Безопасность учащихся в здании школы. Организация работы по обеспечению безопасности в школе Безопасность ребенка во время пребывания в школе

Совокупность мер и мероприятий учебного заведения называется комплексной безопасностью школы. Данные меры осуществляются при взаимодействии с правоохранительными органами, органами самоуправления, другими службами.

Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, в первую очередь, заботится о его безопасности. Особенно сегодня? как никогда ребенок обязан находиться в безопасности, начиная от дороги из дома до самой школы, и особенно внутри общеобразовательного учреждения. Конечно, в первую очередь, безопасность детей в школе должны обеспечивать администрация и охрана. Каждая школа периодически проводит различные общешкольные собрания, в которых принимают участие как учителя, так и родители. На таких собраниях уделяется большое внимание обучению детей о том, как правильно вести себя в различных ситуациях. Цель учебного общеобразовательного учреждения — научить ребенка параллельно с повышением качества образования преодолевать возникающие на его пути трудности: знать правила эвакуации из здания школы и не поддаваться панике, выучить правила дорожного движения, не брать в школу дорогие вещи и другое.

Каждая школа обязана защитить здоровье ребенка и отвечать за его сохранность, соблюдать технику безопасности, а также обучать учащихся способам обеспечения личной безопасности, а также безопасности окружающих. В школе должны быть предусмотрены меры по пожарной и антитеррористической безопасности, контроль за здоровьем школьников, состоянием здания, а также обеспечить ознакомление общественности с мерами безопасности. Не реже двух раза в год организуются тренировки с персоналом, а также учащимися по эвакуации людей, ознакомление их с действиями в чрезвычайных ситуациях. Должны проводиться ежедневные осмотры состояния территории, ограждения, спортивных площадок. Необходим контроль за продуктами. В школе разрабатывают планы, маршруты по эвакуации, инструкции и брошюры по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

С целью обеспечения безопасности детей разработаны специальные паспорта, в которых включены правила безопасности дорожного движения. Практически в каждой школе регулярно проводятся мероприятия и классные часы, обучающие детей поведению на дороге. Очень важно ознакомить детей с планом эвакуации школы.

Обеспечение безопасности детей в школе руководствуется Федеральными законами, а также постановлениями правительства и другими нормативными актами.

В каждой школе должна быть установлена противопожарная сигнализация. Все этажи должны быть оснащены огнетушителями, а также установлена специальная кнопка вызова наряда полиции. Абсолютно во всех школах существует круглосуточная вахта, которую несут работники охранного агентства. В случае пожара, все действия коллектива должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, немедленную эвакуацию и их спасение. Эвакуация не должна занимать больше семи или десяти минут.

Особое внимание нужно уделить электробезопасности. Все электрощитовые приборы должны быть закрыты на замки. Электрические приборы должны постоянно проходить проверку.

С существующей террористической опасностью проводятся меры по недопущению на территорию учебного заведения посторонних лиц. Эти меры проводят охрана, администратор, дежурный учитель. Ведется постоянный учет посещающих школу граждан. При возникновении угрозы взрыва в школе разработан соответствующий план эвакуации, с которым предварительно знакомят также и учащихся школы. В школах должны осуществлять ежедневные дежурства администрации, а также дежурного класса. Каждую неделю руководство школы выделяет дежурный класс, который во главе с классным руководителем следит за порядком в школе, предупреждает обо всех ситуациях и возникающих опасностях администрацию заведения.

Важным элементом безопасности ребенка в школе является его питание, которое должно соответствовать всем нормам. Еда должны быть качественной. Для исключения случаев отравления каждый день должна проходить проверка продуктов питания. Важно исключить из меню вредные и запрещенные продукты такие, как чипсы, газировка и другие.

Опасность может грозить ученикам со стороны и технического оборудования. Правила безопасности существуют почти в каждом кабинете общеобразовательного учреждения. В кабинете химии необходимо соблюдать инструкции перед тем, как начинать опыты и согласовать их с учителем. Очень важно ознакомиться со свойствами различных веществ, не пробовать их на вкус. В кабинете физики не притрагиваться к оголенным проводам, не включать приборы в сеть, предварительно не обговорив с учителем. На уроках физкультуры проверять тренажеры, страховаться при упражнениях на гимнастических снарядах. Во время уроков по технологии не направлять колющий и режущий предмет в сторону тела, следить за тем, чтобы части одежды не попадали под режущий инструмент.

Безопасность целиком и полностью зависит также и от родителей, которые сами в первую очередь должны знать правила безопасности детей в школе, а затем и научить ребенка следовать им. Невозможно оградить ребенка от всех неприятностей. Нужно объяснить ему, что еще никто не окачивал школу без того, чтобы не попасть в неприятности. Подготовить ребенка правильно реагировать на любые неприятности и чрезвычайные ситуации.

Существует несколько основных правил, о которых родители обязательно должны поговорить с детьми.

Научить ребенка ходить в школу исключительно в компании друзей, если же выбирать дорогу, то только людную.

