Что означает выражение "наставлять рога"? Значение слова «рог» в библейской метафоре Средневековая поэзия и «рогатые мужчины».

Почему мужчину, которому изменила жена, называют рогоносцем?

Почему древние воины к боевым шлемам приделывали рога?

Почему дьявол изображается с рогами, в то время как в Библии нет ни единого упоминания о том, что они у него есть?

Попробуем разобраться.

Рога — символ мужского начала

Рога – один из самых древних и архаичных символов . Он использовался на протяжении всей ранней истории человечества для подчеркивания мужского начала, способного к изменению мира. Рога – символ мощи и энергии, символ – неукротимой, непоколебимой силы.

Рога — символ сексуальной силы.

В то же время это и символ плодовитости, способности к великому оплодотворению. С рогами изображаются кельтские боги, отвечавшие за урожай, например бог Цернунн. С рогами изображается и дьявол , обладающий, согласно христианским представлениям о мире, гипертрофированной сексуальностью.

В нашем бессознательном ассоциации между рогами и сексуальностью настолько сильны, что даже в двадцать первом веке браконьеры убивают тысячи носорогов только потому, что люди верят в чудодейственную силу порошка из рога этого животного, тогда как давным-давно уже доказано, что это заблуждение и на потенцию это средство не влияет никак .

В подсознании каждого человека, даже если он это и не осознает, рога – символизируют мужское начало . Именно поэтому, для демонстрации своей силы рога к боевым шлемам прикрепляли древние воины. Именно поэтому рога к своим головным уборам приделывали вожди, шаманы и жрецы.

Александр Македонский.

Известно, что рога как символ имперской власти использовал и Александром Македонским. На греческих монетах того времени профиль великого завоевателя изображался с бараньими рогами, означавшими в данном случае то, что Александр является сыном египетского бога Амона. В Египте его называли «Двурогий повелитель», а в Средней Азии — «Искандер Зулькарнайн», т.е. «Двурогий». Интересно, что это прозвище впоследствии у Александра перехватил один из его полководцев Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.

Интересно и то, что с рогами на лбу изображен и Моисей на знаменитой скульптуре работы Микеланджело справа от входа в собор святого Петра в Риме, а также на ряде других изображений. Как то это совсем не вяжется с бытующей ныне в народе уверенностью, что рога являются признаком темных сил.

Моисей. Микеланджело Буанаротти.

Кто такие рогоносцы?

Но почему же мужчин, у которых неверные жены, называют рогоносцами? У ученых-языковедов есть своя версия. Якобы жены древних германцев провожая мужей на войну надевали им на голову шлем с рогами. Отсюда и выражение «наставить рога» – то есть снарядить мужа в поход, а самой остаться свободной. Некоторая логика в этом проглядывает, но вот незадача германцы, также как и викинги и норманны, в реальности никогда не украшали свои шлемы рогами. Это всеобщее заблуждение , о котором как-нибудь в другой раз.

Скорее всего, дело в другом. Ранее рогоносцами называли и женщин. И изначально этот термин свидетельствовал о том, что тот или иной человек проявляет повышенную сексуальную активность. Но со временем это слово поменяло свое значение и в наше время рогоносцами называют мужчин.

Подведем итог вышесказанного. Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть – все это символизируют рога. Это глубинный и мощнейший символ мужского начала, начала, которому предназначено изменить мир.

Месяц, лучи светила, молния, солнечные и лунные лучей, богов урожайности;

Избавления, спасения, святости, смерти, бессмертия; дьявола;

Милости, алтаря, священничества, защиты;

Острые, колющие, но полые - символ фаллический, мужественный, но и женственный, восприимчивый.

■ Мужской сексуальный символ: потенция, гордость, фаллос, плодовитость, ревнивый муж (любовник).

Считалось, что рого способствовал плодородию.

Деспотизма, монархии, заносчивости, славы, агрессивности, победы, мятежа, бунта;

Изобилия, упорства, красоты, счастья, интеллигентности,

Вызова к бою, зова к молитве, призыва к освящению триумфа;

Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть.

Мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов.

Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были символом мужского боевого духа, фаллической силы, и символом плодородия, процветания, мужской плодовитости. Отсюда популярность и высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанных на скотоводстве и охоте.

Изображения рогатых фигур в наскальной живописи - вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты.

Рога быка образующие полумесяц, частый символ богинь-матерей (Великая Мать, Прамать) и плодовитости.

Рога барана, напротив, часто имели солнечный характер.

У простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное.

Охоты в поле…

Находка в 1897 г. резного изображение древнеиберийской богини IV-III вв. до н. э. с бараньими рогами (сейчас Музей Прадо, Мадрид).

Рога жертвенных животных считались священными, украшали храм, часто вместе с (бычьей) головой.

Рог единорога, носорога (порошок, настойки, и т. д.) добывали в Южной Азии, в Африке. Считался приворотным зельем, и лекарством от импотенции.

Самые??? древние музыкальные инструменты - разного рода роги -

«Песне о Роланде», со своей дружиной задержиает сарацинов в Ронсевальском ущелье, его друг Ольвье уговаривает затрубить в рог Олифант, чтобы вызвать подмогу от короля Карла Великого. Но Роланд горд - когд он, наконец, решает затрубить в рог, уже поздно.

Рог современный - валторна, чей звук напоминает звучание буйволиного или бизоньего рога.

Эмблема женской верности. В одной легенде «артурового» цикла, Моргана послала Гиневре волшебный рог, из которого не могла напиться ни одна неверная жена, - он разливал питье. Королеве это не угрожало.

Лат. Argumentum cornitum, - «рогатый довод») схоластическая позиция, в которой каждый из возможных двух (чаще всего) ответов сам по себе неправилен - «надевает на рог».

Золотые рога - серп Месяца; отвага, смелость.

Искусство эпохи палеолита изображает священников, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано, вероятно, с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты и добычи пропитания.

Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства.

Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве.

Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости.

Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой.

Сила рогов может быть благодетельнои или вредоносной, смотря по обстоятельствам.

Характерные признаки богов, представляемых в виде животных, в особенности быков, иногда и в виде человека, а также изображаемых изолированно от какого-либо потенциального носителя (к примеру, культовые рога на древнем Крите, среди которых помещался двойной топор, вследствие чего они являлись символами в узком смысле).

Как оружие

Как оружие самцов (быков, домашнего скота, овец, коз, зубров, буйволов, антилоп) - символ силы и агрессивности, готовности защищать своё достоинство; авторитет, проявление деспотизма.

Часто представляют власть рогатых божеств, например, когда она увязывается с мощью животного (дикий буйвол). В послеледниковых изображениях (Сев. Африка), между его рогами размещен солнечный диск.

Как сосуд

Бокал для вина, сосуд для хранения масла. Приобрели и женский символизм, сохранив основной символизм власти.

В Библии пророк Самуил умастил Давида оливковым маслом, взяв его из рога.

В XVIII-XIX вв. в таких рогах держали порох, табак.

В Грузии пьют вино из рогов: этот «бокал» нельзя поставить, пока не осушишь.

Считалось, что ритуальное питье из рога медовухи или вина сохраняет потенцию.

Рогатый муж

В средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.

Возможно, по христианской ассоции Рогатого Бога с дьяволом и силой зла.

Вариант: по ассоциации с самцом оленя, у которого уводит самку более сильный соперник.

Четыре рога Ригведы - четыре основных точки.

Сила. «Возносить рог» - победа, успех.

Народные представления

Амулет, оберег от «дурного глаза», остался от древнего культа быка.

И сегодня можно увидеть в Италии у входов в крестьянские жилища, прибитые рога - большие воловьи и маленькие телячьи.

Пользуются популярностью брелоки к часам - в виде крохотных рожек.

Многочисленные преданий о спящих королях, ожидающих в горных пещерах, когда затрубят рога, призывая их на помощь. Карл Великий, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Болеславы - Храбрый и Смелый, сербский королевич Марко, моравский князь Святополк, и мн. др.

