Что такое четки и для чего. Можно ли мирянину молиться по четкам

С ила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама. А основным инструментом для правильного и служат чётки – мала. Это является сутью четок .

Четки как основа джапы. Суть четок

История мала насчитывает несколько тысячелетий. Чётки служат обязательным атрибутом многих практиков йоги, ведь это не просто символ какой-то одной духовной традиции. Западные люди обычно представляют их как своеобразные бусы, собранные воедино прочной нитью. Формально именно так и есть – мала представляет собой 108 бусин, нанизанных на нить. Оба конца этой нити скрепляются воедино 109 бусиной, из которой иногда оставляют своеобразный хвост. Однако то лишь внешняя суть чёток – такой аксессуар выступает в роли хранителя энергии, предмета, в котором накоплена истинная через мантры. Нить служит символом внутреннего стержня, а бусины олицетворяют зримую составляющую миров.

Чётки используются при чтении мантр для отсчёта количества повторений. Проводить расчёты в уме в принципе невозможно – это помешает сосредоточить своё сознание на выбранной мантре, а значит, результат такой медитации будет нулевым. При этом обойтись полностью без счёта тоже не получится – количество повторений является важной составляющей духовного просвещения. Так, начальным уровнем практики считается 108 тысяч повторений мантры – только тогда она усваивается на подсознании и постепенно входит в ум. Это число является своеобразной точкой отсчёта, целью, которую стремится достичь практик.

На некоторых чётках присутствуют также специальные счётчики, позволяющие фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Это позволяет медитирующему не отвлекаться от погружения в себя и при этом не сбиваться со счёта.

Для чего нужны четки?

С момента рождения сознание человека загружается бесчисленным количеством информации, которая поступает извне. Реалии современной жизни таковы, что большая часть этих знаний лишь засоряет мозг – телевидение, масс-медиа и пресса приносит мало доброго и светлого в нашу жизнь, да и общение не всегда идет на пользу, ведь все люди устроены по-разному. Сознание, перегруженное информацией, нуждается в очищении посредством медитации, и .

Чем глубже практик погружается в медитативное состояние, тем больше ненужной информации, спрятанной в потаённых уголках души, ему открывается. Чтобы разобраться в огромном количестве ненужного хлама, потребуется максимум усердия и терпения, поэтому отсчитывание мантр является непременным спутником медитации. Малы помогают настроиться на нужную волну, не отвлекаться от практики и подходить к молитве более осознанно. Впрочем, отсчитывание мантр – хоть и основное, но далеко не единственное предназначение чёток:

  • Концентрация и внимание. Использование мал во время медитации требует полного отвлечения от внешней суеты и погружение в собственное подсознание, где и происходит осмысление. Поэтому перебирание бусин позволяет концентрироваться на произносимых мантрах, не обращая внимание на происходящее извне.
  • Контроль над телом и сознанием. Во время медитации иногда руки непроизвольно тянутся теребить окружающие предметы, особенно у тех, кто только начинает своё знакомство с буддийскими традициями. Чётки помогают избежать этого, ведь, если руки заняты делом, то и ум не отвлекается на посторонние предметы.
  • Осязание. На кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, тесно связанных с мозгом. Размеренное и монотонное перебирание бусин позволяет снять стресс и успокоиться, расслабиться и восстановить гармонию нервной системы.
  • Накопление энергии. Каждый раз, перебирая чётки, практик делится позитивной энергией с природным материалом, из которого они выполнены. Чётки способны накапливать этот поток и при следующей медитации делиться теплом и зарядом энергии со своим обладателям.
  • Лечебные функции. Поскольку малы являются своеобразным аккумулятором энергии, прикоснувшись к ним, можно получить поддержку в самые смутные часы своей жизни – при телесных или душевных недугах, череде неудач и упадке сил.
  • Отсчитывание ритма. Некоторые мантры требуют особого ритма при произнесении, и чётки помогают его наладить.

