это совсем другое дело, нежели подавать просто в храм или монастырь, потому что "тут святое место", "тут монахи молятся" и прочее, прочее. И тут не обязательно даже священнику помолиться, а любому человеку или нескольким людям, которые вас знают и которые члены церкви. Вот с этого и начинается церковная молитва.

Количество записей: 81

Игумену Никону. Батюшка, разрешено ли заказывать молебны о здравии в лоне Православной церкви за мусульман? И что разрешает Христианская церковь делать за иноверцев?

Татьяна

Татьяна, молебен молебну рознь: я думаю, если молитва направлена на обращение мусульманина ко Христу, то такой молитвой в церкви помолиться можно, а вот испрашивать для мусульманина земные и духовные блага, так, как мы испрашиваем их у Господа для Его рабов, христиан, странно и неуместно. За иноверцев можно ставить свечи и молиться в храме, но подавать за них записки на Литургию, заказывать панихиды и даже молебны без благословения священника, без личной просьбы к священнику о сугубой его молитве за их обращение, нельзя.

игумен Никон (Головко)

По ошибке заказала сорокоуст об упокоении и литию за некрещенного человека. Как теперь быть?

Вевея

Вевея, церковь не молится за не крещенных. За не крещенных можно молится дома. Попробуйте отозвать записку там, где вы ее подали – пойдите и объясните, в чем дело. Если это невозможно, то большого греха нет. Вы же не специально подали записку за некрещеного. Но на исповеди все равно в этом надо покаяться.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Много лет назад меня крестили в церкви. Но крестные родители оказались некрещеными, это они сообщили позже. Являюсь ли я крещеной, или мне снова надо креститься?

Ирина

Ирина, Крещение - это Таинство, в котором на человека сходит благодать Святого Духа. Взрослых людей крестят без крестных, младенцев крестят, как правило, с крестными - но это не влияет на само Таинство Крещения. Конечно, крестные должны быть обязательно сами крещены в православии. Вы, Ирина, являетесь крещеной и перекрещиваться Вам нельзя. Просто, получается, что у Вас нет крестных, так как те люди просто не могут ими быть по определению, ведь они сами не крещены.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. В 2005 году трагически погибла двоюродная сестра 1946 г.р. Была ли она крещена, неизвестно. Я посылала запрос в Пинск, где она родилась. Пришел ответ, что такими сведениями не располагают. Последнее время она мне снилась и говорила, что она не там, где все. Я это расценила так, что она не отпета. Я молюсь о ее душе в частной молитве. Можно ли в нашем храме заказать отпевание р. б. Лидии, чтобы поминать ее в храме?

Валентина

Валентина, а вот этот вопрос и надо как раз задать в Вашем храме. Мы не можем так вот заочно и дистанционно решать, что в Вашем храме можно, а что нельзя, там есть настоятель, и это его обязанности. Поговорите со священником из Вашего храма по данному вопросу и последуйте, пожалуйста, его совету.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня родилась внучка, крестить хотим, с Божьей помощью, летом (сейчас холодно, опасаемся, ей всего 4 месяца). Перед сном я уже много лет крещу своих самых близких людей. Можно ли крестить на ночь внучку,ведь она пока некрещеная? Спасибо!

Марина

Да, Марина, можно. А зачем Вы ждете лета? Вода ведь в купели подогревается, теплая. Не в проруби же Ваш батюшка крестит, я надеюсь? Не откладывайте! Четыре месяца уже достаточный срок, ребенок уже более чем окреп, чтобы участвовать в Таинстве крещения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Можно ли молиться об упокоении некрещеных?

Павел

Можно, Павел, но, что называется, келейно, то есть не в церковной, а в личной молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, некрещеная может стать крестной или нет?

Екатерина

Нет, некрещеная не может быть крестной, т. к. она должна будет в дальнейшем наставлять в вере свою крестницу, но как она сможет это делать, если сама не является церковным человеком?

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Я часто дома читаю Псалтырь, после первой славы молюсь о здравии моих близких. Скажите, пожалуйста, можно ли упоминать тут и не крещеных людей? И как вообще молится за некрещеных чтоб Господь привел их к Православной вере? Спасибо за ваши труды.