В соединении с короной рога служат головным убором многим богам.

Рога быка солярны, а коровьи, поддерживающие солнечный диск, имеют и солярную и лунную символику.

Носителями солнца обычно считались бык и корова: бык сам символ солнца, а корова (как символ ночи и луны) позволяет выходить из себя дневному светилу.

Хатор как Великую Мать изображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой, несущую между рогов солнечный диск. В мифе рассказывается, как Хатор подняла в небо на рогах юного сына Солнца.

В виде месяца у Изиды и Нут, владычицы небес.

В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти.

Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами.

Особый символ солнца, - образ Амона (в древности почитался в оазисе Сива, позднее - верховный бог Египта), его бараньи рога загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами).

Из сходства с завивающимися рогами барана окаменелые моллюски получили название аммонитов.

У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури.

Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, несущих между рогами солнечный диск; имеются изображения Амона в облике человека, несущего на голове солнечный диск или урея.

Загнутые рога быка или коровы, в которых качается солнечный диск (представленный в Мали тыквой), - изображение лунной и солнечной энергии.

Широко распространенное в передней Азии микро- и макрокосмическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида - лунная богиня, мать солнечного бога Гора (Плутарх); ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском.

Александр Великий

После посещения египетских святилищ как сын Зевса-Амона изображался с этим украшением на голове.

Изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качестве символа императорской власти.

Профиль Александра Македонского на монетах с бараньими рогами как сына бога Амона-Барана. В Средней Азии фигурировал, как «Искандер Зулькарнайн» - «Двурогий». В Египте: «Двурогий повелитель». Это прозвище «перехватил» один из полководцев Александра - Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.

Шумер / Вавилон

В шумеро-семитской - божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

Вавилонских царей изображали с рогами.

Библия / Иудаизм

У евреев рога символизируют силу; «поднятие рогов» знаменует победу; «обломать рога» - означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть.

библейские «шофар» (бараньи), звучали во время религиозных обрядов, на свадьбах… Делались инструменты из рогов тура, зубра, буйвола.

От синхронного рыка жреческих рогов рухнули стены Иерихона.

В Библии упоминаются алтари, украшенные по углам инкрустированными металлом рогами, которые следовало окроплять кровью жертвенных животных. Обвиняемые в преступлении могли получить убежище в храме, если они сумели проникнуть в него и коснуться этих рогов.

Когда Яхве в гневе отсечет рога алтарей и падут они на землю (Ам 3:14), это будет означать страшное взыскание Божье с Израиля за преступления его.

Спорным является то место в Библии (Исх 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается «с горы Синай», снабженный рогами, как это представлено в ряде западных переводов Библии. Востоковед А. Иирку ссылается на то, что-де в Палестине были известны лицевые маски из частей черепа крупного рогатого скота, что и имеется в виду в латинском переводе Библии (Вульгате). Соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым. В новейших переводах Библии (в том числе каноническом переводе ее на русский язык. - Ред.) говорится не о «рогах», а о «лучах света».

В иудейском Храме по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь. Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Слово «shofar» (на иврите - «рога барана») использовалось древними израильтянами для подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты.

В Библии «рога» - символ силы или, в Новом Завете, - спасения.

Рога в Библии - сила, власть, богатство, удача, везение, спасение, боевая слава, солнечные лучи; деспотизм, гордость, бунт.

«Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно» // Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника" (Псалом 74: 6-11).

Лицо Моисея, спускавшегося с горы Синай, вобравшее в себя величие Яхве, лучилось (Исход 34: 29-35). На иврите написано: «karan», то есть /лицо/ было рогато". Отсюда рога на лбу Моисея (Микеланджело) справа от входа в собор святого Петра (Рим), а также на ряде других изображений.

В «Песне Давида»: «Бог // щит мой, рог спасения моего» (Вторая книга Царств 22: 3).

Мощь Агнца выражена в его семи рогах (5: 6), а мощь багряного дракона и зверя морского - в десяти рогах (12: 3; 13: 1).