Буддийские чётки были и остаются настоящей реликвией для истинных приверженцев Учения. Неспроста принадлежащие великим Учителям малы замуровывали в ступы или фундаменты храмов, размещали на алтаре – в них сокрыта великая сила, неописуемый поток положительной энергии, света и благости. Перебирая бусину за бусиной, практики приближаются к священной цели – найти своё истинное предназначение, очистить душу и разум от ненужного мусора, стать ещё на ступень выше на пути саморазвития и приблизиться к просветлению.

Виды четок

Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.

Четки представляют собой довольно важный, хоть и вспомогательный, атрибут во многих мировых религиях, в том числе и в православии. Основным их предназначением является подсчет произнесенных молитв и сделанных поклонов.

Внешне они похожи на бусы, нанизанные на нить, которые чередуются с более крупными бусинками, и обязательно имеют в своем содержании крест. Изготавливают их в основном из слоновой кости, дерева, иногда стекла и янтаря, а так же бывают и случаи использования других материалов.

История четок

В далекие времена, когда христианство только зарождалось, многие последователи уходили в пустыни, как можно дальше от суеты мира, что бы скрыть свою веру и посвятить свои жизни непрестанной молитве Господу. Люди эти в своем большинстве не обладали грамотой, и потому, что бы облегчить чтение Псалтыря, в котором насчитывается 150 псалмов, они стали использовать веревки, завязанные в узелки; еще одним вариантом было навязывание злаковых зерен на нить. Таким образом, сформировались первые христианские четки.

Молящиеся используют это изделие для полного сосредоточения на прочесе молитвы, что бы погружаться в процесс не только умом, но и телом. Существует древнее предание, по которому Богородица явилась одному человеку, что истинно верил, и сказала, что маленькие зерна необходимо разделить по 10 более крупными. Уже в тринадцатом веке зерна были заменены бусинами.

На сегодняшний день известны немало чудес, что были совершенны благодаря использованию четок православных молитвенников. Так, однажды один человек обратился за помощью к старцу Порфирию Кавсокаливиту, что бы тот помог облегчить страдания близкого ему человека, что был болен раком. Старец дал человеку свои четки, которые потом были переданы больному, и, спустя недолгое время, больной получил исцеление.

Значение четок

Наверняка Вы неоднократно пытались понять, зачем нужны четки. Наиболее часто их используют в монашестве. В православии значение четок куда больше, нежели простой подсчет молитв; иногда этот простой на вид инструмент сравнивают с неким подобием духовного меча.

Сам образ креста Христова является знамением победы над грехом и самим дьяволом. Еще одним важным элементом является напоминание о постоянном бодрствовании и непрерывном общении того, кто молится, с Богом. А сам процесс перебирания четок позволяет полностью сосредоточиться на процессе совершения молитвы.

Суть же самих четок в том, что при их переборе не нужно утруждать себя подсчетом количества прочитанных молитв, все делается буквально на ощупь. В современном мире чотки представляют собой замыкающуюся нить, на которой нанизаны своего рода «зернышки», что разделяются по 10 штук бусинками более крупного размера. Количество бусинок обычно варьируется от 50 до 100 штук, однако вариант монахов-келейников может содержать 1000 таких бусинок.

Во времена древней Руси четки имели форму замыкающейся лестницы, что состояла из деревянных «ступенек», что обшивались какой-либо материей или же кожей. На духовном пути они символизировали лестницу на небеса, путь спасения. Замкнутость всей лестницы гласит о непрестанности делания молитвы.

Как использовать православные четки

В этой главе мы рассмотрим еще некоторые особенности инструмента под названием четки православные и как ими пользоваться. Несмотря на их повсеместное использование в монашестве, они все же используются и мирянами; хоть жестких правил не существует, некоторые моменты все же есть, и мы их коснемся.