Наталья

Наталья, за некрещеных, конечно, молиться и можно, и нужно, но только разумно: дело в том, что за молитву о них иногда начинает на нас нападать враг и мы к таким искушениям можем быть не готовы. Давайте держаться поэтому такого правила: если молиться за некрещеных, то за самых близких или родных людей. И Псалтирь для такой молитвы – самая подходящая книга.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в себе, помогите советом или просто словом. 7 января было 40 дней, как нет рядом родного мне человека - папы. После продолжительной болезни (онкология) он умер на моих глазах. Мы с мамой до последнего скрывали от него правду, думаю, только в последние дни он стал догадываться, что все плохо. За пять месяцев он перенес 3 операции, но мы с мамой его вытащили, подняли на ноги, он даже стал ходить с палочкой, а потом все пошло на спад, перестал ходить, но все боролся. Какой он все таки молодец, всегда сдержанный был и до последнего старался не быть нам обузой с мамой. Я до последнего молила Бога о чуде. Ведь бывает же так, надо только верить. Но... наверное, это какое то испытание для меня, я должна сделать какие то выводы.Он был человек некрещеный. В семье крещеная только я, крестилась 11 лет назад, мне было тогда 25 лет. Сейчас я виню себя в том, что не покрестила папу, а все дело в том, что за 3 дня до смерти он перед едой креститься стал. Я его еще спросила: ты что это креститься стал, а он мне, как в шутку вроде: так пора, говорит, уже. Спросил меня, крестят ли взрослых, я говорю, конечно. Я же тоже взрослая крестилась. Вот, говорит, выздоровею, с мамой нас сводишь в церковь. Я до сих пор не верю, что его нет рядом. Прошу Бога, чтобы Он его принял там на небесах. Сегодня мне приснился сон, как папа с закрытыми глазами читает "Отче наш". Плачу каждый день, мысли крутятся только об одном, что виновата, не покрестита папу... Что мне делать, как быть. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарна.

Наталья

Дорогая Наталья, молитесь Богу об упокоении Вашего отца словами молитвы преподобного Льва Оптинского. Замечательно, что Ваш отец стал серьезно относиться к вопросу о Боге. Возложите на Бога попечение о его душе и не переживайте, Господь Сам поможет новопреставленному Своему рабу.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Я поклялась своей дочерью что не буду этого делать... Я клялась не в церкви, а просто дома, я не крещенная, а если нарушить клятву, что будет? Или в моем случае эти слова нечего не значат?

Елена

Ничего не будет, но больше так не делайте: мы за каждое слово перед Богом ответим.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, можно ли подавать записки на сорокоуст, парастас об усопшем, который был некрещеным, неверующим?

Нет, к сожалению, нельзя. Можно ставить в храме свечи и молиться самому, лично, а также творить за него добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли молиться о тех, кто еще не принял веру? И есть ли молитвы о вразумлении заблудших душ? Как помочь человеку сделать правильный духовный выбор?

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Церковь молится только за своих чад – то есть людей, принявших крещение. Но Вы можете поминать некрещеных в домашней молитве. Помолиться о заблудшем можно, например, Пресвятой Богородице перед ее иконой "Знамение" Корчемная. Ей молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь: "О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти, Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ "Знамение" взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердная Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь".
Помочь в духовных вопросах Вам может батюшка в храме, на исповеди или в частной беседе.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно молиться за некрещеную маму? Ей завтра предстоит операция. Можно ли канон о болящих читать или акафист Богородице?

Лидия

Уважаемая Лидия, к сожалению, в церкви Вы не сможете подать записки о здравии, но молиться о маме Вы обязаны, читайте каноны, акафисты, другие молитвы. Постарайтесь убедить маму после операции принять Святое крещение.
Если положение очень критическое, то по благословению священника Вы можете крестить маму прямо в больнице.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, мой папа умер от онкологии, был не крещеный, 40 дней выпадает на 7 января. Можно ли в этот день посещать кладбище и поминать папу? Я крещеная. Спасибо заранее за ответ.