Рога отличительная примета дьявола в искусстве.

Рога алтарные. Алтарь иерусалимского храма в первоначальном виде имел на четырех своих углах торчащие рога, окованные железом, - символ мощи и покровительства Бога. Рога были святейшей частью алтаря, - взявшийся за них становился неприкосновенным для светской власти. Какой-либо вред для них, грозил потерей покровительства Господа. «Говорит Господь Бог, //: когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (Амос 3: 13-14).

Шаманизм

Десять рогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии - эмблема их сверхъестественных возможностей.

Заставляют задуматься сообщения о том, что в шаманистских обрядах сибирских якутов в древние времена впадавший в транс шаман «ревел как бык и вырастали у него на голове чистые, прозрачные рога» (по Ксенофонтову, это могло свидетельствовать о галлюцинациях зрителей).

Христианство

У христиан два рога - это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было-принято, что рога - символ дьявола.

Связь рогов с языческой религией делала их естественным атрибутом Сатаны.

Рог святого Губерта -один раз нужно было подуть в него, чтобы на помощь пришли десять воинов.

Рог как символ крепости Божьей (Лк 1:69): Бог «воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

В Откровении Иоанна Богослова «Агнец» имеет на себе семь рогов, семь очей, «которые суть семь духов Божиих» (Откр 5:6), а сатанинский дракон (12:3) - десять рогов в качестве символа своей адской власти.

В христианской иконографии дьявол также изображается с козлиными рогами.

Ритуальные и пиршественные сосуды из рогов находили широкое распространение в культовых сферах.

Св. Губерт, Освальд и Евстахий в качестве атрибута имели охотничьи рога, так же как и св. Корнелий вследствие сходства его имени с лат. cornu (рог).

Христианство скоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве знаком сатаны и его рогатых последователей.

Охотничий рог - атрибут Губерта. Самуил помазывает Давида (1) маслом из рога. Иногда с рогами изображается Моисей.

Северная Америка

У американских индейцев голова вооружена рогами «с тем, чтобы казаться ужасней».

Убранство из перьев индейцев прерий Северной Америки часто включало пару тонко выделанных, отполированных (буйволиных) рогов, размещенных по обе стороны головы, что свидетельствовало об особой значительности носителя этого убранства.

«Этот головной убор с рогами можно было носить только в особых, строго определенных обстоятельствах… и только тем, чье мужество и авторитет снискали признание всего племени и чей голос в совете имел такой же вес, как и у старейшины высшего ранга… Это украшение на голове заключает в себе бросающееся в глаза сходство с иудейским убранством, прежде всего наличие рогов, которые, как знак власти и силы, абиссинские старейшины и иудеи носили в час великого подъема и победного торжества» (Джордж Кэтлин, 1796-1872).

Прославленный живописатель индейцев ссылается при этом на место в Библии (3 Цар 22:11), где говорится: «И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их» (??? имеет аллегорический смысл).

Головные уборы, украшенные рогами у индейцев Северной Америки знак отличия для отважных вождей.

Астрология

Рога - начало. Небесный зверинец (Зодиак), открывают рогатые Баран и Бык.

Античность

Рог как музыкальный инструмент является, благодаря своему скорбному звучанию, атрибутом Мельпомены (Музы трагедии).

В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества.

В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, «Рог Амальтеи» - податель богатства и изобилия.

Рога, вместе с другими характерными козлиными особенностями, - атрибут Пана и Сатира.

В роги трубили тритоны, встречая и приветствуя Посейдона с Амфитридой.

Лук из рога дал Аполлон Оресту, метереубийце для защиты от эриний.

«Букранион», - «голова быка» - широко распространенный орнаментальный мотив греко-римской архитектуры с III в. до н. э., и почти до эпохи Возрождения. Бычьи рога говорили о богатстве; рога туров, лосей, оленей - символ неуступчивости перед Злом, защищата от демонов…

В древнеримской армии рогатое украшение вручалось за выдающуюся храбрость.

