Что где когда по географии. Географическая игра «Что? Где? Когда? Кто больше назовет

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Организация игры.

В игре принимают участие все учащиеся класса, которые разделены на команды. В центре класса находится стол с рулеткой, вокруг него 6 стульев.

Рулетка представляет собой обычный круг, разделенный на сектора, которые закрашены в различные цвета. В центре вращается стрелка. На каждом конверте с вопросом стоит цифра, соответствующая номеру сектора и индекс (1А, 2Б, 3В и т. д.), соответствующий какой-либо команде класса.

Правила игры:

1. За нарушение дисциплины, подсказку, выкрики и т.п. жюри имеет право снять с команды от 1 до 3 очков.

2. За стол садятся 6 членов одной команды.

3. За правильный полный ответ команде присуждается два очка.

4. Если команда не смогла ответить на вопрос, то 1 очко присуждается той команде, в которой состоит ученик, придумавший вопрос.

5. За самый интересный вопрос жюри присуждает 3 очка.

6. Если команда ответила на вопрос частично, то на усмотрение жюри количество очков можно разделить между отвечавшей командой и командой, задавшей вопрос.

7. Если вопрос принадлежит команде (это видно по индексу на конверте), которая в данный момент играет, то она отвечает на следующий вопрос по ходу часовой стрелки.

Игра начинается с короткого рапорта капитанов: «Команда знатоков присутствует в полном составе и готова играть».

Затем ведущий поздравляет ребят с очередной встречей, желает победы достойнейшим и приглашает к столу команду участников.

Раскручивается рулетка, ведущий берет конверт, на который показывает стрелка, и зачитывает вопрос. После минуты обсуждения, один из знатоков отвечает. Жюри комментирует ответ и объявляет результат, затем приглашает к столу очередную команду. В заключении жюри объявляет общий результат встречи и набранные командами очки. Жюри также называет и комментирует самый интересный вопрос, поздравляет его автора и команду-победительницу. Встреча закончена.

Вопросы к игре.

1. Уважаемые знатоки! Какой из Южных материков совсем не искали, но неожиданно обнаружили? А какие из них долго и упорно искали, но нашли очень не скоро?

Ответ: Южную Америку, Австралию и Антарктиду.

2. Уважаемые знатоки! Свои ледники имеют все Южные материки кроме какого?

Ответ: Австралии.

3. Уважаемые знатоки! Кочевники Сахары говорят: «В пустыне больше людей погибло от наводнений, чем от жары». Можете ли вы дать объяснение этому факту?

Ответ: В пустыне преобладает ливневый характер выпадения осадков. На короткое время по руслам, сухим на протяжении почти всего года (их местное название - вади), устремляются мощные потоки воды, застигающие врасплох некоторых путешественников.

4. В одном из австралийских штатов была организована геолого-разведочная экспедиция для поисков золота и драгоценных металлов. Её путь начался в городе Алис-Спрингс, а конечным пунктом маршрута была точка с координатами 200ю.ш. и 1300в.д. С какими трудностями пришлось столкнуться участникам экспедиции?

Ответ: Жаркий сухой климат, отсутствие пригодной для питья воды.

5. Уважаемые знатоки! При составлении списка растений для Королевского ботанического сада придворный ботаник был ужасно рассеян и в разделе «Австралия» допустил несколько ошибок, при этом забыв внести в него самое широко распространенное австралийское дерево. Исправьте в списке ошибки и допишите название этого дерева: зонтичная акация, казуария, финиковая пальма, бутылочное дерево, гевея, фикус, пирамидальная сосна.

Ответ: Зонтичная акация, казуария, бутылочное дерево, фикус, пирамидальная сосна. Забытое дерево - эвкалипт.

6. Уважаемые знатоки! Ученые обнаружили в горных породах, слагающих Антарктиду, окаменевшие остатки папоротников, лесных деревьев и даже динозавров. Как вы думаете, чем это можно объяснить и какое природное явление может быть причиной их гибели?

Ответ: Антарктида была частью древнего материка Гондваны. Похолодание климата после раскола Гондваны и движения материка к югу.