Наталья

Здравствуйте, Наталья! В день Рождества Христова сначала нужно побывать на праздничной службе, а потом уже посещать кладбище. Поминать можно в домашней молитве.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я в разводе, недавно узнал, что бывшая жена занимается колдовством. У меня двое детей, сыну 8 лет, дочери 9 лет, оба некрещёные. Недавно приснился сон, что дочь входит в комнату, за ней закрывается дверь и голос говорит, что если она не выйдет до 10, она никогда не выйдет. 10 лет ей исполняется через 3 месяца. Очень боюсь, что её мама втянет в колдовские дела и не знаю, что делать. Подскажите, как мне поступить? Хотел бы покрестить детей, но боюсь, что бывшая жена будет против и можно ли крестить без матери. Заранее благодарен.

– Если человек не помнит, крестили ли его в детстве, и никто не может точно сказать, что в таком случае делать?

– Если есть хоть малейшие сомнения, крещен или нет, конечно же, нужно креститься. И воспринимать это не как второе крещение, а как первое и последнее.

Некоторые священники в данном случае крестят с прибавлением фразы: «Аще не крещен, крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но, на мой взгляд, Господу не нужно, чтобы Его оповещали, почему мы крестим. Он всё видит и Сам всё знает.

Кстати, такая ситуация как раз была в моей жизни. Я воцерковлялся в школьные годы. И только когда воцерковился, узнал, что меня в детстве крестила прабабушка. Причем не в церкви, а сама. В советское время встречалась такая практика – в тех местах, где не было церквей, или когда отсутствовала возможность отнести ребенка в храм, крещение совершали верующие родственники. Сейчас такая практика тоже есть, но только в случае смертельной опасности. Когда существует реальная угроза жизни, крещение может совершить любой православный христианин, но впоследствии оно обязательно должно быть дополнено миропомазанием.

Прабабушка была очень благочестивым воцерковленным человеком, брат ее, иеромонах, принял смерть как новомученик. В ее вере сомнений не было, но относительно того, как было совершено крещение, оставались вопросы – миропомазали потом или нет.

В то время я уже помогал в Киево-Печерской Лавре и тесно общался с лаврскими монахами. И они сказали, что если есть хоть малейшие сомнения, обязательно нужно креститься.

И меня крестили, в Днепре. Это было 1 марта 1991 года. Совершал крещение нынешний наместник Киевской Голосеевской пустыни отец Исаакий – он единственный согласился в такую пору года идти крестить на Днепр.

Я хотел, чтобы всё было правильно – с троекратным полным погружением. А в Киеве баптистериев на то время еще не было, и единственная такая возможность креститься – в реке. Откладывать я тоже не хотел: как это так, не участвовать в таинствах? До этого я исповедовался и причащался, но с тех пор, как узнал о сомнениях относительно моего крещения, приступать к причастию уже не смел.

Помню, дул сильнейший ледяной ветер – фелонь отца Исаакия завернулась наверх и как флаг трепетала. По реке мимо нас проплывали льдины. Меня троекратным погружением крестили, сразу после этого я пошел на Литургию и причастился.

Что интересно – хотя вода была ледяная, ни у меня, ни у крестившего монаха никаких проблем со здоровьем не было: благодать таинства защитила…

«Я посчитал необходимым крестить без восприемников»

– Владыка, а теперь про восприемников… Приближается день рождения моего крестника, и, собираясь в гости, переживаю, что очень редко его вижу и никогда не вожу к причастию. Чувствую свою ответственность и вину, но не могу понять, за что именно я отвечаю и в чем конкретно виновата.

– Это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Господь каждого человека ведет Своим промыслом, и только Бог знает, спасется ли душа крестника. Но на Страшном суде Он спросит крестного, что тот сделал для того, чтобы эта душа спаслась, и какие усилия приложил, чтобы ребенок стал православным христианином и наследовал Жизнь Вечную.

Ну и, кроме того, нужно понимать, что функция восприемника не заключается в том, чтобы водить на причастие.

– А в чем тогда? Роль крестных сейчас настолько размыта, что вообще непонятно, что они должны делать.

– Очень интересный вопрос. В моей практике был случай, когда молодые родители обратились с просьбой крестить их ребенка. Перед ними стояла проблема: ни один из родственников или знакомых не подходил на роль восприемника. «Мы сейчас сами воцерковляемся, пытаемся жить по-православному, – объяснили они. – Зная, каковы обязанности восприемников, мы понимаем, что нет того, кто мог бы взять на себя эти функции. Все наши друзья, родственники – добрые и хорошие люди, но никто из них не живет церковной жизнью».