Находиться постоянно возле учителей, одноклассников, друзей. Не ходить одному в такие школьные помещения, как чердак, подвал. Никогда не задерживаться на спортивной площадке.

Сообщать обо всех случившихся неприятностях учителю или охраннику.

Научить детей никогда не принимать предложений незнакомых людей проводить или подвезти. Не соглашаться ни в коем случае, даже если незнакомец утверждает, что он друг родителей.

Ребенок не должен оставлять в раздевалке деньги и сотовый телефон и быть внимательным к своим вещам. Не нужно давать ребенку много карманных денег, не разрешайте брать в школу дорогую технику и драгоценности.

Очень важно, научить ребенка не общаться с теми, кто приносит в школу наркотики или оружие. Опасность здоровью несут также алкоголь и табак. Родители должны постараться объяснить ребенку то, что школа является не местом удовольствий, а получения знаний. Ребенок не должен скрывать от родителей любую неприятность или мелочь.

Родители должны постоянно интересоваться тем, как проводит ребенок время в школе. Познакомиться с учителями, выяснить у них, как он ведет себя при возникащей ситуации. Безопасность детей в школе полностью зависит также и от родителей. Ребенок может не всегда рассказать о том, что на него напали хулиганы, однако взрослые обязаны заметить это. Любые перемены, происходящие в поведении детей необходимо внимательно проверять, не отказывать детям во внимании. Проблемы, кажущиеся нам несущественными, могут быть достаточно серьезными для ребенка.

Комплексное обеспечение по безопасности учеников должно своевременно осуществлять руководство школы. Родители же должны следить за тщательностью их выполнения. В различных школах с целью повышения безопасности детей проводится месяц безопасности, в течение которого детей учат правильному поведению на дорогах, в транспорте, реагированию на угрозу возникновения пожаров. На уроках детей учат распознавать, а также оценивать опасные ситуации, выбирать способы защиты. Проходят учения, на которых учеников обучают правилам эвакуации при случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров.

Большое внимание уделяется оказанию первой помощи. Очень интересно, если детям поручат сделать стенгазету на тему «Безопасная дорога до школы», важны разные буклеты и брошюры по мерам и способам безопасности. Проводить внеклассные часы по обучению правил безопасности на дороге. Например, чтобы ребенок следил за тем, чтобы он в автомобиле всегда был пристегнут ремнем безопасности, а также формирования у ребенка внимательности на улицах города. Особенно важно это делать в начальных классах.

Единым неразрывным процессом считается воспитание ученика, как в школе, так и воспитание его в семье. Роль учителя в организации воспитания очень велика. Следует отметить, что здесь очень важно именно с первого года обучения привлечь родителей и сделать их соучастниками педагогического процесса.

Вся работа с родителями в общеобразовательном учреждении имеет огромное значение и ведется в целостной системе. Для того, чтобы родительская помощь была существенной и действенной, необходимо научить их обмениваться опытом, пытаться обсуждать все возникшие проблемы, искать совместные пути и способы решения.

Все знают, что в школе дети учатся и конечно же, общаются со сверстниками. Однако, ребенок остается без присмотра взрослого именно по дороге из дома в школу и из школы домой. Задача родителей, а также преподавателей знать, где находится ребенок и когда он окажется под присмотром взрослых.

Важно везде, всюду и всегда соблюдать осторожность. Будь то дом или школа, главное не забывать, что опасные ситуации могут поджидать, где угодно. Нужно быть бдительным и не теряться, стараться взять себя в руки и не паниковать.

МБОУ « Пушкинская школа для обучающихся с ОВЗ».

«Безопасность учащихся в школе и дома ».

Классный час.

Учитель: Лобозева Н.А.

22.03. 2017 год.

БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА.

Цель: обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить избегать и предотвращать опасные ситуации.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Орг. момент.

Учитель: сегодня люди живут в благоустроенных домах, ходят «охотиться» в супермаркеты, и самые страшные животные, которые попадаются на пути это соседская собака и вездесущий комар. Но современный мир наполнен опасностями, просто они стали другими. Пешеходы не достанутся на обед голодному зверю, зато могут угодить под колеса автомобиля. Причиной смертельного отравления оказывается не укус змеи, а просроченное лекарство из собственной аптечки. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Сегодня вы должны продемонстрировать свои знания по правилам поведения в экстремальных ситуациях, свои знания по основам безопасности жизнедеятельности.

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.

Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.

Работа с картинами, таблицами.

  • К природным опасностям относятся:

Ø пониженная или повышенная температура воздуха;

Ø атмосферные осадки;

Ø солнечная радиация;

Ø стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.).

  • Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т. д.
  • Человек тоже может создать социальную опасность своими действиями или бездействием.

К опасностям, создаваемым людьми, можно отнести:

Ø терроризм,

Ø социально-политические конфликты,

Ø преступления,

Ø наркоманию, алкоголизм и пр.

Рядом с человеком находятся потенциальные, т. е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.

Задание. Подумайте и ответьте на ряд вопросов:

  1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
  2. Проверяете ли вы, уходя из дома, выключены ли электроприборы, вода?