Первым делом желательно бы взять благословение у духовника на разрешение использовать четки. Духовные наставники рекомендуют мирянам использовать четки вдали от посторонних глаз. Так же крайне не рекомендуется самостоятельно устанавливать молитвенное правило, так как это может стать поводом для греха гордыни

Важным моментом при выборе является удобство изделия, потому обязательно нужно подержать их в руках, что бы понять, удобно ли будет ими пользоваться. Так же обратите внимание на то, что все бусинки должны быть гладкими на ощупь. Будет лучше, если бусинки на четках не будут слишком большими, так как перебирать их будет не очень удобно; так же изучите, сколько весит изделие – оно должно быть легким.

Перед началом чтения молитв займите удобную позу, а в процессе чтения бусинки нужно перекидывать с пальца на палец, что бы четко их зафиксировать. Заметьте, что четки, которые уже использовались другим человеком, лучше не брать в собственное пользование, так как они напитываются энергетикой того человека. Такое имеет место только в случае, если четки передает учитель своему ученику.

На каждую бусинку приходится чтение Иисусовой молитвы. Когда доходит очередь до крупной бусинки, то читается молитва «Богородице Дево, радуйся» или же вместо нее «Достойно есть», а после этого снова читается Иисусова молитва. По завершению необходимого числа молитв, или же круга, как правило, читается «Отче наш».

По четкам так же можно читать и другие молитвы: в их числе молитвы Ангелу Хранителю, покровителю своего имени и различные другие. Очень важно иметь бережливое и уважительное отношение к своему изделию, всячески его уберегать от повреждений, дабы не испортить энергетику. Если подобное все же случилось, то следует их отремонтировать и освятить; в случае, если же это невозможно, то необходимо их сжечь.

Изделие пропитано поистине глубоким символизмом, так как его вручают монаху при пострижении как символ постоянного сражения с грехом. Монах обязан не расставаться со своими четками на протяжении всей своей жизни, и при любых обстоятельствах не прекращать Иисусову молитву.

Купить это изделие можно практически в любом магазине сувениров, лавке икон или же в монастыре. Здесь кроется один важный момент: считается, что четки нужно использовать только по их назначению. Нужно помнить, что четки не должны являться каким-либо модным атрибутом; для истинно верующего человека недопустимо использовать этот инструмент в качестве украшения, носить их запястье, выставлять висеть в машине и пытаться успокоить их перебиранием разгулявшиеся нервы.

Смысл такой непрестанной молитвы заключается в понимании ее смысла и соприкосновении с Господом. При постоянном их повторении разум отвлекается от вредных мыслей, и полностью сосредотачивается на Боге. При помощи такого борца с вредителями, как молитва, и с использованием четок взращивать в душе хорошие качества становится намного легче.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Православная вера – особенный дар народа, который он несет из поколения в поколение. Эту религию окружает множество тайн, традиций. Помимо классических предметов православия, таких как иконы, есть еще один важный православный оберег – четки. Данное изделие не имеет такого большого распространения, как мусульманские четки, однако имеет свою историю. Великолепные, изысканные четки ручной работы, несомненно, порадуют каждого православного человека, они обладают особенной силой, наделены особенным смыслом. Обращаясь к истории мы выяснили, что данный предмет имел специальное предназначение – он использовался для подсчета молитв во время служб. В настоящее время появилось и бытовое назначение – в качестве оберега, украшения, сувенира.

Внешний вид

Множество лет еще наши предки молились Богу с помощью такого изобретения как четки, которые были сделаны вручную. Маленькие бусы, зерна, нанизанные на нить, чередуются через десяток. С помощью них люди подсчитывают количество молитв, каждый верующий человек, имеет в своем арсенале четки. Четки сделаны в форме круга, он символизирует вечность. При молитве человек соединяться с нею. В кругу изделия, находится невероятно красивая кисть с крестом, которые напоминают человеку об исполнении заповедей Христовых. Количество бусин разное, начиная от десяти и до тысячи. Каждый десяток разделяется узелком.

Предназначение православных четок

Изначально можно подумать, что ряды шариков просто украшение, но это не так. Основная функция их ритуальная. Во время перебирания четок в руках, у человека образовывается хорошее настроение, духовное состояние, наступает покой и блаженство. Данное изобретение довольно хорошо влияет не только на руки и пальцы, но и на здоровье организма. Четки хорошо восстанавливают моторику пальцев после травм, помогают от боли, стабилизируют давление. Они палочка выручалочка для тех людей, которые очень чувствительные к магнитным бурям. Это отличный аксессуар для православного человека, который соблюдает традиции и умеет читать молитвы по четкам.