Родители понимали, что если возьмут крестных «для галочки», это будет профанацией таинства. И в данном случае я посчитал необходимым крестить ребенка без восприемников.

Мы знаем, что младенцев крестят по вере тех, кто приносит их ко крещению. Как правило, приносят родители, и воспитание в православии, во всяком случае, «основной контент», дети получают тоже в семье. Восприемник же принимает участие в жизни крестника крайне редко.

Единственный известный мне случай – с одним из братии нашего монастыря. В период воцерковления ему очень помогала крестная, верующая женщина. Она реально потрудилась, чтобы он ступил на путь ко Христу, и действительно полностью выполнила те функции, которые должен нести восприемник. Но это, повторюсь, единственная подобная история.

Но, конечно же, лучше придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении восприемник или восприемница берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребенок вырастет православным христианином.

«Вы покрестите, а там посмотрим…»

– Что конкретно крестным родителям нужно для этого делать?

– По уставу Православной Церкви, по древней традиции, мальчику дается восприемник, девочке – восприемница. Сейчас, как правило, у каждого ребенка крестных двое. А в некоторых регионах бывает и по несколько пар крестных. Но это уже является человеческим привношением – люди просто хотят породниться с семьей крещаемого младенца. Ничего общего с православной христианской традицией это не имеет, и никак с духовной точки зрения не обусловлено.

Вообще, на мой взгляд, институт восприемничества в наше время глубоко и серьезно профанирован отношением к обязанностям крестных родителей. Во многом вина за это лежит и на нас, на духовенстве. Мы не уделяем должного внимания работе с людьми, которые приходят в храм с желанием окрестить ребенка.

Кстати, в нашем Ионинском монастыре и в скиту в селе Нещеров под Киевом беседа с родителями и восприемниками проводится обязательно. В Нещерове даже по несколько бесед – и с венчаемыми, и с крещаемыми, и ни покреститься, ни повенчаться нельзя, пока люди не прослушают весь курс.

Некоторые священники говорят: «Да что курсы! Они только отталкивают, люди разворачиваются и идут крестить в храм, где на это никто не обращает внимания».

Ничего подобного. Как показывает опыт, крестятся и венчаются очень даже охотно и знакомым советуют – мол, в таком-то храме серьезно относятся к таинству, идите и вы крестите там.

Вина духовенства, что оно не работает с паствой в этом направлении, не объясняет задачи восприемников, не предостерегает от поспешного согласия ступать на такой духовно опасный путь. Я действительно считаю, что становиться восприемником духовно опасно.

– Можете пояснить, почему?

– Есть несколько аспектов. В идеале родители, которые сами живут церковной жизнью, приглашают православного человека крестить их детей. В этом случае, конечно, отказываться вряд ли стоит. Да, это ответственность, но риск недоброго ответа на страшном судищи Христовом существенно уменьшается. Отец с матерью сами занимаются воспитанием, а крестный лишь помогает – дарит духовную литературу, ездит вместе в паломничества.

Но когда православного человека приглашают быть восприемником нецерковные люди, я всегда прошу очень и очень хорошо подумать. Насколько близка вам эта семья, насколько родители лояльны к христианству, готовы ли они давать возможность реально участвовать в воспитании их ребенка? В большинстве случаев выясняется, что не готовы: «Ну, вы покрестите, а там посмотрим…»

Поэтому нужно как следует всё взвесить – ведь это большая ответственность, вы поручаетесь перед Богом за этого младенца.

Если по малодушию, или по неразумию, или по какой-либо иной причине – возможно, из любви к этой семье – человек согласился стать крестным, а ему затем говорят: «Спасибо, ваших советов нам не надо, мы сами воспитаем своего ребенка в тех традициях, которые считаем нужными», в таком случае задача восприемника – денно и нощно, насколько по силам, молиться за крестника. Поминать на утренних и вечерних молитвах, подавать записки на Литургию. Стараться восполнять отсутствие общения физического общением молитвенным.

«Вам самим что, благодать не нужна?»

– Что делать, если крестник растет вне Церкви, не причащается?

– Стараться говорить с родителями, объяснять, прилагать все усилия для того, чтобы они дали возможность общаться с ребенком на эту тему.