3.Научились ли вы правилам пользования электроприборами, газовой плитой и т. д.?

  1. Знаете ли вы номера телефонов экстренных служб? Проверяем.

5.Можете ли вы в присутствии ребенка совершить необдуманный поступок, например, искупаться в незнакомом водоеме, прогуляться по тонкому льду и т.п.?

  1. Знают ли ваши родители, как и с кем, вы проводите свободное время?
  2. Проинструктировали ли вас родители, как вы должны себя вести в случае экстремальных ситуаций, например, вы застряли в лифте или услышали запах газа в квартире?

Экстремальные, т.е. ситуации, необычные по трудности и сложности, возникают вдруг и внезапно. Поэтому каждому человеку, взрослому и ребенку, важно знать, как себя вести в таких ситуациях

Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т. д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, попытаться самому выйти из ситуации или предпринять действия для спасения. В замкнутом пространстве у ребенка остается два вида поведения:

Ø звать на помощь

Ø или самому предпринимать меры по спасению.

Обращение за помощью - первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Вы, дети, должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации. Конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. Родителям необходимо отрабатывать с вами модели поведения в различных критических ситуациях: например, потерялся в магазине - обратись к продавцу, кассиру или представителю службы охраны, заблудился в городе - обратись к сотруднику полиции. Если возник пожар - позвони в службу 01 или 02. Второй вариант поведения - постараться избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде - выйди из подъезда или ни в коем случае не заходи с ним в лифт и пр.

Важно, чтобы вы не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу. Например, если вызывается пожарная служба вы должны сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда, фамилию, телефон.

На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, т. е. людей, к которым вы можете обратиться в случае чрезвычайной ситуации.

Кому вы имеете право открыть дверь, если находитесь дома один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек; где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода произойдёт в квартире; где выключается газ, электричество. Эти и другие элементарные правила безопасности должны вы знать. Ощущение страха, опасности, паника часто не позволяют взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их последовательность, порядок.

Рассмотрим ещё один важный вопрос - профилактика детского травматизма. Теоретически ребенок, хотя подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но осознает ее вообще, не соотнося с собой. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме во дворе и т. п.

Как правило, старшеклассники считают, что уже все знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.

Работа по правилам дорожного движения. Работа по таблицам.

Безопасность ребенка во время пребывания в школе

Вспомним о правилах безопасного поведения в школе, это поможет избежать множества проблем. А начать стоит с устава школы, где обязательно сказано, что по лестницам следует перемещаться аккуратно, не стоит выходить за пределы школьного здания без необходимости, сидеть на подоконниках и открывать окна без разрешения учителя, конечно, не бегать по коридорам, не разливать и не разбрасывать остатки еды, так как из-за этого кто-то может упасть, нельзя курить, нецензурно ругаться и употреблять спиртные напитки, не стоит носить дорогие украшения в школу, оставлять ценные вещи в раздевалке, на парте, на подоконниках — это избавит от неприятностей, например, воровства, личные вещи нужно всегда держать при себе. В случае кражи нужно рассказать обо всем учителю или администрации.

Если же вы попали в опасную ситуацию, то нужно как можно скорее сообщить о случившимся преподавателю. А если ваше чадо почувствовало себя плохо, то преподаватель должен довести его до медицинского кабинета.

Не стоит решать конфликты с одноклассниками кулаками, лучше это сделать мирным путем, просто поговорив, это намного эффективнее. И тем более не стоит ввязываться в чужие драки, лучше сообщить о происходящем учителю, чтобы прекратить конфликт. что не стоит дружить с «плохими» школьниками — те, кто носит с собой ножи, зажигалки и опасные вещества и не в коем случае не пробовать опасные вещества, даже если ребята предложили их просто попробовать бесплатно.

Мы привыкли считать, что наркотики в нашей жизни - это удел неблагополучной семьи. Ведь как думают родители: «С моим ребенком этого не случится, у нас всего хватает: еды, одежды, развлечений. Это может произойти с кем угодно, только не с моим ребенком, в этом я уверен, я его хорошо знаю». К сожалению, они нередко ошибаются. Насторожитесь, если подросток слишком поздно ложиться спать и все дольше залеживается в постели утром, если падает интерес к учебе или привычным увлечениям и хобби, снижается успеваемость, если появились прогулы школьных занятий. Он завел новых друзей не совсем обычного вида и поведения. Если подросток выпрашивает у матери или отца деньги во все возрастающих количествах, а тем более, если дома начали пропадать деньги или ценные вещи, - это очень тревожный признак!

Правила безопасности при обращении с электроприборами

1.Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора произведите в обратном порядке.