7. Уважаемые знатоки! Почему в амазонской сельве обитает только один представитель копытных - тапир? Какую природную зону, наоборот можно назвать «царством копытных»?

Ответ: Отсутствие открытых пространств. Зона саванн и редколесий.

8. Испанские конкистадоры в Южной Америке предпочитали селиться в основном в горах а не на побережье. Объясните почему.

Ответ: По сравнению с побережьем, в горах более благоприятный климат. Там менее жарко (например, в столице Колумбии Боготе, расположенной на высоте 2700м над уровнем моря, среднегодовая температура составляет 14-160C) и в зависимости от географической широты влажнее или суше, чем на побережье.

Учитель Князева Н.К.

Географическая игра «Что? Где? Когда?»

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

«Утверждаю»

____________

Зам.директора по УМР

Мухамбетова З.К.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Учитель: Энгелько А.В., учитель географии

Дата: 14.11.2017

Класс: 10

Цели и задачи:

    Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.

    Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

    Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

    ведущий (учитель)

    участники игры (6 учащихся)

    ведущий и помощник (учитель и ученик)

Оборудование:

    Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.

    Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.

Подготовительный этап:

    за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана);

    учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз (если их выберут)

    группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).

Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.

В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.

Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.

    Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.

Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?

Ответ. Это растение бамбук.

    В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.

Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?

Ответ. Гватемала.

    Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?

Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.

    На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.

Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?

Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.

    Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.

Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.

Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».

    Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.

Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?

Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.

    Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.

Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?

Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия,Слотсхольмен, А́магер

    В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.

Вопрос . Какие это полуострова и какими морями омываются?

Ответ . Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.

    На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)

Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?

Ответ. Ливан- Иван- Ван.

    На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.

Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?

Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.

    Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.

Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?

Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.

    Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.

Вопрос. Как называется государство и его столица?

Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.

Самоанализ внеклассного мероприятия по географии интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда?» (для учащихся 10 классов).

Тема моего опыта «Активизация познавательной самостоятельности на уроках
географии». В соответствии с темой опыта я проводила внеклассное мероприятие по
географии интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» (для учащихся 10 классов).
В классном коллективе по 25 детей. Учащиеся этих классов имеют средний уровень
учебных возможностей, составляют хороший, дружный коллектив, в котором
межличностные отношения и самооценка детей в норме.
Цель игры: расширение кругозора знаний учащихся по естествознанию, географии и
биологии.
Задачи:
- Повышать познавательный и интеллектуальный интерес;
- Стремиться к совершенству своих знаний, умений и навыков:
- Развивать умение рассуждать, логически мыслить, концентрировать внимание,
сравнивать и делать выводы:
- Прививать правила работы и общения в группе.
Выбор мероприятия, содержание и направление учебной и воспитательной
деятельности в данном мероприятии вытекает из направлений воспитательной
работы школы, задания подобраны, продуманы соответственно уровню развития
классного коллектива и их возрастным особенностям.
Ребята активно принимали участие в подготовке мероприятия, изготовления
необходимого наглядного материала. Планирование мероприятия и содержание
заданий были подготовлены учителем, но к составлению вопросов были привлечены
учащиеся школы и учителя. Для игры были отобраны наиболее интересные вопросы.
Игра проводилась по аналогии телевизионной игры «Что? Где?
Когда?».Участники игры садятся за круглый стол, на котором размещены

пронумерованные конверты с заданиями, вращая волчок, отвечают на задания в
конверте, напротив которого остановилась стрелка. Время для обсуждения одна
минута. Задания составлялись на основе изученного материала, так же
присутствовали задания творческого характера, за выполнение каждого задания на
табло отмечались очки.
Мероприятие целей достигло, воспитательные, развивающие задачи реализованы.
Игра способствовала расширению кругозора в области естествознания, географии и
биологии, определила взаимосвязь географии с этими науками, помогла
творческому развитию личности школьника и активизировала его познавательную
самостоятельность.
По окончании игры все учащиеся в целях поощрения получили положительные
оценки по географии и сладкие призы. Чтобы в итоге ни было выбрано учителем,
стоит помнить, что дети работают в полную силу своих возможностей только тогда,
когда они могут получить поощрение за свой труд.