Относительно причастия детей мне близко мнение протоиерея Алексия Уминского, который считает, что ребенок должен причащаться вместе с родителями. Это и я говорю всем, кто подносит младенца под благословение.

Если родителей спросить, для чего они причащают детей, большинство ответит – «чтобы Господь дал благодать, чтобы ребенок соединился с Господом, принимая Его Тело и Кровь». Но, простите, а вам самим что, благодать не нужна? Вы не нуждаетесь в приобщении к Телу и Крови Христовым?

Дети воспринимают только личный пример, и, как показывает многолетний опыт, сколько бы верующие бабушки ни носили младенцев на причастие, если папа с мамой от веры далеки, практически в 100% случаев ребенок, как только становится самостоятельным, абсолютно о храме забывает.

Лишь благодатью Божьей уже в сознательном возрасте он может прийти в храм. Не вернуться – потому что он тут, по сути, никогда и не был: его дома не воспитывали в вере, он не просыпался и не засыпал с молитвой, не жил в христианской атмосфере. Поэтому и сказать, что он вернется в храм, нельзя. Он туда придет.

Конечно, причастие младенцу нужно. И если крестный возьмет на себя труд и будет носить ребенка к Чаше, это лучше, чем если бы крестник жил вообще вне таинств. Но насколько это скажется на его христианском воспитании, большой вопрос.

Поэтому важно приложить все силы для того, чтобы была возможность с ребенком общаться. Не так, как это сейчас принято, – когда крестный приходит раз в год на день рождения, или на день Ангела, или на Новый год, дарит какую-то ерунду, обменивается с крестником двумя-тремя умильными фразами, отбывая таким образом повинность, и с чистым сердцем удаляется.

Не обольщайтесь, это не восприемничество. Такое поведение вообще ничего общего с христианством не имеет, наоборот, происходит профанация взаимоотношений восприемника и крестника, и за это придется давать ответ перед Богом.

С ребенком нужно общаться, в том числе на христианские темы, читать с ним христианские книжки, посещать вместе храм. Если же это встречает категорический отказ со стороны родителей, тогда возьмите на себя подвиг молитвы за крестника. Это важно, потому что задача крестного – не подарки дарить, а ко Христу вести.

– Многие стесняются «грузить» разговорами о религии и вере или не имеют опыта общения с ребенком на такие темы…

– Если всё так сложно, не надо соглашаться быть крестными у нецерковных родителей.

Назвался груздем – полезай в кузов. Старайтесь теперь, ищите слова. Перед этим обязательно помолитесь. По благодати Божьей, по Его вразумлению, придет понимание, как достучаться до ребенка. К делу нужно приступать только с молитвой, попросив у Господа помощи.

«Если не будешь причащаться – это 100% ад»

– Вопрос о другой ситуации. Многих из нас крестили в советское время, когда родители часто были против, и бабушка с тетей или подружкой несли детей в церковь на крещение тайком. Ребенок вырос, воцерковился, а крестные в храм так и не пришли. Есть ли обязанности у верующего крестника по отношению к своему нецерковному крестному?

– Как это сделать? Люди в возрасте воспринимают, как правило, «в штыки», когда «яйцо начинает учить курицу». Тем более в духовных вопросах.

– Опять же, приступать к делу нужно, помолившись. Попросить у Господа помощи, осознав свое недостоинство, свою недалекость, никчемность и бестолковость. Когда Господь даст благодать? Когда поймем, что обращаемся к Нему, потому что сами немощны.

Если человек хочет научиться кататься на горных лыжах, но приходит к инструктору и начинает рассказывать, как он всё хорошо умеет, и инструктор ему нужен только, чтобы показать пару приемчиков, понятно, что при спуске с горы такой умник наломает дров и наполучает травм. А когда есть понимание, что всё, что я умею, – это по прямой лыжне ходить да скатываться с горки возле дома, тогда инструктор начинает как следует учить, и всё это приводит к конкретному результату.

Так же и мы – если смиримся, если осознаем, что ни на что не способны – без Господа «не можем творити ничесоже», тогда Господь Сам приходит на помощь.

Обязательно помолившись, подумайте, чем можно заинтересовать взрослого, пожилого человека в этом отношении. Пригласите его на экскурсию в храм или подарите какую-то книжку, брошюрку. Бывает, если прямо предложить что-то почитать, человек откажется: «Как это? Я жизнь прожил, а тут какая-то сопля зеленая вздумала меня учить…» В таких случаях может сработать «обходной маневр» – когда где-то на видном месте оставляется или забывается какая-то книга, которая может заинтересовать.