  1. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  2. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.
  3. Опасно использовать электроприбор с повреждённой изоляцией шнура. Если вы увидели оголённый провод, неисправный выключатель, розетку - сразу сообщите об этом взрослым.
  4. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включённом в сеть нагревателе.
  5. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включённые в сеть.
  6. Никогда не тяните электрический провод руками.
  7. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.
  8. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Правила личной безопасности в доме

  1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно кладите на место. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
  2. Ни в коем случае не пробуйте самостоятельно никакие лекарства. Вы можете отравиться.
  3. Не открывайте и не пробуйте никаких упаковок с бытовой химией. Это опасно для жизни!
  4. Если вы почувствовали запах газа, соблюдайте следующие правила:

Ø сообщите взрослым;

Ø откройте окна, форточки, двери и проветрите квартиру;

Ø закройте краны на плите;

Ø не включайте и не выключайте (если он включен) свет и не зажигайте спички;

Ø позвоните по телефону 04.

  1. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.

Правила личной безопасности на улице

  1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на улице.
  2. Не играйте на дороге, идя из школы домой.
  3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.
  4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.
  5. Не играйте с наступлением темноты, а также в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с дорогой, в пустых или разрушенных зданиях.
  6. Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.
  7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).
  8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости,

послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

  1. Обо всех подозрительных случаях и обо всём, что было на улице, сообщайте родителям.

Как не стать жертвой преступления

  1. Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, кем бы он ни представлялся (сантехник, электромонтёр, почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди множества честных и порядочных людей встречаются ещё и грабители, разбойники и мошенники. Говорите с любым незнакомцем через дверь.
  2. Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто - то пытается открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?»
  3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите милицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) просите соседей и прохожих о помощи.
  4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернутся с работы родители, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда позвонить.
  5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточку и окна, особенно, если живёте на первом или последнем этаже.
  6. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок - это привлекает внимание посторонних.
  7. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть дорогостоящие предметы (телевизионная, видео - и радиоаппаратура, одежда, украшения и т. п.), а также количеством денег.
  8. Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят ни под каким предлогом.
  9. На вопрос незнакомых людей, дома ли папа или мама, лучше ответить, что родители сейчас дома.

«Путешествие в страну БЕЗОПАСНОСТИ».

2.Игра«Искру туши до пожара - беду отводи до удара». Отгадываем загадки.

1).Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (ДЫМ)

2).Я не сам по себе,
А сильнее всего
И страшнее всего.
И все любят меня и
Все губят меня. (ОГОНЬ)

3).В бумажном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (СПИЧКИ)

4).Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

5).Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его: (ВОДОЙ)

6).Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (ОТНЯТЬ)

7).С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный: (абажур)

8).Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с: (утюгом)

9).Не суши белье над газом,
Все горит единым: (разом)

10).Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может: (сжечь)

11).Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и: (людей)

12).Всем, друзья, вы расскажите,
Чем пожарные живут.
Они днем и ночью тоже
Ваши жизни: (берегут)

Задание: назовите причины возникновения пожара в квартире, доме.

Работа с таблицами, иллюстрациями.

  1. «Внимание- улица».

Пешеходы! Будущие водители!

Велосипедисты и мотоциклисты!

Автомобилисты!

Добро пожаловать! Привет!

Нам путь открыт! Зелёный свет!

Город, в котором с вами мы живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Вот она азбука над мостовой.

Знаки развешаны над головой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Внимание, внимание!

Вас ожидает состязание!

На лучшее знание и умение

Правил дорожного движения!!!

Задание. На доске вывешены дорожные знаки. Учитель читает стихотворение про каждый знак, а ребята должны определить, о каком дорожном знаке идёт речь, выбрать из предложенных на карточке (ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ, ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО, ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЁН, МЕСТО СТОЯНКИ, ПУНКТ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ТЕЛЕФОН, АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ, ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО, МЕСТО ОСТАНОВКИ АВТОБУСА, ПУНКТ ПИТАНИЯ, ДЕТИ), правильный ответ вывесить на доску.

О каких дорожных знаках идёт речь?

1.Кто-то яму раскопал-

Прямо на дороге.

Весь асфальт переломал-

Берегите ноги!

И водитель должен знать,

Что идут работы-

(дорожные работы)

7.Если нужно дозвониться

Хоть домой, хоть заграницу.

Знак поможет, скажет он,

Где искать вам телефон!

(телефон)

2.Этот знак, ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!

(движение запрещено)

8.В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

(движение пешеходов запрещено)

3.Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти.

(пешеходный переход)

9.В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

(место остановки автобуса)

4.Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

(въезд запрещён)

10.Коли вам нужна еда,

То пожалуйста сюда.

Эй, шофёр внимание,

Скоро пункт питания!

(пункт питания)

5.Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб не нужная ему,

Не мешала ни кому.

(место стоянки)

11.Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

6.Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут

Помощь первую окажут,

(пункт первой медицинской помощи)

12.Не доедешь без бензина

До кафе и магазина

Этот знак вам скажет звонко

Рядышком бензоколонка!

(автозаправочная станция)

Задание: дорожный знак «Дети» разрезан на части. Задание: составь знак и дай его

характеристику.

4.«СКОРАЯ ПОМОЩЬ».

1 задание: кроссворд

1.Бывает артериальное, венозное, капиллярное…….

2.Состояние, при котором человек теряет сознание.

3.Набор лекарственных средств, для оказания первой медицинской помощи.