Непременный атрибут многих богов:

Солнечных (рога-лучи): Зевс, Гелиос, Аполлон (властитель и стад скота); - Посейдона, Афродиты; - богинь Луны (рогатый серп).

А также - Диониса, Загреуса, Пана, Фавна, силенов и сатиров (козлиные).

Согласно учению гностиков, рога являются основой для создания красоты и самоутверждения.

Гордость, самоуверенность, надменность (речевые метафоры):

«рогатая душа» - человек горделивый, неуступчивый, нетерпеливый; «рога показывать» - принимать агрессивный тон; «спрятать рога» - сбавить тон; «обломать рога» - утихомирить кого-либо.

В басне Эзопа верблюд позавидовал другим животным и возвратился к Зевсу, прося дать ему рога; бог же и рогов ему не дал, а за проявление зависти и уши укоротил…

«Взять быка за рога» - перейти сразу к делу.

Присловье: «чем козел старше, тем у него рог тверже» (аллюзия фаллическая).

Присловье: «Темный, как табак в роге».

«Носить рога» - быть обманутым мужем, «рогачом», «рогоносцем».

«Наставить рога своему мужу» - изменить ему с другим мужчиной…

Скандинавия / Кельты

В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина.

У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог - это Владыка животных. Цернунн-«Рогач», бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя.

Рог Оберона взывал к чародейским силам, прося о защите.

Рогатые боги (Цернунн) - символ богатого урожая.

С древности и до Средневековья друзы, галлы и германцы увенчивали боевые шлемы бычьими рогами -знаком их воинственности и упорства в сражениях.

От звуков рога Гьяллархорн скандинавского Хеймдалля, все остальные боги могут забыть, как их зовут, и вообще все на свете, и тогда весь мир рухнет и наступит «Гибель богов».

Скандинавские, тевтонские и галльские воины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животных и наводить ужас на врагов.

Психология

В психологии рога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).

Иллюстрации

Изображение персидского царя сасанидского времени.

Воин-глашатай в рогатом шлеме. Сардиния, ок. 1000 до н. э.

В Исходе сказано, что, когда Моисей спустился с горы, его голову украшали рога, ибо он возвысился до власти и господства. В древности изображения правителей также украшались рогами.

«Наставить рога» значит – изменить мужу (жене), нарушить супружескую верность. Рогоносец – муж, которому изменила жена, или делает это систематически. В Толковом словаре Д. Н. Ушакова одним из значений слова «рог» является «символическое обозначение измены мужу».

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля в пояснении к слову «рог» указывается, что рога, в значении неверности, измены жены, «взяты с запада, а у нас рога всегда означали (как и в церк. языке) моготу или гордыню, киченье, упорство».

Достоверно происхождение выражения и слова не известно. Существует несколько версий происхождения данного фразеологизма. При этом в источниках указываются одни и те же версии происхождения фразы «наставить рога» и слова «рогоносец». Это означает, что значение фразы «наставить рога» и слова «рогоносец» совпадают и имеют один источник происхождения.

Исходным считается выражение «наставить рога», а слово «рогоносец» – вторично. При этом всегда подразумеваются именно оленьи рога.

По одной из версий, приведённой в книге «Фразеологизмы в русской речи» (Мелерович А. М., Мокиенко В. М.), фраза заимствована из немецкого языка и связана с военным снаряжением древних германцев. Обязательным атрибутом снаряжения воинов древней Германии был шлем с характерными рогами.

Согласно обычаю, жена, провожая мужа на войну, надевала на его голову шлем. В данном случае на языке женщин это означало «снарядить мужа в поход и остаться свободной».
Зачастую, вернувшись из похода, мужья получали прибавление в семействе – детей, прижитых женой от других мужчин.

По другой версии выражение стало известным из мифа об Актеоне – персонаже древнегреческой мифологии.