Конспект внеклассного мероприятия по географии

«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 10класса.

Учитель географии

Жданович Людмила Тадэушевна.

ГБОУ школа №62 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:

    Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.

    Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

    Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

    ведущий (учитель)

    участники игры (6 учащихся)

    ведущий и помощник (учитель и ученик)

Оборудование:

    Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.

    Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.

Подготовительный этап:

    за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана);

    учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз (если их выберут)

    группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).

Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.

Ход игры

В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.

Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.

    Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.

Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?

Ответ. Это растение бамбук.

    В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.

Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?

Ответ. Гватемала.

    Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?

Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.

    На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.

Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?

Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.

    Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.

Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.

Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».

    Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.

Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?

Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.

    Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.

Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?

Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия, Слотсхольмен, А́магер

    В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.

Вопрос . Какие это полуострова и какими морями омываются?

Ответ . Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.

    На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)

Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?

Ответ. Ливан- Иван- Ван.

    На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.

Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?

Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.

    Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.

Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?

Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.

    Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.

Вопрос. Как называется государство и его столица?

Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.

Источники информации:

      Аношко В.С.- Олимпиады по географии. -Минск 2004;

      Безруков А.М. –Занимательная география. –Москва 2001;

      Касаткина Н.А. – География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. – Волгоград 2004;

      Кривицкий В.М. – Неделя географии в школе. – Мозырь 2002;

      Новик Н.Н. – Итоговые проверочные работы по географии. – Минск 2003.

Разделы: География

Задачи урока:

  • сформировать представление о столицах стран зарубежной Европы, используя нетрадиционные формы обучения;
  • способствовать формированию чувства прекрасного, развитию кругозора.

Организационный момент:

  • класс делится на команды (по 10 человек);
  • выбор капитана (заранее);
  • эмблема, название каждой команды.

Экспертная группа по подсчету очков-баллов;

1 ученик у доски, отвечающий за закрытие на табло цифр-заданий.

Оборудование:

  • политико-административная карта Европы;
  • рефераты учащихся,
  • дополнительная литература по столицам;
  • магнитная доска с нарисованным табло с цифрами;
  • конверты с вопросами.

Ход урока

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный по форме проведения урок "Что? Где? Когда?" по теме "Столицы стран зарубежной Европы".

Готовясь к уроку, вы много узнали о европейских странах. Города - удивительное творение рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражена история государства, уникальные архитектурные памятники. И сегодня ваша задача состоит в том, чтобы за одну минуту вы смогли сказать, о каком городе идет речь.

Сегодня с нами играют 2 команды двух классов. Давайте с ними познакомимся. Итак, представляю Вам капитана первой команды (Ф.И. уч-ся) – “Пожалуйста, капитан представьте сегодня тех, кто играет в Вашей команде. (Представление детей в команде). (Тоже самое со 2 командой).

Но у нас в резерве есть еще и 3 команда – зрители.

Правила игры:

Каждая команда выбирает цифру-задание на табло, которая сразу же закрывается магнитом-игрушкой. На размышление команде дается 1 минута. Если команда не отвечает, или дает неправильный ответ, то вопрос адресуется 3 команде – зрителей. Игра заканчивается, как только закрывается полностью табло.

Итак, начинаем игру! Будьте внимательны! Прежде, чем дать первое слово какой-либо из команд, вы должны ответить на вопрос, который определит очередность выбора задания первым.

Вопрос: - Сколько стран Зарубежной Европы входит в международную организацию “БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА” (ОТВЕТ: 4 – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.)

Команда определилась. Слушаем вопрос, который вы выбрали на табло (вопросы…)

В конце игры подводятся итоги экспертной группой. Команды награждаются эмблемой в виде оценки “5”

поочередно приглашаются знатоки первой команды, ребята открывают поочередно цифры на табло и называют столицу, о которой идет речь.

Примеры возможных вопросов

1. Город расположен в живописной местности у подножия горной гряды Альп на берегах реки Дунай. До нашей эры на месте современной столицы располагалось древнее поселение кельтов. В 1 веке здесь появились римляне, которые построили крупный военный лагерь Виндобона, положивший начало городскому населению. В настоящее время славится производством изделий "высокой моды". (ответ: Вена.)