Кому дарить?

Православные четки можно подарить своим родным, близким, любимы людям. Качественные и по приемлемой цене можно приобрести на нашем сайте. Здесь большой выбор готовых изделий, которые сделаны вручную с соблюдением всех правил и моралей. Четки сделаны с таких материалов как: золото, дерево, кожа.

При выборе данного аксессуара руководствуемся несколькими правилами:

· предпочтение следует отдавать изделиям с крестом или иконкой, например такие варианты как « », «Божья матерь», «Дева Мария» и др.;

· не перепутайте с православными, здесь бусины чередуются через десяток;

· материал не столь важен, например, можно заказать недорогие , которые будут выглядеть весьма привлекательно;

· учитывайте личные предпочтения, в соответствии с ними можно заказать четки определенного вида и конфигурации.

Несут в себе веру, здоровье, энергию, которое начинается с наших пальцев. Подарком будет доволен каждый православный человек. Этот презент станет лучшим признанием в ваших искренних чувствах, он без слов выразит заботу, нежность, любовь, дружбу. Не нужно бояться дарить православные четки даже тем, кто не особо верит в бога. Ведь такое изделие является особенным помощником и оберегом во всех делах и начинаниях, оно оградит от бед, убережет от несчастий и поможет обрести удачу, успех, радость бытия, гармонию с миром, а также укрепит здоровье.

(27 голосов : 4.2 из 5 )

иеромонах Серафим (Параманов)

О чётках

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, – Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более короткие формы, самая короткая из которых – «Господи, помилуй мя». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

«Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова…: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго» . Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. ), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются «мечом духовным». И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является «духовным мечом». Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом – молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение – чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели – это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски – бич от вервий (), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» – всевозможную нечистоту – «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, – это храм Божий (см. ).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток – их узлов, которые между собой соединены, – с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть – распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью – так называемым «воскрилием», четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. …Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. ). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно – к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству – чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, – также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае – с вечностью. Апостол Павел говорит:Видимое временно, а невидимое вечно (). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки – это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов» .

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: «Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго». И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. , Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием» .

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: «Главное – надо стать умом в сердце пред Господом, – пишет епископ (1815-1894), – и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже – не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, – и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, – что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же .

«Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой – вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более – сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. «Не сделав первого шага – не пойдешь, и не нырнув в воду – не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно».

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; наконец – крайне редко – до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят «…Сыне Бога Живаго…». Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только – не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных»,- предостерегает св. .

Для молитвы «по правилу», как и для «свободной», нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и – лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон – преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более – пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще – отнюдь не поощряется. В «Откровенных рассказах странника» старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом – 6 тысяч и наконец – 12 тысяч, не больше и не меньше. Это – совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: «Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв»».

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. «Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, – пишет св. . – Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies ), а не безмолвником (hesychastes )» . «А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, – пишет преподобный († 1508), – не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений». «В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, – пишет епископ Феофан. – Существо умной молитвы – в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве». Только так призывая имя, – не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность» .

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, – имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека .

«Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело – когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело – произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва «входит в сердце», так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. «Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете… Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную». Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника («Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»):

«Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду… Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: «Непрестанно молитесь» ()» .

Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками
О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки – это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние – все, что было в его сердце .

Истинный послушник – подражатель

В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему.

Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец.

Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня.

Согласно с преданием, которое стало для него требованием совести, и отец Пантелеимон неопустительно совершал суточное молитвенное правило – поклоны и молитву по чёткам – и непрестанно произносил умом и устами молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси мя», «Крестителю Христов, моли Бога о мне и помози ми грешному», «Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне грешнем».