Согласно мифу, охотник Актеон, приблизившись к месту, где привык отдыхать, услышал задорный женский смех. Подкравшись к озеру и выглянув из-за густых ветвей кустов, увидел купающуюся богиню Диану в сопровождении нимф.
Прекрасная сестра бога Аполлона, дочь громовержца Зевса – Артемида по-древнегречески или Диана по-латыни – богиня охоты. Отличительные признаки богини охоты – колчан, золотой лук и факел.

Рассерчав, что простой смертный посмел бросить взор на её обнажённое тело, Диана плеснула ему в лицо водой. Юноша превратился в оленя с огромными разветвляющимися рогами. Стремительно бросился в лес, спасаясь от собственных гончих. Но было поздно: свора собак не признала хозяина в олене со стройными ногами и разорвала Актеона на куски.

Актеон употребляется в значении «рогоносец, обманутый муж». В то же время, исходя из сюжета мифа, Актеон не был мужем, и тем более, обманутым.

По третьей версии выражение происходит из немецкого императорского указа, изданного в 1427 году. Указом запрещалось пребывание в армии с женой. Как аргумент приводился тот факт, что воинский дух слабеет после ночи, проведённой в постели с женой. Воин, нарушивший запрет, обязан был носить рога.

По четвёртой версии выражение «наставить рога» произошло благодаря византийскому императору Андронику Комнину (1183-1185).
Андроник был образован, обладал силой, храбростью, ловкостью, красотой и умом. Любовные похождения императора, который порой поддерживал связь с несколькими женщинами одновременно, были источником сплетен жителей столицы.

Амурные забавы Андроника вызывали ненависть добропорядочных граждан. Император выбирал возлюбленных из числа жён своих вельмож.Высокопоставленные мужья не смели возражать.

В знак высочайшей милости любвеобильный император разрешал мужьям тех женщин, с которыми имел любовную связь, охотиться на зверей в собственных владениях. Над воротами их жилищ подвешивали оленьи рога, что указывало на распутство жён. В шутку о таком муже говорили, что у него на лбу рога.

Источники, описывающие личную жизнь императора, свидетельствуют также о факте дарения земли обманутым мужьям.
В качестве компенсации мужья любовниц императора получали огромные охотничьи угодья, где паслись огромные стада оленей.
Знаком права на имение служили оленьи рога, которые торжественно прибивали к воротам усадьбы.

Предположительно выражение «наставить рога» попало в русский язык из греческого или французского языка. Французские монархи переняли опыт византийского императора. Мужьям красавиц предоставлялось право охоты в заповедных лесах и угодьях Франции.
В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога.

Во Франции слово «рогоносец» означало «муж постоянной или временной любовницы короля». Впоследствии рогоносцами стали называть всех супругов, жёны которых грешили с другими мужчинами. Именно эта версия закрепилась в русском языке.

Постыдное положение французского рогоносца усугублялось существовавшим почти до восемнадцатого века правом первой ночи. Сеньор мог осчастливить невесту любого своего подданного тем, что проведёт с ней первую брачную ночь. Этот древний феодальный обычай отражён в пьесе французского писателя П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1779 год).

Рецензии

Я и не задумывалась, сколько же версий происхождения этой идиомы! Но, конечно, последняя, скорее всего, верная:"В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога". Милость монарха...- нда-а-а. С улыбкой,

Спасибо, Элла Евгеньевна!
В прежние времена измена мужу была обыденным явлением. Мужья-рогоносцы были в почете – их щедро одаривали подарками! Не было понятия: «но я другому отдана, и буду век ему верна» (с).
Всего Вам самого доброго!
С уважением

Во многих фильмах, женских журналах и форумах можно услышать фразу «наставлять рога». После ее прочтения сразу возникает ассоциация с изменой одного супруга другому. При этом чаще всего речь о рогах связана именно с мужским полом. Примечательно, что такие мужья называются «рогоносцами», а сами рога приобрели не только словесную, но и вполне реальную форму. Например, мужчинам, ставшим жертвой измены своей супруги, часто могут намекнуть на данное событие, вручив ему в подарок оленьи рога. Но так ли банально данное выражение? Откуда оно появилось? И имеет ли другие интерпретации?