2. Город - крупнейший финансово-торговый центр капиталистического мира после Нью-Йорка. Но в отличие от Нью-Йорка, где сравнительно немного музеев, театров, исторических памятников, город - один из самых оживленных культурных и научных центров западной Европы и не уступает в этом отношении Парижу. Городские театры сосредоточены в районе улицы Пиккадилли. Здесь их около тридцати. Тут же расположены и крупнейшие кинотеатры. (ответ: Лондон.)

3. Город лежит как раз на "языковой" границе, на стыке территорий, где употребляются два языка - французский и фламандский. Все таблички с названиями улиц и площадей написаны здесь на двух языках. К столице ведет большинство железных дорог и шоссе. Это не только политический и экономический, и культурный центр страны. Здесь живут потомки Тиля Уленшпигеля. (ответ: Брюссель)

4. Самый крупный город в стране. Расположен в широкой котловине, возник 2000 лет назад у теплого минерального источника. Сначала на этом месте поселилось одно из фракийских племен - серды, и их поселок был назван Сердикой. Поселок оказался на торговом пути между Западом и Востоком и еще во времена Римской империи стал важным торговым центром.

После освобождения страны от турецкого ига поселок был провозглашен ее столицей. На гербе города есть надпись: "Растет, но не стареет". (ответ: София.)

5. На правом, высоком берегу Дуная, еще за 2 века до нашей эры было римское военное поселение Аквинкум. Пешт возник как самостоятельный город на левом, низменном берегу Дуная в 13 веке. В 1872 году оба города были объединены в один. Сейчас этот город - столица с населением более 2 млн. человек, что составляет почти пятую часть населения страны. На Замковой горе сохранились старинные дома и улочки, остатки средневековых крепостей, стен и башен. В маленьком домике "Русвурм" создан музей кондитерского искусства. (ответ: Будапешт.)

6. После поражения во второй мировой войне город был временно поставлен под совместное управление четырех держав - СССР, США, Великобритания, Франции. В августе 1961 года была возведена стена, которая разделила город на 2 части - западную и восточную. Расположен на реке Шпрее. Крупный транспортный узел. В городе много парков и теннистых аллей. Среди них широко известных Трентов-парк. (ответ: Берлин.)

7. Порт и столица сомкнулись, по существу, это единый город. Здесь живет более 2 млн. человек. Это важный транспортный, промышленный и культурный центр страны. Через столицу проходят международные воздушные линии, связывающие европейские города с Азией, Африкой, Австралией. Со всех концов города на фоне ясно-голубого южного неба виден Акрополь. (ответ: Афины)

8. Один из старейших европейских городов, ему около 1000 лет. Название столицы в переводе на русский язык означает "Торговая Гавань". В наше время это вполне современный европейский город с широкими улицами, высокими зданиями, бульварами, парками. Но в старинной его части сохранились узенькие улочки и маленькие домики. В столице много озер. Вдоль морского причала идет широкая аллея - излюбленное место для прогулок. У гавани на камне сидит задумчивая бронзовая русалочка из известной сказки Андерсена. (ответ: Копенгаген.)

9. Столица - важнейший транспорный узел и основной морской порт, через который проходят почти все внешнеторговые связи страны. Главная отрасль промышленности в городе - пищевая: пивоваренная, спирто-водочная, мукомольная, консервная, кондитерская. Наиболее важные и крупные предприятия группируются вокруг порта вдоль реки Лимож и каналов. Документы печатаются на двух языках: гэльском и английском. (ответ: Дублин.)

10. Маленький, чистый городок, где живет около 70 тыс. человек, расположен в глубине залива Факсафлоуи. Он не защищен от сильных ветров, дующих с моря, и иногда пешеходам в городе приходится держаться за канаты, протянутые вдоль улиц. В дождливую погоду столица выглядит не очень првлекательно. Но когда тучи рассеиваются, город очень живописен. Небольшие двух- и трехэтажные дома с красными, зелеными, синими крышами придают городу своеобразный облик. В городе несколько крупных зданий, среди них Национальный театр, университет и гостиница "Борг". На внешний рынок страна вывозит много рыбных продуктов. (ответ: Рейкьявик)

11. Столица находится почти в центре полуострова. В ней живет более 2 млн. человек. В течение многих веков город был небольшой крепостью.