С позволения старца и духовника, помимо повседневных суровых и тяжелых послушаний и своих собственных молитв и духовного делания, он творил особую молитву за своих родителей и родственников по плоти и по духу и за весь мир.

Он был настолько точен и внимателен в своей жизни вообще и в своих повседневных молитвенных трудах, церковных службах и Божественной литургии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы полечить правую руку, с детских лет поврежденную, и в течение 15 дней после операции он не мог творить поклоны и перебирать чётки, старец заповедал ему заранее совершить столько молитв и поклонов, чтобы покрыть упущенные во время выздоровления дни; о. Пантелеимон совершал по 500-1000 поклонов и по 50-60 сотниц в сутки.

Чтобы дать пример отсечения своей воли, мы расскажем об одном из многих случаев, которым сами были свидетелями.

Дело было летом; уже зрел инжир. В нашей келлии напротив дома было немало фиговых деревьев; они росли и в саду, примерно в ста метрах ниже по склону. На тех деревьях, что росли перед келлией, инжир уже начал набухать, но еще не поспел. На следующий день мы с братом отправились в нижний сад, чтобы вскопать его. Мы принялись за работу и, присев немного отдохнуть под сенью фигового дерева, с радостью увидели, что на нем немало спелого инжира. Я встал, чтобы нарвать плодов.

Отец и брат Пантелеимон сказал:

— Эй! Что это ты делаешь, брат?

Не подозревая, что я что-то делаю не так, я наивно отвечал:

— Брат, я вижу что здесь инжир уже созрел, и раз мы ничего не взяли с собой на завтрак, я нарву немного инжира, чтобы было что поесть.

А он кротко ответил мне:

— Брат, а ты взял благословение у старца?

Оправдываясь, я сказал:

— Я не знал, брат, что здесь инжир уже поспел, чтобы заранее спросить разрешения и благословения; я не думаю, что старец отказал бы. Давай я сейчас нарву плодов и мы поедим, а потом расскажем об этом старцу.

Тогда он говорит мне:

— Замечательная идея, брат: сначала заняться тайноядением, а потом попросить прощения! Это называется умышленным грехом и заслуживает наказания. Так что надо бы сначала попросить разрешения на то, что ты собираешься сделать, чтобы оно было по благословению Божию, к твоей душевной и телесной пользе.

По этому критерию он всегда выстраивал свою жизнь. И таким образом он никогда не сбивался с курса, потому что ответственность за всякое его дело нес старец, который заранее знал обо всем, что собирался делать о. Пантелеимон. Поэтому его совесть всегда была спокойной, чистой и безмятежной, ибо он исполнил свой долг.

Сила молитвы по чёткам

Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов – перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам – произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!

Это услышал служивший священник и говорит монаху:

— Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.

Тогда бес, рассвирепев, закричал:

— Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.

Молитва с утруждением

Отец Арсений Пещерник говорил: «Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую».

Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т. 2. Без даты.
Печатается по изданию: «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря». М., 1996.
Нижегородский Интернет-справочник «Культурный туризм»,
Игумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург. Материал размещен на сайте монастыря по адресу:
Монах Борис. Наставления в молитве Иисусовой. Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь, 2001.
Епископ Диоклийский Каллис (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:
Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу.

Считается, что родоначальницей современных православных четок является Индия. В древние времена, большинство простых людей считать не умело. Верующие, чтобы помочь себе во время молитвы использовали различные предметы: камни, ракушки, орехи, семена.

В дальнейшем стали вязать узелки на тонких ремнях из кожи и на веревках. Это стало более удобным способом для подсчета молитв. Затем, на веревку стали нанизывать мелкие круглые бусины из дерева или натуральных камней. Такое приспособление широко распространилось среди верующих всех религиозных течений.

Основной функцией четок является удобство при подсчете молитв, которые произносятся христианами. Во время молитвы не должны отвлекать посторонние мысли или шумы. Истинно верующий возносит слова молитвы с полной отдачей, отрешаясь от всего земного. Христианские четки помогают сосредоточиться на произносимых словах и не отвлекаться на подсчет уже прочитанных молитв.