Как появилось выражение: небольшой экскурс в историю

Несмотря на свою большую популярность, особенно у представительниц прекрасного пола, фраза «наставлять рога» имеет довольно старое происхождение. При этом его знают практически во всем мире. Споры о достоверной дате его возникновения ведутся и в наше время. Например, одни участники столь жаркой дискуссии доказывают, что данное выражение появилось во времена викингов.

Считается, что при отправлении своих супругов на войну или в жены совершали особый ритуал, надевая на их головы шлем, оснащенный с двух сторон рогами животных.

Запрет на сопровождение жены

Другие из спорящих отвечают на вопрос: «Откуда выражение «наставить рога» появилось?» - несколько иной версией. По их мнению, данное понятие пришло к нам из далекого 1472 года. Именно тогда был издан указ, запрещающий мужчинам находиться в армии или во время сражения вместе со своими женами. Согласно этому же указу, нарушившие данное требование мужчины в наказание должны были до конца своих дней носить особый головной убор с рогами. Таким образом, все окружающие могли узнать о людях, нарушивших закон.

Своеобразное проявление благосклонности правителя

Выражение же «наставила мужу рога», по мнению третьих, появилось во времена правления известного в Византии императора Комнина Андроника. По их словам, этот правитель любил находить утешение в компании чужих жен. Он был весьма любвеобильным и вел распутный образ жизни. При этом мужьям, которым изменили их жены, он разрешал свободно охотиться в его владениях и наделял особыми полномочиями.

В свою очередь, обманутые мужчины, чьи супруги приглянулись правителю, получали в подарок оленьи рога. Их-то они и прикрепляли к воротам своего дома, дабы подтвердить расположение императора к своей персоне. Кстати, такие мужья в шутку назывались «рогоносцами». Вот почему «наставить рога» напрямую взаимосвязано с изменой и фактическим обманом мужа.

Сравнение обманутого супруга с животным

Немного позднее данное выражение приобрело новое значение. В данном случае обманутый муж сравнивался с глупым рогатым скотом или животным с рогами, потому как чаще всего он самым последним узнавал об измене своей супруги. Также о таких людях принято было говорить, что они скорее заметят, как у них на лбу вырастут рога, нежели обратят внимание на свою неверную жену. По этой же причине фразеологизм «наставлять рога» обозначает женскую или мужскую измену.

Выражение имеет античные корни

Некоторые считают, что данное выражение пришло к нам из далекой античной эпохи. Например, именно такое предположение высказал в своем произведении «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе» Онианс Р. Версия исследователя связана с той мистической силой, которую некогда приписывали рогам греки. К примеру, именно эти предметы использовали в качестве своеобразного атрибута во время жертвоприношения животных на алтаре.

Позднее рога стали изображать над алтарями и священными местами. Они назывались «рогами для посвящения» и отображали божественную связь между принесенным в жертву животным, самим подносителем и создателем всех земных существ. Еще позже рог стал ассоциироваться с мужским достоинством. А выражение «быть рогатым» обозначало мужскую похоть и любвеобильность, желание находить сексуальные утехи с большим количеством женщин. Еще позже появилось наше пресловутое «наставить рога». Откуда пошло оно, сказать трудно. Но версий, как мы и говорили, предостаточно. Так что можно сделать определенные выводы.

Средневековая поэзия и «рогатые мужчины»

Напомним, что рог часто имел эротический или сексуальный подтекст. Это же подтверждение можно найти в средневековой поэзии. По словам экспертов, особенно подобными сравнениями славится поэзия XIII века. Чаще всего она повествует о том, что у обманутого мужчины на лбу вырастает настоящий рог.

На основании данных поверий в Европе и пошла мода украшать голову обманутого мужчины большими и ветвистыми рогами. Так и появилась коронная словоформа « Таким образом, все окружающие могли понять, как именно наградила такого «рогоносца» его супруга.