Во 2-й половине 16 века была перенесена столица из Толедо. Центральная площадь Пуэрто-дель-Соль с ее играющим радужными отблесками фонтаном Нептуна - это как бы праздничный фасад столицы. От нее отходит одна из главных улиц города - Алькала. Музей Прадо - национальный музей, его картинная гаперия - уникальное собрание живописи Веласкеса, Гойи и других известных живописцев. Туристические проспекты настойчиво приглашают посетить Андалусию - "страну солнца", песен и памятников старины. (ответ: Мадрид.)

12. Cамый крупный город страны. Административный и культурный центр. Много небольших фабрик легкой промышленности. Сюда приезжает много иностранных туристов. Город-музей. Небольшие площади, украшенные памятниками и фонтанами, узкие улицы. В старинном городе много античных зданий, средневековых дворцов и соборов. У Палатинского холма расположена древняя площадь Форум. Неподалеку от Форума высится гигантское полуразвалившееся здание Колизея - одного из самых больших сооружений древности. Следует отметить хорошо сохранившийся величественный храм Пантеон. (ответ: Рим.)

13. Город возник около 1000 лет назад на правом берегу устья маленькой реки Лоэльв. Устье реки на языке народа этой страны - "ос". "Город - у устья реки Ло". Не только промышленный город, но и крупнейший порт. В окрестностях столицы находится всемирно известный лесистый холм Холменколен. Здесь проводятся международные соревнования лыжников. (ответ: Осло.)

14. На Висле, в среднем течении, расположена столица. Во время второй мировой войны гитлеровцы разрушили почти весь город. Наиболее замечательные исторические сооружения были восстановлены по чертежам и фотографиям, но большая часть города отстроена заново. Советские люди подарили городу высотное здание - Дворец культуры и науки. Некоторые уголки старины сохранились. Это Старое место - район средневековой застройки с узкими улочками. Здесь находятся памятники Николаю Копернику, Адаму Мицкевичу, Костел св.Креста,где погребено сердце Шопена. (ответ: Варшава.)

15. Столица построена на крутых холмах в устье реки Тежу. Дома словно карабкаются по склонам, образуя узкие извилистые улицы. Много старинных построек. Одна из самых древних -- развалины крепостной стены, воздвигнутой еще вестготами. В городе несколько музеев изобразительных искусств, национальная библиотека, университет и Академия наук. В большом парке растут самые разнообразные растения - от японского карликового дуба до баобаба. Природные условия делают столицу одним из лучших портов в мире. (ответ: Лиссабон)

16. На Нижне-Дунайской низменности, у берегов небольшой реки Дымбовицы лежит столица. По народной легенде, этот город получил свое название от имени якобы основавшего его пастуха Букура. И поныне на берегу реки Дымбовицы стоит небольшая церковь с грибовидным куполом, сооруженная в память легендарного пастуха. Впервые упоминается в 1459 году как крепость, построенная господарем Владом Цепешем для защиты Валахии от турецкого нашествия. (ответ: Бухарест.)

17. На месте этого города в древности находилось поселение Галлов-Лютеция. С 987 года - столица. В 14-15 вв.- самый большой город Западной Европы. С 19 века - крупнейший международный финансовый центр. Это признанный законодатель мировой моды. Архитектурный облик города складывался в течение 20 столетий, сочетает в себе черты разных стилей, но сохранил художественное единство. Основные ансамбли: церкви Сен-Жермен де Пре, Сен-Северен, площадь Согласия, Лувр, Елисейские поля,Эйфелева башня, Пантеон, знаменитый "Гранд - Опера". (ответ: Париж.)