4.Патологическое состояние, развивающееся в результате попадания яда в организм человека.

5.Один из симптомов при травмах.

6.Средство обработки вокруг раны.

7.Поражение кожных покровов под воздействием высоких температур.

8.Повреждение мягких тканей, при которых нарушается целостность кожных покровов.

9.Применяется при ушибах первые двое суток.

10.Появляется при II степени ожогов.

(за каждый правильный ответ- 1 бал)

Задание: из набора предметов оказания первой медицинской помощи (йод, зелёнка, жгут, лейкопластырь, бинт, пинцет, термометр, перекись водорода) необходимо выбрать:

1.Используется для обработки ран.

2.Необходим для остановки кровотечения.

3.Используется для извлечения инородных тел.

4.Применяется для фиксации повязки.

5.Им можно заклеить рану.

6.Прибор для измерения температуры.

«АУ!»

Один мальчик заблудился в лесу, и пока он ждал помощи от взрослых сочинил стихотворение. Стихотворение не дописано. Закончите его.

Я в лесу один остался

Я ужасно испугался!

Что же делать мне в лесу,

Маленькому, одному?

Мхом я землю застелю,

Мягких веток навалю.

Никого я не боюсь.

Маму с папой я дождусь!

«СКАЗОЧНАЯ».

Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними. (Красная шапочка)

Kтo, из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, недопустимых для знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? (Маша и три медведя)

Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным? (Незнайка)

В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая это сказка? (В козлёночка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Итог занятия.

Безопасность - это состояние защищённости, которое чувствует то или иное лицо. Особую роль в современном обществе играет безопасность в школе, так как именно здесь сосредоточено наибольшее количество маленьких детей, повлиять на деятельность которых не составит ни малейшего труда.

Предпосылки и события

Техника безопасности в школе во многом обусловлена трагическими событиями, которые нередко происходят в учебных заведениях. Ярким примером тому является захват учащихся в городе Беслане. Более того, помимо существуют явления природного и техногенного характера: пожары, массовые заболевания, отравления учеников, ЧС криминального характера. Любое из вышеназванных событий порождает не только многочисленные разрушения, но и влечёт гибель людей, причинение увечий, потерю здоровья, а также тяжёлые психологические травмы. Именно поэтому техника безопасности в школе для учащихся - это важнейшей элемент деятельности в образовательном заведении.

Должностные инструкции

Прежде всего, безопасность в школе зависит от руководящего состава. Так, в должностных обязанностях одного из заместителей директора присутствует пункт о необходимости обеспечения защищённости каждого ученика.

Примерная инструкция руководства школы по обеспечению безопасности учеников выглядит следующим образом:

  1. Организация деятельности учебно-воспитательного плана.
  2. Обеспечение выполнения локальных нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность в школе. Инструкции, своевременная разработка планов, проведение профилактических мероприятий.
  3. Своевременное доведение оперативной информации о нововведениях, изменениях, утрате законной силы теми или иными нормами, обеспечивающими состояние защищённости.
  4. Внедрение положительного опыта, а также поиск инновационных решений в проблеме обеспечения безопасности на территории учебного заведения.
  5. Осуществление методической работы как с персоналом учреждения, так и с обучаемыми.

Представленный перечень должностных инструкций является примерным. Кроме того, каждое из полномочий должно в последующем реализоваться в виде практических, более конкретизированных мероприятий. Только путём слаженной работы и выполнения каждого пункта можно добиться высокого уровня защищённости детей.

Работа, направленная на защиту от терроризма

Безопасность учащихся в школе зависит не только от профилактических мероприятий, организованных руководством, но и теоретических знаний учеников, которые преподнесли им учителя. И первой темой, являющейся основой в мире защищённости, является раздел по противодействию терроризму и экстремизму.

Данная сфера деятельности включает в себя следующие мероприятия:

  • Регулярное и своевременное проведение совещаний и планёрок относительно вышеназванных вопросов. На данных мероприятиях может проводиться инструктаж учителей по технике безопасности в школе, который в последующем доводится до учеников.
  • Обеспечение надлежащего контроля за проведением профилактических мероприятий, которые изначально были заложены в плане на месяц и на год.
  • Безопасность в школе также подразумевает организацию взаимодействия между правоохранительными органами и спасательными службами и родителями учеников.

Юридическим основанием для проведения всех вышеназванных мероприятий является приказ директора, который издаётся в соответствующей форме. Кроме того, в должностных инструкциях директора всегда должен присутствовать пункт, который обязывает его разработать план или поручить это дело одному из заместителей. Безопасность в школе базируется именно на этом документе, который предусматривает количество сборов, классных часов, профилактических тревог, викторин, собраний, планёрок и так далее.

Охрана образовательного учреждения

Особо уязвимым объектом является начальная школа. Безопасность здесь в обязательном порядке должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться в двух наиболее популярных формах:

  1. Сторожевая охрана в ночное время.
  2. В дневное время за оперативной обстановкой в школе наблюдает вахтёр, дежурный учитель либо иной представитель дежурной смены.