Рога в природе и их значение

Интересно, что сами рога в природе также имеют некий сексуальный подтекст. А все дело в том, что именно их животные часто используют при борьбе за самку. Они же служат показателем ранга, который занимает самец в стае. Например, чем больше у него рога, тем солиднее и важнее его должность. Рога также часто используются самцами при спаривании и в предварительных игрищах. Так, самцы их кончиками аккуратно потирают бока своих партнерш.

Почему именно оленьи рога?

Чаще всего при слове «рогоносец» возникает ассоциация именно с Считается, что каждый год данное животное сбрасывает свои рога. При этом, пока не отрастут новые, он теряет всяческий интерес к противоположному полу и не желает спариваться.

Даря обманутому мужу рога, соседи и друзья не только хотели сообщить ему о неверности его жены. Этим жестом они пытались подбодрить мужа, внушив ему мысль о его нерастраченной сексуальной мощи и привлекательности.

Более того, оленьи рога являются его гордостью и достоинством. Поэтому, изменяя своему мужу, жена унижает его достоинство и даже оскорбляет его честь. Следовательно, когда те или иные правители и влиятельные личности хотели унизить недостойного по их мнению мужчину, в качестве насмешки дарили ему оленьи рога.

Откуда пошло выражение «наставить рога»?

В некоторых культурах рога ассоциировались с грехами. По этой же причине многие люди утверждали, что за такие-то грехи на голове нехороших людей вырастали рога. Иногда под грехами подразумевали измену супругу, носящую сексуальный характер.

У многих народов рог ассоциировался с плодородием. Поэтому ношение рогов свидетельствовало о плодовитости мужчины. Это был завидный муж и отец. В браке с ним можно было иметь кучу детей.

Одним словом, выражение пришло к нам из далекого прошлого. Оно предполагает сексуальный намек на измену мужу. При этом, несмотря на различия в интерпритациях некоторых народов, наличие рогов у мужчины говорило о его невнимательности к своей женщине.

Рога символизируют сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Рога – одновременно солярный и лунный символ. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. В более поздние времена рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.
Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, победой, защитой, художественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства.
Рога - одновременно солярный и лунный символ, входящий в атрибутику и богов Солнца, и богов Луны (всех БогиньМатерей, Цариц Небес).
Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, или баранов и козлов - как знак производящей силы и плодовитости. Оленьи рога часто сопровождают образом змеи или змеи с бараньей головой.
Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве. Рога быка солярны, тогда как в изображении коровьих рогов, поддерживающих солнечный диск, имеется как солярная, так и лунная символика. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей Луны.
Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Сила рогов может быть благодетельной или вредоносной, в зависимости от обстоятельств.
У египтян коровьи рога - символ богини Хатор как Великой Матери; их также изображают в виде месяца с Изидой и Нут, владычицей небес. Рога Амона завиваются, как бараньи. У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури.
В шумеро-семитской традиции рога символизируют божество, высший принцип, силу - как солярную, так и лунную. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.
В иудаизме рога символизируют силу; «поднятие рогов» знаменует победу; «обломать рога» означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть.
В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, «Рог Амальтеи», - податель богатства и изобилия.
В мицойской культуре рога соотносят с символами дерева, алтаря и двойного топора, олицетворяющими власть и божество. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества.
У христиан два рога - это Ветхий и Новый Заветы, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было принято, что рога - символ дьявола.
В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина.
У кельтов рога означают плодовитость. Рогатый Бог - Владыка животных. Цернинн-«Рогач», бог-олень, всегда появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя.
В более поздние времена в средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа. Это связано с тем, что христианство ассоциировало Рогатого Бога с дьяволом и силой зла.
В исламе рога - сила, «возносить рог» - это победа, успех.
В индуизме четыре рога Ригведы - четыре основные точки.
У американских индейцев голова украшена рогами «с тем, чтобы казаться ужасней».

http://megabook.ru/article/%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0%B...
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A0%D0%BE%D...
Рог изобилия - распространенный мотив изобразительного искусства - S-образно изогнутый рог с широким раструбом, наполненным цветами и плодами, символ изобилия, богатства и счастья.