18. Известен с 12в. В14 в. сюда перенес свою резиденцию великий князь Гедимин. В 16 в. город стал крупным торговым, ремесленным и культурным центром Европы. В 1525 году Франциск Скорина напечатал здесь "Апостол". В 16 в. иезуиты основали в этом городе академию, в которой учились А.Мицкевич, поэт Словацкий. С 1795 года - центр Виленской губернии России. Наиболее значительные архитектурные памятники: руины Верхнего замка, монастырь Бернардинцев, церкви 16-17 вв.,кафедральный собор и ратуша, епископный дворец. (ответ: Вильнюс.)

Используемая литература:

1. Энциклопедический справочник “ Весь мир”, Минск, 1999г.

2. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М.; Просвещение, 1996г.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Для 5 – 6 классов.

Учител ь ШСР “Альтер»:

Сабитова Н.Г.

г.Караганда

Игра проводится в форме брейн – ринга между тремя командами. Возраст игроков – 5 –6 класс. В команде 6 человек.

Оборудование :

· 2 кубика (на гранях одного кубика цифры от 1 до 6, на гранях другого кубика – цвета: зеленый, красный, синий, желтый, оранжевый и белый);

· цветные таблички с названием предмета: зеленый – биология и география; синий – логика; красный – математика; желтый – история; оранжевый – казахский, английский языки; белый – русский язык и литература;

· набор вопросов по предметам;

· эмблемы для игроков;

· сигнальные карточки;

· вопросы для игры со зрителями.

Правила игры:

· Игра ведется до 6 очков, набранных одной из команд.

· Жеребьёвкой определяется порядок игры команд.

· Кубики выкидывают игроки команд по очереди, определяя номер вопроса и цвет предмета.

· Право первыми дать ответ предоставляется команде, играющей раунд.За верный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать ответ, то право ответа предоставляется болельщикам. За верный ответ болельщиков команда получает 0,5 балла.

· Если и команда, и болельщики не дали верного ответа, то право дать верный ответ переходит к команде, первой поднявшей сигнальную карточку. В этом случае за верный ответ команда получает 0,3 балла.

Ведущий:

Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре трёх команд знатоков.

Очень часто мы слышим, что школьные науки - вещь скучная. Они не скучные – они просто очень серьезные.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, понятиям, которые изучил в школе. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Каждое утро смотрит на термометр, чтобы определить, какой будет день – тёплый или холодный, и надеть соответствующую одежду. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Путешествуя, определяет маршрут следования, используя географические данные места назначения. Попав в другую страну, использует все доступные ему средства общения – мимика, жесты, а прежде всего – язык. Пользоваться основами школьных предметов стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали науки. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по школьным предметам. И в этом нам помогут команды знатоков.

Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команды 5/1, 5/2 и 6 классов. Встречаем команды. (Приветствие и представление команд знатоков)

Вопросы по математике:

1. С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891)

Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Внимание, вопрос: Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?

Ответ: Лóкоть.

2. С вами играет Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - первый учитель математики и морских наук в России - обладал самобытным математическим дарованием.

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки – сектор «Блиц»:

1). Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)

2). На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)

3). Сколько дней в летних каникулах? (92)

3. С вами играет Евклид -древнегреческий математик , автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Внимание вопрос:

“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.

А как это будет по-русски?

Ответ: Один, два, много.

4. Уважаемые знатоки - сектор «Блиц»:

1. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый вал)

2. Город, состоящий из 101 имени. (Сева-сто Поль)

3. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц)

5. С вами играет Ганс Христиан Андерсен.

Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

Внимание вопрос:

Что это за единица длины?

Кто эта героиня?

Ответ: Дюйм. Дюймовочка.

6. Играют учителя математики Григорьева Т.С. и Сабитова Н.Г.

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Ответ: Радиус

Вопросы по биологии и географии

1. Играет учитель географии Чалапко Л.М.

Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка поверхности Земли расположена по отношению к ней только в одном направлении. Через эту точку проходят все меридианы.

Внимание, вопрос: Что это за точка?

(Северный полюс)

2. С вами играет Тур Хейердал - известный путешественник, антрополог, автор множества научно-популярных книг.
Сектор «Блиц»:

3) Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу. Здесь высота прилива достигает максимума. (Залив)

3. Внимание, черный ящик!