Руководство осуществляется администратором школы. Кроме того, отличным элементом безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории школы позволительно с разрешения начальника отдела образования.

Внутриобъектовый режим

Правила безопасности в школе должны реализовываться путём который контролируется дежурной сменой. На вахте школы всегда должен присутствовать пакет документов:

  • Список педагогического состава, а также обслуживающий персонал на территории учреждения.
  • Список должностных лиц руководящего состава школы, которые обладают правом пропуска посторонних.
  • Инструкции по охране объектов школы.
  • Список лиц, официально допущенных осуществлять охрану учреждения.

Стоит отметить, что список на этом не заканчивается, так как по решению руководства школы и районных образовательных учреждений перечень документов может быть дополнен.

Пожарная безопасность

Техника безопасности в школе состоит не только из профилактических мероприятий и планов по противодействию незаконным действиям, но и включает в себя пожарное состояние школы, а также необходимые правила поведения.

Основным нормативным документом является ФЗ «О пожарной безопасности», который обозначает ориентир на развитие данной сферы деятельности. В правовом документе обозначены важнейшие вопросы осуществления пожарной безопасности, понятия, меры профилактики, алгоритм действия в случае возникновения чрезвычайных происшествий и так далее.

Анализ неоднократной практики возникновения пожаров показывает, что только одна пятая часть возгораний связана с неисправностью технических средств. 70% пожаров возникает по причине халатного отношения лиц, ответственных за профилактику пожаров среди учеников и педагогического состава.

Пожарная безопасность в школе состоит из ряда следующих мероприятий:


Безопасность в электрообласти

Наиболее опасными в плане обеспечения безопасности в школе являются электрические и электрощитовые щиты. Здесь необходимо обеспечить соблюдение следующих мер:


Безопасность труда в школе

Техника безопасности в школе для учащихся и учителей обеспечивается удовлетворительными условиями труда. В первую очередь, при осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Основные требования включают в себя следующее:

  • Инструктаж. Безопасность в школе невозможно обеспечить без проведения подробных объяснений. Существуют нормативно закреплённые правила, благодаря которым преподаватель может как осуществлять повседневную деятельность, так и знать алгоритм действий в случае чрезвычайной ситуации.
  • Наличие законодательного регулирования. Главнейшим правовым документом является Конституция РФ, далее следует ФЗ «Об основах охраны труда» и так далее.

Данный пункт включает не только должностные инструкции, но и различные программы, соглашения между организациями (профсоюзы) и руководящими органами, а также общие локальные акты.

Начальной ступенью обеспечения данного является проведение первичного или вводного инструктажа. Кроме того, второй инструктаж по технике безопасности в школе проводится непосредственно перед началом рабочей деятельности - доведение обязанностей на месте. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое состояние как элемент безопасности

Нормы СанПина в обязательном порядке должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Подобная жёсткость требований и многочисленных санитарных проверок обусловлена заботой о физическом состоянии каждого ребёнка.

Государственные учреждения - школы, ВУЗы, детские сады - обязаны выполнять все санитарные нормы. В противном случае, даже если все элементы безопасности будут в порядке (пожарная, электробезопасность), несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Правоохранительные органы

Немаловажное значение играет взаимодействие школы и Причём подобное слияние может представлять собой как тесно связанную деятельность, так и совместно проводимые мероприятия, например, неделя безопасности в школе, проводимая совместно с сотрудниками МВД.

Постоянное взаимодействие с властными органами может выражаться в регулярном посещении школ инспекторами ответственных учреждений, а также иными работниками государственных служб. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов могут осуществлять свои полномочия непосредственно на территории школы, а именно проводить проверки в отношении антикоррупционной деятельности. Другой сферой исследования может являться обнаружение наркотических веществ, которые в последнее время находят широкое распространение среди школьников.

Сотрудники МВД, ФСБ в рамках профилактических мероприятий могут принимать участие во внеклассных мероприятиях, проводить лекции, уроки и так далее. Подобная форма работы способна наиболее полным образом донести до школьников информацию:

  • о наличии достаточно частых террористических актов;
  • о профилактике нарушения общественного порядка на территории школы;
  • об обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов;
  • о выявлении лиц, способных совершить правонарушение на территории школы.

Кроме того, профилактические мероприятия совместно с представителями правоохранительных органов представляют собой следующее:

  • Разработка и реализация плана по проведению классного часа относительно профилактики дорожно-транспортных происшествий и травматизма.
  • Формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • Обеспечение взаимодействия между педагогическим коллективом и ГИБДД.
  • Привлечение родителей к работе по предупреждению дорожного травматизма.
  • Изучение правил дорожного движения.
  • Создание упорядоченной учебно-материальной базы по обеспечению безопасности поведения на дорогах и улицах.
  • Наличие методических документов по соблюдению дорожного движения.
  • Анализ и формирование выводов, исходя из статистики дорожно-транспортных происшествий.

Гражданская оборона

Масштабы техногенной деятельности современного общества способны поставить под угрозу не только образовательные учреждения, но и целые районы, города и субъекты. Несмотря на усиленное сохранение экологического потенциала, безопасность в школах должна находиться на более высоком уровне. Действие должностных лиц важно обозначить в должностных инструкциях при гражданской обороне.