Зачастую пожилые люди имеют больше времени, и они привычны к чтению. Поэтому есть вероятность, что «забытая» книга будет прочитана, и какое-то зерно упадет на сердце. Вариантов – масса, главное – подумать.

На кого-то, наоборот, может подействовать удар, что называется, в лоб, и человек встряхнется.

У нас в Ионинском был один дедушка – хороший человек, отличный слесарь, приходил, помогал. Как-то заметили, что он стал реже появляться. Оказалось, болел, лежал в больнице. И вообще было видно, что человек потихоньку сдает (по многим пожилым людям видно, что они клонятся к закату). Мы были с ним на дружеской, короткой ноге, и я прямо его спросил: «Леня, а ты вообще в Бога веруешь?» – «Ну да, верую». – «Когда же ты последний раз причащался?» – «Ой, я и не знаю, когда». – «Если не будешь причащаться, в ад попадешь». – «Точно?» – «100 процентов…» – «А как сделать, чтобы причаститься?..»

Человеку уже под 80 было, долгие разговоры некогда вести. Я объяснил ему самые простые вещи, то, что он мог воспринять. Понятно, какой с него пост и длительные богослужения, но к причастию он подготовился и стал причащаться регулярно. Через полгода он мирно отошел ко Господу, и я верю, что Господь его принял. Потому что человек в чистоте сердца откликнулся на зов: «Примите, ядите». Просто встал и пришел.

В вопросе отношений с Богом компромиссов быть не может

– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?

– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.

И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить.

Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе.

– Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях.

– Как говорил один мой знакомый, «я в этом некое лукавство зрю!»

Если православный соглашается быть восприемником у ребенка родителей-католиков, какой Символ веры он будет читать в храме во время Таинства Крещения? В какой храм он будет нести причащать этого ребенка, в какой вере будет его наставлять?

Одно из двух – это или лукавство в отношении веры, когда нет разницы, во что веровать и как веровать. Или человек заведомо не планирует исполнять функции крестного, и для него участие в Таинстве – лишь повод вступить с данной семьей в более тесные и дружеские отношения. Опять же, это профанация восприемничества.

– Часто люди поступают так, чтобы не вызвать досаду ближних…

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия.

Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь.

То есть во все времена люди были готовы идти на смерть за твердость в своей вере, а мы почему-то из побуждений, как бы кто о нас чего плохо не подумал, с такой легкостью готовы отступить от Христа.

Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя.

– Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет. И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?»

– Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины.

Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека.

Дорогие друзья! Мы приглашаем вас принять участие в дискуссии на тему огласительных бесед перед крещением. Как вы оцениваете введение таких бесед? Какие результаты, по вашему мнению, они должны принести. Какие проблемы вы видите в связи с этим? Как вы видите решение этих проблем?
Ответы присылайте на почту [email protected]

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 17.02.2018 14:30:08

Алла, г. Набережные Челны

Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за крещеных, но не верующих родственников?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за крещеных, но не верующих родственников? Прочитала на одном православном сайте такое мнение, что этого делать нельзя, так как эти люди (неверующие, хотя и крещены) не принимают участия в жизни Церкви и в Таинствах. Так ли это? Я несколько лет подаю такие записки за своих родственников. Если это мнение верно, то как поминать таких родственников?

В свое время о поминовении сказал блаженный Августин Иппоннийский (V век): «за весьма добрых они (имеется в виду частички вынутые на проскомидии) служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых» (Настольная книга для священно-церковно-служителей. С.В. Булгаков М. 1993 г. т. I, ст. 889).

Святой Симеон Солунский, автор XV века говорит в своем труде: «До нас дошло учение от древних отцов о том, что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу. Частицы представляют при священнодействии тех самых людей, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Это подтверждается словами священника, произносимыми во время проскомидии: «Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник!». Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее принятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. — М., 2009. — С. 349-350).

Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать. И вопрос здесь даже не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей. Но, прежде всего, мы молимся о неверующих и невоцерковленных, желая им покаяния, прихождения в полноту познания Христовой истины. Поэтому молиться за них надо.