У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию.

(Очки)

4. В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов Цельсия! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжелые металлы. Южная столица Казахстана названа в честь этого плода. О каких плодах идет речь?

(О яблоках)

5. С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он. Внимание, «Чёрный ящик»!

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Внимание, вопрос! Что лежит в «черном ящике»?

(Луковица)

6. Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространённое вещество на Земле.

(Вода)

Вопросы по истории

1. Играет учитель истории Исина А.С.

Сектор «Блиц»

1) В настоящее время ни у кого не возникает вопрос: на чём же писать? Конечно же, на бумаге. А на чём писали древние египтяне? (Папирус)

2) Эта сакская царица приказала положить голову Кира в мешок, наполненный кровью. (Томирис)

3) Назовите первый период каменного века (Палеолит)

2. В чёрном ящике находится то, что на немецком языке обозначает «образец», на греческом – «папирус для письма». Они бывают географические, административные, политические, экономические – без них не могут обойтись школьники, путешественники, военные.

Что находится в чёрном ящике?

(Карта)

3. Вопрос задаёт учитель истории Исина А.С. Внимание на экран! Перед вами уникальный архитектурный памятник древнерусского зодчества, который находится в России, в Карелии, на острове Кижи. Через одну минуту назовите предмет, который необходим при строительстве таких сооружений, но которое не использовалось при строительстве данного архитектурного памятника.

(Гвоздь)

4. Внимание, «чёрный ящик». В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. В чёрном ящике лежит одна из таких долговых книжек. Внимание, вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

(Календарь)

5. Сектор «Блиц»

1) Изображение бога в виде статуэтки (Идол)

2) Захоронения в эпоху бронзы (Курганы)

3) Верхний деревянный купол юрты (Шанырак)

6. Сектор «Блиц»

1) Одно из первых орудий древнейщего человека (Рубило)

2) «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике… (Иссык)

3) Название новокаменного века (Неолит)

Вопросы по логике

1. В школе 400 учеников. У скольких учащихся совпадут дни рождения?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. Так как количество дней в году меньше 400; у 365 (или 366) учеников дни рождения могут быть в разные дни года, а у всех остальных пойдут на совпадение с первыми.

Ответ: совпадут у 35 человек.

2. В1900 году 1 января был понедельник. На какой день недели приходился 1 января 1995 года?

(Время обдумывания 2 мин.)

Решение. Если год не високосный, то он сдвигает день недели на 1 (365: 7 = 52 ост 1).

С 1900 по 1994 год включительно прошло 94 года, причем 23 из них были високосными, день недели переместился с учетом семидневки на 5 дней ((94 + 23) : 7 = 16 ост 5). Следовательно, 1 января 1995 года приходилось на воскресенье.

Ответ: воскресенье.

3. Имеются два сосуда емкостью 3 литра и 5 литров. Как с их помощью набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 1-ое переливание: из 5-литрового сосуда вылить в 3-литровый 3 литра, в нем осталось 2 литра воды.

2-ое переливание: вылить 2 литра воды из 5-литрового сосуда в 3-литровый сосуд. Доверху не хватает 1 литра воды.

3-ье переливание: из полного 5-литрового сосуда долить в 3-литровый 1 литр воды. В 5-литровом сосуде останется 4 литра воды.

4. . Наполненный доверху водой сосуд имеет массу 5 кг., а наполненный наполовину 3кг 500г. Сколько воды вмещает сосуд?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 5 кг – 3кг 500г = 1кг 500г - это масса половины воды в сосуде. Тогда масса всей воды в сосуде ровно в 2 раза больше, то есть 3 кг. Ответ : 3 кг .

5. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба.

Ответ: 6 дней

6. Вопрос: В квадратном зале для танцев нужно расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну. Как это сделать?

Ответ:

Вопросы по русскому языку и литературе.