Еще одно предназначение четок заключается в постоянном напоминании о том, что нужно стремиться к очищению души, творить добро, просить у Бога прощения за содеянные вольные или невольные прегрешения.

Четки, надетые на запястье руки, служат хорошим напоминаниям о том, что молитвы произносятся верующими не только утром и вечером, но и в течение дня.

Для чего еще могут служить четки и как ими пользоваться

Во время вознесения молитвы четки служат не только для подсчета молитв, но и помогают настроиться и расслабиться. Спокойное сосредоточение на молитве очищает разум от мирских волнений и забот. Когда подушечки пальцев касаются гладких бусин, верующий погружается в умиротворенное состояние. Перебирая четки, учатся избавляться от дурных мыслей и гнева, приучают себя к терпению.

Многие, впервые увидевшие или взявшие в руки четки, задаются вопросом об их назначении. Изначально они использовались во время ритуальных действий – подсчета прочитанных молитв или поклонов. Прочитав одну молитву или совершив поклон, перемещали одну бусину, отсчитывая этим выполненное действие. Поэтому четки и стали так называть.

У православных четок количество бусин строго определено. Каждая бусина может иметь свой размер. Так удобнее будет понять, необходимое количество чтений для каждой молитвы, входящей в цикл.

Для того чтобы считать молитвы, пальцами левой руки перебирают бусины одновременно с вознесением новой молитвы. Отдельная бусина соответствует одной молитве. Когда перебирая мелкие бусинки, доходят до крупной, останавливаются и произносят молитву «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», потом Иисусову молитву. После того, как положенное число молитв будет прочитано, заканчивают молиться, и читают «Отче наш». По четкам читаются разные молитвы.

Со временем четки стали использовать и для других целей.

  1. Четки использовались странствующими аскетами для расслабляющего массажа, который помогал снять усталость.
  2. Перебирание четок успокаивает и снимает напряжение.
  3. Нельзя обходить вниманием и пользу тактильного прикосновения к четкам. Массаж кончиков пальцев, на которых находятся нервные окончания, положительно влияет на здоровье внутренних органов.

В эзотерики используют четки для коррекции и фиксации определенных программ. Этот, казалось бы, сугубо церковный инструмент для молитв, может служить талисманом, призванным очищать ауру и привлекать положительную энергию.

Подробнее о том как пользоваться четками смотрите тут:

Сколько бусин у православных четок

Православные четки легко отличить по количеству звеньев, которое кратно десяти – 50,100,150 и так далее. Материалом обычно служит кожа (лестовка). Могут использоваться узелки из шерстяных нитей. Четки из дерева и камней пришли в Православие из других культур.

Четки давно уже стали одним из самых известных атрибутов в большинстве религий. Имеются некоторые различия в количестве бусин. Часто можно увидеть красиво изготовленные четки из слоновой кости, натуральных камней, ценных пород дерева или декоративного стекла.

Личные четки

Созданию четок для личного пользования всегда уделяли особое значение. Эзотерики полагают, что это могущественный талисман, объединенный в одно целое из множества бусин. Они считают, что он постоянно находиться в движении, благоприятно действует на перемещение силы в чакры, очищает ауру, дает возможность использовать космическую энергию, черпать силу в молитве и в окружающем мире.

Материал, из которого сделаны бусины, в этом случае тоже имеет огромное значение, так как он способен аккумулировать накопленную энергию молитв или мантр, в результате чего оказывает благоприятное воздействие на психику и энергетическое поле владельца.

Кому можно использовать четки

Четки используются повсеместно в монашестве для отсчета поклонов или молитв. Несмотря на это их значение нужно рассматривать более широко. Не удивительно, что четки называют духовным мечом.

Одним из важнейших элементов православных четок является крест, который наделен очень мощной и сильной символикой. Это и напоминание о муках, принятых спасителем на Кресте, и оружие искупления, и символ бессмертия. Для верующих Крест является олицетворением победы над смертью, грехами и дьяволом.