Около 80% аварий техногенного характера связано с деятельностью человека и низкой профессиональной подготовкой работников. Однако системное изучение вероятных чрезвычайных ситуаций способно помочь не только быстро мобилизоваться, но и предотвратить ситуацию.

Проведение гражданской обороны в условиях образовательного учреждения возлагается на руководителей школы. Самом частым выражением обеспечения безопасности при ГО является оформление «Уголка гражданской обороны». Он помогает разобраться в сигналах оповещения, а также определить порядок действий в условиях как мирного, так и военного времени. Здесь также могут располагаться опасные районы, где могут происходить чрезвычайные ситуации.

Любая сфера деятельности младших и средних образовательных учреждений регулируется нормативно-правовыми актами. Для того чтобы обеспечить план безопасности школы, необходимо целиком и полностью выполнять требование как федеральных правовых документов, так и

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. Однако, несмотря на разнообразие причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности...

Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.

Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе

Чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды - также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

вводный;

первичный;

повторный;

внеплановый;

целевой.

Вводный инструктаж - самый первый. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

при введении в действие новых правил;

при изменении технологического процесса;

при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе - это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

Перед работой проверь исправность инструментов.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперед.

Не оставляй ножницы открытыми.

Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой

Храни иглу всегда в игольнице.

Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

Не втыкай иглу в одежду.

До и после работы проверь количество игл.

Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила уборки своего рабочего места

Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

Сними рабочую одежду.

Все принадлежности убери.

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности - это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
^ Правила безопасности на уроках физики

Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.

^ Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.
На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.
Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании
Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.
Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза - очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.

Тема: Безопасность ребенка в школе.

Образовательное учреждение несет ответственность за создание в школе безопасных условий для ребенка, его жизни и здоровья. Для этого в школе выделяется ряд направлений деятельности, направленных на обеспечение безопасности учащихся.

Это, во-первых, осуществление деятельности школы в строгом соответствии с нормами САНПиНа, касающихся различных сторон школьной среды:
- режиму образовательного процесса;

Организации медицинского обслуживания обучающихся;

Санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

Организации питания учащихся.

Работа классного руководителя в данном направлении должна складываться из изучения индивидуальных особенностей здоровья ребенка с целью осуществления дифференцированного подхода

При определении места ребенка за учебным столом в кабинете,

По организации горячего питания,

По соблюдению ребенком режимных моментов в школе,

За нормированностью объема домашнего задания,

За состоянием здоровья ребенка.

Во-вторых, школа должна быть пространством, защищающим ребенка от любых проявлений жестокости и насилия. Родителям и педагогам, безусловно, хочется, чтобы каждый день пребывания в школе запомнился ребенку только радостными событиями. К сожалению, это далеко не так. Часто присутствие ребенка в образовательном учреждении омрачается не только плохими оценками и замечаниями педагогов по поводу плохо выученных уроков, но и теми взаимоотношениями, тем микроклиматом, в котором ребенок находится в течение дня на протяжении всего учебного года. Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И вся психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и агрессии, которые, увы, имеют место и в наших учебных заведениях. К сожалению, тема насилия в последнее время приобретает все большую актуальность в нашей жизни. В 2009 г. зафиксировано свыше 600 нарушений прав несовершеннолетних, от насилия родителей пострадало 4 тысячи детей. За год в России совершено 100 тысяч преступлений против детей. Насилие становится фактом нашего бытия. И, как следствие этого, насилие среди детей и подростков, тема, которая не может не волновать.

Школа должна быть местом, где детям комфортно и безопасно. В реальной жизни мы все чаще становимся свидетелями обратной ситуации.

Остро стоит такая проблема, как школьная травля, - сложного процесса, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. К сожалению, опыт и статистика свидетельствуют, что в школе ребенок не застрахован от проявлений агрессии и насилия. Тем более прискорбно признавать тот факт, что ребенок в силу обстоятельств вынужден иногда длительно находиться в роли жертвы и испытывать травмирующую для него ситуацию. Не всегда взрослые способны оградить ребенка от сложных жизненных обстоятельств и тогда ребенок вынужден находиться в кризисной для него ситуации один. Какой будет исход, сможет ли ребенок справиться со своими насильниками в одиночку, какой ущерб будет нанесен его физическому и психическому здоровью - непредсказуемо.

Невозможно решить данную проблему за счет каких -то одномоментных воздействий (ужесточение дисциплины, отстранение обидчика или насильника от учебы, организация психологической поддержки или сопровождения жертвы). Любая стратегия вмешательства при возникшей проблеме должна быть направлена на процесс и ситуацию насилия в целом.

Как правило, необходимая помощь от взрослых приходит с большим опозданием. К сожалению, чаще всего, взрослые (педагоги, психологи, администрация, правоохранительные органы и т.д.) которые призваны по долгу своей деятельности защитить ребенка от насилия, предупредить его, сталкиваются с последствиями ситуаций насилия, когда ребенку уже нанесена травма. И тогда очень трудно бывает оказать своевременную помощь, защиту и поддержку, и очень много времени требуется на восстановление, на реабилитацию, на полноценное возвращение к жизни. Можно ли в условиях образовательного учреждения предупредить насилие и избежать его пагубные последствия на развитие личности ребенка? Делать это, безусловно, можно и нужно! Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде должен и может вносить каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Тренинги общения, тренинги личностного роста, тренинги уверенного поведения, тренинги по профилактике зависимого поведения, а также организация досуга детей и вовлечение их в клубы по интересам, тот не полный перечень профилактических мероприятий, которые безусловно должны изменить среду, в которой находятся дети и сформировать модель поведения, где не будет места насилию и агрессии. Особое место в профилактической работе занимают дети, у которых, по тем или иным причинам (воспитание, длительная травмирующая ситуация, хронические заболевания, ситуации домашнего и сексуального насилия и т.д.), уже сформирована модель поведения «жертвы». Именно такой ребенок, как правило, и попадает в ситуацию насилия, которую принимает как знакомую и привычную, а значит терпимую и «нормальную» для него. Нужно ли вмешиваться в таких случаях социальным и правовым институтам (образовательные учреждения, органы опеки, социальные и правовые общественные организации, структуры МВД и т.д.) когда нет запроса ни от родителей, ни от ребенка, ни от окружающих его детей и взрослых, и менять ситуацию? Это не обсуждаемый вопрос!

Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой.
Среди всего многообразия действий, нарушающих права человека, можно выделить несколько видов: насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное. Как это ни прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды. Внешними источниками насилия для детей и подростков в школе являются сверстники, старшеклассники, а так же, как это ни парадоксально, педагоги. Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Скажем, следует ли считать насилием требования педагога к школьникам о том, чтобы они выполняли домашние задания? И вообще, как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?
На наш взгляд, данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом. Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и вполне гуманными воспитательными задачами. Так, педагог, который оскорбляет ученика, оправдывает это необходимостью пробудить в нем совесть. В действительности же он прибегает к такой форме воздействия для того, чтобы оправдать собственное бессилие, неумение сделать это другими способами и тем самым доказать собственную значимость.

Факторы, провоцирующие насилие и жестокость

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:
внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе;
предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести:
а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;

В) особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);
д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;
е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.
Лишь некоторые из этих факторов можно изменить в условиях российского образования. В первую очередь речь должна идти об изменении характеристик школьной среды.
Педагогические действия могут провоцировать или нейтрализовать проявления агрессивности детей и взрослых. Преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.
Чем жестче система контроля и ограничения свободы школьников, тем чаще они проявляют агрессивность к более слабым ребятам, а подчас даже и к педагогам. Если система взаимоотношений «взрослый - подросток» строится на авторитарных принципах жесткого регламентирования поведения детей, то резко возрастает среди учащихся чувство дискомфорта и тревожности. Каждый четвертый подросток в условиях подавления проявляет агрессию как по отношению к учителям, так и к сверстникам или младшим. Жесткая педагогическая система, где взрослый - субъект деятельности, обладающий свободой воли и властью над объектом - бесправным воспитанником, лишенным даже возможности высказать свое мнение, позволяет обеспечить внешнюю дисциплину и порядок и держать под контролем ситуацию в образовательном учреждении, но одновременно провоцирует конфликты, жестокость и агрессивность детей (естественная реакция на внешнее давление), снижает авторитет педагогов и уровень доверия к ним. Подросток, временно лишенный родительской «крыши», оказывается без защиты и поддержки со стороны взрослых и вынужден либо защищаться сам всеми доступными ему способами (в основном агрессивными), либо покориться и принять роль «жертвы», что, в свою очередь, провоцирует новый виток агрессии. Так возникает цепная реакция проявления жестокости не только во взаимоотношениях между подростками и взрослыми, но и в общении детей друг с другом.

Изменить ситуацию может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы: диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества.
Основным результатом проведения классным руководителем профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Особо выделяются действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды. При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы). Третьим важным блоком в этой системе должна стать деятельность по формированию психоэмоциональной среды в классе, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.
В классе целесообразно возродить систему коллективно-творческой деятельности, ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.
Одновременно классному руководителю в практику необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.
Особенно эффективны в этом плане ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.
Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных учащихся и классного коллектива в целом.
В результате происходит резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.
Сделать мир менее жестоким, а детство более безопасным, хотя бы в рамках нашей школы, - это задача, которая под силу только нам, педагогам.
В-третьих, школа обязана научить ребенка безопасному поведению как в социуме, так и в быту, в повседневной жизни. Поэтому первостепенную важность имеют классные часы, беседы, лекции, различной тематики инструктажи (по безопасности дорожного движения, по технике безопасности во время каникул и др.). Также одной из задач, стоящих перед классным руководителем в плане обеспечения безопасности детей, является задача формирования у школьников установки на ведение здорового образа жизни и профилактика вредных зависимостей.