1. Сектор «Блиц»: Назовите сказку:

1) «Шёл солдат по дороге: «Раз-два, раз-два!» Ранец за спиной, сабля на боку…» («Огниво»)

2) «Одну удивительную, полную захватывающих приключений историю, он услышал от ласточки…» («Дюймовочка»)

3) «Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24…» («Стойкий оловянный солдатик»)

2. Уважаемые знатоки, с вами играет Ганс Христиан Андерсен: «В одной из моих сказок описан эффективный тест на выявление принадлежности к королевской фамилии. Этот «тест» находится в чёрном ящике».

Внимание, вопрос: О каком тесте идёт речь?

(Горошина)

3. Реши примеры из грамматической арифметики. В ответах у вас должны получиться слова, обозначающие названия птиц.

1) Каро + со (Сорока)

2) Флаг + моника – ка (Фламинго)

3) Яд + тело – о (Дятел)

4) Гол + ива (Иволга)

5) Ров + секция – ия (Скворец)

6) Сало + точка – о (Ласточка)

4. Уважаемые знатоки, с вами играет учитель русского языка Е.Н.Водопьянова:

Разгадайте шарады:

1) Между союзом и предлогом

Поставь небесное явленье,

И три составленные слога

Дадут забор иль загражденье (О-град-а)

2) Мой первый слог – на дереве

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь. (Сук-но)

5. Мультипликационная пауза!

(Серия мультфильма «Маша и медведь»)

6. Сектор «Блиц»: Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой:

1) Чья душа потёмки? (Чужая душа - потёмки)

2) С каким металлом можно сравнить молчание? (Слово – серебро, молчание - золото )

3) Что любят деньги? (Деньги счёт любят)

Вопросы по английскому и казахскому языкам

1. Чем уникально предложение

«The quick brown fox jumps over the lazy dog»?

(В нём используются все 26 букв алфавита)

2. Чем интересно слово « racecar »?

(Оно читается одинаково слева направо и справа налево)

3. К какому из слов английские поэты никогда не могут подобрать рифму?

a) month

B) lake

c) house

d) town

(month )

4. Назовите слово английского языка, где встречаются три удвоенные буквы подряд .

(Bookkee per )

5. Сектор «Блиц»

1) В чем состоит различие между сказками и легендами? (В легенде описываются события, которые имели место быть когда-то давным-давно)

2) Назовите сказку, в которой кошка поплатилась своим хвостом за необдуманный поступок. («Мақта қыз бен мысық»)

3) Назовите имя хитреца, который умудрился получить у бая десять отборных овец за обглоданную кость. (Алдар Косе)

6. Музыкальная пауза

Игра со зрителями

1. Отгадайте антифразы. Отгадками служат известные пословицы.

1) Злое предложение и собаке отвратительно. (Доброе слово и кошке приятно)

2) Коротка ночь от утра, если забот полно. (Долог день до вечера, коли делать нечего)

3) Начал безделье – работай трусливо. (Сделал дело – гуляй смело)

4) Слабую вражду пилой распилишь. (Крепкую дружбу топором не разрубишь)

5) За доллары глупость не продашь. (За деньги ума не купишь)

6) Щедрость – редкому счастью конец. (Жадность – всякому горю начало)

2. Отгадайте шарады:

1) Три первые буквы – сирены сигнал,

А последние две – предлог.

Целое – каждый в лесу видал

И в печке зимою жёг. (Сос – на)

2) К строению предлог добавишь,

а в целом ты руду расплавишь (Дом – на)

3) Слог первый – среди нот,

Второй – на танцплощадке,

Всё вместе – корнеплод,

Зреющий на грядке. (Ре – па)

3. Древний человек (Австралопитек)

4. Древнейшее религиозное представление (Тотемизм)

5. Первый сплочённый постоянный коллектив родственников (Род)

6. Главное условие для развития человека (Труд)

7. Древнегреческий историк (Геродот)

8. Материал для покрытия и утепления юрты (Кошма)

9. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит: «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что бы это значило? (Она обращается к девочке.)

10. 1% от одной тысячи рублей? (10 рублей)

11. Единица скорости на море? (узел)

12. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да, если один из множителей равен нулю)

13. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

14. Сколько вершин у куба? (8)

15. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

16. Количество материков умножьте на количество океанов. Что получили? (24)

17. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)