Для монахов это не просто счетный инструмент, а напоминание о молитве, покаянии. Это один из предметов, помогающих в общении с Богом.

Не существует запретов и канонов, ограничивающих использование четок только в монашеской жизни. Однако есть общепринятые ограничения для употребления их в миру.

Верующий перед использованием четок должен получить благословение духовного лица.

Нельзя отожествлять этот инструмент для молитв с модным атрибутом и тем более использовать его для показательного превосходства над другими людьми. Четки не должны служить символом гордыни и богатства, в том случае если сделаны они из дорогих материалов. Использование таких четок является фарисейством. Пастыри советуют пользоваться этим духовным инструментом скрытно и хранить его подальше от чужих глаз.

Форма четок

В наши дни четки являются замкнутой нитью, с нанизанными на ней шариками. Мелкие «зернышки» разделяются на десятки, бусинами больших размеров. Самым распространенным числом бусин для четок считается пятьдесят или сто. Число «зернышек» для монашеских молитв может достигать даже тысячи.

В древней Руси четки были другой формы. Они делались в виде замкнутой лесенки. «Ступени» лесенки делали из дерева, затем обшивали их материалом или кожей. Такое приспособление назвали «лествицей» или «лестовкой», то есть лестницей. Отожествляли его с лестницей спасения уходящей в небо. Замкнутую листовку связывали с непрекращающейся вечной молитвой.

Четки для мирян

Четки вполне можно считать частью монашеского облачения. Миряне же могут использовать их, только получив разрешение и благословление духовника. При этом не рекомендуется выставлять четки на показ. Они должны носиться в кармане и использоваться во время молитвы дома.

Чтобы сотворить молитву в общественном месте, в транспорте или на работе – достаточно нащупать четки в кармане и начать перебирать бусины.

Виды православных четок

В православии использовали несколько вариантов четок. Со временем к ним постепенно добавлялись новые, а в наши дни старые варианты почти забыты.

Брояница

Это сербский вариант православных четок. Он представляет собой упрощенную и более компактную версию Вервицы и похож на домашнее шитье. Брояницу носят на руке в виде браслета. Она изготавливается в основном из кожи, шерстяных ниток, плотной ткани. Обязательное количество узелков – 33. Это число связывают с количеством лет, прожитых Иисусом Христом на Земле.

Особенность четок заключается в том, что соединяется шнур равносторонним металлическим или деревянным крестом. Очень часто этот крест изготавливают из драгоценного материала и гравируют на нем маленькую иконку. Народные традиции гласят, что Брояницу нельзя покупать или делать самому. Ее должны подарить.

Этот вид четок уходит своими корнями в далекое прошлое. Они представляют собой веревку с навязанными на ней узелками различного размера. Такой вариант считается основным видом христианских четок. Именно Вервицу предлагают купить верующим в приходских магазинах.

Эти четки плетут специальным способом, используя для этого большой кусок шерстяной ленты. Делают 100 узелков, которые разделяют через каждые десять или двадцать пять маленьких, одним узелком большего размера. Иногда количество узелков достигает тысячи, а иногда насчитывается всего десять или тридцать три. Такие «маленькие Вервицы» носятся на руке.

Лестовка

Этот вид относят к старообрядческим четкам. Состоят они из соединенной в кольцо ленты, состоящей из специальных петель. В эти петли-бабочки вставляется свернутая в плотные валики бумага. На каждом листе бумаги пишут краткую молитву. К примеру, это может быть «Господи, помилуй». Считается, что такие четки помогают верующим полностью отдаться молитве и отрешиться от земных дел.

Преподобного Серафима Саровского часто изображали на иконах с лестовкой.

Листовками также пользовались Сергий Радонежский, Иулиания Лазаревская, Еразм Киево-Печерский, Вырицкий. Листовка рядом с этими святыми символизирует духовное восхождение от бренной земли на небеса.

Нельзя ни в коем случае относиться к четкам, как к средству декора – использовать как украшение на теле, в машине или дома. Четки являются орудием молитвы, а не красивым аксессуаром.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту: